меры по противодействию коррупции, принимаемые в донбасском государственном университете юстиции
Кондакова Е.Р.1
Ключевые слова: коррупционные правонарушения, антикоррупционная политика, антикоррупционное образование, правовая культура, новые субъекты Российской Федерации.
Аннотация
Цель настоящей работы: анализ правовых основ проведения мероприятий по противодействию коррупции в регионе Донбасским государственным университетом юстиции, подведомственным Министерству юстиции Российской Федерации.
Методы исследования: общие методы научного познания — методы эмпирического и теоретического исследования. В качестве основного метода выступили наблюдение и сравнение. Был также применен метод систематизации знаний при классификации мероприятий по противодействию коррупции, реализуемых Донбасским государственным университетом юстиции.
Результаты исследования: попытка исследовать правовые основы борьбы с коррупцией в организациях, расположенных на территории Донецкой Народной Республики, в том числе образовательных учреждениях, на разных этапах исторического развития (до принятия в состав Российской Федерации и в настоящий период), а также оценить мероприятия, реализуемые Донбасским государственным университетом юстиции в настоящее время. Предложена классификация мероприятий, осуществляемых Донбасским государственным университетом юстиции в области противодействия коррупции, а также приведены конкретные примеры применения антикоррупционных мер.
Практическая полезность: подготовлены предложения о совершенствовании организации работы по противодействию коррупции в образовательных организациях, дано обоснование необходимости разработать и утвердить единые методические рекомендации по данному вопросу, содержащие информацию о положительном опыте борьбы ведущих образовательных организаций страны с коррупционными правонарушениями в указанной сфере.
DOI: 10.24412/2226-0692-2024-4-50-55
Введение
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 № 5-ФКЗ (далее — Закон № 5-ФКЗ)2 Донецкая Народная Республика принята в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. В силу ст. 4 Закона № 5-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации начали свое действие на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в состав России, если иное не предусмотрено ука-
2 Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 6930.
занным федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют до окончания переходного периода либо до принятия нового нормативного правового акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основной задачей на данном этапе является интеграция новых субъектов Российской Федерации, в том числе Донецкой Народной Республики, в правовое пространство Российской Федерации.
Вместе с тем немаловажное значение для развития новых регионов Российской Федерации имеет правовое просвещение их жителей, нацеливание на соблюдение законодательства Российской Федера-
1 Кондакова Евгения Руслановна, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Феде-
рации, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ции. В этой связи одним из важнейших направлений в данной области является организация мероприятий по противодействию коррупции в деятельности органов публичной власти, некоммерческих и иных организаций, объектов социальной инфраструктуры, в том числе образовательных организаций.
Коррупция имеет системный характер и проявляется в деятельности органов разных уровней власти и должностных лиц. Российские власти осуществляют непрерывную и целенаправленную работу в сфере противодействия коррупции. Однако ситуация с коррупцией в России продолжает оставаться напряженной.
Учитывая переходный период в становлении новых субъектов России, в том числе Донецкой Народной Республики, а также проведение специальной военной операции, особую важность приобретают мероприятия по борьбе с коррупцией в новых регионах Российской Федерации для дальнейшего процветания, развития их экономической, политической, социальной и иных систем.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о принятии антикоррупционных мер в образовательных организациях Донецкой Народной Республики, поскольку в высших учебных заведениях осуществляется правовое просвещение студенческой молодежи, формирование у них антикоррупционного и гражданского правосознания.
Сфера образования традиционно называется и до сих пор остается одной из наиболее коррумпированных. Это объясняется недостаточной открытостью деятельности образовательных учреждений, не всегда эффективным государственным и общественным контролем, непроработанностью превентивных мероприятий, наличием корыстного интереса у сторон (как у обучающихся, так и у лиц, предоставляющих образовательные услуги) в сохранении коррупционных связей и др. [9, с. 25].
Поэтому представляется целесообразным исследовать правовые основы противодействия коррупции в учебных заведениях высшей школы Донецкой Народной Республики на примере Донбасского государственного университета юстиции, подведомственного Министерству юстиции Российской Федерации и являющегося ведущим вузом региона по подготовке специалистов в области юриспруденции.
Правовые основы противодействия коррупции
в регионе, принимаемые в образовательных организациях Донецкой Народной Республики
Анализ нормативных правовых актов, действующих на территории Донецкой Народной Республики до вхождения в состав Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что правовые основания для принятия системных мер на всей территории республики для противодействия коррупции отсутствовали. В первую очередь это было связано
с тем, что не был принят закон о противодействии коррупции.
Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 12 сентября 2019 г. № 25-15 были утверждены Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Отдельные нормы, касающиеся борьбы с коррупционными проявлениями, содержались в Законе Донецкой Народной Республики от 16 января 2020 г. № 91-11НС «О государственной гражданской службе», а также в ряде ведомственных правовых актов, например, Правилах о поведении в ситуациях, представляющих коррупционную опасность, для сотрудников, а также посетителей центрального аппарата Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, его структурных подразделений, подведомственных организаций и территориальных органов, утвержденные приказом Минюста ДНР от 5 апреля 2016 г. № 256, Положение о порядке уведомления государственными гражданскими служащими органов судебной системы Донецкой Народной Республики о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденное приказом Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 27 апреля 2018 г. № 49-од, Кодекс этики и служебного поведения работников судебной системы Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 13 апреля 2021 г. № 45-од.
Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики первоначально был издан приказ от 2 мая 2017 г. № 463 «О противодействии коррупции в образовательных организациях (учреждениях) высшего и среднего профессионального образования» (впоследствии был признан утратившим силу в связи с изданием приказа от 31 августа 2020 г. № 1199 «О противодействии коррупции в образовательных организациях и учреждениях»).
Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 22 августа 2018 г. № 722 были утверждены Методические рекомендации о противодействии коррупции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Донецкой Народной Республике (далее — Методические рекомендации).
Методические рекомендации устанавливали основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В Методических рекомендациях содержались: 1 определения понятий коррупции и конфликта интересов;
1 основные принципы противодействия коррупции (в том числе законность, публичность и открытость деятельности органов управления и самоуправления в образовательных учреждениях и организациях, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции); 1 меры по профилактике коррупции (например, формирование в коллективах работников образовательных учреждений и организаций, а также у родителей (законных представителей) обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению, проведение мероприятий по разъяснению указанным лицам законодательства в сфере противодействия коррупции); 1 основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции (например, создание механизма взаимодействия органов управления в образовательных учреждениях и организациях с правоохранительными органами по вопросам противодействия коррупции, создание механизмов общественного контроля за деятельностью органов управления и самоуправления в образовательных учреждениях и организациях, указание четких полномочий каждого работника образовательных учреждений и организаций, которые должны быть отражены в должностных инструкциях); 1 организационные основы противодействия коррупции.
Согласно Методическим рекомендациям, общее руководство мероприятиями, направленными на противодействие коррупции, должны были осуществлять уполномоченное подразделение (комиссия) либо уполномоченное лицо (уполномоченный) по противодействию и профилактике коррупции. Руководитель образовательного учреждения или организации самостоятельно принимал решение о создании комиссии или выборе уполномоченного лица на общественных началах. Комиссия или уполномоченный по противодействию и профилактике коррупции должен был создаваться (приниматься) в августе — сентябре каждого учебного года руководителем на заседании педагогического или ученого совета.
В функции уполномоченного подразделения или уполномоченного лица по противодействию и профилактике коррупции входило осуществление ряда мероприятий, в том числе: 1 разработка плана мероприятий по борьбе с коррупционными проявлениями, 1 выработка механизма защиты от возникновения коррупции,
1 осуществление антикоррупционной пропаганды и воспитание обучающихся во время образовательного процесса,
1 осуществление анализа обращений работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) о фактах коррупционных проявлений сотрудниками образовательного учреждения или организации, 1 разработка на основании проведенных проверок рекомендаций, направленных на улучшение антикоррупционной деятельности, 1 выявление причин коррупции, 1 разработка и направление руководству рекомендаций по устранению причин коррупции.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 31 августа 2020 г. № 1199 «О противодействии коррупции в образовательных организациях и учреждениях» в целях предупреждения коррупционных проявлений, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, совершенствования и контроля за экзаменационными сессиями и вступительной кампанией руководителям образовательных организаций и учреждений указывалось в работе комиссии (лица) по противодействию коррупции руководствоваться Методическими рекомендациями, утверждать годовой план мероприятий по противодействию коррупции, обеспечить проведение инструктажей о недопущении коррупционных проявлений среди научно-педагогических и педагогических работников, обеспечить ежеквартальное представление отчетов о реализации запланированных мероприятий.
В настоящий период правовую основу антикоррупционной деятельности в образовательных организациях Донецкой Народной Республики составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальный план противодействия коррупции на 2021—2024 годы (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478), иные нормативные правовые акты, Закон Донецкой Народной Республики от 29 февраля 2024 г. № 57-РЗ «О противодействии коррупции в Донецкой Народной Республике», а также ведомственные нормативные правовые акты.
Так, антикоррупционная деятельность Донбасского государственного университета юстиции регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации. Среди них можно отметить приказ от 1 сентября 2023 г. № 233 «Об утверждении перечней должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Минюста России и его территориальных органов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и долж-
ностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минюстом России, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», приказы Минюста России от 28 декабря 2023 г. № 401 и № 402, регулирующие порядок уведомления указанными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также порядок уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Мероприятия по борьбе с коррупцией, проводимые в Донбасском государственном университете юстиции
В целях предупреждения коррупции в регионе и борьбы с ней в Донбасском государственном университете юстиции (далее — Университет) приказом от 31 августа 2023 г. № 404 утвержден персональный состав антикоррупционной комиссии Университета и положение о ней, антикоррупционная программа Университета, а также план мероприятий по противодействию коррупции в Университете на 2023/24 учебный год (далее — План).
В соответствии с утвержденным положением антикоррупционная комиссия Университета является совещательным органом, который систематически осуществляет комплекс мероприятий по выявлению и устранению причин и условий, порождающих коррупцию, антикоррупционной пропаганде и воспитанию, выработке оптимальных механизмов защиты от проникновения коррупции в подразделения Университета, привлечению общественности и СМИ к сотрудничеству по вопросам противодействия коррупции.
В антикоррупционной программе Университета дается определение ряда терминов, используемых в ней, указываются антикоррупционные меры, которые проводит Университет во время осуществления хозяйственной деятельности, нормы профессиональной этики сотрудников Университета и их обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции в деятельности Университета.
Мероприятия по противодействию коррупции в Университете можно подразделить на следующие виды:
1. Меры по нормативному обеспечению противодействия коррупции.
2. Меры по совершенствованию управления в целях предупреждения коррупции.
Во исполнение плана в Университете был проведен анализ наличия коррупциогенных факторов
в проектах локальных актов Университета, усилена персональная ответственность должностных лиц Университета за неправомерно принятые решения в рамках служебных полномочий и другие проявления бюрократизма, установлена периодичность рассмотрения вопросов исполнения законодательства о борьбе с коррупцией на заседаниях Ученого совета, ректората, трудового коллектива, на оперативных совещаниях административно-управленческого аппарата, обеспечен доступ к номерам телефонов и электронным адресам администрации Университета в целях выявления фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции, усилен контроль за недопущением фактов неправомерного взимания денежных средств с обучающихся.
Большое внимание в Университете уделяется антикоррупционному просвещению. Так, в декабре 2023 года 8 руководителей структурных подразделений Университета прошли повышение квалификации по программе «Система противодействия коррупции в образовательных организациях» в Пятигорском государственном университете.
Дважды в течение учебного года среди профессорско-преподавательского состава и иных работников Университета проводятся инструктажи о противодействии коррупции.
В марте 2024 года была проведена встреча коллектива Университета с заместителем прокурора куйбышевского района города Донецка Тищу-ком О.А. и помощником прокурора Кулик А.Э. по теме «Проблема коррупции как одна из основных угроз правопорядку и развитию государства».
В рамках обучения по программам бакалавриата и магистратуры реализуются учебные дисциплины по вопросу противодействия коррупции «Противодействие коррупции», «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисов в профессиональной деятельности», «Антикоррупционное законодательство и его реализация».
В рамках организации воспитательной работы в Университете проводятся месячники антикоррупционного воспитания в виде медиафайлов памяток, публикуемых на информационных ресурсах Университета. В помещениях учебных корпусов Университета размещены информационные памятки по противодействию коррупции. Например, «Готов к ношению браслета?» (об уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 201, 285, 290, 291 Уголовного кодекса), «За коррупцию расплачивается каждый из нас», «Подарки и другие виды благодарности», «Последствия коррупционного поведения», «Групповое коррупционное поведение», «Как сказать «Спасибо»: взятка или подарок?», «Жертва коррупции как жертва домашнего насилия».
Заключение
Образовательными организациями Донецкой Народной Республики проводится систематиче-
ская работа по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями в сложных условиях переходного периода на «правовые рельсы» законодательства Российской Федерации, в период проведения специальной военной операции; в ходе этой работы создаются дополнительные предпосылки для различного рода злоупотреблений со стороны органов власти, организаций и должностных лиц.
Однако в связи с отсутствием нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проведение антикоррупционной политики в сфере образования, комплекс принимаемых мер в каждой образовательной организации, независимо от ведомственной принадлежности, различен. С одной стороны, это можно оценить положительно, так как учебное заведение не связано определенным комплексом мер в данной сфере. С другой стороны, отмечается некоторая разобщенность принимаемых мер по борьбе с коррупцией организациями, осуществляющими свою деятельность в одной и той же области общественной жизни.
Думается, что необходимо на данном этапе принять меры для организации централизованного регулирования мероприятий по противодействию коррупции в образовательных организациях, осо-
бенно расположенных на территории новых субъектов Российской Федерации.
В этой связи предлагается Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации во взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и утвердить методические рекомендации по противодействию коррупции в образовательных организациях высшего, среднего профессионального и среднего образования, основанные на положительном опыте проведения данных мер ведущими образовательными организациями страны.
Представляется целесообразным также проводить централизованное обучение по программам повышения квалификации в сфере применения антикоррупционных мер работников образовательных организаций новых субъектов Российской Федерации.
Принятие указанных мер будет способствовать проведению работы по противодействию коррупции в образовательных организациях на системном уровне.
Литература
1. Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации : научно-практическое пособие / Отв. ред. акад. РАН Т.Я. Ха-бриева. М., 2021.
2. Антикоррупционное правовое воспитание : научно-практическое пособие / Д.А. Пашенцев, М.В. Залоило, Ю.В. Трунцевский и др. Под ред. Д.А. Пашенцева. М. : Проспект, 2020. 144 с.
3. Журков А.А., Полякова Т.А. Использование информационно-правовых средств противодействия коррупции в Российской Федерации в условиях цифровой экономики // Информационное право. 2021. № 3. С. 36—40.
4. Хабриева Т.Я. Противодействие коррупции в координатах фундаментального знания // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19. № 4. С. 5—13.
5. Поляков М.М., Мигачев Ю.И. Антикоррупционное просвещение и пропаганда в сфере высшего образования Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 12. С. 65—72. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.121.12.065072 .
6. Руф В.С. К вопросу о правовой интеграции новых субъектов в составе Российской Федерации // Уральский журнал правовых исследований. 2023. № 1. С. 60—65. DOI: 10.34076/2658_512Х_2023_1_60 .
7. Прокопович Г.А., Эриашвили Н.Д. Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в Российской Федерации // Образование и право. 2022. № 6. DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-109-114 .
8. Кабанов П.А., Райков Г.И., Чирков Д.К. Антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации. Сер. Актуальные монографии. М., 2022.
9. Липина Ю.Д. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в образовательных организациях высшего образования // Вестник магистратуры. 2021. № 9-1 (120). С. 25—27.
10. Ковалева О.А. Пропаганда антикоррупционного воспитания на всех уровнях образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 2 (220). С. 27—32. DOI: 10.25198/1814-6457-220-27 .
CRiMiNAL LAW
anti-corruption measures carried out at the donbass
state university of justice
Evgeniia Kondakova3
Keywords: corruption offences, anti-corruption policy, anti-corruption education, legal culture, new subjects of the Russian Federation.
Abstract
Purpose of the work: analysing the legal foundations for carrying out anti-corruption measures in the region by the Donbass State University of Justice subordinate to the Ministry of Justice of the Russian Federation.
Methods used in the study: such general methods of scientific cognition as the methods of empirical and theoretical research. The main methods used were observation and comparison. In classifying anti-corruption measures carried out by the Donbass State University of Justice, the knowledge systematisation method was also used.
Study findings: an attempt was made to study the legal foundations for combatting corruption in organisations located in the territory of the Donetsk People's Republic, including educational institutions, at different stages of historical development (before its incorporation in the Russian Federation and in the present period), as well as to assess the measures carried out by the Donbass State University of Justice at present. A classification of measures carried out by the Donbass State University of Justice in the field of combatting corruption is proposed, and specific examples of implementing anti-corruption measures are given.
Practical value: proposals for improving the organisation of anti-corruption activities in educational institutions are developed and a justification is given for a need to work out and approve single methodological recommendations on this subject, containing information on positive practices of leading educational institutions of the country combatting corruption offences in this field.
References
1. Antikorruptsionnoe prosveshchenie v Rossiiskoi Federatsii : nauchno-prakticheskoe posobie. Otv. red. akad. RAN T.Ia. Khabrieva. M., 2021.
2. Antikorruptsionnoe pravovoe vospitanie : nauchno-prakticheskoe posobie. D.A. Pashentsev, M.V. Zaloilo, Iu.V. Truntsevskii i dr. Pod red. D.A. Pashentseva. M. : Prospekt, 2020. 144 pp.
3. Zhurkov A.A., Poliakova T.A. Ispol'zovanie informatsionno-pravovykh sredstv protivodeistviia korruptsii v Rossiiskoi Federatsii v usloviiakh tsifrovoi ekonomiki. Informatsionnoe pravo. 2021. No. 3. Pp. 36-40.
4. Khabrieva T.Ia. Protivodeistvie korruptsii v koordinatakh fundamental'nogo znaniia. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniia. 2023. T. 19. No. 4. Pp. 5-13.
5. Poliakov M.M., Migachev Iu.I. Antikorruptsionnoe prosveshchenie i propaganda v sfere vysshego obrazovaniia Rossiiskoi Federatsii. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2020. T. 15. No. 12. Pp. 65-72. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.121.12.065-072 .
6. Ruf V.S. K voprosu o pravovoi integratsii novykh sub'ektov v sostave Rossiiskoi Federatsii. Ural'skii zhurnal pravovykh issledovanii. 2023. No. 1. Pp. 60-65. DOI: 10.34076/2658_512Kh_2023_1_60 .
7. Prokopovich G.A., Eriashvili N.D. Analiz praktiki realizatsii programm protivodeistviia korruptsii v Rossiiskoi Federatsii. Obrazovanie i pravo. 2022. No. 6. DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-109-114 .
8. Kabanov P.A., Raikov G.I., Chirkov D.K. Antikorruptsionnoe protsessual'noe zakonodatel'stvo sub'ektov Rossiiskoi Federatsii. Ser. Aktual'nye monografii. M., 2022.
9. Lipina Iu.D. Normativno-pravovye osnovy protivodeistviia korruptsii v obrazovatel'nykh organizatsiiakh vysshego obrazovaniia. Vestnik magistratury. 2021. No. 9-1 (120). Pp. 25-27.
10. Kovaleva O.A. Propaganda antikorruptsionnogo vospitaniia na vsekh urovniakh obrazovaniia. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. No. 2 (220). Pp. 27-32. DOI: 10.25198/1814-6457-220-27 .
3 Evgeniia Kondakova, Ph.D. student at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]