УДК 331.5.024.54
Н. В. Бочкова
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Аннотация. В статье рассматриваются меры государства по регулированию рынка труда и проводится оценка их влияния на занятость населения. Приводятся некоторые причины структурного неравновесия на региональном рынке труда.
Ключевые слова: неравновесие на рынке труда, занятость, мобильность трудовых ресурсов, прогноз профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу, общественные работы, самозанятость.
Abstract. The article deals with measures of the State to regulate the labor market and assesses their impact on employment. We give some reasons for the structural imbalance in the regional labor market.
Keywords: disequilibrium in the labor market, employment, labor mobility, weather vocational qualification demand for labor, public works, self-employment.
Общеизвестно, что методы государства по регулированию рынка труда можно объединить в три следующие группы:
1) установление пороговых значений по выплатам различным категориям населения (например, МРОТ, минимальная и максимальная величина пособия по безработице);
2) содействие сбалансированному соотношению спроса и предложения на рынке труда (например, реализация программ по профессиональной ориентации, профессиональному обучению, содействие граждан в переселении для работы в сельской местности, проведение ярмарок вакансий);
3) содействие созданию рабочих мест (например, организация временного трудоустройства, содействие самозанятости, организация общественных работ).
Определяя нижнюю границу оплаты труда, государство непосредственно воздействует на отношения найма в различных сферах деятельности. В результате этого работодатели утрачивают легитимную возможность устанавливать уровень оплаты труда ниже законодательно определенного. Таким образом, государственный контроль в области оплаты труда обеспечивает социальную защищенность занятого населения. Однако сторонниками концепции монетаризма, в частности М. Фридменом, высказывалась точка зрения, согласно которой, введение МРОТ приводит к росту безработицы. «Закон о минимальной заработной плате, повышая стоимость рабочей силы, делает невыгодным для многих фирм держать низкооплачиваемых рабочих. В итоге тех, кто мог бы в других условиях остаться на работе, увольняют» [1, с. 122]. По нашему мнению, установление МРОТ - это не снижение конкурентоспособности продукции, а стремление делегировать бизнесу часть социальных полномочий по воспроизводству рабочей силы. Кроме того, следует отметить, что величина МРОТ, как правило, незначительно превышает размер прожиточного минимума, а во многих регионах РФ даже ниже этой величины (рис. 1). Поэтому в современных условиях говорить о негативном влиянии МРОТ на российскую экономику по меньшей мере странно.
за I квартал 2009 г.
□ Минимальный размер оплаты труда, руб
□ Республика Башкортостан
□ Республика Мордовия
□ Удмуртская республика ■ Пермский край
□ Нижегородская область
□ Пензенская область
□ Саратов кая область
за II квартал 2009 г.
□ Российская Федерация
□ Республика Марий Эл
□ Республика Татарстан
□ Чувашская Республика
□ Кировкая область
□ Оренбургская область
□ Самарская область
□ Ульяновская область
Рис. 1 Сравнение минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума трудоспособного населения (руб.) [2]
Закономерным следствием мирового кризиса для экономики нашей страны, и Пензенской области в том числе, явилось сокращение спроса и рост предложения рабочей силы. Естественно, что в подобной ситуации увеличилось число граждан, обращающихся в службу занятости. Так, в Пензенской области с конца 2008 г. и за семь месяцев 2009 г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 4760 человек, или 75,6 %. Соответственно возрос и совокупный размер выплат безработным гражданам.
Выплата пособия по безработице является пассивной мерой политики занятости. В этой связи можно предположить, что никакого отношения к содействию занятости она не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки безработных. Достаточный для жизни (особенно на периферии) размер пособия увеличивает иждивенческий настрой и способствует росту доли граждан, скрывающих свою занятость и получающих пособие обманным путем. Однако как социальное государство Российская Федерация не может отказаться от этой формы поддержки безработных.
Серьезной проблемой остается как количественный, так и качественный дисбаланс на рынке труда. На настоящем этапе несоответствие структуры профессионально-квалификационного состава безработных граждан имеющимся в распоряжении службы занятости вакансиям привело к тому, что при достаточно высоком уровне безработицы потребность в рабочей силе полностью не удовлетворяется и, как следствие, растет напряженность на рынке труда (табл. 1).
О структурном неравновесии рынка труда можно говорить в том случае, когда территориальная, отраслевая, профессиональная, квалификационная, возрастная, образовательная и другие структуры предложения труда не совпадают с аналогичными структурами текущего спроса на труд, или вакантных рабочих мест. Причин роста структурной безработицы несколько. К основным из них относятся низкая, хаотичная мобильность трудовых ресурсов и отсутствие согласованного с динамикой спроса экономики на рабочую силу функционирования системы профессионального образования. Первая обусловлена тем, что как на федеральном, так и на региональном уровнях в должной степени не развиты рынки капитала, социальная инфраструктура, информационная составляющая рынка труда, определяющие меру
свободы движения рабочих мест и перелива трудовых ресурсов между сферами занятости, отраслями хозяйства и по территориям.
Таблица 1
Динамика основных показателей рынка труда в Пензенской области [3, 4]
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 На 1июля 2009 г.
Численность зарегистрированных безработных на конец года (тыс. человек) 19,1 12,4 10,8 10,0 9,8 6,5 6,3 11,06
Уровень зарегистрированной безработицы на конец года (% к ЭАН) 2,7 1,7 1,5 1,4 1,3 0,9 0,95 1,65
Заявленная организациями потребность в работниках на конец отчетного периода (тыс. человек) 4,8 5,7 5,3 6,8 8,5 9,9 7,3 5,911
Напряженность рынка труда (человек/вакансий) 4,1 2,3 2,1 1,6 1,3 0,7 0,9 1,91
Относительно территориальной мобильности следует заметить, что население, если и едет на работу, то, как правило, в крупные города, без семьи и зачастую на временную работу или работу вахтовым методом. Таким образом, спрос на рабочую силу в небольших городах и сельской местности, где социальная инфраструктура слабо развита, остается неудовлетворенным. Здесь необходимо не только привлекать, но и удерживать трудовые ресурсы, развивая социальную инфраструктуру, рынок жилья, содействуя самозанятости.
Что касается отсутствия согласованного функционирования системы профессионального образования с динамикой спроса экономики на рабочую силу, говорят, что данная проблема остро обозначена в РФ уже давно. Тенденция к получению высшего образования как в целом по России, так и по Пензенской области в частности - безусловно, положительное явление. Однако возникает опасность неэффективного использования труда дипломированных специалистов. Из-за невозможности трудоустроиться по специальности они вынуждены работать на местах, требующих более низкого уровня знаний и квалификации. В подобной ситуации денежные средства, инвестированные в образование, оказываются неоправданными. Так, в Пензенской области, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Правительства Пензенской области, выпуск молодых специалистов, окончивших в 2005 г. высшие и среднеспециальные учебные заведения, составил 10,3 тыс. человек, в то время как дополнительная потребность в специалистах
в 2006 г. на предприятиях основных отраслей экономики региона составляла
1,25 тыс. человек, что значительно меньше предложения на региональном рынке труда [5].
Опыт развитых экономик свидетельствует о том, что существует масса профессий, для овладения которыми достаточно одно-, трехгодичного обучения (медицинские сестры, техники и технологи, повара, организаторы туристического, рекламного, рекреационного обслуживания и т.д.). Их подготовка значительно дешевле, нежели специалистов высшей квалификации, при этом труд этой категории работников востребован.
Однако в России структура подготовки специалистов остается без должного внимания государства. По нашему мнению, изменению тенденций в сфере образования может способствовать возобновление государственного заказа на молодых специалистов, что, в свою очередь, качественно улучшит занятость населения.
В современной России «принудительное распределение» рабочей силы противоречит Конституции РФ, где сказано, что «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ст. 37). Кроме того, в рыночных условиях бизнес не работает себе во вред и поэтому вполне может отказаться от «распределенного» работника, если он не отвечает профессиональным требованиям. Поэтому с тем чтобы снять напряженность на рынке труда, региональные власти вынуждены изменять структуру предложения и финансировать переобучение безработных граждан и работников, находящихся под угрозой увольнения1.
В этой связи интересен опыт иностранных государств. Многие экономически развитые страны в число макроэкономических прогнозов включают прогноз профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу [6]. Подобные прогнозы применяются, например, в Финляндии и США. В Штатах прогноз составляется на протяжении последних 50 лет. Это позволило им создать опирающуюся на современные методологические подходы и хорошо организованную информационно-статистическую базу для прогнозирования занятости. Прогноз профессионально-квалификационного состава рабочей силы и дополнительной потребности в кадрах (с указанием необходимого уровня подготовки по каждой профессии) включает четыре блока:
1) прогноз динамики численности экономически активного населения с учетом демографического фактора и уровня экономической активности населения по 128 группам (в зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности);
1 В Пензенской области в рамках реализации ВЦП «Содействие занятости населения на 2008-2010 годы» в 2008 г. услугой профессионального обучения и переподготовки воспользовалось 1965 безработных граждан (из них более 70 % - по рабочим специальностям), услугой по профессиональной ориентации - 35 631 безработный (из отчета об осуществлении органами государственной власти Пензенской области переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2008 г.). В рамках Программы «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году», утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области 20 февраля 2009 г. № 135-пП, численность участников по мероприятию, опережающих профессиональное обучение, в 2009 г. должна составить 11 000 человек, объем финансирования - 99,7 млн руб.
2) макроэкономический прогноз экономического роста с учетом факторов, его определяющих, включая показатели динамики занятости и производительности труда;
3) прогноз развития производства по 200 отраслям экономики с выделением 20 отраслей, в которых занятость растет или снижается наиболее существенно;
4) прогноз профессионального состава занятых, соотносимый с прогнозом распределения занятых по крупным отраслям; распределение занятых по 500 профессиям с детальным анализом перспектив спроса на рабочую силу по 30 профессиям с наибольшим абсолютным и относительным ростом, а также наибольшим сокращением числа занятых; общая дополнительная потребность в рабочей силе с учетом экономического роста и убыли кадров; распределение занятых по уровням образования, которое необходимо для приобретения той или иной профессии и специальности.
Опыт США в прогнозировании профессионально-квалификационного состава рабочей силы представляет большой интерес, поскольку соответствующим научно-практическим разработкам в нашей стране до последнего времени должного внимания не уделялось. В отличие от профориентации, прогноз будет способствовать формированию целостной картины о структуре рынка труда и потребности в рабочей силе как в целом по стране, так и по отдельному региону. На его основе станет возможным системное решение проблем рынка труда, в частности контроль за балансом трудовых ресурсов, обоснованная потребность в иностранной рабочей силе.
Что касается третьей группы мер - содействие созданию рабочих мест, то она в условиях кризиса оказалась наиболее популярна. Здесь следует отметить, прежде всего, активизацию организации общественных работ и содействие самозанятости. В рамках реализации Программы «Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году» по направлению «Организация общественных работ» был выделен наибольший объем финансирования -110,1 млн руб. Таким образом, численность участников общественных работ за январь-август текущего года составила 13 142 человек, что на 9318 человек (или в 3,44 раза) больше, чем за аналогичный период 2008 г. [7]. Причем в текущем году общественные работы были организованы как для безработных граждан, так и для работников, находящихся под риском увольнения. Положительным моментом здесь также является то, что если работа для безработного признается подходящей, то при направлении на эту работу его снимают с учета и с пособия, если неподходящей - не снимают с учета и продолжают выплачивать пособие. В целом же значение общественных работ трудно переоценить, поскольку они позволяют гражданам не потерять мотивации к труду.
По направлению «Организация предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан» в рамках вышеупомянутой программы также проводится финансирование объемом 73,5 млн руб. Кроме того, в целях поддержания малого бизнеса и содействия трудоустройству молодых специалистов и студентов старших курсов в Пензенской области принят закон, устанавливающий для организаций и индивидуальных предпринимателей, созданных студентами, а также выпускниками в течение одного календарного года непосредственно после окончания образовательного учрежде-
ния и применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговую ставку в размере 5 %1. По нашему мнению, наибольшие усилия необходимо приложить к развитию сферы материального производства как базиса экономики государства. Интеграция науки и отраслей промышленного производства способна вернуть престиж профессии рабочего и вывести российскую экономику на новый уровень.
Таким образом, как неотъемлемая часть социально-экономической системы государства рынок труда в той или иной степени подвержен влиянию всех процессов, протекающих внутри этой системы. Темпы развития и структурные сдвиги в экономике оказывают непосредственное влияние на уровень требований к профессионально-квалификационным и личным качествам работника, определяют характер занятости и уровень безработицы. И государство как гарант социального благополучия не может и не должно оставлять без внимания проблемы на рынке труда. В действительности, только обеспечив подъем отечественного производства и его эффективную структуру, можно создать надежные предпосылки для прогресса науки и образования, качественного роста уровня подготовки рабочей силы.
Список литературы
1. Прикладная экономика : учеб. пособие / пер. с англ. ; под ред. Д. Ю. Тушунова. -М. : Просвещение, 1992.
2. Динамические таблицы; величина прожиточного минимума [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru
3. Труд и занятость в России. 2007 : статистический сборник / Росстат. - М., 2007. -611 с.
4. Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-июле 2009 года : доклад (официальное издание) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - Пенза : ООП Пензастата, 2009 - 91 с.
5. Майоров, А. И. Совершенствование управления региональной занятостью в условиях реформируемой экономики : дис. ... канд. экон. наук / Майоров А. И. -Пенза, 2008. - 145 с.
6. Чижова, Л. Реструктуризация экономики усиливает необходимость балансировки спроса и предложения рабочей силы / Л. Чижова // Человек и труд. -2001. - № 9.
7. Основные показатели деятельности Управления государственной службы занятости населения Пензенской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sura.ru/fgszn
Бочкова Нелли Васильевна аспирант, Пензенская государственная технологическая академия
Bochkova Nelly Vasilyevna Post graduate student,
Penza State Technological Academy
E-mail: [email protected]
1 Закон Пензенской области от 30.06.2009 г. № 1754-ЗПО «Об установлении налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения».
УДК 331.5.024.54 Бочкова, Н. В.
Меры государственного воздействия на рынок труда в условиях кризиса / Н. В. Бочкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 3 (11). - С. 141-147.