10 (67) - 2008
Приоритеты России
МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО НАУКОЕМКОГО БИЗНЕСА НА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ
УРОВНЯХ
В.М. МОСКОВКИН, доктор географических наук, профессор
Н.П. ЗАЙЦЕВА Белгородский государственный университет
Анализ зарубежного и отечественного опыта; барьеры и условия для развития университетского наукоемкого бизнеса. В США научные прикладные исследования проходят под эгидой различных министерств, привлекающих к исследованиям частные компании, которые не решились бы на это без государственного финансирования. В рамках частно-государственного партнерства финансируются только исследования с высоким технологическим риском. Американский механизм промышленно-университетских связей считается образцом для подражания во всем мире.
В Великобритании крупнейшие государственные университеты Оксфорда и Кембриджа имеют бюджеты порядка 1 млрд долл., но на сосредоточенных вокруг них инновационных фирмах производится продукции на 4 млрд долл.
В Японии государственная программа стимулирования финансовых вложений частного сектора в научные исследования позволяет оплачивать до 80 % расходов научно-исследовательских организаций за счет частных инвесторов.
Во Франции исследовательская деятельность сосредоточена в государственных вузах, которые являются также инкубаторами для инновационных предприятий. Любой исследователь вправе создать собственную компанию. В течение 6 лет он может заниматься ее развитием, сохраняя заработную плату и статус научного сотрудника, затрачивая на работу в собственной компании до 20 % рабочего времени. Он также имеет право иметь в собствен-
ности до 15 % акций компании. На начальной стадии эта компания получает «посевное» финансирование от государства через национальный конкурс инновационных компаний.
В последнее время Франция стала свертывать свои программы по развитию технопарков и через государственное администрирование стала налаживать научно-промышленные связи (университеты, НИЦ).
Научно-исследовательские центры Германии финансируются из собственных венчурных фондов, куда привлекаются инвестиции из частного бизнеса, заинтересованного в тех или иных исследованиях.
Если спроецировать указанный западный опыт на развитие отечественных университетов, с точки зрения коммерциализации знаний, то мы видим, что это развитие связано исключительно с университетско-промышленным партнерством (частно-государственное партнерство) [1].
В связи с этим отечественные программы по развитию технологических бизнес-инкубаторов и технопарков, организуемых на базе университетов, без такого партнерства, на наш взгляд, обречены на провал.
Одна из самых лучших в мире бизнес-инкубационных схем — израильская программа технологических инкубаторов, которая в начале XX в. была идентифицирована в качестве лучшей Европейской инновационной практики. Она с самого начала (с 1991 г.) была нацелена не только на начинающих
предпринимателей, но и на инвесторов венчурного капитала (они могут иметь до 20 % собственности компании). Такие технологические инкубаторы становятся большими хранилищами потенциальных идей для новых высокотехнологических венчурных фондов [2].
Характеризуя условия, сформировавшие благоприятный климат для возникновения промыш-ленно-университетских связей в развитых странах, следует отметить две тенденции:
1) политику правительств, направленную на стимулирование коммерческой деятельности вузов:
• предоставление университетам права собственности на изобретения, профинансированные из правительственных источников;
• предоставление университетам права учреждать собственные компании;
• поощрение переноса технологий из университетских подразделений в промышленные лаборатории;
• налоговые льготы на промышленные НИОКР и инновационную деятельность в целом;
2) заинтересованность университетов в получении дополнительных источников финансирования [3].
Указанные вопросы сейчас активно обсуждаются и в российском научном сообществе, и, как недавно стало известно, Минфин России, наконец-то, приступил к разработке Закона о налоговых инновационных льготах (скидках).
Одним из убедительных показателей того, насколько серьезно университет относится к партнерству с промышленным и предпринимательским сектором в целом, является обеспечение отделов по трансферу технологий. Организация подобных отделов — сигнал к тому, что университетская администрация готова предоставить ресурсы для поощрения лицензирования изобретений и их патентной защиты [4]. В этой связи отметим, что один из лучших таких отделов в российских университетах создан в Томском университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) под названием «Офис коммерциализации разработок».
Другим условием для успешного университет-ско-промышленного партнерства является формирование у студентов и персонала университета предпринимательской и инновационной культуры, предпринимательских компетенций. В принципе, этой деятельностью должны заниматься университетские бизнес-инкубаторы. Она является одной
из главных задач межвузовского студенческого бизнес-инкубатора «Дружба» (ТУСУР) — «обучение студентов, аспирантов и молодых ученых вузов управлению малым инновационным предприятием», а также целью и задачами студенческого бизнес-инкубатора Уральского госуниверситета (цель 2.2. «Содействие институциональному развитию сектора экономики знаний на основе подготовки студентов по курсам развития предпринимательских компетенций...»; задача 3.3 «Разработка и реализация практической части учебных программ по формированию предпринимательских компетенций для бизнеса»; задача 3.4 «Повышение квалификации преподавателей дисциплин по предпринимательству и бизнесу и бизнес-консультантов университета»).
В качестве университетских ноу-хау в этой области отметим опыт Казанского госуниверситета по ориентации компьютерных компетенций студентов в русло созидательной работы (смешанные студенческо-преподавательские команды по созданию электронно-образовательных ресурсов, сетевых учебно-методических информационных комплексов — СУМИК), а также опыт Нижегородского госуниверситета по созданию проектных команд, состоящих из магистров-разработчиков, юристов, финансистов и управленцев. Работа в таких смешанных командах благодаря взаимному обучению и обмену знаниями дает сильный сине-ргетический эффект.
С другой стороны, необходима организация систематической подготовки специалистов по трансферу технологий, защите прав и управлению интеллектуальной собственностью и инновационному менеджменту в целом. Ряд дальновидных университетов уже давно создали выпускающие кафедры по инновационному менеджменту, которые помимо подготовки специалистов в этой области ведут общеобразовательные упрощенные курсы по инновационному менеджменту на всех остальных факультетах.
Когда мы говорим об университетском бизнес-инкубаторе, важно понимать, что фактически речь идет о «выращивании» так называемых «спин-аутных» (spin-outs, spin-offs) компаний, то есть «отпочкованных» университетских фирм, которые в корне отличаются от компаний, основанных университетами (university-founded).
В развитых странах развитие университетского «предпринимательского бизнеса» происходит двумя путями [3]. Первый, традиционный, путь состоит в том, что организация компании на базе
университета выступает как результат «коммерческих возможностей, выявленных университетским персоналом», и ее развитие осуществляется за счет эксплуатации внутренних ресурсов и технологий, выпуска новой продукции и ее рыночного сбыта, при этом подобная компания не обязательно должна «вырасти на университетской исследовательской почве». Второй путь состоит в формировании и росте компаний, «отпочкованных» от «материнских подразделений». За рубежом устоялось следующее определение для таких компаний: «спин-аутной» считается компания, образованная на базе стержневой технологии, разработанной в материнской лаборатории. При этом в случае с университетским подразделением соответствующие исполнители и разработчики не обязательно поддерживают какие-либо связи с вновь образованной компанией. Они могут проводить консультирование или иметь долю в акционерном капитале. В отличие от «university-founded» компаний, стартовые «спин-аутные» компании инициируются отдельными личностями, а не целыми подразделениями [3].
Практика работы «спин-аутных» фирм за рубежом свидетельствует, что они в состоянии внести значительный вклад не только в качестве источника дополнительных доходов в университетский бюджет, но и в виде механизма регионального и национального экономического развития, учитывая тот факт, что такие фирмы часто выступают в роли «инкубаторов» для других фирм («спин-аутные» компании второго и более высоких порядков), обеспечивая деловую поддержку, участвуя в формировании «посевного капитала» и предоставляя оборудование для проведения НИОКР [3].
Несмотря на то, что мы еще не знаем, как эффективно запустить процесс генерирования университетских «спин-аутных» фирм первого порядка, мы должны думать об условиях запуска полномасштабного лавинообразного процесса создания таких фирм в своем регионе. При этом полагаем, что на начальном этапе необходимо создать межвузовский технологический бизнес-инкубатор, который послужит стимулом для создания таких инкубаторов во всех вузах региона, а потом уже разрабатывать и внедрять стимулирующий механизм для создания «спин-аутных» фирм второго и более высокого порядка.
Учитывая то обстоятельство, что в дополнение к программе создания сети региональных бизнес-инкубаторов в настоящее время в Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России прорабатывается вопрос создания в 2006—2008 гг.
более 20 студенческих инновационных бизнес-инкубаторов при ведущих университетах, необходимо продумать вопрос, чтобы на базе этих инкубаторов проводились межвузовские конкурсы инновационных проектов в регионах действия указанных инкубаторов. В идеале им следует придать статус межвузовских инкубаторов, как это сделано в Томске (студенческий инкубатор «Дружба»).
Механизм стимулирования создания университетских «спин-аутных» компаний. Опыт функционирования отечественных университетских бизнес-инкубаторов показывает, что без прямой поддержки процесса разработки прототипа нового продукта, его испытания, патентования и т. д. в виде грантов конкурса инновационных проектов они вообще перестают работать. Поэтому в университетах, которые имеют или создают бизнес-инкубаторы, необходимо на ежегодной основе проводить конкурсы инновационных проектов, имея для этого университетский фонд поддержки малого наукоемкого бизнеса, пополняемого из внебюджетных средств. Отметим, что в сети региональных бизнес-инкубаторов, действующих согласно постановлениям и приказам Минэкономразвития России, упор делается на предоставление в аренду нежилых помещений и оказание определенного перечня услуг, а соответствующий конкурс среди субъектов малого предпринимательства проводится конкурсной комиссией по предоставлению нежилых помещений в бизнес-инкубаторе. В то же время отмеченная образцовая израильская схема технологических инкубаторов поддерживается государством двояким образом:
1) выделяется грант на создание и администрирование самого инкубатора (то, что имеет место у нас);
2) выделяются гранты для проведения конкурса инновационных проектов (то, что отсутствует в российской схеме региональных бизнес-инкубаторов).
Что касается косвенной поддержки малого бизнеса, которая осуществляется в виде разных налоговых льгот, то, на наш взгляд, время нахождения в инкубаторе с полным освобождением от арендной платы целесообразно увеличить с одного года до двух, как это имеет место в США для стартующих малых фирм. Арендная плата в России занимает непропорционально высокую часть затрат коммерческого предприятия, в отличие, например, от Украины.
В основу механизма «посевного» финансирования университетских «спин-аутных» компаний
мы положим методологический инструментарий, наработанный в рамках реализации программы «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, как наиболее совершенный на сегодняшний день (включает инструменты конкурса «ИННО» РФФИ, ЮТЛБ).
Первый — «посевной» — этап финансирования малых наукоемких компаний программы «СТАРТ» (1 год, гранты до 750 тыс. руб., выделенные на безвозвратной основе) адаптирован нами для предлагаемого университетского фонда поддержки малого наукоемкого бизнеса, в котором предлагаются отбор гораздо меньшего числа заявок (10 вместо 50), уменьшенные размеры грантов (5—10 тыс. долл.), процедуры консультаций и бизнес-тренингов (через специальный консалтинговый и биз-нес-тренинговый центр университета), услуги сопровождающего подразделения университета, в качестве которого может выступать офис коммерциализации разработок (экспертиза заявок, мониторинг и отчетность по проектам, технологический аудит), и плавный переход на второй — «венчурный» этап финансирования университетских наукоемких компаний. Отметим, что первый «посевной» этап финансирования не требует создания малого предприятия.
Под венчурным финансированием (второй год реализации проекта) в данном случае мы понимаем финансирование на возвратной ос-
нове, когда молодые предприниматели берут часть рисков на себя и возвращают сумму гранта второго этапа в виде доли от оборота своей компании (роялти от продаж). На этом же этапе предприниматели могут пытаться привлечь и другие внебюджетные источники финансирования.
Алгоритм всех трех этапов (трехлетнее финансирование и пребывание в бизнес-инкубаторе) показан на рис. 2.
Третий этап мы назвали смешанным венчурным финансированием (классическое венчурное
Рис. 1. Первый «посевной» этап финансирования университетских наукоемких компаний
Авторы
Научно-технические проекты, ТЭО
Экспертиза проектов
Инновационные проекты, бизнес-планы
Экспертиза проектов
Результат
Предприниматели
Инвестиционные проекты, бизнес-план
Экспертиза проектов
Конкурс инвестиционных проектов
Отобранные проекты
Смешанное венчурное финансирование
Конкурс научно-технических проектов
1 г
Отобр пр04 анные ;кты
Результат Посевное финансирование
Конкурс инновационных проектов
*
Отобр проб анные ;кты
Венчурное финансирование
Университетский фонд посевного и венчурного капитала
Рис. 2. Алгоритм сопряжения этапов посевного и венчурного финансирования
финансирование). Но на этом этапе привлекаются средства частных инвесторов под серьезные инновационно-инвестиционные проекты (например, 50 % — университетский фонд, 50 % — частные инвесторы). В данной схеме мы назвали указанный университетский фонд фондом посевного и
венчурного капитала. Но эта схема, на втором и третьем ее этапах, будет реальной, если университетам предоставят право полноценного участия в финансировании бизнеса, как это имеет место в развитых странах.
Такой подход повышает привлекательность реализации инновационных проектов, снижая риски инвесторов: последние вкладывают деньги только в промышленное производство (тиражирование технологии), когда научно-техническая неопределенность инновационного предложения уже снята на стадиях посевного и начального этапа венчурного финансирования.
Так как в рамках одного университета трудно ожидать значительного потока инвестиционно привлекательных инновационных проектов, то предложенная схема посевного и венчурного финансирования наиболее оптимальна на региональном межуниверситетском уровне. Она может реализовываться под эгидой Совета ректоров вузов и Правительства региона, если последнее будет участвовать в пополнении указанного фонда наряду с частными инвесторами.
В качестве поддерживающих механизмов здесь можно предложить: различные PR-кампании в прессе и на телевидении, презентации инновационных проектов, венчурные ярмарки, создание инновационного онлайнового портала, семинары-консультации.
Рассмотренная схема могла бы быть полезна при реализации государственной программы создания сети частно-государственных региональных венчурных фондов, запущенной в 2005 г. с целью
расширения доступа малых инновационных предприятий к источникам акционерного капитала и инновационного развития регионов (средства региональных бюджетов — 25 %, средства федерального бюджета — до 25 % (в объеме, равном расходам региональных бюджетов); средства из внебюджетных источников — не менее 50 %).
Кроме того, здесь интересен опыт функционирования «Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан», который основывается на вовлечении коммерческих банков в схему венчурного финансирования.
А этот опыт достаточно поучителен. В 2004 г. (еще до запуска государственной программы развития частно-государственных венчурных фондов) Минфин Республики Татарстан выделил «Инвестиционно-венчурному фонду Республики Татарстан» 250 млн руб. на 3 года на поддержку малого бизнеса. Эти средства под 1 % были размещены в уполномоченных коммерческих банках, которые, в свою очередь, кредитовали малый бизнес под 6—7 %. Схема оказалась работающей, но деньги не шли в наукоемкие проекты. Поэтому в 2006 г. была поставлена задача кредитовать только малые промышленные предприятия, но по несколько другой схеме. Коммерческим банкам было предложено увеличить свой риск и к 250 млн руб. из государственного бюджета добавить свои 250 млн руб. В свою очередь, банки часть своих рисков переложили на предпринимателей, подняв ставку кредитования с 6—7 % до 9—10 %. Эта схема недавно была запущена, и первых результатов следует ожидать через год.
В заключение отметим, что для разработки и реализации механизмов поддержки университет-
ской инновационной деятельности на институциональном и региональном уровнях целесообразно создание творческих (проектных) команд из студентов и аспирантов — экономистов, юристов, управленцев, социологов, психологов и инфор-мационщиков. Одной из первоочередных задач таких команд должно стать создание региональных онлайновых инновационных порталов, в которых в систематизированном виде должна быть отражена вся инновационная деятельность региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. В российском научном мире разгорается громкий скандал, грозящий перерасти в настоящий бунт. Поводом стали последние инициативы Министерства образования и науки // Пресс-служба: МГУ в СМИ, 05.10.2004 г.; http://www. msu. ru/press/smiaboutmsu. html?2004-10-05_17-46.0a38ce4
2. Московкин В. М, Раковская-Самойлова А. Х. Меры европейской инновационной политики и идентификация лучшей инновационной практики: опыт для Украины // Бизнес-Ин-форм. - Харьков, 2005. № 3-4. С. 3-17.
3. Leitch C., Harrison R. Maximising the potential of university spin-outs: The development of second-order commercialization activities // R&D management. - Oxford, 2005. - Vol. 35, № 3. Р. 257-272.
4. Turk-Bicakci L., Brint S. University-industry collaboration: Patterns of growth for low - and middle-level performers //Higher education. - Dordrecht etc., 2005. - Vol. 49, № 1/2. Р. 61-89.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И —д. ИНФОРМАЦИОННО- LJIЧ И"1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ''ВДИ1
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Банковско-предпринимательская деятел
Конкурентноспособность российской экс
• Финансово-инвестиционная деятельное
I (1) январь 2008
ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!
C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»
«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».
Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.
Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: [email protected]