Г.А. Дорофеева, А.В. Дорофеев
МЕХАНИЗМЫ ВНУШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация: в статье предпринята попытка осуществления ретроспективного анализа исследования проблем педагогического внушения и манипулирования, их видов; представлена информация х такие понятиях как суггестия, релаксопедия.
Ключевые слова: педагогическое внушение, внушающие установки, суггестия, суггестопедия, релаксопедия.
G.^ Dotofeeva, А.У. Dorofeev MECHANISMS OF INTRODUCTION IN THE TEACHER'S ACTIVITY
Abstract: the article attempts to implement a retrospective analysis of pedagogical indoctrination and manipulation problems research, types of indoctrination and manipulation; presents definitions such as suggestion, relaksopediya
Key words: pedagogical suggestion, inspiring installation, suggestion, suggestopediya, relaksope-
diya.
Методы, способы, приёмы педагогической деятельности весьма разнообразны. В данной работе речь пойдёт о процессе воздействия на психическую сферу человека, связанную со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации содержания обращения - о внушении.
Д.Н. Узнадзе, И.Т. Бжалава и другие учёные отмечали, что содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддаётся осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность «внушённых установок».
Внушение - компонент рядового человеческого общения. Оно может распространяться как на отдельных людей, так и на группы. Источником его могут быть отдельные личности, группы, средства массовой информации.
В научной, методической литературе описаны как вербальные (фразы, слова, интонации), так и невербальные (мимика, жесты и др.) средства внушения. Авторы описывают и анализируют прямое (внушающие наставления, приказы, команды) и косвенное (внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение, намёк) внушение, а также преднамеренное и непреднамеренное внушающее воздействие.
Исследования, проводившиеся с участием и под руководством В.М. Бехтерева, свидетельствуют о значительной внушаемости детей. Авторитет педагога, его личный пример, и, безусловно, его умение соблюдать меру внушающего воздействия играет значительную роль в практике учебно-воспитательной работы. В работе «Внушение и воспитание» (1912г.) В.М. Бехтерев указывал на достоинства обсуждения усвоенного материала, практики самостоятельной работы школьников - как методов, которые делают ученика независимым от «слепого» восприятия слов учителя (подразумеваем - внушения - ремарка авторов статьи). В.М. Бехтерев считал, что, помимо применения в процессе обучения, внушение также необходимо применять в тех случаях, когда дурные привычки и другие асоциальные проявления укоренились в личности ученика. Среди различных дефектов, успешно устраняемых путём внушения учёный называл - детскую ложь, чрезмерную застенчивость, курение табака, отсутствие интереса к знаниям и пр. Однако внушение не должно применяться шаблонно, оно должно сообразовываться с индивидуальными особенностями ребёнка, учитывать причины возникших недостатков[1].
Особенности использования внушения в педагогической деятельности в 50-60-е годы ХХ века обобщил Г.К. Лозанов, назвав такой процесс обучения-суггестопедия. Направленность на комплексное развитие личности обучаемого, на одновременное развитие эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных ее сторон обеспечивает эффективность суггестопедической системы обучения. Творческая роль преподавателя и, как следствие, его авторитет; высокий эмоциональный тонус аудитории и эмоциональная включенность в учебный процесс; высоко мотивированная учебная деятельность, направленная на содержание обучения - создаваемые преподавателем с помощью специальных педагогических способов и приемов - являются факторами осуществления установки на раскрытие резервов личности учащегося. Отметим также, что важная роль в суггестопедии принадлежит формированию состояния радости и удовольствия от выполняемой учебной работы. Это состояние создает впечатление ухода от внимания к собственно содержанию изучаемого материала. Однако, именно в переносе умственной нагрузки на уровень неосознаваемой деятельности и отвлечении сознания и заключается один из пусковых механизмов эффективности подобного обучения.
Обобщая мнения отечественных педагогов (методистов), психологов, можно констатировать, что эффективность суггестопедического метода заключается в следующем:
1) овладение значительным количеством единиц информации;
2) выработка таких способностей обучающихся, как:
- умение активно использовать информационный «запас» в предметно-
профессиональном общении;
- умение гибко изменять варианты своего общения;
- умение переносить усвоенную информацию в различные ситуации;
3) формирование мотивации обучения;
4) освобождение от личностных психических барьеров (страха, стеснения, скованности и
др.).
В дальнейшем на основе системы обучения Г.К. Лозанова, используя (частично) ее принципы и приемы, научно развивая их и аргументируя свои идеи, советскими специалистами было разработано новое психолого-дидактическое обоснование интенсивного обучения[5].
Педагог не только сам может пользоваться внушающими приёмами. Но может обучить им своих подопечных. В процессе их усвоения обучающимися они станут приёмами самовнушения. Следует, однако, помнить, что обучение в воспитательных целях самовнушению требует довольно высокого развития личности обучающегося, высокой степенью его сознательности. Сеансы самовнушения подопечным надо рекомендовать проводить сразу после пробуждения и перед сном. В это время снижена критическая сторона психики, так как деятельность коры головного мозга слегка заторможена.
Для преодоления неуверенности в своих силах, для снижения или повышения уровня притязаний, для преодоления страха перед трудностями и в других подобных случаях, связанных борьбой с внутренними колебаниями и с приложением усилий воли, успешно используется самовнушение.
Объясняя принципы самовнушения, педагог формулирует ряд правил, которым необходимо следовать, чтобы внушение и/или самовнушающее воздействие были эффективными (рисунок 1).
Будте абсолютно уверены в своих силах
-
Не
извиняйтесь, если ваши требования не обоснованы
Не давайте оценку и не оскарбляйте того, с кем говорите ,
Используйте в речи местоимение "Я"
<
Смотрите в глаза партнёру по общению (или в область чуть выше переносицы)
Обязательно выразите понимание позиции партнёра по общению
Не
раздражайтесь, бу дте спокойны и решительны
Говорите достаточно громко и ясно, твёрдо и чётко
Недавайте втянуть себя в дискуссию
Дайте установку на требуемое ожидание
Рис. 1. Правила, обеспечивающие внушение
Справочные информационные источники описывают ещё одно явление внушающего воздействия в педагогике - релаксопедию - как комплекс дидактических приемов, предусматривающих использование в учебных целях релаксации, т.е. психического и физического расслабления, вызываемого внушением (Е.И. Шварц, 1971). Исследования, проведенные суггестопедической лабораторией Пермского педагогического института, показали, что в состоянии релаксации учащиеся могут усвоить значительный объем информации за единицу времени, при этом происходит активизация мыслительной деятельности. Как отмечают исследователи, релаксопедия может служить одним из приемов интенсификации процесса усвоения занятий, умений, однако она не является средством, заменяющим традиционные методы обучения.
Уточним, что релаксопедией учёные называют теорию и практику решения учебных и воспитательных задач осуществляемых с помощью психической саморегуляции учащихся с применением методов самовнушенного расслабления (релаксации).Основу релаксации, по мнению профессора И.Е.Шварца, составляет особое состояние учащихся, достигаемое внушениием и самовнушением. В процессе такого состояния школьники приобретают некоторую часть знаний. Ре-лаксопедическое занятие, состоящее из двух частей (рисунок 2).
Рис. 2. Строение релаксопедического занятия
Решая учебно-дидактические задачи, обеспечивая психогигиенический оздоровительный эффект, способствуя интенсификации обучения, релаксопедия основана на активности самого ученика. Бодрый статус его мозга, предполагающего активную переработку действительности с сохранением элементов критики, выгодно отличает релаксацию, от гипнотического внушения[4].
В качестве сравнительной иллюстрации того, что педагогическое внушение имеет у учёных непреходящий интерес приведём примеры его исследования, осуществлённого в 70-х годах ХХ века И.Е. Шварцем (Пермь) и в начале XXI века А.А. Старцевым (Екатеринбург).
В своей докторской диссертации «Внушение в педагогическом процессе» И.Е. Шварц представил анализ взглядов на роль внушения в педагогическом процессе отечественных авторов (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, С.В. Кравков, А.С. Макаренко,Л.Н. Толстой и др.)и зарубежных исследователей (Гюйо, Берильон, Бернгейм и др.), свидетельствующих о том, что в конце XIX в. и в первой половине XX в. не была выработана общая оценка возможности применения внушения в педагогических целях. Вместе с тем, рассматривая данную проблему в историческом аспекте, можно убедиться, писал автор, что серьезных аргументов, препятствующих изучению воспитательных возможностей внушения, не выдвигалось. Разрабатывая методику педагогического воздействия, они в систему воспитания включали и внушение как целенаправленное средство, имеющее свою специфику и технику применения. Прогрессивным ученым прошлого была чужда универсализация какого-либо одного воспитательного средства.
«Изучение возможностей использования различных видов внушения в возрастном аспекте выявило определенную тенденцию. Она заключается в смене одних видов внушения другими в связи со становлением и развитием личности: от внушения в виде обычных наставлений в младшем возрасте к специальным внушениям с помощью релаксации в подростковом возрасте и от них к самовнушению, охотно используемому юношами и девушками. Разумеется, это только схема, отражающая существенную тенденцию. Жизнь настолько многообразна, что все случаи педагогического влияния невозможно вместить в прокрустово ложе схемы» [6].
Учет индивидуальных особенностей школьника, отмечал Е.И. Шварц, имеет значительную роль в выборе средств внушающего воздействия. Практика суггестопедии с необходимостью должна учитывать степень внушаемости обучающегося, тип его нервной деятельности и другие показатели, дающие возможность избрать оптимальный вид внушения для каждого индивидуального случая (четвёртая глава).
В пятой главе автор диссертации писал, что практический смысл исследования внушаемости состоит в том, что учет степени внушаемости каждого школьника, как и понимание природы
этого свойства личности помогут наиболее верно осуществлять в учебно-воспитательной деятельности индивидуальный подход.
Проведенные под его руководством и с его участием обследования суггестивности школьников позволили выдвинуть гипотезу о наличии зависимой связи между качествами общественной и познавательной активности учащихся и степенью внушаемости.
«Соотношение степени внушаемости с познавательной и общественной активностью учащихся позволило установить, что внушаемость связана с определенным симптомокомплексом личности. Коррелирование черт личности в симптомокомплексе означает, что наблюдая у человека какое-либо одно свойство, можно с определенной вероятностью предположить наличие у него и других свойств.
Рассматривая эту проблему в интересующем исследователей аспекте, они выделили сим-птомокомплекс для трудновнушаемых и легковнушаемых типов личности.
Полученные экспериментальные данные и гипотетические суждения позволяют отнести к симптомокомплексу, характеризирующему трудновнушаемого, следующие черты: быстрый темп психической деятельности, интровертированность, ригидность, нетревожность, скептичность, упрямство, необязательность. Познавательной деятельности этого типа присуще творческое мышление, стремление к самостоятельности в труде.
Симптомокомплекс легковнушаемого включает в себя другие черты: медленный темп психической деятельности, экстравертированность, тревожность, доверчивость, податливость, исполнительность. Для познавательной деятельности характерно репродуктивное мышление, стремление работать по образцу» [6].
Практическое значение для педагогики имеет установление симптомокомплекса подопечного. Обучающий, изменяя степень внушаемости его, путем воспитания, влияет не на одну черту личности, а на взаимосвязанные отношения обучающегося к самому себе и к окружающей действительности [6].
Седьмую главу И.Е. Шварц посвятил педагогике самовнушения, а восьмую - применению релаксации в педагогическом процессе.
В заключение диссертации автор проведенное исследование предлагает рассматривать, как очередную в науке попытку обосновать теоретические основы, методические приемы применения в учебно-воспитательной практике внушающего воздействия. Анализ педагогической практики и разнообразных информационных источников, отмечал Е.И. Шварц, свидетельствует, что по-разному оценивается значимость педагогического внушения и учёными, и практиками. Бытует мнение о его неприемлемости для советской школы внушающих средств воздействия, наряду с признанием целесообразности их применения в педагогическом процессе. Анализируя разнообразные точки зрения, профессор отстаивал три положения, приведённые в диаграмме (рисунок 3).
Рис. 3. Внушающее воздействие в педагогическом общении
«Практическая проверка действенности всех средств внушающего воздействия показала, что умелое применение их интенсифицирует педагогический процесс, помогает учителю оперативно руководить всем ходом формирования личности школьников. Вместе с тем опыт свидетельствует, что ни один из видов внушения не может применяться изолированно, вне связи со всей воспитательной системой. Внушение создает только установку для соответствующих поступков и деятельности. Реализация содержания внушения находится в прямой зависимости от условий жизни. Как бы квалифицированно ни было проведено то или иное внушение, оно не дает ожидаемых результатов, если в плане реальных отношений отсутствуют условия, чтобы воплотить в жизнь внушенные установки. Поэтому, применяя в педагогическом процессе различные виды внушения, неправомерно ослаблять внимание к убеждению и организации всей общественной жизни школьников как основным методам воспитания» [6].
Далее рассмотрим исследование, выполненное в начале 21 века. А.А. Старцев в автореферате работы на соискание звания кандидата педагогических наук - «Педагогическое внушение как средство повышения эффективности спортивной подготовки юных самбистов 12-14 лет» отмечает, что как показывают исследования практики спортивной подготовки юных самбистов, одним из малоизученных направлений является разработка новых методик, например - методов педагогического внушения, повышающих качество подготовки спортсменов.
Подбор методов, указывает автор работы, должен строго общедидактическим принципам, соответствовать поставленным задачам тренировочно - соревновательного процесса, а также возрастным и гендерным особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности. А.А. Старцев и его научный руководитель в своей работе, на наш взгляд, исходили из предположения о том, что улучшение тренировочного процесса юных самбистов потенциально возможно, если внедрить такой метод как педагогическое внушение. «В силу специфики спортивной деятельности и малоизученности проблемы использования словесного воздействия тренера в форме внушения в тренировочном процессе, это направление теоретического изучения представляло наибольший интерес. В качестве главного основания использования педагогического внушения их опытно-экспериментальной работы выступают морфологическая и динамическая парадигмы психологической теории речевой деятельности, которая понимается как особо моделируемая деятельность, основывающаяся на психолингвистических механизмах кодирования и декодирования текста воздействия и при которой создаются оптимальные условия эффективного решения задач учебно-тренировочного занятия. (Леонтьев A.A., Супрун А.Е.).
Исследованиями, посвященными вопросу использования внушения в спортивной практике (Е.Т. Знаменская, АД. Пуни, В.А. Никифоров), доказано влияние внушения на результативность спортивной деятельности, и в частности, на техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку спортсмена.
Некоторыми исследователями (С.П. Шклярчук, К.Р. Ставицкий, Н.В. Мишнавский) доказано значение методов вербального воздействия (гипносуггестия, императивный метод, рациональное внушение) для оптимизации психических состояний, формирования значимых целевых и мо-тивационных установок.
Разработанные формулы педагогического внушения синтезировались с психологическими методиками: идеомоторной тренировкой, самовнушением. Юные самбисты обучались приемам идеомоторной тренировки, способствующие воспитанию умений вызывать и анализировать дви-гательно-мышечные представления о движении и действии.
Эффективность использования педагогического внушения в учебно-тренировочном процессе самбистов оценивалась путем сравнения показателей физической, технической подготовленности, функционального состояния, а также некоторых показателей психического состояния в группах до и после экспериментальной работы» [2].
В заключении автор диссертации пишет, что анализ данных, полученных после восьми месяцев тренировочных занятий с использованием педагогического внушения, позволяет сделать вывод о том, что методики педагогического внушения оказывают позитивное влияние на прирост в показателях уровня развития скоростных и силовых качеств юных самбистов[2].
Приведённые примеры дают основание говорить о том, что интерес к педагогическому внушению, как проблеме исследования и практике работы педагогов, не ослабевает и, более того, педагогическое внушение находит всё новые сферы применения.
В заключении следует отметить, что внушение может приносить как пользу, так и вред, а от вреда, приносимого педагогическим манипулированием, необходимо защищать не только учащихся, но и самих учителей. Реализуя формальное общение с учащимися, учителя могут испытывать отчуждение от своего труда, не чувствуют радости, удовлетворения. К концу рабочего дня иногда наступает изматывающая усталость, а с утра следующего дня необходимо снова повторять те же действия: требовать, контролировать, оценивать, наказывать, заставлять, приказы-вать...Чаще всего для дисциплинирования обучающихся учитель не специально использует сред-
ства педагогического внушения как манипулирования; скорее всего, он прибегает к ним от усталости, в спешке, может быть, по причине неправильного понимания своей профессиональной роли [3].
Подводя итог вышесказанному, констатируем, что внушение, создавая установку партнёра по общению, формирует потребность, отношение личности к совершению определенного действия. Суть педагогического руководства практикой самовоздействия заключается в том, чтобы побудить обучающегося (и себя - педагогу) заняться самовнушением и вооружить его (и себя) рациональными приемами работы над собой, помня о том, что главным основанием для практики самовнушения должно служить представление о сознательном характере этой деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бехтерев, В. М. Внушение и воспитание. СПб: Тип. П. П. Сойкина, 1912. - 20 с.
2. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-pedagogicheskoe-vnushenie-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-sportivnoy-podgotovki-yunyh-sambistov-12-14-^(дата обращения 20.01.2017)
3. Игровые методы защиты от манипуляций: URL: http://www.eti-deti.ru/autotrening/173.html (дата обращения 20.01.2017)
4. Релаксопедия: URL: http://osvita-plaza.in.ua/publ/260-1-0-24460(дата обращения 24.01.2017)
5. Суггестопедическая система обучения: URL: http://filolingvia.com/publ/67-1-0-107 (дата обращения 20.01.2017)
6. Шварц Е.И. Внушение в педагогическом процессе URL:: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20138.php (дата обращения 24.01.2017)
А.С. Ибрагимова
АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Д. УШИНСКОГО
Аннотация. В статье на основе исторического анализа проблемы трудового воспитания в педагогической науке обосновывается актуальность педагогического наследия К.Д.Ушинского в современных условиях.
Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, актуальность, нравственное развитие, педагогическое наследие, воспитательный потенциал.
A. S. Ibragimova
RELEVANCE OF IDEAS OF LABOR EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE K.D. USHINSKY
Abstract. The article analysis of the issue of labour education in pedagogical science aktual' nost' pedagogical K.D. Ushinsky's heritage is grounded in modern conditions.
Keywords: labour, work, relevance, moral development, pedagogical heritage, educational potential.
В современных условиях, когда в нашем обществе осуществляются значительные cоциокультурные трансформации, по -новому ставится и решается проблема трудового воспитания. Осмысление роли и места трудового воспитания в системе образования, в частности в школе, как фактора формирования общей культуры личности, средства социализации и как необходимого условия становления личности играет важную роль.
В работах классиков зарубежной и отечественной педагогики Я.А.Коменский, И. Г. Песта-лоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. уделялось огромное внимание проблеме трудового воспитания.
Широко известны «трудовая школа» Г. Кершенштейнера в Германии, Яснополянская школа- Л.Толстого, колония «Бодрая жизнь» С. Шацкого, колония им. А. Горького и коммуна Ф. Дзердинского-А. Макаренко, Павлышская средняя школа В.А. Сухомлинского и др.
Конец XIX - начало XX - го веков характеризуются движением «новых школ», созданием реформаторской педагогики. (С. Френе, Р.Штейнер и др.)
В России богатый опыт трудового воспитания накоплен в социально-педагогической деятельности многих педагогов-практиков: Н.Крупская, С. Шацкий, А. Луначарский, П. Блонский, А. Макаренко, А. Пинкевич, В. Сорока-Росинский, В.Шульгин и др.
Однако более основательную теоретическую педагогическую и психологическую разработку идея трудового воспитания получила только в середине XIX - го века в трудах К.Д.Ушинского.
Основополагающее значение для раскрытия содержания идеи трудовой школы имеют труды Л.Н.Толстого, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, Н.К.Крупской, С.Т. Шацкого,