Научная статья на тему 'МЕССЕНДЖЕРЫ: НОВЫЕ МЕДИА ИЛИ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ?'

МЕССЕНДЖЕРЫ: НОВЫЕ МЕДИА ИЛИ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
477
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мессенджеры / социальные сети / новые медиа / онлайн-коммуникация / коммуникация / медиатехнологии / обмен сообщениями / личная коммуникация / messengers / social networks / new media / online communication / private communication / media technologies / message exchange / personal communication

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Л И. Начарова

Cтатья анализирует роль мессенджеров в контексте их взаимосвязи с социальными сетями. Новые сервисы и приложения в области коммуникации, такие как мессенджеры, не только стали неотъемлемой частью современной социальной сети, но и перешли в непосредственную конкуренцию с ними. Такие сервисы развиваются одновременно и параллельно с соцсетями, и все больше пользователей сети Интернет делают выбор в их пользу, что увеличивает значение мессенджеров как в системе межличностных коммуникаций, так и в развитии СМИ. В статье обсуждается, являются ли такие сервисы отдельным медиаканалом или представляют собой этап эволюции социальных сетей, а также рассматриваются ключевые характеристики мессенджеров, их влияние на общественную коммуникацию и динамику взаимодействия в онлайн-среде. Путем анализа академических источников и данных из социологических и статистических исследований предлагается глубокое понимание роли мессенджеров в современной интернет-культуре и обсуждается их место в эволюции социальных сетей. Данная работа вносит вклад в исследование путем анализа актуальных данных, разработки теоретических моделей и предложения практических рекомендаций и призвана стимулировать дальнейшее исследование в этой области и расширить понимание динамических изменений в онлайн-коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MESSENGERS: ARE THEY NEW MEDIA OR EVOLUTIONARY STAGE OF SOCIAL NETWORKS DEVELOPMENT?

The article analyzes the role of messengers in the context of their relationship with social networks. New communication services and applications, such as messengers, have become an integral part of modern social networks, but they have also entered into direct competition with them. These services develop simultaneously and parallel to social networks, and an increasing number of Internet users are choosing them, thus increasing the importance of messengers in interpersonal communication systems and media development. The article discusses whether such services constitute a separate media channel or represent a stage in the evolution of social networks, as well as considers the key characteristics of messengers, their influence on public communication, and the dynamics of interaction in the online environment. By analyzing academic sources and data from sociological and statistical studies, a deep understanding of the role of messengers in modern internet culture is offered, and their place in the evolution of social networks is discussed. This work contributes to the research by analyzing current data, developing theoretical models, and offering practical recommendations. It aims to stimulate further investigation in this area and enhance understanding of the dynamic changes in online communication.

Текст научной работы на тему «МЕССЕНДЖЕРЫ: НОВЫЕ МЕДИА ИЛИ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ?»

службу Во время Годунова, Димитрiя и Царя Михаила 8еодоровича жили тамъ СтрЪльцы и самые бtднtйшiе люди» [6, с. 257]. Таким образом, Н.М. Карамзин обращает внимание на преобладание в старой Москве деревянных строений небольшого размера и весьма скромно декорированных (исключение - кремлевские здания царей и высшего духовенства), но при этом упоминает о социальной дифференциации московских жителей: чем дальше от центра Москвы, тем ниже социальный статус москвичей.

Особым образом Н.М. Карамзин излагает историю проживания в Москве иностранцев. В период правления Великого князя Ивана Васильевича и его сына Василия Ивановича иностранцы стали приезжать на поселение в Москву, где им на окраине города были «отведены» «домики», построенные за счет государства. Через несколько лет иностранцы стали переселяться в Белый город: ими были построены «каменные дома» и церковь «близь нынЪшней Меншиковой башни». Затем Царь Алексей Михайлович запретил немцам жить в городе из-за жалоб духовенства («НЪмцы живутъ въ ихъ приходахъ, покупаютъ самыя лучшiя мЪста и строятъ большiе домы, съ которыхъ церкви не имЪютъ никакого дохода» [9, с. 97]). В связи с этим «иностранцы продали каменные домы свои въ города а деревянные перевезли на берегъ Яузы, <...> построили двЪ Лютерансш и двЪ Реформат-сгая церкви (Англмскую и Голландскую), и скоро обратили Слободу въ маленькой особенной городокъ, который черезъ нЪсколько лЪтъ соединился оъ Москвою» [9, с. 99-100]. Таким образом, градостроение XVII в. во многом определялось социальными причинами, в частности - отношением властей к иностранцам.

В своих статьях Н.М. Карамзин уделяет особое внимание культовым сооружениям. Так, им подробно описана не только Троице-Сергиева лавра, но и московские церкви. Обращаясь к истории города, автор указывает, что во время правления царя Михаила Феодоровича в Москве построено было «удивительное» количество деревянных церквей, так как «всякой Бояринъ, всякой знатной или богатой человЪкъ того времени хотЪлъ имЪть собственную церковь свою. ОнЪ были почти всЪ деревянныя и маленьш. Патрiархъ Никонъ, видя частые въ МосквЪ пожары уговаривалъ набожныхъ и богатыхъ людей строить камен-ныя церкви, и множество деревянныхъ было при немъ сломано» [6, с. 252]. Н.М. Карамзин отмечает: «Олеарм говоритъ о пятидесяти церквахъ въ КремлЪ; но вЪроятно, что онъ и придЪлы называетъ Храмами» [6, с. 252]. Автор сообщает, что внутреннее убранство русских церквей с округлыми сводами привлекало внимание иностранцев, при этом русские не могли удовлетворить их любопытство, с чем связаны эти архитектурные особенности («Иностранцы, замЪчая, что всЪ наши церкви внутри бываютъ съ круглыми сводами, хотЪли знать причину того, но не могли свЪдать ее» [6, с. 252]). Выбор месторасположения церквей в то время имел огромное значение, и зачастую они были тесно связаны с повседневной жизнью царских особ. «Большая каменная церковь АлексЪевская сооружена так-

Библиографический список

же Царемъ АлексЪемъ Михайловичемъ. Дворецъ подлЪ нее» [5, с. 211]. Именно это глубокое религиозное чувство особенно подчеркивает то уникальное место, которое религия занимает в истории и культуре русской царской семьи.

Также в статье Н.М. Карамзина описана инфраструктура Москвы и Подмосковья. Колодцы, снабжающие водой Москву, располагаются в селе Мытищи. Между дорогой в Троице-Сергиеву лавру и этими колодцами проходит длинная аллея («ВыЪхавъ опять на большую Троицкую дорогу въ Мытищахъ, я ходилъ пЪшкомъ, сквозь длинную насаженную алею, къ тамошнимъ славнымъ колод-цамъ, откуда проведена вода въ Москву» [5, с. 216-217]). «Ихъ числомъ 42; каждый представляетъ издали видъ маленькаго домика, и всЪ вмЪстЪ кажутся небольшимъ, прекраснымъ селеыемъ» [5, с. 217]. «Колодцы деревянные, кромЪ одного, каменнаго, называемаго громовымъ, для того, какъ увЪряютъ, что тутъ ударилъ нЪкогда громъ въ землю, и что изъ отверста, имъ сдЪланнаго, потекла сама собою чистая вода» [5, с. 217]. Особое внимание Н.М. Карамзин обращает на то, что обустройство колодцев именно в этом месте связано с высоким качеством воды в местных источниках. Вода из этих колодцев транспортируется в Москву по трубам. Рядом с Троицкой дорогой проходит водовод: «Водоводъ идетъ мостомъ черезъ низкую долину, на каменныхъ аркахъ, и длиною будетъ саженъ въ 60» [5, с. 213]. Также автор указывает, что строительство еще не закончено: необходимо построить каналы для подведения воды из водовода к Москве («остается сдЪлать каналы внутри его» [5, с. 213]).

Таким образом, можно сделать вывод, что при описании московских и подмосковных строений и сооружений Н.М. Карамзин реализует одну из двух стратегий построения текстовых фрагментов, посвященных пространственным объектам: 1) основным объектом описания является какое-либо примечательное здание (дворец Алексея Михайловича, дворец Елисаветы Петровны, Писарев-ский дворец), которое автор описывает с точки зрения его местоположения, материалов постройки, размеров, формы, функции, затем подробно рассказывает о его внутреннем устройстве и убранстве, далее описывает пространство вокруг здания (в том числе окружающие его постройки); 2) объектом описания является комплекс зданий (или сооружений) в определенном пространстве (Троице-Сер-гиева лавра, московский Кремль, водовод), в котором автор подчеркивает расположение зданий (или сооружений) относительно друг друга; при этом каждое из них имеет свое предназначение (и оно упоминается автором, «переходящим» от одного здания к другому), но воспринимаются они как составляющие единого комплекса. Реализуя стратегию 2 типа, автор ограничивается краткой характеристикой объектов (материал, размер, функция). Примечательно, что обе стратегии могут использоваться в пространном описании одного объекта: повествуя о Тро-ице-Сергиевой лавре (стратегия 2), автор подробно рассказывает о Писаревском дворце, его интерьере и организации пространства вокруг (стратегия 1).

1. Топоров В.П. Петербургский текст русской литературы. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2003.

2. Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе. Новосибирск: НГПУ 2003.

3. Козубовская Г.П. Письма А.С. Пушкина и «Московский текст». Культура и текст. 1999; № 5: 60-80.

4. Русский семантический словарь, Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений: в 6 т. Москва: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2002; Т. 2.

5. Карамзин Н.М. Историческия воспоминания и замечания на пути к Троице. Вестник Европы. 1802; Ч. 4, № 15: 207-226.

6. Карамзин Н.М. Руская старина. Вестник Европы. 1803; Ч. 11, № 20: 251-271.

7. Карамзин Н.М. Историческия воспоминания, вместе с другими замечаниями, на пути к Троице и в сем монастыре (продолжение). Вестник Европы. 1802; Ч. 4, № 16: 287-304.

8. Карамзин Н.М. Записки стараго московскаго жителя: [Очерк об улучшениях в Москве]. Вестник Европы. 1803; Ч. 10, № 16: 276-286.

9. Карамзин Н.М. Руская старина (продолжение). Вестник Европы. 1803; Ч. 12, № 21/22: 94-103.

References

1. Toporov V.P. Peterburgskiitekstrussko!literatury. Sankt-Peterburg: Iskusstvo-SPB, 2003.

2. Mednis N.E. Sverhteksty v russkoj literature. Novosibirsk: NGPU, 2003.

3. Kozubovskaya G.P. Pis'ma A.S. Pushkina i «Moskovskij tekst». Kul'tura i tekst. 1999; № 5: 60-80.

4. Russki!semanticheski!slovar', Tolkovyi slovar', sistematizirovannyi po klassam slov i znachenij: v 6 t. Moskva: Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova RAN, 2002; T. 2.

5. Karamzin N.M. Istoricheskiya vospominaniya i zamechaniya na puti k Troice. Vestnik Evropy. 1802; Ch. 4, № 15: 207-226.

6. Karamzin N.M. Ruskaya starina. Vestnik Evropy. 1803; Ch. 11, № 20: 251-271.

7. Karamzin N.M. Istoricheskiya vospominaniya, vmeste s drugimi zamechaniyami, na puti k Troice i v sem monastyre (prodolzhenie). Vestnik Evropy. 1802; Ch. 4, № 16: 287-304.

8. Karamzin N.M. Zapiski starago moskovskago zhitelya: [Ocherk ob uluchsheniyah v Moskve]. Vestnik Evropy. 1803; Ch. 10, № 16: 276-286.

9. Karamzin N.M. Ruskaya starina (prodolzhenie). Vestnik Evropy. 1803; Ch. 12, № 21/22: 94-103.

Статья поступила в редакцию 20.03.24

УДК 366.636

Nacharova L.I., teaching assistant, Department of Foreign Languages and Communication Technologies, National University of Science and Technology (MISIS);

postgraduate, Faculty of Journalism of Moscow University n.a. A.S. Griboyedov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

MESSENGERS: ARE THEY NEW MEDIA OR EVOLUTIONARY STAGE OF SOCIAL NETWORKS DEVELOPMENT? The article analyzes the role of messengers in the context of their relationship with social networks. New communication services and applications, such as messengers, have become an integral part of modern social networks, but they have also entered into direct competition with them. These services develop simultaneously and parallel to social networks, and an increasing number of Internet users are choosing them, thus increasing the importance of messengers in interpersonal communication systems and media development. The article discusses whether such services constitute a separate media channel or represent a stage in the evolution of social networks, as well as considers the key characteristics of messengers, their influence on public communication, and the dynamics of interaction in the online environment. By analyzing academic sources and data from sociological and statistical studies, a deep understanding of the role of messengers in modern internet culture is offered, and their place in

the evolution of social networks is discussed. This work contributes to the research by analyzing current data, developing theoretical models, and offering practical recommendations. It aims to stimulate further investigation in this area and enhance understanding of the dynamic changes in online communication.

Key words: messengers, social networks, new media, online communication, private communication, media technologies, message exchange, personal communication

Л.И. Начарова, асс., Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва; аспирант,

Московский университет имени А.С. Грибоедова, г. Москва, E-mail: [email protected]

МЕССЕНДЖЕРЫ: НОВЫЕ МЕДИА ИЛИ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ?

Статья анализирует роль мессенджеров в контексте их взаимосвязи с социальными сетями. Новые сервисы и приложения в области коммуникации, такие как мессенджеры, не только стали неотъемлемой частью современной социальной сети, но и перешли в непосредственную конкуренцию с ними. Такие сервисы развиваются одновременно и параллельно с соцсетями, и все больше пользователей сети Интернет делают выбор в их пользу, что увеличивает значение мессенджеров как в системе межличностных коммуникаций, так и в развитии СМИ. В статье обсуждается, являются ли такие сервисы отдельным медиаканалом или представляют собой этап эволюции социальных сетей, а также рассматриваются ключевые характеристики мессенджеров, их влияние на общественную коммуникацию и динамику взаимодействия в онлайн-среде. Путем анализа академических источников и данных из социологических и статистических исследований предлагается глубокое понимание роли мессенджеров в современной интернет-культуре и обсуждается их место в эволюции социальных сетей. Данная работа вносит вклад в исследование путем анализа актуальных данных, разработки теоретических моделей и предложения практических рекомендаций и призвана стимулировать дальнейшее исследование в этой области и расширить понимание динамических изменений в онлайн-коммуникации.

Ключевые слова: мессенджеры, социальные сети, новые медиа, онлайн-коммуникация, коммуникация, медиатехнологии, обмен сообщениями, личная коммуникация

Современное информационное общество испытывает революционные изменения в коммуникационных практиках, в значительной степени обусловленные эволюцией социальных сетей и появлением новых медийных форматов [1]. Одним из ключевых аспектов этой трансформации являются мессенджеры -платформы, предоставляющие возможность мгновенного обмена сообщениями в режиме реального времени. Отправка текстовых сообщений, обмен мультимедийным контентом, создание групповых чатов и другие функции стали неотъемлемой частью повседневной коммуникации для миллионов пользователей по всему миру

Целью данного исследования является анализ роли мессенджеров в современном информационном пространстве, а также определении их места и значимости по сравнению с традиционными формами коммуникации и социальными сетями. Объектом исследования в данной статье являются мессенджеры как вид коммуникационных технологий и их роль в современном обществе.

Задачи исследования включают:

- анализ тенденций использования мессенджеров;

- изучение влияния мессенджеров на коммуникационные привычки и социальные взаимодействия людей;

- оценка роли мессенджеров как новых медиа в информационной сфере и их влияния на формирование общественного мнения;

- сравнительный анализ актуальности и востребованности функций мессенджеров с возможностями социальных сетей.

Общий анализ этих аспектов может помочь понять эволюцию мессен-джеров в качестве средства коммуникации и их роль в современном обществе. Актуальность этой проблемы очевидна в контексте быстрого распространения мессенджеров и их влияния на общественное мнение, социокультурные процессы и даже политические события. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе тенденций развития мессенджеров и их влияния на коммуникационные практики, что в совокупности представляет собой относительно малоисследованную область в научной литературе.

Существует значительное количество исследований, посвященных социальным сетям и медийной экосистеме в целом. Однако относительно мало работ сосредоточено именно на роли мессенджеров в информационной среде. Некоторые из предшествующих исследований обращают внимание на технологические аспекты мессенджеров, другие - на социокультурные последствия их использования. Однако немногие предпринимают попытку совместного анализа этих аспектов. Данное исследование имеет важное значение как для теории, так и для практики в области медиа и коммуникаций. По мере того, как мессенджеры становятся все более неотъемлемой частью коммуникационной инфраструктуры, понимание их роли и влияния делается критически важным для разработки стратегий медиапрограмм и политических кампаний, а также для анализа социокультурных тенденций. Настоящая статья стремится соответствовать современным научным концепциям и подходам в области исследования социальных медиа, коммуникаций и технологической инновации. Исследование включает анализ существующих теорий, эмпирических и статистических данных, а также предлагает новый подход к пониманию роли мессенджеров в современном информационном пространстве.

Исторически человек, будучи, по словам Нила Фергюсона, исследователя социальных сетей, общественным животным [2], осуществлял общение посредством, в том числе, распространения важных сообщений среди участников социальных сетей, частью которых он был и является по сей день. Участники таких сообществ поддерживали между собой связь при помощи разных способов

и медиаканалов. Таким образом, понятия социальных сетей и современных виртуальных мессенджеров тесно связаны между собой и сложно представляются друг без друга.

Мессенджеры и социальные сети представляют два различных типа платформ для онлайн-коммуникации, каждый из которых имеет свои характерные особенности.

Фокус на прямой коммуникации. Основное предназначение мессендже-ров - обмен сообщениями между конкретными пользователями или группами пользователей. В то время как в социальных сетях акцент часто делается на публикации контента для всех подписчиков, мессенджеры обеспечивают приватные или полуприватные чаты для более адресного личного общения.

Размер сети и тип связей. В мессенджерах у пользователя обычно есть доступ к своим контактам или группам, но в сети общения они ограничены. В социальных сетях пользователи могут иметь более широкий круг связей и чаще всего могут подписываться на профили других пользователей, даже если они не являются друзьями в привычном понимании и не знают друг друга в реальной жизни.

Функциональность: Мессенджеры обычно ориентированы на текстовое общение, хотя многие из них также поддерживают передачу медиафайлов, голосовые и видеозвонки. С другой стороны, социальные сети предоставляют более широкий спектр функций, таких как публикация фотографий и видео, обмен новостями, организация событий и т. д.

Аудитория и цель использования. Мессенджеры чаще всего используются для общения с конкретными людьми, в то время как социальные сети могут быть направлены на установление новых контактов, поддержание связей с широким кругом друзей и знакомых, а также для публичной активности и самовыражения.

Приватность и безопасность: Мессенджеры имеют имидж средств общения, которые обеспечивают более высокий уровень приватности и безопасности, так как сообщения обычно зашифрованы и доступны только участникам конкретного чата. В социальных сетях приватность может быть менее защищена, особенно при публикации контента для широкой аудитории. Согласно современным международным исследованиям [3], около двух третьих опрошенных интернет-пользователей обеспокоены безопасностью своих данных в Интернете, и это отражает важность фактора приватности и безопасности для людей при выборе средств для общения.

Вышеизложенные характеристики подчеркивают уникальные характеристики мессенджеров, что делает их предпочтительными для различных целей и ситуаций в онлайн-коммуникации. Особенно стоит подчеркнуть тот факт, что популярность мессенджеров в большой степени обусловлена тем, что они выполняют четкие задачи, которые в последнее время все больше ставится перед ними их пользователями. В своей книге «Закон успешных инноваций» Клейтон М. Кристенсен особо подчеркивает, что именно верная идентификация задач, которые стоят перед продуктом или услугой, является определяющей для последующего привлечения к ней внимания потенциальных пользователей и перспектив увеличения спроса на него [4]. Также стоит отметить, что, в отличие от социальных сетей, где взаимодействие происходит путем разрозненных сообщений благодаря группам людей, совместно или индивидуально занятых добровольно избранной ими взаимно поддерживающей деятельностью, которая не связана с четкими рыночными критериями [3], мессенджеры и каналы на них более адрес-ны, и пользователи таких платформ самостоятельно, пользуясь свободой своего выбора и предпочтениями, выбирают тот контент, который они хотят получать.

Социальные сети же зачастую злоупотребляют рекламой или действуют согласно встроенным в них алгоритмам, выбирая для их участника информацию, которую он будет видеть за него, не всегда точно и уместно делая такой выбор.

Если обратиться к акторно-сетевой теории социологии, мессенджеры логично и последовательно приобретают все большее значение в жизни современного общества. Теория акторно-сетевых связей (Actor-Network Theory, ANT), также известная как социология перевода, зародилась в середине 1980-х годов в Париже с участием Бруно Латура, Мишеля Каллона и позднее Джона Лоу. ANT возникла в области исследований науки и технологий (Science and Technology Studies, STS), выделяясь тем, что принимает за основу принцип симбиозного отношения между человеческими и неживыми акторами, формируя социальную сеть элементов (материальных и нематериальных). Эта социотехническая сеть поддерживает горизонтальность отношений между технологией и обществом. Другими словами, теория акторно-сетевых связей утверждает, что люди и нелюди - акторы в сети - симметричны. По Лоу, актор не может рассматриваться просто как «объект», а как объединение гетерогенных элементов, составляющих сеть. Таким образом, каждый актор в себе является упрощенной сетью [5]. В этом смысле ANT стремится понять формирование сетей на основе их человеческих и неживых элементов, следуя за этими акторами, чтобы определить, как они связаны между собой с учетом влияющих факторов, как они ассоциируются с различными элементами, через которые они конструируют и объясняют мир. Следовательно, основой ANT является восприятие того, как люди и нелюди конфигурируются как акторы, собранные в стабильные гетерогенные сети с общими интересами. Отслеживая трансформацию гетерогенных сетей, ANT исследует, как они возникают, как сохраняются со временем и как конкурируют с другими сетями с различными выравненными интересами. В нашем случае мессенджеры являются местом для обсуждения новостей, обмена мнениями и создания контента. Кроме того, некоторые мессенджеры, такие как «Telegram» и «WhatsApp», также предлагают функции каналов и сторис (коротких видеосообщений), которые позволяют пользователям создавать и распространять контент для широкой аудитории, что подчеркивает их роль в распространении информации и создании контента [6]. Таким образом, можно с абсолютной уверенностью сказать, что мессенджеры стали полноправным актором в современной социальной жизни, занимая важное место в социальной среде, которую уже невозможно без них представить. Они играют большую и полноценную роль как в современном он-лайн-обществе, так и виртуальной среде.

Несмотря на спорность данного высказывания, можно рискнуть и назвать мессенджеры новыми медиа. В традиционном понимании медиа охватывает различные средства массовой коммуникации, такие как газеты, телевидение, радио и Интернет. Мессенджеры, хотя и отличаются от традиционных форм медиа, все же выполняют сходные функции в смысле обмена информацией и коммуникации между людьми. К примеру, количество подписчиков страницы из крупнейших газет России «Ведомости» [7] уже значительно превышает ее ежедневный тираж [8]. Это также демонстрирует преимущества нового способа распространения (медиаканала) этого издания для ее пользователей (читателей данной газеты). В 2014 году компания «Meta» (запрещенная в России компания) выделила мес-сенджер компании «Facebook» (запрещенная в России компания) в отдельный сервис, отделив его от своей социальной сети. Также в том же году компания «Meta» приобрела мессенджер «WhatsApp», и с тех пор занимается его развитием параллельно социальным сетям «Facebook» и «Instagram» (запрещенные в России), понимая важность одновременного предложения как сервисов обмена сообщениями, так и социальных сетей, причем разделяя их аудиторию по различным интернет-каналам общения. Это решение также объясняет понимание тенденцию к увеличению внимания пользователей онлайн-среды к мессендже-рам за счет уменьшения их внимания к традиционным медиа.

Таким образом, мессенджеры могут быть рассмотрены как новые медиа, поскольку они представляют собой средства массовой коммуникации, которые изменяют способы взаимодействия и обмена информацией в современном информационном обществе.

Существует несколько причин, почему мессенджеры становятся все более популярными по сравнению с социальными сетями:

Приватность. Мессенджеры обеспечивают более приватные и интимные формы общения, по сравнению с открытыми публичными профилями в социальных сетях. Пользователи могут обмениваться личными сообщениями и ме-диафайлами с ограниченным кругом людей, чувствуя себя более комфортно и защищенно.

Мгновенность и реальное время. Мессенджеры обеспечивают быстрый и непрерывный обмен сообщениями в режиме реального времени. Это делает

Библиографический список

их удобными для быстрой коммуникации, организации встреч и планирования событий.

Мобильность. Многие мессенджеры имеют мобильные приложения, что делает их доступными и удобными для использования на смартфонах и других мобильных устройствах. Это позволяет пользователям оставаться на связи в любое время и в любом месте. Также, что немаловажно, мессенджеры предоставляют бесплатную информацию без необходимости платить за подписку на новостные каналы.

Меньше шума и информационного перегруза. В социальных сетях часто возникает проблема информационного перегруза из-за большого количества контента, который появляется в ленте новостей. В мессенджерах пользователи имеют более непосредственный контроль над тем, с кем они общаются, и какая информация доходит до них.

Функциональность: Многие мессенджеры предлагают широкий спектр функций, таких как голосовые и видеозвонки, создание групповых чатов, возможность отправки стикеров и эмодзи (виртуальных картинок и иллюстраций, визуальных средств передачи информации), что делает общение более разнообразным и интересным.

Развитие технологий. С развитием технологий и появлением новых возможностей мессенджеры становятся все более функциональными и удобными для использования, что привлекает новых пользователей и удерживает существующих.

Все эти факторы способствуют росту популярности мессенджеров и делают их предпочтительным средством коммуникации для многих современных пользователей. Эту тенденцию можно увидеть, проанализировав международные статистические источники. Согласно международному статистическому сайту statista.com, по состоянию на январь 2024 года всего в мире было 5,35 миллиарда пользователей Интернета, что составляло 66,2% от общего числа населения планеты. Из этого общего числа пользователей Всемирной паутины, 5,04 миллиардов (или 62,3% населения мира) являлись пользователями социальных медиа [9]. В списке таких медиасетей, по данным на январь 2024 года, первые места удерживают социальные сети «Facebook» (3,049 млрд пользователей), и «Youtube» (2,491 млрд). Однако третье место занимает уже мессенджер «WhatsApp» (приблизительно 2 млрд пользователей). 6-е, 7-е и 8-е места в этом списке также занимают мессенджеры: китайский «WeChat» (1,336 млрд пользователей), «Facebook Messenger» (979 млрд) и динамично растущий в последние годы «Telegram» (800 млрд). Кроме того, интересной представляется статистика [10], демонстрирующая основные задачи, которые интернет-пользователи решают посредством Интернета. 56,6% респондентов используют его для того, чтобы поддерживать связь с семьей и друзьями, 52,3% просматривают видеоконтент (новости, развлекательные видео и т. д.), 51,9% - чтобы узнавать новости. Все эти задачи решаются мессенджерами и социальными сетями, причем непосредственное общение интересует большее количество опрошенных, и оно больше относится к функционалу сервисов прямого обмена сообщениями.

Таким образом, в результате проведенного исследования, мы можем заключить, что исследование мессенджеров и их влияния на современное информационное пространство обещает оставаться актуальной и перспективной областью научного исследования на обозримый период времени, поскольку эти технологии продолжают эволюционировать и оказывать влияние на общество. Данное исследование демонстрирует, что влияние и доля таких онлайн-серви-сов и платформ будет сохранять свою актуальность в структуре современной социальной среды, виртуальной и реальной, и их влияние и значение в ней будет увеличиваться. В то же время проблема остается актуальной и неоднозначной. Несмотря на распространенность использования мессенджеров, их роль в обществе и медиаэкосистеме требует дальнейшего теоретического и практического исследования. Это связано с необходимостью адаптации существующих теорий коммуникации к новым реалиям и постоянно меняющейся технологической среде. Мы сможем наблюдать в ближайшее время, как пользователи сети Интернет будут отвечать на вопрос: что первичное: социальные сети ли прямой обмен сообщениями? В зависимости от их предпочтений оба сервиса будут видоизменяться, эволюционировать согласно мировым трендам и настроениям. Как продемонстрировано в статье, в настоящее время большинство мирового населения уже осуществляет общение посредством этих двух способов, и они становятся полноценными участниками социальной жизни, ее неотъемлемой частью и самостоятельными экосистемами, пересекающимися между собой. Также было выявлено, что новые медиа невозможно представить себе без виртуальных платформ общения, которые уже конкурируют, и зачастую побеждают традиционные медиа.

1. Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа: учебник для вузов. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020.

2. Ferguson N. The Square and the Tower: Networks and Power, from the Freemasons to Facebook Penguin Books, 2018: 34-48.

3. Электронный статистический ресурс. Available at: https://www.statista.com/statistics/296700/ personal-data-security-perception-online

4. Christensen C.M., Hall T., Dillon K., Duncan D.S. Competing Against Luck: The Story of Innovation and Customer Choice. HarperBusiness, 2016: 6-11.

5. Вахштайн В. Социологическое обозрение. 2005; Т. 4, № 1: 94-115.

6. Soares C.D.M., Joia L.A., Altieri D., Regasso J.G.L. «What's up? Mobile instant messaging apps and the truckers' uprising in Brazil». Technology in Society. 2021; Vol. 6. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S016 0791X2 031280X

7. Электронный новостной ресурс. Available at: https://t.me/vedomosti

8. Электронный ресурс. Available at: https://agency-siam.ru/press/izd/vedomosti/?ysclid=lt4q18zkoz713181970

9. Электронный статистический ресурс. Available at: https://www.statista.com/statistics/617136/digital-population-worldwide

10. Электронный статистический ресурс. Available at: https://www.statista.com/statistics/1387375/ internet-using-global-reasons

11. Электронный статистический ресурс. Available at: https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users

References

1. Kiriya I.V., Novikova A.A. Istoriya i teoriya media: uchebnikdlya vuzov. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2020.

2. Ferguson N. The Square and the Tower: Networks and Power, from the Freemasons to Facebook. Penguin Books, 2018: 34-48.

3. 'Elektonnyj statisticheskijresurs. Available at: https://www.statista.com/statistics/296700/ personal-data-security-perception-online

4. Christensen C.M., Hall T., Dillon K., Duncan D.S. Competing Against Luck: The Story of Innovation and Customer Choice. HarperBusiness, 2016: 6-11.

5. Vahshtajn V. Sociologicheskoe obozrenie. 2005; T. 4, № 1: 94-115.

6. Soares C.D.M., Joia L.A., Altieri D., Regasso J.G.L. «What's up? Mobile instant messaging apps and the truckers' uprising in Brazil». Technology in Society. 2021; Vol. 6. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S016 0791X2 031280X

7. 'Elektonnyj novostnoj resurs. Available at: https://t.me/vedomosti

8. 'Elektonnyjresurs. Available at: https://agency-siam.ru/press/izd/vedomosti/?ysclid=lt4q18zkoz713181970

9. 'Elektonnyj statisticheskij resurs. Available at: https://www.statista.com/statistics/617136/digital-population-worldwide

10. 'Elektonnyj statisticheskij resurs. Available at: https://www.statista.com/statistics/1387375/ internet-using-global-reasons

11. 'Elektonnyj statisticheskij resurs. Available at: https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users

Статья поступила в редакцию 07.03.24

УДК 811.512.141

Nugamanova I.I., postgraduate, Sterlitamak Branch of Ufa University of Science and Technology (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]

ETYMOLOGICAL ANALYSIS OF THE BASHKIR LEXEME UK 'ARROW'. The article examines the origin of the Bashkir lexeme ук 'arrow'. As a result of the analysis of etymological dictionaries, it is revealed that the lexeme ук is an heir to the Nostratic lexeme Hoki 'sharp', which gives rise to many related lexemes in Eurasian languages (Indo-European, Altaic, Uralic, Kartvelian, Dravidian). The origin of the original lexeme Hoki dates back to before 25 thousand BC. The original meaning of the lexeme Hoki was 'sharp'. The meaning of the original Nostratic lexeme Hoki was transferred to the name of an arrow by identity of function after the bow and arrow were invented (Mesolithic era, approximately 10,000-7000 BC). The lexeme has two important characteristics: stability of the semantic core and ambiguity. This indicates a high degree of linguocognitive significance of the lexeme. The novelty of this study lies in the identification of connections between the Bashkir lexeme ук, firstly, with the original Nostratic lexeme Hoki, and secondly, with Indo-European, Dravidian, Kartvelian and Uralic languages.

Key words: lexeme, concept, Bashkir language, Turkic languages, nostratic language

И.И. Нугаманова, аспирант, Стерлитамакский филиала УУНиТ, E-mail: [email protected]

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БАШКИРСКОЙ ЛЕКСЕМЫ УХ'СТРЕЛА'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается происхождение башкирской лексемы ук 'стрела'. В результате анализа этимологических словарей было выявлено, что лексема ук является наследником ностратической лексемы Hoki 'острый', давшей начало многим родственным лексемам в евроазиатских языках (индоевропейских, алтайских, уральских, картвельских, дравидийских). Происхождение исходной лексемы Hoki 'острый' относится ко времени ранее 25 тыс. до н. э. Первоначальным значением лексемы Hoki было 'острый'. Значение исходной ностратической лексемы Hoki 'острый' было перенесено на наименование стрелы по тождеству функции после того, как лук и стрелы были изобретены (эпоха мезолита, примерно 10 000-7000 лет до н. э.). Лексема обладает двумя важными характеристиками: стабильностью семантического ядра и многозначностью. Это говорит о высокой степени лингвокогнитивной значимости лексемы. Новизна данного исследования состоит в выявлении связей башкирской лексемы ук 'стрела', во-первых, с исходной ностратической лексемой Hoki и, во-вторых, с индоевропейскими, дравидийскими, картвельскими и уральскими языками.

Ключевые слова: лексема, концепт, башкирский язык, тюркские языки, ностратический язык

Актуальность темы данной статьи обусловливается фактом высокого символического значения стрел для тюркских народов: археологи и историки обращают на это особенное внимание. При раскопках на территории Саяно-Алтая, Монголии, Забайкалья, Восточного Казахстана регулярно встречаются как наконечники стрел, так и изображения стрел на различных предметах: «Важная роль лука и стрел в военных действиях и охоте способствовала их знаковой функции в качестве символов или атрибутов власти, дипломатии, религиозных культов и обрядов в культурах древних и средневековых кочевников» [1, с. 102].

Известный востоковед Н.И. Веселовский разделял стрелы на «властные» и «курьерские». И те, и другие давали особые полномочия тем, кто их использовал, но разного уровня ответственности. Использование стрелы в обрядах Н.И. Веселовский связывал с охранительной функцией: «Стрела, как острый колющий предмет, подобно иголке, ножу, топору, сабле, мечу, копью, а также колючему растению, наводит страх на злого духа. В этом единственно и заключается свойство стрелы и ее значение в обрядах» [2, с. 288]. В связи с этим вопрос об этимологии наименования этого предмета представляется весьма важным.

Целью статьи является анализ происхождения лексемы ук 'стрела'. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. Определить основное и дополнительные значения лексемы ук 'стрела' в башкирском языке. 2. Рассмотреть значения лексемы ук 'стрела' в других тюркских и монгольских языках. 3. Произвести этимологический анализ башкирской лексемы ук 'стрела'. Следует подчеркнуть, что, несмотря на чрезвычайную важность данной лексемы и вербализованного таким образом лингвоментального концепта, данная лексема, к сожалению, ранее не исследовалась отечественными лингвистами. Это, во-первых, создает лакунарность в изучении концепта ук 'стрела', а во-вторых, предъявляет высокие требования к исследователю, поскольку опереться ему в изучении данной лексемы не на что - научной традиции пока не сложилось. Этот факт обусловливает высокую степень новизны исследования, результаты которого изложены в данной статье.

В связи с отсутствием специализированных исследований по данной теме вопрос о происхождении лексемы ук 'стрела' до сих пор остается до конца не выясненным. Данная статья проясняет этимологию лексемы ук 'стрела' на основании самых последних этимологических изысканий. Новизна исследования в том, что представленные в настоящей статье материалы убедительно доказывают, что общетюркская лексема оц действительно является родственником лексемы ук 'стрела', но у обеих этих лексем был общий прародитель, гораздо более древний, нежели предполагалось ранее, и именно от него башкирская лексема ук получила свое значение.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации широкого круга источников по данной проблеме, в том числе иноязычных (тюркские и индоевропейские языки). Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов на практике - исследователями-лингвистами и преподавателями языковедческих курсов (в особенности по тюркским языкам).

Прародительницей башкирской лексемы ук 'стрела' является общая пра-тюркская лексема ок (од). Кроме основного значения 'стрела', в пратюркском языке она также имела значения 'перекладина для крыши; часть доли по наследству'. В современном башкирском языке лексема ук 'стрела' имеет также дополнительное значение «сразу же; же (утвердительная частица)» [3, с. 331]. Значение 'перекладина для крыши', очевидно, развилось по тождеству формы. Значение 'сразу же' появилось вследствие тождества действия - скорость действия человека уподобляется быстроте стрелы. Что касается значения 'часть доли по наследству', то нам не удалось найти в специализированной литературе объяснения его возникновения. Мы можем лишь предположить, что, возможно, в древности во время процесса распределения наследства каким-то образом использовались стрелы. Например, в русских обрядах стрелы использовались довольно часто, даже в XIX в., например, вот описание свадебного обряда: «Сенник, где молодые спали, убирался таким образом: по всем четырем стенам этого помещения ставили иконы, во всех четырех углах втыкали по стреле, а на каждой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.