РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Л. Г. Айрапетян
МЕСТО АРМЕНИИ НА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА В УСЛОВИЯХ УЧАСТИЯ В ЕврАзЭс
Аннотация
В статье рассматривается современная геоэкономическая карта мира и позиционирование на ней Армении. Автор статьи подчеркивает, что в глобальной конкуренции все активнее используются интеграционные процессы, одним из которых является формирование и развитие Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) с эволюционной направленностью в Европейский экономический союз. В статье так же обосновывается положительная тенденция инкорпорирования Армении в эту организационную группировку.
Ключевые слова
Геоэкономика, глобализация, интеграция, глобальная экономика, Таможенный союз, интеграционное объединение, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), экономический потенциал, инвестиции, национальная валюта.
L. G. Ayrapetyan
ARMENIANS PLACE IN THE GEO-ECONOMIC MAP OF THE WORLD IN TERMS OF PARTICIPATION OF THE EurAsEC
Annotation
The article discusses the current geo-economic map of the world and positioning it in Armenia. The author stresses that global competition is increasing used integration processes, one of witch is the formation and development of the Eurasians economic community (EAEC) with evolutionary trend in the Eurasian economic union. The article also proves positive trend is the incorporation of Armenia in this organizational grouping.
Keywords
Geoeconomy, globalization, integration, global economy, Customs union, integration association, Eurasian economic community, economic potential, investment, national currency.
Геоэкономическое положение любого государства, прежде всего, определяется его отношениями и экономическими связями с мировыми или региональными центрами с высоким экономическим потенциалом и с активными коммуникациями по направлениям движения капитала, производства, товаров и услуг [1].
На геоэкономическое положение стран сильно сказывается фактор глоба-
лизации мирового экономического пространства, в основе которой лежат следующие условия:
• разница в уровнях экономического развития государств;
• объемами и свойствами природных и трудовых ресурсов;
• географическое положение. Анализ этих условий показывает,
что в настоящее время наблюдается смещение мирового полюса экономиче-
ского развития на Восток. Европа практически утратила свое былое влияние. Глобальный финансово-экономический кризис наглядно продемонстрировал, что неолиберальный рыночный фундаментализм не выдержал проверку временем. Наступает эпоха государственного капитализма и наиболее уязвимыми экономиками становятся страны, где у власти доминируют лишь корпоративные интересы[1]. В качестве ответа на современные вызовы усилились процессы региональной интеграции на всех континентах. Даже США, обладающие самой мощной экономикой мира, заявили о необходимости создания зоны свободной торговли между США и Евросоюзом, и продолжают активно наращивать финансовые ресурсы и производственные мощности в Китае.
Интеграционные процессы все активнее используются в глобальной кон-
куренции. Подтверждением этому стало образование Таможенного союза, с помощью которого конкурентоспособность вошедших в него стран существенно повысилась [2]. Как управленческие решения, интеграционные объединения не только выгодны (создание зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов), но позволяют более эффективно реагировать на внешние вызовы.
По данным международной статистики глобальная экономика вступила в третье тысячелетие с тремя крупнейшими центрами экономического потенциала, на которые приходится свыше половины мирового ВВП, рассчитанного на основе официальных обменных курсов и паритетов покупательной способности национальных валют[3]. Доля лидеров в мировом ВВП представлена на рисунке 1.
Доля страны в мировом ВВП 2013г.
25 20 15 10 5 0
проценты
21 20
12,6
7,5
2,8
США Западная Китай Япония Россия
Европа
Рисунок 1 — Доля лидеров в мировом ВВП 2013г.
Составлен автором на основе: Калабеков, И. Г. 2014 г. URL : www.kaig.ru.
Каждый из трех полюсов экономического и технологического развития имеет разную идеологию формирования. Североамериканский полюс (прежде всего Соединенные Штаты) является образцом свободного предпринимательства, Западноевропейский (Объединенная Европа) — примером экономиче-
ской интеграции в границах единой цивилизации, а Азиатско-Тихоокеанский — демонстрирует умелое использование западных технологий в сочетании с местными социокультурными традициями. Геоэкономические полюса не всегда совпадают с геополитическими, и это несовпадение часто влияет на стра-
тегические решения независимых государств [1].
Евразийский проект можно рассматривать как совокупность стран, осуществляющих коммуникации между тремя мировыми полюсами — это Западная Европа, Восточная Азия и Северная Америка. На переходе полюсов с центром в Китае образуется большой мировой коммуникационный узел. Именно это создает широкие возможности в организации обустройства евразийского пространства через механизмы ускоренного экономического развития. Евразийское сообщество, как и любое сооружение, будет жизнеспособным, если у него есть фундамент, в качестве, которых в данном проекте рассматриваются Россия и Китай. Используя уникальный опыт европейского объединения, страны Евразийского сообщества получают реальную возможность на то, чтобы занимать достойное место в мире. Очевидно, что для успешной реализации Евразийского проекта требуются три основополагающие фактора: общественное согласие, стратегический взгляд на ситуацию и политический характер.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) как интеграционное объединение на настоящий момент можно рассматривать и в границах бывшего Советского Союза, СНГ и даже с включением Монголии. Будучи «азиатским» ЕврАзЭс может выгодно использовать для себя опыт такого геополитического образования как Шанхайская организация сотрудничества.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — была учреждена в 2001 г. и объединяет Китай, Россию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. ШОС преследует цель обеспечить безопасность в регионе и способствовать сотрудничеству в области экономики, противостоять угрозам терроризма, сепаратизма, экстремизма, наркоторговли и организованной преступности. За короткий промежуток времени
ШОС стала мощной организацией и стала важной силой на мировой арене. В июле 2013 г. на саммите ШОС была принята декларация о необходимости для участников антитеррористической операции в Афганистане определиться с конечными строками пребывания военных контингентов на территории стран-членов ШОС. В результате принятия этого решения американцы были вынуждены покинуть пределы Узбекистана. Китай и Россия при помощи других членов организации рассматривают собственные территории и территории сопредельных стран в качестве зоны своих национальных интересов.
В связи с укреплением ШОС наблюдается тенденция к юридическому оформлению трех полюсов экономического и технологического развития или трех полюсного мирового порядка. Формула «США — ЕС — АТР» трансформируется в «ЕС — США — ШОС», где зоны жизненных интересов пересекаются и требуют установления новых правил мирового порядка. Несмотря на очевидную военно-политическую и экономическую мощь США, страны ШОС обладают абсолютной демографической мощью, природными и трудовыми ресурсами, преимущественно динамично развивающимися экономиками с усиливающейся энергетической мощью [1].
В основе евразийской интеграции государств по нашему мнению просматривается европейская модель Евросоюза. На начальной стадии интеграция шла через зоны свободной торговли, а затем стали появляться контуры будущего Таможенного союза и вот теперь с учетом направлений экономического сотрудничества и развития ЕврАзЭс.
В печати появляются мнения, что ЕврАзЭс для ослабленных в экономическом плане республик бывшего СССР может стать защитой от китайской экспансии, и будет способствовать индустриализации и модернизации отраслевого развития входящих в него стран,
оставаясь при этом открытой структурой для других республик СНГ.
В настоящее время Армения занимает 37-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Это позволяет надеяться на достаточное снижение рисковых ожиданий. В подтверждении этого отметим, что в июле 2014 г. подписан договор о начале выполнения ряда инвестиционных программ с соответствующими финансовыми ресурсами между ОАЭ и Арменией.
Изучая многочисленные периодические издания, следует отметить, что анализировать экономику Армении довольно непросто [5]. С одной стороны, количественные показатели довольно неплохие, а с другой, следует всегда учитывать базовые значения или сравнительные уровни. Например, за период 2005-2013 гг. объем ВВП Армении удвоился более чем в два раза (с 4,9 млрд долл. до 10,4 млрд долл.) [5], но базовое значение следует рассматривать как незначительный объем ВВП. Этот результат объясняется большими транспортными ограничениями в условиях враждебно проблемного окружения, слабым развитием отраслей в виду недостаточного финансирования.
На лидирующие позиции в экономике Армении выдвинулся лишь строительный сектор, который за период с 2008 г. по настоящее время с учетом операций с недвижимостью обеспечил рост валовой добавленной стоимости страны с 16,2 % до 34,9 %. Ранее ведущие сектора экономики Армении — сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность развивались значительно медленнее. В результате доля сельского хозяйства в валовой добавленной стоимости сократилась с 25,5 % до 17,7 %, а обрабатывающей промышленности — с 18,5 до 9,3 %. Промышленность в целом росла крайне низкими темпами, прежде всего за счет цветной металлургии, горнодобывающей, ювелирной промышленности и промышленности строительных материалов. В
депрессии находятся машиностроение, химия и легкая промышленность. Именно в таких непростых условиях и было принято окончательное решение о вступлении Армении в ЕврАзЭс. Следует отметить, что первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в 2006 г., когда в собственность России в счет армянской задолженности были переданы два предприятия машиностроительной и химической промышленности. Эта передача обеспечила удовлетворительную работу предприятий и как следствие занятость населения. Наиболее удачным проектом российских инвестицией в Армении стал принадлежащий компании «Русский алюминий» (РусАл) завод «Арменал». Вложив в него 70 млн долл. и применив безотходную технологию, РусАл превратил «Арменал» в успешное предприятие, на котором производится 25 тыс. т алюминиевой фольги в год, или 7 % ее мирового производства [4]. «Арменал» приносит стране и валютные поступления, так как большая часть армянского алюминия отгружается на экспорт. Такое экономическое сотрудничество Армении с Россией говорит о надежных перспективах в экономическом развитии от вступления Армении в ЕврАзЭс.
Выгодность сотрудничества Армении и России подтверждает также и такой факт, что около 90 % трудовых мигрантов из страны выезжают в Россию. В среднем в докризисный период с 2005 по 2007 гг. один мигрант переводил своим армянским родственникам до 2 тыс. долл. в год. В результате чистый приток частных трансфертов в 2010 г. составил 1,15 млрд долл., что было эквивалентно примерно 80 % доходной части бюджета, или 14 % ВВП Армении. По данным Центрального банка Армении, сальдо счета текущих операций платежного баланса за период 2005-2010 гг. увеличилось с 19,6 млн долл. до 1381,8 млн долл. Этот рост происходил на фоне устойчивого увеличения частных переводов, причем их
чистый приток за это время увеличился в 4,3 раза [5]. Это достижение было эффективно использовано правительством для целей управления национальной валютой. Если в 2005 г. среднегодовой курс составлял 578,8 драма за доллар, то в 2010 г. он окреп до 306 драмов.
Определенный вклад в рост экономики внесли предприниматели армянской диаспоры. Их деятельность вызвала приток в страну некоторого объема иностранной валюты. Кроме того, большие объемы валюты поступали в страну в связи с растущим туризмом. Так в 2010 г. страну посетило 558 тыс. туристов и до настоящего времени это достижение не снижалось ниже 540 тыс. чел [5].
Приток валюты от зарубежной трудовой деятельности армянских рабочих позволил получить рост доли средств населения в финансировании инвестиций в основной капитал с 18 % в 2005 г. до 70 % в 2013 г. Правительство и дальше предполагает поддерживать высокую предпринимательскую активность. Это выражается в предоставлении льгот по НДС, упрощении финансовой отчетности и налогового и таможенного администрирования, для операций, связанных с выходом на внешний рынок.
Помимо стабилизации денежной и банковской сферы, правительство Армении большое внимание уделяет поддержке внутреннего спроса для сохранения уровня занятости и доходов населения [5]. Сегодня уже подготовлена программа «Армения — 2020», которая нацелена на: реализацию инфраструктурных проектов; финансовую помощь перспективным в стратегическом плане производственным организациям и на оказание поддержки малого и среднего бизнеса. Эта программа является результатом работы с ведущими учеными и предпринимателями страны. Однако реальное осуществление программы по достижению желаемых темпов развития может начаться только после получения
зарубежной помощи и коррекции бюджетного закона в сторону существенного увеличения расходной части бюджета и некоторого увеличения бюджетного дефицита.
Для реализации мероприятий, предусмотренных программой «Армения — 2020», при правительстве создан оперативный штаб, основополагающей целью которого является разработка и утверждение программ по развитию ведущих отраслей экономики Армении и изыскания финансовых средств для их выполнения. Основное внимание уделяется программам, связанным с производством импортозамещающей продук-ции[5]. В области развития инфраструктуры программой предусмотрено до 20015 г. строительство 800-1000 км автомобильных дорог. В программе предусмотрено также строительство жилых домов в зоне землетрясения, модернизация оросительных систем и возведение нового блока АЭС.
Ведущим промышленным предприятиям уже начато оказание финансовой помощи в наращивании производства, увеличения изготовления продукции на экспорт, стимулирования внедрения инновационных технологий, создания новых рабочих мест. В частности, в феврале правительство предоставило краткосрочный кредит в 10 млн долл. Зангезурскому медномолибдено-вому комбинату [5]. И в данном случае, можно отметить, что сотрудничество со странами, входящими в ЕврАзЭс может оказать положительное воздействие на выполнение программы «Армения — 2020».
По мнению исследователей и экспертов, Армения также может ассоциировано участвовать и в других экономических союзах. При таком подходе могут рассматриваться (по разным направлениям) параллельно как частные инициативы, так и деятельность в поддержании и различных государственных интересов. Эксперты признают, что было бы выгодно оказаться в более разви-
том с экономической точки зрения Европейском Союзе. Основным препятствием к этому является недостаточный экономический потенциал страны. В этой связи на данном этапе ЕврАзЭс является безальтернативным для Армении и в стратегическом плане с точки зрения имеющихся прошлых и текущих экономических отношений с членами ЕврАзЭс, и в возможных расширяющихся перспективах развития национальной экономики. Гарантом этого должны стать многолетние в прошлом экономические контакты со странами, входящими в Таможенный Союз и со странами СНГ. Использование хорошо освоенных в Армении стандартов ЕврАзЭс на промышленную продукцию позволит в короткое время довести отечественную продукцию до европейского уровня и по качеству, и по техническим характеристикам. А уже с этим багажом для Армении открывается путь в более экономически развитой Европейский Союз.
Следует также надеяться и на то, что Россия сможет оказать существенное влияние на решение территориального конфликта с Азербайджаном [6]. Таким образом, и с экономической и с политической точек зрения вступление Армении в ЕврАзЭс следует признать оправданным.
Библиографический список
1. Геоэкономическое положение государства — Геополитика [Электронный ресурс]. — URL : dergachev.ru> Russian-encyclopaedia 104/80.html.
2. Акопова, Е. С., Айрапетян, Л. Г. Интегративно-стратегический характер воздействия международного разделения труда на систему мирового хозяйства // Управление логистическами системами: глобальное мышление — эффективное решения : vатериалы между-нар. науч.-практ. юбилейного X ЮжноРоссийского логистического форума, 10-11 октября 2014 г. — Ростов н/Д :
Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2014. — T. I.
3. Акопова, Е. С., Полуботко, А. А. Интерфейс развития инфраструктуры энергетического комплекса и мировой экономики // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2014. — № 2 (46).
4. The Problem of Preserving the Nation-state Sovereignty in the Context of Globalization / Asian Social Science / Advancement of Socio-Economics Russian Outlook / Scopus, 20140.7/0.5 Альбеков А. У., Полуботко А. А., Акопова Е. С.
5. Основные черты экономики Армении — мировая экономика [Электронный ресурс]. — URL : www.webeconomy.ru/index/php?page=cat &newsid=1208&type.
6. Айрапетян, Л. Г. Ретроспективный анализ основных макроэкономических показателей экономического развития России и Армении // Теория и практика коммерческого посредничества в сфере обращения : материалы регион. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (5 декабря 2012 г.) / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). — Ростов н/Д, 2012.
Bibliographic list
1. Geo-economic position of the state of Geopolitics [Electronic resource]. — URL : dergachev.EN>English-encyclopaedia 104/80.html.
2. Akopova, E. C., Ayrapetyan, L. G. Integrative and strategic nature of the impact of the international division of labor in the global economy // Control logistich-eskoe systems: global thinking — effective solutions : materials of international scientific-practical X South-Russian logistics forum, 10-11 October 2014. — Rostov-on-Don : Publishing and printing complex RGAU (rinkh), 2014. — Vol. I.
3. Akopova, E. C., Polubotko, A. A. Interface development infrastructure and energy complex and the global economy //
Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2014. — № 2 (46).
4. The Problem of Preserving the Nation-state Sovereignty in the Context of Globalization/ Asian Social Science / Advancement of Socio-Economics Russian Outlook / Scopus, 20140.7/0.5/ Albekov A. U., Polubotko A. A., E. C. Akopova.
5. The main features of the economy the global economy [Electronic resource], — URL: www.webeconomy.ru/ in-dex/php?page=cat&newsid=1208&type.
6. Ayrapetyan, L. G. Retrospective analis key macroeconomic as indicators of economic development of Russia and Armenia // The theory and practice of commercial mediation in the sphere of circulation : materials of the region, practical, proc. students and postgraduate students (5 December 2012) / Rostov State University of Econimics (RINH). — Rostov-on-Don, 2012.