ББК 65.29
А. М. Балашов, И. В. Яковлев
Местное самоуправление и предпринимательство
A. M. Balashov, I. V. Yakovlev
Local Self-Government and Business
Рассматривается влияние местного самоуправления на развитие предпринимательства в Сибири. Авторы делают акцент на становлении инновационного предпринимательства и в связи с этим сравнивают развитие бизнеса в муниципальных образованиях в странах Западной Европы, США и России. Проанализированы как положительные, так и отрицательные образцы предпринимательской обстановки. Ключевые слова местное самоуправление, предпринимательство, инновация, гражданское общество, социальная ответственность бизнеса.
The article considers influence of local self-government on business development in Siberia. The authors place emphasis on formation of innovative business and in this regard compare business development in municipalities in the Western Europe countries, the USA and Russia. Both positive and negative samples of a favorable enterprise situation are analyzed.
Key words: local self-government, business, innovation, civil society, social responsibility of business.
Местное самоуправление наиболее приближено к населению, поэтому именно оно призвано обеспечивать повседневные потребности жителей. Особенно возрастает роль местного самоуправления по мере формирования гражданского общества и в период вступления России в ВТО, когда усиливается роль конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Ведь от условий, создаваемых на местах, во многом зависит развитие малого и среднего предпринимательства в стране в целом. Основы местного самоуправления содержатся в Конституции РФ, выделяющей его в качестве негосударственного элемента публичной власти. Конституционная модель местного самоуправления в РФ сочетает черты как общественной, так и государственной концепции. Она, с одной стороны, предусматривает самостоятельность местных сообществ в осуществлении своих законных прав, а с другой стороны, муниципальная власть обеспечивает управление населением на местах, руководствуясь политикой федерального центра.
В российской концепции местное самоуправление есть выражение власти народа, источником которого выступает население муниципального образования. В то же время закрепление в законодательстве негосударственной природы местного самоуправления привело к искусственному разделению двух ветвей власти — государственной власти и власти местного самоуправления. Эта деформация российской модели местного самоуправления порождает в настоящее время неэффективность ее деятельности. Оно как бы противостоит государственной власти.
Территориальные границы местного самоуправления рассматриваются через понятие «муниципальное образование», под которым понимается городское,
сельское поселение, несколько поселений или другая населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Основным принципом местного самоуправления является поселенческий, подразумевающий, что муниципальные образования создаются в границах сельских и городских поселений. Однако осуществление этого принципа обнаружило неопределенность района как административно-территориальной единицы.
Экономической основой местного самоуправления в РФ являются местные бюджеты и муниципальная собственность. Через органы местного самоуправления осуществляется основная часть социальных гарантий, закрепленных в Конституции. При этом экономическая база муниципалитетов крайне неустойчива, а потому подчас и недостаточно эффективна. Доля местных бюджетов в консолидированном бюджете РФ составляет 23%, а расходные статьи достигают 32% этого бюджета [1, с. 38]. Здесь наблюдается существенное несоответствие между обязанностями и возможностями муниципальной власти исходя из ее ресурсной базы. В связи с этим нельзя не вспомнить, что в Российской империи во времена земства около 60% средств, собираемых на территориях городов России, поступало в их казну, что усиливало финансово-экономическую основу власти на местах.
Повышение роли местного самоуправления обусловлено не только созданием гражданского общества и его демократизацией, но и глобализацией экономики, развитием инновационного малого предпринимательства, возрастающей зависимостью человечества от качества окружающей среды. Ведь природоохранный пресс «зеленых» в государствах Европейского союза (ЕС) влияет на выбор типа производства, при-
емлемого для данной местности, и в случае нанесения вреда природе происходит перепрофилирование этих предприятий. Подобное движение постепенно набирает вес и в России. На повышение значимости местного самоуправления оказывают определенное воздействие и демографические процессы, а также повторяющиеся в последние годы экономические кризисы. Деятельность органов местного самоуправления осуществляется в новых условиях, поэтому перед ними стоят принципиально иные задачи. Европейская хартия местного самоуправления гласит: «Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы можно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта и компетенции; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты и продвижения по службе» [2]. В России эта проблема очень актуальна.
В Великобритании, например, карьерный рост муниципального служащего возможен только в том случае, если с каждым новым служебным продвижением качественно растет трудовая ответственность, знания и трудовой опыт [3, с. 87]. В этой стране оплата труда муниципальных чиновников регулируется как государственными законами, так и местным законодательством. Особенностью английской муниципальной системы является участие в ней профессиональных организаций, таких как профсоюзы учителей, врачей, пожарных, ассоциации государственных и муниципальных чиновников, Национальный союз муниципальных рабочих и др.
В США вопросы кадрового потенциала муниципального аппарата и правовое положение органов местного самоуправления регламентируются конституциями и законами штатов. В то же время весьма важную роль на содержание этих актов оказывает федеральное законодательство, которое ставит перед ними задачи по различным программам. В Америке выборность некоторых чиновников сохраняется в 43,7% городов с населением 5 тыс. чел. [4, с. 117]. Здесь во многих муниципалитетах назначение служащих происходит по протекционистской «системе грабежа», которая означает раздачу муниципальных постов сторонникам победившей на выборах партии или группе давления в награду за оказанные услуги [5, с. 99]. В Греции и Испании органы местного самоуправления сами не осуществляют подготовку муниципальных служащих, данные функции берет на себя центральное правительство.
В Германии структура органов исполнительной власти построена на единых для всех земель принципах. Администрация делится на департаменты, во главе каждого из них стоят избранные или назначенные (в зависимости от органа управления) руководители. В этой стране четко организованная и достаточ-
но единообразная система городской исполнительной власти, отвечающая за решение насущных проблем на местах, в том числе и за вопросы предпринимательства.
Во Франции муниципалитеты называются коммунами. Коммуна имеет свой собственный совещательный орган — муниципальный совет, избирающий мэра. Члены муниципального совета определяют основные направления развития коммуны, утверждают бюджет и устанавливают порядок действия местной администрации. Мэр является, с одной стороны, представителем государства, а с другой стороны, он олицетворяет выборную власть коммуны. Как руководитель местной исполнительной власти он проводит заседания муниципального совета, отвечает за расходование бюджета, управляет собственностью коммуны, выдает разрешения на строительство, представляет коммуну в правовом аспекте. Он руководит работой аппарата, отвечает за обеспечение безопасности местного населения и за поддержание чистоты в данном населенном пункте. В то же время как представитель государства он осуществляет регистрацию актов гражданского состояния, является официальным лицом судебной полиции и действует под контролем прокурора страны. Он выполняет и часть административных функций, таких как составление избирательных списков, осуществление публикации законов. В область ответственности коммун входят экономические и социальные вопросы. Её важной задачей является борьба с безработицей и обеспечение новых рабочих мест.
В государствах ЕС в настоящее время преобладает тенденция, когда крупные корпорации покидают развитые страны, перенося производство в развивающиеся, где значительно дешевле рабочая сила. Многие европейские ученые считают, что сегодня сложился омолаживающий информационный капитализм, когда наблюдается кризис крупной корпорации, а малые и средние фирмы выступают агентами инновации и источниками создания новых рабочих мест. Так, один из авторитетных социальных мыслителей и исследователей современного мира профессор университета в Беркли М. Кастельс пишет: «Малые предприятия опережают крупные фирмы в создании рабочих мест, прибылях, инвестициях на одного занятого в технологическом обновлении, производительности и добавленной стоимости» [6, с. 161].
Поэтому задача муниципалитетов состоит в привлечении на свою территорию небольших инновационных предприятий и благодаря этому обеспечение муниципалитетов новыми рабочими местами. Они осуществляют планирование местного развития на перспективу. Свою политику муниципалитеты привязывают также к географическим и промышленным особенностям данного района. В решение важнейших проблем территорий они вовлекают население этой местности. Шведский город Векшё — пример того,
как можно добиться качественного развития городской среды с обеспечением баланса интересов бизнеса и общества при гарантии минимального влияния на окружающую среду. Новая программа муниципалитета, принятая там, предполагает сокращение потребления электроэнергии на 20% в расчете на душу населения, дальнейший рост пользования велосипедами и общественным транспортом [7].
На Западе хорошо понимают, что качественное развитие местных территорий и плодотворное сотрудничество с бизнесом на них возможно, только сочетая местные интересы с общегосударственными. Часто общенациональные экономические интересы и заинтересованность фирм не совпадают с потребностями местного сообщества. В связи с этим власти на местах должны эффективно использовать свои ресурсы для создания самообеспечивающейся системы. Средства финансовых институтов местных территорий являются надежным источником развития здесь производства.
Реализуемая современной Россией система местного самоуправления по основным параметрам соответствует англосаксонской модели, предусматривающей значительную автономию муниципалитетов от государственной власти. Но она не является наиболее подходящей для нашей страны в связи с отсутствием здесь демократического общества с развитой рыночной экономикой. Более того, у населения за семьдесят с лишнем лет потерян опыт самоуправления, оно пассивно и привыкло к патернализму, надеясь, что власти решат все их проблемы в обмен на политическую лояльность. Современной России больше подходит иберийская модель, которая позволяет учесть традиции страны (выборность местных органов власти), прежний дореволюционный опыт и эксперимент системы Советов и одновременно обеспечить нужную степень централизации.
Беря за основу традиции страны и региона, местные сообщества должны заботиться о формировании нового качества жизни и условий среды для привлечения на свою территорию инновационного бизнеса и высококвалифицированных специалистов. Необходимо сотрудничество муниципалитетов с учебными заведениями, совместная разработка программ подготовки специалистов как для конкретных компаний на данной территории, так и управленцев для муниципалитетов. Региональная и муниципальная экономика должна стимулировать технический прогресс, рост производительности труда, привлекать в промышленность капитал и заботиться о создании новых высокотехнологичных производств.
Особую актуальность в нашей стране в последние годы стали приобретать вопросы взаимоотношений местной власти и предпринимательства, а также постепенное вовлечение в этот процесс гражданского общества. Однако сегодня у большинства муниципальных
образований отсутствует опыт работы с предпринимательством, их характеризует слабый и коррумпированный кадровый потенциал. Это приводит к просчетам в муниципальной политике и способствует замедлению темпов роста территориального развития. Особенно злободневно такое сотрудничество с малым и средним инновационным предпринимательством, ориентированным на местный рынок. Оно обеспечивает работой, товарами и услугами местное сообщество. Предприниматели-инноваторы выступают инициаторами создания новых производств, изделий и рабочих мест. Актуальность подобных проблем усугубляется для Сибири, где трудность выполнения общероссийских задач усиливается удаленностью территории, низкой плотностью населения и в связи с этим движением товаров на значительные расстояния, а значит, и высокими затратами на транспорт. Играют роль и низкие температуры, наблюдаемые в данном регионе. Все это ведет к повышенному расходу топливно-энергетических ресурсов и удорожанию продукции.
Однако многие проблемы, несмотря на трудности, успешно решаются в Сибирском регионе. Особенно там, где местные власти создают условия для деятельности малого и инновационного предпринимательства. Так, Омская область является лидером в Сибирском федеральном округе по созданию благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства и по количеству используемых передовых технологий. Как региональные власти, так и местные прилагают огромные усилия по созданию инфраструктуры, необходимой для коммерциализации ноу-хау. Благодаря этому в 2011 г. инвесторы вложили в экономику региона более 80 млрд руб., что в 2 раза больше, чем в 2010 г. [8, с. 100]. Хорошую инфраструктуру Омска для ведения бизнеса отметил и журнал «Forbes», оценивавший рейтинг российских городов [9, с. 80]. Местная власть постоянно усиливает меры поддержки предпринимателей, вводятся новые инструменты, специальные механизмы, адресованные социально ориентированному инновационному бизнесу. В области реализуется три сотни высокотехнологичных малых проектов. Омичи появились и в числе резидентов проекта «Сколково» [9, с. 113].
Для развития малого инновационного предпринимательства в Омской области прежде всего была создана правовая база. Это позволяет субъектам инновационной деятельности частично субсидировать расходы, включая возмещение части затрат на НИОКР, приобретение оборудования, уплату процентов по кредитам, внесение лизинговых платежей, оплату работ по сертификации. Также им предоставляются в аренду на льготных условиях оборудованные помещения. Представителям малого и среднего бизнеса в сфере инновационных технологий выдаются ми-крофинансовые займы под низкие проценты с минимальными требованиями к залоговой базе. Подобную
помощь получили более 90 малых и средних инновационных компаний [10, с. 101].
Малым предприятиям предоставляются субсидии и гранты, проводятся конкурсы. Такой конкурс состоялся, например, в 2011 г. среди малых инновационных предприятий. Из 27 участников было выявлено 10 победителей, каждый из которых получил субсидии по 5 млн руб. Общая сумма поддержки составила 44 млн руб. У инновационных предприятий, получивших содействие, объем высокотехнологичной продукции составил около 85 млн руб. Одной из таких фирм является компания ОМИКС. Она поставляет в РЖД части уникального оборудования для дистанционного мониторинга подвижного состава.
Другой пример — компания «Индустриальные геодезические системы», реализующая пилотный проект по внедрению ГЛОНАСС в Омской области. Местными властями области проводится и значительная работа по льготному предоставлению помещений малому предпринимательству. Для этого прошло 3 конкурса на право заключения договоров аренды нежилых помещений в бизнес-инкубаторе. Такую поддержку получила компания «ГринЛайт», благодаря которой на улицах города и в районных центрах появились первые в регионе энергоэффективные фонари, работающие от солнечных панелей и ветрогенерато-ров. Забота местных властей о предпринимательстве способствовала тому, что в малом бизнесе работает в настоящее время 26% жителей Омска, что привело к снижению безработицы, уровень которой стал самым низким в регионе — 1,3% [8, с. 110].
Благоприятную среду для малого инновационного бизнеса пытаются создать и местные власти Томска и области. Здесь уже несколько лет работает комиссия по устранению административных барьеров. Этот положительный опыт взят за основу в 14 областях страны. Томск неоднократно признавался победителем конкурса «Лучший регион в области развития малого и среднего предпринимательства», проводимого Советом Федерации совместно с Торгово-промышленной палатой (ТПП) РФ. В городе действуют муниципальные центры поддержки предпринимательства, которые обеспечивают комплексное обслуживание предпринимателей муниципальных образований в режиме «одного окна». Активно работает долгосрочная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства до 2014 г. Она призвана объединить усилия исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в поддержке малого и среднего предпринимательства и создании инфраструктуры. По итогам 2009 г. область занимала 6 место в РФ по числу малых предприятий на душу населения [11]. Их оборот был равен в 2010 г. 93729,7 млн руб. В малом бизнесе занято около 20% экономически активного населения. Начиная с 2006 г. в области ежегодно уве-
личивается финансирование региональной программы поддержки малого бизнеса. В 2011 г. его объем составил 250,3 млн руб. Из этих средств 100 млн руб. выделил областной бюджет, 8,7 млн руб. финансировали муниципалитеты, 141,6 млн руб. составили средства, выигранные Томской областью в различных федеральных конкурсах Минэкономразвития РФ [12]. Огромную помощь малому бизнесу оказывает гарантийный фонд Томской области. В 2011 г. из средств фонда было предоставлено 50 поручительств объектам малого предпринимательства на сумму 172 млн руб., что позволило привлечь еще и значительное число кредитов. Журнал «Forbes», оценивая возможности ведения бизнеса в Томске, назвал местную налоговую инспекцию лучшей в стране [9, с. 80].
Область является пилотным регионом по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, поскольку большинство представителей современной молодежи не стремятся заняться бизнесом. Как показали исследования ВЦИОМ, молодые люди хотят после окончания учебных заведений устроиться на работу в крупные компании типа «Г азпром», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» или уехать трудиться за границу. Поэтому работа, осуществляемая Томской областью, имеет огромное общероссийское значение. Только в 20092010 гг. более 2,5 тыс. молодых людей были участниками образовательных программ по предпринимательству. Они имели возможность получить консультации и мастер-классы от успешных предпринимателей. Более 100 проектов молодых предпринимателей получили финансовую поддержку благодаря конкурсам «Первый шаг» и «Бизнес-старт». В 2012 г. муниципалитеты выделили на поддержку стартующего бизнеса 8,7 млн руб. [9]. Еще 50 млн руб. на эти цели обещает предоставить областной бюджет. Однако молодым предпринимателям необходима не только материальная, но и образовательная поддержка. Как показало исследование, большинство малых предприятий разоряются в первые 2-3 года ведения бизнеса в связи с отсутствием элементарных знаний и навыков организации и управления своим делом. Предприниматель не имеет возможности получить профессиональную консультацию, бесплатно разработать бизнес-план, ему необходимо помочь создать организационную структуру и т. д. В целом в стране отсутствует система профессиональной подготовки предпринимателей. Поэтому повышению образовательного потенциала бизнеса в определенной степени будет способствовать осуществление концепции превращения Томска в университетский центр мирового уровня. На базе Томской особой экономической зоны планируется создать уникальную систему подготовки кадров и открыть инновационный университет послевузовской специализации на частно-государственной основе. В то же время Томская область является одним из первых регионов России, где создан ЕвроИнфоЦентр, ориентирован-
ный на предоставление бесплатной информационноконсультационной поддержки и содействие в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества с малыми и средними предприятиями на всем пространстве России и в странах Евросоюза.
В Томске также сформирован региональный венчурный фонд, действуют 12 производственных и инновационных бизнес-инкубаторов, часть которых расположена в муниципальных образованиях области: Колпашевском, Томском, Асиновском районах, в Северске. Строится бизнес-инкубатор и в Кожевниковском районе. Здесь открыт центр инноваций и технологий, ведется инфраструктурное строительство, создан крупный корпоративный научно-исследовательский центр по разработке новых и усовершенствованию существующих технологических процессов производства продуктов нефтехимии. Томск вошел в число 35 самых эффективных инновационных центров по версии фонда «Сколково». Здесь в 2008 г. была предоставлена поддержка компаниям, реализующим инвестиционные проекты на территории области, на сумму 1,4 млрд руб. [13]. В рамках данного проекта было создано 350 дополнительных рабочих мест. Однако в целом в области, как и в стране, преобладает торговое предпринимательство. Из 100 тыс. чел., которые работают в малом бизнесе, только 4 тыс. чел. заняты в наукоемком предпринимательстве. Тем не менее, объем продукции, выпускаемой малыми предприятиями, превышает 500 млн руб. [14]. В наукоемкой фирме изготовляется ежегодно продукции в расчете на одного работающего на 130 тыс. руб., тогда как на обычных предприятиях города этот показатель составляет всего 50 тыс. руб. [14]. Многие малые инновационные предприятия Томска заняты в области очень перспективных сегодня биотехнологий и медицины.
Созданием благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательств стал заниматься и Новосибирск. Благодаря этому здесь увеличилось число малых и средних предприятий, например, в 2009 г. на 12,3% [15]. В указанном году в городе осуществляло экономическую деятельность 42,3 тыс. малых предприятий. С 2011 г. в области действует новый принцип поддержки малого и среднего предпринимательства. На муниципальную поддержку могут рассчитывать только те представители малого бизнеса, у кого больше налоговая нагрузка. Для этих предприятий фонд развития малого и среднего предпринимательства выступает поручителем при кредитовании банками. Размер поручительства составляет 70% от суммы кредита. Под поручительство Фонда банки предоставляют кредиты от 200 тыс. руб. до 30 млн руб. сроком до 2-х лет [16]. Только в первом полугодии 2010 г. фонд обеспечил выдачу кредитов под свое поручительство на сумму 1,2 млрд руб. [17]. Однако процентная ставка достаточно высокая, она составляет от 14 до 22% годовых. Оценивая рейтинг регионов
России, журнал «Forbes» назвал Новосибирск городом, где доступны финансовые ресурсы для предпринимательства [9, с. 80]. Здесь в муниципальных образованиях систематически проходят всевозможные выставки и конференции по малому и среднему предпринимательству, однако они не всегда эффективны, так как их проводят чиновники, а не представители бизнеса, у которых разные интересы.
Одной из главных трудностей в развитии малого предпринимательства на местах является отсутствие институциональной базы. Там, где создаются необходимые законы, действует и благоприятная обстановка, в этих муниципалитетах и регионах интенсивно развивается малый и средний бизнес. Так, в Ульяновской области принят закон о защите прав инвесторов, разработан механизм поддержки инвестиционной деятельности, созданы каналы прямой связи. Это привело к увеличению инвестиций в 2011 г. на 21%. В область поступило 60 млрд руб., при этом бюджетные инвестиции составили всего лишь 9%, а остальные средства пришли от частных компаний [18, с. 24]. Здесь создана хорошая транспортная инфраструктура, много готовых площадок в индустриальных парках, что привлекает инвесторов из других регионов. В Калужской области местные власти тоже создали благоприятный климат для инвесторов. С 2006 г. сюда было привлечено 4,6 млрд долл. инвестиций [18].
Активизации малого и среднего предпринимательства на местах может в значительной степени способствовать совместная деятельность муниципалитетов с региональными ТПП по предоставлению информации о рынках, причем не только местных, но общероссийских и международных. Региональные торгово-промышленные палаты могли бы проводить экспертизу по вопросам стандартизации продукции, информировать инвесторов о спросе и предложении на рынке капитала. Активное привлечение местных предпринимателей к работе таких организаций, как ТПП, «Опора России», «Опора» и других, поможет им действовать совместными усилиями, наладить более тесные контакты с местными властями, чаще выходить на общероссийский и международный рынки, привить культуру ведения бизнеса. Такие объединения помогают установлению связей предпринимательства не только с властями, но и обществом. Ведь гражданское общество в России участвует в местном самоуправлении очень слабо и фактически не способно контролировать предприятия малого и среднего бизнеса. Общественность совершенно не информирована о деятельности компаний, малые и средние предприятия не публикуют свои отчеты на сайтах, отсутствует информация об их деятельности в области охраны окружающей среды, хотя на уровне законодательства уже введен институт публичных слушаний. Следуя ст. 28 Закона № 131-Ф3, публичные слушания с участием жителей муниципального об-
разования могут проводиться его главой или представительным органом для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания по проекту местного бюджета, отчету о его исполнении, по проектам планов и программ развития муниципального образования являются обязательными. Результаты подобных слушаний подлежат опубликованию в прессе. Эффективное функционирование института местного самоуправления является одним из главных условий формирования в России гражданского общества.
Подключиться к выпуску экологически чистой продукции малый и средний бизнес вполне способен. И отдельные примеры в масштабах страны имеются, но их очень мало. Так, в Новороссийске установленные на частном цементном заводе газоочистительные фильтры позволили сократить выбросы, благодаря чему небо над Черным морем стало чище. Окупились все расходы на охрану природы: снятую с фильтров цементную пыль тоже стали использовать для производства [19]. Малому предпринимательству вполне по силам забота об охране труда своих служащих и их социальном обеспечении. Необходимо привлечение представителей малого и среднего предпринимательства в попечительские советы образовательных учреждений, музеев, театров. Социальная ответственность предпринимательства может проявляться и в том, что они станут привлекать в регионы высококвалифицированных специалистов, а не как сегодня, когда бизнес старается меньше платить своим сотрудникам и поэтому нанимает низкоквалифицированных рабочих, труд которых необходимо заменять современной техникой.
В то же время предпринимательством следует руководить на местах, но аппарат управления на муниципальном уровне сформировался в основном стихийно. Поэтому и структура органов местного самоуправления, в задачи которых входит работа с предпринимательством, в разных типах муниципальных образований различна. В городских муниципалитетах, обладающих значительными финансовыми ресурсами, существует довольно разветвленная система (департаменты, отделы, секторы, наблюдательные и попечительские советы, рабочие комиссии и т. д.). На уровне муниципальных районов организация подобной структуры бессистемна, а порой и вовсе отсутствует. Аналогичные функции, как правило, лишь декларативно возлагаются на специалистов отделов по экономическому развитию. Не налажена система мониторинга. Координация между субъектами, в задачи которых входит развитие предпринимательства на подведомственной территории, крайне несовершенна. Муниципальная власть часто командует предпринимательством, тогда как в ее задачи входит создание условий, благоприятных для деятельности бизнеса. Во многих муниципальных образованиях
и регионах нет полноценного инфраструктурного обеспечения предпринимательства. Наиболее востребованные предпринимателями консалтинговые услуги отсутствуют в большинстве муниципалитетов. Очень мало обучающих центров ведения бизнеса, они действуют только в немногих регионах.
В то же время нельзя забывать, что малый и средний бизнес на местном уровне способствует первоначальному накоплению капитала, содействует финансовой устойчивости крупных предприятий, смягчает кризис неплатежей, пополняет местный бюджет за счет налогов и сборов, уменьшает безработицу. Одним из основных путей развития предпринимательства в современной РФ должна стать переориентация деятельности малых и средних предприятий с торговли в реальный сектор экономики, а также выход местного малого и среднего бизнеса, особенно инновационного предпринимательства, на российский уровень. Поэтому в задачи органов местного самоуправления входит: 1) создание благоприятных нормативно-правовых условий деятельности малого и среднего предпринимательства; 2) содействие льготному кредитованию малого бизнеса и совершенствование системы местного налогообложения; 3) создание центров по обучению ведению бизнеса и вследствие этого улучшение кадрового потенциала малого предпринимательства; 4) совершенствование механизма информационной поддержки малого предпринимательства; 5) улучшение кадрового потенциала местного самоуправления и совершенствование его работы с предпринимательством.
Необходимо также более широкое финансирование на местном уровне социально незащищенных слоев населения, желающих открыть свой бизнес, но не имеющих доступа к традиционным источникам получения денежных средств (безработные, женщины, население с низкими доходами). В некоторых муниципальных образованиях такая работа начата. Стали предоставляться льготные кредиты безработным для организации своего дела. Появились открытые такими категориями населения детские сады, парикмахерские и т. д.
Малое и среднее предпринимательство подавляется и контролируется бюрократией. Начать малый бизнес в нашей стране просто невозможно без поддержки чиновников. Российские бюрократы обычно через своих родственников или доверенных лиц принимают участие «в доле» малого и среднего бизнеса. Происходят и заказные аресты неугодных предпринимателей. Негативно на малое предпринимательство влияет и нестабильная политическая обстановка в стране, что сводит на нет значение стратегического планирования бизнеса на микроуровне. Ситуация в российском бизнесе характеризуется и отсутствием правовых гарантий равенства всех форм собственности. В целом малое предпринимательство как институт в современной России функционирует слабо. Он дает только около 20% ВНП и 22% занятости населе-
ния, тогда как в развитых странах 70-80%. Например, в Германии его доля равна 60%, в США — 80% [20]. В Америке широкое распространение получило малое инновационное предпринимательство.
В России на малое предпринимательство негативно влияют постоянно происходящие сумбурные изменения организационной схемы государственной политики в отношении малых предприятий. Государство через законодательство и фискальные органы пытается частично переложить на малое предпринимательство недобор налоговых поступлений с крупного капитала и финансово-промышленных групп. Отсутствие стабильности и противоречивость законодательства, невыполнение обязательств, взятых на себя государством по отношению к малому предпринимательству, кадровая неразбериха на федеральном уровне порождают неуверенность в завтрашнем дне и ведут к свертыванию дела уже на четвертый год существования многими малыми предприятиями. Поэтому и сложилась такая ситуация, что Москва и Санкт-Петербург заняли одно из самых последних мест по доступности ведения бизнеса, по версии журнала «Forbes». 100% московских малых и средних предпринимателей считают чиновников не заинтересованными в решении проблем бизнеса и опасаются за безопасность своих компаний. Санкт-Петербург был назван самым коррупционным городом, здесь также отмечалось ограничение финансирования и трудность доступа к получению земли [9, с. 92].
Малому и среднему предпринимательству необходима помощь со стороны властей как на федеральном, так и на муниципальном уровнях. Например, в Китае государство оказывает существенную поддержку малому бизнесу в плане технологий, освобождает от налогов в период становления, использует свои возможности для экспорта товаров, производимых малым и средним бизнесом. Неразвитость инфраструктуры большинства муниципальных образований также отрицательно сказывается в первую очередь именно на малом предпринимательстве. Понимая это, правительство Индии с 1950-х гг. более половины бюджетных средств расходовало на вложения в дороги, средства связи и пр. Благодаря этому смогли оживить экономическую конъюнктуру, создать новые рабочие места и тем самым сформировать рынок для продукции малых и средних предприятий.
В РФ большинство малых и средних предприятий характеризует отсталая техническая база, а также отмечаются сложности со сбытом производимой продукции. Во многих регионах страны наблюдаются проблемы с арендой и приобретением помещений; отсутствуют налоговые льготы; слаб доступ малых предпринимателей к дешевым кредитам; низок процент венчурной специализации; не поощряется их международное сотрудничество; огромен НДС; наблюдается боязнь конкурентов, силовиков и криминала,
в связи с чем многие из предприятий не могут выйти из тени. Эти неблагоприятные условия приводят к тому, что почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в РФ становится банкротом.
В нашей стране в поддержании малого предпринимательства слабо заинтересован и крупный капитал. Государство должно законодательно и институционально стимулировать крупные компании к развитию интеграции с малыми и средними предприятиями. Для инновационного малого и среднего предпринимательства с их высокими кредитными и инвестиционными рисками оптимальной формой государственного воздействия является прямое участие в осуществлении проектов (софинансирование), а также предоставление гарантий по кредитам. Думается, прежде всего необходимо создавать благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства со стороны федерального правительства, тогда и обстановка на местах будет более благоприятной. Можно, например, учредить почетное звание за успехи в бизнесе. По нашему мнению, только малый и средний бизнес может вывести страну из сырьевой ловушки и создаст инновационные производства.
Таким образом, складывающаяся на местном уровне система управления развитием малого и среднего предпринимательства нуждается в институциональных, структурных и функциональных изменениях как на федеральном уровне, так и на местах. За главой администрации должны закрепляться функции координационного характера. Обязателен систематический мониторинг взаимодействия власти и предпринимательства. Следует создавать условия для выхода малых инновационных предприятий как на всероссийский, так и международный рынок. Важно привлечение предпринимательства для решения социальных программ. Постепенно следует концентрировать внимание органов местного самоуправления и на борьбе с нелегальной миграцией и нелегальным предпринимательством, которые в настоящее время широко распространены во многих регионах. Следует привлекать малое предпринимательство и к решению очень актуальных в настоящее время для всей страны вопросов ЖКХ, транспорта, бытового обслуживания, утилизации отходов. В то же время необходимо учитывать региональные и исторические особенности данной территории. Местное самоуправление должно способствовать привлечению безработных к малому предпринимательству, создавать семейные формы занятости. При отборе фирм на получение муниципальной поддержки следует учитывать показатели социальной ответственности предпринимательства на данной территории. Однако для осуществления этого необходимы взвешенная кадровая политика, привлечение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов, а также систематическое обеспечение оценки качества их работы.
история
Библиографический список
1. Бородулина И. А. Города-доноры: опора федерального центра или источник региональных конфликтов // Полис. — 2002. — № 6.
2. Европейская хартия местного самоуправления // Сборник законодательства РФ. — 1998. — № 35. — Ст. 4446.
3. Матирко В. И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. — М., 1996.
4. Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление : учебное пособие. — М., 2007.
5. Барабашев В. Г. Местное самоуправление. — М., 1996.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — М., 2004.
7. Эксперт. Северо-запад. Приложение к журналу «Эксперт». — 2012. — № 24.
8. Рябинина В. Омское богатство — люди // Эксперт. —
2011. — № 47.
9. Где делать бизнес в России. Рейтинг городов. Куда податься // Forbes. — 2012. — № 6.
10. Юрьев В. Бизнес на интеллекте // Эксперт. —
2012. — № 15.
11. Концепция формирования Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в СФО [Электронный ресурс]. — URL: mb.tomsk.ru/concept_sfo. html (дата обращения 29.06.2012).
12. В Томской области четверть населения занята в малом и среднем бизнесе [Электронный ресурс]. — URL: rost-business.ru/v-tomskoj-oblasti-chetvert-naseleniya-
zanyata-v-molom-i-srednem-biznese.html (дата обращения
29.06.2012).
13. Томская область. Информационный меморандум [Электронный ресурс]. — URL: bonds.tomsk. ru/assets/uploads/Memo Tomsk. Region2009.pdf C.24. (дата обращения 28.06.2012).
14. Доклад В. Кресса на конференции «Малый бизнес в Томской области», посвященной малому бизнесу [Электронный ресурс]. — URL: kress.tomsk. ru/publications/speeches/posts/3690-446/(дата обращения
29.06.2012).
15. Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области [Электронный ресурс]. — URL: http://msp. nso.ru. (дата обращения 10.02.2011).
16. Поручительство Фонда развития малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — URL: www.n-s-k.net/business/article/78 (дата обращения
01.07.2012).
17. Бизнес в Новосибирске [Электронный ресурс]. — URL: www.kreditbusiness.ru/gos/482-biznes-v-novosibirske-novyjj-kurs-razvitija.html (дата обращения 01.07.2012).
18. Инкижинова С. Территории роста // Эксперт. —
2012. — N° 19.
19. Аргументы и факты. — 2010. — М 37. 15-21 сент.
20. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2011 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.oprf.ru/files/dok2012/doklad) PRF2011. pdf.C/52. (дата обращения 06.06.2012).