Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В РОМАНЕ «СЛОМАННЫЙ МЕЧ» Т. КАСЫМБЕКОВА'

РОЛЬ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В РОМАНЕ «СЛОМАННЫЙ МЕЧ» Т. КАСЫМБЕКОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1084
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА / КЫРГЫЗСКИЙ НАРОД / ИСТОРИЯ / ОБЩЕСТВО / НАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ВЫМЫСЕЛ / РОМАН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ток Невзат

Статья представляет собой краткое описание романа «Сломанный меч». Роман, с одной стороны, собрал в себе опыт кыргызской литературы, с другой - настоящее сценическое произведение, поднимающее этот жанр на новую ступень художественного развития. В полном и широком смысле слова, как с теоретической, так и с практической стороны, это первый роман нового типа, написанный на историческую тему посредством национальных выразительных средств языка, а также является образцом подлинно исторического романа, отвечающего основным требованиям и который уверенно выдерживает проверку основных определений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PRINCIPLE OF HISTORICALISM IN THE BROKEN SWORD NOVEL BY T. KASYMBEKOV

This article is a short description of the Broken Sword novel. Novel, on the one hand, collected the experience of Kyrgyz literature, on the other, a real stage work that raises this genre to a new stage of artistic development. In the full and wide sense of the word, both from the theoretical and from the practical side, this is the first novel of a new type, written on a historical theme through the national expressive means of language, and is also an example of a truly historical novel that meets the basic requirements and which confidently withstands the test of the main definitions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В РОМАНЕ «СЛОМАННЫЙ МЕЧ» Т. КАСЫМБЕКОВА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

УДК 811.512.154 https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/50

РОЛЬ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В РОМАНЕ «СЛОМАННЫЙ МЕЧ»

Т. КАСЫМБЕКОВА

©Ток Н., ORCID: 0000-0002-8266-5924, Бишкекский государственный университет им. акад.

К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]

THE ROLE OF THE PRINCIPLE OF HISTORICALISM IN THE BROKEN SWORD

NOVEL BY T. KASYMBEKOV

©Tok N., ORCID: 0000-0002-8266-5924, Bishkek State University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Статья представляет собой краткое описание романа «Сломанный меч». Роман, с одной стороны, собрал в себе опыт кыргызской литературы, с другой — настоящее сценическое произведение, поднимающее этот жанр на новую ступень художественного развития. В полном и широком смысле слова, как с теоретической, так и с практической стороны, это первый роман нового типа, написанный на историческую тему посредством национальных выразительных средств языка, а также является образцом подлинно исторического романа, отвечающего основным требованиям и который уверенно выдерживает проверку основных определений.

Abstract. This article is a short description of the Broken Sword novel. Novel, on the one hand, collected the experience of Kyrgyz literature, on the other, a real stage work that raises this genre to a new stage of artistic development. In the full and wide sense of the word, both from the theoretical and from the practical side, this is the first novel of a new type, written on a historical theme through the national expressive means of language, and is also an example of a truly historical novel that meets the basic requirements and which confidently withstands the test of the main definitions.

Ключевые слова: принцип историзма, кыргызский народ, история, общество, нация, государство, вымысел, роман.

Keywords: principle of historicism, Kyrgyz people, history, society, nation, state, fiction, novel.

Главная задача — обратиться к истории, да еще и к истории своего народа. Она поднимает проблемы, подкрепляет идеи, выявляет реалии времени, исследует диалектические отношения человека с другими обществами, дает человеческие концепции и ведет к эстетическим открытиям. Мы должны рассматривать это ни как отход от настоящего, а как подход к настоящему, чтобы найти ключ к лучшему пониманию нашего нынешнего времени. История пишется не только ради истории. История мировой литературы и живой опыт доказывают, что путь общественного развития разных народов постоянно повторяется в разное время. Если бы форма романа возникла только как синтез всех жанров, то подлинные исторические романы появились бы гораздо позже. Возвращение к своей собственной истории или повторная идентификация своего социального или национального сознания,

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

рождается только тогда, когда есть реальная потребность по-настоящему оценить великие драмы и трагедии, пережитые космическим опытом мудрецов морального и эстетического мира искусства, естественным образом слившихся с прошлым из настоящего. Для этого необходимо создать объективные условия, создать исходные предпосылки для восхождения, подготовиться внутренне и внешне. Соответственно, ожидается, что люди, помимо получения политических и юридических национальных прав, обычно будут признаваться как нация, естественно, достигнут единства общих внутренних интересов, будут двигаться к внутреннему единству, реальный опыт выйдет за пределы границ, образованных племенными разделениями, начнут жить с национальным сознанием, начнется самопознание. Тологон Касымбеков — писатель, который в свое время столкнулся с этим, и именно эта ситуация вывела его в свет.

Материалами исследования послужил роман Т. Касымбекова «Сломанный меч» (Сынган кылыч) (1). В ходе исследования применялись такие общенаучные методы, такие как, анализ, синтез и обобщение.

Неслучайно возвращение Т. Касымбекова к истории кыргызского народа и написание великого романа «Сломанный меч» с использованием эстетических и выразительных средств языка. Это означает новое отношение к истории, новый способ мышления, новые измерения, мысли, новая концепция зрелого вооружения средствами. Самое сложное, тяжелое и главное умение — осознанно и творчески усвоить принципы историзма, взглянуть на прошлое с личной позиции писателя, с историко-социальной, политико-идеологической, художественно-эстетической точки зрения, а главное — осознанно интерпретировать эти проблемы (2). Вот почему чтобы ответить на многие сложные вопросы и вопросы того периода на уровне их собственной природы требуется введение в тему в качестве историка-писателя или писателя-историка. «Необходимо углубленное изучение и умение контролировать изнутри логику поведения и возникновения каждого события от имеющихся знаний помимо природного таланта и опыта пера, политического и экономического поведения системы до религии, используемой людьми, от общего духовного мира к методам повседневной жизни, от культурных и практических работ, полученных от взаимодействия с другими народами, а также влияния географической среды.

Освоение принципа историзма — очень сложная задача в нашей литературной практике, которая еще не получила полного развития» [5].

«Сломанный меч», с одной стороны, собрал в себе опыт кыргызской литературы на эту тему, с другой — настоящее сценическое произведение, поднимающее этот жанр на новую ступень художественного развития [1, с. 7].

В полном и широком смысле слова, как с теоретической, так и с практической стороны, первый роман нового типа, написанный на историческую тему посредством национальных выразительных средств языка, а также является образцом подлинно исторического романа, отвечающего основным требованиям и который уверенно выдерживает проверку основных определений (2). Писатель, хорошо разбирающийся в принципах историзма, способный к диалектическому мышлению, как настоящий художник-писатель по натуре, сумел удержать воедино этот противоречивый комплекс, изучить деловую и личную жизнь исторических личностей и простых людей.

Литературовед Абдыкадыр Садыков, оценив произведение, сказал: «Сломанный меч» — новая эра исторических романов в кыргызской литературе. Т. Касымбеков — великий педагог. Историю можно читать и на сухую. А он превращает это в художественные образы. Каждый из персонажей — Тенирберди и Сарыбай из Аксы, или Нузуп, Алымбек Датка,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

Ыскак и другие из ханской орды. Какие это люди... Каждый образ, созданный Т. Касымбековым, — это тип. В этом его величие. Умение превратить историческую правду в художественную правду — это непростая задача» [2].

В любую эпоху выбор, сделанный известными людьми в ходе истории, используемые методы, количество побед, которых они достигли благодаря интеллектуальному опыту, или где их усилия начинаются, заканчиваются и ценятся, ограничены определенными рамками [3, с. 19].

«Первая книга Т. Касымбекова стала настольной книгой для читателей, интересующихся историей Кыргызстана. Я перечитываю ее снова и снова. Я восхищаюсь его способностью составлять эпизоды и языковыми навыками. «Сломанный меч» — это книга, которую нужно читать, пока живет кыргызский народ, и каждый человек может с гордостью положить ее на полку и перечитывать снова и снова», — выразил свое мнение писатель Токтобай Мулкубатов. Такой настоящий народный роман с аналитическим интеллектом, интуицией, силой образного мышления, глубоким психологизмом, образными художественными деталями, штрихами, языковыми навыками, высоким профессионализмом был создан с большим трудом. Непосильный труд, неутомленный врожденным талантом, открывает дорогу к творческому освоению опыта других художественных школ, к постоянному поиску. Тологон Касымбеков никогда бы не поднялся до этого уровня, если бы не синтезировал русскую классику XIX века и восточный духовный мир [4, с. 112].

Тологон Касымбеков — не только искусный писатель, но и человек, который лучше всего освоил кыргызский, свой родной язык. Это можно увидеть по тому факту, что в романе «Сломанный меч» он использует тюркские слова наряду с оригинальными словами в кыргызском языке.

Заключение

Роман Т. Касымбекова «Сломанный меч» тесно связан с событиями из жизни людей, о чем свидетельствует найденная в материале произведения бытовая лексика, в том числе названия одежды. В этом романе мы видим обилие литературы и лексическое богатство кыргызского языка.

Источники:

(1). Касымбеков Т. Сынган кылыч. Б.: Кыргызстан, 1998. 712 с.

(2). ^çu R. E. Türk Giyim Kuçam ve Süslenme Sözlügü. Ankara, 1969.

Список литературы:

1. Аширбаев Т. Кыргыз тилинин стилистикасы. II китеп, Бишкек-Ош: Кыргызстан, 2000. 122 с.

2. Даутов К. Мезгил тартышынан еткен роман. Бишкек, 1998. 97 с.

3. Жапанов А. А. Кыргыз тилиндеги тамак-аш лексикасы. Бишкек, 2003. 132 с.

4. Мамытов Ж. Керкем чыгармадагы эскирген сездер менен диалектилердин лингвистикасы: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Бишкек, 2002. 42 с.

5. Мамытов Ж. Керкем чыгарманын тилинин кээ бир маселелери. Каракол, 2007. 63 с.

References:

1 Ashirbaev, T. (2000). Kyrgyz tilinin stilistikasy. II kitep, Bishkek-Osh. (in Kyrgyz).

2. Dautov, K. (1998). Mezgil tartyshynan yotkyon roman. Bishkek. (in Kyrgyz).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

3. Zhapanov, A. A. (2003). Kyrgyz tilindegi tamak-ash leksikasy. Bishkek. (in Kyrgyz).

4. Mamytov, Zh. (2002). Kyorkyom chygarmadagy eskirgen syozdyor menen dialektilerdin lingvistikasy: authoref. Dr. diss. Bishkek. (in Kyrgyz).

5. Mamytov, Zh. (2007). Kyorkyom chygarmanyn tilinin kee bir maseleleri. Karakol. (in Kyrgyz).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 03.07.2021 г. 08.07.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Ток Н. Роль принципа историзма в романе «Сломанный меч» Т. Касымбекова // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №8. С. 433-436. https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/50

Cite as (APA):

Tok, N. (2021). The Role of the Principle of Historicalism in the Broken Sword Novel by T. Kasymbekov. Bulletin of Science and Practice, 7(8), 433-436. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.