УДК 340.1 ББК 67.401.02
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ
О. Л. Казанцева
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Несмотря на формирование правовых и организационных основ борьбы с коррупцией, проблема коррупции продолжает обостряться. Статья посвящена актуальным вопросам противодействия коррупции в сфере образования, уделено внимание полезному опыту, накопленному в Алтайском государственном университете по разработке новых подходов к предупреждению негативных ситуаций в образовательной сфере. В университете активно осуществляется антикоррупционное просвещение и антикоррупционное обучение работников и студентов. Вместе с тем противодействие коррупции в сфере образования требует дальнейшего совершенствования нормативных правовых актов и внедрения новых средств и методов.
Ключевые слова: антикоррупционное образование, образование, противодействие коррупции, образовательные организации.
ANTI-CORRUPTION EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
O. L. Kazantseva
Altai State University (Barnaul, Russia)
Despite the formation of the legal and organizational foundations for the fight against corruption, the problem of corruption continues to worsen. The article is devoted to topical issues of combating corruption in the field of education, attention is paid to the useful experience gained at the Altai State University in developing new approaches to preventing negative situations in the educational field. The university actively carries out anti-corruption education and anti-corruption training of employees and students. At the same time, countering corruption in the field of education requires further improvement of regulatory legal acts and the introduction of new tools and methods.
Keywords: anti-corruption education, education, anti-corruption, educational organizations.
Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2023)3.3
Проблема коррупции актуальна для всех государств мира, Российская Федерации не исключение. Коррупция вошла во все сферы государственной и общественной жизни и направлена прежде всего на разрушение социальных институтов и институтов государства. Президент России оценивает коррупционные проявления как угрозу национальной безопасности и вызов для многих государств, поэтому противодействие им является приоритетной государственной задачей [6].
Наличие сформированного антикоррупционного законодательства и его реализация не всегда гарантируют ликвидацию коррупции. Прежде всего необходимо формировать антикоррупционное правосознание у граждан, для чего следует внедрять ряд соответствующих мер [2, 4, 5, 7, 8, 9, 10].
Проблемы антикоррупционного образования отмечаются органами государственной власти разного уровня, освещаются в научной литературе, однако их решение усложняется отсутствием единого структурированного подхода, отраженного в законодательстве [3].
Образование — важный этап в жизни любого человека, когда можно и нужно оказывать влияние на его мировоззренческие установки, формировать неприятие к различным формам коррупции, повышать уровень персонального правосознания обучающегося. Именно по этой причине современ-
ное образование и воспитание будущих специалистов должно иметь антикоррупционную направленность.
В борьбе с коррупцией большую роль играет превенция. Проще предупредить совершение коррупционных нарушений, чем устранять их негативные последствия.
В этой связи перед вузами стоит задача антикоррупционного образования, которое может служить основой антикоррупционного воспитания граждан, поскольку вуз — это организация, после которой выпускники трудоустраиваются на различные должности, предусматривающие наличие полномочий, которые потенциально можно использовать в корыстных целях.
К целям антикоррупционного образования в научной литературе предлагается отнести: а) формирование антикоррупционного мировоззрения; б) повышение уровня правосознания и правовой культуры; в) подготовку и переподготовку специалистов соответствующей квалификации [1].
Для достижения вышеназванных целей необходимо сформировать соответствующую правовую базу, повысить квалификацию преподавателей вузов по вопросам противодействия коррупции, а затем уже, имея квалифицированные кадры, повышать уровень антикоррупционного правосознания у студентов как юридических, так и не юридических специальностей.
Что касается правовой основы, то в настоящее время разработан и действует Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг., который предусмотрел включение в ФГОС общего образования и среднего профессионального образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности — готовности содействовать пресечению такого поведения, что очень показательно.
Кроме того, Минобрнауки России утвердило Программу по антикоррупционному просвещению населения на 2021-2024 гг., согласно п. 11 которой предусматривает обеспечение в 2022-2024 гг. подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров в части использования ими методики антикоррупционного воспитания и просвещения.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, в том числе в сфере противодействия коррупции.
Так, в Алтайском государственном университете уделяется большое внимание развитию гибкой системы образования. В настоящее время в вузе сформирована правовая и социальная основа повышения международной конкурентоспособности, приняты концептуальные стратегические и плановые документы, разработаны нормативные правовые акты, направленные на реализацию мер, связанных с преобразованием социальной среды и формированием новых видов деятельности.
Одним из важнейших направлений по обеспечению антикоррупционной деятельности Алтайского государственного университета является предупреждение (профилактика) коррупции.
С 22 мая 2019 г. Алтайский государственный университет получил аккредитацию в Министерстве юстиции РФ в качестве независимого эксперта на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов власти разных уровней и их проектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и продолжает работу в этом статусе в лице независимых экспертов, представителей Юридического института А. А. Васильева, Е. С. Аничкина, О. Л. Казанцевой. Также О. Л. Казанцева имеет статус независимого эксперта на проведение антикоррупционных экспертиз как физическое лицо с 2013 г.
Наряду с иными локальными актами в сфере противодействия коррупции приказом ректора Алтайского государственного университета от 15.07.2022 № 977/п утвержден план мероприятий по противодействию коррупции на 2022-2024 гг., в перечень которых вошло обучение сотрудников вуза антикоррупционным стандартам поведения.
Для антикоррупционного просвещения студентов требуется подготовка профессорско-преподавательского состава учебных заведений, поскольку у них могут быть разные научные интересы, в силу чего по объективной причине углубленных знаний в сфере противодействия коррупции они могут не иметь.
Практика показывает, что базового юридического образования и ученой степени недостаточно для преподавания дисциплин антикоррупционной направленности. В такой ситуации можно с уве-
ренностью утверждать, что назрела необходимость переподготовки преподавателей образовательных учреждений высшего образования в рамках дополнительного образования.
Чтобы решить эту проблему и обучить преподавателей вуза соответствующим инструментариям, в Алтайском государственном университете под руководством О. Л. Казанцевой, кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного и международного права, с участием преподавателей кафедры уголовного права и криминологии Юридического института кандидата юридических наук В. А. Мазурова и кандидата юридических наук Д. А. Казанцева разработаны и реализуются для сотрудников и профессорско-преподавательского состава программы повышения квалификации «Противодействие коррупции в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами», «Соблюдение работниками организаций ограничений и запретов, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции».
По результатам изучения этих программ профессорско-преподавательский состав и сотрудники вуза получили новые компетенции в сфере противодействия коррупции, знания и понимания сущности государственной политики противодействия коррупции; умения выявлять в своей профессиональной деятельности коррупционные риски, ситуации коррупционных правонарушений и конфликта интересов и правильно реагировать на них; владения современными технологиями антикоррупционного просвещения, умения их интегрировать в учебные программы преподаваемой дисциплины и мероприятия в рамках внеурочной деятельности.
Педагоги наряду с антикоррупционным просвещением как обучающихся, так и родителей, коллег могут принимать участие в антикоррупционных просветительских мероприятиях, выступать с антикоррупционными лекциями перед различными аудиториями.
Наряду с преподавателями основам российского антикоррупционного законодательства должны обучаться и студенты. Антикоррупционные знания призваны стимулировать студентов к уважительному отношению к праву и закону, осознанию значимости своей профессии, добросовестному исполнению своих должностных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению.
В 2014 г. на базе Центра развития, оценки, сертификации квалификаций Алтайского государственного университета впервые была реализована в Юридическом институте программа дополнительного образования для студентов под руководством кандидата юридических наук О. Л. Казанцевой «Практика применения норм о трудовом договоре». Впоследствии были реализованы для студентов программы повышения квалификации в сфере противодействия коррупции, такие как, например, «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов».
Анализ действующих в настоящее время федеральных государственных образовательных стандартов, по которым ведется образовательный процесс в образовательных учреждениях, подтвердил наличие бессистемности внедрения элементов антикоррупционного поведения в образовательный процесс и отсутствие единой концепции образовательной антикоррупционной политики государства.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что отдельные образовательные программы и элементы антикоррупционного образования недостаточно продуманы и систематизированы. Представляется необходимым разработать единую концепцию антикоррупционного образования с учетом его целей, уровня подготовки обучаемых лиц и требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что антикоррупционное образование представляет собой одно из наиболее эффективных и перспективных направлений противодействия коррупции в сфере социального управления, включая образовательную сферу. На современном этапе предпринимаются попытки внедрения антикоррупционного образования на всех образовательных уровнях: от дошкольного образования до высшего, однако пока они носят фрагментарный характер, а значит, нуждаются в систематизации и дальнейшем совершенствовании.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беляева Г. С., Подольский А. В., Иванов С. А. Антикоррупционное юридическое образование: международно-правовое регулирование и проблемы реализации в России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6 (210). С. 121-125.
2. Григорьева В. В., Струков Г. Н. Формирование антикоррупционного поведения в высших учебных заведениях как компонент обеспечения экономической безопасности страны // Воронежский государственный университет инженерных технологий. Воронеж, 2017. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanieantikorrupdionnogo-povedeniya-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah-kak-komponentobespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti/viewer
3. Леонтьева Э. О. Институализация неформальных практик в сфере высшего образования : дисс. ... д-ра социол. наук: 22.00.04. Хабаровск, 2010. 352 с.
4. Митин А. Н. О контроле за рисками коррупционного свойства в сфере высшего образования // Уральский государственный юридический университет. Екатеринбург, 2018. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-kontrole-zariskami-korruptsionnogo-svoystva-v-sfere-vysshego-obrazovaniya/ viewer
5. Носакова Е. С. Формирование антикоррупционного правосознания в системе мер противодействия коррупции // История государства и права. 2012. № 9. С. 23-29.
6. Обращение Президента Российской Федерации — стенограмма // Российская газета. URL: https://rg.ru/2022/02/21/obrashchenie-prezidentarossijskoj-federacii-stenogramma.html
7. Повный Д. А. Административные процедуры как средство противодействия коррупции в образовании Российской Федерации : автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. Челябинск, 2011. 23 с.
8. Пугач В. Н. Взаимодействие качества образования и экономической безопасности вуза : дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2010. 164 с.
9. Сергеева Ю. С. Формирование у студентов — будущих бакалавров юриспруденции компетентности в сфере противодействия коррупции : дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2018. 220 с.
10. Хайрутдинова Л. Р. Антикоррупционное образование в образовательной системе в России // Научно-исследовательский институт противодействия коррупции Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова. Казань, 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ antikorruptsionnoe-obrazovanie-v-obrazovatelnoy-sistemerossii/viewer
УДК 346.7
ББК 67.408.122.1 1
ИНТЕГРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. А. Коренная
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Ст. 169 УК РФ — традиционная для современного российского законодательства норма. Она открывает гл. 22 и исходя из содержания призвана обеспечить реализацию базового конституционного права — права на свободное осуществление экономической деятельности. В настоящей статье автор рассматривает данную норму в разрезе евразийской интеграции. В настоящее время три из пяти стран — участниц Евразийского экономического союза разработали и приняли новые Уголовные кодексы (Кыргызстан, Казахстан, Армения). УК Республики Беларусь, несмотря на сохранение базовой редакции 1999 г., претерпел серьезные изменения. В уголовных законах стран Евразийского экономического союза в настоящее время отсутствуют самостоятельные нормы об уголовной ответственности за воспрепятствование предпринимательской или иной законной экономической деятельности. В связи с обозначенной целью союзных государств — интеграция экономического законодательства — возникает необходимость инвентаризации российского, в том числе уголовного,