Научная статья на тему 'Мероприятия по совершенствованию управления инвестициями в инновации'

Мероприятия по совершенствованию управления инвестициями в инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / СТРАТЕГИЯ / БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННО АКТИВНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Н. С.

В статье рассматриваются возможности совершенствования управления инвестициями в инновации с использованием концентрации финансовых ресурсов на ключевых направлениях. Названы задачи инновационного развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мероприятия по совершенствованию управления инвестициями в инновации»

УДК 336.02

мероприятия по совершенствованию управления инвестициями в инновации

н. с. Соловьева,

соискатель кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности E-mail: capinet@mail. ги Волгоградский государственный университет

В статье рассматриваются возможности совершенствования управления инвестициями в инновации с использованием концентрации финансовых ресурсов на ключевых направлениях. Названы задачи инновационного развития регионов.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, стратегия, бизнес, инновационно активные предприятия, инвестиционная привлекательность.

Инновации, или технологические и организационные нововведения в настоящее время являются определяющим фактором экономического роста. В большинстве стран правительства и предпринимательские структуры стремятся повысить конкурентоспособность за счет инновационного сектора, развития научных исследований и ускорения внедрения их результатов. В инновационную сферу вкладываются огромные денежные средства, вовлекаются значительные людские ресурсы.

По закону Волгоградской области инновация (нововведение) определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [6]. При этом инновации тесно связаны с инвестициями и в современных условиях они часто выступают как составляющие новых проектов. Поэтому можно употреблять термин «инновационно-инвестиционная стратегия бизнеса».

В нашей стране приняты Основы политики Российской Федерации в области развития науки и

технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу, утвержденные решением Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576. Данный документ предусматривает переход страны на инновационный путь развития. Однако ситуация, сложившаяся в современной отечественной экономике в области инновационной активности, в целом может быть охарактеризована как сложная. Величина средств, выделяемых на инновации на всех уровнях экономики, остается достаточно низкой. Так, к 2020 г. доля инновационных предприятий в России должна составить 18 %. Такая цель обозначена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года. Сейчас число высокотехнологичных производств составляет немногим более 10 %. Для сравнения: в Греции доля таких предприятий—35 %, в Эстонии — 47 %, в Германии — 73 %, в Бельгии, Дании, Ирландии, Австрии — около 60 %.

По данным Росстата, инвестиции в НИОКР в стране в последние годы составляют около 1—1,3 % ВВП. В Германии, Дании, Австрии вложения в НИОКР достигают 2,5 %, в США — 2,6 %, в Израиле — 4,6 %, в Южной Корее и Сингапуре — 2,3 %, в Японии и Финляндии — 3,4 %, Швеции — 3,7 % [8].

По данным, опубликованным Национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА», Волгоградская область занимает 22-е место по развитию инвестиционного потенциала из всех субъектов Российской Федерации [9].

Наибольшие суммы инвестиций с начала года на интенсификацию и модернизацию производства освоены: Волгоградским нефтеперерабатывающим

заводом, Волжским трубным заводом, Себряковским цементным заводом, ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтеп-родукт, Волжской ГЭС, филиалом «Волгоградский» ОАО «Северсталь-метиз», Трубным заводом «Про-филь-Акрас» им. Макарова В. В., Волгограднефтема-шем, Волжским подшипниковым заводом.

В октябре 2010 г. ООО «Волма» ввело новое производство гипсовых изделий в Тракторозаводс-ком районе Волгограда, которое позволит увеличить выпуск целого ряда строительных сухих смесей для строительства более дешевого и комфортного жилья. Объем капитальных вложений составил более 800 млн руб., мощность нового предприятия — 600 тыс. т сухих строительных смесей в год, создано более 250 рабочих мест [9].

В 2011 г. предусматривается:

— продолжение строительства ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» горно-обогатительного комбината по производству калийных удобрений мощностью 2,3 млн т в год на Гремячинском месторождении калийных солей в Котельни-ковском районе Волгоградской области (17,5 млрд руб.);

— продолжение реконструкции и ввод в эксплуатацию коксового производства, пуско-наладочные работы на объекте «установка гидроочистки дизельного топлива» на ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградне фтепереработка» (14,3 млрд руб.);

— мероприятия, направленные на оптимизацию производства сварных труб, техническое перевооружение систем энергоснабжения и т. д. на ОАО «Волжский трубный завод» (2,1 млрд руб.);

— продолжение модернизации и приобретение нового оборудования на ОАО «Себряковцемент» (911,8 млн руб.);

— продолжение строительства производства гидроксида магния и ввод производства поли-оксихлорида алюминия на производственной площадке ОАО «Каустик»;

— создание нового производства карбида кремния на базе действующего на ОАО «Волжский абразивный завод» (1-я очередь — 180 млн руб. с вводом в 2012 г.). В дальнейшем предусматривается строительство еще трех аналогичных модулей. Всего в 2010 г. через постоянную межведомственную комиссию по размещению производительных сил и Волгоградский областной совет по инвестициям прошло 16 инвестиционных проектов, общей

сметной стоимостью более 107 млрд руб. 14 проектам, предусматривающим привлечение в экономику региона более 103 млрд руб. инвестиций в основной капитал в среднесрочной перспективе, будет оказана различная государственная поддержка.

Для активизации реального сектора экономики и создания благоприятной среды для инвестиционной деятельности принят закон Волгоградской области от 02.03.2010 № 2010-ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области», в соответствии с которым предусматривается упрощение процедуры оформления, расширение форм и видов господдержки.

В 2010 г. государственные гарантии предоставлены:

— ОАО «Волгоградский завод ЖБИ-1» — на пополнение оборотных средств на осуществление хозяйственной деятельности (192,8 млн руб.);

— ООО «ТопАгро» — на реализацию проекта строительства свиноводческого комплекса с законченным производственным циклом в п. Самофаловка Городищенского района Волгоградской области (149,6 млн руб.).

Кроме того, в 2010 г. предприятиям перечислено 12,4 млн руб. субсидий по кредитам, направленным на пополнение оборотных средств (ОАО «Волжский трубный завод» — 11,1 млн руб., ОАО «Волжский завод асбестовых технических изделий» — 1,3 млн руб.).

Инвестиции являются важнейшим фактором развития промышленного производства, без эффективной мобилизации которых невозможна его реструктуризация, восстановление структурно-технологической сбалансированности и качественное обновление воспроизводственного процесса [2]. Преобладающим источником финансирования инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий, которые в 2010 г. составили 69,9 %. Это свидетельствует о самостоятельности инвестиционных решений, принимаемых хозяйствующими субъектами. Доля привлеченных средств в объеме инвестиций в основной капитал составляла 30,4 %, из них бюджетные средства—7,6 %, кредиты банков — 5 %. Данная тенденция показывает, что направления капитальных вложений все в большей степени определяются не государством и не местными властями, а самостоятельными инвестиционными решениями хозяйствующих субъектов [9].

В 2010 г. общий объем освоенных на территории Волгоградской области инвестиций составил более 260 млрд руб. Основная доля пришлась на

финансовые вложения, осуществляемые крупными и средними организациями, — 218 млрд руб., в структуру которых входят долгосрочные финансовые вложения организаций — 7,9 млрд руб., краткосрочные финансовые вложения организаций — 210 млрд руб. Из общего объема освоенных инвестиций в нефинансовые активы (инвестиции в основной капитал) по полному кругу организаций вложено 42,8 млрд руб [4, 5, 7].

По оценочным данным, за 2010 г. инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций составили 110 млрд руб. [9].

Промышленные предприятия Волгоградской области еще недостаточно адаптировались к рыночным условиям, не нашли своей ниши на рынке. Поэтому они еще не в состоянии полностью использовать свои производственные мощности и вкладывать инвестиции в обновление основных средств, хотя устаревание основных средств уже достигло критического уровня. По-прежнему на самарских предприятиях сохраняется преобладание основных средств с высокой степенью физического и морального износа. По результатам исследования, средний возраст машин и оборудования в целом по промышленности в 2010 г. составил 22 года, процент износа колеблется в пределах от 40 до 70 % [9].

В структуре общих затрат на технологические инновации 60,1 % занимают затраты на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, 3,7 % — затраты на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов, 1,2 % — затраты на приобретение программных средств. В то же время практически не используются следующие виды инновационной деятельности:

— приобретение новых технологий;

— приобретение прав на патенты;

— покупка лицензий на использование изобретений,

промышленных образцов, полезных моделей;

— обучение и подготовка персонала, связанные с

инновациями.

Анализ основных показателей инновационной деятельности показал низкий процент количества научно-исследовательских, проектно-конструктор-ских подразделений.

Следует отметить, что лишь 1 % от объема инновационной продукции, произведенной промышленными предприятиями области, можно отнести к вновь внедренной продукции или продукции,

подвергшейся значительным технологическим изменениям. Большая же часть инновационной продукции (90—99 %) классифицируется как подвергшаяся усовершенствованию.

Проанализировав затраты на технологические инновации по источникам финансирования, можно сказать, что основная их часть в Волгоградской области (99,71 %) осуществляется за счет собственных средств предприятий и организаций.

Важнейшим фактором реструктуризации является инвестиционная деятельность, которая основана на формировании и обеспечении реализации портфеля бизнес-планов инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств. На данном этапе сформирован банк данных инвестиционных и инновационных проектов Волгоградской области, портфель бизнес-планов. Отраслевая структура инвестиций соответствует приоритетам развития промышленности региона.

Приоритетными направлениями инвестиций станут создание новых наукоемких производств и модернизация действующих.

Следует отметить, что на прикладные исследования выделяется средств больше, чем на фундаментальные. Приведенная структура расходов с преобладанием прикладных исследований свидетельствует о том, что половина результатов научно-технических работ не доходит до конечной стадии разработок и не воплощается в нововведения.

Без достаточного финансирования науки и в условиях лишения значительного числа предприятий необходимых ресурсов инновационная деятельность не может обеспечить потребности экономики, которая только формирует новые основы хозяйствования, ощущая при этом конкурентное давление развитых стран [3].

Наибольшую долю в структуре видов инновационной деятельности занимают:

— внедрение нововведений, т. е. приобретение машин и оборудования, необходимых для реализации технологических инноваций (61 % от общего числа инновационно активных организаций);

— производственное проектирование;

— другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов.

Инновационной предприимчивости организаций во многом способствует их взаимодействие в рамках корпоративных структур (объединений, товариществ, обществ). Среди инновационных организаций, в том

числе региональных, доля входящих в какие-либо группы организаций (25,5 %) почти вдвое выше, чем среди неинновационных (14,2 %). Преимуществами такого взаимодействия являются:

— финансовая выгода от объединения и оптимизации денежных потоков;

— возможность экономии на привлечении кредитов путем снижения процентных ставок по ссудам банка, входящего в корпорацию;

— снижение затрат на исследования и разработки, освоение новых изделий;

— расширение рынков сбыта выпускаемой продукции [2].

Большинство промышленных организаций основным результатом инновационной деятельности признали расширение ассортимента продукции. Обобщающая оценка указанного фактора составляет самую высокую величину — 2,4 балла (при максимальном рейтинге в 3 балла).

Укреплению позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке способствует внедрение импортозамещающей продукции — еще один фактор, оказывающий существенное влияние на результаты деятельности. Именно этим объясняется высокий рейтинг таких результатов, как сохранение традиционных рынков (2,3 балла), улучшение качества продукции (2,3 балла), создание новых рынков сбыта в России (2,1 балла) [1, 2].

Перечисленные результаты при всей их значимости все же не отменяют одну из важнейших задач инноваций — достижение высокого уровня конкурентоспособности продукции, позволяющего завоевывать внешние рынки.

Несмотря на перечисленные стратегические приоритеты инноваций в промышленности, спрос на инновационную продукцию остается очень низким. Это подтверждается прежде всего ее незначительным соотношением с объемами промышленной продукции.

Проблемы регионального развития в последнее время все чаще выходят на первый план, так как для эффективных экономических и политических преобразований их реализация в субъектах Федерации имеет определяющее значение.

Инвестиционная привлекательность регионов определяется тем, насколько инновационно активны предприятия и организации, находящиеся на их территории. Если не принимать во внимание довольно скудную инвестиционную базу, предлагаемую российскими банками, можно говорить о том, что

инициатор нововведения имеет больше шансов на привлечение инвестиций по сравнению с тем, кто ищет средства на поддержание существующего технологического уровня.

Особое место в системе «прямых» мер воздействия администраций регионов на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.

Косвенные методы, используемые в региональной инновационной политике, направлены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности.

Стратегической линией регионов в области инновационной деятельности является кон -центрация финансовых ресурсов на ключевых направлениях:

— создание единой для региона базы данных, аккумулирующей и регламентирующей комплекс минимально необходимых процедур и формальностей для создания предприятий;

— обеспечение доступа ученых к европейским научно-исследовательским программам;

— поддержка малых и средних предприятий в целях правовой защиты от незаконного копирования разработанных технологий или выпускаемой продукции;

— создание механизма финансовой поддержки малых и средних предприятий, оказание им помощи в подготовке, регистрации и использовании патентов с учетом опыта работы национальных и европейских патентных бюро;

— совершенствование системы финансирования инновационной деятельности предприятий;

— введение более совершенного налогового механизма, предоставляющего определенные льготы предприятиям, разрабатывающим и выпускающим различную инновационную продукцию.

Основные тенденции современного инновационного развития свидетельствуют о наличии значительного сходства его приоритетов в разных регионах: технология производства новых материалов, информационные технологии, средства связи, биотехнология, охрана окружающей среды.

Наиболее важные приоритеты инновационного развития все более связываются не с доро-

гостоящими проектами прорывного характера, а с долгосрочной работой по укреплению всех звеньев национальной инновационной системы — в экономике, информационной сфере, образовании, охране окружающей среды, изучении космоса. Именно эти элементы формируют базу научно-технологического развития всех отраслей.

Наконец, изменение структуры занятости, связанное с сокращением численности занятых в материальном производстве вследствие как научно-технического прогресса, так и переноса материального производства в третьи страны (что характерно для глобализации), при не вполне адекватном росте занятых в сфере услуг ставит перед регионами задачу решения социальных проблем, связанных со смещением приоритетов в сторону информационных технологий и услуг.

Поэтому, если целевым ориентиром является улучшение качества жизни населения и достижение устойчивого социально-экономического развития региона, то инновационная политика становится важнейшей составной частью общей государственной социально-экономической политики.

Список литературы

1. Инвестиции крупных и средних предприятий Волгоградской области по видам экономи-

ческой деятельности за январь—декабрь 2009 года: стат. обзор. Волгоград: Волгоградстат. 2010.

2. Инновации плюс инвестиции. Организационный механизм поддержки инновационно-инвестиционной деятельности / под. ред. В. В. Глухова и В. Г. Колосова. — СПб.: Изд. СПбГЭТУ. 2006.

3. Инновационные и инвестиционные процессы в переходный период / под ред. Б. Н. Рудзицкого. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005.

4. Источники финансирования инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по Волгоградской области в январе—марте 2010 года: экспресс-анализ. Волгоград: Волгоградстат. 2010.

5. Кузнецова Л. Волгоградская область: курс на инновации и инвестиции. URL: http://www. nprus. ru/authorities/963.html.

6. Об инновационной деятельности в Волгоградской области: закон Волгоградской области от 22.06.2004 № 925-ОД.

7. Развитие инвестиционного процесса в Волгоградской области: аналитический обзор. Волгоград: Волгоградстат. 2010.

8. СеливановаМ. Экономический обозреватель РИА Новости. URL: http://ria. ru/analyt-ics/20110415/364929920.html.

9. URL: http://www.urp.volganet.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.