ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 378.184:005
МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ
© А. В. НАЗАРОВА Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
кафедра менеджмента e-mail: [email protected]
Назарова А. В. - Менеджмент в профсоюзной организации студентов: проблемы становления // Известия
ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 436-440. - В условиях модернизации системы российского образования развитие студенческого самоуправления может быть отнесено к высокому рангу значимости в воспитании и подготовке будущих специалистов. Социальное развитие личности будущего специалиста и руководителя невозможно вне студенческого коллектива. А наиболее распространенным органом студенческого самоуправления в высших учебных заведениях являются профсоюзные организации студентов, работа которых зависит от правильного управления, направленного на развитие. Рассмотрены особенности управления профсоюзной организацией студентов.
Ключевые слова: профсоюзная организация, система управления, развитие управления организацией.
Nazarovа A. V. - Management in a students trade union organization: formation problems // Izv. Penz. gos. peda-gog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. Р. 436-440. - In the conditions of modernization of the Russian educational system the development of the students’ self-management can be ranked high in education and training the future experts. Social development of the personal features of the future expert and the leader is impossible outside the students’ collective. And the most widespread body of students’ self-management in higher educational establishments are trade union organizations of the students whose work depends on proper management aimed at development. The article touches upon the features of management in the trade-union organization of students.
Keywords: the trade-union organization, a control system, development of management by the organization.
В рамках научного исследования перед нами стоит задача разработать и обосновать систему и механизмы управления профсоюзной организацией студентов в высшем учебном заведении. Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: исследовать основные теоретические и методологические основы управления в студенческих профсоюзных организациях; провести исследование по проблеме эффективного управления профсоюзной организацией студентов в высшем учебном заведении; дать оценку управления профсоюзной организацией студентов; разработать модель системы и механизмов управления студенческой профсоюзной организацией; предложить практические рекомендации по совершенствованию процесса управления профсоюзной организацией студентов в высшем учебном заведении.
Объектом нашего исследования являются руководители и активисты профсоюзных организаций, и студенты высших учебных заведений.
Предмет исследования: концепция работы и управления профсоюзной организацией студентов.
В ходе анализа состояния проблемы управления профсоюзными организациями студентов использованы следующие методы исследования: методы системного, ситуационного и процессного подходов, методы логического анализа и синтеза, аналогий, обобщения, абстрагирования, ранжирования и моделирования, социологических исследований: анализ документов, анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок и др.
Чтобы рассматривать состояние проблемы управления профсоюзной организацией студентов высшего учебного заведения обратимся немного к истории, ведь профсоюзные организации студентов существуют недавно.
Студенческие объединения в высших учебных заведениях стали появляться еще с конца 19 века, но лишь в ноябре 1989 года состоялся Студенческий форум СССР, на котором было создано первое в истории страны студенческое профсоюзное объединение -Ассоциация профсоюзных организаций студентов СССР. А в декабре 1991 года была создана Россий-
ская ассоциация профсоюзных организаций студентов (РАПОС) [10].
С конца 80-х - начала 90-х гг. прошлого века в нашей стране происходят существенные политические, социальные и экономические преобразования. Рыночные условия заставляют профсоюзы иначе посмотреть на приоритетные цели своей деятельности, оценить эффективность способов их достижения по сравнению с советским периодом, когда профсоюзы были фактически встроены в государственную систему социальноэкономического регулирования [9, с. 11].
В. П. Чижик считает, что, несмотря на наличие соответствующих прав и высокий уровень членства, они, как правило, не оказывают регулирующего воздействия на социально-трудовые отношения в российских организациях. Причиной этого является не только несформированность всей системы социальнотрудовых отношений и ее субъектов в России, но и неэффективная организация деятельности самих профсоюзов. Несоответствие применяемых профсоюзами форм и методов осуществления деятельности современным условиям хозяйствования ведет к углублению кризиса профсоюзного движения в России [12].
По мнению В. И. Башмакова, актуальная для профсоюзов проблема, тормозящая процесс превращения их в эффективный институт регулирования социально-трудовых отношений, состоит в недостаточной подготовленности профсоюзных лидеров и функционеров к работе в новых условиях. Уровень компетентности профработников и лидеров не вполне отвечает сложности и динамике происходящих в обществе процессов. Ощущается недостаток знаний, связанных со спецификой и конкретным содержанием профсоюзной работы, и практических умений решать задачи в рамках своих полномочий. невысок и уровень самооценки профсоюзными лидерами своих знаний и умений в сфере профсоюзной деятельности [2, с. 51-52].
Профсоюзная работа в высшем учебном заведении имеет ряд особенностей, традиций и правил, без знания которых невозможно эффективно организовать систему социальной защиты студентов - членов Профсоюза, решать текущие задачи и двигаться к достижению перспективных целей. Руководителей многих студенческих профсоюзных организаций, в силу отсутствия менеджерских знаний и навыков, не всегда имеют возможность получить ответы на простейшие вопросы, возникающие в повседневной практике: как составить реальный план работы профсоюзной организации, организовать системное обучение профсоюзного актива, провести переговоры с администрацией учебного заведения, подготовить проект соглашения.
Сейчас профсоюзная организация студентов - это не просто организация, которая отстаивает права своих членов, это объединение, занимающееся также вопросами развития личности во время обучения в учебном заведении. и для того, чтобы отвечать современным требованиям, профсоюзный работник должен задумываться об эффективном управлении организацией и ее развитии. Он должен обладать организационно-управленческой компетентностью,
знаниями основ социальной психологии, конфликтологии, права, политологии, экономики, финансовой политики и др. Работа с людьми требует от руководителя, профсоюзных работников и активистов постоянного самосовершенствования, систематического повышения общеобразовательного и культурного уровня, для чего необходимо овладеть приемами и методами социальных технологий, основ персонального менеджмента.
Профсоюзы как одна из организационно-правовых форм общественных объединений в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» являются «добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Закон отмечает, что профсоюзы являются самостоятельными в организационном отношении, ибо всю свою деятельность строят на основе «сообща принятых» собственных уставов и постановлений своих руководящих органов [9, с. 39].
управление профсоюзной организацией отличается от управления коммерческой фирмой. Профсоюз - это социальная сфера. В свою очередь, социальная сфера - это вид деятельности, предметом которой являются человек и его потребности.
Целью социальной деятельности являются:
- охрана жизни и здоровья людей;
- обеспечение и поддержание их жилищных условий на достойном уровне;
- предоставление равных возможностей для получения образования и трудоустройства;
- обеспечение справедливых условий оплаты труда (получение стипендий);
- привлечение внимания к современным средствам социокультурного развития и многое другое.
Разрешение социальных проблем реализуется за счет социально-трудовой политики, заключающейся в разработке решений, связанных с самим человеком, его статусом в обществе, предоставлением ему определенных социальных гарантий, учитывающих особенности различных групп и слоев населения. Важными характеристиками социальной политики являются обоснованность (расчетное обеспечение целей необходимыми ресурсами), реалистичность (ориентация на решение наиболее значимых социальных проблем), конкретизация (социально-экономическое планирование) и результативность [6].
В исследованиях К. М. Магомедова сказано, рост результативности текущей деятельности, перспективного и стратегического развития некоммерческих организаций в социальной сфере возможны на основе принятия действенных управленческих решений, определяющих целенаправленное в экономическом и социальном отношениях результативное развитие конкретных некоммерческих социально-экономических систем [7].
Ещё в прошлом столетии некоммерческие организации, в нашем случае это и такие общественные объединения как профсоюзные организации студен-
тов, воспринимали слово «менеджмент» или «управление» чуть ли не как ругательство. «Менеджмент» ассоциировался с бизнесом, тогда как члены некоммерческих организаций гордились своей непричастностью к торгашеству и независимостью от таких «низменных материй», как прибыль. Сейчас большинство уже усвоило, что для некоммерческих организаций твердое следование принципам управления, возможно, даже важнее, чем для бизнес-предприятий, поскольку людей, работающих без оглядки на «конечный результат», сложнее организовать. Разумеется, некоммерческие организации стремятся «преуспеть». но они не могут не понимать, что добрые намерения не заменят собой организацию, принципы лидерства и ответственности, эффективную работу и высокие результаты. Для всего этого необходим современный менеджмент [4, с. 62-63].
Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части проблем может быть не по силам, как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как один из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организацией. Ее изучение и совершенствование - постоянная задача руководителя.
Понятие системы предполагает упорядоченность, целостность, наличие определенных закономерностей. Существует несколько десятков определений этого понятия.
Этимологически слово «система» есть греческий эквивалент латинского «композиция». В переводе с греч. (аоотща) система - это целое, составленное из частей; соединение; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В работах Р. Акоффа [1, с.64] система рассматривается как целое, определяемое одной или несколькими основными функциями. Под функцией Р. Акофф понимает роль, предназначение, «миссию» системы. Система, по его мнению, состоит из существенных частей, без которых она не может выполнять свои функции. другими словами, система является целым, которое нельзя разделить на независимые части.
для того чтобы существовать и поддерживать внутренний и внешний баланс система нуждается в управлении.
управлением называют процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта. Также, некоторые ученые определяют управление как процесс, ориентированный на достижение определенных целей. Под системами управления Мухин В. И. подразумевает такие системы, которые обеспечивают процессы управления [8, с. 9].
Таким образом, управление представляет собой процесс, а система управления механизм, который обеспечивает этот процесс.
Что касается развития управления организацией, то оно является частью общего поступательного движения общества. Поэтому независимо от того, какую роль играет управление на том или ином этапе или же в тех или иных социально-экономических условиях, его преобразование всегда задается общим направлением развития общества. Развитие управления - это не разовые преобразования управления с целью достижения «наилучшего» (а потом и извечного) состояния управления, а непрекращающийся во времени процесс.
Естественно, из данного положения не следует, что развитие управления происходит постоянно и непрерывно. Развитие управления идет скачкообразно. Поэтому, хотя развитие управления и является объективно обусловленным процессом, осуществляется оно преимущественно путем сознательных и целенаправленных преобразований системы управления организацией [3, с. 46].
Развитие управления организацией - процесс управляемый. Сама система управления организацией - управляемая подсистема. Она предоставляет сведения о вариантах анализа ситуации для руководителя, определении ценностей и интересов организации, оценке способностей, социокультурных факторов. Таким образом, мы выдвигаем гипотезу, что система управления профсоюзной организации студентов должна способствовать повышению эффективности развития профсоюзных организаций студентов и непосредственное удовлетворение потребностей ее членов.
Руководство организацией должно сформулировать оперативные и стратегические задачи управления, наметить пути их реализации и развития организации.
На рисунке 1 предложены направления развития управления профсоюзной организацией студентов.
управление профсоюзной организацией студентов можно представить в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. дальнейшее исследование будет строиться на основе анализа деятельности профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений, представленных направлений развития, их анализа и разработки модели системы управления профсоюзной организацией студентов.
Элементами такой системы, прежде всего, должны выступать: процессы, наличие цели, общая модель, объект и субъект управления, принципы управления, функции управления, методы воздействия на процессы, средства воздействия [11, с. 72].
Профсоюзы страны достойно выдерживают испытание кризисом, при этом он выявляет и слабые звенья работы. Зачастую на местах сказывается недостаток активной позиции, напористости и боевитости, а иногда и информированности. От того, насколько сильна профсоюзная организация студентов, насколько правильно организует свою деятель-
ность, насколько принципиально и грамотно профком отстаивает интересы членов профсоюза, зависят судьбы конкретных людей. Защита членов профсоюза, контроль за соблюдением законодательства, вот главные цели и основные задачи первичной профсоюзной организации. При этом они остались единственной организацией, которая действует как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне трудовых и студенческих коллективов. В настоящее время только профсоюзы имеют свои первичные организации на большинстве предприятий, во многих учреждениях и организациях [5].
Студенческий профсоюз идёт в ногу со временем. Традиционно основная функция профессиональ-
ных союзов состоит в защите прав и интересов своих членов, но сегодня деятельность организации вышла далеко за пределы перечисленных выше функций. Студенческая среда заключает в себе огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, готовности к социально активной позитивной деятельности, которая нуждается в системном управлении и проблема становления эффективного менеджмента в профсоюзной организации студентов становиться весьма весомой. Анализ деятельности, управления и развития профсоюзных организаций студентов в высших учебных заведениях, результаты социологических исследований подтверждают актуальность выбранного направления исследования.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ
К
—N — В сфере реализации миссии профсоюзной организации
—J В сфере развития профсоюзных кадров
|-Ц !/ В области развития межвузовского сотрудничества в рамках проф. движения
\ Ч/ В области повышения уровня обеспечения здоровых и безопасных условий обучения студентов в университете V У
]\ 1—\ Щ |-Ц ' В области информационного обеспечения деятельности профсоюзной организации
В области социальных гарантий и социальной защиты студентов
В сфере развития внутрисоюзной структуры профсоюзной организации
—|/ В сфере гос. гарантий высшего образования и развития социального партнерства
3 В области повышения мотивации профсоюзного членства
3 1 В области совершенствования финансовой политики профсоюзной организации
г
Рис. 1. Направления развития управления профсоюзной организацией студентов
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акофф Р. О менеджменте. - СПб: Издательство «Питер», 2002. 448 с.
2. Башмаков В. И. Профсоюзы как институт регуляции социально-трудовых отношений. Автореферат дисс. ... докт. социол. наук. Москва, 2001. 54 с.
3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономиста, 2006. 670 с.
4. Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2006. 432 с.
5. Козина И. М. Российские профсоюзы: трансформация отношений внутри традиционной структуры // Экономическая социология. Электронный журнал. 2002. Т. 3. № 5.
6. Коршунова Н. Е., Шатаева О. В. Менеджмент в социальной сфере // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 6.
7. Магомедов М. К. Управление развитием некоммерческих организаций социальной сферы. дисс. . канд. экон. наук. Санкт-Петербург. 2003. 155 с.
8. Мухин В. И. Исследование систем управления. М.: Издательство «Экзамен». 2003. 384 с.
9. Организация профсоюзной работы: настольная книга профработника и активиста / Под ред. О. В. Нетереб-ского. М.: Издательство АТиСО. 2005. 520 с.
10. Потапов В. Профсоюзы и студенчество: история и современность [Электронный ресурс]. Бюллетень РАПОС. Ч. I (история), 2010. Режим доступа: www. rapos.ru
11. Управление высшим учебным заведением / Под ред.
С. Д. Резника, В. М. Филиппова. М.: ИНФРА-М. 2010. 750 с.
12. Чижик В. П. Профсоюз как субъект регулирования социально-трудовых отношений в организации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Омск, 2007. 228 с.