УДК 338.2
ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Чиженко Людмила Михайловна,
доцент кафедры экономики и финансов, Рязанский филиал Московский университет имени С.Ю. Витте, e-mail: [email protected],
Лактюшина Елена Владимировна,
доцент кафедры экономики и финансов, Рязанский филиал Московский университет имени С.Ю. Витте, e-mail: [email protected]
В статье представлены основные направления совершенствования развития малых и средних предприятий. Проанализирована динамика их численности, установлено их влияние на эффективность функционирования отечественной экономики. Определены основные тенденции развития малого бизнеса, выявлены проблемы, тормозящие его.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, финансовый механизм, налоговый режим, государственное регулирование, банковский сектор
DOI 10.21777/2587-9472-2017-4-37-45
Малые и средние предприятия зачастую первыми реагируют на изменения в предпринимательской сфере государства. Выступая особым индикатором отрицательных процессов, они наиболее ярко демонстрируют симптоматику проблем современной экономики: экономические санкции, скудность кредитных возможностей, стремительный рост валютного курса, внешнеэкономические проблемы, а также увеличение налоговых платежей сильно ударили по предприятиям малого и среднего бизнеса.
По данным Росстата на 1 января 2015 г., в Российской Федерации насчитывалось 6 385 781 малых предприятий, в том числе 2414 индивидуальных предпринимателей и 13 691 среднее предприятие [1] со среднегодовым оборотом в 36 091,5 и 5027,8 млрд руб. соответственно (рисунок 1).
Малые предприятия охватывают своей деятельностью в основном сферу торговли и услуг, а средний бизнес превалирует в отраслях сельского хозяйства, строительства и промышленности (рисунок 2).
В современных условиях малый и средний бизнес России, на долю которого приходится порядка 20 %, не способны вывести экономику страны из рецессии. Однако при эффективном функционировании данный сектор экономики окажется способным дать ежегодную прибавку ВВП на 5-10 %.
Существующие проблемы развития малого предпринимательства требуют дальнейшего совершенствования финансового механизма функционирования малых и средних предприятий. В дальнейшем их развитие будет определяться государственной политикой развития МСП на федеральном и региональном уровне в рамках Стратегии до 2030 года, с учетом специфики развития региона.
Основные направления развития
В качестве основных направлений развития МСП предусмотрено обеспечение предсказуемости фискальной политики. Среди мер, реализуемых на федеральном уровне, актуальными являются:
1) обеспечение действия моратория на рост налоговых платежей, его продление на долгосрочную перспективу;
2) внедрение дополнительных фискальных стимулов для развития сектора МСП (налогообложение самозанятых граждан; расширение практики применения патентной системы налогообложения: упрощение процедур, расширение видов деятельности; мониторинг применения единого налога на вмененный доход; введение налоговых вычетов для предприятий, применяющих ККТ нового образца;
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. Рисунок 1 - Динамика численности малого и среднего предпринимательства в РФ
Рисунок 2 - Численность малых и средних предприятий по видам экономической деятельности (%)
смягчение фискальной нагрузки в связи с необходимостью уплаты страховых платежей во внебюджетные фонды).
Учитывая, что значительная часть элементов специальных налоговых режимов, предназначенных для субъектов МСП, регламентируется на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, на региональном уровне намечены следующие меры:
1) осуществление мониторинга практики применения ПСН и закона о «налоговых каникулах»;
2) реализация мер по совершенствованию специальных налоговых режимов;
3) ежегодный мониторинг эффективности коэффициента К2 как элемента исчисления суммы единого налога на вмененный доход.
Среди мер по оптимизации налоговой политики важную роль играют направленные на стимулирование открытия и развития малого бизнеса, для чего предлагается создание упрощенной формы легализации трудовой деятельности для самозанятых граждан по принципу «одного окна»; распространение двухлетних «налоговых каникул» на впервые зарегистрированными индивидуальными предпри-
нимателями в сфере производственных и бытовых услуг, а также представителей малого бизнеса, действующих в форме юридического лица; введение единого фискального платежа по отдельным видам специальных налоговых режимов с уменьшением его на размер уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Для оптимизации налоговой нагрузки и налогового и кадрового администрирования для малых и средних предприятий уже повышен порог применения УСН в части увеличения предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Представляется обоснованным предложение предоставить субъектам РФ, наряду со снижением ставки налога с применением УСН, право снижения ставки налога для применяющих УСН ставки ЕНВД с 15 до 7,5 %, расширения перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых можно применять ПСН.
Для применяющих УСН и ЕНВД актуальными представляются меры:
- связанные с установлением вычета по налогу на имущество при расчете его, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости;
- по проведению инвентаризации существующих обязательных неналоговых платежей, чтобы исключить избыточную и неэффективную их части;
- по обеспечению возможности принятия к вычету НДС по продукции, полученной от поставщиков, применяющих СНР;
- по выработке налогового механизма стимулирования обучения работников малых и средних предприятий в учебных центрах крупных предприятий;
- по упрощению кадрового делопроизводства на микропредприятиях.
Учитывая, что основная часть представителей малого и среднего бизнеса функционирует на региональных и местных рынках товаров и услуг, в целях стимулирования субъектов РФ и органов местного самоуправления на реализацию мер по поддержке МСП, предлагается закрепить на долгосрочной основе:
- ранее действовавший норматив отчисления в местные бюджеты налога, взимаемого при применении УСН, в размере не менее 50 %;
- установить дополнительные отчисления в бюджеты муниципальных образований по налоговым поступлениям, уплачиваемым субъектами малого и среднего предпринимательства в размере фиксированного процента от прироста таких поступлений в отчетном периоде;
- снизить долю софинансирования для субъектов РФ, участвующих в реализации государственных программ.
Заметим, что действие некоторых специальных налоговых режимов характеризуется достаточно жестким механизмом, не позволяющим в какой-либо форме учитывать понесенные убытки, даже по объективным причинам. Речь идет, прежде всего, об ЕНВД, УСН с объектом «доходы», ПСН. Поэтому считаем обоснованным выработать механизм переноса убытков на будущее и при применении этих режимов, в частности, применяя вариант уплаты «минимального» налога.
Разрешению сложившихся проблем в агропромышленном комплексе могло бы способствовать введение дифференцированных ставок земельного налога в зависимости от видов деятельности и степени использовании земельных участков по назначению [4].
Для малых предприятий, применяющих обычную систему налогообложения, с целью стимулирования осуществления вложений на модернизацию целесообразно восстановить льготы по налогу на прибыль.
Важным аспектом налогообложения малого бизнеса представляется объем полномочий местных органов самоуправления по месту ведения предпринимательской деятельности. Как ранее отмечено, значительная часть налоговых платежей от малого бизнеса поступает именно в местные бюджеты. Однако единый налог с применением УСН закреплен за бюджетами субъектов РФ. Поэтому при смене режима налогообложения может иметь место переориентация финансовых потоков в бюджетную систему.
С учетом того, что выбор режима налогообложения в соответствии с законодательством осуществляется позднее, чем формируется проект бюджета на очередной финансовый год, не представляется возможным точно учесть направление налоговых платежей, поступающих от малого бизнеса, а значит достаточно точно определить бюджетные доходы. Поэтому считаем целесообразным направление по-
ступлений по всем налоговым обязательствам от субъектов малого предпринимательства унифицировать и полностью зачислять в местные бюджеты, включая налог на доходы физических лиц, уплачиваемый самозанятыми гражданами, и налог на прибыль, уплачиваемый организациями, относимыми к малому бизнесу. При этом в отношении местных органов власти считаем целесообразным предоставить больше полномочий в отношении определения элементов налогообложения, включая отмену федеральных льгот.
Если органы местного самоуправления будут располагать достаточной финансовой базой, станет реальным требовать от них действенной финансовой поддержки малого предпринимательства, не рассчитывая преимущественно на выделение средств из федерального бюджета.
Поскольку субъекты малого предпринимательства работают в основном на местных рынках и обслуживают инфраструктуру муниципальных образований, именно на этом уровне и должен преимущественно решаться вопрос о финансовой поддержке малого бизнеса, а для этого местные органы должны располагать реальной финансовой базой и быть независимыми от финансовой политики вышестоящих структур.
Повышение качества государственного регулирования
Данное направление поддержки развития МСП связано, прежде всего, с совершенствованием контрольно-надзорной деятельности и сокращением административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
На федеральном уровне предполагается реализация следующих мер:
1) пересмотр системы государственного и муниципального контроля и надзора;
2) разработка и внедрение системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, основанном на риск-ориентированном подходе;
3) установление правил проведения комплексной проверки раз в 3 года;
4) утверждение исчерпывающего перечня разрешительных функций.
На региональном уровне предусмотрено:
1) разработка контрольно-надзорных мероприятий в рамках единого реестра проверок;
2) введение трехлетнего моратория на проведение плановых проверок;
3) упрощение процедур доступа субъектов МСП к использованию объектов недвижимости;
4) расширение перечня государственного и муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам МСП;
5) совершенствование системы информационно-консультационной поддержки.
Важно обеспечить снижение административной нагрузки на субъекты МСП со стороны контрольно-надзорных (в первую очередь, правоохранительных) органов, для чего необходимо ограничить количество всех видов проверок; исключить из перечня оснований для проведения проверок жалобы потребителей с указанием недостоверных личных данных; уменьшить для субъектов МСП размеры административных штрафов (при условии отсутствия тяжелых последствий правонарушения), а также уменьшить максимально возможный срок административного приостановления деятельности (с 3 месяцев до 10 суток).
В целях внедрения риск-ориентированного подхода к осуществлению государственного контроля (надзора) предлагается обеспечить публичность профилей рисков, прозрачность механизма присвоения категорий рисков при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), а также вовлечение максимального количества федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих проверки деятельности предпринимателей, в пилотную апробацию риск-ориентированного подхода.
Для повышения уровня координации мер государственной политики в сложившихся экономических условиях предлагается создавать антикризисные штабы, организующие свою деятельность как проектный офис по мониторингу и содействию решению проблем системообразующих предприятий и оперативной выработке решений по реализации антикризисных инициатив.
Обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий
Для расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам на федеральном уровне намечается:
1) развитие национальной гарантийной системы поддержки МСП и расширение на этой основе гарантий поддержки малых и средних предприятий, привлекающих кредитные ресурсы;
2) осуществление комплекса мер в сфере финансовой поддержки.
На региональном уровне необходима реализаций мер по следующим направлениям:
1) стимулирование развития кредитования:
- формирование перечня приоритетных региональных проектов субъектов МСП для обеспечения их кредитно-гарантийной поддержкой;
- проведение семинаров, совещаний, круглых столов для субъектов МСП с участием представителей кредитных организаций, кредитующих МСБ;
2) развитие микрофинансирования:
- увеличение доли займов, выданных субъектам МСП, осуществляющим приоритетные виды деятельности, в общей структуре займов;
- внедрение механизма секьюритизации портфеля займов МФО - РОФПМП и привлечение банковских кредитов для осуществления микрофинансовой деятельности;
3) развитие гарантийной поддержки:
- внедрение единых требований к деятельности гарантийных фондов;
- расширение гарантийной поддержки субъектов МСП;
- взаимодействие муниципальных центров ЦПП и ГФРО Рязанской обл.;
4) субсидирование затрат субъектов МСП:
- предоставление субсидий субъектам МСП, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг) на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, в том числе в лизинг;
- предоставление грантов начинающим субъектам МСП.
Обеспечение доступа предприятий к финансовым ресурсам рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства, для чего предлагается:
- выработать механизм предоставления Банком России напрямую или опосредованно целевого финансирования региональным банковским учреждениям на цели расширения объемов финансирования реализации инвестиционных проектов субъектов МСП;
- обеспечить повышение эффективности работы региональных финансовых организаций, расширение предлагаемых малым и средним предприятиям финансовых продуктов, создание региональных фондов поддержки промышленности;
- привлечь банки к рассмотрению заявок на получение субсидий на возмещение процентов по кредитам, замену конкурсных процедур заявительным принципом;
- расширить работу на территории РФ международных финансовых организаций и институтов развития;
- обеспечить развитие национальной системы гарантийных организаций, снижение пороговых значений для применения гарантийных механизмов и расширения потенциального круга участников системы.
В целях расширения возможностей банковского сектора по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается:
- провести секьюритизацию финансовых активов субъектов МСП;
- предоставлять банкам рефинансирование ранее выданных коммерческих кредитов предприятиям по ставке рефинансирования;
- установить льготную ставку предоставления финансирования банкам под задачи обеспечения кредитования уже начатых инвестиционных проектов в сфере МСП;
- упростить требования Банка России к формированию резервов на возможные потери в части кредитов, представленных субъектам малого и среднего предпринимательства.
Обеспечение субъектов МСП необходимой инфраструктурой и ресурсами
В качестве актуальных мер рассматривается исключение действия антимонопольных норм в отношении субъектов МСП, для чего предлагается установить иммунитеты для предпринимателей, не
обладающих значительной рыночной силой, в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, заключения несущественных антиконкурентных соглашений, а также сокращение количества оснований, по которым антимонопольный орган вправе осуществлять внеплановые проверки без согласования с прокуратурой.
Для того чтобы снизить административные барьеры в области подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, предлагается разработать типовые проекты, типовые технические условия, требования к срокам, ограничениям по стоимости подключения и лимитам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения для субъектов МСП; установить льготные тарифы и предоставлять беспроцентные рассрочки при подключении объектов малой мощности.
В целях укрепления имущественной основы для ведения предпринимательской деятельности предлагается:
- продлить срок действия Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- увеличить минимальный срок рассрочки оплаты недвижимого имущества, приобретаемого субъектами МСП при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, с трех до пяти лет;
- продлить сроки применения льготных коэффициентов арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные в аренду субъектам МСП.
В целях создания сбытовой и логистической инфраструктуры предлагается установить прозрачные правила предоставления мест всем желающим осуществлять торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, а также продлить сроки обязательной ликвидации розничных рынков в некапитальных строениях [9].
Для достижения целей информационной поддержки малого и среднего предпринимательства предлагается:
- создать систему информационно-сервисной поддержки субъектов МСП на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- развитие Навигатора мер государственной поддержки предпринимательской деятельности, действующего на базе Инвестиционного портала регионов России.
С целью повышения эффективности взаимодействия между предпринимателями целесообразным станет создание интерактивной платформы взаимодействия, направленной на формирование долгосрочных соглашений по созданию производства необходимого сырья и оборудования, а также механизмов тиражирования успешных проектов. В числе наиболее актуальных задач на перспективу является создание условий для развития существующих и появления новых инновационных структур, что позволило бы им решать задачи регионального и федерального уровня по выпуску и реализации наукоемкой, конкурентоспособной продукции.
Решение этой задачи возможно путем внедрения инновационно-промышленных комплексов, которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства, стимулирования участия промышленных компаний во всероссийских и международных выставках и мероприятиях в сфере инновационных технологий, а также обеспечение государственного патронажа.
Необходимо оказывать субъектам малого предпринимательства содействие в привлечении инвестиций, повышении доступности коммерческой недвижимости для субъектов малого предпринимательства, реализовывать меры по развитию системы субконтрактации (на базе Гарантийного фонда Рязанской области создан Региональный центр субконтрактации), продолжать разработку системы мер по развитию системы венчурного финансирования, созданию и формированию инфраструктуры инновационного бизнеса, созданию для субъектов инновационного бизнеса «режима экономического благоприятствования».
Для реализации мер правовой и финансовой поддержки Рязанской области может быть рекомендовано более активное использование таких составляющих инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, как технопарки и бизнес-инкубаторы. Главная задача технопарков состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов, находящихся на разных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Бизнес-инкубаторы призваны обеспечивать комплексную поддержку субъектов малого предпринимательства, но находящихся на самой ранней стадии развития.
Определениерыночных ниш для малого и среднего бизнеса
Решение этой задачи предполагает поддержку спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства и освоение новых рынков сбыта. С этой целью необходима реализация мер, включающих:
1) развитие конкуренции на локальных рынках: реализация соглашения с муниципальными образованиями Рязанской области о взаимодействии сторон с целью внедрения на территории Рязанской области стандарта развития конкуренции, утвержденного распоряжением Губернатора Рязанской области от 29.12.2015 №454-р;
2) стимулирование спроса на продукцию МСП:
- участие МСП в закупках товаров, работ, услуг для МУП «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей», ООО «Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания»;
- организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг отдельных заказчиков у субъектов МСП в годовом объеме закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции заказчиков, определенных Правительством РФ;
- «довыращивание» поставщиков;
- оказание методической помощи субъектам МСП при осуществлении закупок товаров, работ, услуг конкретными заказчиками;
- организация семинаров, совещаний, круглых столов для субъектов МСП.
С тем, чтобы обеспечить содействие встраиванию малых и средних предприятий в цепочки поставщиков и обеспечить доступ малых предприятий к государственным и муниципальным закупкам предлагается:
- развивать субконтрактацию крупных предприятий с малыми и средними поставщиками;
- стимулировать раскрытие крупными предприятиями планов по закупкам сырья и оборудования, а также антикризисных планов;
- создать Единый федеральный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестра квалифицированных, надежных и ответственных поставщиков товаров, работ и услуг);
- предоставить возможность участия представителей бизнес-сообщества в формировании государственного и муниципального заказа, развивать механизм авансирования и контроля за своевременностью и корректностью проведения расчетов со стороны заказчиков;
- содействовать развитию института профессиональных закупщиков;
- распространить механизм факторинга на процедуры государственного и муниципального заказа.
Для совершенствования системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий предлагается разработать механизм финансовой и административной поддержки отечественных компаний, имеющих экспортный потенциал и работающих в несырьевых секторах российской экономики (инвестиционный лифт).
Укрепление кадрового и предпринимательского потенциала
С целью улучшения подготовки кадров для сферы МСП предполагается реализация мер по ряду направлений, среди которых:
- присоединение к единой системе обучения и консультирования субъектов МСП, разработанной АО «Корпорация МСП» (обучающие программы «Азбука предпринимательства», «Школа предпринимательства»);
- информирование представителей малого бизнеса о едином образовательном портале для субъектов МСП;
- реализация проекта по вовлечению в программы подготовки кадров для субъектов МСП общественных организаций.
Важной мерой для улучшения кадрового состава занятых в сфере МСП станет раскрытие предпринимательского потенциала. Этому будет способствовать реализация системы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность; организация мероприятий, приуроченных к году предпринимательства в РФ в 2018 г. В целях решения проблем кадрового обеспечения сектора, предлагается реализовать меры по развитию кооперации малых и средних предприятий с крупным бизнесом для подготовки необходимых кадров, в том числе предоставление льгот крупным предприятиям при проведении обучения необходимых для малого и среднего бизнеса кадров в собственных учебных центрах. Также предлагается закрепление возможности включения в затраты расходов, понесенных индивидуальными предпринимателями, на собственное обучение.
Для улучшения имиджа предпринимательства в обществе предлагается:
- проведение специализированных мероприятий организациями сферы культуры, посвященных истории развития предпринимательства в России, совместно с ведущими бизнес-объединениями, включая молодежные; включить тему «Повышение привлекательности образа предпринимателя» в государственный заказ на создание игровых, документальных и мультипликационных фильмов;
- создать концепцию темы «Повышение привлекательности образа предпринимателя» как «сквозного» компонента всех этапов и структур системы образования; тиражировать в СМИ локальные истории успеха предпринимателей;
- учредить государственную награду за вклад в развитие предпринимательства, вручаемую за создание высокопроизводительных рабочих мест, коммерциализацию и распространение инновационных технологий и материалов [10].
Изложенные меры в целом должны содействовать повышению эффективности функционирования малого и среднего предпринимательства в сложившихся экономических условиях. Основными ключевыми индикаторами достижения цели Стратегии развития МСП в Рязанской области должны стать приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные ключевые индикаторы достижения цели Стратегии развития МСП в Рязанской области
Показатель Динамика Изменение при реализации Стратегии
Оборот МСП увеличение в 2,5 раза с 210,8 млрд руб. в 2014 г. до 526,3 млрд руб. в 2030 г.
Оборот субъектов МСП в расчете на 1 работника увеличение в 2 раза с 1,3 млн руб. в 2014 г. до 2,8 млрд руб. в 2030 г.
Доля обрабатывающей промышленности в обороте МСП увеличение до 20 % с 35,71 млрд руб. в 2014 г. до 105,26 млрд руб. в 2030 г.
Доля среднесписочной численности работников занятых у субъектов МСП, в общей численности занятого населения увеличение до 35 % с 26 % в 2014 г. до 35 % в 2030 г.
Количество субъектов МСП (включая ИП) в расчете на 1 тыс. чел. населения Рязанской обл. увеличение на 12 % с 41,2 ед. в 2014 г. до 46 ед. в 2030 г.
В заключение отметим, что малое предпринимательство в Рязанской области занимает все более прочные позиции на рынке товаров и услуг, в то же время сталкивается с существенными проблемами в своем развитии, связанными с воздействием как внешних, так и внутренних факторов функционирования субъектов МСП.
Важно наряду с совершенствованием государственной поддержки развития этого значимого сектора экономики также создание условий, позволяющих увеличить доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам за счет всех возможных источников с учетом складывающейся конкурентной среды, включая специально созданные структуры.
Список литературы
1. Малое и среднее предпринимательство в России: Статист. сб. - М.: Росстат, 2015. - 96 с.
2. Гравшина И.Н. Основные характеристики методики оценки конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций / в сб.: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. Материалы XIV Междун. научно-практ. конф. - М.: изд-во МУ им. С.Ю. Витте, 2017. - С. 33-35.
3. Гравшина И.Н., Кузьмин В.Н. Инновационное развитие малого и среднего бизнеса в Рязанской области // Актуальные вопросы современной науки (издание ПИЭФ). - 2013. - № 1. - С. 55-59.
4. Денисова Н.И. Роль малых форм хозяйствования (личных подсобных хозяйств) в финансовой системе региона // Перспективы развития науки и образования: сб. научных трудов по материалам Междун. научно-практ. конф. В 13 ч. - 2015. - С. 67-69.
5. Денисова Н.И. Формирование благоприятного инвестиционного климата региона в рамках укрепления продовольственной безопасности // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. - 2015. - № 2. - С. 40-43.
6. Денисова Н.И. Механизм продовольственной безопасности региона: современное состояние, проблемы, перспективы: монография. - М.: Изд-во МУ им. С.Ю. Витте, 2016.
7. Полянский С.Я. Особенности формирования эффективной системы управления сельским хозяйством в современных условиях: макро- и микроэкономические аспекты / в сб.: Научные труд Московского университета им. С.Ю. Витте. - М.: Изд-во МУ им. С.Ю. Витте, 2013. - С. 220-229.
8. Чиженко Л.М. Современные подходы к оказанию и получению услуг субъектами малого и среднего предпринимательства / в сб.: Устойчивое развитие социально-экономических систем: наука и практика. Материалы III Междун. научно-практ. конф. - М.: изд-во МУ им. С.Ю. Витте, 2016. - С. 1190-1199.
9. Доклад Государственного совета Российской Федерации «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru
10. Обатуров А.А. Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в С.-Петербурге: дисс. ... канд. экон. наук [Электронный ресурс]. URL: http://vseup.ru/static/files/OBATUROV_A..pdf.
PROSPECTS AND MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF FINANCIAL MECHANISM OF FUNCTIONING OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS
Chizhenko L.M.,
Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Ryazan branch of Moscow Witte University, Ryazan, e-mail: [email protected],
Laktyushina E.V.,
Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Ryazan branch of Moscow Witte University, Ryazan, e-mail: [email protected]
The article presents the main directions of improving the development ofsmall and medium enterprises. It analyses
dynamics of the number of enterprises of small and average business, the influence on the effective functioning
of the domestic economy. Determined the main trends and existing problems of development of small business.
Keywords: small and medium entrepreneurship, financial mechanism, tax treatment, government regulation, banking sector