УДК 371
Magin V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector for Educational Work, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: va_magin@mail.ru
THE USE OF MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF CULTURE HEALTH EDUCATOR. The culture of health of the modern teacher is a systematic, qualitative, integrative and dynamic education of the individual, characterized by a certain level of his spiritual, physical, social education and development. Humanistic and valeological approaches are more suitable for the formation of the teacher's health culture. The article describes methods of pedagogical valeology aimed at activating the reserve capabilities of the human body. They include suggestopedia, relaxometry, retropedia and others. The author concludes that the culture of health of a modern teacher is manifested in all types and forms of its activities. It both reflects the general level of his culture, professionalism, and specifically refracts individual ideas, consciousness, behavior, thinking on the perception of reality and the organization of life.
Key word: culture, health educator, health methods, teacher, humanist paradigm.
В.А. Магин, д-р пед. наук, проф., проректор по воспитательной работе, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
г. Ставрополь, Е-mail: va_magin@mail.ru
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
Культура здоровья современного педагога есть системное, качественное, интегративное и динамическое образование личности, характеризующееся определенным уровнем его духовной, физической, социальной образованности и развитости. Для формирования культуры здоровья педагога в большей степени подходят гуманистический и валеологические подходы. В статье описаны методы педагогической валеологии, направленные на активизацию резервных возможностей организма человека. К ним относятся: суггестопедия, релаксопедия, ритмопедия и другие. Автор делает вывод о том, что культура здоровья современного педагога проявляется во всех видах и формах ее деятельности. Она отражает как общий уровень его культуры, профессионализма, так и конкретно преломляет индивидуальные представления, сознание, поведение, мышление на восприятие окружающей действительности и организацию жизнедеятельности.
Ключевые слова: культура здоровья педагога, валеологические методы, педагог, гуманистическая парадигма.
Интерес к культуре здоровья современного педагога обусловлен реализацией общечеловеческой идеи качества человека XXI века и идеи гуманизации образования. По утверждению Е.Н. Шиянова, перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, другим людям, к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия - основной результат гуманизированного как общего, так и профессионального образования [1].
Понятие культура здоровья личности современного педагога напрямую связано с культурно-гуманистическими традициями педагогики. Они находят свое отражение в гуманистическом идеале - гармонично развитой личности, который выступал в качестве цели воспитания в различные исторические периоды. Так еще в гомеровскую эпоху в Древней Греции возникло понятие «калокагатия» -идеал физического и нравственного совершенства личности. Именно к этому идеалу, к вопросу о возможности и степени его достижения обращались передовые мыслители и педагоги последующих эпох, причем независимо от того, как он оформлялся терминологически [2]. Но представления о гармоничном развитии выводились прежде всего из идеальных представлений о совершенном человеке и не были связаны с изучением объективных потребностей общественного развития.
Хотелось бы отметить, что в течение многих веков направленность воспитания предполагала ориентацию на прошлое и настоящее, так как человечество в масштабах продолжительности жизни каждого отдельного человека развивалось медленно.
В XXI веке проблема воспитания подрастающих поколений приобрела совсем другой характер. Социальные конфликты и катаклизмы, свойственные практически всем современным народам, по-новому поставили и вопросы жизни и смерти людей, их включения в социум. Жизнедеятельность человека изменилось в XXI веке таким образом, что каждый человек может оказывать существенное воздействие на социальные, природные и прочие процессы.
Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его «качественных» характеристик. Высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека.
Реализация такой важной социальной задачи, как формирование гармонично развитой личности, требует в качестве основной предпосылки достаточного уровня её психосоматического развития как суммы резервных мощностей основных функциональных систем человека. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности - все это может служить показателем не только санитарно-гигиенической грамотности, но и общей культуры человека.
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом.
Гуманистическое направление охраны и укрепления здоровья всегда накладывало на личность ответственность не только за свое валеологическое поведение перед обществом, коллективом, близкими людьми, но и за отношение к своему собственному здоровью как к социальной ценности. И дело
здесь не только в том, что валеология приобретает такие черты, которые обуславливают переход индивидуально-личностных отношений к здоровью в социально общие, но и в том, что здоровье выступает как особая самоценность, предполагающая и специфические гуманистические морально-этические к себе подходы [3].
Современная теория и практика высшего педагогического образования требует изменения подходов к профессиональной подготовке современного педагога. Принятие гуманистической [4 и др.] и валеологической [5 и др.] парадигм позволяет переосмыслить и переориентировать учебно-воспитательный процесс на создание условий для гармонизации личности современного педагога. Для формирования культуры здоровья современного педагога необходимо включение его в образовательную систему, выстроенную с позиций педагогического идеала.
Культура здоровья современного педагога есть системное, качественное, интегративное и динамическое образование личности, характеризующееся определенным уровнем его духовной, физической, социальной образованности и развитости, осознанием способов достижения этого уровня и проявляющееся в профессиональной, общественной, семейной, физкультурно-оздоровительной, познавательной деятельности, побуждаемой мотивационно-ценностной сферой. Как интегрированный результат профессиональной подготовки культура здоровья личности современного педагога находит выражение в его многообразной профессиональной деятельности, направленной на формирование органического единства знаний, умений, навыков, убеждений в целях грамотного осознанного повседневного отношения как к своему образу жизни, здоровью, так и учащихся.
Проблема развития личности современного педагога, его профессионализма, формирования у него культуры здоровья, в последние годы явно обострилась, так как в настоящее время существует заметное противоречие между уровнем общей и профессиональной культуры современного педагога и стремительно растущими требованиями к его личности. И как отмечает Е.Н. Шиянов, педагог только тогда оправдывает социальные ожидания, когда его личность, общая и профессиональная культура развиваются опережающими по отношению к другим членам общества темпами [1].
Личностная парадигма в валеологическом сознании современного педагога - это сформированное представление о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, имеющей право познавать законы вселенной с присущей именно этой личности динамикой осмысления процессов развития, концепции философии здоровья.
Именно такой подход представляет реальную возможность решения комплексных задач:
- сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, стрессов, экологического дисбаланса;
- способствовать возрождению семьи как основы сохранения здоровья ребёнка, его личностного потенциала;
- передать осознание заботы о ребёнке миру взрослых, а отсюда сформировать и ощущение своей неразрывности с природой, защищенности, свободы самовыражения;
- закрепить в сознании ребёнка радостное ощущение ценности его жизни, неразрывности с природой в процессе формирования философии здоровья.
Решение этих задач напрямую связано с педагогическим мастерством современного педагога, в основе которого - валеологический подход, методы, технологии, язык современного педагога.
Валеологический подход предполагает создание условий для самопознания и саморазвития личности, в которых формируется потребность человека в знаниях, а через них - в здоровье. Здоровье человека напрямую связано с качеством образования. Под качеством образования ученые подразумевают интегральное понятие, представляющее синтез духовных, психофизических, интеллектуальных, творческих, экономических и других сторон жизни, отражающее уровень реализации творческого смысла жизни, природных сил человека. Качество образования - это и система духовных, социокультурных и материальных компонентов жизни, влияющих на потребностно-мотивационную сферу личности и отражающих потенциал человека к гармонизации, креативности. В свою очередь креативность увеличивает продолжительность жизни человека, влияет на качество его здоровья.
Термин «валеологические технологии» не имеет в настоящее время четкого однозначного толкования. Под валеологической технологией целесообразно понимать конкретный набор операций преподавателя по претворению того или иного метода в практику обучения.
В педагогической валеологии наиболее часто используются методы, направленные на активизацию резервных возможностей организма человека. К ним относятся: суггестопедия, релаксопедия, ритмопедия и другие.
По мнению Г. Лозанова, автора суггестопедической методики, суггестопедическое обучение обеспечивает полное использование параметров личности, оказывает психотерапевтический и гигиенический эффект, оптимально успокаивает биоэлектрическую активность мозга, повышает умственную работоспособность.
Г Лозанов выделяет три кардинальных принципа, без соблюдения которых нет суггестопедического обучения:
- принцип радости и ненапряженности обучения, эффект отдыха или, по крайней мере, отсутствие усталости;
- двуплановость, т. е. единство осознаваемого и неосознаваемого при обучении;
- суггестивная взаимосвязь обучаемых между собой и с преподавателем, индивидуальное обучение через групповое.
Для реализации этих принципов используются три вида средств:
1. Психологические, которые координируют периферические перцепции и эмоциональные стимулы, направляют их на использование мотивационного комплекса, системы настройки, потребностей, активацию личности.
2. Дидактические - смысловое обобщение.
3. Артистические - музыка, литература, изобразительное искусство, актерское мастерство преподавателя и др. [6].
К суггестопедическим основам ученые относят и речевую культуру современного педагога, и технологии, обеспечивающие самоактуализацию и самореализацию ребёнка в учебном процессе, в том числе и метод локально-моделирующий, суть которого в том, что педагог ориентируется не на усредненную массу, а на совершенно конкретные модели мира детей. Дети же, в свою очередь, имеют все, что целесообразно для их развития. Задача современного педагога состоит в том, чтобы, в конечном итоге, развивать глобальные представления ребёнка о себе в мире, и своем месте в этом мире, т. е. - реализовать валеологический принцип.
Библиографический список
Релаксопедия - метод обучения, использующий релаксацию в педагогических целях. Он позволяет на фоне мышечного расслабления в бодрствующем состоянии фиксировать внимание на объекте изучения и создать доминантный очаг в мозгу, который необходим для выполнения основной учебной задачи. Учащийся в состоянии релаксации вырабатывает внутреннюю установку на запоминание, активизирует неосознаваемую сферу психики. Релаксопедия создает эффект отдыха и повышает интерес к учебе.
Ритмопедия использует ритмическую стимуляцию органов чувств, как инструмент для формирования состояния обучаемых, наиболее благоприятного для усвоения информации. С этой целью используются слабые воздействия на зрительный и слуховой анализаторы низкочастотными ритмическими раздражителями, к каковым относятся музыка, свет, цвет. В результате, в мозгу формируется очаг устойчивого возбуждения, быстро пропускающий весь поток информации, воспринимаемый мозгом. В результате применения этого метода увеличиваются объем и качество усвоения учебной информации, наблюдается благотворное влияние на общее самочувствие обучаемых, обеспечивается максимальное сосредоточение внимания, повышается интерес к обучению [7].
Среди валеологических методов, которые может использовать педагог в своей практике - методы релаксации, различного типа тренинги, метод классификации знаний, метод системного видения мира, мнемотехника, саморегуляция. Технологическая реализация этих методов способствует снятию стрессов, предупреждению дидактогений. Кроме того, педагог должен применять методы, позволяющие снять закомплексованность, способствующие активизации мыслительных процессов у всех обучающихся, и позволяющие вступить в диалог не по принуждению, а по собственной инициативе. К таким методам относятся: нетрадиционные уроки-лекции, практикумы, уроки-турниры, конференции, проблемные семинары, игры-дискуссии.
Все вышеперечисленные валеологические технологии, организационные и методические формы занятий отличаются от традиционных тем, что способствуют организации неформального обучения - общения на уровне профессиональных и человеческих потребностей, в основе которых лежит принцип эмоциональной благоприятности что, несомненно, одно из условий валеологического процесса индивидуального развития ребёнка.
Создание атмосферы наибольшей эмоциональной благоприятности и комфорта учёные [7] относят к важнейшим условиям решения профессиональной проблемы - гуманизации процесса социализации личности, подготовки ее к жизни. Здоровый образ жизни, формирование его валеологического статуса является одним из важнейших условий профессиональной деятельности современного педагога.
Обобщая вышеизложенное отметим, что культура здоровья современного педагога связана с повышением роли человеческого фактора. В педагогической деятельности современного педагога проявление человеческого фактора нами рассматривается как преобразование сознания, культуры, образа жизни, профессиональных и общественных отношений. Основным здесь является деятельност-ная сущность современного педагога, которая закладывается и формируется в процессе его профессиональной подготовки, когда наиболее полно развиваются способности и качества позволяющие производить и воспроизводить культурные ценности. Культура здоровья современного педагога проявляется во всех видах и формах ее деятельности. Она отражает как общий уровень его культуры, профессионализма, так и конкретно преломляет индивидуальные представления, сознание, поведение, мышление на восприятие окружающей действительности и организацию жизнедеятельности.
1. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: учебное пособие. Москва-Ставрополь, 1991.
2. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.
3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону, 1997.
4. Берулава М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы. Гуманизация образования. 1994; 1: 3 - 11.
5. Глинянова И.Ю. Концептуальные основы валеологического образования молодежи. Экополис: образование и здоровье: Материалы 7 Международного конгресса. Санкт-Петербург 1995.
6. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога. Теория и практика физической культуры. 2005: 191.
7. Магин В.А. Формирование культуры здоровья личности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 1999.
References
1 Shiyanov E.N. Gumanizaciya obrazovaniya iprofessional'nojpodgotovki uchitelya: uchebnoe posobie. Moskva-Stavropol', 1991.
2 Shiyanov E.N., Kotova I.B. Ideya gumanizacii obrazovaniya v kontekste otechestvennyh teorijlichnosti. Rostov-na-Donu, 1995.
3 Kotova I.B., Shiyanov E.N. Stanovlenie irazvitie gumanisticheskojpedagogiki. Rostov-na-Donu, 1997.
4 Berulava M.N. Gumanizaciya obrazovaniya: sostoyanie i perspektivy. Gumanizaciya obrazovaniya. 1994; 1: 3 - 11.
5 Glinyanova I.Yu. Konceptual'nye osnovy valeologicheskogo obrazovaniya molodezhi. 'Ekopolis: obrazovanie i zdorov'e: Materialy 7 Mezhdunarodnogo kongressa. Sankt-Peterburg, 1995.
6 Lubysheva L.I., Magin V.A. Innovacionnye tehnologii v professional'noj podgotovke sportivnogo pedagoga. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury. 2005: 191.
7 Magin V.A. Formirovanie kultury zdorov'ya lichnosti buduschego uchitelya v processe ego professional'noj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 1999.
Статья поступила в редакцию 25.03.19
УДК 371
Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: uma-sh@mail.ru
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A MODERN PRIMARY SCHOOL TEACHER. The article describes the main stages of professional development of a modern primary school teacher: the first stage - study at a pedagogical university, the second - achievements of pedagogical skills and the third stage - a high level - pedagogical creativity. In order to identify the requirements for professional and personal qualities of the future primary school teacher, the author performs a functional analysis of legal documents regulating the activities of modern teachers. Studying these requirements the author identifies the most important personal qualities of teachers - variability thinking, emptiest, tolerance, communication, reflexivity, ability to cooperate etc. As an indicator of the professionalism of the teacher, the readiness to create the author's technology, characterized by the consistency of methodological techniques, the originality of their combination in an integrated system, corresponding to a single idea and personal experience of the teacher, the author's style of his teaching - one of the most important indicators of the professional development of the teacher.
Key word: teacher of initial classes, stages of professional development, willingness of teacher to creation of proprietary technology.
З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: uma-sh@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье описаны основные этапы профессионального становления современного учителя начальных классов: первый этап - учеба в педагогическом вузе, второй - достижения педагогического мастерства и третий этап - высокий уровень - педагогическое творчество. С целью выявления требований к профессиональным и личностным качествам будущего учителя начальных классов автором был выполнен функциональный анализ нормативно - правовых документов, регламентирующих деятельность современного учителя. На основе этих требований были выявлены наиболее востребованные личностные качества учителя - вариативность мышления, эмпатийность, толерантность, коммуникативность, рефлексивность, способность к сотрудничеству и др. В качестве показателя профессионализма учителя была выделена готовность к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей профессионального становления педагога.
Ключевые слова: учитель начальных классов, этапы профессионального становления, готовность педагога к созданию авторской технологии.
В научной и педагогической литературе выделяют следующие этапы профессионального становления современного учителя начальных классов: первый (основной) этап - учеба в педагогическом вузе, второй - достижения педагогического мастерства и третий этап - высокий уровень - педагогическое творчество.
В связи с реализацией новых Федеральных образовательных стандартов второго поколения пересмотрены содержание образования, формы, методы обучения и воспитания, роль и место учителя начальной школы в образовательном процессе, способы определения уровня его профессионализма. Идеологию ФГОС НОО [6] характеризует ориентация: на реализацию системно-деятельност-ного подхода в образовании, на результаты образования, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей.
С целью выявления требований к профессиональным и личностным качествам будущего учителя начальных классов нами был выполнен функциональный анализ соответствующих документов (материалы ФГОС НОО, ФГОС ВПО, Профессиональный стандарт «Педагог»), который позволил уточнить набор функций профессиональной деятельности учителя начальных классов.
К важнейшим функциям профессиональной деятельности учителя начальных классов относятся следующие: создание педагогических условий для успешного обучения, развития, воспитания младших школьников (функция «обучение, развитие и воспитание»); обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей (функция «здоровьесбережение»); педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных взаимодействий семьи и школы (функция «взаимодействие с родителями»); функция «самообразование»; участие в методической, опытной, исследовательской работе (функция «научно-методическая работа»).
С учётом этого анализа нами выделены компетенции, которые являются важнейшей характеристикой теоретической и практической готовности будущих учителей начальных классов к успешному осуществлению своей профессиональной деятельности. Выделим основные из них: общекультурные, профессионально-педагогические (психологическая, дидактическая) и специальные (предметная и методическая) компетенции.
Мы считаем, что выделенные компетенции составляют первый этап профессионального становления будущего учителя начальной школы, и они должны быть сформированы в процессе обучения в вузе.
Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих методологических оснований подготовки специалистов предопределило постановку и реализацию целей образовательного процесса в вузах в контексте формирования и развития ключевых компетентностей, что в первую очередь нашло отражение в разработанных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Являющийся основой новых стандартов высшего образования компе-тентностный подход предполагает развитие у студентов навыков самообразования, то есть формирование их самообразовательной компетентности. Значимой характеристикой общекультурных компетенций является самообразовательная готовность [7].
При этом в формировании самообразовательной готовности будущего учителя начальных классов высока роль самообразовательной деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что более 50% в учебных планах факультета начального образования отведено на самостоятельную подготовку обучающихся. Отмеченное позволяет с уверенностью говорить о необходимости развития самообразовательной компетентности будущего учителя начальных классов как важного условия качественной профессиональной подготовки специалистов.
Самообразовательную компетентность мы будем рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности выпускника, так как она позволяет получить качественное высшее образование, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, при необходимости сменить специальность.
Самообразовательная компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности, изначальном стремлении студента расширить свой образовательный потенциал. Вследствие чего роль высшей школы в формировании ценностного отношения выпускников к самостоятельной деятельности, в осознании будущими специалистами особой значимости самообразовательной компетентности для непрерывного профессионально-личностного развития многократно возрастает.
В ряде исследований подчеркивается особая важность развития самообразовательной компетентности для профессионально-личностного роста, обучающегося (Е.А. Злотникова, И.Я. Зимняя, О.Л. Карпова, А.В. Хуторской, ГИ. Чижа-кова и др.). Учёные актуализируют ее роль в управлении личностью собственной самообразовательной деятельностью как источника профессионального самосовершенствования, в регуляции процесса решения профессиональных задач, то есть в обеспечении самоорганизации профессиональной деятельности. Такая позиция является приоритетной сегодня.
Особо важным в формировании профессиональной-педагогической компетентности является использование учебном процессе на факультете педагогической технологии моделирования будущей профессиональной деятельности учителя начальных классов. Студенты, перенимая опыт преподавателей и, принимая в этом непосредственное участие, получают возможность отрефлексиро-вать результаты будущей профессиональной деятельности.
Одной из ведущих идей формирования специальных (предметная и методическая) компетенций по нашему мнению является переосмысление роли и места предметной подготовки на факультете начального образования: акцент переносится с владения предметом преподавания - как главной цели обучения на владение предметом преподавания как «средство развития ученика».
Для эффективного формирования специальных компетенций педагогов начального образования, необходимо, на наш взгляд, создать совокупность педагогических условий, к которым относятся несколько взаимосвязанных обстоятельств и технологий. Во-первых: личностно-ориентированная направленность образовательного процесса факультета на всех уровнях (целевом, содержательном, процессуальном), что достигается: созданием условий для индивидуального развития студентов (вовлечение их в научно-исследовательские проекты, конкурсные программы), развитием ценностно-мотивационной сферы студентов за счет дополнительных информаций о будущей профессии, увеличением объема