Научная статья на тему 'Мероприятия Худжандского совета по вытеснению из Худжанда и его округи имущего слоя общества в 30-е годы XX века'

Мероприятия Худжандского совета по вытеснению из Худжанда и его округи имущего слоя общества в 30-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
521
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА / УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КОНФИСКАЦИЯ / РАСКУЛАЧИВАНИЕ / THE NEWEST HISTORY OF THE TAJIK PEOPLE / ESTABLISHMENT OF SOVIET POWER / NATIONALIZATION / CONFISCATION / DEKULAKIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пулатова Адолат

В статье рассматривается проблема вытеснения имущих людей города Худжанда и его округи в 30-е годы XX века, которая непосредственно была связана с постановлениями, принятыми Советской властью с целью очищения нового советского социалистического общества от чуждых для нее классов. Вследствие всех этих проведенных мероприятий, дальнейшая судьба людей, подверженных конфискации имущества, складывалась в большинстве случаев роковым образом. Многие из них были раскулачены и отправлены в отдаленные неосвоенные районы республики или же за ее пределы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arrangements of the Khujand Local Soviet ( Council) Aimed at Superseding Men of Property from Khujand and its Vicinities in the 30-ies of the XX-th Century

The article dwells on the problem of supersedence of men of property from Khujand and its vicinities in the 30-ies of the XX-th century; that was immediately connected with the enactments adopted by the Soviet power being aimed at the cleaning of the new Soviet socialist society from the classes alien to it. Due to all these measures the further fate of the people whose property had been confiscated in most cases turned out unfavorably. Many of them were dekulakized and exiled either to the remote areas of the republic or beyond its boundaries.

Текст научной работы на тему «Мероприятия Худжандского совета по вытеснению из Худжанда и его округи имущего слоя общества в 30-е годы XX века»

А. Пулатова

МЕРОПРИЯТИЯ ХУДЖАНДСКОГО СОВЕТА ПО

ВЫТЕСНЕНИЮ ИЗ ХУДЖАНДА И ЕГО ОКРУГИ ИМУЩЕГО СЛОЯ ОБЩЕСТВА В 30-Е ГОДЫ XX ВЕКА

Ключевые слова: новейшая история таджикского народа, установление советской власти, национализация, конфискация, раскулачивание

После победы социалистической революции в ноябре 1917 года в Худжаиде [1] (в архивных документах и научной литературе писалось «Ходжент») установилась Советская власть. Созданный Худжандский Совет стал органом диктатуры пролетариата, который с самого начала своего существования стал вытеснять «чуждые» для социалистического государства слои общества. Постановлениями, принятыми Худжандским Советом, упразднялись бывшие царские и местные органы, управления, звания, должности (1,209).

Одним из первых экономических мероприятий Советского государства было осуществление рабочего контроля над производством и распределением продуктов.

Худжандский Совет, опираясь на декрет краевого Совета народных комиссаров (Совнарком) от 29 февраля 1918г., опубликовал постановление о конфискации на всей территории уезда хлопка, объявив его собственностью рабоче-крестьянского государства (6,53).

По решению Худжандского исполнительного комитета на имущие слои туземного населения города и уезда по составленным спискам возлагалась контрибуция в больших размерах, которая должна была покрывать расходы на организационные работы Советской власти. Уклоняющихся от взноса наложенных на них сумм могли арестовать и конфисковать их имущество. Из расчета численности богатых людей и их возможностей составлялись списки обложения «капиталистов» (то есть местных состоятельных хозяев)

и сумма, которую должен был собрать тот или иной участок. Один из таких списков в 1918г. выглядел так: Таблица № 1 Список обложения на капиталистов по Худжандскому уезду (8)

Имя участка Сумма обложения

Ура-Тюбинский участок (ныне Истаравшан) 200000 р.

г. Ходжент 300000 р.

волость Науская (ныне Спитаменский район) 125000 р.

Гуляк андозская (ныне Джабаррасуловский район) 125000 р.

Костакозская (ныне село Хистеварз) 75000 р.

Унджинская 50000 р.

Советские органы, выявив содержание и объем частного имущества состоятельных людей, облагали их определенными суммами. Например, бывший городской голова Худжанда Мухаммед Рахим Алибаев и его брат Семинбай Алибаев, владевшие прежде торговыми точками и хлопкоочистительным заводом, были обложены на 6000 руб (9). Другие знатные и богатые жители города Юсуфджан Алимджанов и Багадурхан Сайд Алибаев были обложены на 7000 и 10000 руб., но которые в силу своих возможностей уплатили только 3000 и 4000 руб. соответственно (10). С муставалия мечети Алькары (вернее Олкоро - П. А.) города Худжанда муллы Ахуна Таирджанова было взыскано 200 руб., а с жителя квартала Таги Тути калон Мухаммеда Сали- 90 руб. Всякий имущий человек, у которого, по мнению властей, была возможность уплатить контрибуцию в пользу государства, оказывались в поле зрения соответствующих органов. Более того, в порядке официально провозглашённого «наступления на баев и капиталистов» в 1918г. по решению Самаркандского исполнительного комитета, кроме уже действующих налогов, был введён новый, дополнительный налог на недвижимое имущество (11). Все это ослабляло, разоряло многие слои таджикского и, шире, туркестанского общества.

Национализация промышленности в бывшем Туркестанском крае началась с предприятий хлопкоочистительного и маслобойного производств. Национализация проводилась в исключительно короткие сроки. Решением Худжандского Совета в марте 1918г. были национализированы хлопкоочистительные заводы братьев

Алибаевых, местных богачей Ашурбаева и Пинхасова (всего 7 заводов) (6,66), маслобойня Муннова (12), частные оросительные предприятия (13), находившиеся в Дигмае, Самгаре, Сарытугае, Палассе, Hay, Худжанде. Сельская и городская беднота Худжанда взяла под свой контроль распределение воды. В пользу Союза бедноты в 1920г. была передана также частная мельница, находившаяся в селе Дигмай Гулякандозской волости (14).

Совнархоз Худжандского уезда взял на учет и национализировал также отдельные промышленные предприятия, принадлежавшие и неместным хозяевам, а именно: общество «Кавказ и Меркурий», кишечный завод «Емельянов и Сорокин».

Была национализирована торговля тканями кустарного производства и другие частные торговые точки. В сентябре 1918г. по решению Худжандского исполкома все кожевенное сырье, находившееся на складах и конторах Худжандского уезда, было объявлено национальной собственностью (15).

Созданные в то время Комиссии по взятию на учет нетрудовых хозяйств также вели активную деятельность и передавали их дальнейшую судьбу в распоряжение земельно-водного отдела. Так, в 1919г. Комиссией Костакозского волостного земельно-водного отдела было взято на учет нетрудовое хозяйство Абдуджабара Мухамеда Исаева. Его хозяйство имело 80 танапов земли, состояло из «живого инвентаря» - два быка, одна корова, один теленок, два осла, а из «мертвого инвентаря» - одна арба, два омача, две бороны, 8 кетменей; имелся и запас злаков. У Исаева работало 8 человек чейрекеров (издольщиков) и садовник. Комиссией хозяйство было признано нетрудовым, в связи с чем оно перешло в особое распоряжение волостного земельно-водного отдела (16).

У богатых и просто имущих людей конфисковывалось все: производственные предприятия разного рода, городские земли сельскохозяйственного значения, торговые помещения, дома, живой и мертвый инвентарь и др. В Худжанде за период 1918 -1930гг. были составлены сотни списков частновладельческих домов и торгово-складских помещений, подлежащих муниципализации, что означало конфискацию и национализацию их по принципам фактического изъятия.

Согласно советским законам, в список подлежащих муниципализации включались также торгово-складские помещения.

расположенные на базарах и площадях, то есть на участках земли общественного пользования, на которые у владельцев строений не было юридических прав или же эти люди принадлежали к нетрудовым элементам, чуждым Советской власти, как и помещики, ишаны, баи, крупные торговцы, ростовщики и царские чиновники.

11 февраля 1929г. Президиум Худжандского городского совета своим постановлением оформил муниципализацию всех торгово-складских помещений, принадлежавших 26 домовладельцам. В число попавших в этот список вошли: бывший миллионер Камильджан Алимджанов, у которого изъяли несколько домов, находившихся на берегу Сыр-Дарьи и Гузари Кози; владелец караван-сарая и торговых помещений, ростовщик Мирза Ахмед; бывший владелец хлопкового завода Алибаев; владелец торговых помещений и караван-сараев Камиль Бай и еще два десятка человек, дома которых к этому моменту частично сдавались в аренду за определенную плату государственным учреждениям (17). В том же году Худжандскому Окрисполкому согласно данным, представленным правительственной комиссией, было предложено рассмотреть вопрос об оформлении муниципализации в отношении ещё 10 домовладений в связи с наличием у их владельцев нескольких домов (18).

В том же году особая комиссия, назначенная Худжандским окрис-полкомом, составила список частных домов и торгово-складских помещений, подлежавших муниципализации по признакам фактического изъятия. В первый список было добавлено 338 разных заведений из числа чайхан, лавок, столовых, складов, парикмахерских и др., которые находились на базарах Чоршанбе и Панчшанбе, в махаллях города и принадлежали частным лицам. В другой список добавили 289 аналогичных помещений (19). Согласно правительственным указаниям, муниципализации не подлежали только кустари, ремесленники, торгующие продукцией собственного производства и бедняки в гузарных местностях, что могло бы противоречить проводимой советской властью политике ограждения интересов трудящихся (20).

Изъятые помещения и дома стали служить интересам государства. Их превращали в разные государственные учреждения, в общежития, в учебные заведения и др. Например, в 1933г. Исполнительное бюро Худжандского городского комитета постановило, что жилые помещения бывших баев и торговцев Джумабая Рахматбаева,

Ашура Джурабаева, Мулло Ахмет-Муллабаева, Табаева Азимбая, находившиеся в квартале Каландар-Хона, отводились под общежития для курсантов межрайонных курсов по подготовке рулевиков, трактористов и механиков (21).

Часть конфискованных жилых помещений отдавалась под жильё для приезжавших сюда специалистов неместной национальности, чаще всего русских (29).

Одновременно с помещениями байско-кулацкие хозяйства использовались их живой и мертвый инвентарь. Так, согласно приказу Худжандского горсовета от 17 октября 1931г. из всего конфискованного мелкого скота при раскулачивании байско-кулацких хозяйств в районах Северного Таджикистана, в Худжандском районе, в местности «Шуркуль» организовали молочную ферму (22).

Наравне с муниципализацией владений богатых людей Худжанда советской властью муниципализировались и религиозные учреждения. Было выявлено, что в начале XX века в Раззакской части города насчитывалось 115 мечетей, а в Калаинавской - 90 (3,32). Если объединить эти числа, получается, что в городе имелось 205 мечетей, и это при том, что в то время город состоял из 156 кварталов, а значит половина кварталов Худжанда имела по две мечети. По словам нашего респондента Джураева Абдуваххоба, одного из старейшин махалли Чорбог, прежде в данной махалле находилось две мечети, и каждая мечеть принадлежала определенным улицам (28).

Советское правительство и Коммунистическая партия всячески старались внедрять в сознание людей новую идеологию - марксистское мировоззрение, отрицая прежнюю мораль, нравственность, связанную в первую очередь с религией, на традициях которой были воспитаны многие поколения. Религиозные книги были объявлены мифами и отвергнуты даже как культурные и исторические памятники прошлого. Народ таким образом оказался отторгнутым от своей вековой культуры. Уничтожению подверглись и сами духовные учреждения, хотя это важнейшая часть культурного наследия. На их месте оборудовались советские культурно-просветительные учреждения, клубы, красные чайханы, читальни и др.Тем самым Советская власть ослабляла влияние духовенства на местное население, которое до этого свято чтило традиции своих предков, исполняло законы шариата.

В сентябре 1928 г. на состоявшемся собрании дехкан в кишлаке

Ява Худжандского района его участники решили закрыть и местную мечеть с медресе и оборудовать в этом помещении красную чайхану. Сами дехкане вложили материальные средства на открытие этого учреждения, и 1 октября состоялось открытие чайханы (1,413).

В 1933г. бывшие две мечети, находившиеся в махалле Бешкапа, в которых в прошлые годы уже помещались курсанты различных курсов, теперь закрепились за курсантами межрайонных курсов по подготовке рулевиков, трактористов и бригадных механиков (23).

В 1939-1940 гг. несколько мечетей города, находившихся на улицах Р.Люксембург, Осовиахим, Янгибазар, в тупике Чукурак, согласно постановлениям президиума Ленинабадского (с 1936 г. город Худжанд был переименован в Ленинабад) горсовета были переданы в распоряжение разного рода учреждений, а именно: областной конторе Глав мясо, школе № 16 для оборудования клуба и читальни, Ленинабадскому окрпромсоюзу под его помещение и под Театр юного зрителя (24).

Выше мы уже отметили, что приезжих русских в первое время размещали в конфискованных байских домах, но под жильё для приезжих отводились даже религиозные помещения. В 30-е годы мечеть Лаби Хавз, находившаяся в махалле Гузари Охун и мечеть, расположенная в махалле Кози лучакон, закрылись, и по распоряжению властей здесь стали жить приезжие, некоренное население Худжанда (30,31). Даже столетиями стоявшая мечеть, являвшаяся святым местом для предков и местного населения, с течением времени легко превращалась в обычную контору или базу для обработки пищевых продуктов. В письме Ленинабадской межрайонной семенной базы Госсортфонд от 15 мая 1940г., адресованном председателю горсовета г. Ленинабада, сохранился такой текст: «Госсортфонд вторично просит разрешения сломать мечеть по ул. Осовиахим, находящуюся в разваленном виде и подлежащую сносу. Последнее согласовано с горкомхозом и горжилсоюзом. Сломать её, перенести на пристройку при мечети по той же улице № 187, которую занимает Ленинабадский заготпункт госсортфонд. Последний будет вести заготовку сортового семенного зерна и хранить для выдачи на обменные семенные участки райсемхозов и колхозов по Ленинабадской области под урожай 1940-41 гг. Исходя из вышеизложенного, Госсортфонд гарантирует слом мечети и перестройку последней в

заготпункт. Все это Госсортфонд произведет без ущерба для государства и к улучшению с небольшой затратой средств положения горжилсоюза а также госсортфонда» (25).

Похоже сложилась судьба и других мечетей Худжанда. Поддавшись новой идеологии марксизма-ленинизма, люди перестали соблюдать и уважать каноны своей религии. Теперь в мечетях, медресе и других духовных учреждениях никто не нуждался. Теперь можно было их ломать и на их месте строить современные помещения для советских людей.

Все приведённые выше факты - результат реализации стратегии тогдашнего Советского государства по отношению к экономической и духовной элите таджиков, проводившейся беспощадно.

Помещики, баи, крупные торговцы, ишаны в одночасье оставались без ничего. По новым законам всё имущество богатых людей конфисковывалось в пользу государства и национализировалось. Советское государство делало все, чтобы ослабить влияние имущего класса на бедняков. Теперь имущий класс ставился ниже всего остального люда, у него отнималось всё вплоть до хозяйственного инвентаря. Они лишались даже права на участие в голосовании. В законе говорилось, что лица, использующие наемный труд для извлечения прибыли, торговцы, спекулянты, барышники, торговые посредники, перекупщики, ростовщики, владельцы и арендаторы предприятий промышленного типа, лица, живущие на неопределенные доходы, лишаются избирательных прав. Этим они стали ещё больше отчуждены от народа. Только в 1929 г. в городе в список лиц, лишившихся права участвовать в выборах, вошел 2841 чел.(26).

Но этими мерами Советская власть не ограничилась. Вскоре по отношению к богатым людям стали использоваться более жестокие меры репрессий. Бывшие баи, торговцы, ишаны и прочие раскулачивались и выселялись за пределы города и района в пустынные новоосваиваемые земли Симхоса (Дильварзин), Тагояк Науского района и в другие места. Бывали случаи, когда раскулаченных отправляли вообще в далекие чужие края, например, на Кавказ (29).

Что касается имущества этих людей, то оно переходило в распоряжение государственных органов. Так, в 1931г. по приказу Президиума Худжандского горсовета от 21 декабря 1931 года

имущество байско-кулацких хозяйств, чьи хозяева были высланы за пределы Худжандского района, распределилось следующим образом:

1. Сады и виноградники, строения байско-кулацких хозяйств, находившиеся в кишлаках, оставались в резервном фонде горсовета.

2. Все движимое имущество, а также строения, находившиеся в Худжанде, передавались в распоряжение Финансовой Секции (27).

С началом мероприятий по раскулачиванию и созданию первых колхозов в 1929 - 1930 гг. началось и освоение Дилварьзина. Основное население Дильварзинской степи в то время составляли раскулачиваемые и те, которых правительство и партия послало на руководящую работу. Они в основном поселились в русском поселке Сретенка и его округе.

До 1933 г. более чем 350 семейств из Худжанда были переселены в совхозы, поселки Симхос, Назарбой, Сретенка, Хос-Таккачи, Чанок, Тентак, Кушчи, Сартюз и др. Бекабадского района Ташкентской области.

Многие из наших бывших горожан в дальнейшем проявили себя как примерные и умелые земледельцы с большой жизненной практикой. Немалая их часть за свой труд и вклад в сельское хозяйство страны были награждены орденами и медалями, многие достигли высокого положения в обществе. Так, например, председатель совхоза «Назарбой» Урунбой Файзибоев, родом из села Гозиён, стал признанным мастером хлопководства, за что был награжден тремя медалями и несколько раз избран членом республиканских курултаев. А коммунист Мирзосаид Ахмадов из квартала Таги Тути Калон избирался на должности председателя райисполкома, первого секретаря райкома.был назначен наркомом совхозов Узбекистана.

Судьба тех, кто в своем городе преследовался и презирался, после миграции в Дильварзин изменилась к лучшему. Благодаря упорному труду они заслужили уважение у своего народа и правительства. В прошлом духовные лица Муллоахмад Муллобоев, Ходжи Абдусамад Ниёзов, землевладельцы Сайд Баротов, Мамаджон Ашрафбоев родом из Худжанда и его округи были изгнаны со своей родины, но вдали от нее становились видными агрономами, директорами совхозов, награждались орденами Ленина, Красного Знамени, Труда (7,150).

В ходе раскулачивания допускались и перегибы и без того тягостной официальной линии. Так, со слов нашего респондента Джураева Абдувахоба, семья его ближайшей родственницы из Румона была раскулачена и отправлена в Дильварзин только на том основании, что в их хозяйстве был бык (28). Это противоречило советским законам того времени, согласно которым хозяйства, имеющие не более одной головы «живого инвентаря», считались бедняцкими и раскулачиванию не подлежали, равно как и хозяйства, имевшие не более 1 га поливной и 2 га богарной земли (5,44).

Бывшие землевладельцы, духовенство, знатные люди поневоле оказались в местах, далеких от своего дома, от своих близких. Но несмотря на это, преодолевая тяжести разлуки с близкими, смогли показать себя с лучшей стороны в другом месте, в другой обстановке, с другими людьми. Это были именно те люди, которых государство и общество не смогли оценить про достоинству и которые могли бы быть полезными на своей малой родине. Признание пришло позднее, но оно досталось очень болезненно: такие повороты в судьбе легко не проходят.

Начавшееся в 1928-29 гг. ужесточение налогообложения на доходы, ввод подоходно-поимущественного налогообложения завершило вытеснение былой экономической и духовной таджикской элиты из Худжанда.

Объявленная Советской властью социализация общества могла бы осуществиться без отказа от гуманистических общечеловеческих ценностей, без тотальных оголтелых экспроприаций, без репрессий. Видимо, специалисты смогли бы просчитать, что такой подход был бы и экономически более плодотворным, а самое главное - это то, что не «разрывалась бы связь времён», прочно сохранялась бы этническая идентичность таджиков, имеющих древнейшие арийские исторические корни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Из истории культурного строительства в Таджикистане в 1924-1941 гг.: (Сборник документов и материалов) / отв. ред. В.А. Козачковский. В 2-х тт. - Т. 1. - Душанбе: Ирфон, 1966. - 672 с.

2.История Ленинабада (Научно-популярный очерк) / под ред.З.Ш. Раджабова и Г.Х. Хайдарова. - Душанбе: Ирфон, 1986. - 608 с.

3.Мирбабаев А.К. Историческое наследие Худжанда / А.К. Мирбабаев.

- Душанбе: Ирфон, 1995. - 160 с.

4.Очерк истории колхозного строительства в Таджикистане : (19171965гг.) / под ред. К.П. Марсакова. - Душанбе : Дониш,1968. - 434 с.

5.Сиполс О.В. Социально-экономические аспекты налогообложения населения в СССР в 20-е - 30-е годы XX столетия: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Москва, 2006. - 28 с.

6.Хайдаров Г X. Очерки истории социалистического строительства в Северном Таджикистане : (1917-1937)/ Г.Х. Хайдаров. - Душанбе: Ирфон, 1974. - 459 с.

7.Х,.П1арифов. Манзили ачдоди мо: Хучанд таи сесад сол / Шарифов X. - Хучанд, 2007. - 754 с.

Архивные документы

8.Государственный архив Согдийской области (далее ГАСО), ф. 370, оп. 2, д. 30, л. 84.

9.ГАСО, ф. 370, оп. 2, д. 30, л. 52.

10.ГАСО, ф. 370, оп. 2, д. 39, л. 52.

И.ГАСО, ф. 370, оп. 2, д. 30, л. 18, 19, 95.

12.ГАСО, ф. 370, оп. 2, д. 83, л. 21.

13.ГАСО, ф. 51, оп. 1, д. 83, л. 1.

14.ГАСО, ф. 51, оп. 1, д. 107, л. 18.

15.ГАСО, ф. 370, оп. 2, д. 9, л. 36.

16.ГАСО, ф.51, оп. 1, д. 65, л. 28.

17.ГАСО, ф.82, оп. 1, д.70, л.34,35.

18.ГАСО, ф.82, оп. 1, д.63, л. 30.

19.ГАСО, ф.82, оп. 1, д.63, л.18-29.

20.ГАСО, ф.82, оп. 1, д.63, л. 30.

21.ГАСО, ф. 82, оп. 4, д. 19, л. 174.

22.ГАСО, ф. 82, оп. 15, д. 3, л. 251.

23.ГАСО, ф. 82, оп. 4, д. 19, л. 174.

24.ГАСО,ф.82,оп.4,д.49,л.84,129;д.147,л.193,146,108.

25.ГАСО,ф. 82,оп.4, д. 147,л. 146.

26.ГАСО, ф.82, оп. 1, д.70, л.11.

27.ГАСО, ф.82, оп.15, д. 3 , л.218

Список респондентов

28. Джураев Абдувахоб (род. 1933г.) 29,Очилова Бисохиба (род. 1928г.) ЗО.Саидова Монат (род. 1925г.) 31Дадобоева Улмасой (род.1924г.)

Мероприятия Худжандского Совета по вытеснению из Худжанда и его округи имущего слоя общества в 30-е годы XX века

А. Пуматова

Ключевые слова: новейшая история таджикского народа, установление советской власти, национализация, конфискация, раскулачивание

Б статье рассматривается проблема вытеснения имущих людей города Худжанда и его округи в 30-е годы XX века, которая непосредственно была связана с постановлениями, принятыми Советской властью с целью очищения нового советского социалистического общества от чуждых для нее классов. Вследствие всех этих проведенных мероприятий, дальнейшая судьба людей, подверженных конфискации имущества, складывалась в большинстве случаев роковым образом. Многие из них были раскулачены и отправлены в отдаленные неосвоенные районы республики или же за ее пределы.

Arrangements of the Khujand Local Soviet (Council) Aimed at Superseding Men of Property from Khujand and its Vicinities in the 30-ies of the XX-th Century

A.Pulotova

Key words: the newest history of the Tajik people, establishment of Soviet power, nationalization, confiscation, dekulakiiation

The article dwells on the problem of supersedence of men of property from Khujand and its vicinities in the 30-ies of the XX-th century; that was immediately connected with the enactments adopted by the Soviet power being aimed at the cleaning of the new Soviet socialist society from the classes alien to it. Due to all these measures the further fate of the people whose property had been confiscated in most cases turned out unfavorably. Many of them were dekulakiied and exiled either to the remote areas of the republic or beyond its boundaries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.