ПЕДАГОГИКА
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Р01: 10.25586/RNU.HET.20.02.P.11 УДК 378.1
С.Н. Горбушина, А.Ф. Сафина,
Уфимский государственный авиационный технический университет
Менеджмент качества профессиональной подготовки студентов на современном этапе
Современный этап развития высшего образования отличает активный поиск новых подходов, принципов и инструментов повышения качества профессиональной подготовки студентов.
Педагогическим сообществом осмыслена потребность системного решения этой задачи, в частности, с использованием такого инструмента, как стандарты ИСО серии 9000 в области систем менеджмента качества (СМК). Примечательно, что выход в свет каждой новой версии стандартов определяет очередной этап развития менеджмента в области качества.
Первый этап связан с утверждением стандарта ISO 9001:2000 и его аутентичного перевода в России: ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». Процессный подход и основные принципы построения
системы менеджмента качества в его изложении были использованы для организации системной работы в области качества многими вузами страны. Назовем только Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Уральский государственный педагогический университет, Казанский федеральный университет, Уфимский государственный авиационный технический университет.
Второй этап(2008-2014 годы) ознаменован выходом стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008). В его содержание были внесены изменения, обусловленные потребностью организаций интегрировать различные объекты стандартизации (менеджмент качества, систе-
му экологического менеджмента, охрану труда и безопасности и др.), конкретизировать документы и записи СМК, управлять компетентностью персонала, инфраструктурой. Этот этап характеризовался разработкой и внедрением инновационных практик улучшения качества на основе концепции «Бережливое производство», менеджмента проектов и др.
Третий этап, начало которому было положено в 2015 году, связан с появлением стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Эту версию стандарта отличают существенные изменения методологического характера: процессный подход рассматривается через призму риск-ориентированного мышления и оценки факторов среды, которые могут привести к отклонению от планируемых результатов. Управление рисками и возможно-
Уфимский государственный авиационный технический университет
© Горбушина С.Н., Сафина А.Ф., 2020
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ГОРБУШИНА
доктор педагогических наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, системы менеджмента качества в образовании. Автор 122 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
АЛЬФИЯ ФИРДАВИСОВНА САФИНА
старший преподаватель Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, системы менеджмента качества в образовании, статистические методы контроля и управления качеством продукции и процессов. Автор 27 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
Характеризуются этапы разработки системы менеджмента качества в зависимости от редакции стандартов ИСО серии 9000. Раскрыт педагогический смысл принципов системы менеджмента качества для высшей школы в связи с выходом стандарта ISO 9001:2015. Показаны значения риск-ориентированного, компетентностного, практи-ко-ориентированного и студентоцентрированного подходов применительно к качеству профессиональной подготовки студентов при разработке и утверждении федеральных государственных стандартов высшего образования версии 3++.
Ключевые слова: менеджмент качества, международные стандарты ИСО серии 9000, принципы педагогического менеджмента в области качества, компетентностный, прак-тико-ориентированный и студентоцентрированный подходы.
The stages of the development of a quality management system are characterized depending on the revision of ISO 9000 series standards. The pedagogical meaning of the principles of a quality management system for higher education in connection with the release of ISO 9001: 2015 is disclosed. The values of risk-based, competency-based, practice-oriented and student-centered approaches are shown in relation to the quality of professional training of students in the development and approval of federal state higher education standards version 3 ++.
Key words: quality management, international standards ISO 9000 series, principles of pedagogical management in the field of quality, competency-based, practice-oriented and student-centered approaches.
стями процессов в системе менеджмента качества в целом становится важным инструментом для минимизации негативного воздействия этих факторов.
В стандарте раскрывается содержание новых понятий: «среда (контекст) организации», «документированная информация», «заинтересованные стороны» и др. Определяются требования к системе менеджмента качества относительно планирования изменений, управления знаниями и компетентностью персонала. Согласно циклу Шухарта - Деминга «планируй-де-лай-контролируй-улучшай» унифицирована структура стандарта, что облегчает его интеграцию с другими международными стандартами.
С выходом новой версии возникла потребность в критическом осмыслении инноваций менеджмента качества применительно к системе
высшего образования, что определило цель настоящей публикации.
Рассмотрим международные принципы построения системы менеджмента качества через призму организации системной работы в этой сфере высших учебных заведений (табл.).
Все принципы разработки системы менеджмента качества взаимосвязаны и должны рассматриваться как единое целое без выделения наиболее важного и при соблюдении правильного баланса их применения [1]. Вместе с тем в числе первых - принцип ориентации на потребителей. Это обусловлено тем, что устойчивый успех любой организации достигается при условии, если она завоевывает и сохраняет доверие потребителей к своей продукции (услугам, работам) как отвечающей требуемому и ожидаемому ими качеству, а значит - имеет наибольший спрос.
Первенство данного принципа объясняет повышенное внимание вузов к качеству профессиональной подготовки студентов, которое обеспечивается на основе компетентностного, практико-ориентирован-ного и студентоцентрированного подходов. Студентоцентрированный подход занимает здесь особое место, так как, с одной стороны, он прямо связан с интересами главного «потребителя» образовательных услуг - студента, а с другой - именно результаты профессиональной подготовки студентов оцениваются на рынке труда потенциальными работодателями.
Впервые идея студентоцентрированного обучения, базирующегося на результатах, была сформулирована в тексте Лондонского коммюнике 2007 года. Позже по итогам Конференции европейских мини-
Сертификат ISO - самое авторитетное международное свидетельство качества
Принципы СМК по ГОСТ Р ИСО 9000-2015 и их отражение в менеджменте качества вуза
Принцип Содержание принципа Применение принципа при построении системы менеджмента качества вуза
Ориентация на потребителей Менеджмент качества нацелен на выполнение требований потребителей и на стремление превзойти их ожидания Ориентация на потребности заинтересованных сторон (студент, преподаватель, работодатель) и их ожидания относительно качества профессиональной подготовки в высшей школе
Лидерство Лидеры всех уровней организации обеспечивают единство цели и направлений деятельности в области качества и необходимые для этого условия Руководители всех уровней управления, включая ректорат, деканаты, кафедры, своим активным участием обеспечивают единство цели и направлений стратегического развития вуза и создают организационно-педагогические условия для продуктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон в области качества профессионального образования
Взаимодействие работников Компетентные, наделенные полномочиями и взаимодействующие работники на всех уровнях повышают способность организации создавать ценность Коллектив компетентных и продуктивно взаимодействующих преподавателей и сотрудников признает высшей ценностью своего участия в образовательном процессе развитие личности студента как субъекта профессиональной деятельности, наделен для этого полномочиями и ответственностью
Процессный подход Прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность управляется как взаимосвязанные и функционирующие в виде системы процессы Требуемое качество профессиональной подготовки студентов достигается, когда образовательная деятельность в вузе управляется как взаимосвязанные процессы (учебный процесс, самостоятельная работа студентов, практики и пр.), функционирующие в виде педагогической системы
Улучшение Успешные организации всегда нацелены на улучшение Нацеленность на улучшение результатов деятельности посредством реагирования на изменения во внешней и внутренней среде вуза и создания новых возможностей для становления студента как субъекта профессиональной деятельности
Принятие решений, основанное на свидетельствах Решения, основанные на анализе и оценке данных и информации, с большей вероятностью создадут желаемые результаты Принятие решений с учетом причинно-следственных связей, выявляемых путем анализа фактов и свидетельств о состоянии образовательного процесса и результатах профессионально-личностного развития студента
Менеджмент взаимоотношений Для достижения устойчивого успеха организации управляют своими взаимоотношениями с заинтересованными сторонами Устойчивый успех достигается, когда вуз управляет взаимоотношениями со всеми заинтересованными сторонами (школа/студенты/работодатели) для консолидации идей и ресурсов в определении и реализации приоритетных направлений профессиональной подготовки студентов
стров, ответственных за высшее образование (Левен, 2009 год), этот подход был признан одним из приоритетов в пространстве высшего образования Европы, так как позволяет помочь студентам сформировать компетенции, необходимые на меняющемся рынке труда [8].
Однако следует заметить, что задолго до Болонского процесса основы студентоцентрированного подхода были предопределены авторами личностно-деятельност-ного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя) и личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков) подходов, основная идея которых состояла в развитии личности как субъекта деятельности.
Сфокусированность внимания на результатах профессионального образования, связанных с конкретным студентом, делают его центральной фигурой образовательного процесса, а интересы и потребности обучающегося становятся основой для формирования профессионально-образовательной программы. Реализация ее заданий в процессе обучения предполагает смещение акцента с преподавания на учение как активную форму самостоятельной образовательной деятельности студентов.
Федеральные государственные образовательные стандарты последних поколений определяют главным результатом профессионального образования овладение
выпускниками вузов компетенциями общекультурного, общеобразовательного и профессионального значения. На современном этапе с ускоренным вектором развития экономики и социальных трансформаций компетентностный подход, его сущность, основные понятия и практики внедрения активно переосмысливаются научным и профессиональным сообществом с позиции:
- формирования у обучающихся целостного опыта «решения жизненных проблем, выполнения ключевых, т.е. относящихся ко многим культурным сферам функций, социальных ролей» (В.В. Сериков);
- того, что «...мы отказались не от знания культурного "предмета", а от определенной формы знаний (зна-
ний "на всякий случай", т.е. сведений)» (Б.Д. Эльконин);
- определения границ применимости в высшем образовании (О.Р. Каюмов) и др.
В педагогике актуальным остается вопрос о содержании понятий «компетенция» и «компетентность».
В публикациях компетенцию рассматривают:
- как объединенную характеристику знаний, умений, навыков и личностных качеств [3];
- в виде интегративной целостности «знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность» [2, с. 15];
- с позиции «обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области» [7, с. 107];
- как совокупность взаимосвязанных качеств личности по отношению к определенному кругу предметов и процессов [4].
В работах [3, 5] обосновывается неоднозначность понимания знаний, умений и навыков с позиции традиционного (знание-центристского) и компетентност-ного подходов. Компетенции, с точки зрения О.М. Бобиенко [5], существуют в виде деятельности, а не только как информация о ней. Компетенция относится к знаниям, как динамика к статике. В отличие от умений, компетенции могут применяться для решения разного рода задач, так как обладают свойством переноса. Будучи мобильными, они развиваются не в сторону автоматизации и превращения в навыки, а «по пути интеграции с другими компетенциями» на основе сознательного контроля. Поэтому, в отличие от навыков, компетенции могут применяться не только в типовых, но и в нестандартных ситуациях [3].
В качестве существенных признаков компетентности в разных источниках выделяются те, которые:
Наша красавица Уфа
- отражают «владение компетенцией, определяющее личное отношение человека как к самой компетенции, так и к предмету деятельности» [4, с. 80];
- проявляются «только в органическом единстве с ценностями человека, т.е. при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности» (Дж. Равен);
- состоят в единстве теоретической и практической готовности обучающегося в качестве установочной предрасположенности к действию (В.А. Сластенин).
Компетентностный подход, определяющий основной вектор развития образовательных стандартов последних лет, как показала практика, в полной мере не отвечает требованиям современного бизнес-сообщества к степени готовности выпускников вуза выполнять профессиональные функции. Толчком к инновациям для поиска более эффективных механизмов взаимодействия сферы труда и профессионального образования послужило внедрение в систему трудовых отношений профессиональных стандартов и на этой основе - разработка федеральных государственных образовательных стандартов 3++ для системы высшего образования. Образовательный
стандарт нового поколения закрепляет в виде требования согласование содержания основой профессиональной образовательной программы для 1-го и 2-го уровней высшего образования с соответствующими 6-м и 7-м квалификационными уровнями профессиональных стандартов [6, 9, 10]. Таким образом, практико-ориентирован-ный подход задает методологические предпосылки для эффективного взаимодействия сферы труда и сферы высшего образования на новом витке их развития, а также результативности профессиональной подготовки выпускников вузов в отношении выполнения ими на рабочем месте конкретных трудовых функций.
Анализ инноваций в системе менеджмента качества высшей школы позволяет сделать вывод о том, что каждый из рассмотренных подходов и принципов, обладая специфическим потенциалом, во взаимодействии умножает возможности для достижения планируемых результатов.
Подводя итоги, следует отметить, что педагогический менеджмент на этапе вузовского образования находится в состоянии активного поиска действенных механизмов повышения результативности и эффективности профессиональной
подготовки студентов. Высшей школой накоплен положительный опыт применения с этой целью принципов и подходов международного менеджмента качества в виде стандартов ИСО серии 9000. Поэтапное развитие стандартизации в обсуждаемой сфере отражает потребность в повышении
чувствительности педагогического менеджмента к условиям все более динамичной и сложно развивающейся образовательной практики. Признание современной высшей школой приоритетными риск-ориентированного, компетентност-ного, практико-ориентированного и студентоцентрированного под-
ходов определяет методологическую основу для поиска инновационных решений по улучшению качества профессиональной подготовки студентов. Именно в этом направлении сегодня осуществляются разработка и утверждение новых поколений и версий образовательных стандартов.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск: Томский государственный университет, 2007. 368 с.
3. Башкиров С.П., Волкова О.А. Компетентностный подход к организации воспитательной работы в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 142-147.
4. Бахмутский А.Е. Содержание результатов общего образования и деятельность учителей // Известия РГПУ им. А.И. Гер -цена. 2012. № 148. С. 77-86.
5. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции специалиста в условиях глобализации экономики. http://www.vivakadry. сот/65/И1т (дата обращения: 20.01.2020).
6. Бордовский Г.А. Противоречия и парадоксы в развитии российской высшей школы на современном этапе // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 2-7.
7 Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
8. ГребневЛ.С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только... (по работам В.И. Байденко и Н.А. Селезневой) // Высшее образование в России. 2018. № 1 (219). С. 5-18.
9. Караваева В.Е. Квалификация высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 5-12.
10. Шабанов Г.А. Переход к подготовке кадров по обновленным образовательным стандартам как комплексная проблема // Высшее образование сегодня. 2018. № 12. С. 13-19.
LITERATURA
1. GOST R ISO 9000-2015 Sistemy* menedzhmenta kachestva. Osnovny*e polozheniya i slovar*.
2. Abakumova N.N., Maíkova I.Yu. Kompetentnostny'j podxod v obrazovanii: organizaciya i diagnostika. Tomsk: Tomskij gosudarstvenny*j universitet, 2007. 368 s.
3. Bashkirov S.P., Volkova O.A. Kompetentnostny*j podxod k organizacii vospitatel*noj raboty* v vuze // Vy*sshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 6. S. 142-147.
4. Baxmutskij A.E. Soderzhanie rezul*tatov obshhego obrazovaniya i deyatel*nost* uchitelej // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2012. № 148. S. 77-86.
5. Bobienko O.M. Klyuchevy*e kompetencii specialista v usloviyax globalizacii e*konomiki. URL: http://www.vivakadry.com/65/ htm (data obrashheniya: 20.01.2020).
6. Bordovskij G.A. Protivorechiya i paradoksy* v razvitii rossijskoj vy*sshej shkoly* na sovremennom e*tape // Vy*sshee obrazovanie segodnya. 2018. № 6. S. 2-7.
7. Verbiczkij A.A., Larionova O.G. Lichnostny*j i kompetentnostny*j podxody* v obrazovanii: problemy* integracii. M.: Logos, 2009. 336 s.
8. Grebnev L.S. Ny'neshnij raund Bolonskogo processa: Rossiya i ne tol'ko... (po rabotam V.I. Bajdenko i N.A. Seleznevoj) // Vy*sshee obrazovanie v Rossii. 2018. № 1 (219). S. 5-18.
9. Karavaeva V.E. Kvalifikaciya vy*sshego obrazovaniya i professional*ny*e kvalifikacii: «sopryazhenie s napryazheniem» // Vy*sshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 12. S. 5-12.
10. Shabanov G.A. Perexod k podgotovke kadrov po obnovlenny*m obrazovatel*ny*m standartam kak kompleksnaya problema // Vy*sshee obrazovanie segodnya. 2018. № 12. S. 13-19.