УДК [351:658.114.2]-027.63 М.П. Улицкий А.О. Холодова
меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Аннотация. Статья посвящена исследованию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Деятельность данных сегментов бизнеса нуждается в своевременном и оперативном регулировании для подержания социального баланса и уровня стабильности в обществе.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, финансовые услуги.
Mikhail Ulitsky Anna Kholodova
government support for small and medium businesses
Annotation. This article is devoted to the study of small and medium-sized businesses in Russia. Activities of these enterprises is need of regulation used for social balance and stability in society. Keywords: small and medium-sized businesses, government support, financial services.
Малый и средний бизнес - это неутомимый элемент стабильной и сильной рыночной экономики, без которого невозможно эффективное развитие любого современного государства. На сегодняшний день существует ряд проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Только при комплексном подходе к их решению и всесторонней помощи со стороны правительства возможны качественные структурные изменения и увеличение доли положительных трендов развития всего бизнеса в целом. В условиях прогрессирующего и, по самым пессимистичным прогнозам, затяжного современного экономического кризиса одним из наиболее перспективных направлений оздоровления и перезагрузки российской экономики, наполнения потребительского рынка конкурентоспособными товарами, создания новых рабочих мест является развитие малого и среднего бизнеса, а также внедрение принципиально новых форм хозяйствования и технологий.
Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства осознается и принимается далеко не всеми. Признание во многом зависит от выбора стратегических приоритетов развития страны и ее современных политического и экономического курсов. Крайне высокий уровень недооценки роли малого предпринимательства наблюдается в государственной политике современной России и сегодня. Малое предпринимательство рассматривается лишь как один из многих возможных дополнительных второстепенных факторов, влияющих на снижение уровня безработицы, активизацию остроактуальных инновационных процессов, развитие здоровой конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами. Весь потенциал малого предпринимательства раскрыт и реализуется пока лишь частично, а его становление тормозится в связи с многочисленными проблемами, от решения или игнорирования которых зависит не только судьба отдельного взятого малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом.
Сопоставление экономики современной России с экономикой развитых мировых стран в первом приближении показывает, что современная структура народного хозяйства в масштабах Российской Федерации предполагает наличие и успешное функционирование 10-12 млн малых предприятий, работающих на предпринимательских началах. Основная и ключевая проблема малых предприятий - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.
Меры государственной поддержки. В рамках современной рыночной экономики малое предприятие практически не ограничено выбором рода деятельности и отраслью. Зачастую оно имеет все возможности развиться именно в том секторе, который поможет нивелировать и решить многие
© Улицкий М.П., Холодова А.О., 2015
социальные проблемы в экономике современной России. Тем не менее, не стоит забывать, что ни одна из форм собственности не может быть полной панацеей от всех бед. С одной стороны малое и среднее предпринимательство (МСП) помогает решить проблемы занятости в экономике, образуя новые рабочие места и решая глобальные проблемы безработицы, но при этом, с другой стороны, ставит перед государством сложные и порой тяжело решаемые задачи регулирования и управления экономикой страны. Малые предприятия, в отличии от крупного бизнеса, демонстрируют большую адаптивность, более гибкое приспосабливание к постоянно изменяющимся внешним условиям, способность работать в новейших, растущих стремительными темпами секторах науки, торговли и производства и разрешать остроактуальные социальные проблемы. Тем не менее, перед ними встают такие задачи как внедрение новых технологий и обновление основных средств (ОС), что является высоко затратными вложениями, требующими необходимую поддержку со стороны государства. Поэтому, для более эффективного и рационального использования возможностей МСП необходимо внедрение глубоких изменений, предполагающих активизацию предпринимательской активности и эффективное использование ее в реализации экономических реформ национальной экономики России.
Деятельность большинства субъектов малого предпринимательства зачастую во многом зависит напрямую от проводимой государственной политики в сфере поддержки развития и популяризации ведения этого вида бизнеса. Меры и функциональные решения по оказанию государственной поддержки малому предпринимательству предусмотрены на федеральном, региональном и местном уровнях [4]. В основу этих мер на любом из уровней положены:
1) законодательный акт (федеральный, субъекта, муниципального образования), который устанавливает и определяет нормативно-правовую базу создания, функционирования и развития субъекта малого предпринимательства на всех его стадиях функционирования;
2) соответствующая программа поддержки.
Основным нормативным документом, предопределяющим общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, является Федеральный Закон РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 28 декабря 2013 г.) [6]. Основные методы и инструменты поддержки и развития малого бизнеса представлены на рисунке. Для уверенного развития малого бизнеса в России особое значение имеет оказание своевременной финансовой поддержки, так как именно наличие и доступность финансовых ресурсов являются одним из основных условий развития малого предпринимательства России.
Государственная финансовая поддержка субъектов малого бизнеса может осуществляться по двум основным перспективным направлениям. 1. Финансовая поддержка, направленная на оказание субъектам малого бизнеса прямого финансирования в виде субсидий, кредитов, льготных и долгосрочных гарантий; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а также совместного финансирования за счет средств бюджета и финансово-кредитных организаций. Данная помощь может быть как безвозвратной, так и под условия, предполагающие строгое использование средств по назначению с последующим возвратом или частичной компенсацией. В любом случае перед государством стоит важнейшая стратегическая задача обеспечения необходимого и достаточного уровня бюджетных ассигнований, а также их эффективного и рационального использования [3, с. 153]. 2. Финансовая поддержка, направленная на создание, развитие и поддержание благоприятных условий для привлечения различного рода инвестиций и накопления капитала в сфере малого бизнеса.
Расширение финансовых возможностей, государство -МСП и крупный бизнес - МСП и Мобилизация капитала для инноваций в МСП
Развитие предпринимательской культуры, преемственности ведения бизнеса
Поддержка начинающих предпринимателей
Рис. 1. Направления поддержки для МСП [1, с. 71]
Вышеуказанные меры могут включать льготные режимы налогообложения, разработку новых упрощенных схем налогообложения, установление норм ускоренной амортизации основных производственных фондов, распространение различного рода дополнительных финансовых услуг (лизинг, страхование, факторинг и т.д.), оказывающих положительное влияние на развитие и оздоровление данного сектора экономики. Государственная финансовая поддержка субъектам малого бизнеса осуществляется за счет средств, выделяемых из соответствующих бюджетов. Финансовая поддержка не оказывается предприятиям, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых [1, с. 17]. На сегодняшний день финансовая поддержка субъектам малого бизнеса оказывается в большинстве регионов РФ. Основные ее направления - предоставление субсидий, поручительства по банковским кредитам, возмещение расходов по их обслуживанию, микрофинансирование, а также гранты на открытие и развитие бизнеса для предпринимателей делающих свои первые шаги.
Размер и порядок очередности предоставления субсидий субъектам малого бизнеса устанавливается и регламентируется на региональном и местном уровне путем издания и выпуска соответствующих нормативно-правовых актов. Как правило, субсидии субъектам малого бизнеса предоставляются при образовании, а точнее сказать, «молодым» организациям малого бизнеса до двух лет с момента создания. Максимальный возможный размер, предоставляемых субсидий начинающим предпринимателям, который устанавливается Федеральным законом № 209-ФЗ, не может превышать 500 тыс. руб. Хотя, на местах во многих регионах России данная величина не превышает 300 тыс. руб., а порой находится в пределах 100 тыс. руб. В других случаях этот вид субсидии субъектам малого бизнеса называется грантом [8].
Существуют также субсидии на поддержку малого предпринимательства, осуществляющего отдельные виды деятельности по приоритетным направлениям его развития. Как правило, к приоритетным видам деятельности относят деятельность в области научных инноваций, промышленного производства, жилищно-коммунального хозяйства, молодежной и социальной сферы, бытового обслуживания, ремесленничества. Субъект РФ и муниципальное образование вправе сами устанавливать лимиты субсидий, предоставляемых из бюджетов.
В рамках развития поддержки МСП был создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта РФ при Министерстве транспорта. Сегодня уже видим результаты всего комплекса мер по поддержке МСП всех отраслей экономики [5]:
- компенсация затрат до 300 000 руб. на выставочные мероприятия.
- субсидия до 500 000 руб. на возмещение затрат при создании бизнеса начинающим предпринимателям;
- субсидия до 5 000 000 руб. на возмещение 30 % стоимости оборудования при покупке в
лизинг;
- субсидия до 5 000 000 руб. на возмещение процентной ставки при покупке оборудования в кредит;
- бесплатный сервисно-консультационный центр для малого бизнеса Москвы по вопросам ведения внешнеэкономической деятельности;
- бесплатный сервисно-консультационный центр для малого бизнеса Москвы по вопросам участия в государственном заказе.
Для реализации полномасштабной государственной политики в области оказания финансовой поддержки субъектам малого бизнеса созданы специальные региональные и местные профильноори-ентированные департаменты и фонды поддержки малого бизнеса, а также содействия кредитованию.
Помимо всех перечисленных методов оказания финансовой поддержки субъектам малого бизнеса целесообразным является выделение налоговых льгот, что зачастую определяется их ролью в развитии данных экономических субъектов. К ним непосредственно относятся льготы по налогообложению, специально разработанные режимы налогообложения и особые условия ведения отчетности для субъектов малого бизнеса. Общий режим налогообложения не содержит каких либо льгот и особенностей исчисления и уплаты налогов субъектами малого предпринимательства. В отличие от общего режима налогообложения специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов для субъектов малого бизнеса.
Субъекты малого бизнеса, переведенные на специальные режимы налогообложения, являются освобожденными от обязанности уплачивать большинство налоговых сборов и вести бухгалтерский учет в полном объеме. При этом налоговая политика в отношении малых и средних предприятий отличается особой лояльностью. По итогам проведенного анализа к наиболее действенным мерам по поддержке МСП, принятым в мировой практике, и проводящимся в России, можно отнести обеспечение малому и среднему бизнесу доступа к государственному заказу и предоставление специальных условий для развития, предоставление целевых льготных кредитов, создание гибкой системы государственной поддержки, предусматривающей предоставление денежных средств малым и средним предприятиям в условиях замедления экономики и развития системы оздоровления МСП.
Негосударственная финансовая поддержка малого бизнеса в РФ развита довольно слабо. Это напрямую связано с тем, что все субъекты малого бизнеса крайне критично подвержены изменениям рыночной конъюнктуры. Несмотря на это, существуют различные финансовые услуги, поддерживающие их эффективное функционирование. Также в целях финансовой поддержки субъектов малого бизнеса создаются и активно развиваются различного рода коммерческие организации поддержки малого предпринимательства - фонды. На сегодняшний день тенденция создания такого рода фондов только усиливается. Как правило, такие фонды представляют собой объединение различных кредитных учреждений, например, банков, которые предоставляют финансовые услуги субъектам малого бизнеса на приемлемых льготных условиях, либо объединение частных лиц, готовых финансировать и инвестировать в субъекты малого предпринимательства с целью получения будущего дохода.
Финансовые услуги, оказываемые субъектам малого бизнеса. Изучена государственная программа поддержки программ обучения сотрудников субъектов малого и среднего предпринима-
тельства, в рамках реализации программы ГБУ «Малый бизнес Москвы», в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.» при поддержке Правительства Москвы и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства [7]. Отмечено два основных момента данной программы: 1) развитие МСП за счет выгодных кредитов и лизинговой поддержки развития МСП на автомобильном транспорте; 2) направленность программы на обучение предпринимателей и их сотрудников.
Рассмотрим подробнее такие услуги, как кредиты, лизинг и факторинг. Банковские кредиты, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, имеют свою специфику, которая проявляется в том, что кредитовать малый бизнес - дело рисковое и оправданно далеко не в каждом случае. В связи с этим банки, как правило, устанавливают крайне высокие процентные ставки, что, конечно, препятствует положительному решению субъектов малого бизнеса при решении взять кредит.
На сегодняшний день банки постепенно и крайне неохотно снижают процентные ставки по кредитам для субъектов малого бизнеса, что делает их более доступными. В то же время, снижая процентную ставку, банки уменьшают сроки кредитования, кредиты носят краткосрочный характер (до одного года, но зачастую на срок от трех до шести месяцев). Они позволяют решить только временные проблемы субъекту малого бизнеса, связанные, например, с увеличением объема оборотных средств.
Лизинг является еще одной разновидностью финансовых услуг, предоставляемых субъектам малого бизнеса. Лизинг имеет ряд преимуществ для субъектов малого бизнеса:
- обеспечивает возможность получения субъектами малого бизнеса оборудования без его полной оплаты;
- лизингополучатель почти одновременно решает вопросы приобретения оборудования и его финансирования;
- банки предпочитают финансировать приобретение субъектами малого бизнеса основных средств именно через лизинговые компании.
Несмотря на эти преимущества, лизинг имеет ряд сложностей, связанных напрямую с тем, что многие субъекты малого бизнеса не располагают достаточными залоговыми возможностями и запасами прочности. Лизинговые компании обычно заключают договора на суммы, превышающие 1 млн руб., так как в противном случае просто не покрывают свои операционные затраты. Следует отметить, что лизинг предоставляется в основном только в крупных городах-миллионниках РФ (таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), а вот в регионах воспользоваться таким финансовым инструментом достаточно сложно и в большинстве случаев бывает просто невозможно.
Факторинг является еще одной финансовой услугой, предоставляемой субъектам малого бизнеса. На законодательном уровне в РФ эта операция носит название как финансирование под уступку денежного требования и регулируется гл. 43 ГК РФ. Эта услуга носит краткосрочный характер и нацелена на обеспечение субъектов малого предпринимательства средствами для осуществления текущей деятельности. Основной ее принцип заключается в уступке поставщиком задолженности своих дебиторов в пользу факторинговой компании в обмен на предоставление финансовых ресурсов. Иными словами, за поставленные товары перед продавцом вместо покупателей расплачивается фактор - организация, которая впоследствии самостоятельно взыскивает долги за отгруженную продукцию. Помимо финансирования текущей деятельности поставщика в комплекс факторинговых услуг включаются также учет его дебиторской задолженности и оптимальное управление ей, страхование рисков.
Для привлечения стабильных финансовых ресурсов крупных организаций в целях развития малого бизнеса используется, получившая широкое распространение на Западе, финансовая услуга -франчайзинг. Однако законодательно в РФ такого термина не существует. Имеется иной - коммерче-
ская концессия, которая регулируется гл. 54 ГК РФ. Франчайзинг дает возможность субъектам малого бизнеса взять кредит у крупной организации на льготных условиях, приобретать различного рода консультационные услуги, взять в аренду оборудование или получить уже готовый бизнес и в дальнейшем выступать как своего рода представитель материнской фирмы, скопировав полностью форму ведения предпринимательской деятельности. Но, к сожалению, франчайзинг с трудом внедряется в предпринимательскую деятельность экономических субъектов РФ, особенно в сфере автомобильного транспорта. Ключевыми причинами этого являются: традиционное уклонение от уплаты взносов филиальным предприятиям, ухудшение качества товара, связанное с несоблюдением технологий производства [2, с. 42].
В последнее время все большее развитие и распространение получает страхование субъектов малого бизнеса. Страхование субъектами малого предпринимательства своих рисков является полностью добровольным. Конечно, малый предприниматель заинтересован в снижении рисков, связанных с его непосредственной деятельностью, он заинтересован в их страховании. Однако к данной процедуре прибегают далеко не все субъекты малого бизнеса.
Помимо реализации различных государственных программ поддержки малого бизнеса и предоставления российскими компаниями субъектам малого бизнеса различных финансовых услуг также существует финансовая поддержка малого бизнеса извне, точнее сказать, зарубежными инвесторами, которые вливают собственные средства в заинтересовавшую их предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами малого бизнеса. Финансовая помощь является незначительной и довольно скромной, но она существует. Зарубежные инвесторы, будь то юридические или физические лица, вкладывая свои средства, заинтересованы в получении стабильного дохода. На сегодняшний день большая доля такого «вливания» средств приходится на франчайзинг, так как зарубежные компании стремятся закрепиться на различных рынках в том числе и на российском, считая его одним из самых перспективных для ведения бизнес процессов и построения долгосрочных концепций продвижения своих товаров и услуг.
На сегодняшний день развитие сектора малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных в перспективе направлений совершенствования рыночной экономики России. Однако для полноценного функционирования и устойчивого развития малого и среднего бизнеса необходимо устранить ряд негативно влияющих факторов. Для того чтобы потенциал российского малого предпринимательства смог реализоваться в полном объеме, необходимо достичь уже в ближайшие годы некоторой критической массы в 2,5-3,5 млн предприятий. Вышеприведенные меры финансовой поддержки малого предпринимательства развиваются на территории РФ неоднородно, носят скачкообразный сегментарный характер и требуют более глубокой разработки и апробации четкого и понятного механизма их реализации, создания алгоритма целевого взаимодействия как по формам предоставления финансовой помощи, так и по принципиальным методам ее оказания.
Малое предпринимательство является остро перспективным сектором в экономике современной России. Без его участия станет практически невозможным и невыполнимым условие реализации устойчивой стратегии экономического роста и развития государства в целом.
Библиографический список
1. Блинов, А. О. Малое предпринимательство : Теория и практика : учебник / А. О. Блинов, И. Н. Шапкин. -М. : Дашков и К, 2003. - 252 с.
2. Григорян, Д. Г. Об организации финансовой поддержки малого предпринимательства в РФ / Д. Г. Григорян // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 5. - С. 40-45.
3. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dnpp.mos.ru (дата обращения : 10.05.2015).
4. Развитие малого и среднего предпринимательства. Ведомственная целевая программа [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mrtrans.ru/news/2122 (дата обращения : 28.04.2015).
5. Солодкина, Н. А. Основные направления поддержки малого и среднего бизнеса в ЕС / Н. А. Солодкина // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2010. - № 3. - С. 152-155.
6. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://oldsmb.economy.gov.ru (дата обращения : 10.05.2015).
7. Центр Инновационного развития Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://inno.msk.ru (дата обращения : 10.05.2015).
8. Центр поддержки малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cpmisb.ru (дата обращения : 10.05.2015).