Научная статья на тему 'Пространство культур через призму единства и многообразия: к итогам IV центральноазиатских чтений'

Пространство культур через призму единства и многообразия: к итогам IV центральноазиатских чтений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ТУВА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРА / ЕДИНСТВО / МНОГООБРАЗИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ТУВИНОВЕДЕНИЕ / CENTRAL ASIA / TUVA: SPATIAL DEVELOPMENT / CULTURE / UNITY / DIVERSITY / SOCIOCULTURAL APPROACH / TUVAN STUDIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Доржу Зоя Юрьевна, Попков Юрий Владимирович, Стороженко Алена Александровна

В статье обобщаются итоги Международной научно-практической конференции «IV Центральноазиатские исторические чтения: пространство культур через призму единства и многообразия», которая проходила с 20 по 23 сентября 2018 года в г. Кызыле (Республика Тыва) на базе Тувинского государственного университета. Целью конференции явились изучение и анализ с точки зрения социокультурного подхода результатов теоретических и эмпирических исследований особенностей социально-экономического, политического, этносоциального и этнокультурного развития отдельных локусов центральноазиатского макрорегиона в аспекте истории и современности. Центральное внимание на конференции было уделено проблемам развития Тувы, сопредельных регионов и населяющих их народов. Проблематика докладов задавалась тематикой четырех секций: «Этнотрансформационные процессы в Центральной Азии», «Социополитическое пространство Центральной Азии», «Историко-культурное пространство Центральной Азии», «Конфессиональное пространство Центральной Азии», а также Международного семинара «Этносоциальные процессы в Сибири: этнокультура и экономика» и круглого стола «Государственная национальная политика в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе». В обзоре отражены значимые идеи наиболее интересных докладов. Делается вывод о важном значении Центральноазиатских исторических чтений для тувиноведения, как в его научно-гуманитарном выражении, так и что касается его социальной миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Доржу Зоя Юрьевна, Попков Юрий Владимирович, Стороженко Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural spaces through the prism of unity and diversity: on the outcomes of 4th Central Asian readings

The article summarizes the outcomes of International research and practical conference “4th Readings in Central Asian history: Cultural spaces through the prism of unity and diversity”, which took place on September 20-23, 2018 at Tuvan State University, city of Kyzyl (Republic of Tyva, Russian Federation). The aim of the conference was to study and analyze, from the perspective of the sociocultural approach, the results of theoretical and empirical studies of the socio-economic, political, ethno-social and ethno-cultural development of the specific areas within the Central Asian macro-region in terms of history and modernity. The conference focused on the problems of development of Tuva, adjacent regions and their peoples. The conference papers were presented at 4 problem-focused sections: ‘Ethnotransformational processes in Central Asia’; ‘Socio-political spaces of Central Asia‘; ‘Historical and cultural spaces of Central Asia’; ‘Confessional spaces of Central Asia’, and also at the international seminar ‘Ethnosocial processes in Siberia: ethno-culture and economy’, and panel discussion ‘Ethnic policy of the state on the federal level and in the Siberian Federal region’. The review below reflects upon the most significant ideas advanced in the most interesting papers. The reviewers conclude that the Readings in Central Asian history have become an important event for Tuvan studies, both in its scholarly aspect and with regard to its social mission

Текст научной работы на тему «Пространство культур через призму единства и многообразия: к итогам IV центральноазиатских чтений»

www.nit.tuva.asia

№4

2018 Novye issledovaniia Tuvy

Научная жизнь

DOI: 10.25178/nit.2018.4.14

ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЕДИНСТВА И МНОГООБРАЗИЯ: К ИТОГАМ IV ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ ЧТЕНИЙ

Научная жизнь

CULTURAL SPACES THROUGH THE PRISM OF UNITY AND DIVERSITY: ON THE OUTCOMES OF 4th CENTRAL ASIAN READINGS

Зоя Ю. Доржу

Тувинский государственный университет, Российская Федерация,

Юрий В. Попков

Институт философии и права Сибирского

отделения Российской

академии наук, Российская Федерация,

Алена А. Стороженко

Тувинский государственный университет, Российская Федерация

В статье обобщаются итоги Международной научно-практической конференции «IV Центральноазиатские исторические чтения: пространство культур через призму единства и многообразия», которая проходила с 20 по 23 сентября 2018 года в г. Кызыле (Республика

Zoja U. Dorzhu

Tuvan State University, Russian Federation,

Yury V. Popkov

Institute of Philosophy and Law, Siberian branch, Russian Academy of Sciences,

Russian Federation,

Alena A. Storozhenko

Tuvan State University, Russian Federation

The article summarizes the outcomes of International research and practical conference "4th Readings in Central Asian history: Cultural spaces through the prism of unity and diversity", which took place

Доржу Зоя Юрьевна — доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой отечественной истории Тувинского государственного университета. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 5. Тел.: + 7 (394) 22218-89. Эл. адрес: zoyadorzhu@yandex.ru. ORCIDID: 0000-0002-6409-3248 Попков Юрий Владимирович — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук. Адрес: 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8. Тел.: +7 (383) 330-22-40. Эл. адрес: yuripopkov54@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1036-9253

Стороженко Алена Александровна — кандидат исторических наук, доцент, проректор по внеучебной работе и социальным вопросам Тувинского государственного университета. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 5. Тел.: + 7(394) 222-18-89. Эл. адрес: alstorozhenko@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-9986-8966

Dorzhu Zoia Yurievna, Doctor of History, Professor and Chair, Department of Russian Histiry, Tuvan State University. Postal address: 5 Lenin St., Kyzyl 667000, Russian Federation. Tel.: + 7 (394) 222-18-89. Email: zoyadorzhu@yandex.ru

Popkov Yuri Vladimirovich, Doctor of Philosophy, Professor and Chief Research Fellow, Institute of Philosophy and Law, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences. Postal address: 8 Nikolaev St., Novosibirsk, 630090, Russian Federation. Tel.: +7 (383) 330-22-40. Email: yuripopkov54@mail.ru

Storozhenko Akna Aleksandrovna, Candidate of History, Associate Professor and Vice Rector for Extracurricular Activities and Social Issues, Tuvan State University. — кандидат исторических наук, доцент, проректор по внеучеб-ной работе и социальным вопросам Тувинского государственного университета. Postal address: 5 Lenin St., Kyzyl 667000, Russian Federation. Tel.: + 7 (394) 222-18-89. Email: alstorozhenko@yandex.ru

Тыва) на базе Тувинского государственного университета. Целью конференции явились изучение и анализ с точки зрения социокультурного подхода результатов теоретических и эмпирических исследований особенностей социально-экономического, политического, этносоциального и этнокультурного развития отдельных локусов центральноазиатского макрорегиона в аспекте истории и современности.

Центральное внимание на конференции было уделено проблемам развития Тувы, сопредельных регионов и населяющих их народов. Проблематика докладов задавалась тематикой четырех секций: «Этнотрансформационные процессы в Центральной Азии», «Социополитическое пространство Центральной Азии», «Историко-культурное пространство Центральной Азии», «Конфессиональное пространство Центральной Азии», а также Международного семинара «Этносоциальные процессы в Сибири: этнокультура и экономика» и круглого стола «Государственная национальная политика в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе».

В обзоре отражены значимые идеи наиболее интересных докладов. Делается вывод о важном значении Центральноазиатских исторических чтений для тувиноведения, как в его научно-гуманитарном выражении, так и что касается его социальной миссии.

Ключевые слова: Центральная Азия; Тува; пространственное развитие; культура; единство; многообразие; социокультурный подход; тувино-ведение

on September 20-23, 2018 at Tuvan State University, city of Kyzyl (Republic of Tyva, Russian Federation). The aim of the conference was to study and analyze, from the perspective of the sociocultural approach, the results of theoretical and empirical studies of the socioeconomic, political, ethno-social and ethno-cultural development of the specific areas within the Central Asian macro-region in terms of history and modernity.

The conference focused on the problems of development of Tuva, adjacent regions and their peoples. The conference papers were presented at 4 problem-focused sections: 'Ethno-transformational processes in Central Asia'; 'Socio-political spaces of Central Asia'; 'Historical and cultural spaces of Central Asia'; 'Confessional spaces of Central Asia', and also at the international seminar 'Ethnosocial processes in Siberia: ethno-culture and economy', and panel discussion 'Ethnic policy of the state on the federal level and in the Siberian Federal region'.

The review below reflects upon the most significant ideas advanced in the most interesting papers. The reviewers conclude that the Readings in Central Asian history have become an important event for Tuvan studies, both in its scholarly aspect and with regard to its social mission

Keywords: Central Asia; Tuva: spatial development; culture; unity; diversity; sociocultural approach; Tuvan studies

Международная научно-практическая конференция «IV Центральноазиат-ские исторические чтения: пространство культур через призму единства и многообразия» проходила с 20 по 23 сентября 2018 года в г. Кызыле (Республика Тыва). Инициатором проведения и ведущим организатором мероприятия стал ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» при поддержке Правительства Тувы и организационном участии Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук.

Проведение конференции было поддержано грантом Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-09-20069Г).

В работе конференции приняли участие около 100 исследователей из Москвы, республик Хакасии, Тувы, Алтая, Бурятии, Саха (Якутии), Красноярского и Алтайского краев, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей. Они представляли различные учебные заведения, научные учреждения РАН и СО РАН.

www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy

В конференции также приняли участие зарубежные учёные из Казахстана, Монголии, Китая, Латвии, Украины, Японии. Качественный состав и широкое представительство участников позволили обеспечить высокий уровень и разносторонний характер докладов и публикаций.

Целью конференции явилось обобщение результатов теоретических и эмпирических исследований особенностей социально-экономического, политического, этносоциального и этнокультурного развития отдельных локусов цен-тральноазиатского макрорегиона в аспекте истории и современности. Основное внимание уделено проблемам развития Тувы, сопредельных регионов и населяющих их народов. Общим методологическим ориентиром в исследовательском поле конференции выступал социокультурный подход, представляющий собой теоретическое описание единства социальности и культуры в процессе дея-тельностной активности человека и понимаемый как рассматривающий общество в качестве ансамбля культур, а социокультурное — как социальное в его культурном разнообразии (Попков, Тюгашев, 2014, 2018: Электр. ресурс). Этот фокус был зафиксирован в названии, в основной проблематике чтений в этом году.

По сути, центральными на конференции были вопросы тувиноведения в межрегиональном и трансграничном контексте и в горизонте социокультурного подхода. Мы исходим из того, что тувиноведение «как область научного знания об истории Тувы, культуре населяющих ее народов» (Ламажаа, 2010: Электр. ресурс)

Фото 1. Группа участников пленарного заседания. Фото Эреса Монгуша, 2018 г. Photo 1. Plenary session participants. Photo by Eres Mongush, 2018.

не ограничивается исследованием собственно Тувы и тувинцев, а затрагивает более широкое проблемное поле, а именно, представляет собой комплекс научных знаний «о региональном сообществе кочевников центральной Азии, сосуществовании его с представителями земледельческой культуры, культуры староверов и др. (там же). В рамках настоящей конференции рассматриваются проблемы, относящиеся к гуманитарному разделу тувиноведения. Обсуждению естественно-научных вопросов тувиноведения посвящены в Туве другие научные форумы (см., например: Соян, Балакина, 2018: Электр. ресурс). Не менее значимым представляется связь представленных на конференции научных разработок с актуальными потребностями практики управления. В данном случае можно говорить о проявлении социальной миссии тувиноведения.

Настоящее мероприятие продолжает традиции прежних Центральноази-атских исторических чтений, которые проходили в Кызыле в 2012, 2013 и 2014 гг. (Центральноазиатские исторические чтения, 2012, 2013, 2014).

Важно отметить, что основополагающим научным мероприятием, из которого потом конституировались Центральноазиатские исторические чтения, являлся проведенный в Кызыле в 1998 г. международный семинар «Этносоциальные процессы в Сибири» (руководитель Ю. В. Попков). Его результаты были обобщены в одноименном тематическом сборнике (Этно-социальные процессы в Сибири, 2000). Следующий раз этот семинар проходил в Туве в 2014 г. в рамках III Центральноазиатских исторических чтений. Его материалы также опубликованы отдельным изданием (Этносоциальные процессы в Сибири, 2015).

Конференция стала международной площадкой для общения по заданной тематике историков, этнографов, антропологов, археологов, социологов, философов, религиоведов, политологов, культурологов, создав хорошие условия для обмена результатами творческих поисков и координации научных исследований на перспективу. Эта мысль прозвучала в приветствии участников от имени главы региона первого заместителя председателя правительства Республики Тыва, кандидата философских наук О. Натсак, которая подчеркнула, что Центральноазиатские исторические чтения с 2012 г. стали «серьезной международной площадкой для обсуждения многих вопросов взаимодействия стран, культур, народов Центральной Азии, России, Монголии, Китая и сопредельных с Тувой регионов России. Очень приятно отметить, что сюда прибыли представители крупных научных центров нашей страны, которым предстоит обсудить важные вопросы, поделиться своими исследованиями и выводами относительно макрорегионального развития, взаимодействия культур и межэтнического взаимодействия. Уверена, что эта площадка будет не только местом обмена научной информацией, но и налаживания дружественных отношений» (Антонов, 2018: Электр. ресурс).

В контексте необходимости укрепления межрегиональных связей как одного из условий улучшения благополучия Тувы и ее жителей была подчеркнута важность соглашения, заключенного в апреле 2018 г. на Красноярском экономическом форуме между главами Тувы, Красноярского края и Хакасии об экономической,

www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy

культурной и образовательной интеграции трех субъектов РФ — «Енисейская Сибирь». «Речь идет не только о субъектах Федерации, регионах, но и о народах, которые проживают на берегу великой реки Енисей, — подчеркнул в своем приветствии к участникам конференции профессор Николай Дроздов, директор Красноярского филиала университета Российской академии образования. Енисей начинается в Кызыле, — а значит, и начало "Енисейской Сибири", — которую мы хотим построить, именно здесь» (там же).

Научные дискуссии, запланированные в рамках конференции, проходили в рамках пленарного заседания, на 4-х тематических секциях, международном семинаре «Этносоциальные процессы в Сибири: этнокультура и экономика», круглом столе «Государственная национальная политика в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе» и круглом столе по проблемам современного старообрядчества, что соответствует приоритетным направлениям научных исследований по изучению исторического прошлого и настоящего обширного Центральноазиатского региона, включая Сибирь и Туву.

Дискуссию на пленарном заседании открыл своим докладом «Взаимосвязь этнокультуры и экономики в социальной динамике» Ю. В. Попков, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН, эксперт РАН (г. Новосибирск). Материал для доклада он готовил вместе со своим коллегой Е. А. Тюгашевым, кандидатом философских наук, доцентом Новосибирского государственного университета. Юрий Владимирович подчеркнул важную роль этнокультурного многообразия в обеспечении жизнеспособности социума и экономического развития. В силу местообитания в различных ландшафтах народы формируют особые хозяйственно-культурные типы и специфическую экономическую культуру, которая закрепляется в этническом капитале путем сохранения традиций и их адаптации к современным условиям в виде неотрадиций. Разумное использование этнического капитала выступает существенно значимым условием оптимизации экономического роста. Применительно к историческому опыту развития Тувы докладчик специально подчеркнул тот факт, что многоотраслевой характер традиционного хозяйства требовал от занятых в этих отраслях тувинцев особых и разнообразных умений и качеств: кочевой образ жизни — созерцательности и неспешности, охота — динамизма, земледелие и ремесло — кропотливости и тщательности. Таким образом, вариабельность, полиморфность традиционной культуры, на что далеко не всегда обращается внимание, выступает важным ресурсом для актуализации резервных, запасных путей этносоциального развития. В этом отношении следует подчеркнуть значимость получаемых в рамках тувиноведения научных знаний для практики управления при стратегическом планировании социально-экономического и социокультурного развития.

О. М. Хомушку, доктор философских наук, профессор, ректор Тувинского государственного университета выступила с докладом на тему «Влияние буддийской философии на формирование духовных ценностей тувинского общества». В нем она остановилась на воздействии буддийской философии на духовную культуру

тувинцев. Сделан вывод о том, что в Туве в результате прихода буддизма сложилась система буддийско-шаманско-тенгрианского синкретизма. Сам этот факт обусловлен типологическим сходством функциональных элементов различных форм религии. Докладчик положительно отвечает на вопрос, насколько буддизм востребован, насколько его парадигмы вписываются в жесткие рационалистические рамки мира «цифровых технологий», поскольку один из важнейших морально-этических постулатов буддизма — требование не совершать неправильные деяния, т. е. неправильные действия «тела, речи и ума» соответствуют современным «кодексам чести» как обычных людей, так и людей, занятых в сфере политики и бизнеса. Буддийские духовные ценности служат решению проблем реальной, материальной жизни посредством благотворного воздействия на внутренний мир человека, что весьма актуально для современного общества.

А. В. Костров, доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета в своем пленарном докладе «"Окно в мир": современный настенный мир старообрядцев часовенного согласия как отражение их мировоззрения» поделился результатами продолжавшегося на протяжении почти трех лет эмпирического полевого исследования. На первый взгляд необычная для тувиноведения тема выступления вызвала ряд вопросов у присутствующих по уточнению такого знакового для региона социокультурного феномена как старообрядчество. На самом деле, по убеждению Ч. К. Ламажаа, «представителей русского этноса в Туве уже необходимо рассматривать как объект тувиноведения» (Ламажаа, 2010: Электр. ресурс). В историческом контексте особая роль здесь принадлежит именно старообрадчеству.

Доклад А. И. Бураева, кандидата исторических наук, научного сотрудника Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН «Вопросы определения территориальных рамок в центральноазиатских исследованиях» закономерно привлек повышенное внимание предложенным подходом и вызвал множество вопросов. Как известно, территориальные границы Центральной Азии до настоящего времени достаточно точно не определены и почти каждый исследователь имеет свое собственное понимание и «географическое видение» этого региона. Кроме этого, существует понятие «историко-культурное пространство» Центральной Азии, характеризующее общность исторического и экономического развития, культурных особенностей населения, входящего в данный географический регион. Автор отметил, что по историко-культурному облику восточная часть региона отличается от западной, где с неолита процветало поливное земледелие, были развиты ремесло, торговля, оно отличалось сложным социальным составом населения. За ним в советской исторической науке закрепилось название «Средняя Азия». В восточной части Центральной Азии (Монголии, Внутренней Монголии в КНР), Южном Забайкалье, Туве существовало номадное скотоводство, определявшее формирование особой, кочевой, культуры. Причем, в зависимости от локальных географических и экологических особенностей отдельных регионов вырабатывались свои, максимально приспособленные к местным условиям способы ведения хозяйства.

www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy

Состоявшаяся конференция подтвердила продуктивность и ознаменовалась новыми результатами многолетнего сотрудничества Тувинского государственного университета и Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук (ИФПР СО РАН). В ее рамках состоялся ставший традиционным международный семинар «Этносоциальные процессы в Сибири», на котором сделан акцент на взаимовлиянии этнокультуры и экономики. Как отмечалось выше, по сути, с этого семинара 20 лет назад начинались Цен-тральноазиатские исторические чтения. В этот раз соруководителем семинара выступил Б. А. Донгак, кандидат экономических наук, директор Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Он сделал доклад «Этнокластеры как инструмент пространственного развития», в котором на примере Тувы показал возможности кластерной организации предпринимательства в развитии экономики под влиянием социокультурных особенностей в рамках этнического хозяйства с учетом социально-экономических критериев и этических норм предпринимательства. Подчеркнута важность в решении данной задачи объединенных усилий и взаимодействия научных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, центров коммерциализации технологий и учебных заведений. Соответствующие наработки могут быть использованы при разработке и корректировке целевых программ развития сельского хозяйства с преобладанием традиционных видов хозяйства с учетом кластерного подхода.

Активными участниками семинара стали новосибирские этносоциологи — сотрудники отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН. Так, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Е. А. Ерохина посвятила свой доклад теоретическим вопросам пространственного развития, в частности, его типологии и кумулятивным эффектам, а также обобщению результатов собственного полевого исследования проблем пространственного развития в Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Алтай. Это позволило выявить общее и особенное в постсоветской трансформации межэтнических сообществ данных регионов. Сделан вывод о том, что для преодоления негативных тенденций в современной социокультурной динамике необходимо переосмысление парадигмы регионального развития в терминах, которые имеют не только экономическое, но и этическое содержание. Младший научный сотрудник О. А. Персидская остановилась на анализе моделей интеграции урбанизированных межэтнических сообществ в процессе социокультурных трансформаций с акцентом на моделях, определяемых воздействием миграционных потоков. Сделан вывод о том, что гармонизация отношений в сообществах возможна через интенсификацию практик межэтнических взаимодействий. Кандидат философских наук, старший научный сотрудник С. А. Мадюкова на примере Республик Тыва и Алтай показала важную роль этнотуризма в экономическом и социокультурном развитии региона. В сравнительном ключе на основе анализа видового и событийного этнотуризма выявлены позитивные и негативные последствия его развития. С учетом в целом слабого использования в Туве этого богатого потенциального ресурса определены условия, при которых возможно

оживление данного направления деятельности. Сделан вывод о повышении популярности этнотуризма как значимой экономической детерминанте регионального развития. В то же время выделены важные для социокультурного регионального развития ценностно-этические трансформации этнического самосознания, выраженные в десакрализации и коммерциализации традиционной культуры. Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Д. В. Ушаков в рамках обсуждения актуальных вопросов трансграничного сотрудничества дал анализ потребностей Монголии в подготовке специалистов в учебных заведениях России. Этот факт следует активнее использовать, в том числе для того, чтобы через монгольских специалистов, получивших профессиональную подготовку в России, укреплять связи с дружественным соседним государством и восстанавливать во многом утраченное в 1990-х годах свое влияние здесь.

Активную дискуссию среди участников семинара вызвал доклад заведующего сектором прикладной политологии Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований С. С. Сади «Межконфессиональные и межэтнические отношения в Республике Тыва (на материалах социологических исследований)». Основная часть вопросов к нему касалась методического обеспечения данных исследований. Был сделан вывод, обращенный ко всем научным работникам, о необходимости повышенных требований к качеству и корректности методик при изучении столь тонких и сложных проблем, как межнациональные отношения и идентичность.

Руководитель семинара Ю. В. Попков, подводя его итоги, акцентировал внимание на структуре и содержании этносоциальных процессов и их роли в социокультурном развитии и формировании благоприятной атмосферы в региональных межэтнических сообществах.

На секционном заседании «Этнотрансформационные процессы в Центральной Азии», руководителями которого были Е. П. Мамышева, доктор исторических наук, доцент кафедры истории России Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова и А. О. Дыртык-оол, кандидат исторических наук, заведующая отделом истории Национального музея Республики Тыва, с докладами и презентациями выступили как отечественные ученые, так и представители зарубежных вузов и научных учреждений. В их числе исследователи Тувинского государственного университета, Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, Национального музея Республики Тыва, Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, Сибирского федерального университета, Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, Института философии и права СО РАН, Музея кочевой культуры, Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова, Калмыцкого научного центра РАН, Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (г. Якутск). Наряду с отечественными учеными материалы представили сотрудники Монгольского Национального Университета (Улан-Батор), Монгольского института языка и культуры и китайских Северо-Западного университета национальностей (Ланьчжоу) и Университета Внутренней Монголии (Хух-Хото).

www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy

Участниками секции рассмотрены результаты исследований процессов этногенеза, этнической истории, культуры народов Центральной Азии и сопредельных стран и регионов. Важная проблема затронута руководителем отдела социальных и правовых исследований ИФПР СО РАН, доктором педагогических наук М. А. Абрамовой — роль образования как вторичного института социализации, инкульту-рации и адаптации индивида в процессе гармонизации межэтнических взаимодействий. Особенности построения образовательной деятельности в современных условиях (открытость, динамичность, плюрализм) обусловливают актуальность построения процесса обучения на основах коммуникативной организации. Вследствие этого становится необходимым усиление гуманитарной составляющей и привлечения теории социальной коммуникаций для организации обучения.

Интересный аспект этнокультурного развития цатаанов — небольшой группы оленеводов в Северной Монголии — нашел отражение в выступлении Е. В. Айыжы, кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории и археологии ТувГУ. По ее мнению, комплексный характер идентичности позволил цаатанам сберечь социальное устройство, в котором модернизация слабо затрагивает традиционные модели хозяйствования и духовной жизни. Они сохраняют память о своем родстве и общем происхождении с тувинцами-тоджинцами, населяющими Тоджинскую котловину Республики Тыва. Отмечено, что общество цаатанов создает прочный идеологический и мировоззренческий фундамент, позволяющий существовать в сложных меняющихся условиях сегодняшней Монголии, одновременно включаясь в ее многонациональную общность и сохраняя свою культурную автономность.

Ученые Сибирского федерального университета Л. Ю. Анисимова, А. М. Сели-ваненко и М. Д. Северьянов проанализировали этнонациональную политику Советского государства в северных окраинах Приенисейской Сибири, где в 20-е гг. ХХ в. проживали представители девяти этносов, отметили особенности её становления и реализации в сферах административно-территориального устройства, права и др. В частности, исследователи отметили, что в 1920-1923 гг. политика в отношении этносов северных окраин была бессистемной, зачастую носила случайный и избирательный характер, что во многом было обусловлено конкретно-исторической ситуацией в стране и регионе: окончанием гражданской войны, разрухой, нарушением торгово-экономических связей на территории При-енисейской Сибири. В дальнейшем проводилась государственная национальная политика, направленная на государственно-правовое обустройство коренных народов северных окраин, их интеграцию и модернизацию традиционной жизнедеятельности, создание национально-территориальных образований.

Сотрудники Монгольского Национального университета Бадамдорж ДYгэр-жав и Шарав Сарантуяа представили опыт применения метода очеловеченных номинаций в монгольском языке. Исследователи установили, что с расширением мыслительных и познавательных возможностей человечества изменяются значения слов, которые соотносятся с познавательными возможностями, требованиями и критериями человечества, способами и формами мышления,

развитием мозга и сознания человека. Сравнивание человечеством разных предметов когнитивного мира имеет случайный характер, и люди сравнивают предметы с предметами-явлениями, процесс — с движением, свойства — с признаками на основе их сходства, причин, последствий, времени, отношений и расположения, изменяют значения слов и используют их в речи. В результате этого в лексическом составе языка появляются новые значения и номинации.

Сотрудник Калмыцкого научного центра РАН Е. В. Бембеев остановился на проблеме малоизученности современных монгольских языков и привел некоторые сведения об ордосцах и ордосском диалекте монгольского языка, а также о результатах современных исследований этого диалекта. Он отметил, что существуют различные мнения по поводу квалификации ордосского диалекта в системе монгольского языка. Среди говоров Внутренней Монголии обычно ссылаются на ордосский диалект как на самый известный в литературе и сохраняющий в «чистом» виде некоторые черты старописьменного монгольского языка. Языковая и демографическая ситуация в хошунах, где проживают ордосцы, является крайне сложной, что предопределяет актуальность подобных научных исследований.

Стоит отметить активное участие молодых ученых в научной программе форума. Так, аспирантка Тувинского государственного университета Л. А. Даш в своем выступлении рассмотрела семейно-бытовые занятия женщин в традиционной культуре тувинцев. Она подчеркнула, что анализ семейно-бытовых занятий позволяет увидеть положение женщин Тувы и особенности их разделения по социальному и правовому статусу, определить отношение в тувинском обществе к женщине, ее положение и степень ее свободы как в значительной степени бесправные.

Тематика второй секции — «Социополитическое пространство Центральной Азии», она прошла под руководством доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории России Гуманитарного института Сибирского Федерального Университета М. Д. Северьянова и кандидата исторических наук, декана исторического факультета Тувинского государственного университета Р. Ш. Харунова. Доклады и презентационные показы представили исследователи из Бурятского государственного университета, Иркутского государственного университета, Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Тувинского государственного университета, Сибирского федерального университета, Сибирского государственного университета геосистем и технологий, Монгольского Национального Университета, Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.

Участниками секции рассмотрены результаты исследований политических, социально-экономических процессов государств Центральной Азии и сибирских регионов, с акцентом на глобальном дискурсе. В ходе развернувшейся дискуссии участвовавшие в работе конференции директор Гуманитарного института

www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy

Сибирского федерального университета (Красноярск), кандидат исторических наук Д. Н. Гергилёв и его заместитель по научной работе, кандидат исторических наук Н. Р. Новосельцев выступили с предложением создать учебно-научный центр вузов Енисейской Сибири — СФУ, Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова и Тувинского государственного университета. Организация такого центра на базе СФУ позволит объединить научный, учебно-методический и материально-технический потенциал вузов, установить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество в сфере образования и науки.

Доктор исторических наук, профессор Хакасского государственного университета Н. Я. Артамонова в своем выступлении остановилась на особенностях процесса формирования нового типа взаимоотношений национальной интеллигенции и органов власти Хакасии в 1990-е гг. и начале ХХ1 в. и особо отметила активизацию деятельности национальной интеллигенции в этнополитических процессах, укрепление ее социальной и гражданской позиции. Докладчику удалось выявить ее роль в идейно-организационном формировании национальных общественно-политических организаций и влияние на судьбу хакасского народа.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Хакасского го-ударственного университета А. И. Дроздов проанализировал возможности применения клиометрики в изучении этномиграционных процессов, раскрыв ключевые понятия и принципы, на которых основывается данный подход. Был сделан вывод, что освоение инструментария клиометрики нуждается в дальнейшем совершенствовании. Закономерный интерес вызвал совместный доклад преподавателей кафедры социальной и этнической психологии Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, кандидата психологических наук, доцента А. И. Егоровой и кандидата психологических наук, доцента А. П. Макаровой. Они представили результаты исследования гендерных стереотипов чукчей с учетом своеобразной гендерной стратификации, иерархически организованной системы гендерных ролей, существовавшей втрадиционной культуре чукчей. В ходе исследования было обнаружено, что в целом женские стереотипы более положительные, чем мужские и это при том, что в культуре чукчей мужчины занимали более высокий социальный статус, чем женщины. Выяснилось, что чукчи проявляют большую нетерпимость по отношению к нарушению норм гражданской и личной морали по сравнению с русскими и якутами.

Доктор исторических наук, профессор кафедры правовых и социальных наук Сибирской государственной геодезической академии М. Н. Колоткин аргументированно и убедительно осветил в докладе образ Сибири как особого феномена, характеризующегося диалектическим единством глубочайших парадоксов и противоречий — интеллектуального конструкта в течение длительного исторического периода. Он попытался доказать, что сибирский регион является не только историко-географической или политико-административной реальностью, но и ментальной конструкцией с динамичными границами.

Старший преподаватель кафедры международных отношений Монгольского национального университета Дашдондог Нарантуяа затронула актуальную тему

влияния соседних стран на геополитическое положение Монголии в Центральной Азии, которая имеет возможность стать «мостом» развития не только между КНР и РФ, но и между Западом и Востоком. Исследовательница признает, что путем реализации проекта «Один пояс — один путь» Монголия может занять своё место в геополитике Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Важное значение, по ее мнению, имеет то, что Монголия лишена территориальных споров со странами Северо-Восточного региона, а всестороннее политически и экономически сотрудничает с Японией, Северной Кореей, Россией и Китаем.

Секционное заседание «Историко-культурное пространство Центральной Азии» под руководством доктора исторических наук, профессора, директора Красноярского филиала Университета Российской академии образования Н. И. Дроздова и доктора исторических наук, профессора, заведующей кафедрой Отечественной истории Тувинского государственного университета З. Ю. Дор-жу было насыщено интересными и содержательными выступлениями ученых Тувинского государственного университета, Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, Семипалатинского государственного университета им. Шакарима, Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, Кызылского колледжа искусств, Санкт-Петербургского государственного университета. Участниками секции рассмотрены результаты исследований социокультурных трансформаций, языковых и исторических процессов этносов Центральной Азии и сибирских регионов.

Начинающий исследователь, аспирант Тувинского государственного университета А. В. Алдын-оолов представил результаты культурологического исследования, рассмотрев профессиональную деятельность, факты биографии театрального режиссера, педагога, художественного руководителя тувинского театрального училища в 1940-1945 гг. И. Я. Исполнева. Студент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета И. Е. Тюгашев решился на анализ теории магистральных и локальных культур А. В. Головнева в контексте шумеро-аккадского опыта. При этом, последний интерпретируется как взаимодействие локальной культуры Шумера и магистральной культуры Аккада. На основе анализа результатов интерпретации И. Е. Тюшашев предложил относить типологию А. В. Головнёва к этнокультурам, дифференцировать адаптивные и адаптирующие подфункции этнокультур, выделять в макрорегионах мира социокультурные циклы со сменными магистральными культурами.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и археологии Тувинского государственного университета В. М. Дамдынчап представила результаты многолетних исследований в области обычного права тувинцев, заострив внимание на такой малоисследованной проблеме, как система наказаний. Примечательно то, что дискуссии вокруг дилеммы гуманизма и справедливости продолжаются, и сами критерии «человечности» остаются в состоянии диффузии. Это приобретает, по мнению ученого, особую актуальность в условиях, когда всерьез обсуждается идея о необходимости ужесточения наказания за скотокрадство и введения средневековых видов наказания — отрубания рук.

www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy

Доктор исторических наук, профессор Тувинского государственного университета З. Ю. Доржу на примере национального региона — Республики Тыва осветила историю развития женского движения. Она рассмотрела его истоки, основные этапы развития и современное состояние. Интересен ее вывод о том, что наблюдается зависимость различных направлений женского движения от исторических, культурно-национальных особенностей. В целом, движение женщин носит сегодня стихийный характер, добиваясь не коренного изменения положения женщины в обществе, а частичных решений по его улучшению.

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора истории и культуры Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований Н. М. Моллеров на основе анализа литературных и архивных источников выявил, что положение бакичан1 в Туве по политическим соображениям было шатким. В своем докладе он отметил, что их делили на подлежащих эвакуации в скором времени и временно оставленных для использования на различных работах. Абсолютное большинство бакичан были высланы в СССР. К началу 1930-х гг. в ТНР остались лишь те немногие, кто обзавелся семьей.

Кандидат исторических наук, доцент Тувинского государственного университета С. С. Ховалыг дала социокультурную характеристику тувинского чиновничества как особой социальной группы в исторической ретроспективе. Она заострила внимание на том, что чиновничество, будучи особой стратой социальной структуры общества, всегда занимало важное место в государственном и местном управлении. Старший преподаватель кафедры истории России Сибирского федерального университета А. В. Задорин проанализировал причины снижения рождаемости в Красноярском крае в 1960-1970-х гг. С критических позиций рассмотрен ряд тезисов красноярских историков-демографов, в частности трансформация института семьи за одно десятилетие — 1960-е гг., изменение роли женщины в семье и обществе как решающий фактор в репродуктивной сфере.

Доктор исторических наук, доцент Хакасского государственного университета Е. П. Мамышева обратила внимание на вопросы регулирования миграционных процессов, которые требуют более пристального внимания к себе. Справедливо было отмечено, что отсутствие механизмов контроля над потоком мигрантов может вызвать напряжение в отношениях между пришлым и коренным населением. И, напротив, разработка и проведение необходимых мер по отношению к тем и другим могут открыть возможности для создания комфортных условий жизнедеятельности представителей разных этносов. Исследовательница рассмотрела проведение в начале ХХ в. волостной реформы у минусинских

Т-1 «_» «_» _ ^ о ^

инородцев Енисейской губернии, в ходе которой был осуществлен переход на оседлость кочевых народов Сибири в XIX — начала XX в., что нанесло серьезный удар по традиционному укладу и жизненным интересам инородцев.

Целый блок выступлений был посвящен различным аспектам изучения как собственно археологических, так и смежных с ними сюжетов, что свидетельствует

1 Бакичане — сторонники генерал-лейтенанта Андрея Степановича Бакича (1878-1922), совершившего так называемый Урянхайский поход в 1922 г. из Монголии в Урянхай.

о повышении внимания исследовательского сообщества к данной проблематике, расширению исследовательского поля. Так, научный сотрудник сектора археологии и этнографии Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований А. И. Куулар рассмотрела примеры, характеризующие двоякое отношение тувинцев к изваяниям. Они могут вызывать суеверный страх, но в то же время их почитают и верят в их способность помогать людям. Результатом многолетних исследований стало выступление старшего преподавателя кафедры всеобщей истории и археологии Тувинского государственного университета Т. В. Люндуп, посвященное истории археологических исследований в период с 1961 по 1991 гг. За истекший период в ходе экспедиционных работ были получены значительные по объему материалы, принадлежащие к разным периодам прошлого. Отрадно, что выросла целая плеяда тувинских исследователей — М. Х. Маннай-оол, И. У. Самбу, В. Т. Монгуш, получивших знания и навыки от признанных специалистов — С. И. Вайнштейна, Л. Р. Кызласова, А. Д. Грача, С. Н. Астахова, А. М. Мандельштама и др. Кандидат исторических наук, заведующий сектором археологии и этнографии Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований, Л. Д. Чадамба в своем докладе обобщила и проанализировала итоги многолетних исследований археологической экспедиции Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории под руководством М. Х. Маннай-оола.

Секция конференции «Конфессиональное пространство Центральной Азии» стала площадкой, на которой был обобщен опыт российских и зарубежных исследователей по изучению конфессиональных процессов. Под председательством А. В. Пригарина, доктора исторических наук, профессора Одесского национального университета и М. П. Татаринцевой, кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника сектора истории и культуры Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований участниками этой тематической секции были представлены результаты российских и зарубежных исследований исторических практик и конфессиональной вариативности старообрядчества и других религиозных направлений Центральной Азии и сибирских регионов.

Данная секция была географически максимально представлена, поскольку основными докладчиками на ней стали ученые из разных регионов России и зарубежных стран. Среди них: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Институт этнологии и антропологии им. М. Маклая, Хакасский государственный университет им Н. Ф. Катанова, Вятский государственный университет, Томский государственный университет, Бурятский государственный университет, Институт буддологии, тибетологии и монголоведения СО РАН, Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова, Вудбурнский университет (Орегон, США), Институт староверия (Латвии), Иркутский государственный университет, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Европейский университет, Японское общество исследователей старообрядчества, Музей истории и культуры старообрядчества (г. Боровск). Стоит отметить, что

www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy

сотрудниками Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований и Тувинского государственного университета на протяжении ряда лет были организованы комплексные научные экспедиции в места компактного проживания старообрядцев Тувы и других регионов Сибирского федерального округа.

Конфессиональное пространство Центральной Азии представлено различными религиозными направлениями, определяющими научный дискурс. Так, профессор Хакасского государственного университета В. Н. Асочакова рассмотрела в своем докладе одно из направлений российской миграции — высылку последователей религиозных сект в Сибирь в XIX в. Исследовательница подробно охарактеризовала особенности реализации вероисповедной политики правительства Российской империи в таком сложном пограничном районе, населенном автохтонами, как Хакасско-Минусинский край. В итоге она пришла к важному выводу о том, что религиозная ссылка как разновидность вынужденной миграции практически не повлияла на религиозную картину сообщества Хакасско-Минусинского края в XIX веке, но внесла существенный вклад в процесс заселения и колонизации края, способствовала распространению земледельческой культуры, развитию нетрадиционных видов хозяйствования, строительных работ и ремесел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совместный доклад российских исследователей Е. В. Быковой (Киров), А. А. Сто-роженко (Кызыл) и украинского ученого А. А. Пригарина (Одесса) был посвящен анализу духовного наследия талантливого крестьянского писателя, известного нижнеенисейского наставника старообрядцев А. Г. Мурачёва. В ходе экспедиционных исследований коллегам удалось установить тесную связь А. Г. Мурачёва со скитами и старообрядческими поселениями на Енисее. Особо отмечено, что его активная деятельность по сохранению древнерусских устоев и книжности явилась продолжением традиции средневековых книжников. Исследователями подчеркнута роль духовного лидера в формировании старообрядческого центра часовенных в Сибири с литературными и художественными традициями, который в своей деятельности соединил писателя-сочинителя, каллиграфа-переписчика и мастера-переплетчика. Факторам усиления глобализационных явлений в Центральной Азии и, как следствие, вытеснением на периферию рефлексов традиционной культуры было уделено внимание в докладе бурятской исследовательницы Н. А. Дар-бановой. Основываясь на материалах диалектной речи семейских (забайкальских старообрядцев) — представителей русской субэтнической группы в Республике Бурятия, она рассмотрела проблему национальной, религиозной и культурной самоидентификации семейских в контексте оппозиции «свой — чужой» и парадоксальных представлений, реализованных в диалектной речи семейских и пришла к выводу о том, что именно фактор выделенности семейских способствует сохранности их как специфической группы русского народа, несмотря на «дрейф» идентичности.

Д. С. Рыговский, сотрудник Европейского университета, на примере так называемого «правила чашки» рассмотрел проблему контактов старообрядцев Алтая, Тувы и Горной Шории с иноконфессиональным окружением. Интересен и важен

вывод исследователя о том, что религиозный запрет на совместную трапезу с иноверцами не подразумевает автоматического отказа от контактов подобного рода и практики гостеприимства.

В выступлении Цутому Цукада, секретаря японского общества исследователей старообрядчества, был затронут малоизученный сюжет о сложностях положения старообрядцев часовенного и спасовского согласия в период коллективизации сельского хозяйства в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (КНР). Установлено, что в 1950-х гг. старообрядцы-кержаки в Синьцзяне сначала не желали участвовать в коллективизации, но китайское государство заставило их вступать в народные коммуны.

Насыщенная программа научного форума кроме традиционных секционных заседаний включала в себя также проведение тематических круглых столов. В работе круглого стола «Государственная национальная политика в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе», организованного Агентством по делам национальностей Республики Тыва (ведущий стола — директор агентства В. Н. Лапшакова), принял участие Глава Республики Ш. В. Кара-оол, что, несомненно, подчеркивает важность и практическую значимость данного мероприятия. Помимо государственных и муниципальных служащих Тувы, исследователей и руководителей общественных организаций в его работе приняли активное участие заместитель начальника управления общественных связей губернатора Красноярского края, кандидат исторических наук Р. Г. Рафиков, начальник управления губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям О. А. Куриленкова.

Глава региона рассказал о мерах, принимаемых Правительством Тувы для гармонизации межнациональных отношений в республике, для обеспечения равенства прав и свобод человека независимо от расы, национальной принадлежности, языка, отношения к религии и т. д. Он четко сформулировал основополагающие принципы, на которых базируется проведение национальной политики в регионе. Это очень тонкая материя. Здесь не должно быть политиканства. В частности, Ш. В. Кара-оол особо акцентировал вопрос о необходимости более продуманной кадровой политики, недопустимости формирования мононациональных трудовых коллективов. Здесь важны принципы интернационализма и социальной справедливости. Чтобы у каждого человека была возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Многонациональная республика как большая семья — мир и дружбу в ней надо постоянно подпитывать, причем, вполне реальными делами. Сами по себе они не возникают и не растут. Это всегда результат встречного движения и общих усилий. И еще о важном. Руководитель республики отметил, что всегда верил в наш интернационал, всегда его подчеркивал. Это не искусственная идеологическая конструкция. Он держится на конкретных людях, самых простых. Они живут по его законам, уважая, поддерживая и защищая друг друга, независимо от того, к какой нации и вере себя относят.

В своем выступлении Ю. В. Попков, прежде всего, поддержал установки Главы Тувы в проведении национальной политики — адекватные, глубоко продуманные

273

www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy

и прочувственные. Далее остановился на некоторых актуальных концептуальных вопросах государственной национальной политики, которые практически не фиксируются в политическом и научном дискурсе и в официальных док-тринальных документах. Объектом национальной политики целесообразно определять не только межэтнические отношения и конфликты, но и лежащие в их основе этносоциальные процессы, а межэтническое сообщество предлагается интерпретировать как элементарный эмпирический объект в исследовании и регулировании этих процессов. Развитие отдельных этнических групп представляет собой их взаимозависимое развитие в системе конкретных межэтнических сообществ, а необходимый уровень интеграции этого сообщества обеспечивается благодаря процессу интернационализации. Важным представляется выделение базовых региональных моделей национальной политики с учетом многообразия и особенностей субъектов РФ и определение для них регионально обусловленных ориентиров этой политики наряду с общестратегическими ориентирами. Автор также убежден, что обеспечить межэтническую интеграцию и единство российского общества может реализация нераздельности таких базисных принципов, как патриотизм и интернационализм. Принцип интернационализма ориентирует на позитивный диалог, сотрудничество и деятельное взаимодействие людей разных национальностей.

Р. Г. Рафиков поделился опытом реализации государственной национальной политики на примере Красноярского края, подчеркнув, что в наше время проблема межнациональных отношений — это проблема государственной безопасности. Чиновник, имеющий многолетний стаж работы в данной области, отметил, в част-

Фото 2. Участники круглого стола по проблемам национальной политики. Фото пресс-службы Правительства Республики Тыва. Photo 2. At the roundtable on ethnic policy. Photo courtesy Press Corps of the Cabinet of Ministers, Republic of Tuva, 2018.

ности, что при реализации национальной политики в регионах важно избегать ее слепого «калькирования», что является достаточно распространенной практикой. Важно учитывать особенности каждого региона. Говоря о социальной стабильности общества и необходимости удовлетворения актуальных этнокультурных потребностей разных народов как базисного основания гражданского единства, он далее акцентировал внимание на значении мегапроекта «Енисейская Сибирь» для решения данной задачи и гармонизации межнациональных отношений. О. А. Куриленкова поделилась опытом работы администрации Иркутской области по реализации государственной национальной политики в своем регионе (подробнее о работе круглого стола см.: В Туве обсудили ... , 2018: Электр. ресурс).

Другой круглый стол был посвящен рассмотрению вопросов конфессиональной практики старообрядчества в настоящее время. Было отмечено, что мероприятия, направленные на изучение старообрядчества, имеют целью сохранение и развитие русской культуры как общенационального достояния народов Российской Федерации, а также продвижения и популяризации ее ценностей в международном научно-образовательном и культурном пространстве. Осознание единства и целостности духовной культуры и истории нашло отражение в выступлениях участников конференции, позволило делиться мнениями, предлагать пути расширения межкультурного взаимодействия, целью которого выступает формирование человека, способного жить в многонациональном и поликонфессиональном пространстве и обладающего пониманием и уважением культур других народов, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Организаторы конференции поставили перед собой, помимо научной, также важную информационно-просветительскую задачу — познакомить иностранных и иногородних российских гостей форума с особенностями природного и культурного ландшафта Тувы, с достижениями республики в различных сферах жизни. Была создана благоприятная познавательная атмосфера: гости могли познакомиться с кухней кочевников, в том числе во время показа мастер-классов по приготовлению тувинских национальных блюд; восхитились мастерством участников молодежного фольклорного ансамбля «Дынгылдай» (рук. Чодураа Тумат), показавших игру на национальных инструментах и исполнивших тувинское горловое пение. Не менее ярким событием стало выступление уникального фольклорного ансамбля Центра традиционной русской культуры «Октай», исполнившего старообрядческие песнопения (рук. Надежда Пономарева).

Решению данной задачи способствовало также посещение участниками конференции традиционных поселений старообрядцев Эржей и Сизим Каа-Хемского кожууна, знакомство с этнокультурным центром «Алдын-Булак», где в оформлении юрт основной акцент сделан на интерьере — уникальных элементах народной культуры, за основу взяты элементы традиционного быта тувинцев и богатство скифского времени — предметов из курганного захоронения «Аржаан-1» и «Аржаан-2».

www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy

Научные результаты исторических чтений нашли отражение в опубликованном сборнике материалов с одноименным названием (IV Центральноазиат-ские исторические чтения, 2018). В него вошли почти 90 статей участников конференции, которые в комплексе составили объёмную картину осмысления существующих проблем и противоречий, а также эффективных механизмов соразвития конкретных регионов в общем поле межгосударственных, меж-цивилизационных, межкультурных и межэтнических взаимодействий Цен-тральноазиатского макрорегиона.

Работа конференции и ее итоги широко освещались в средствах массовой информации Тувы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

IV Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия (2018) : сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Кызыл, 20-23 сентября 2018 г.). Кызыл : Изд-во ТувГУ. 350 с.

Антонов В. (2018) Тонкая материя [Электронный ресурс] // Тувинская правда. 24 сентября. URL: http://tuvapravda.ru/?q=content/tonkaya-materiya (дата обращения: 15.10.2018).

В Туве обсудили вопросы реализации государственной национальной политики в Сибирском федеральном округе (2018) [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Тыва. 24.09.2018. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/society/37935/ (дата обращения 15.10.2018).

Ламажаа Ч.К. (2010) Тувиноведение: область знания и социальная миссия [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 4. URL: http://www.tuva.asia/journal/ issue_8/2542-lamazhaa.html (дата обращения: 03.10.2018).

Попков, Ю. В., Тюгашев, Е. А. (2014) Общество и культура в социологии П. А. Сорокина (у истоков концептуализации социокультурного подхода) // Наследие. № 2 (5). С. 37-48.

Попков, Ю. В., Тюгашев, Е. А. (2018) Экономическая культура тувинцев в горизонте социокультурного подхода [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/769 (дата обращения: 30.10.2018). DOI: 10.25178/nit.2018.2.2

Соян Ш. Ч., Балакина Г. Ф. (2018) II Международная научно-практическая конференция «Региональная экономика: технологии, экономика, экология и инфраструктура» (г. Кызыл, 18-20 октября 2017 г.) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/763 (дата обращения: 30.10.2018). DOI: 10.25178/nit.2018.1.15

Центральноазиатские исторические чтения (2012) / под ред. В. М. Дамдынчап, З. Ю. Доржу, А. А. Стороженко. Кызыл : РИО Тувинского государственного университета. 81 с.

II Центральноазиатские исторические чтения (2013) / под ред. В. М. Дамдынчап, З. Ю. Доржу, А. А. Стороженко. Кызыл : РИО Тувинского государственного университета. 142 с.

III Центральноазиатские исторические чтения (2014) / под ред. В. М. Дамдынчап, З. Ю. Доржу, А. А. Стороженко. Кызыл : РИО Тувинского государственного университета. 242 с.

Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник (2000) / под ред. Ю. В. Попкова. Новосибирск : Изд-во СО РАН. Вып. 3. 272 с.

Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник (2015) / отв. ред. Ю. В. Попков. Новосибирск : Изд-во СО РАН. Вып. 10. 231 с.

Дата поступления: 16.10.2018 г.

REFERENCES

IV Tsentral'noaziatskie istoricheskie chteniia. Prostranstvo kul'tur: cherez prizmu edinstva i mnogoobraziia [4th Readings in Central Asian history: Cultural spaces through the prism of unity and diversity] (2018) : Proceedings of the International scientific and practical conference (Kyzyl, September 20-23, 2018)]. Kyzyl, TuvGU Publ. 350 p. (In Russ.).

Antonov V. (2018) Tonkaia materiia [Subtle matter]. Tuvinskaia Pravda (newspaper), September 24 [online] Available at: http://tuvapravda.ru/?q=content/tonkaya-materiya (access date: 15.10.2018). (In Russ.).

V Tuve obsudili voprosy realizatsii gosudarstvennoi natsional'noi politiki v Sibirskom federal'nom okruge [Implementation of state national policy in the Siberian Federal district discussed in Tuva] (2018). Ofitsial'nyi portal Respubliki Tyva, September 24 [online] Available at: http://gov.tuva.ru/press_center/news/society/37935/ (access date: 15.10.2018). (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. (2010) Tuvinovedenie: oblast' znaniia i sotsial'naia missiia [Tuvan studies: a field of knowledge and a social mision]. The New Research of Tuva, no. 4 [online] Available at: http://www.tuva.asia/journal/issue_8/2542-lamazhaa.html (access date: 30.10.2018). (In Russ.).

Popkov, Iu. V. and Tiugashev, E. A. (2014) Obshchestvo i kul'tura v sotsiologii P. A. Soro-kina (u istokov kontseptualizatsii sotsiokul'turnogo podkhoda) [Society and culture in the sociology P. A. Sorokin: at the origins of conceptualizing of the socio-cultural approach)]. Nasledie, no. 2 (5), pp. 37-48. (In Russ.).

Popkov, Iu. V. and Tiugashev, E. A. (2018) Ekonomicheskaia kul'tura tuvintsev v gorizonte sotsiokul'turnogo podkhoda [Economic culture of the Tuvans within the scope of the socio-cultural approach]. The New Research of Tuva, no. 2 [online] Available at: https://nit.tuva. asia/nit/article/view/769 (access date: 30.10.2018). DOI: 10.25178/nit.2018.2.2 (In Russ.).

Soian Sh. Ch. and Balakina G. F. (2018) II Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia kon-ferentsiia «Regional'naia ekonomika: tekhnologii, ekonomika, ekologiia i infrastruktura» (g. Kyzyl, 18-20 oktiabria 2017 g.) [II International research conference «Regional economy: technologies, economy, ecology and infrastructure» (Kyzyl, Oct 18-20, 2017.)]. The New Research of Tuva, no. 1 [online] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/763 (access date: 30.10.2018). DOI: 10.25178/nit.2018.1.15 (In Russ.).

Tsentral'noaziatskie istoricheskie chteniia [Readings in Central Asian history] (2012) / ed. by V. M. Damdynchap, Z. Iu. Dorzhu and A. A. Storozhenko. Kyzyl, RIO Tuvinskogo gosudarst-vennogo universiteta. 81 p. (In Russ.).

www.nit.tuva.asia №4 2018 Novye issledovaniia Tuvy

II Tsentral'noaziatskie istoricheskie chteniia [2nd Readings in Central Asian history] (2013) / ed. by V. M. Damdynchap, Z. Yu. Dorzhu and A. A. Storozhenko. Kyzyl, RIO Tuvinskogo gosu-darstvennogo universiteta. 142 p. (In Russ.).

III Tsentral'noaziatskie istoricheskie chteniia [3rd Readings in Central Asian history] (2014) / ed. by V. M. Damdynchap, Z. Yu. Dorzhu and A. A. Storozhenko. Kyzyl, RIO Tuvinskogo gosu-darstvennogo universiteta. 242 p. (In Russ.).

Etnosotsial'nye protsessy v Sibiri [Ethnosocial processes in Siberia] (2000) : a case collection / ed. by Yu. V. Popkov. Novosibirsk, SO RAN Publ. Vol. 3. 272 p. (In Russ.).

Etnosotsial'nye protsessy v Sibiri [Ethnosocial processes in Siberia] (2015) : a case collection / ed. by Yu. V. Popkov. Novosibirsk, SO RAN Publ. Vol. 10. 231 p. (In Russ.).

Submission date: 16.10.2018.

Для цитирования:

Доржу З. Ю., Попков Ю. В., Стороженко А. А. Пространство культур через призму единства и многообразия: к итогам IV Центральноазиатских чтений [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2018, № 4. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/ view/817 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.25178/nit.2018.4.14

For citation:

Dorzhu Z. Yu., Popkov Yu. V., Storozhenko A. A. Cultural spaces through the prism of unity and diversity: on the outcomes of 4th Central Asian readings. The New Research of Tuva, 2018, no. 4 [on-line] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/817 (accessed:...). DOI: 10.25178/nit.2018.4.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.