Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
УДК 82.821.512.154 https://doi.org/10.33619/2414-2948/92/67
МЕМУАРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТУГОЛБАЯ СЫДЫКБЕКОВА
©Дамилова Н. А., ORCID: 0000-0001-6017-860X, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
MEMOIR WORKS OF TUGOLBAI SYDYKBEKOV
©Damilova N., ORCID: 0000-0001-6017-860X, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Отмечается значение мемуарных произведений в литературе и общественно-историческом развитии. Отмечается, что кыргызская литература также имеет немало литературных мастеров, внесших свой вклад в мемуарную литературу, одним из них является Т. Сыдыкбеков, одной из главных целей литературоведения которого является тщательное изучение своеобразия мемуарных произведений, авторского мастерства, поэтики работы. Ставится цель раскрытия романа Т. Сыдыкбекова «Дорога» как мемуаров, приводятся доказательства. В статье рассказывается о мемуарном произведении известного кыргызского писателя. Писатель является одним из пионеров мемуарного жанра в кыргызской литературе, создав ряд произведений мемуарного жанра, которые способствуют глубокому познанию характера конкретных исторических деятелей, их взглядов на положение в обществе, особенностей их деятельности, а также сути нравов, национальной культуры и ценностей молодого поколения в современном обществе. Отмечается, что большое значение в воспитании имеет глубокое понимание.
Abstract. In this article, the significance of memoir works in literature and socio-historical development is noted. It is noted that Kyrgyz literature also has a lot of literary masters who contributed to memoir literature, one of them is T. Sydykbekov, who is one of the main aims of literary studies to carefully study the uniqueness of memoir works, author's skill, poetics of the work as the author's personal findings. Aim is to reveal the Way novel by T. Sydykbekov as a memoir with evidence. The article talks about the memoir work of a famous Kyrgyz writer. The author is one of the pioneers of the memoir genre in Kyrgyz literature, has created a number of works of the memoir genre, which contribute to a deep understanding of the character of specific historical figures, their views on their position in society, the peculiarities of their activities, as well as the nature of morals, national culture and values of the young generation in modern times. society. It is noted that deep understanding is a great importance in upbringing.
Ключевые слова: мемуары, автобиография, литературоведение, кыргызская литература.
Keywords: memoirs, autobiography, literary criticism, Kyrgyz literature.
Жанр мемуаров зарождался, формировался и развивался как литературный жанр в мировой художественной литературе на протяжении многих веков. Создано много прекрасных литературных классиков, написанных в жанре мемуаров. О художественной природе этого жанра написан ряд научных исследований. Отмечается значение мемуарных произведений в литературе и общественно-историческом развитии. В кыргызской литературе
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
много художников, внесших свой вклад в мемуарную литературу. Один из них — великий писатель Т. Сыдыкбеков которого считают основоположником жанра романа. Туголбай Сыдыкбеков — кыргызский народный писатель, академик, Герой Кыргызской Республики, прозаик-романист, внесший большой вклад в становление и развитие реалистической прозы в кыргызской литературе 20 века.
Он родился в 1912 году в селе Кен-Суу Тюпского района Иссык-Кульской области. Известно, что писатель, посвятивший свою жизнь литературе, внес вклад в дело нравственного воспитания подрастающего поколения литературным, культурным и историческим наследием нашего народа, проблемами родного языка, своими наблюдениями в области литературы и искусства, его публицистика, его произведения и произведения о современниках, выдающихся людях.
В кыргызском литературоведении произведения о его творчестве занимают особое место. В кыргызском литературоведении опубликован ряд исследований о творчестве писателя, различных идейно-тематических направлениях его произведений. Тем не менее, возникает необходимость исследовать характер мемуарно-ориентированных произведений писателя в контексте кыргызской литературы, то есть их научную значимость. Внимательное изучение своеобразия воспоминаний Т. Сыдыкбекова, авторского мастерства, поэтики произведения как личных находок автора является одной из основных задач литературоведения. В нашей статье речь идет о мемуарном произведении известного кыргызского писателя.
Автор является одним из пионеров мемуарного жанра в кыргызской литературе, создав ряд произведений мемуарного жанра, которые способствуют глубокому познанию характера конкретных исторических деятелей, их взглядов на положение в обществе, особенности их деятельности, а также суть нравов, национальной культуры и ценностей молодого поколения в современном обществе.
О своей долгой и интересной жизни и переживаниях писатель рассказывает в мемуарах. Он думает об эпохе, в которой жил, и о своих современниках, кыргызской интеллигенции, кыргызской литературе и культуре. Т. Сыдыкбеков ссылался на историю написания романа «Кен-Суу» и много раз говорил, что произведение взято из реальной жизни, рассказаны реальные события, показаны знакомые ему люди. Тот факт, что роман назван в честь родного села автора, свидетельствует о том, что оно основано на реальных событиях. В этом автор занимает центральное место как рассказчик, и он оценивает известные ему события и факты жизни со своей точки зрения [1].
В мемуаре «Дорога» писатель вспоминает, что образ родных, друзей, современников отразился в его поздних произведениях: «.. .Ранней весной приехал младший брат моего отца Сыдыкбека Соодонбак. Раньше образ Сокема был как во сне. С тех пор сущий образ желтоватолицего Сокема стал мне понятен. Сокэм, детский персонаж, который ведет себя невинно, это тот же старик Сокэ, герой романа «Среди гор» [2]. "...Честь есть Курман "среди гор". Конечно, это литературный персонаж, во многом обобщенный в романе. Иман, имеющий характер, достойный этого литературного героя, и мы знакомы с ноября 1918 года...".
«.Да будет наказана моя мать и другие за это несчастье, мой Абдыкасы. Он не слушал их и угрожал им, говоря, что они угнетатели и что он их расстреляет. Это событие нашло отражение в «Среди гор».
Как видно из приведенных отрывков из романа «Дорога», в произведениях писателя отражен жизненный опыт сельчан, родственников и друзей, увиденных им в системе событий
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
кыргызского общества того времени, черты и характерные для мемуаров.
Однако авторское произведение «Дорога» было опубликовано как автобиографический роман в 1982 г. [2]. Потому что в большинстве случаев понятие мемуарной литературы иногда считают синонимом понятия автобиографического произведения. В литературоведении под автобиографией понимается «жанр литературной прозы: как правило, связное описание собственной истории жизни автора» [3].
Автобиографическое произведение — это произведение, основанное на собственной жизни автора. Талантливый писатель отражает основные моменты своей жизни применительно к пути кыргызского народа, быту, интеллигенции, изменениям в кыргызском обществе в целом. Выражает свои мысли о жизни, смерти, человечестве и мыслит философски. Он может ярко описать превратности жизни, радость и горе, справедливость и несправедливость: «...Гонка между правым и левым, между злом и добром подобна двуногому бегу, который никогда не кончается. Когда я еще отдыхал, увидел я в глазах своих того двойного бегуна, один черный, как уголь, другой белый, как молоко...» [2].
Мемуары — жанр, близкий к автобиографии, но мемуаристы больше внимания уделяют внешним событиям и людям, окружающим автора: а) фактологичность, которая рассматривается как постоянная черта мемуаров, являющихся разновидностью литературы; б) преобладание событий; в) ретроспективность; г) мы можем показать такие признаки, как наличие доказательств.
Исследователь А. Тартаковский подчеркивает: «Историческое самосознание человека особенно полно выражается в мемуарном творчестве», и рассматривает мемуары как неотъемлемую часть национальной культуры [4]. Мемуарные произведения являются художественным отражением пути этого народа, его истории, а потому являются одним из основных источников изучения истории. Воспоминания — это воспоминания автора о реальных событиях, в которых он участвовал или был наблюдателем [5].
Мемуарная жанровая литература является разновидностью художественной литературы. Это относится к воспоминаниям человека о реальных событиях в прошлом, свидетелем которых ему довелось стать. Памятные произведения, написанные известным человеком о событиях, которые он видел и знал или получил из других близких источников, то есть автор пишет о том, что видел и слышал от лиц, непосредственно причастных к событиям. Основные предпосылки работы мемуариста: соответствие исторической правде, фактичность, хроника события (представление события по стадиям развития) и др. [6].
Все вышеперечисленные признаки, уточняющие своеобразие мемуарной литературы, характерны и для произведения писателя «Дорога», а также полное основание называть произведение мемуарным романом. Поскольку в произведении отсутствует сюжет, посвященный жизни писателя, оно отражает жизнь, жизненный путь, мировоззрение личности по отношению к жизни и развитию кыргызского общества. Роман состоит из девяти глав, каждая из которых является отдельной: «Материнская воля», «Тербуу», «Питьевая вода», «Первые уроки», «Горько и сладко», «Песня и жизнь», «Смерть и жизнь», «Я иду своим путем», имеют названия «Орда».
В авторском произведении группа персонажей - от односельчан по месту жительства, родственников, современников, представителей кыргызской интеллигенции, до представителей литературы и культуры — художник дает характеристику каждому из них, перечисляет их неповторимые черты, описывает их поведение, человечность. Личной творческой чертой писателя является умелое описание качеств и внешности, особое внимание уделяя портретной живописи (https://goo.su/w9lPH1K).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
Отражены личная жизнь, характер, творчество, общественная деятельность группы кыргызских художников в творческой сфере, причем каждый из них мастерски описан с писательской индивидуальностью и верным художественным описанием. «.Красноречие Кубанычбека и непредубежденность товарищества поражают людей. ... Кубанычбек — это не привычный нам вспыльчивый Кубанычбек, а мягкий, скромный Кубанычбек...", Кубаныбек говорил о Маликове, а Жомарт Боконбаев "...его движения, поступки, мысли разделены на другие вещи мы все привыкли к спешке, которая мчит и нас.
Он берет под свою опеку понравившегося ему человека, но поручает ему всю хлопотную и дорогую работу.», и дает оценку поступкам и деятельности своих современников. Тщательно описывая каждого персонажа в произведении, автор выражает критический взгляд на их поступки, анализирует их, дает оценку их взглядам на общество, иными словами, литературным методом, характерным для мемуаров.
В произведении тяжелая и долгая жизнь, пережитая кыргызским народом, отражена в неразрывном единстве с личным путем писателя, изображена художественно. Он несколько раз напоминает в произведении, что дорога была такой длинной и трудной. «Эта длинная дорога, такая же как трудное, таинственное путешествие. Иногда высокий перевал, узкое ущелье, иногда глубокая переправа, опасный проход, крутая, отвесная скала пугает, раздражает, пугает и унижает человека. А космос влечет прямого человека...». О поэтике произведения, личных находках и мастерстве автора в создании образа и создании сюжета мы поговорим отдельно в наших следующих статьях. В подавляющем большинстве произведений писателя реальный исторический путь кыргызов отражен в тесном и неразрывном союзе с жизненным путем художника, о чем неоднократно упоминал сам писатель, и что такие черты характерны для мемуарного произведения. В книге «Я прожил тысячу лет», состоящей из рассказов, интервью и писем, он также обращается к жанру воспоминаний в произведении «Белес». Мы обратимся к нему отдельно в наших следующих исследованиях. Особо можно отметить, что перечисленные выше произведения Т. Сыдыкбекова стали началом мемуарных произведений в кыргызской литературе.
Предстоит задача внимательно изучить тот факт, что в кыргызской литературе много произведений жанра мемуаров, жанровых особенностей, поэтики, личностных особенностей писателя, художественных манер, позицию мироведения, показать возникновение, развитие и эволюция жанра мемуаров в кыргызском литературоведении, и его место.
В то же время писатель Т. Сыдыкбеков первым создал произведения мемуарного жанра, его произведения занимают особое место в кыргызской литературе, писатель, переживший взлеты и падения своего времени и ставший свидетелем долгого и трудного пути кыргызов, задокументировал в своих мемуарах историческую правду, отметим, что она ценна своим художественным описанием. Также мемуары писателя являются не только прямым отражением истории, но и отражением души автора. Такие работы считаются мостом, соединяющим прошлое с настоящим и будущим. Эти источники способствуют углубленному изучению характера конкретных исторических деятелей, их взглядов на ситуации в обществе, особенности их деятельности. В современном обществе очень важно воспитывать подрастающее поколение в нравственности, глубоком понимании сути национальной культуры и ценностей.
Список литературы:
1. Кыргыз адабияты. Бишкек, 2004.
2. Сыдыкбеков Т. Жол: Автобиографиялык роман. Фрунзе: Мектеп, 1982. 524 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
3. Мильчина В. А. Автобиография // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 12.
4. Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в. М.: Наука, 1991. 286 с.
5. Кыргыз совет адабиятынын тарыхы. Т. 1. Фрунзе, 1987.
6. Колядич Т. М. Воспоминания писателей XX века: Проблематика, поэтика: автореф. ... д-р филол. наук. М., 1999. 31 с.
References:
1. Kyrgyz adabiyaty (2004). Bishkek. (in Kyrgyz).
2. Sydykbekov, T. (1982). Zhol: Avtobiografiyalyk roman. Frunze. (in Russian).
3. Mil'china, V. A. (1987). Avtobiografiya. In Literaturnyi entsiklopedicheskii slovar', Moscow. (in Russian).
4. Tartakovskii, A. G. (1991). Russkaya memuaristika XVIII - pervoi poloviny XIX v. Moscow. (in Russian).
5. Kyrgyz sovet adabiyatynyn tarykhy (1987). Frunze. (in Russian).
6. Kolyadich, T. M. (1999). Vospominaniya pisatelei XX veka: Problematika, poetika: avtoref. ... d-r filol. nauk. Moscow. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 28.05.2023 г. 12.06.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Дамилова Н. А. Мемуарные произведения Туголбая Сыдыкбекова // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №7. С. 468-472. https://doi.org/10.33619/2414-2948/92/67
Cite as (APA):
Damilova, N. (2023). Memoir Works of Tugolbai Sydykbekov. Bulletin of Science and Practice, 9(7), 468-472. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/92/67
® I