АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО,
МУНИЦИПАЛЬНОГО И КОРПОРАТИВНОГО
\/1—1Г) Л П ПГ1 11 /1(Л Г-) Г~ /'Тл I— I—11— \ 1 Г~ П\ /Г~
УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУ1
УДК 336.1
DOI: 10.22412/1995-042X-11-8-3
ГВАРЛИАНИ Татьяна Евгеньевна
Сочинский государственный университет (Сочи, РФ); доктор экономических наук, профессор; e-mail: [email protected] ТОМСКИХ Светлана Александровна
Сочинский государственный университет (Сочи, РФ);
аспирант; e-mail: [email protected]
ОБОРИН Матвей Сергеевич
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Пермский институт (филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь, РФ); доктор экономических наук, профессор; e-mail: [email protected]
Механизмы совершенствования системы внутреннего государственного контроля
В статье проведён анализ концептуальных основ действующей системы внешнего и внутреннего государственного контроля, выявлены основные проблемы его нормативного регулирования и его реализации в бюджетных организациях с целью унификации методологического обеспечения системы внутреннего государственного финансового контроля.
Обоснована необходимость совершенствования механизмов системы внутреннего финансового контроля в связи с внедрением новых форм финансового обеспечения государственных услуг, в том числе изменения порядка обеспечения бюджетных организаций объёмами государственных заданий и государственных заказов как основных способов распределения бюджетных средств.
Рассмотрены основы действующей системы государственного (муниципального) финансового контроля, которая включает две подсистемы: внешний и внутренний финансовый контроль. В работе использовались системный подход, логическое обобщение, анализ и гипотеза. Определены пути совершенствования нормативного и методического регулирования внедрения и осуществления внутреннего финансового контроля в организациях госсектора.
Ключевые слова:
государственный контроль, внутренний финансовый контроль, бюджетные средства, система контроля, механизм совершенствования
Введение. В связи с совершенствованием бюджетного процесса, особую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы внутреннего государственного контроля как эффективного механизма кон-
троля управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы. В связи с этим, в статье рассматриваются проблемы механизмов совершенствования системы внутреннего государственного контроля.
Вопросы механизмов совершенствования системы государственного контроля слабо освещены в научной литературе. В основном рассматриваются проблемы финансового аудита без учёта существенных изменений системы организации и осуществления государственного контроля. Этому посвящены исследования таких учёных, как Н.Д. Бровина, Ю.М. Воронин, В.А. Двуреченских, В.М. Родионова и др. Сказанное обуславливает необходимость оценки эффективности основ сложившейся системы внешнего и внутреннего государственного контроля, а также определение возможных механизмов совершенствования системы внутреннего государственного контроля.
На современном этапе качество человеческого потенциала является определяющим для экономики и реализации инновационного сценария развития страны и регионов. В связи с этим ведущими экономистами, в частности А. Кудриным, предлагается введение софи-нансирования за счёт частного партнёрства бизнеса и граждан [9].
Предполагаемая форма софинансирова-ния, например, системы образования государством, частным бизнесом, вызвана дефицитом консолидированного бюджета в России в условиях продолжающейся рецессии с 2014 года. При этом экономика России в 2017 г. характеризуется дефицитом ВВП в 3,2% [11].
Согласно утверждённым Минфином России в декабре 2016 г. показателям трёхлетнего бюджета запланирован рост ВВП на 0,6% в 2017 г., на 1,7% в 2018 г. и на 2,1% в 2019 г. При этом планируемые расходы бюджета зафиксированы на уровне 15% ВВП. В результате ожидаемый дефицит бюджета в 2017 году составит около 2% ВВП [7].
Следовательно, в условиях снижения бюджетного финансирования программ, направленных на развитие социально-экономического пространства регионов, сохранение высоких результатов невозможно без дополнительных источников софинанси-рования и адекватной системы контроля.
Следует отметить, что с 2013 г. начался процесс совершенствования законодательства, касающегося регулирования вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита в бюджетной сфере. В этих условиях, становится актуальной тема оценка эффективности действующей системы государственного (муниципального) контроля, направления развития системы финансового контроля для достижения эффективного управленческого результата.
Следовательно, для обеспечения целевого и эффективного использования не только бюджетных средств, но и других источников частного партнёрства для реализации государственных целей и задач необходимы новые направления по дальнейшему совершенствованию механизмов внутреннего контроля и аудита в системе государственного (муни-ципального)управления.
Исследовательская часть. Исследования Центра развития НИУ ВШЭ результативности расходов российского бюджета показали, что по этому показателю Россия заняла предпоследнее, 36-е место, на уровне Мексики и Латвии, опередив Грецию. Интегральный индекс рейтинга включает в себя семь индикаторов деятельности бюджетного сектора: отраслевые - управление, здравоохранение, образование и транспортная инфраструктура, и функциональные - распределение общественных благ, перераспределение доходов и стабилизационная функция госрасходов [10].
В сложившейся ситуации дефицита российского федерального бюджета и бюджетов регионов Минфин предлагает с начала 2018 года распределять бюджетные средства не только через госзадание, но и госзаказ. Заметим, что в настоящее время учреждение получает госзадание и субсидию, а госзаказ - новая форма финансирования.
Кроме того, эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ) считают целесообразным закрепить в дорожных картах перехода на госзаказ: минимальное содержание услуги с учётом финансирования; определить
целевые группы; утвердить методику расчёта стоимости услуг, а также перечень услуг и функций государственных учреждений1.
Вместе с тем, как полагает директор Института социальной политики ВШЭ Л. Овчаро-ва, оказание услуг некоммерческими организациями (НКО) в отдельных областях деятельности потребует лицензирования [12].
Следует отметить, что по данным Федерального казначейства, в 2016 г. в России было 168 000 государственных и муниципальных учреждений. Почти 60% из них относились в сфере образования. Поскольку известны размеры средств консолидированного бюджета направленные на выполнение госзадания, Минфин предлагает часть субсидий разыгрывать на конкурсах через госзаказ [12].
В частности социальные госуслуги в регионах уже разыгрывают на конкурсе. Так в Башкирии 22% средств региональной госпрограммы «Социальная защита населения», что составило в 2015 г. 460 млн. руб. распределяются через госзаказ. [12].
Также добавим, что различия в видах и условиях деятельности учреждений одного профиля учреждений, в том числе в сфере образования и других социальных услуг теперь должны учитываться с помощью корректирующих коэффициентов. Следует согласиться с экспертом А. Золотаревой, что унификация стоимости услуг одного вида невозможна, так как они различаются по содержанию, качеству, материальным затратам и трудовым ресурсам [11].
В противоположность Минфину России эксперты научно-исследовательской лаборатории Института прикладных экономических исследований РАНХиГС считают, что распределение бюджетных средств на финансовое обеспечение социальных госуслуг через госу-
1 Прокопенко А., Мереминская Е. Часть бюджетных денег на социальные услуги предлагается распределять через госзаказ // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/02/ 14/677531-sotsialnie-uslugi-goszakaz (Дата обращения: 27.07.2017).
дарственный заказ бесперспективно и не улучшит их качество [11].
Более того, бюджетные организации в этих условиях будут не конкурентоспособны с частным бизнесом, поскольку государство устанавливает низкие тарифы на оказание социальных услуг организациями госсектора, которые не интересны коммерческим организациям.
Таким образом, по мнению экспертов ВШЭ, реализация планов перехода оказания государственных услуг через госзаказ на конкурсной основе может привести к тому, что большое количество организаций, осуществляющих свою деятельность в таких сферах как социальная, образовательная, могут деградировать, а качество услуг станет хуже1.
Следовательно, снижение уровня бюджетных расходов в конце 2016 года и невысокие темпы роста ВВП планируемого трёхлетнего российского бюджета определяют необходимость повышения эффективности управления бюджетными расходами и как следствие совершенствование механизма финансового контроля в государственном секторе.
Следует заметить, определение системы внутреннего контроля содержится в Перечне терминов и определений, используемых в стандартах аудиторской деятельности, утверждённых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ2. Согласно этому документу система внутреннего контроля (СВК) - это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, включая проверку: а) соблюдение требований законодательства; б) достоверности и своевременности бухгалтерской (финансовой) отчётности, и др.
2 Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (утв. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_21941/ (Дата обращения: 28.07.2017).
Вместе с тем, система внутреннего контроля включает в себя следующие элементы: контрольная среда; процессы оценки рисков экономическим субъектом; информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой отчётности; контрольные действия; мониторинг средств контроля.
Несмотря на то, что начиная с 2013 г. в соответствии с действующим законодательством, организация и осуществление внутреннего контроля является обязательным для всех экономических субъектов, методологического обеспечения развития системы внутреннего финансового контроля и оценки каче-
ства финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления не достаточно.
В настоящее время действующая система государственного (муниципального) финансового контроля включает две подсистемы: внешний и внутренний финансовый контроль. В первую подсистему государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений включён внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль и ведомственный внутренний финансовый контроль (рис. 1).
Система государственного (муниципального) финансового контроля.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль
V-Ф-•
Контроль законодательных (представительных) органов
Ведомственный внутренний финансовый контроль и аудит
'-V-
Осуществляется в рамках ведомства - в территориальных органах ведомства и подведомственных чреждениях
Счётная палата РФ Контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований
Контрольно-ревизионные органы гл. распорядителей бюджетных средств, гл. администраторов доходов бюджетов
Рис. 1 - Система государственного (муниципального) финансового контроля (сост. авт.)
При этом нормативное регулирование внешнего финансового контроля осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 268.1), федеральным законом от 05.04 2013 № 41-ФЗ «О Счётной палате РФ» и стандартами Счётной палаты РФ. Вместе с тем, ведомственный внутренний финансовый контроль и аудит осуществляется контрольно-ревизионными органами главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджетов в соответствии с постановлением Правительства РФ №193 от 17 марта 2014 г. [4]
Как было отмечено выше, начиная с 2013 г. осуществляется реформирование системы внутреннего финансового контроля в Российской Федерации. Так, например, подсистема внутреннего финансового контроля на федеральном уровне обеспечивается Федеральным казначейством РФ, а также осуществляется органами финнадзора на соответствующем уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
п " "
В этой связи внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль регулируется Правилами осуществления Фе-
деральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. №1092) [7].
Рекомендации по организации и осуществлению внутреннего самоконтроля совершаемых фактов хозяйственной жизни в организациях государственного сектора,
предусмотрены в Информации Минфина России от 25.12.2013 г. № ПЗ-11/2013 (рис. 2).
Заметим, что система нормативного правового регулирования государственного (муниципального) финансового контроля включает следующие элементы: полномочия, задачи, объекты контроля, формы и методы контроля (табл. 1, 2).
Система внутреннего финансового контроля и аудита
-Ф
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль
Осуществляется в рамках всего публично-правового образования
Федеральное казначейство РФ Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ и муниципального финансового контроля Контрольно-ревизионными органами главных распорядителей бюджетных средств, администраторами доходов бюджетов, учредителями в отношении учреждений
Внутренний контроль в организациях госсектора
е£
Контроль осуществляется в рамках бюджетных учреждений
Должностными лицами, комиссиями, структурными подразделениями организаций госсектора
Рис. 2 - Система внутреннего (муниципального) финансового контроля (сост. авт.)
Согласно табл. 1, основная цель внешнего контроля (Счётной палаты) - оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти (местного самоуправления) в части составления и исполнения бюджета публично-правового образования, анализ целесообразности и оптимальности расходов бюджета.
Например, по результатам проведённых Счётной палатой в 2016 г. более 300 контрольных и экспортно-аналитических мероприятий проверками было охвачено более 2000 объектов и выявлено различных нарушений на 900 млрд. руб. В данном случае речь идёт не о расхищении бюджетных средств, а различных нарушениях, включая неэффективное использование средств [12].
Тогда как ведомственный финансовый контроль направлен на обеспечение качественного составления бюджета по доходам и
расходам, контроль соблюдения финансовой дисциплины в ходе исполнения бюджета и составления достоверной бухгалтерской отчётности [4].
В целях недопущения финансовых нарушений на всех этапах бюджетного процесса, в формах предварительного и последующего контроля в 2013 году было приято решение о передаче полномочий по внутреннему контролю от Росфиннадзора Федеральному казначейству.
В противоположность сущности элементов внешнего и внутриведомственного финансового контроля, внутренний государственный (муниципальный) контроль, осуществляемый органами федерального (регионального) казначейства и внутренний самоконтроль организациями госсектора имеет свои особенности (табл. 2).
Таблица 1 - Действующий механизм (элементы) системы внешнего государственного
(муниципального) финансового контроля (сост. авт.)
Элементы финансового контроля Внешний государственный (муниципальный) контроль Ведомственный внутренний финансовый контроль
Органы внешнего (внутреннего)государственного (муниципального) контроля Счётная палата РФ (на федеральном уровне) Главные распорядители бюджетных средств
Контрольно-счётные органы субъектов РФ и муниципальных образований Главные администраторы доходов бюджетов
Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета
Полномочия органов по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля Контроль за соблюдением бюджетного законодательства в ходе исполнения бюджета Контроль исполнения Бюджетного кодекса РФ
Контроль учредителей на соблюдение требований нормативных правовых актов в которых описаны внутренние стандарты и процедуры контроля
Приоритетные задачи Аудит эффективности, экспертиза проектов законов (решений) о бюджете Контроль составления и исполнения бюджета по расходам, доходам
Внешняя проверка годовых отчётов об исполнении бюджетов и др. Контроль за достоверностью составления бюджетной отчётности и ведения бухгалтерского учёта
Аудит в сфере закупок
Объекты финансового контроля Организации госсектора: федеральные государственные органы, Центральный Банк РФ, федеральные казённые учреждения и др. Структурные подразделения гл. администратора бюджетных средств и соответствующих получателей бюджетных средств
Формы осуществления деятельности финансового контроля Контрольные мероприятия. Экспертно-аналитические мероприятия Контрольные действия: проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных актов
Формы мероприятий и контрольных действий Предварительный аудит Сверка данных, сбор, анализ и оценка информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур
Оперативный анализ и контроль
Последующий аудит (контроль)
Методы осуществления финансового контроля Ревизии Самоконтроль
Проверки Контроль по уровню подчинённости
Обследования Смежный контроль
Следует отметить, что в 2016 г. контрольные функции Росфиннадзора в бюджетной сфере были переданы Федеральному казначейству и его региональным подразделениям. По оценкам Минфина России выполнение новых обязанностей по управлению бюджетом способствовало эффективному повышению доходной части, которая по данным 2016 года почто 80 млрд. руб.3
3 Об основных направлениях деятельности Министерства Финансов РФ в 2015 году и задачах органов финансовой системы на 2016 год. Итоговый доклад Министерства Финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/
Однако Счётная палата России считает, что рассматриваемый механизм необходимо усовершенствовать, так как под контроль казначейства попало только не более 30% средств консолидированного бюджета4. Вместе с тем, бизнес научился обходить новый
common/upload/library/2016/04/main/Final_Report_20 15.pdf (Дата обращения: 27.07.2017).
4 Счётная палата проверила Минфин как организатора исполнения федерального бюджета, а также как главного администратора бюджетных средств. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/30733 (Дата обращения: 27.07.2017).
механизм казначейского сопровождения посредством дробления лотов и бизнеса.
Несмотря на достигнутые результаты системы контроля в госсекторе, следует отметить, что в действующей сложной структуре, как по вертикали, так и по горизонтали бюджетной системы сложно полностью разграничить функции внешнего и внутреннего финансового государственного (муниципального) контроля.
Таблица 2 - Действующ системы внутреннего финан
По мнению автора, необходимы механизмы признания результатов контрольных мероприятий контрольных органов, исключающих дублирование функций органов системы государственного контроля.
В настоящее время государственный (муниципальный) контроль может осуществляться методом проведения ревизии, обследования и санкционирования операций и другими методами (табл. 3)
й механизм (элементы) ового контроля (сост. авт.)
Элементы финансового контроля Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль Внутренний контроль в организации госсектора
Органы внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля Федеральное казначейство (на федеральном уровне) Должностные лица, комиссии, структурные подразделения государственного сектора
Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов финансового контроля
Органы внутреннего муниципального финансового контроля
Полномочия органов финансового надзора в сфере бюджетных правоотношений Наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля, предусмотренные ст. 269.2 БК РФ Контроль по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основании решения руководителя учреждения
Контроль за полнотой и достоверностью отчётности: - о реализации государственных (муниципальных) заданий и программ
Контроль за непревышением сумм по операциям над лимитами бюджетных обязательств и др.
Приоритетные задачи Контроль направлен на существенное снижение рисков незаконного и нецелевого использования бюджетных средств Соблюдение требований нормативных правовых и локальных актов, инструкций, приказов и распоряжений руководителя учреждения
Соблюдение (выполнение) показателей сметы (ПФХД)
Достоверность бухгалтерской (бюджетной) отчётности и др.
Объекты финансового контроля Органы, организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, перечисленные в ст. 266.1 БК РФ Государственные (муниципальные) учреждения: казённые, бюджетные, автономные
Формы осуществления деятельности финансового контроля Выездные и камеральные, встречные контрольные мероприятия Контрольные действия: проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных актов.
Формы мероприятий и контрольных действий Плановые и внеплановые проверки, ревизии, обследования Плановые и внеплановые проверки: сверка данных, сбор, анализ и оценка информации
Методы осуществления финансового контроля Ревизии Самоконтроль
Проверки Контроль по уровню подчинённости
Обследования Смежный контроль
Санкционирование мероприятия
Таблица 3 - Методы финансового контроля в действующей системе государственного
(муниципального) финансового контроля (сост. авт.)
Методы финансового контроля Методы финансового кон- Методы ведом- Методы внутреннего
в системе государственного троля внешнего государ- ственного внут- государственного (му-
(муниципального) финансового ственного (муниципально- реннего финансо- ниципального) финан-
контроля го) финансового контроля вого контроля сового контроля
Ревизии ✓ ✓
Проверки ✓ ✓
Обследования ✓ ✓
Самоконтроль ✓
Контроль по уровню подчинён- ✓
ности (подведомственности)
Смежный контроль ✓
Санкционирование операций ✓
Сравнительный анализ элементов государственного (муниципального) финансового контроля показал, что система финансового контроля на разных уровнях его осуществления включает в себя различные методы финансового контроля, которые не всегда результативны. По нашему мнению целесообразно унифицировать и расширить перечень действующих методов финансового контроля на всех уровнях внешнего и внутреннего контроля.
В целях усовершенствования применяемых в сложившейся практике методов финансового контроля более эффективны методы, применяемые в аудиторской деятельности. Так, например, перечень действующих методов контроля в госсекторе можно дополнить мониторингом, проводимым на регулярной основе и заключающимся в анализе и оценке эффективности внутреннего контроля бюджетной организации.
Следует заметить, что в 2016 г. в Бюджетный кодекс РФ внесено требование осуществления контроля в соответствии со стандартами внутреннего финансового контроля (п. 3 ст. 269.2 БК РФ)5. В первую очередь необходима разработка стандарта планирования
5 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 29.07.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19 702/f9326f84473ca91312e73a717befd43c925de20f/ (Дата обращения: 28.07.2017).
контрольных мероприятий, стандарта - классификатора нарушений, выявляемых в процессе осуществления контроля, что позволит обеспечить единообразный подход при квалификации объектов контроля в качестве существенности допущенных нарушений.
Таким образом, проведённый анализ действующих нормативных правовых актов в системе финансового контроля на различных уровнях внешнего и внутреннего государственного сектора показал, что установленные цели, функции и задачи, а также осуществляемые методы и процедуры контрольных мероприятий имеют существенные различия.
По нашему мнению, в целях совершенствования механизма российской системы внутреннего государственного контроля следует обратиться к действующей системе национальных стандартов Счётной палаты РФ для обеспечения эффективного использования бюджетных средств на всех уровнях государственного финансового контроля.
Так, например, учитывая требования и основополагающие положения Международных стандартов ИНТОСАИ, Счётной палатой РФ разработаны и действуют следующие стандарты (СГА)6:
6 СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия». URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=564889#0 (Дата обращения: 29.07.2017).
Таблица 4 - Механизм действующей системы внешнего государственного контроля, осуществляемый Счётной палатой (сост. авт.)
Элементы стандарта Содержание элемента стандарта
«Общие правила проведения контрольного мероприятия» «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий» (ЭАМ)
Цель установление общих правил проведения контрольного мероприятия установление общих правил и процедур экспертно-аналитических процедур
Задачи определение содержания, правил и порядка организации контрольных мероприятий - определение содержания, принципов и процедур проведения ЭАМ; - установление общих требований к организации, подготовке к проведению, а также проведению и оформлению результатов ЭАМ
Требование к выполнению стандарта - - объективность; - системность; - результативность
Предмет контрольного мероприятия -процесс формирования и исполнения средства федерального бюджета, субъектов РФ и органов местного самоуправления - организация и функционирование финансовой системы РФ; - организация бюджетного процесса; - формирование, управление и распоряже- ние средствами бюджетов различных уровней; - законодательное регулирование и деятельность в сфере экономики и финансов
Объект контрольного мероприятия - федеральные государственные органы, учреждения, государственные корпорации и компании; - государственные органы субъектов РФ; - органы местного самоуправления - федеральные государственные органы (в том числе их аппараты), государственные корпорации и компании; - государственные органы субъектов РФ; - органы местного самоуправления
Контрольные мероприятия в зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач - финансовый контроль; - контроль эффективности; - стратегический контроль; - иные виды контроля -
Применение методов - проверка; - ревизия; - анализ; - обследование; - мониторинг; - сочетание нескольких методов -
Этапы контрольного мероприятия - подготовительный; - основной; - заключительный - подготовительный; - основной; - заключительный
Использование процедур - - предварительное изучение предмета и объектов мероприятия; - подготовка, согласование и утверждение программы проведения ЭАМ; - подготовка рабочего плана проведения ЭАМ
• СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия»;
• СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий»;
• СГА 201 «Предварительный аудит формирования бюджета»;
• СГА 202 «Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета»;
• СГА 203 «Последующий контроль за исполнением федерального бюджета»;
• СГА 205 «Проверка и анализ эффективности внутреннего эффективности внутреннего финансового аудита».
В целях стандартизации методологического обеспечения системы внутреннего государственного финансового контроля целесообразно провести анализ механизма (элементов) действующих стандартов внешнего государственного аудита РФ (табл. 4).
Анализ действующего механизма (стандартов) в системе внешнего государственного аудита (табл. 4) показал, что возникла необходимость в разработке унифицированных стандартов внешнего и внутреннего финансового контроля, регулирующих методологию внутреннего финансового контроля.
Результаты исследования и выводы. Как было отмечено выше, в перспективе предполагается система софинансирования государственных услуг.
Очевидно, что, в сложившейся ситуации дефицита российского консолидированного бюджета и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных услуг требуют более экономного и результативного расходования бюджетных средств.
Вместе с тем в этих условиях, требуется усиление внутреннего финансового контроля с целью обеспечения эффективного использования не только бюджетных средств, но и других источников частного партнёрства.
Несмотря на проводимые изменения нормативного правового регулирования системы контроля в госсекторе, следует отметить, что в действующей сложной структуре,
как по вертикали, так и по горизонтали бюджетной системы сложно полностью разграничить функции внешнего и внутреннего финансового государственного (муниципального) контроля.
Все это подтверждает вывод о том, что, учитывая результаты анализа действующей системы внешнего и внутреннего государственного контроля, по нашему мнению необходимы механизмы признания результатов контрольных мероприятий контрольных органов, исключающих дублирование функций органов системы государственного контроля.
Вместе с тем, в целях совершенствования механизма российской системы внутреннего государственного контроля и обеспечения эффективного использования бюджетных средств, следует обратиться к действующей системе национальных стандартов Счётной палаты РФ, тем самым унифицировать и расширить перечень действующих методов финансового контроля на всех уровнях внешнего и внутреннего контроля.
Кроме того, в целях усовершенствования применяемых в сложившейся практике методов финансового контроля более эффективны методы, применяемые в аудиторской деятельности. Так, например, перечень действующих методов контроля в госсекторе можно дополнить мониторингом, проводимым на регулярной основе и заключающимся в анализе и оценке эффективности внутреннего контроля бюджетной организации.
Таким образом, описанные предложения по совершенствованию механизма системы внутреннего государственного финансового контроля имеют значение для развития государственного сектора экономики.
При этом, также имеет важное значение разработка и внедрение образовательных программ повышения квалификации, дополнительного образования переподготовки внутренних аудиторов и специалистов по осуществлению внутреннего финансового контроля.
Список источников:
1. Горшенина О.В. Внутренний контроль и аудит: эффективный инструмент управления // Бюджет. 2010. №8.
2. Захаров А.А. Современные проблемы правоприменения: опыт структурно-функционального анализа // История государства и права. 2009. №5. С. 39.
3. Каленюк Н.О. Проблемы и перспективы ведомственного контроля в органах Федерального казначейства // Бюджет. 2014. №12.
4. Кекеев А.А. Осуществление финансового контроля в органах Федерального казначейства на современном этапе // Бюджет. 2015. №9.
5. Киселев И.А. Отдельные проблемы правоприменения в финансово-бюджетной сфере // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. №1(26). С. 102-105.
6. Крохина Ю.А. Некоторые проблемы судебной практики привлечения к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2006. №3. С. 11-12.
7. Куджаев А.А. Казначейский контроль и некоторые вопросы повышения бюджетной дисциплины // Бюджет. 2014. №5.
8. Лапшин В.Ф. Соотношение финансовых преступлений и деяний, предусмотренных ст. 285.1, 285.2 УК РФ // Российский следователь. 2008. №23. С. 20.
9. Михеев В.В. Внедрение механизмов внутреннего контроля в государственном секторе // Бюджет. 2015. №11.
10. Пешкова X.В. К вопросу об особенностях ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Налоги. 2009. №3. С. 18.
11. Смородникова Е.Ю. Надзор и контроль в сфере образования как фактор эффективности реализации приоритетных направлений государственной образовательной политики в России на современном этапе: понятие, виды, правовая основа осуществления // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. №1(5). С. 138-147.
12. Федорова А.Ю., Степичева О.А. Казначейский контроль: проблемы и перспективы развития // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №10. С. 195-205.
Tatiana E. GVARLIANI a, a-b Sochi State University (Sochi, Russia);
Svetlana A. TOMSKIH b, a PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected];
Matvey S. OBORIN c b PhD student, e-mail: [email protected];
c Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch);
Perm State National Research University (Perm, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Associate Professor;
e-mail: [email protected]
THE MECHANISM FOR IMPROVING THE INTERNAL STATE CONTROL SYSTEM
The article analyzes the conceptual foundations of the current system of external and internal state control, the basic problems of its regulatory and its im-Keywords: plementation in public organizations to unify methodological support of the
state control, system of internal state financial control.
internal financial control, The authors substantiate the necessity for improving mechanisms of the inter-
budget, control system, nal financial control system in connection with the introduction of new forms of
improvement mechanism public services financial provision, including changes to ensure budget organi-
zations amounts of state jobs and government contracts as the main ways of budget allocation.
The authors consider basics of the current system of state (municipal) financial control, which includes two subsystems: external and internal financial control. The study is based on a systematic approach, logic synthesis, analysis and hypothesis. The authors determine the ways for improving normative and methodical regulation of the introduction and implementation of internal financial control in public sector organizations.
1. Gorshenina, O. V. (2010). Vnutrenniy kontrol i audit: effektivnyj instrument upravlenija [Internal control and audit: An effective management tool]. Bjudzhet [Budget], 8. (In Russ.).
2. Zaharov, A. A. (2009). Sovremennye problemy pravoprimenenija: opyt strukturno-funkcional'nogo analiza [Modern problems of law enforcement: The experience of structural and functional analysis]. Istorija gosudarstva i prava [History of State and Law], 5, 39. (In Russ.).
3. Kalenjuk, N. O. (2014). Problemy i perspektivy vedomstvennogo kontrolja v organah Federal'-nogo kaznachejstva [Problems and prospects of departmental control in the bodies of the Federal Treasury]. Bjudzhet [Budget], 12. (In Russ.).
4. Kekeev, A. A. (2015). Osushhestvlenie finansovogo kontrolja v organah Federal'nogo kaznachej-stva na sovremennom etape [Realizing financial control in the bodies of the Federal Treasury at the present stage]. Bjudzhet [Budget], 9. (In Russ.).
5. Kiselev, I. A. (2011). Otdel'nye problemy pravoprimenenija v finansovo-bjudzhetnoj sfere [Some problems of law enforcement in financial-budget sphere]. Vestnik Omskogo universi-teta. Serija "Pravo" [Herald of Omsk University. Series "Law"], 1(26), 102-105. (In Russ.).
6. Krohina, Yu. A. (2006). Nekotorye problemy sudebnoj praktiki privlechenija k otvetstvennosti za necelevoe ispol'zovanie bjudzhetnyh sredstv [Some problems of judicial practice of prosecution for misuse of budget funds]. Vestnik Arbitrazhnogo suda goroda Moskvy [Bulletin of Moscow Arbitration Court], 3, 11-12. (In Russ.).
7. Kudzhaev, A. A. (2014). Kaznachejskij kontrol' i nekotorye voprosy povyshenija bjudzhetnoj discipliny [Treasury control and some issues of increasing budgetary discipline]. Bjudzhet [Budget], 5. (In Russ.).
8. Lapshin, V. F. (2008). Sootnoshenie finansovyh prestuplenij i dejanij, predusmotrennyh st. 285.1, 285.2 UK RF [Ratio of financial crimes and acts under article 285.1, 285.2 of the Criminal Code]. Rossijskijsledovatel'[Russian Investigator], 23, 20. (In Russ.).
9. Miheev, V. V. (2015). Vnedrenie mehanizmov vnutrennego kontrolja v gosudarstvennom sektore [Implementation of internal control mechanisms in the public sector]. Bjudzhet [Budget], 11. (In Russ.).
10. Peshkova, H. V. (2009). K voprosu ob osobennostjah otvetstvennosti za narushenie bju-dzhetnogo zakonodatel'stva [On the issue of peculiarities of responsibility for violation of budget legislation]. Nalogi [Taxes], 3, 18. (In Russ.).
11. Smorodnikova, E. Yu. (2010). Nadzor i kontrol' v sfere obrazovanija kak faktor jeffektivnosti realizacii prioritetnyh napravlenij gosudarstvennoj obrazovatel'noj politiki v Rossii na sovremennom etape: ponjatie, vidy, pravovaja osnova osushhestvlenija [Supervision and control in education as a factor of effectiveness of the priority directions implementation in the state educational policy in Russia at the present stage: The concept, types, legal framework for ap-plyng]. Territorija novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo univer-siteta ekonomiki i servisa [Territory of new opportunities. Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service], 1(5), 138-147. (In Russ.).
References
12. Fedorova, A. Yu., & Stepicheva, O. A. (2011). Kaznachejskij kontrol': problemy i perspektivy raz-vitija [Treasury control: problems and prospects]. Social'no-ekonomicheskie javlenija i processy [Social and economic phenomena and processes], 10, 195-205. (In Russ.).
Гварлиани Т.Е., Томских С.А., Оборин М.С. Механизмы совершенствования системы внутреннего государственного контроля // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 8. С. 32-44. РО!: 10.22412/1995-042Х-11-8-3.
Gvarliani, T. E., Tomskih, S. A., & Oborin, M. S.
(2017). The mechanism for improving the internal state control system. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(8), 32-44. doi: 10.22412/1995-042X-11-8-3. (In Russ).