ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.553
Абукарова Мейрам Узеровна
преподаватель Дагестанского государственного института народного хозяйства
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАКУРСЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
Резюме:
Практика организации местного самоуправления уже давно является предметом научного исследования. Еще в советский период, несмотря на распространенное отрицательное отношение официальной идеологии к проблемам местного самоуправления, многие ученые уделяли этому вопросу большое внимание. В современной российской литературе нет достаточно устоявшегося определения и апробированного на практике понимания термина «местное самоуправление». Определяя природу местного самоуправления и его сущность, необходимо исходить из системы отношений между государством и местным самоуправлением. Местное самоуправление в системе современных общедемократических преобразований государственности и общественного устройства России является одним из важнейших звеньев. Несомненно, что развитие местного самоуправления в условиях демократического, социального, правового государства приобретает новую характеристику.
Ключевые слова:
местное самоуправление, апробация, деконцентра-ция, публичное управление, муниципальные системы.
Abukarova Meiram Uzerovna
Lecturer, Dagestan State Institute of National Economy
THE THEORIZATION OF THE LOCAL GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Summary:
Organization of the local government has been a subject of numerous researches for a long time. Way back in the Soviet period, despite the negative attitude of the official ideology to the local government problems, many scholars paid considerable attention to this issue. In the modern Russian literature there is no generally accepted definition and proven understanding of the local government term. Describing the nature of the local government and its essence, it is necessary to proceed from the system of relations between the state and the local government. In the system of current democratic transformations of the statehood and the social structure of Russia the local government is one of the major parts. Undoubtedly the development of the local government in the conditions of a democratic, social, constitutional state gets a new character.
Keywords:
local government, approbation, de-concentration, public management, municipal systems.
Местное самоуправление - это комплексное и многообразное явление, регулируемое Конституцией РФ. Кардинальные изменения в общественно-экономическом строе Российской Федерации, произошедшие с начала 90-х гг. ХХ в., потребовали таких же преобразований в организации и деятельности публичной власти в центре и на местах. Теперь мы можем говорить, что проблематика самоуправления в особых рекомендациях не нуждается.
Практика организации местного самоуправления уже давно является предметом научного исследования. Известно, что местное самоуправление является объектом исследования многих общественных наук, которые в своей совокупности могут проанализировать все стороны, грани и особенности местного самоуправления, то есть постигать его как объект научного познания. Еще в советский период, несмотря на отрицательное отношение официальной идеологии к проблемам местного самоуправления вследствие, так сказать, «буржуазности» последнего, многие ученые уделяли этой проблеме большое внимание. В последнее время появился ряд публикаций, посвященных различным аспектам формирования и деятельности местного самоуправления: экономическим [1, с. 3], политологическим [2, с. 3], историческим. Так, в XIX в., особенно во второй его половине, проблемные вопросы организации местного самоуправления стали предметом специального изучения как в Западной Европе, так и в России. Чтобы целостно и всесторонне познать местное самоуправление, необходимо провести анализ исторической эволюции местного самоуправления. Как верно отмечает М.А. Мирзаев, «современная отечественная историко-правовая наука не может похвастаться обилием соответствующих публикаций. А изданий комплексного монографического характера по истории самоуправления сегодня нет» [3, с. 4].
В современной российской литературе нет достаточно устоявшегося определения и апробированного на практике понимания термина «местное самоуправление». Ученые-муниципалисты строят свои рассуждения на основании ст. 3 Конституции РФ, где сказано, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно либо через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Определяя природу местного самоуправления и его сущность, необходимо исходить из системы отношений между государством и местным самоуправлением. Следует подчеркнуть, что на всех этапах развития местного
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 16)
самоуправления обнаруживается его постоянная оппозиционность государству. Несомненно, развитие местного самоуправления в условиях демократического, социального, правового государства приобретает новую характеристику. Как указывает Н.С. Тимофеев, в современных условиях на смену отношениям субординации и подчинения, связанным с иерархическим распределением функций, приходят отношения партнерства, базирующиеся на принципах законности, взаимоуважения и взаимной ответственности, согласовании интересов. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти приобретают иной характер [4, с. 30].
Местное самоуправление в системе современных общедемократических преобразований государственности и общественного устройства России является одним из важнейших звеньев. Оно, будучи взаимосвязанным с такими общедемократическими принципами, как приоритет прав и свобод человека по отношению к другим институтам общества и государства, теории естественного права, верховенства права, гражданского общества и правового государства, составляет одну из основ современной теории демократического правового государства и концепции народовластия. В основу местного самоуправления также положены современные представления и идеи построения открытого процветающего гражданского общества на принципах демократии, децентрализации и деконцентрации государственной власти. Децентрализация выражается в передаче центром отдельных властных полномочий органам местного самоуправления. Деконцен-трация представляет собой передачу полномочий назначаемым из центра на места чиновникам, а также дробление властей одного уровня.
По мнению С.А. Авакьяна, местное самоуправление следует считать структурным элементом в организации управления территорией государства и различными делами публичного значения. В масштабах всей страны организацией такого управления занимаются общегосударственные органы. В высших территориальных образованиях, на которые делится государство с учетом его унитарной или федеративной структуры, управлением занимаются государственные органы соответственно административно-территориальных единиц или субъектов федерации. В территориальных образованиях следующих уровней (по нисходящей) вопросами публичного управления занимается местное самоуправление. В этом плане местное самоуправление - самая близкая к населению форма управления публичными делами, при которой значительная часть местных дел может разрешаться самим населением, для решения остальных вопросов образованы органы местного самоуправления. Сами эти дела потому и считаются местными, что непосредственно затрагивают вопросы повседневной жизни населения. В теории и в законодательстве они могут обозначаться как вопросы местного значения [5, с. 723].
Местное самоуправление, согласно Европейской Хартии местного самоуправления [6], составляет одну из основ любого демократического строя, а принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в Конституции страны. В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран являются основой, фундаментом национальной государственности и поэтому представляют собой часть конституционного механизма государства. Это положение закреплено в Конституции Российской Федерации: местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельная форма осуществления населением принадлежащей ему власти в муниципальных образованиях.
Интерес к проблемам местного самоуправления не ослабевает. Эти вопросы относятся к числу наименее разработанных, особенно применительно к национальным районам с учетом их специфики, исторических особенностей.
Ссылки:
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М., 1999.
2. Емельянов Н.А., Головкин Н.Н., Емельянова Т.С. Модернизация российского общества: реформа местного самоуправления. Орел, 1999.
3. Мирзаев М.А. Проблемы местного самоуправления в Дагестане (правовые вопросы) : учеб. пособие. Махачкала, 2004. С. 4.
4. Тимофеев Н.С. О некоторых идейных и научно-теоретических аспектах формирования предметов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10. С. 29-30.
5. Авакьян С.А. Конституционное право России : в 2 т. : учеб. курс. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. Т. 2. С. 723-724.
6. Европейская Хартия местного самоуправления // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.