УДК 343
Александрова Ирина Александровна Aleksandrova Irina A.
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
сап^а!е of sciences (law), associate professor, professor of the department of criminal and criminal-executive law
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: iren-nno@mail.ru
Меры уголовно-правового, уголовно-процессуального и оперативно-разыскного характера по реализации Теоретической концепции уголовной политики по обеспечению экономической безопасности [1]
Action of criminal law, criminal procedure and operational-investigative nature to implement the Theoretical concepts criminal policy in economic security
Целью исследования является разработка предложений по модернизации законодательства для создания сбалансированного антикриминального механизма обеспечения экономической безопасности. Программные положения воплощают генеральную линию относительно целей, задач и принципов, изложенных в Теоретической концепции уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции, в практическую уголовно-политическую деятельность. Программа (меры уголовно-правового, уголовно-процессуального и оперативно - розыскного ха -рактера), изложенная автором, направлена на повышение эффективности реагирования на угрозы экономической безопасности и укрепление доверия к справедливости.
Ключевые слова: уголовная политика, программа, экономическая преступность.
The aim of this study is to develop proposals to modernize the legislation to create a balanced anti-crime mechanism to ensure economic security. Software embody the general line position regarding the goals, objectives and principles set forth in the theoretical concepts of criminal policy to ensure economic security and anti-corruption practice in the criminal and political activities. The program (measures under criminal law, criminal procedure and operational-investigative nature), presented by the author, aimed at improving the effectiveness of response to the threat of economic security and build confidence in the justice.
Keywords: criminal policy, the program, economic crime.
В рамках научного исследования современной (2009—2015 г.) уголовной политики в сфере экономики и государственной власти с целью создания сбалансированного антикриминального механизма обеспечения экономической безопасности нами были разработаны меры по модернизации законодательства, которые в концентрированном виде изложены в
авторской Теоретической концепции уголовной политики по обеспечению экономической безопасности. Частично изложенная нами программа уголовно-политической деятельности по реформированию или дополнению законов уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-разыскного получила свою практическую реализацию в федеральных законах от 6 июля
2016 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [2] (в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» внесены изменения, расширяющие полномочия оперативных сотрудников, — разрешено получать компьютерную информацию при осуществлении оперативно-разыскной деятельности (п. 5 ст. 6)), от 3 июля 2016 года № 325-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [3] (в части либерализации курса уголовной политики по обеспечению экономической безопасности в перечень преступлений, приведенный в статье 761 УК РФ, включены преступления в сфере экономической деятельности небольшой и средней тяжести, системный подход и последовательная дифференциация уголовной ответственности при установлении санкций статей Особенной части УК РФ обеспечена различной оценкой степени общественной опасности преступлений в сфере экономической деятельности, совершенных группой лиц по предварительному сговору, в отличие от таких деяний, совершенных организованной группой), от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» [4] (создан новый принудительный механизм, состоящий во взыскании судом с лица, причинившего вред охраняемым уголовным законом отношениям, штрафа без наступления для виновного последствий уголовно-правового характера — глава 15.2 «Судебный штраф», статья 76.2. «Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа»).
Однако большая часть авторских предложений по модернизации анти-криминального законодательства остается на уровне программных, теоретических заявлений и потому предполагает дальнейшие обсуждения научным сообществом, на них мы и сосредоточимся.
На наш взгляд, модернизация уголовной политики на уровне принципиальных положений предполагает:
1. Принятие мер в части совершенствования понятийного аппарата и положений Общей части УК РФ.
1.1. Разработать систему оснований, условий и мер уголовной ответственности юридических лиц за преступления в сфере экономической деятельности, совершенные в интересах этих лиц их представителями: по отношению к такому юридическому лицу преимущественно применять штрафные санкции, а несущих непосредственную ответственность руководителей юридических лиц и их представителей наказывать в соответствии с санкциями статей за указанные преступления.
1.2. Внедрить уголовно-правовые конструкции, создающие основу для решения задач обязательной компенсации вреда и оказания иной помощи потерпевшим от преступлений, совершаемых в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
1.3. Оптимизировать объемы и пределы усмотрения суда при назначении уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера: запретить условное осуждение, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания лицам, совершим особо тяжкие преступления в сфере экономической деятельности.
1.4. Конкретизировать содержание и укрепить юридическое значение нормативной категоризации преступлений, посредством которой установить особые правила реализации уголовной ответственности или освобождения от уголовного наказания для (а) преступлений небольшой и средней тяжести (уголовных проступков) и (б) преступлений особой тяжести.
1.5. Уточнить основания и пределы уголовной ответственности незавершенного преступного поведения в сфере экономической деятельности с тем, чтобы установить в качестве общего правила наказуемость приготовления к совершению особо тяжкого или тяжкого преступления в сфере экономической или иной предпринимательской деятельности.
1.6. Подтвердить правовое значение повтор-ности совершения преступления в сфере экономической деятельности с учетом требований принципа справедливости уголовного права: запретить освобождение этих лиц от уголовной ответственности.
1.7. Усовершенствовать систему обстоятельств, смягчающих наказание и исключающих преступность деяний в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности с тем, чтобы активизировать антикриминальную активность граждан и правоохранительных органов, одновременно защитив их от риска необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
1.8. В статью 63 УК РФ: (1) включить в качестве обстоятельства, усиливающего наказание и повышающего степень общественной опасности деяния, «уклонение от уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также сокрытие им имущества, добытого преступным путем, воспрепятствование таким лицом раскрытию и/или расследованию преступления, проводимым в любой законной форме, а равно отказ от возмещения либо заглаживания вреда, причиненного преступлением»; (2) вернуть неоднократность преступления в перечень обстоятельств, отягчающих наказание, признав, наряду с рецидивом преступлений (п. а ч. 1 ст. 63 УК РФ), отягчающим обстоятельством «неоднократность преступлений, за исключением случаев, специально предусмотренных в статьях Особенной части УК РФ».
1.9. В целях вовлечения общественности в борьбу против экономических преступлений создать систему материального поощрения для лиц, оказывающих содействие в выявлении и раскрытии тяжких или особо тяжких преступлений этого вида, уголовном преследовании совершивших эти преступления, розыске и изъятии имущества, добытого преступным путем.
1.10. Оптимизировать с учетом конституционных и международно-правовых стандартов прав человека систему и содержание основных и дополнительных уголовных наказаний, согласованную с системой иных мер уголовно-правового характера.
Установить размеры штрафов в зависимости от установленного судом размера имущественного вреда, причиненного потерпевшему (потерпевшим), а именно: в процентах или кратно.
При совершении тяжкого или особо тяжкого преступления штраф применять только в качестве дополнительной меры наказания, а основной должна быть мера наказания, связанная с лишением или ограничением свободы.
Расширить понятие «конфискация имущества», сделав предметом ее не только имущество, добытое преступным путем, но и имущество, составляющее «необоснованное обогащение».
1.11. Установить основные правила квалификации преступлений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, учитывая, что деяние, которое изначально замышлялось как хищение и лишь прикрывалось видимостью предпринимательской (коммерческой) деятельности, не может считаться
«преступлением, совершенным в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности». В том числе нормативно упорядочить определения и соотношение понятий «доход», «законный доход», «преступный доход», «нетрудовой доход», «необоснованное обогащение», «договорные обязательства», «преступление, совершенное в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности», а именно:
«Доход — это увеличение активов или уменьшение обязательств юридического лица, гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в результате незапрещенной уголовным законом предпринимательской или иной экономической деятельности, приводящие к увеличению их капитала, а также частной собственности, в чем бы она не выражалась.
Законный доход — это увеличение активов или уменьшение обязательств юридического лица, гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, приводящие к увеличению их собственного капитала за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования путем денежного вознаграждения, получения денежных средств от других видов деятельности, не запрещенных законом.
Преступный доход — доход, полученный от деятельности физических или юридических лиц, запрещенной для них законом, в размере, предусмотренном УК РФ; он влияет на квалификацию преступления и подлежит конфискации.
Нетрудовой доход — доход, составляющий необоснованное обогащение; он не влияет на квалификацию преступления, но подлежит конфискации.
Необоснованное обогащение может проявляться в следующем: (а) увеличении активов или уменьшении обязательств публичного должностного лица, превышающем его законные доходы на сумму не менее чем 5-ти кратную МРОТ, что он не может объяснить разумным образом; (б) капитал, законность происхождения которого собственник не может разумным образом объяснить и подтвердить; (в) любое имущество, а также права на имущество, которые прямо или косвенно приобретены преступным путем либо с помощью иного вида деятельности, запрещенной законом, включая легализацию преступных доходов при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности.
Договорные обязательства — обязательства, возникающие у партнеров в результате за-
отраспЕВЫЕ проблемы юридической науки и практики
ключения законной сделки с денежными средствами или иным имуществом.
2. Принятие мер в части совершенствования положений Особенной части УК РФ.
2.1. Обеспечить системный подход и последовательную дифференциацию уголовной ответственности при установлении санкций статей Особенной части УК РФ.
2.2. В модернизированном виде вернуть в УК РФ понятие «незаконное предпринимательство», криминализировав (ст. 171 УК РФ) незаконное осуществление предпринимательской деятельности, выразившееся в нарушении запретов или ограничений, введенных законодательством в качестве отдельных специальных экономических мер для обеспечения безопасности РФ.
2.3. Расширить понятие «незаконная банковская деятельность» путем включения в диспозицию статьи 172 УК РФ конструктивного признака «неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на дату государственной регистрации кредитной организации, а также решений контролирующего органа Центробанка России», если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением необоснованного дохода в крупном размере.
2.4. Установить новый квалифицирующий признак для преступлений в сфере экономической деятельности: «совершение субъектом предпринимательской деятельности преступления в сфере экономической деятельности с использованием коррупционных связей в органах государственной власти».
2.5. Для оценки степени общественной опасности преступлений в сфере экономической деятельности установить следующую принципиальную систему квалифицирующих признаков:
1-я категория: (а) причинение вреда в крупном размере (причинение крупного ущерба, извлечение дохода/избежание убытков в крупном размере) — наказание до 5 лет лишения свободы, штраф до 1 млн рублей.
2-я категория: (а) деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, (б) с использованием своего служебного положения, — наказание до 7 лет лишения свободы, штраф до 10 млн рублей, конфискация имущества.
3-я категория: (а) деяние, совершенное организованной группой, (б) в особо крупном
размере (причинение особо крупного ущерба, извлечение дохода в особо крупном размере или избежание убытков в особо крупном размере), — наказание до 10 лет лишения свободы, штраф до 100 млн рублей, конфискация имущества.
4-я категория: (а) деяние, совершенное с угрозой применения насилия (с применением насилия), (б) с использованием коррупционных связей, (в) повлекшее особо тяжкие последствия, — наказание до 15 лет лишения свободы, штраф до 500 млн рублей, конфискация имущества.
2.6. Законодательная политика увеличения размера ущерба, от которого зависит криминализация, от преступления в сфере экономической деятельности и соответственно основание для уголовного преследования лица, причинившего такой ущерб, должна быть одинаковой в связи с совершением любых корыстных преступлений в сфере экономики, а не носить избирательный характер, то есть касаться только преступлений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
2.7. Создать межотраслевой правовой механизм возмещения вреда, причиненного организованными формами экономической преступности — за счет личного имущества предпринимателя и его близких родственников. Он должен включать в себя нормы уголовного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права. Его назначение должно состоять в том, чтобы позволять стороне обвинения в лице прокуратуры и гражданских истцов (частных обвинителей) изымать имущество предпринимателей, за счет которого компенсировать причиненный ими преступный вред. Их имущество должно презюмироваться как необоснованное обогащение и подлежать вначале уголовно-процессуальной конфискации (аресту) в размере установленного имущественного вреда, а затем передаче потерпевшим — в случае удовлетворения гражданского иска прокуратуры, гражданских исков потерпевших в рамках гражданского судопроизводства после вынесения обвинительного приговора.
3. Основные направления уголовной политики обеспечения экономической безопасности на ближайшую и среднесрочную перспективу состоят в том, чтобы:
— продолжить десоветизацию уголовного законодательства и иного законодательства, входящего в уголовную политику, призванную охранять современную, капиталистическую модель экономики; завершить переходный период
развития отечественного уголовного права; доводить до конца либерально-демократическую реформу всех отраслей права антикриминального цикла, адаптировать современные западные правовые стандарты во всех составляющих и на всех уровнях уголовной политики.
— добиться полного соответствия уголовной политики обеспечения экономической безопасности Конституции РФ;
— обеспечить соответствие уголовного законодательства Российской Федерации и практики его применения международным стандартам противодействия коррупции и экономической преступности;
— создать систему уголовной юстиции, иных правоохранительных органов сообразно критериям правового государства;
— осуществлять оптимизацию норм уголовного, уголовно-процессуального и иного законодательства в соответствие с криминологической ситуацией, допуская в случае необходимости временные тактические отступления от основного курса на либерализацию уголовной политики;
— реформировать систему правоохранительных органов, исходя из криминологической ситуации, финансовых, организационных, человеческих возможностей;
— стремиться к полноценной реализации судами при рассмотрении уголовных дел стандартов справедливого уголовного судопроизводства, разработанных Европейским судом по правам человека, других общепризнанных правил и норм, при условии непротиворечия их Конституции РФ;
— обеспечить оптимальный баланс карательных и компенсационно-восстановительных средств уголовно-правового регулирования, комплексное применение которых будет способствовать достижению целей уголовной политики управления уровнем преступности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— гармонизировать нормативные правовые акты различных отраслей права, составляющие правовую базу уголовной политики по обеспечению экономической безопасности;
— согласовать предусмотренную УК РФ систему мер уголовно-правового характера с системой правоограничений и запретов,установ-ленных для лиц, совершивших преступления, в законодательстве иной отраслевой принадлежности;
— повысить уровень демократичности и прозрачности в разработке законопроектов по модернизации уголовной политики, в принятии
тактических и стратегических решений по изменению курса уголовной политики;
— постоянно мониторить практику применения положений уголовного и иного законодательства, образующую уголовную политику противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности на предмет ее эффективности институтами научно-экспертного сообщества.
4. Модернизация предписаний уголовного законодательства о преступлениях в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
5. В уголовно-процессуальной сфере [5] принять следующие законодательные меры по усилению противодействию преступности в сфере экономической деятельности:
— ограничение свидетельских привилегий [5] при расследовании дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Суть механизма такова: суд (следственный судья) по ходатайству прокурора или по своей инициативе обязывает участника процесса давать показания, хотя он по закону имеет свидетельскую привилегию не давать показания;
— подсудность уголовных дел об экономических преступлениях должна определяться по общим правилам. Нельзя специально распространять подсудность суда присяжных на тяжкие или особо тяжкие экономические преступления;
— недопустимо выделять уголовные дела в отношении предпринимателей в особое производство и дополнять Уголовно-процессуальный кодекс РФ главой, регламентирующей особенности производства по уголовным делам в сфере экономической деятельности.
Примечания
1. Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33).
2. Собрание законодательства РФ. 2016. № 28, ст. 4558.
3. Собрание законодательства РФ. 2016. № 27, ч. II, ст. 4258.
4. Собрание законодательства РФ. 2016. № 27, ч. II, ст. 4256.
5. Доктринальная модель уголовно-процессуального доказательственного права РФ и комментарии
к ней / А.С. Александров, И.А. Александрова [и др.]. М., 2015.
Notes
1. Aleksandrova I.A. The Theoretical concept of criminal policy to ensure economic security and corruption counteraction // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2016. № 1 (33).
2. Collection of legislative acts of the RF. 2016. № 28, art. 4558.
3. Collection of legislative acts of the RF. 2016. № 27, p. II, art. 4258.
4. Collection of legislative acts of the RF. 2016. № 27, p. II, art. 4256.
5. Doctrinal model of criminal procedure, law of evidence, the Russian Federation and comments to it / A.S. Alexandrov, I.A. Alexandrova, etc. Moscow, 2015.