Степанова М.А.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ
5.17. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Степанова М. А., адъюнкт
Нижегородская академия МВД России
Транспортная система в Российской Федерации представляет собой сложный комплекс, охватывающий все регионы страны, в котором железнодорожный транспорт занимает основное место, на его долю приходится 80% от общего грузооборота и 40% пассажи-рооборота.
В условиях развития общественных отношений в Российской Федерации значительно повышается роль, место и значение железнодорожного транспорта. Неоценимая заслуга его не только в перевозке возрастающих пассажиропотоков, но и в поднятии экономического потенциала страны.
По статистическим данным ГИАЦ МВД России мы можем наблюдать рост преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте. В 2002 году было зарегистрировано 65 498 преступлений, а 2003 году -66 594 преступлений (+ 1,6%), 2004 году - 69 087 преступлений (+ 3,7%), 2005 - 74 571 преступление (+ 7,9%), 2006 году - 80 800 преступлений, что на 8,4% больше, чем в 2005 году. Приведенная нами статистика свидетельствует о необходимости усиления борьбы с преступностью против собственности на железнодорожном транспорте1.
К наиболее распространенным преступлениям против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте относятся кражи в результате свободного доступа и хищения путем проникновения со взломом.
Предупреждение преступлений и других правонарушений является одной из важнейших задач любого общества. Остро стоит она и перед нашим государством, причем особо актуальной она стала в последние годы в связи с ростом преступности в стране.
Исторический обзор деятельности Российского государства в области борьбы с преступностью свидетельствует, что практически на всех его этапах предупреждение преступлений и иных правонарушений рассматривалось как одно из главных направлений государственной деятельности.
1 См.: Отчеты ГИАЦ МВД России ф. 1 ГУВДТ за 2002-2005 годы.
Предупреждение преступности является многогранной и многосторонней деятельностью, которая состоит из многих компонентов, образующих целостную систему.
Г.А. Аванесов отмечает, что «предупреждение преступлений на индивидуальном уровне включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение»2. Аналогично рассматривает систему предупреждения преступлений А.П. Гаврилишин3. А.Г. Лекарь разработал систему предупредительного воздействия на преступность, в которой особо выделил концепцию предотвращения, состоящую из профилактики (деятельности по выявлению и устранению причин и условий, способствующих преступлениям); предупреждения (установление лиц, намеревающихся совершить преступление и принятие к ним мер); пресечения (выявление лиц, подготавливающих совершение преступления, и принятие к ним мер)4. Э.Э. Раска предложил «сконструировать систему профилактического воздействия на преступность по трем основным компонентам. Во-первых, меры общесоциальной профилактики, во-вторых, меры криминологической профилактики и, в-третьих, меры уголовно-правовой профилактики пре-ступности5. П.П. Осипов в качестве элементов воздействия на преступность называет криминологическое предупреждение; уголовно-судебную борьбу; исправительно-трудовое воздействие на осужденных6. Б.М. Новиков основными компонентами предупреждения преступлений называет предотвращение и пресече-
ние7.
Рассмотрев приведенные концепции по предупреждению преступности, позволили нам убедиться, в том что, среди ученых нет единого мнения о системе предупреждения преступлений.
В свою очередь, мы придерживаемся той точки зрения, которая включает в систему предупреждения преступлений, элементы профилактики предотвращение и пресечение. Она показалась нам наиболее плодотворной для рассмотрения проблем предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте.
Преступления против собственности, совершаемые на железнодорожном транспорте, являются опасной формой криминальной деятельности, и к борьбе с данными посягательствами нужно быть достаточно подготовленными. Проблемы предупреждения данного вида преступлений не могут и не должны решаться путем каких-либо «кампаний» и без учета реальных объективных возможностей, имеющихся в обществе на каждом этапе его развития. Важную роль в проблеме предупреждения преступлений, конечно же играет
2 Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 021100 «Юриспруденция» / Г.А. Аванесов, С.М. Иншаков, С.Я. Лебедев, Н.Д. Эриашвили / Под ред. Г.А. Аванесова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - С. 299.
3 См.: Гаврилишин А.П. Борьба с имущественными преступлениями несовершеннолетних на железнодорожном транспорте: Автореф. дис. ... к.ю.н. - Киев, 1987. - С.15.
4 См.: Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. - М., 1972. - С. 3.
5 См.: Раска Э.Э. Криминологическая профилактика преступлений: Теоретические и методические основы. Автореф. дис. .к.ю.н. - М., 1988. - С. 16.
6 См.: Комплексное изучение системы воздействия на преступность: Методические и теоретические основы. / Под ред. П.П. Осипова. - Л., 1978. - С. 15.
7 См.: Новиков Б.М. Предотвращение и пресечение преступлений: Лекция. - Ташкент, 1989. - С. 4.
ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
№ 1
криминология, которая непосредственно занимается разработкой программ по предупреждению и создает научную базу для получения на практике положительных результатов. Она предоставляет практике достоверную информацию о преступлениях против собственности, данные о реальном положении дел сегодня, прогнозирует изменения в будущем8.
Одним из субъектов государственной системы предупреждения преступлений, непосредственно осуществляющим предупреждение преступлений против собственности, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, являются органы внутренних дел на транспорте, которые организуют и осуществляют меры общего, специально-криминологического и индивидуального предупреждения преступлений; информируют население, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций о формах и методах защиты от преступных посягательств; изучают передовой отечественный и зарубежный опыт предупреждения преступлений и обеспечивают его внедрение в практику; оказывают подчиненным органам, подразделениям и учреждениям организационно-методическую и практическую помощь; организуют и осуществляют взаимодействие с подразделениям и службами органов внутренних дел; привлекают общественность, в том числе общественные объединения правоохранительной направленности, частные охранные структуры к работе по предупреждению преступлений; формируют справочно-информационные фонды и учеты, статистическую отчетность, а также осуществляют обмен.
При решении проблемы предупреждения рассматриваемого вида преступлений также не нужно забывать о том, что железнодорожный транспорт характеризуется своими особенностями, накладывающими отпечаток на состояние и структуру преступности, которые заключаются в следующем:
• на объектах железнодорожного транспорта сосредоточено большое количество товарноматериальных ценностей (груза, багажа);
• большего скопление пассажиров на станциях, вокзалах и пассажирских поездах, имеющих при себе значительные денежные суммы и другого имущества;
• перемещение груза, багажа и пассажиров в пространстве, затрудняет выявление лиц, совершивших преступление.
На основании изложенного мы предлагаем разработать комплексную программу предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, которая должна разрабатываться не для формальности, а на основе тщательного анализа оперативной обстановки на объектах железнодорожного транспорта. Предложенная нами программа должна исходить из конкретных целей и в соответствии с ними намечать мероприятия. Для определения этих целей необходимо всесторонне и глубоко изучить объект планирования с точки зрения его прошлого, настоящего и будущего, а также явления и процессы (факторы), влияющие на данный объект.
Главной задачей данной программы является выявление количественных и качественных показателей (состояния, уровня, динамики, структуры, территориальной распространенности, структуры личности преступника и т.д.), устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений на железнодорожном транспорте.
На наш взгляд необходимо усилить индивидуальную профилактическую работу с лицами, от которых можно ожидать совершения краж, улучшить качество технико-криминалистического обеспечения раскрытия этих преступлений, выработать единый подход к созданию Федеральной информационной базы преступлений. Важное место должно отводиться надлежащему оборудованию объектов железнодорожного транспорта охранной сигнализацией и повышение их технической укрепленности. Такой подход к решению проблем предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, затруднен отчасти тем, что реализация этих мероприятий осложняется отсутствием финансовых ресурсов.
На основании изложенного, под предупреждением преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, мы понимаем четко определенную деятельность органов внутренних дел на транспорте по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений, учитывающая все особенности криминологической характеристики самих преступных деяний, лиц их совершающих, а также детерминанты, способствующие совершению данных преступлений. Деятельность по предупреждению преступлений осуществляется с целью противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности, защиты личности, общества, государства от преступных посягательств.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
• выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, принятие мер по их устранению или нейтрализации;
• осуществление индивидуального предупреждения исследуемого вида преступлений в отношении лиц с противоправным поведением;
• снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств;
• повышение правосознания населения.
Таким образом, в заключении мы хотим отметить, что все мероприятия, направленные на предупреждение преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, должны быть реально работающими и эффективно применяемыми на практике. Противодействовать преступности на железнодорожном транспорте необходимо в тесной взаимосвязи подразделений и служб органов внутренних дел.
8 См.: Солодовников С.А. Криминологическое исследование насильственных преступлений против собственности граждан и проблемы их предупреждения органами внутренних дел (теория и практика): Авто-реф. дисс. ... д.ю.н. - М., 2003. - С. 4.