Инновационный менеджмент
Н.И. Архипова, И.А. Чернухина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
В мировой практике молодежные инновации реализуются на базе университетов, лабораторий, научно-исследовательских центров и в малых инновационных компаниях. Большинство экономически развитых стран разрабатывают определенную политику в области поддержки и финансирования молодых талантов: вводят новые законы, способствующие развитию инноваций, создают специальные программы для молодых ученых. Помимо поддержки со стороны государства молодежные инновации активно поддерживаются со стороны частных инвесторов (бизнеса). В России основной формой поддержки инновационной деятельности молодежи является государственная. Государство предоставляет денежные гранты и субсидии (гранты Президента РФ и государственных научных фондов), проводит массовые мероприятия (конкурсы, венчурные ярмарки и выставки), организует различные федеральные и региональные программы.
Ключевые слова: государственное управление, инновационное развитие, научно-технический потенциал, молодежные инновации, государственная поддержка молодежных инновационных программ.
Правительства экономически развитых стран предпринимают различные меры для поддержки молодежных инноваций. Так, например, в США создана одна из самых развитых организационно-правовых инфраструктур поддержки инновационной деятельности в целом и молодежной в частности. В 1980 г. был принят закон (Bayh-Dole Act), который предоставил университетам, бесприбыльным организациям и фирмам малого бизнеса право
© Архипова Н.И., Чернухина И.А., 2012
Совершенствование методов государственной поддержки...
передавать лицензии на коммерческое использование изобретений, сделанных в ходе исследований при финансовой поддержке правительства, промышленным компаниям. После принятия закона количество патентов, которые стали использоваться, увеличилось в 10 раз, начался быстрый рост числа подразделений при университетах, проводивших консультирование по оформлению лицензий и внедрению новых изобретений. Закон способствовал также тому, что в короткие сроки на базе университетов было создано более двух тыс. компаний по коммерциализации технологий, а американский бюджет стал ежегодно получать 40-50 млрд долл. за счет оборота интеллектуальной собственности.
Важную роль в вовлечении мелких и средних фирм в процесс передачи новых технологий сыграл закон 1982 г. об инновационных исследованиях (Small Business Innovation Research Act). Он инициировал специальную программу, обеспечившую выделение всеми федеральными ведомствами с годовым бюджетом на НИОКР свыше 100 млн долл., не менее 1,25% этого бюджета на проведение исследований и разработок силами малого бизнеса. Устанавливалась только обязательная нижняя граница ассигнований, верхняя не регламентировалась.
В числе наиболее масштабных мероприятий по поддержке НИОКР в сфере малого бизнеса в США выделяют следующие программы:
1) федеральная программа «Инновационные исследования в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research - SBIR), ежегодный бюджет которой превышает 2 млрд долл. Процесс реализации работ по тематике SBIR, а также размер финансовой поддержки определяется, исходя из квалификации малого предприятия, оригинальности инновационного предложения, его промышленных достоинств и коммерческих перспектив его реализации;
2) федеральная программа «Трансферт технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer - STTR) дает возможность малым предприятиям получить финансовую и техническую помощь в создании совместных предприятий и/или временных объединений, ориентированных на разработку новых технологий от первоначальной идеи и до полной их реализации. Основными заказчиками исследований и составителями тематики НИОКР по этой программе с общим годовым бюджетом более одного млрд долл. являются крупнейшие федеральные агентства США, заинтересованные в выполнении НИОКР, имеющих важное значение для дальнейшего развития страны.
Н.И. Архипова, И.А. Чернухина
Для оценки эффективности инновационных разработок сектора малых предприятий реализуется национальная программа «Исследования о результативности НИОКР в малом бизнесе», координируемая департаментом технологий АМБ (The Office of Technology). В рамках этой программы сопоставляются объемы федеральных капиталовложений в НИОКР, проводимых в секторе малого предпринимательства, и их результативность (за исключением программ SBIR и STTR).
В результате существенной поддержки со стороны государства и финансирования фундаментальных и прикладных исследований, которые осуществляются в университетах, национальных лабораториях и научно-исследовательских центрах, ведущие американские университеты превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом, индустрией и системами управления. При этом удельный вес фундаментальных исследований в вузах достигает 55-80%.
Наличие в системе финансирования венчурных инвесторов -необходимое условие воспроизводства инновационных компа-ний1.
Созданная на базе Стэндфордского университета Кремниевая долина в настоящее время занимает ведущее место в мире по развитию высоких технологий и инноваций. Первое заявление Кремниевой долины как венчурного центра было ознаменовано созданием интегральных микросхем. К 1980 г. в Долине был налажен четкий механизм создания новых предприятий и технологических компаний. К началу 2009 г. в долине располагалось 87 тыс. компаний с персоналом свыше 100 человек. Более трех тыс. юридических и почти двух тыс. бухгалтерских фирм предоставляли существующим и нарождающимся компаниям свои услуги; 700 коммерческих и 47 инвестиционных банков, а также порядка 180 венчурных компаний обеспечивали начинающих предпринимателей финансовыми ресурсами. Около 600 крупных и мелких фирм занимались рекламой и наймом работников для стартапов. За 1995-2005 гг. венчурные инвесторы выдали в Кремниевой долине 111 млрд долл. на развитие рискованных проектов (или 32,5% от совокупных венчурных инвестиций во всех США за рассматриваемый период). Для сравнения: аналогичные вложения во всей Европе за эти же десять лет составили 119 млрд долл.
Партнерство между государством, промышленностью и университетами в Канаде облегчает передачу технологий бизнесу.
Совершенствование методов государственной поддержки...
С целью активизации научных исследований в университетах в 2000 г. была выдвинута государственная инициатива по созданию в вузах Канады двух тысяч научно-исследовательских кафедр (Canada Research Chairs Program), финансируемых на основе дополнительных бюджетных ассигнований.
В системе финансирования инновационных разработок при содействии федерального правительства Канады в 1997 г. был создан один из важнейших финансовых институтов - Канадский фонд инноваций (Canada Foundation for Innovation - CFI), который содействует реализации проектов, связанных с коммерциализацией технологий. К настоящему времени CFI получил от канадского правительства порядка 3,15 млрд долл. Эти инвестиции главным образом предназначены для поддержки проектов в таких областях, как медицина, экология, естественные и инженерно-технические науки.
Британским правительством также предпринят ряд мер по развитию инновационной инфраструктуры2. Например, программа поощрения грантами за достижения малых фирм в области науки и техники (СМАРТ), которая представляет собой часть мер Министерства торговли и промышленности по поддержке предпринимательства.
Основные цели программы:
- предоставление финансовой поддержки малому наукоемкому бизнесу, осуществляющему инновационные разработки и содействующему росту размеров рынка инновационных разработок;
- содействие малому бизнесу по увеличению объемов его расходов на инновационные разработки и создание для него новых рыночных условий;
- создание потенциала для роста наукоемких стартапов.
Программа предусматривает проведение в два этапа конкурса
инноваций малых предприятий с численностью занятых до 50 человек. Победители первого этапа получают от Министерства торговли и промышленности грант, который покрывает 75% стоимости проекта, но не превышает 50000 фунтов стерлингов. Проекты отбираются по критериям качества и новизны, важности и потенциальной коммерческой пользы для Великобритании, а также с учетом финансовых нужд конкурсанта. Второй этап представляет собой самостоятельный конкурс, который открывается спустя 9 месяцев после (и для победителей) первого этапа. Он нацелен на финансирование второго года реализации проекта и покрывает 50% стоимости последнего, но не свыше 100000 фунтов стерлингов.
Н.И. Архипова, И.А. Чернухина
По оценкам экспертов, за 2007-2008 гг. наукоемкие фирмы малого бизнеса получили около 47,7 млн фунтов стерлингов.
Одной из важных инфраструктурных инициатив по созданию и продвижению молодежных инноваций была организация в 2001 г. Фонда инноваций высшей школы с финансированием в размере 140 млн фунтов стерлингов. Фонд рассматривается как источник финансирования «третьей задачи», стоящей перед университетами, - осуществление инновационной деятельности и поддержка молодежных инициатив. При этом первые две задачи университетов - это исследования и обучение3.
Цель программы Правительственного фонда университетских поисковых посевных фондов заключается в заполнении того финансового пробела, который существует между исследованиями в университетах и стадией их возможного коммерческого использования. Именно привлечение посевных фондов университетами должно способствовать успешной трансформации качественных исследований в конкурентный бизнес. Для помощи университетам в коммерциализации результатов исследований Правительством Великобритании было принято решение создать посевные фонды для финансирования услуг опытных менеджеров, для защиты интеллектуальной собственности, осуществления предком-мерциализационных НИОКР, разработок прототипов, подготовки бизнес-планов, покрытия юридических издержек и т. п.
Бюджет программы образуется за счет вкладов траста Wellcome Trust, фонда Gatsby Charitable Foundation и средств Правительства Великобритании. Эффективность программы подтверждается тем фактом, что за первые два года ее существования было организовано 106 новых венчурных компаний4.
Примером успешно действующего университетского фонда является Посевной поисковый фонд Оксфордского университета, который инвестирует в программы факультетов университета, в новые венчурные компании, а также финансирует внешние услуги, например, маркетинговые исследования, бизнес-планирование и т. д.
Для развития передовой промышленности в периферийных районах правительство Великобритании использует создание научных и технологических парков вокруг вузов. Практически все технопарки этой страны созданы благодаря государственным субсидиям в рамках государственной региональной помощи. Правительство Великобритании уделяет большое внимание региональному распределению НИОКР Основной научно-технический потенциал сосредоточен в юго-восточном и восточном районах страны.
Совершенствование методов государственной поддержки.
Треугольник «Лондон-Оксфорд-Кембридж» играет в Великобритании ту же роль, что и Кремниевая Долина в США.
Среди научно-внедренческих территорий Великобритании, прежде всего следует выделить научный парк Кембриджского университета, научный парк Шеффилда, научный парк Брад-фордского университета, научный парк Кильского университета (г. Сток-он-Трент), технопарк на южном берегу (г. Лондон), технологический центр Лафборо.
Самым известным научным парком считается технопарк Кембриджского университета, который для новых венчурных компаний выполняет функции инкубатора. В технопарке действует более 400 высокотехнологичных фирм, специализирующихся в области электроники, приборо- и машиностроения, компьютерной техники, программного обеспечения, исследовательских приборов, телекоммуникаций и биотехнологий. Примерно половина компаний - небольшие (менее 30 человек), независимые и молодые (их возраст не превышает 5 лет). Кроме того, в Кембридже растет число отделений крупных английских и зарубежных концернов, не только промышленных, но и финансовых. Малые и средние наукоемкие фирмы Кембриджа обеспечивают около 20% занятости в данном районе (см.: Д.Г. Воронов. Источники финансирования технопарков).
С целью поддержки молодых ученых в 2007 г. в Великобритании был создан департамент инноваций, университетов и профессиональной подготовки (DIUS), который является основным исполнительным органом правительства, ответственным за разработку, финансирование и управление наукой и научными исследованиями в Великобритании. При этом он опирается на научно-технологический потенциал университетов, государственных лабораторий и систему подготовки исследователей, инженеров и техников, что также входит в ведение DIUS5.
DIUS отвечает в правительстве за предоставление и распределение госбюджетных ресурсов, выделяемых на науку. В ведении DIUS входит и система научно-исследовательских советов Великобритании (Research Councils of the United Kingdom - RCUK), которые представляют собой партнерство. Оно сформировано из семи научно-исследовательских советов Великобритании. Ежегодно RCUK инвестирует на базовые и прикладные исследования, проводимые этими советами.
Финансовые ресурсы на исследования предоставляются университетам, научно-исследовательским институтам советов и другим
Н.И. Архипова, И.А. Чернухина
независимым научно-исследовательским организациям в форме исследовательских грантов. Гранты обычно предоставляются на период от трех до пяти лет. В целом все семь научно-исследовательских советов в настоящее время профинансировали и предоставили примерно 18 тыс. грантов для 50 тыс. исследователей. Из предоставляемых госбюджетных средств научно-исследовательские советы выделяют 2,5% на финансирование проектов инновационных разработок, выполняемых университетами совместно с фирмами малого и среднего бизнеса на основе партнерства.
В целях развития инновационной деятельности в университетах был образован инвестиционный фонд научных исследований (Science Research Investment Fund - SRIF) - финансовая схема предоставления университетам финансовых ресурсов, которые инвестируются ими в инфраструктуру (например, замена или модернизация научного оборудования, строительство новых научных лабораторий университетов и пр.). SRIF находится под управлением отдела науки и инноваций департамента BERR и соответствующих региональных органов, финансирующих высшее образование в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии. Каждый университет представляет свои заявки с соответствующими обоснованиями на получение финансовой поддержки в указанные региональные органы. Ежегодный объем финансирования SRIF правительством составляет 500 млн фунтов стерлингов.
Кроме того, в Великобритании были созданы фонды роста на ранней стадии развития предприятий, или фонды «раннего роста» (Early Growth Funds - EGF) на основе правительственной программы по стимулированию рискового финансирования фирм, находящихся на начальном этапе развития (стартапы и развивающиеся фирмы). Получить финансовую поддержку от фондов «раннего роста» EGF могут не только стартапы, но и наукоемкие фирмы, созданные при университетах, фирмы инновационно-активного бизнеса и другие наукоемкие инновационные фирмы малого бизнеса. Фонды «раннего роста» EGF образуют совместно с региональными и национальными фондами венчурного капитала смешанную структуру для финансирования инновационной деятельности6.
В Италии основой для поддержания и финансирования молодежных инновационных разработок является Министерство образования, университетов и научных исследований (Ministero dell'Istruzione, dell'Universita e della Ricerca-MIUR), которое финансирует7:
Совершенствование методов государственной поддержки...
- научно-исследовательскую деятельность университетов через соответствующие национальные проекты на основе средств, размещенных в Фонде совместного финансирования научно-исследовательской деятельности университетов (COFIN);
- научно-исследовательские институты и астрономические лаборатории, в частности Национальный институт астрофизики (INAF);
- национальные научно-исследовательские институты и международные программы;
- Инвестиционный фонд базовых исследований (FIR);
- Фонд прикладных исследований (FAR) и Специальный интегративный научно-исследовательский фонд (FISR);
- научно-исследовательские программы в южных регионах страны;
- фонды распространения научной культуры (PUS);
- разработку и развитие общеевропейских и международных норм и правил, относящихся к университетскому образованию.
В высшей школе Германии молодежные исследования охватывают практически все научные дисциплины, при этом большое внимание уделяется молодежной инициативе в инновационной области. Например, в Германии действует программа поддержки талантливых учёных «Fraunhofer Attract»8. Проекты для финансирования отбираются на конкурсной основе. Победители конкурса формируют собственные малые научные коллективы из 3-5 человек (рабочие группы). В рамках программы руководитель проекта может при необходимости привлекать сотрудников Фраунгофер института, к которому прикреплена его рабочая группа, а также использовать оборудование и лабораторные помещения. Бюджет гранта составляет 2,5 млн евро и рассчитан на 5 лет.
В Швеции поддержка малых технологических фирм осуществляется через Фонд промышленного развития - IDF (Industrial Development Fund). Он осуществляет кредитование и прямые инвестиции в малые фирмы, продукция которых относится к приоритетным областям технологического развития (информационные и коммуникационные технологии, науки о жизни, промышленные технологии), имеющие численность сотрудников до 250 человек и оборот до 400 млн шведских крон.
Для получения кредита малой фирме необходимо продемонстрировать, что проект имеет хорошую коммерческую перспективу и высокий уровень менеджмента. Полная стоимость проекта должна быть не менее 4 млн шведских крон. Кредит IDF может
Н.И. Архипова, И.А. Чернухина
покрыть до 50% полной стоимости проекта, а его ставка определяется на рыночной основе. DF предлагает различные схемы, в том числе и конвертацию кредита в акции компании при успешном развитии бизнеса. Кроме того, IDF инвестирует в компании на разных стадиях развития проекта, но не предоставляет безвозмездное финансирование в виде грантов. Для получения инвестиций проект должен содержать уникальную идею, имеющую явный потенциал коммерциализации. В первую очередь IDF интересуется технологическими компаниями, основанными выходцами из университетов. Первоначальная сумма запрашиваемых инвестиций должна быть в пределах от 250 тыс. до 2 млн шведских крон. В настоящее время IDF сделаны инвестиции более чем в 300 компаний, в результате чего фонд владеет акциями на сумму около 390 млн евро при инвестициях около 210 млн евро.
Таким образом, правительства зарубежных стран ищут наиболее эффективные методы организации и стимулирования молодежной инновационной деятельности.
Следует отметить, что в России долгое время не рассматривали молодых ученых и разработчиков как действительно серьезную силу, чьи идеи способны были бы обеспечить революционное развитие нашего инновационного сектора. Россия, располагая крупной научной базой (12% от числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%9.
Однако за последние три-четыре года российский инновационный сектор значительно «омолодился»: средний возраст иннова-тора снизился с 42 лет в 2007 г. до 28-29 лет в 2010 г. В результате число молодежных инновационных компаний, возраст ведущих сотрудников которых составляет менее 35 лет, выросло примерно на 18% и составляет на сегодняшний день около 27% от общего числа действующих в России инновационных компаний.
Наиболее характерным структурным отличием России от большинства развитых и развивающихся стран в поддержке молодежных инновационных проектов является преобладание доли правительственного финансирования инноваций по сравнению с долей бизнес-структур. В 2010 г. общий объем государственных расходов России на поддержку молодежных инновационных проектов составил около 450 млрд рублей10.
В основном государство поддерживает молодежные инновационные проекты несколькими путями.
Совершенствование методов государственной поддержки...
1. Вложение средств в инвестиционные фонды, специализирующиеся на венчурных инвестициях. Примерами таких фондов могут послужить фонды, созданные в 2008 г. Российской венчурной компанией, а также региональные венчурные фонды инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. Как правило, средства государства в этом случае смешиваются в инвестиционном фонде со средствами частных инвесторов, а решения об их инвестировании принимает частная управляющая компания. Исключение из этого правила составляет Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании (РВК), инвестиции которого будут определяться самой РВК.
2. Проведение массовых мероприятий, направленных на подготовку молодых предпринимателей и их знакомство с инвесторами. Данный вид поддержки является важным шагом на пути к запуску собственного инновационного проекта. Посещение мероприятия, посвященного инновациям, может быть привлекательным для автора проекта тем, что оно включает:
- знакомство с инвесторами, в том числе и возможность личного общения;
- участие в семинарах, посвященных процессу привлечения инвестиций;
- возможность независимой оценки и обсуждения своего проекта;
- помощь (в основном организационную: рекомендации, оценка, планирование работы) в подготовке документации проекта для инвестора.
Важную роль в массовых мероприятиях, проводимых государством, играют венчурные ярмарки, которые способствуют привлечению инвестиций в инновационный сектор национальной экономики, помогают российским разработчикам войти в мировой венчурный рынок капитала. Отличительной чертой венчурной ярмарки от традиционных отраслевых ярмарок и выставок продукции, в том числе и научно-технической, является то, что объектом презентации на ней является бизнес, а предметом торга - доля компании. На этапе подготовки ярмарки организаторы проводят специализированный тренинг ТОП-менеджеров, отобранных компаний. При этом обучение ориентировано не только на коммерческие аспекты продвижения бизнеса, но и на конкретную методику работы с венчурными инвесторами. В среднем из всех поступивших заявок экспертами отбирается примерно 25-30%.
3. Выдача грантов и субсидий (небольшие вложения в пределах 1 млн руб., призванных дать начальный толчок развитию проекта).
Н.И. Архипова, И.А. Чернухина
Практически всегда в этом случае речь идет о той или иной форме безвозмездной помощи (в ряде случаев это может быть и льготный кредит). Предоставление денежных грантов и субсидий осуществляется, как правило, на сумму в пределах от 500 тыс. до 2-5 млн руб.
Наиболее значимыми из индивидуальных грантов для молодых ученых являются гранты Президента РФ для молодых кандидатов и докторов наук. Указом Президента РФ Д.А. Медведева от 9 февраля 2009 г. размер грантов для кандидатов наук был увеличен до 600 тыс. руб. в год, грантов для докторов наук -1 млн руб. в год. Ежегодно выделяется 400 грантов молодым кандидатам наук и 60 грантов молодым докторам наук.
Гранты для поддержки научных групп выделяются в первую очередь ведущими государственными научными фондами: Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом. Многие тысячи молодых (до 35 лет) ученых трудятся в научных группах, поддерживаемых грантами РФФИ (около 20 тысяч молодых ученых входили в состав поддержанных РФФИ в 2008 г. проектов). Сотни молодых ученых имеют гранты на проведение исследований научными группами под их руководством. Таким образом они выходят на новую ступень независимости и самостоятельности: получают навыки самостоятельной постановки научных задач, руководства научными группами и распоряжения финансовыми ресурсами. Тысячи молодых ученых ежегодно получают поддержку научных фондов для участия в научных конференциях и школах в России и за рубежом.
Наиболее масштабная поддержка работы научных коллективов с участием молодых ученых осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009-2013 гг. В рамках этой программы состоялось несколько массовых конкурсов трехлетних проектов11:
- поддержки исследований, проводимых коллективами научно-образовательных центров (до 5 млн рублей ежегодно);
- поддержки исследований, проводимых группами под руководством докторов наук (до 2 млн рублей ежегодно) и кандидатов наук (до 1,5 млн рублей ежегодно);
- поддержки проведения исследований молодыми кандидатами наук (до 1 млн рублей ежегодно) в составе научно-образовательных центров, а также ряд массовых конкурсов двухлетних проектов;
Совершенствование методов государственной поддержки.
- поддержки проведения исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей (до 2 млн рублей ежегодно);
- поддержки проведения исследований аспирантами (до 0,5 млн рублей ежегодно) в составе научно-образовательных центров.
Главным преимуществом государственной формы финансирования по сравнению с частными венчурными инвестициями является то, что гранты и субсидии выдаются безвозмездно, их не надо возвращать как кредиты, и грантодатель не получает долю в финансируемом бизнесе как венчурный инвестор. С другой стороны, гранты имеют два важных недостатка:
1) это всегда сравнительно небольшая сумма, ее редко хватает на полноценный запуск проекта;
2) объем бумажной работы, которую надо проделать, чтобы сначала получить грант, а потом отчитаться о его использовании, достаточно высок для той небольшой суммы, которую получает проект.
Для вовлечения молодежи в науку и для поддержки молодых ученых государство также организует различные федеральные и региональные программы и конкурсы. На сегодня самым крупным конкурсом инновационных стартапов в стране является конкурс, проводимый Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ).
При поддержке Российской академии наук НАИРИТ выделила грант на проведение общероссийского конкурса молодежных инновационных проектов. Его общий призовой фонд составил более 41 млн рублей. Средства на проведение конкурса были выделены из федерального бюджета в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации № 300-рп от 08. 05. 2010 г. «Об обеспечении в 2010 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества». Право на проведение конкурса НАИРИТ получила за счет победы на открытом конкурсе Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям на осуществление проектов, имеющих социальное значение в сфере поддержки молодежных инициатив, проектов молодежных движений и организаций12.
Всего в конкурсе приняли участие более 1200 проектов, приоритет был отдан молодежным проектам, относящимся к пяти основным технологическим направлениям российской инновационной
Н.И. Архипова, И.А. Чернухина
политики: это энергосберегающие, информационные, медицинские, ядерные и космические технологии. Инновационные проекты в области информационных технологий и программного обеспечения составили 28% от общего числа проектов, проекты в области энергоэффективности и ресурсосбережения - 23%, медицинских технологий - 22%, проекты в области телекоммуникаций и космонавтики - 6%.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСР МП НТС) стал первой организацией федерального уровня в России, ориентированной на финансирование преимущественно частных малых инновационных предприятий на «посевной» стадии. Правительством Российской Федерации установлено, что в Фонд направляются 1,5% средств федерального бюджета на науку (более 3 млрд рублей в 2010 г.) (см. Официальный сайт Фонда содействия развитию МП НТС).
Механизм государственно-частного сотрудничества в венчурной индустрии заключается в долевом участии государства в венчурных фондах напрямую или через посредничество фонда фондов, а также в финансовом содействии частным венчурным фондам и инновационным компаниям. Фонд фондов размещает свои средства в частные венчурные фонды наряду с другими инвесторами, и является своего рода посредником при передаче финансовых ресурсов от государства к частным венчурным фондам. Кроме того, фонд фондов в ряде случаев выступает гарантом для частных инвесторов в вопросе снижения рисков инвестиционной деятельности.
ООО «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании» создан ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО РВК) совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (соответственно 99% и 1%). Фонд ориентирован на инвестиции в российские инновационные компании с высоким потенциалом роста на отечественном и зарубежных инновационно-технологических рынках. Уставный капитал ООО «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании» составляет 2 млрд рублей13.
Посевной фонд РВК вкладывает в стартапы, только если между регистрацией и обращением в фонд прошло меньше трех лет. Суммарная выручка компании за год перед обращением в зееё-фонд должна быть не больше 10 млн рублей. Деньги могут получить только высокотехнологичные проекты, а именно компании, деятельность которых соответствует приоритетным направлениям
Совершенствование методов государственной поддержки.
развития науки, технологий и техники в России, перечню критических технологий Российской Федерации и Инвестиционной декларации Фонда. Стартап также должен владеть правами на интеллектуальную собственность, на которой основан бизнес. Если права еще не защищены, компания должна «предпринять все необходимые действия для получения прав»14.
Специализированные фонды ОАО «РОСНАНО» в области наноиндустрии и ОАО «Росинфокоминвест» в сфере информационных технологий выступают соинвесторами в проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Для поддержки молодых инноваторов ОАО «РОСНАНО» организовывал «Российскую молодежную премию в области нано-индустрии» - премия для молодых ученых (до 35 лет), разработавших новый нанотехнологический продукт или освоивших его производство.
Важным положительным шагом стимулирования внедрения созданных научно-технических проектов в гражданский оборот стало принятие Федерального закона от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ, в соответствии с которым в вузах и академических НИИ предусматривается возможность создания малых предприятий и трудоустройство молодых людей по специальности15. Однако в то время как Законом № 217-ФЗ декларируется возможность вносить в уставный капитал создаваемых малых инновационных предприятий денежные средства, оборудование и иное имущество, Гражданский кодекс РФ содержит прямой запрет бюджетному учреждению на распоряжение имуществом, закрепленным за этим учреждением собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Следует отметить и существенное обновление российского законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В частности, после вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-Ф3 бюджетные научные и образовательные учреждения получили право самостоятельного распоряжения доходами от использования исключительных прав на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Это снимает имеющееся существенное препятствие на пути коммерциализации интеллектуальной собственности. Однако у многих учреждений нет официально зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности. При возникновении прав на объект интеллектуальной собственности у исполнителей - академических НИИ и вузов - часто нет возможности его патентного закрепления,
Н.И. Архипова, И.А. Чернухина
так как в их штате нет соответствующих специалистов. Кроме того, в бюджетной классификации России нет статей расходов, позволяющих направлять средства на патентование объектов интеллектуальной собственности.
Несмотря на предпринимаемые меры по поддержке молодежного инновационного движения в инновационном секторе сложилась критическая ситуация, связанная с большим оттоком на работу за рубеж наиболее талантливых молодых ученых, научных специалистов и разработчиков. Высокие темпы профессиональной научной эмиграции являются следствием агрессивной политики ведущих западных государств и государств Юго-Восточного региона по привлечению наиболее талантливых и перспективных молодых ученых из других стран мира к работе в своих научных и высокотехнологических секторах. С целью привлечения иностранных научных талантов в таких странах, как США, Великобритания, Германия, Франция, Израиль, Австралия, Китай, Южная Корея, Япония, Канада, Малайзия, Сингапур, приняты и реализуются специальные государственные программы, которые включают в себя создание большого числа высокооплачиваемых рабочих мест непосредственно для иностранных специалистов, предложение льготных условий ассимиляции и получения гражданства, предоставление широкого комплекса социальной поддержки.
Результатом реализации данных программ стало то, что на сегодняшний день более 90 тыс. молодых российских ученых и специалистов на постоянной основе работают в США, 40 тыс. - в Германии, 20 тыс. - в Великобритании, около 4 тыс. -в Японии и около 25 тыс. - в Китае16.
В связи с этим совершенствование методов государственной поддержки молодежного инновационного проектирования должно опираться: на опыт зарубежных стран в сфере разработки государственной политики развития и построения молодежной инновационной деятельности; на такие важнейшие элементы зарубежных инновационных стратегий как охват широкого спектра социальных, научно-технологических, экономических, политических, образовательных, культурных и других аспектов, связанных с развитием инновационной деятельности в стране.
Совершенствование методов государственной поддержки.
Примечания
1 Крылов Д. Серенада Силиконовой долине / Д. Крылов // Экспертный канал
«Открытая экономика». 2009. 16 сент.
2 Воронов Д.Г. Источники финансирования технопарков / Д.Г. Воронов // ФГУ
НИИ РИНКЦЭ. 2006.
3 Теребов С.В. Формирование системы подготовки менеджеров для инновацион-
ной сферы региона / С.В. Теребов // Журнал «Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз». 2009. № 3.
4 Роль научных и инновационных фондов в развитии национальных инноваци-
онных систем // Стратег.Ру - сетевое издание о стратегии. 2004. 16 окт.
5 List of Ministerial Responsibilities, Including Executive Agencies and Non
Ministerial Departments / Cabinet Office. 2008, nov. Р. 41-43.
6 Lord Sainsbury of Turville. The Race to the Top //A Review of Government's
Science and Innovation Policies. 2007, oct. Р. 80.
7 Киселев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. Инновационная политика и наци-
ональные инновационные системы Канады, Великобритании, Италии, Германии и Японии / Н.В. Киселев, Д.А. Рубвальтер, О.В. Руденский // ГУ ЦИСН: Информационно-аналитический бюллетень. 2009. № 6.
8 От идеи к инновациям: программа поддержки талантливых ученых «Fraunhofer
Attract» // Официальный сайт фонда «Вечная молодость».
9 Рынок инноваций в России // Официальный сайт Российской академии наук.
10 Государство потратило на молодых инноваторов 450 млрд рублей // UNOVA:
Новости инноваций и венчурного рынка. 2011. 17 мар.
11 Онищенко Е. ФЦП «Кадры» - через тернии к лотам / Е. Онищенко // Газета
«Троицкий вариант - Наука». 2009. № 6 (25). 1 апр.
12 НАИРИТ получила президентский грант на 41 млн рублей // Venture Bussiness
News - Вестник инноваций и венчурного рынка. 2010. 1окт.
13 Курмышев И. Потребность в инновациях возникает там, где есть конкуренция /
И. Курмышев // «Коммерсантъ»: Приложение. 2009. 15 дек.
14 Венчурная перестройка: РВК готовится создавать новые фонды и снимать
административные барьеры // Новости инноваций и венчурного рынка. 2010. 19 янв.
15 Инновационному пути развития страны альтернативы нет // Совет Федерации:
Материалы пресс-службы. 2010. 8 сент.
16 Усков О. Политика научной интервенции / О. Усков // Независимая газета.
2010. 22 дек.