предупреждение преступлении против собственности органами внутренних дел на железнодорожном транспорте prevention of crimes against property by rail transport police
УДК 343.37:351.74
М.А. СТЕПАНОВА,
кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России)
M.A. STEPANOVA,
Candidate of Laws, Nizhniy Novgorod Police Academy of the Ministry of Internal Affairs.
Аннотация: в статье анализируется система предупредительного воздействия на преступления против собственности, совершаемые на железнодорожном транспорте, выделяются проблемные аспекты указанной деятельности и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, преступления против собственности, предупреждение, субъекты предупреждения.
Abstract: the article deals with the system of preventive considerations in respect to crimes against property being committed on rail transport. The author emphasizes crucial aspects of this activity and proposes the ways of decision making.
Key words: rail transport, crimes against property, prevention, subjects of prevention.
Предупреждение преступлений и правонарушений является одной из важнейших задач любого общества. Остро стоит она и перед нашим государством, причем особо актуальной она стала в последние годы в связи с ростом преступности в стране [1, с. 76].
Преступления против собственности, совершаемые на железнодорожном транспорте, являются опасной формой криминальной деятельности, и к борьбе с данными посягательствами нужно быть достаточно подготовленными. Проблемы предупреждения данного вида преступлений не могут и не должны решаться путем каких-либо «кампаний» и без учета реальных объективных возможностей, имеющихся в обществе на каждом этапе его развития. Важную роль в
проблеме предупреждения преступлений, конечно же, играет криминология, которая обеспечивает научную обоснованность программирования управленческого воздействия на преступность. Она предоставляет практике достоверную информацию о преступлениях против собственности, данные о реальном положении дел сегодня, прогнозирует изменения в будущем [2, с.4].
Борьба с преступлениями против собственности, совершаемыми на железнодорожном транспорте в Приволжском федеральном округе, не может быть сведена только к выявлению и наказанию виновных лиц. Значительное внимание должно быть направлено на разработку и осуществление системы мер упреждающего характера, то есть удержание лиц от совершения исследу-
емых нами преступных посягательств. Таким образом, одним из важных направлений борьбы с преступностью на железнодорожном транспорте является предупреждение преступлений против собственности.
Предупреждение преступности является многогранной и многосторонней деятельностью, которая состоит из многих компонентов, образующих целостную систему.
В отечественной криминологии выделяют несколько концепций предупредительного воздействия на преступность: во-первых, как комплекса предупредительных воздействий на причины и условия преступности (как специальных, так и нецеленаправленных)
- предупредительное воздействие на преступность; во-вторых, целенаправленного воздействия на преступность - специальное предупреждение; в-третьих, концепция специальной деятельности по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений и их устранение - криминологической профилактикой преступлений [3, с. 157].
Предупреждение преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, рассматриваемое в единстве общесоциального, специальнокриминологического и индивидуального предупреждения, представляет собой:
- во-первых, специфическую деятельность органов внутренних дел на транспорте, транспортных организаций, отдельных граждан, по предупреждению преступлений против собственности, направленную на выявление и устранение причин и условий, детерминирующих совершение преступлений, имеющую свои особенности, характеризующие специфику работы железнодорожного транспорта;
- во-вторых, реализацию целенаправленных мероприятий органов внутренних дел на транспорте по выявлению и анализу причин и условий преступлений против собственности, принятию мер по их устранению, воздействию на конкретных лиц (например, работников железнодорожного транспорта) с целью недопущения совершения ими преступлений.
Одним из субъектов государственной системы предупреждения преступлений, непосредственно осуществляющих предупреждение преступлений против собственности, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, являются органы внутренних дел на транспорте, которые организуют и осуществляют меры общего и индивидуаль-
ного предупреждения преступлений; информируют население, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций о формах и методах защиты от преступных посягательств, изучают передовой отечественный и зарубежный опыт предупреждения преступлений и обеспечивают его внедрение в практику, оказывают подчиненным органам, подразделениям и учреждениям организационно-методическую и практическую помощь, организуют и осуществляют взаимодействие с иными органами и организациями, привлекают общественность, в том числе общественные объединения правоохранительной направленности, частные охранные структуры к работе по предупреждению преступлений, формируют справочно-информационные фонды и учеты, статистическую отчетность.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» именно органы внутренних дел на транспорте призваны обеспечивать общественный порядок и противодействовать преступности на железнодорожном транспорте общего пользования [4] .
Они занимают особое место среди всех субъектов предупредительной деятельности преступности на транспорте. В первую очередь это обусловлено тем, что борьба с преступностью и предупреждение преступлений является их прямой обязанностью. Мы можем смело говорить о том, что органы внутренних дел на транспорте стоят на переднем крае борьбы с преступностью и они непосредственно реализуют функции предупреждения преступлений.
Также следует отметить, что борьба с преступлениями против собственности, совершаемыми на железнодорожном транспорте, одна из актуальных и наиболее сложных проблем, стоящих перед органами внутренних дел на транспорте, а в частности на железнодорожном транспорте. Прежде всего, это обусловлено целым рядом факторов, важнейшим из которых является устойчивая тенденция ежегодного роста исследуемого вида преступлений.
Таким образом, для более четкого и полного раскрытия деятельности органов внутренних дел на транспорте по превенции преступлений против собственности на железнодорожном транспорте, необходимо выделить два основных направления:
- общее предупреждение преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте;
- предупреждение более распространенных видов преступлений против собственности на железнодорожном транспорте1.
Общепрофилактическая деятельность подразделений транспортной полиции по предупреждению преступлений против собственности на железнодорожном транспорте очень разнообразна и требует от сотрудников определенных знаний, навыков и умений. Она включает в себя мероприятия, которые осуществляются подразделениями транспортной полиции ежедневно; к ним можно отнести: сбор, обработку и анализ информации о состоянии и распространенности преступлений против собственности на обслуживаемой территории; конкретизацию целей и задач каждого подразделения и сотрудника; учет и контроль за результатами работы.
Сотрудниками транспортной полиции ежедневно осуществляется работа с пассажирами, работниками железнодорожного транспорта по разъяснению действий при обнаружении преступлений (правонарушений), с целью развития бдительности и правильного поведения при совершении преступления.
Железная дорога и железнодорожный транспорт характеризуются своей спецификой функционирования. При этом специфика функционирования железнодорожного транспорта определяет следующие направления деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте по предупреждению преступлений против собственности:
- организация сопровождения пассажирских поездов дальнего и местного сообщения нарядами полиции [5, с. 145];
- расстановка патрульно-постовых нарядов полиции;
- принятие мер, направленных на создание безопасных условий пребывания пассажиров на железнодорожных вокзалах, станциях и т.д. [5].
Сотрудники органов внутренних дел на транспорте осуществляют следующие функции:
- обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод гражданина, собственности от преступных и иных противоправных посягательств, охраны правопорядка и
1 К распространенным вида преступлений против собственности мы относим кражи личного имущества пассажиров, грузов, материалов верхнего строения пути (ВСП) и средств блокировки и связи (СЦБ).
общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта;
- выявление и анализ причин и условий, детерминирующих преступления против собственности на железнодорожном транспорте, принятие мер по их устранению, блокированию или ограничению действий;
- привлечение к работе по предупреждению преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, общественности, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты своего имущества от преступных посягательств;
- установление лиц, подготавливающихся к совершению преступления против собственности, осуществление мер к склонению этих лиц к отказу от преступной деятельности и мер к пресечению преступления;
- выявление лиц, в отношении которых необходимо применять соответствующие меры предупредительного воздействия, с целью недопущения со стороны таких лиц совершения преступлений против собственности.
На наш взгляд, эффективность предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, во многом зависит от умелой организаторской работы сотрудников органов внутренних дел на транспорте. Необходимо тщательно анализировать совершение каждого вида преступления, планировать и контролировать выполнение намеченных мероприятий, взаимодействовать со структурными подразделениями органов внутренних дел.
При решении проблемы предупреждения рассматриваемого вида преступлений также не нужно забывать о том, что железнодорожный транспорт характеризуется своими особенностями, которые в свою очередь накладывают отпечаток на состояние и структуру преступности, обусловливающие его «привлекательность» для преступников, которые заключаются в следующем:
- повышенная технологическая опасность железнодорожного транспорта;
- непрерывная, круглосуточная деятельность практически всех основных служб и звеньев предприятий железнодорожного транспорта;
- большая концентрация людей на относительно небольших по размеру объектах железнодорожного транспорта, а также постоянная и интенсивная их миграция;
- сосредоточение на объектах железнодорожного транспорта (на товарных станциях,
грузовых дворах, контейнерных площадках) значительного количества перевозимых товарно-материальных ценностей;
- несовпадение границ железных дорог с административно-территориальными границами субъектов Российской Федерации.
На наш взгляд, необходимо усилить индивидуальную профилактическую работу с лицами, от которых можно ожидать совершения краж, улучшить качество технико-криминалистического обеспечения раскрытия этих преступлений, выработать единый подход к созданию Федеральной информационной базы преступлений. Важное место должно отводиться надлежащему оборудованию объектов железнодорожного транспорта охранной сигнализацией и повышению их технической укрепленности. Такой подход к решению проблем предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, затруднен отчасти тем, что реализация их осложняется отсутствием финансовых ресурсов.
Так же мы считаем, что на соответствующий уровень должна быть поставлена работа по виктимологической профилактике преступлений против собственности. Анализ практики показал, что наиболее перспективными являются следующие мероприятия:
- участие в правовой агитации - доведение до населения посредством использования средств массовой информации наглядной агитации, разъяснение законов с целью соблюдения закона неустойчивыми лицами, знание содержания законов населением, что способствует повышению активности реагирования граждан на совершенное преступление и проведение специальных встреч населения с сотрудниками органов внутренних дел на транспорте по месту жительства, работы, учебы; сбор данных о современной криминальной ситуации на объектах железнодорожного транспорта, местах дислокации постов полиции;
- проведение разъяснительной работы среди населения, в том числе и через средства массовой информации, о формах и методах защиты имущества граждан от преступных посягательств;
- использование в профилактике различных видов имущественных преступлений возможностей наглядной агитации, печатной продукции (листовок, памяток, предостережений и т.п.).
На наш взгляд, необходимо проводить следующие мероприятия по предупреждению данного вида преступлений, совер-
шаемых на объектах железнодорожного транспорта:
- возобновить и систематизировать проведение лекций и бесед на правовые темы (опрос показал, что данная работа проводится формально) среди проводников, пассажиров и т.д.;
- ужесточить меры наказания, применяемые к правонарушителям с целью предупреждения недопущения с их стороны повторных и более тяжких преступлений;
- выработать механизм контроля за несовершеннолетними, проходящими по уголовным делам, так как в настоящее время все большее число преступлений совершается с их участием;
- пересмотреть дислокацию постов и маршрутов ППС, в целях приближения их к местам совершения преступлений.
Осуществляемые меры предупреждения преступлений в состоянии обеспечить сдерживание и сокращение преступности, нейтрализовать ее причины и условия, защищать граждан, интересы общества и государства от преступных посягательств.
Необходимо также разработать систему мер с четким распределением обязанностей по их реализации между компетентными органами и должностными лицами, оказанию помощи при взаимодействии с оперативными подразделениями по предупреждению и профилактике преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте. Например, при установлении маршрутов патрульно-постовой службы должно учитываться расположение мест наиболее частого совершения преступлений. В целом транспортной полиции следует решать более эффективную задачу усиления борьбы с преступлениями на железнодорожном транспорте, не допускать послабления в отношении лиц, совершивших преступления, устранять причины и условия, способствующие совершению преступлений на железнодорожном транспорте.
Таким образом, мы хотим отметить, что все мероприятия, направленные на предупреждение преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, должны быть реально работающими и эффективно применяемыми на практике.
Мы предлагаем разработать комплексную программу предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, которая не должна носить формальный характер, а разрабатываться на основе тщательного ана-
лиза оперативной обстановки на объектах железнодорожного транспорта. Указанная программа предполагает достижение двух видов целей: общую (значительную минимизацию преступлений против собственности) и особенные (применительно к отдельным категориям корыстных преступлений).
Органы внутренних дел на транспорте в современных условиях в отличие от территориальных органов внутренних дел, решают максимальный круг задач, характеризующихся спецификой функционирования транспорта.
В связи с этим органы внутренних дел на транспорте выполняют особые, исключительные, свойственные только им функции, которые не реализуются территориальными органами внутренних дел, например, сопровождение пассажирских поездов как пригородных, так и дальнего следования, борьба с преступными посягательствами на грузы и другие. Выполнение этих функций предполагает:
- во-первых, формирование специализированных подразделений в структуре системы органов внутренних дел на транспорте, таких как группы сопровождения и подразделения борьбы с преступными посягательствами на грузы и т.д.;
- во-вторых, создание необходимого штата сотрудников, прошедших специальную подготовку.
В курсе специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел на транспорте проводятся различные учебно-методические занятия, в том числе по предупреждению преступлений против собственности на железнодорожном транспорте, а так же с участием работников данного вида транспорта.
В ходе осуществления органами внутренних дел противодействия преступлениям на железнодорожном транспорте возникает проблема в нехватке новых методических рекомендаций, нормативных документов, на которые просто необходимо опираться сотруднику полиции при осуществлении мер по выявлению причин и условий преступлений против собственности, а также в предупреждении исследуемых нами преступлений.
Существуют значительные проблемы в организации и планировании комплексных мероприятий по предупреждению преступлений против собственности на железнодорожном транспорте. В некоторых случаях просто невозможно подвести итог (положительный или отрицательный) деятельности по профилактике. Это связано, в первую очередь,
с тем, что во многих подразделениях данная деятельность осуществляется формально, сотрудники относятся халатно, переписывая из года в год справки и отчеты. Тем самым подрывается эффективность деятельности транспортной полиции по предупреждению преступлений против собственности на железнодорожном транспорте.
Для решения существующих проблем и повышения эффективности предупредительной деятельности органов внутренних дел на транспорте нами предлагается ввести отделы (подотделы) профилактики, непосредственно занимающиеся разработкой методических рекомендаций, ведомственных нормативных документов, комплексных планов и мероприятий по профилактике (предупреждению) преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте.
Приоритетной составляющей их деятельности, на наш взгляд, является программирование (разработка программы и плана) предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте на территории ПФО.
Резюмирую сказанное, полагаем возможным сформулировать некоторые предложения, учет и реализация которых, как представляется, может способствовать предупреждению преступлений против собственности на железнодорожном транспорте в ПФО.
Во-первых, предупреждение преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте - специфическая деятельность субъектов системы предупреждения, включающая в себя мероприятия по предупреждению исследуемых преступлений, направленная на выявление и устранение причин и условий, их детерминирующих, имеющая особенности, характеризующие специфику работы железнодорожного транспорта.
Во-вторых, деятельность органов внутренних дел на транспорте по превенции преступлений против собственности на железнодорожном транспорте осуществляется по двум направлениям:
- общее предупреждение всех преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте;
- предупреждение более распространенных видов преступлений против собственности на железнодорожном транспорте.
В-третьих, эффективность организации предупреждения преступлений против собственности на железнодорожном транспорте во многом определяется содержанием
управленческой деятельности линейных органов внутренних дел на транспорте. Необходимо разработать систему мер с четким распределением обязанностей по их реализации между компетентными органами и должностными лицами, оказанию помощи при взаимодействии с оперативными подразделениями по проблемам предупреждения исследуемого вида преступлений.
В-четвертых, деятельность сотрудников транспортной полиции по предупреждению преступлений против собственности на железнодорожном транспорте, устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению, нуждается в методических рекомендациях, нормативных документах, в целом в нормативно-правовой базе, регламентирующей их работу в современных условиях.
В-пятых, разработать модель комплексной программы предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на железнодорожном транспорте, которая должна основываться на тщательном анализе криминологической ситуации на объектах железнодорожного транспорта.
В-шестых, для решения существующих проблем и повышения эффективности предупредительной деятельности органов внутренних дел на транспорте нами предлагается ввести отделы (подотделы) профилактики, непосредственно занимающиеся разработкой методических рекомендаций, ведомственных нормативных документов, комплексных планов и мероприятий по профилактике (предупреждению) преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте.
Литература:
1. Варыгин, А. Н. Кражи грузов, совершаемые на железнодорожном транспорте: и их предупреждение (криминологические проблемы) : дис. ... канд. юрид. наук / А. Н. Варыгин. - М., 1995.
2. Солодовников, С. А. Криминологическое исследование насильственных преступлений против собственности граждан и проблемы их предупреждения органами внутренних дел (теория и практика) : автореф. дис. д-ра юрид. наук / С. А. Солодовников. - М., 2003.
3. Устинов, В. С. Криминология. Общая часть : учеб. пособие / В. С. Устинов. - Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001.
4. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 17-ФЗ // Российская газета. 2003. N 8.
5. Самотокин, А. Т. Деятельность ОВД на транспорте по предупреждению преступлений террористической направленности / А. Т. Самотокин // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: Сборник № 12. - М.: ДоОп МВД России; ВНИИ МВД России, 2005.