Политология
УДК 11.15.45
DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-1-37-45
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
LOCAL GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: ORGANIZATIONAL, LEGAL AND PERSONNEL ISSUES
Т. E. Бейдина,
Забайкальский государственный университет, г. Чита, beydina@inbox.ru.
T. Beydina,
Transbaikal State University, Chita
С. В. Бейдин,
Забайкальский государственный университет, г. Чита beydina@inbox.ru
S. Beydin,
Transbaikal State University, Chita
Л. H. Кухарский,
Забайкальский государственный университет, г. Чита kukharskijjartjom@ yandex.ru
A. Kukharsky,
Transbaikal State University, Chita
Л. H. Новикова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита anna_novikova2010@ mail.ru
A. Novikova,
Transbaikal State University, Chita
Анализируются организационно-правовые и кадровые вопросы функционирования муниципалитетов. На современном этапе возникает потребность в том, чтобы создать научную основу с целью разработки обоснованной кадровой политики для практики управления персоналом муниципальной службы. Отмечено, что важность профессионализации муниципальной службы связана с тем, что социум нуждается в результативном и профессионально работающем аппарате. Изучение происходящих в муниципальной службе процессов необходимо для нахождения наиболее подходящих альтернатив и путей повышения ее эффективности. Указано, что модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации предполагает кадровые изменения в муниципальной службе.
Организационно-правовые системы местного самоуправления предполагают возврат к прямой демократии на основе умных систем государственного и муниципального управления. Отмечено, что при прямой демократии граждане непосредственно принимают и исполняют решения. Авторы обращают внимание на то, что гражданское население при такой политической организации несет прямую ответственность за принятие и исполнение принятых решений. Предложения решений могут исходить как от отдельных граждан, так и от групп, таких как партии, объединения. Обозначено преимущество такой демократии, которое заключается в быстрой постановке и решении проблемы. В отличие от представительной демократии непосредственная лишена таких проблем, как коррупция, борьба за власть и финансы. Как недостаток указано ее сложное применение на больших территориях, так как много времени уходит на согласование и проведение выборов. При решении этого недостатка демократия развилась до электронной демократии. Сделан вывод, что информационно-коммуникационные технологии оказывают большое влияние на развитие прямой демократии. Это способствует уменьшению коррупции, фальсификации выборов, участию граждан в обсуждениях принятия решений
Ключевые слова: местное самоуправление; Россия; кадровая политика; управление персоналом; модернизация; повышение квалификации; электронная демократия; Забайкальский край; государственное управление; муниципальное управление
© Т. E. Бейдина, С. В. Бейдин, А. Н. Кухарский, А. В. Новикова, 2019
The organizational, legal and personnel issues of municipalities functioning are analyzed. At the present stage, there is a need to create a scientific basis with the aim of developing sound personnel policy for the practice of personnel management of the municipal service. It is noted that the importance of municipal service profession-alization is related to the fact that society needs an efficient and professionally working apparatus. The study of the processes taking place in the municipal service is necessary for finding the most appropriate alternatives and ways to increase its effectiveness. It is indicated that the modernization of the system of training, retraining and advanced training involves personnel changes in the municipal service.
The organizational and legal systems of local self-government suggest a return to direct democracy based on smart systems of state and municipal government. It is noted that in direct democracy, citizens directly make and execute decisions. The authors draw attention to the fact that the civilian population with such a political organization is directly responsible for the adoption and implementation of decisions. Suggestions for decisions can come from individuals as well as from groups such as parties and associations. The advantage of such a democracy is indicated, which consists in the rapid formulation and solution of the problem. Unlike representative democracy, the direct one is devoid of such problems as corruption, struggle for power and finance. As a drawback, its complex use in large areas is indicated, since it takes a lot of time to coordinate and conduct elections. By addressing this shortcoming, democracy has developed into e-democracy. It is concluded that information and communication technologies have a great influence on the development of direct democracy. This contributes to reducing corruption, election fraud, and citizen participation in decision-making discussions
Key words: local government; Russia; personnel policy; personnel management; modernization; training; e-democracy; Transbaikal region; public administration; municipal government
ведение. Муниципальные реформы и местное самоуправление имеют собственную специфику. Современный период имеет такие характерные черты, которые оказали существенное влияние на ход муниципальной реформы. При осуществлении реформ муниципалитетов предусмотрены новая кадровая политика и кадровые изменения.
Кадровый аудит предусматривает изменения территориальных границ местного самоуправления и источников финансирования разрешенных видов деятельности. Согласно ранее действовавшей редакции № 131-Ф3, граждане, которые замещают перечисленные должности, могли без каких-либо ограничений осуществлять педагогическую, научную и другую творческую деятельность. Новой редакцией № 131-Ф3 установлено, что осуществление такой деятельности не может финансироваться только за счет средств иностранных государств и организаций, а также международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные лица не имеют права находиться в составе органов управления, попечительских или наблюдательных советов.
По ФЗ «О закрытом административно-территориальном образовании» от
14 июля 1992 г. № 3297-1 определены объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
В Забайкальском крае передано 21 государственное полномочие в сферах образования, жилья, опеки и попечительства несовершеннолетних, административных правонарушений, охраны труда, регистра муниципальных нормативных правовых актов, нотариальной и адвокатской помощи в труднодоступных и отдаленных местностях. По мнению Е. С. Шугриной, понятие «местное самоуправление» можно раскрыть в следующих аспектах. «Во-первых, местное самоуправление связано с правом граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами. Во-вторых, местное самоуправление — это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. В-третьих, местное самоуправление — форма народовластия, т. е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти. В-четвертых, местное самоуправление — одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду
с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали). В-пятых, местное самоуправление — это институт организации и предоставления муниципальных услуг» [5].
Кроме того, с позиции мягкой силы местное самоуправление анализировалось зарубежными авторами [6—9].
Цель статьи: обобщить теорию и обосновать практические выводы по организационно-правовым и кадровым проблемам местного самоуправления в Российской Федерации и Забайкальском крае.
Методология исследования. Методологическая основа исследования определяется поставленной целью, которая выражает единство его содержания и методов, принципов научного познания, анализа документов и современных явлений. Использован принцип системности, а также общенаучные и специальные методы ис-
следования. Специфика объекта исследования раскрывается благодаря обращению к качественным и количественным методам (анализ, синтез, индукция, дедукция). Применение различных исследовательских приемов (анализ нормативных правовых актов, аналитических и статистических материалов, учебных материалов, научных публикаций) позволило проанализировать организационно-правовые аспекты местного самоуправления в России, в частности в Забайкальском крае, и выработать предложения по приоритетам развития муниципальных образований Забайкальского края.
В настоящее время происходит приведение к единообразию организационной структуры местного самоуправления в субъектах РФ. Существует необходимость уменьшения численности муниципальных образований в Российской Федерации, о чем свидетельствует следующая таблица.
Российская Федерация
23 304
Ж Я
Сельские поселения
1 1 141 i
» г— s? s г S3 1— -Л
Городские поселения II
Городские огкруга
юродски е огкруга с внутригородским дсгсми^и Внутрмгородекне районы
на 01012008 на 0 1 .01.20 1 1 на 01.01.2014 на 01.01.2017
Динамика количества муниципальных образований в Российской Федерации / Dynamics of the number of municipalities in the Russian Federation
Федеральный закон № 131 устанавливает следующие общие принципы, определяющие развитие организационных основ местного самоуправления на современном этапе:
- органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
- органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования;
- самостоятельное определение структуры органов муниципального образования и местной администрации;
- структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования;
- делегирование государственных полномочий;
- изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа;
- ограниченность осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления;
- подчинение органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается;
- представительный орган избирается на муниципальных выборах; представительный орган муниципального района может формироваться иным способом, установленным федеральным законом;
- глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной
администрации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
- руководство местной администрацией осуществляется ее главой на принципах единоначалия;
- конкурсный порядок замещения должности главы местной администрации, назначаемого на эту должность по контракту;
- депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий;
- выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе;
- органы местного самоуправления, которые в соответствии с федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом;
- финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Расширенные перечни вопросов местного значения сельских поселений действуют в 61 субъекте РФ. Почти во всех субъектах РФ, принявших такие законы, за всеми сельскими поселениями закреплен один и тот же объем полномочий. Исключения составили Иркутская, Ленинградская, Ростовская и Тюменская области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ, которые применили дифференцированный подход к поселениям разных муниципальных районов. «В 2017 г. дополнительные вопросы местного значения закреплены за 13,9 тыс. поселений, а в 2018 г. — за 13,6 тыс., что составило, соответственно, 77 % от общего числа. При этом на 9,6 тыс. поселений в 2017 г. и 9,1 тыс. поселений в 2018 г. возложено более десяти дополни-
тельных вопросов местного значения, а на 1,4 тыс. поселений в 2017 г. и 2,2 тыс. поселений в 2018 г. — все вопросы местного значения поселений (за исключением вопросов, закрепление которых за сельскими поселениями не допускается федеральным законом)» [3].
Результаты исследования. С целью улучшения кадровой политики необходимо применить следующий алгоритм действий, который разделен нами на три этапа: подготовительный, организационный и образовательный. На каждом этапе мы выделили необходимые мероприятия.
Трудности в кадровой сфере тесно сопряжены с проблемами в других областях местного самоуправления, следовательно, решать их нужно в комплексе. С целью улучшения ситуации в области кадрового обеспечения необходимо принять следующие меры:
1) относительно совершенствования организационной структуры управления назревает потребность в расширении правовых отделов с точки зрения численного наполнения, чтобы юристы равномерно распределяли свои силы и у них было время на рассмотрение проектов правовых актов;
2) принимать на муниципальную службу только специалистов, получивших образование по направлениям обучения, которые отвечают требованиям, предъявляемым к определенной муниципальной должности муниципальной службы. Это даст возможность по минимуму отвлекать от работы иных специалистов с целью передачи знаний и навыков новому сотруднику и ускорит процесс адаптации сотрудника и эффективного функционирования конкретного структурного подразделения, а значит, администрации в целом.
Кроме того, целесообразно интенсивное применение конкурсной системы отбора кадров на вакантные муниципальные должности. Это облегчит приход молодых выпускников на вакансии муниципалитетов. Поэтому нехватка молодых высококвалифицированных специалистов также является насущной проблемой, что в целом отражает общероссийскую тенденцию;
3) внедрить маркетинговую концепцию управления (кадровый маркетинг), с помощью которого возможно эффективное укомплектование организации кадрами на долгосрочное обеспечение муниципального органа кадровыми ресурсами. Сюда входит и распространение данных о вакантности и престижности работы;
4) обеспечивать приток молодёжи на муниципальную службу.
С целью привлечения на муниципальную службу перспективных и молодых квалифицированных специалистов, а также укрепления кадрового потенциала органов местного самоуправления можно реализовать следующие мероприятия:
- формирование и развитие молодежного кадрового резерва муниципальной службы;
- внедрение института стажерства в органах местного самоуправления;
- для ускорения и облегчения адаптации молодых специалистов можно внедрить такую форму работы с новыми сотрудниками, как наставничество (наставник будет продвигать своего «ученика» по его профессиональной адаптации и передавать ему нормы, устои, традиции организационной культуры муниципального органа);
- формирование муниципального молодежного клуба «Молодой управленец» с целью обеспечения мер поддержки способной и талантливой молодежи;
5) усовершенствовать систему подготовки кадров муниципальной службы и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих. На организационном этапе производится отбор кандидатов с помощью профильных экспертов.
Образовательный этап включает:
- информирование резервистов о включении в резерв с указанием должности;
- разработку и утверждение индивидуальных планов подготовки и повышения квалификации каждого резервиста;
- возможность предусмотреть, по согласованию с руководителями мест их работы, в период отпусков и в период отпусков руководителей, на чьи должности их гото-
вят, предоставить возможность поработать на данных должностях.
Таким образом, в соответствии с данным алгоритмом можно выстроить порядок совершенствования системы управления кадрами на долгосрочную перспективу. В систему мероприятий можно включить следующие направления работы:
— преобразование организационной структуры управления;
— повышение квалификации и развитие персонала;
— усовершенствование системы аттестации и резерва персонала;
— развитие информационной системы;
— усовершенствование системы мониторинга.
Можно предположить, что реализация перечисленных мероприятий позволит:
— обеспечить изменения кадрового состава администраций;
— гарантировать прием на службу молодых сотрудников;
— обеспечить подготовку и повышение квалификации сотрудников администраций;
— внедрить современные информационные технологии, в том числе систему электронного документооборота и обсуждений.
В июле-сентябре 2011 г. по поручению Правительства РФ на сайте Фонда «Общественное мнение» проходило общественное обсуждение проекта ФЗ «О любительском рыболовстве». В обсуждении приняли участие 5 363 человека, предложено 287 поправок [2].
Имеется опыт проведения выборов руководителей в Ханты-Мансийском автономном округе. Таким образом, выбраны директор департамента физкультуры и спорта по результатам публичного обсуждения кандидатур, директор окружного департамента образования и молодёжной политики. На этих примерах можно наблюдать, что данная деятельность окажет положительное влияние на государство, так как каждое решение с применением современных технологий будет принято с учетом мнения большинства граждан. Что касается электронного документооборота, то использование системы электронного
документооборота предполагает внедрение электронной демократии как прямой демократии с использованием информационно-коммуникационных технологий. Электронная демократия — форма демократии, в которой используются информационно-коммуникационные технологии для принятия совместных решений от местного до международного уровня. Такой вид демократии называют э-демократией, или виртуальной демократией. Однако ряд исследователей разделяет понятия «виртуальная демократия» и «электронная демократия», акцентируя внимание на том, что виртуальная демократия предоставляет более упрощенный доступ к услугам государства, а электронная демократия расширяет возможности каждого гражданина [1].
Территория играет важнейшую роль в развитии местного самоуправления, во многом предопределяя структуру органов власти, особенности социально-экономического и хозяйственного развития муниципальных образований [4]. В Забайкальском крае территориальные основы установлены действующими законами о границах муниципальных образований. Относительно поселений, учитывая, что Забайкальский край является объединённым субъектом РФ, отметим, что в Агинском Бурятском округе в 2004 г. образовано 4 городских поселения и 35 сельских поселений. Согласно данным справочника административно-территориального устройства Читинской области, опубликованным в 2017 г., в Читинской области образовано 42 городских поселения и 346 сельских поселений. В 2006 г. городское поселение «Кадаинское», входящее в состав муниципального района «Калганский район», преобразовано в сельское поселение, а в 2008 г. городской округ «Город Ба-лей» лишен статуса городского округа и включен в состав муниципального района «Балейский район» в качестве городского поселения «Город Балей». В 2009 г. городское поселение «Агинское» наделено статусом городского округа и вышло из состава муниципального района «Агинский район».
Таким образом, в Забайкальском крае к 2011 г. было всего 45 городских и 338 сельских поселений. В октябре 2011 г. преобразованы путем объединения 12 поселений, входящих в состав муниципального района «Александро-Заводский район», в 6 сельских поселений указанного района (Закон Забайкальского края «О преобразованиях некоторых муниципальных образований, входящих в состав муниципального района "Александро-Заводский район" Забайкальского края» от 9 сентября 2011 г. № 543-ЗЗК).
В результате указанных преобразований муниципальных образований с 1 января 2012 г. в Забайкальском крае — 45 городских поселений и 332 сельских. Рассмотрим организации второго уровня — муниципальные районы. В 2004—2006 гг. в Читинской области образовано 28 муниципальных районов, в Агинском Бурятском автономном округе — 3 муниципальных района. После образования Забайкальского края установлены границы 31-го муниципального района.
В Забайкальском крае насчитывается четыре городских округа: «Поселок Агинское», «Город Петровск-Забайкальский», «Город Чита», закрытое административно-территориальное образование «Поселок Горный». Таким образом, по состоянию на 1 января 2018 г. в Забайкалье: 31 муниципальный район; 4 городских округа; 45 городских поселений; 330 сельских поселений.
Всего 410 муниципальных образований, что по финансовым соображениям много. В Забайкальском крае в сфере местного самоуправления должно быть обеспечено:
— совершенствование территориальной организации местного самоуправления путем уменьшения числа муниципальных образований;
— увеличение доли муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку, от общего количества муниципальных служащих до 16 % (в 2018 г. — 8 %);
— перераспределение вопросов местного значения между уровнями муниципальных образований;
— перераспределение налоговых поступлений в пользу местных бюджетов;
— внедрение института старост в сельских населенных пунктах, не являющихся административными центрами поселений, до 80 %;
— увеличение числа ТОС, в том числе путем государственной поддержки территориального общественного самоуправления;
— увеличение доли неналоговых поступлений в виде самообложения граждан до 4 %, с учетом доли софинансирования за счет средств бюджета Забайкальского края.
Заключение. В России электронная демократия начала развиваться после распоряжения Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р. Этим распоряжением утверждается программа «Информационное общество», которая способствует общественному обсуждению и контролю за деятельностью органов государственной власти.
С организационно-правовой точки зрения в России существует необходимость уменьшения численности муниципальных образований. Основными принципами построения системы местного самоуправления в Российской Федерации, в частности, в Забайкальском крае, являются правовые, организационные, территориальные основы.
Исследовав современное состояние данного института в Забайкальском крае, можно прийти к выводам о необходимости выставления приоритетов развития муниципальных образований за счет соблюдения следующих позиций:
— правовые основы местного самоуправления в Забайкальском крае требуют систематизации норм о местном самоуправлении;
— изменение организационных структур органов местного самоуправления и территориальной организации должно осуществляться с учетом открытости производимых процессов для граждан;
— территориальные изменения местного самоуправления имеют большое значение. В конечном счёте оно определяет и организацию системы органов местной
власти, и субординационные взаимоотношения между ними, и взаимодействия с органами государственной власти, организацию бюджетного процесса, имущественные взаимоотношения;
— территориальные особенности Забайкальского края (низкая плотность, большая территория, разрозненность населенных пунктов) должны быть учтены при укрупнении муниципальных образований или их преобразовании в новые формы муниципалитетов;
— самодостаточность местного уровня власти напрямую зависит от соотношения между набором полномочий органов местного самоуправления и экономико-финансовым состоянием территории. Поэтому перераспределение вопросов местного зна-
Список литературы_
чения в двухуровневой структуре органов местного самоуправления требует законодательной основы с закреплением финансовых ресурсов на уровне Забайкальского края;
— необходимо учитывать кадровый потенциал муниципальных служащих, принимать меры к системному повышению их квалификации, а также повышению оплаты труда, соотносимому с выполняемыми ими функциями;
— приоритеты в развитии новых форм взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления по «ключевым» вопросам местного значения должны основываться на принципах сотрудничества и взаимной помощи.
1. Вершинин М. С. Электронная демократия: российские перспективы // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: материалы Всерос. конф. СПб., 2001. Выш. 1. С. 17-18.
2. Демократия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bib]iofond.ru/view.aspx?id=6374 (дата обращения: 16.09.18).
3. Доклад о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minjust.ru/ru/press/news/moni-tormg-razvitiya-sistemy-mestnogo (дата обращения: 26.10.2018).
4. Петухов Р. В. Территориальные пределы осуществления местного самоуправления // Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации. М.: Проспект, 2015. С. 12-34.
5. Шугрина Е. С. Понятие местного самоуправления как конституционной ценности // Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации. М.: Проспект, 2015. С. 4-11.
6. Hart R. P. The sound of leadership. Chicago: University of Chicago Press, 2007. 302 p.
7. Nye Jr. Joseph. Propaganda Isn't the way: soft power // The Internationa] Herald Tribune. 2003. January.
8. Nye Jr. Joseph. Soft Power. The means to success in world politics. New York: Public Affairs, 2004.
9. Pew Research Center. U.S. Politics and Policy [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. people-press.org/2014/06/26/the-political-typology-beyond-red-vs-blue/ (дата обращения: 03.09.2018).
References_
1. Vershinin M. S. Tehnologii informatsionnogo obshchestva — Internet i sovremennoe obshchestvo: materialy Vseros. konf (Information Society Technologies — Internet and Modern Society: Materials of the All-Russian conf.). St. Petersburg, 2001, vol. 1, pp. 17-18.
2. Demokratiya (Democracy). Available at: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=6374 (Date of access: 16.09.2018).
3. Doklad o sostoyanii i osnovnyh napravleniya razvitiya mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii (Report on the status and main directions of local self-government development in the Russian Federation). Available at: http://www.minjust.ru/ru/press/news/moni-toring-razvitiya-sistemy-mestnogo (Date of access: 26.10.2018).
4. Petukhov R. V. Doklad o sostoyanii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii (Report on the state of local self-government in the Russian Federation). Moscow: Prospect, 2015, pp. 12-34.
5. Shugrina Ye. S. Doklad o sostoyanii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii (Report on the state of local self-government in the Russian Federation). Moscow: Prospect, 2015, pp. 4—11.
6. Hart R. P. The sound of leadership (The sound of leadership). Chicago: University of Chicago Press, 2007.302 p.
7. Nye Jr. Joseph The International Herald Tribune (The International Herald Tribune), 2003, January.
8. Nye Jr. Joseph. Soft Power. The means to success in world politics (Soft Power. The means to success in world politics). New York: Public Affairs, 2004.
9. Pew Research Center. U.S. Politics and Policy (Pew Research Center. U.S. Politics and Policy). Available at: http://www.people-press.org/2014/06/26/the-political-typology-beyond-red-vs-blue/ (access date: 03.09.2018).
Коротко об авторах_
Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политология, региональные политические процессы, региональная политика beydina@inbox.ru
Бейдин Сергей Владимирович, канд. полит. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические процессы, политические институты, политика занятости, региональная политика beydina@inbox.ru
Кухарский Артем Николаевич, аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: информационная безопасность kukharskijjartjom@yandex.ru
Новикова Анна Владимировна, канд. полит. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, концепции национальной и региональной безопасности, федеральная и региональная политика, региональная политика субъектов Российской Федерации anna_novikova2010@mail.ru
Briefly about the authors_
Tatyana Beydina, doctor of political sciences, professor, head of Government Municipal Administration department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, regional political developments, regional policy
Sergey Beydin, candidate of political sciences, associate professor, State and Local Government department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political processes, political institutions, employment policy, regional policy
Artem Kucharsky, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: information security
Anna Novikova, candidate of political sciences, associate professor, Government Management and Policies department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, national and regional security concept, federal and regional policy, regional policy of the Russian Federation
Образец цитирования_
Бейдина Т. Е., Бейдин С. В., Кухарский А. Н., Новикова А. В. Местное самоуправление в Российской Федерации: организационно-правовые и кадровые проблемы // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2019. Т. 25. № 1. С. 37-45. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-1-37-45.
Beydirn T., Beydin S., Kukharsky A., Novikova A. Local government in the Russian Federation: organizational, legal and personnel issues // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 1, pp. 37-45. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-1-37-45.
Статья поступила в редакцию: 09.11.2018 г. Статья принята к публикации: 12.01.2019 г.