Скибенко Галина Геннадьевна
ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
Асмолова Ирина Николаевна
кандидат экономических наук ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 027.7:006.3
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СМК В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
FEATURES OF INTRODUCTION OF QMS IN DOMESTIC HIGHER
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
В статье предложено внедрение системы менеджмента качества на основе международного стандарта ИСО 9001 в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики. Рассмотрены возможные преграды внедрения и развития СМК. Проанализированы этапы внедрения СМК в ОУ ВПО и особенности ее внедрения непосредственно в Донецкой Народной Республике, а также перспективы для отечественных ОУ ВПО от внедрения международных стандартов серии ИСО 9000 в систему управления.
Ключевые слова: система менеджмента качества, высшие учебные заведения, интеграция.
The article suggests the introduction of a quality management system based on the international standard ISO 9001 in higher educational institutions of the Donetsk People's Republic. Possible obstacles to the introduction and development of QMS are considered. The stages of implementation of the QMS in the university and the features of its implementation directly into the DРR are analyzed, and also the prospects for domestic universities from the introduction of international standards of the ISO 9000 series in the management system.
Key words: Quality Management System, higher education institutions, integration.
Интеграционные процессы системы образования Донецкой Народной Республики в систему образования Российской Федерации ставят перед отечественными образовательными организациями высшего профессионального образования ряд задач в области менеджмента. Так, основная цель существующих в нашей стране образовательных организаций высшего профессионального образования это обеспечение конкурентоспособными специалистами не только на уровне региона, но и на уровне Российской Федерации. Для выполнения этого требования образовательным организациям высшего профессионального образования необходимо подстраивается под требования не только отечественных
стандартов, но и стандартов соседней страны. Для этого наряду с интеграцией учебных процессов требуется создать достаточно гибкую систему менеджмента. В этом смысле, для выхода и укрепления уверенных рыночных позиций не только на уровне Донецкой и Луганской Народных Республик, но и в образовательной системе России необходимо разработать и внедрить систему менеджмента качества (СМК) в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000.
Общепринято, что система менеджмента качества ОУ ВПО - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для реализации политики в области качества с помощью планирования, обеспечения, постоянного повышения качества и управления им. Политика в области качества является основным документом системы. Она определяет цель построения и функционирования СМК, а также обязательства высшего руководства по достижению поставленных целей. СМК охватывает педагогическую, научную, административную и хозяйственную сферы деятельности ОУ ВПО. Указанные сферы взаимосвязаны и в большинстве случаев пересекаются. Функционирование СМК осуществляется за счет вовлеченности всего персонала ОУ ВПО в этот процесс, при этом высшее руководство в лице ректора берет на себя полную ответственность за достижение целей политики в области качества [5, с.16].
Однако, несмотря на достаточное количество отечественных и зарубежных исследований проблем внедрения эффективных и результативных СМК в ОУ ВПО, у главного руководства образовательными организацичми высшей школы, чаще всего появляется ряд противоречий связанных с непониманием и отрицанием философии стандартов серии ИСО 9000. Так, при внедрении Системы менеджмента качества высшее профессиональное образовательное учреждение может столкнуться с преградами в виде субъективного, экономического и организационно -управленческого характера. На рис.1 представлены преграды, возникающие при разработке, внедрении и поддержании СМК ОУ ВПО.
преграды внедрения и развития СМК ОУ ВПО
субъективные экономические организационно-
преграды преграды: управленческие
преграды:
- руководство - не эффективная
ОУ ВПО - маркетинговая - отсутствие
персонал ОУ деятельность; квалифицирован-
ВПО - недостаточность ных специалистов
финансовых по поддержанию и
ресурсов, разработке СМК;
механизмов и - отсутствие
инструментов количественных и
- устаревшие качественных
учебно- показателей
материальные деятельности
фонды менеджеров СМК;
- отсутствие
анализа и учета
затрат на качество
(в системе СМК
ОУ ВПО)
Рисунок 1 - Преграды внедрения и развития СМК ОУ ВПО
К субъективным преградам (человеческий фактор) в первую очередь, относят проблемы связанные с персоналом ОУ ВПО. Так, не единичны случаи, когда сотрудники воспринимают улучшение качества, например, ведение учета затрат на качество, как дополнительное нагрузки и не видят в этом необходимости [3]. Так же, имеют место случаи, когда руководитель предприятия своей главной целью считает не создание действительно эффективной СМК, а получение сертификата [6].
Износ основных фондов ОУ ВПО и недостаточность оборотных, нехватка финансовых ресурсов, механизмов и инструментов, недостаточность финансирования в полном объеме, а так же нерациональная маркетинговая политика - это факторы которые раскрывают группу экономических преград для внедрения, поддержания и дальнейшего развития СМК ОУ ВПО.
Главной преградой в организационно-экономической группе является нехватка узкоспециализирующихся кадров в области разработки и внедрения СМК в ОУ ВПО, так как образование достаточно специфически отличается от отраслей народного хозяйства производственной сферы.
Однако, несмотря на преграды, возникающие при разработке и внедрении системы менеджмента качества в ОУ ВПО, они получают достаточно преимуществ, при ее эффективном функционировании, а именно:
- конкретную ориентацию в преподавании каждой дисциплины на конечную цель подготовки высококвалифицированных специалистов;
- междисциплинарную интеграцию процесса обучения;
- полноценное выполнение фундаментальных наук в преподавании общих инженерных и специальных дисциплин;
- слияние теоретического обучения с практическим;
- рациональный рост ресурсного потенциала ОУ ВПО [1].
Данные преимущества направлены на систематизацию и усовершенствование основных процессов действующих в образовательном учреждении.
Этапы разработки и внедрения Системы менеджмента качества на основе стандартов серии ИСО 9000 заключаются в следующем:
- формулирование миссии, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества;
- обучение руководства и персонала;
- формирование организационной структуры вуза и схемы поддержки СМК;
- определение процессов их документирование (оформление документов СМК, руководства по качеству);
- развитие системы мониторинга, измерений и контроля качества;
- совершенствование системы анализа и принятия решений [4, с.35].
Третий этап, формирование организационной структуры ОУ ВПО, поможет в некоторой степени упростить деятельность некоторых подразделений. Учитывая опыт производственных предприятий в образовательных организациях высшего профессионального образования, целесообразно создать отдел менеджмента качества, который возьмет на себя ряд следующих исполнительных функций:
- разработка и поддержание эффективной системы менеджмента качества на основе гармоничного сочетания государственных образовательных стандартов, аккредитационных показателей и международных требований стандарта;
- разработка документации системы менеджмента качества;
- координирование действия структурных подразделений, направленных на обеспечение качества образовательных услуг;
- организация и проведение мониторинга качества образовательных программ, СМК в целом;
- организация процедуры лицензирования и аккредитации, контроль выполнения лицензионных нормативов;
- взаимодействие со структурными подразделениями ОУ ВПО и внешними органами контроля качества [2].
Разработанные документы СМК ОУ ВПО в соответствии со стандартом ИСО 9001 [7] чаще всего представляют в виде пирамиды для наглядности значимости, фундаментом которой являются основные нормативно-правовые акты. Адаптированная схема документации СМК в ОУ ВПО в реалиях Донецкой Народной Республики представлена на рисунке 2.
политика и цели в области качества
руководство по качеству
карты процессов и документированные процедуры СМК
ОУ ВПО
внутренние нормативно-правовые и организационно-методические документы ОУ ВПО
протоколы качества ( документы, содержащие достигнутые результаты или сведения СМК)
государственные стонуарты лонаправленлям подготовки, Закон «Об образовании», другие нормативно-правовые документы в области образования Донецкой Народной Республики
Рисунок 2 - Необходимая документация Системы менеджмента качества для отечественных образовательных организаций высшего профессионального образования.
Что касается непосредственно признания соответствия стандарту ИСО 9001, учитывая в некотором смысле замкнутость от международных агентств по сертификации ОУ ВПО Донецкой Народной Республики, шестым этапом можно ограничиться. Получение сертификата соответствия является не ключевым звеном. Одним из вариантов о признании, может быть декларирование на соответствие стандарту ИСО 9001, что позволит общественности узнать о разработанной и внедренной СМК ОУ ВПО.
Учитывая, что экономика нашего региона (в частности и отрасль образования) претерпевает интеграционные процессы в экономику Российской Федерации, отечественным образовательным организациям высшего профессионального образования необходимо поддерживать и увеличивать уровень своей конкурентоспособности с помощью внедрения систем менеджмента качества. Особенностями внедрения СМК непосредственно в Донецкой Народной Республике можно отметить рационализацию подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда РФ и замену признания соответствия на стандарт ИСО 9001 на заявление о декларировании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бруева В. А. Адаптация высшего учебного заведения в условиях внедрения системы управления качеством в соответствии со стандартом ДСТУ ISO серии 9001: 2009 (на примере Украинской инженерно-педагогической академии) / В.А. Бруева // Вимiрювальна техшка та метролопя: мiжвiд. наук.-техн. зб. / Нац. ун-т "Львiвська пол^ехшка". - 2013. -№ 74. - С. 163 - 168.
2. Бруева В. А. Ключовi аспекти розробки i впровадження система управлшня яюстю у вщповщносп мiжнародного стандарту серп ISO 9001 в вищому навчальному закладi [ Електроний ресурс] / В. А. Бруева // Яюсть технологий та освгги. - 2013. - № 3. - С. 79-87.
- URL:: http://nbuv.gov.ua/UJRN/yakict_2013_3_18. (дата обращения: 02.05.2017).
3. Иванилов А. С. Актуальные проблемы развития системы менеджмента качества промышленного предприятия железнодорожного транспорта /А. С. Иванилов, О.А. Гришко // Вюник економши транспорту i промисловосп. - 2015. - № 49. - С. 223239.
4. Минажева Г. С. Разработка, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества в высших учебных заведениях Казахстана: Научно-практическое издание / Г.С. Минажева. - Алматы : ^азак университет^ 2009. - 111 с.
5. Ганжа О.А. Управление качеством в высшем образовании : монография / О.А. Ганжа. -Волгоград : Волгогр. Гос. Архит.- строит. Ун-т, 2014. - 152 с.
6. Орлов П. А. Экономические аспекты внедрения системы менеджмента качества на промышленных предприятиях / П.А. Орлов. // Управлшня економшою: теорiя та практика.
- 2008. - № 2. - С. 17-26.
7. ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Системы менеджмента качества. Требования. - Москва, 2015. - 29 с.
Феденко Светлана Ивановна
Зав.библиотекой МОУ «Школа №77 города Донецка» (г.Донецк, ДНР)
УДК 78.38
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПЕДАГОГИКА LIBRARY PEDAGOGICS
Сотворчество библиотекаря и читателя, построение диалога и воспитание личности посредством слова.
Ключевые слова: библиотекарь, книга, читатель, чтение, воспитание, творчество, созидание.
The co-creation of the librarian and reader, the construction of dialogue and the education of the individual through the word.
Key words: librarian, book, reader, reading, education, creativity, creation.