Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 44
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 331.57
DOI: 10.17223/19988648/44/18
Л.И. Воронина, Т.И. Касьянова
МЕХАНИЗМЫ СОДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЯ САМОЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА И РОССИИ
В статье рассматривается актуальная проблема содействия и развития самозанятости безработных граждан, дан сравнительный анализ зарубежного и российского опыта. Представлен анализ различных механизмов содействия развитию самозанятости: государственные программы, нормативное регулирование, наличие и активность организационно-управленческих структур, отвечающих за администрование деятельности в данной области, развитие координации, финансовые и материальные ресурсы, предоставление услуг по обучению, консультированию безработных. Представлены результаты социологического исследования среди безработных, выявившие причины, отрицательно влияющие на содействие и развитие самозанятости безработных. Исследование позволило предложить основные направления совершенствования самозанятости граждан: усиление финансовой поддержки в форме кредитов, повышение степени доверия граждан к экономической, налоговой и антикоррупционной политике государства и органов публичного управления, формирование позитивного имиджа в целом самозанятых граждан.
Ключевые слова: самозанятость, безработные граждане, содействие и развитие самозанятости населения, направления самозанятости, государственные услуги, финансовая поддержка.
Введение
Значимость самостоятельной занятости граждан признана в мировом сообществе и является одним из направлений публичного управления, включая социальную сферу [1. С. 306]. J. Vecernik [2. Р. 359] и G. Lisi [3. Р. 5983] указывают на то, что благодаря содействию власти самостоятельной занятости в социум возвращаются люди, которые ранее были временно вытеснены с рынка труда из-за потери работы, создаются новые рабочие места, удовлетворяется потребность граждан в конкретных услугах и товарах, укрепляются домохозяйства. При этом создание условий для содействия и развития самозанятости граждан, по мнению S. Boutsiouki [4. Р. 201], обусловлено политическим курсом государств или межгосударственных союзов и целями публичного управления.
Несомненно, сегодня накоплен богатый и разнообразный опыт содействия и развития самозанятости. Активно применяются различные механизмы публичного управления. Многие государства, используя норматив-
но-правовой механизм, выводят самозанятость из теневого сектора, что позволяет людям, имеющим высокий уровень профессиональных знаний и навыков, оказывать услуги и получать доход без риска подвергнуться наказанию [5. С. 21]. В настоящее время в Российской Федерации содействие самозанятости безработных граждан является одной из предметно-объектной областей публичного управления, как и в других европейских странах. Но, по мнению авторов, есть определенные препятствия и прежде всего недостаточность понимания как на теоретическом, так и практическом уровне механизмов, которые можно применять не только для содействия, но и для развития самозанятости граждан. Решением этой проблемы обусловлена цель исследования: изучение механизмов, применяемых в публичном управлении европейских стран и России для содействия и развития самозанятости безработных граждан; выявление проблем и обоснование путей развития. Объектом исследования, соответственно, являются механизмы содействия и развития самозанятости безработных граждан; предметом исследования - анализ основных проблем, препятствующих развитию самозанятости безработных граждан. В задачи исследования входят определение механизмов содействия самозанятости безработных граждан и анализ их состояния; оценка механизмов развития самозанятости безработных граждан в зарубежных странах и РФ; выявление слабых и сильных сторон в применении механизмов развития самозанятости безработных граждан в зарубежных странах и РФ; предложение путей развития этого направления.
В основу методологии исследования взята концепция публичного управления по результатам, понимание того, что самозанятость является одной из подсистем публичного управления, в которой для достижения результатов субъекты управления используют соответствующие механизмы. Основные методы, применяемые для исследования: теоретический, сравнительный, статистический и социологический виды анализа. В частности, авторами статьи сравниваются различные механизмы содействия и развития самозанятости граждан ряда европейских стран и РФ, анализируется динамика показателей, установленных государственными органами РФ в сфере занятости. Также в 2016-2017 гг. проведено социологическое исследование в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа с применением выборочного опроса среди безработных граждан, получающих государственные услуги по поддержке самозанятости.
Методология
Несомненно, что самозанятость граждан - это предметно-объектная область публичного управления, охватывающая как экономическую, так и социальную сферу. Эту позицию разделяют исследователи, признающие зависимость между развитием рынков труда и социальной защищенностью населения, рассматривающие степень занятости граждан в качестве одного из важнейших показателей эффективности и результативности как экономической, так и социальной политики [6. Р. 483]. Состояние домохозяйств
также рассматривается как один из показателей, косвенно влияющих на эффективность не только экономической, но и социальной политики [2. Р. 359].
По мнению авторов статьи, для исследования содействия самозанятости граждан наиболее целесообразно применять теоретическую концепцию «управление по результатам». В данной концепции основное внимание такими исследователями, как Ханс де Брюйн [7. С. 192], Е.И. Добролюбова [8. С. 133], В.А. Ушакова [9], В.П. Мохова [10. С. 129], уделяется текущим результатам, характеризуется совокупность инструментов и механизмов публичного управления, деятельность всех субъектов в рамках концепции управления по результатам, оценивается по степени их способствования достижению определенных результатов, конечные продукты и предоставляемые услуги также. Информация о достигнутых результатах применяется далее в процессе принятия последующих решений, касающихся разработки, ресурсного обеспечения и реализации соответствующих программ и деятельности.
В концепте публичного управления по результатам применяются конкретные механизмы. К ним можно отнести государственные программы, ориентиры и приоритеты, нормативное регулирование, процедуры, организационно-управленческие структуры и их персонал, отвечающие за администрирование деятельности в конкретной области деятельности на разных уровнях публичного управления. Кроме этого, по мнению И.В. Пон-кина, публичное управление включает в себя механизмы совершенствования внутренней координации, управление человеческими, финансовыми и материальными ресурсами и коммуникационными системами, а также управление, связанное с предоставлением публичных услуг [11. С. 44].
Исследователи самозанятости безработных граждан во многом применяют методологию, обоснованную в концепции управления по результатам. Так, Д.Ш. Мусостова и Д.И. Бисаева оценивают деятельность государственных центров занятости, исходя из качества предоставляемых услуг, в том числе и для поддержки самозанятых граждан [12]. А.И. Мидянка оценивает такой механизм для содействия самозанятости, поддержки и развития малого бизнеса как государственные программы [13]. Н. Ко оценивает эффективность деятельности государства в сфере занятости, исходя из качества достижения занятости и всеобщего благосостояния [14. Р. 158].
Но при этом в теоретической литературе практически нет четкой классификации механизмов, направленных на содействие и развитие самозанятости безработных граждан. Поэтому авторы предлагают свою классификацию. Исходя из этимологии слова, «содействие» означает деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-нибудь деятельности [15]. Российские государственные органы в сфере занятости (департаменты труда и занятости населения, центры занятости и центры поддержки предпринимательства) в основном используют организационный механизм публичного управления для содействия самозанятости. В целом организационный механизм публичного управления в
сфере занятости - это находящаяся в структурно-функциональном единстве совокупность юридически урегулированных способов (приемов) и алгоритмов возможных или обязательных административно-распорядительных, организационных и иных администрирующих действий должностных лиц публичной администрации, посредством которой осуществляется публичное управление в данной предметной области в части решения партикулярного комплекса взаимосвязанных проблем или реализации одной функции (или нескольких связанных функций) публичной власти в сфере занятости. Организационный механизм публичного управления для содействия самозанятости реализуется посредством прежде всего предоставления гражданам финансовой помощи для организации собственного дела. К этому же механизму относится предоставление государственной услуги безработным гражданам в соответствии с административным регламентом содействия самозанятости [16].
Определение развития чего-либо дано следующее: «Это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [15]. Несомненно, развитие самозанятости требует применения иных механизмов, а именно нормативно-правового механизма публичного управления. Он представляет собой дискретную совокупность юридических средств (правовых методов, материальных и процессуальных норм права, технических норм, актов правореа-лизации), предусмотренных в рамках компетенции органа публичного управления для обеспечения, отправления им своих функций и исполнения им своих полномочий по отдельному предмету ведения или по отдельному вопросу.
В меньшей степени используется социальный механизм публичного управления, который представляет собой сложившиеся или выстроенные в определенной логике (топологии) и определенной форме отношения (в том числе опосредованные) между публичной администрацией и обществом или его сегментом (как объектом и одновременно (опосредованно) субъектом публичного управления), а также реализуемый в рамках этих отношений комплекс повторяющихся и воспроизводящихся действий, опосредованно позволяющих обеспечить достижение целей и решение задач публичного управления [12. С. 251].
Результаты исследования
Выбор направлений, по которым развивается самозанятость граждан в европейских странах, устанавливается нормативно-правовым механизмом. Его реализация находит выражение в содержании законов, разработке и условиях реализации государственных программ, направленных на содействие самозанятости и развитие малого предпринимательства. Например, установление в законе перечня профессий, носители которых могут быть самозанятыми. Так, в соответствии с законодательством Германии самоза-
нятыми могут быть представители таких профессий, как программисты, журналисты, специалисты по электронике, автомеханики, педагоги, переводчики, аналитики и врачи [17. С. 142]. Нормативно-правовым механизмом также устанавливаются необходимые процедуры (как одноразовые обязательные действия), например, оформление разрешения, наличие которого позволяет гражданину стать самозанятым. В Германии гражданину, планирующему быть самозанятым, необходимо обратиться в орган местной власти для получения соответствующего разрешения. Согласно другой обязательной процедуре гражданину необходимо подтвердить профессиональную пригодность, которая оценивается на основании документа о соответствующем профессиональном образовании, либо о прохождении курсов, либо о результатах экзамена, проводимого специальной комиссией.
К организационному механизму содействия самозанятости граждан в европейских странах относится финансовая поддержка, необходимая для начала самозанятости и открытия малого бизнеса. Так, немецкие граждане, потерявшие постоянную работу, могут получать безвозмездные государственные дотации для последующей самозанятости. В дополнение к социальному пособию, которое составляет 65% от последнего заработка гражданина, государство полгода выплачивает ежемесячную помощь в 300 евро. Именно благодаря такому достаточному объему финансовой поддержки безработных граждан в Германии десять лет назад началось увеличение количества самозанятых граждан [18]. Обязательной процедурой (в рамках организационного механизма содействия самозанятости) является предоставление гражданином бизнес-плана в коммерческий банк по месту жительства, который оценивает его и при положительном решении направляет запрос в Кредитный банк о выдаче ссуды для получения финансовой поддержки или оказания соответствующей государственной услуги.
В то же время создание органами власти необходимой инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства) в конкретной стране и регионе можно отнести к организационному механизму, обеспечивающему развитие малого бизнеса, включая самозанятость, и при благоприятных условиях и личной эффективности возможность перейти самозанятому гражданину от начального состояния в другое, более совершенное (к устойчивости своего дела, увеличению количества клиентов, доходов и т.п.).
Заметим, что все виды механизмов поддержки и развития самозанятости имеют интегрированный характер. Например, объем и условия финансовой поддержки для организации самозанятости граждан связаны с законодательством, регулирующим налогообложение. Так, в Германии самозанятые не платят никаких специфических налогов. К ним применяется такой же подоходный налог, как и к людям, работающим на предприятиях различных организационно-правовых форм. Они освобождены от таких административных процедур, как представление отчетности, сбор различных документов и справок; основанием для налогообложения является заполнение только декларации, проверка достоверности которой проводится
по результатам анализа движения денег на банковском счете и сопоставления с суммой подтвержденных затрат.
Во Франции государство применяет такой же организационный механизм содействия самозанятости граждан, как финансовая поддержка, состоящая в том, что безработные, решившие создать свой бизнес, освобождаются от налогов на три года и на один год от обязательных выплат в фонды национального страхования. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету [19].
В Канаде как государственная программа поддержки индивидуальной трудовой деятельности ^ЕВ) также применяется организационный механизм: предусматривается финансовая и техническая поддержка для безработных, получающих социальное пособие и собирающихся стать самозанятыми [14]. В США тоже активно используют организационный механизм для содействия гражданам, планирующим самозанятость - это получение материальной помощи в виде займа. Косвенная поддержка осуществляется с помощью предоставления специальных кредитов от Ассоциации малого бизнеса тем предприятиям, которые расположены в регионах с высоким уровнем безработицы и которые создают условия для самозанятости граждан [20].
Системным элементом содействия самозанятости безработных граждан являются услуги, в данной ситуации услуги по обучению и представлению необходимой информации. В США содействие безработным гражданам, планирующим открытие собственного бизнеса, оказывает Ассоциация малого бизнеса (АМБ) в форме семинаров и консультаций, а также компенсирует часть расходов за участие в обучающих семинарах. В Великобритании применяется аналогичный организационный механизм в виде услуг и консультаций для безработных граждан, планирующих самозанятость.
Информационные услуги по поддержке самозанятости безработных граждан есть практически во всех странах. Интересен опыт Китая, где самозанятые граждане имеют возможность получать необходимую информацию на специализированных сайтах и в электронных библиотеках, участвовать в вебинарах, видеоконференциях, которые организуются ведущими китайскими и мировыми специалистами. В Китае действует 1000 государственных центров поддержки предпринимательства, которые безвозмездно оказывают услуги по поддержке самозанятости граждан [13]. В Канаде разработано большое количество государственных программ по содействию самозанятости, поддержке и развитию малого бизнеса: Бй^е-БЕВ, СРБС\ WEC и др. На Strategis, интернет-сайте правительства Канады, предоставлена полная информация о состоянии рынка труда, а также образцы бизнес-планов [14].
Рассмотрим, насколько в России результативно применяются механизмы поддержки и развития самозанятости граждан, отбор которых обусловлен как адаптацией зарубежного опыта, так и факторами, характерными
именно для РФ и менее значимыми для других стран. Например, это исторический и социокультурный факторы. Только с середины 90-х гг. ХХ в. в России началось легитимное признание индивидуального предпринимательства как вида трудовой деятельности. До этого времени в российском обществе самозанятость не признавалась законодательно и была уголовно наказуема [14]. Также не признавались как общественные ценности предприимчивость и самостоятельность в получении трудового дохода [22. С. 562].
В настоящее время в Российской Федерации содействие самозанятости безработных граждан является одним из элементов публичного управления и государственной политики занятости, реализация которой предполагает комплекс механизмов, включая социальный. Применение этого механизма связано с принципом активизации деятельности самих граждан и усиления их ответственности за собственное благополучие. Результаты мониторинга возможностей развития самозанятости позволяют утверждать, что патерналистская зависимость россиян в разных сферах жизни от государства постепенно снижается: если в 1995 г. 82,5% граждан считали, что государство должно поддерживать всех членов общества во всех направлениях жизнедеятельности, то в 2013 г. только 51,4% опрошенных граждан разделяют это мнение [23]. Социальный механизм применяется и в сфере малого бизнеса для формирования деловой этики: поддержания положительной репутации предпринимателей, выполнения ими обязательств перед партнерами, представления о том, что только поведение с соблюдением норм деловой этики является необходимым условием функционирования предпринимательства.
Конечно же, как и в других странах, в РФ есть применение нормативно-правового механизма, направленного как для содействия, так и для развития. Прежде всего, федеральным законом введено понятие «самозанятость»: самозанятость рассматривается как разновидность занятости [24]. В планируемом законопроекте об освобождении самозанятых граждан от уплаты налога в 2017 г. самозанятыми считаются граждане, которые в состоянии самостоятельно обеспечивать себя трудовой деятельностью и отвечать за своевременную уплату страховых и пенсионных взносов, но при этом трудятся в одиночку - без наемных работников [25]. Главным субъектом, обеспечивающим организационную поддержку самозанятости граждан и использующим организационный механизм, являются российские центры занятости. Они оказывают различные услуги, цель которых - содействие гражданам, временно ставшим безработными, но желающими стать самозанятыми. Эти виды услуг сложные по своей структуре, в процессе их оказания участвуют различные специалисты, которые информируют безработных граждан в различных формах о возможностях для создания собственного дела - это консультации, информационные стенды, размещение информационных материалов в Интернете. Специалисты центров занятости также оценивают степень готовности безработного гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, создавать фермерское хозяйство, используя такие формы, как тестирование, проведение
опросов. Центры занятости совместно с фондами поддержки предпринимательства (еще одним субъектом содействия самозанятости) проводят консультации для безработных гражданин, принявших решение заниматься предпринимательской деятельностью: по подготовке бизнес-плана, получению необходимых знаний и навыков. Центры занятости, используя организационный механизм, оказывают финансовую помощь гражданам, решившим стать самозанятыми.
Таким образом, основные механизмы содействия самозанятости граждан (нормативно-правовой, организационный, социальный) используются и в России. И в то же время сравнительный анализ применения механизмов содействия самозанятости в РФ с практикой других стран позволяет выявить следующие проблемы - это отсутствие сформировавшейся институциональной практики, несовершенство законодательства. Самозанятые российские граждане не работают на основе патента, их состав неоднороден по видам деятельности и уровням квалификации [26. С. 173]. В настоящее время в состав самозанятых граждан включены те, кто не имеет статусов индивидуального предпринимателя или наемного работника, но занимается определенным видом деятельности. В частности, это граждане, которые оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми, больными и пожилыми гражданами старше 80-летнего возраста; по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства, а также те, кто занимается репетиторством.
По мнению авторов, необходимо применять нормативно-правовой механизм не только для содействия, но и развития. И такие предпосылки есть. Так, в настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, в котором предлагается освободить таких граждан от налогов на два года и исключить возможность признания их бизнеса нелегальным и противозаконным. Но при условии, что они официально зарегистрируют свою деятельность и начнут работать на основе патента или как индивидуальные предприниматели.
В перспективе после принятия Государственной Думой РФ законопроекта планируется расширить перечень видов самозанятости, дополнить его такими видами, как ремонт обуви и одежды; услуги фотографа; перевод текста с иностранного языка, ведение переписки; услуги няни; работа дизайнера интерьеров и ландшафтного дизайнера; предоставление перевозок грузов и людей; производство молочных и хлебобулочных изделий для последующей реализации населению и др. [27]. Предусматривается, что законами субъектов РФ перечень услуг может быть расширен, это также может создать определенные условия для развития самозанятости.
В настоящее время отсутствие законодательно установленного постоянного перечня конкретных направлений самозанятости дестабилизирует ее развитие, ограничивает как возможности российских граждан в самозанятости, так и развитие конкретных рынков услуг. Так, перечни уточняются каждый год. В 2016-2017 гг. российские самозанятые граждане трудились в следующих направлениях: обучение на основе репетиторства; убор-
ка, предоставление услуг повара; ремонт жилых и нежилых помещений. В 2017 г. начинающие предприниматели (51,2%) предпочитали оказывать различные услуги, заниматься торговлей (35,7%) и сельским хозяйством (11,5%) [27].
Приведем примеры по направлениям самозанятости граждан, живущих в разных регионах России. В Ханты-Мансийском автономном округе, одном из самых северных регионов, самозанятые граждане развивают животноводство, сельский туризм, придорожный сервис, строят гостиницы малой вместимости. На юге России, в Крыму, самозанятые граждане оказывают услуги по курортному обслуживанию и туризму, открывают туристические агентства и мини-пансионаты, предлагают услуги экскурсоводов и гидов, уход и присмотр за детьми, обучают танцам, плаванию, проводят психологические консультации. На Урале, в Свердловской области, исторически сформировавшейся как промышленный регион, самозанятые граждане занимаются сельским хозяйством, торговлей, оказывают населению образовательные и бытовые услуги. Результаты анализа видов самозанятости позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на значительный перечень видов деятельности, отсутствуют те виды деятельности, которые требуют от самозанятых граждан высокого уровня квалификации, в отличие, например, от Германии. Хотя социально-демографический потенциал этих регионов достаточно высокий.
Рассмотрим, как действует организационный механизм самозанятости граждан в части финансовой поддержки. В последние годы российские службы занятости снизили уровень финансирования для реализации программ по содействию самозанятости безработных. Например, объем расходов на выполнение мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан в Свердловской области в 2017 г. в сравнении с 2014 г. сократился более чем в 5 раз. При том, что в первом полугодии 2017 г. наибольшая доля безработных граждан, получивших государственную услугу по содействию самозанятости (4,0%), отмечена именно в Уральском регионе (табл. 1).
Таблица 1. Финансирование содействия самозанятости безработных граждан в соответствии с Государственной программой занятости населения Свердловской области
Объем расходов на выполнение мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан, тыс. руб. Год
2014 2015 2016 2017 2018
14 300,6 9 523,2 7 103,3 2 740,3 443,7
Налицо расхождение между возможностями региона по развитию малого и среднего бизнеса, потенциальной готовностью населения к самозанятости и размерами поддержки этого вида трудовой деятельности. В такой ситуации результативность применения организационного механизма для поддержки самозанятости граждан в данном субъекте РФ можно признать как неудовлетворительную. Приведем доказательства, которые позволяют
сделать такой вывод. В настоящее время Свердловская область является одним из лидеров в стране по уровню развития малого и среднего бизнеса. По количеству зарегистрированных малых и средних предприятий регион занимает 5 место в стране. В Свердловской области реализуются меры налогового стимулирования для предприятий на всех уровнях их жизненного цикла: для начинающих установлены «нулевая ставка» и налоговые «каникулы» для применяющих упрощенную систему налогообложения. Для расширения рынков сбыта продукции, выпускаемой малыми предприятиями, развивается кооперация между муниципальными образованиями, проводится международная выставка ИННОПРОМ. Для информирования населения и бизнес-сообщества об имеющихся возможностях разработаны такие Интернет-ресурсы, как портал малого и среднего бизнеса Свердловской области и «Бизнес-навигатор» [28].
Свердловская область участвует в чемпионатах WorldSkills по различным компетенциям, в том числе и по компетенции «Предпринимательство» [29].
Распространенность малых предприятий в европейских странах (27 стран ЕС) достаточно высока: на 1 000 населения приходится 40 малых предприятий.
В Свердловской области также отмечен рост развития малого предпринимательства. Например, в г. Екатеринбурге число субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 000 жителей города составляет 51,1 [30]. Однако данный процесс не распространился на категорию безработных граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в других субъектах РФ, включая ХМАО.
Так, за последние 5 лет в Свердловской области численность безработных граждан, оформивших государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и получивших единовременную финансовую помощь, снизилась более чем в 3 раза. В то же время увеличивается количество граждан, обратившихся за предоставлением государственной услуги по данной теме, что свидетельствует о потенциальной готовности населения к самозанятости (табл. 2).
Таблица 2. Содействие самозанятости безработных граждан в Свердловской области
Численность граждан Год
2012 2013 2014 2015 2016 2017, 1 полугодие
Обратились за предоставлением государственной услуги (количество заявлений) 1481 1290 1227 1204 1385 1542
Оформивших государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя 473 367 336 225 137 75
В том числе: зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей 426 320 292 212 122 70
Из них: зарегистрировавших крестьянское (фермерское) хозяйство 2 11 12 17 10 0
Зарегистрировавших юридическое лицо 47 47 44 13 15 5
Получивших единовременную финансовую помощь при соответствующей государственной регистрации 81 285 239 155 83 33
К сожалению, проявляется не только низкая результативность конкретных механизмов для содействия самозанятости граждан, но и в целом центров занятости как основных субъектов. Этот вывод подтверждается статистическими данными, характеризующими тенденцию развития: в первой половине 2017 г. доля граждан, открывших собственное дело, в общей численности безработных составила всего 0,38% [31]. В то же время распространена трудовая деятельность граждан в неформальном секторе экономики, сокрытие ими доходов от налогооблажения, что также подтверждает низкую результативность как применения организационного механизма, так и в целом деятельности субъекта, осуществляющего функции содействия.
Проанализируем, насколько результативно применяется механизм содействия самозанятости в других регионах, например в ХМАО-Югра. Авторами статьи в рамках данного исследования проведен опрос 600 респондентов, зарегистрированных как безработные в центре занятости населения Октябрьского района ХМАО-Югра. Место опроса выбрано потому, что это промышленный район, где добывают нефть и газ. Но в этом виде деятельности занято ограниченное количество граждан. Поэтому развитие самозанятости очень актуально для района. Отбор респондентов осуществлялся по следующим критериям: возраст; гендер, уровень профессионального образования. По результатам опроса оценивалось влияние основных механизмов содействия самозанятости безработных граждан. Для оценки качества услуг как одного из показателей применения организационного механизма содействия самозанятости использовался такой показатель, как степень сформированных профессиональных компетенций в процессе обучения у безработных.
Была выдвинута гипотеза о том, что высокая степень сформированно-сти компетенций позволяет безработным, имеющим высшее образование, заняться в перспективе высокотехнологичным, наукоемким, инновационным бизнесом. Также оценивалась степень востребованности различных знаний (правовых, бухгалтерских, маркетинговых) у граждан, планирующих самозанятость. Предполагалось, что освоение маркетинговых знаний позволяет будущим самозанятым гражданам объективно оценивать спрос и масштаб будущего дела, а также степень конкуренции в конкретном секторе рынка. В процессе опроса выявлялось, какие навыки нужны безработным для открытия индивидуальной деятельности, какие предприниматель-
ские способности присутствуют у будущих индивидуальных предпринимателей, например способность ставить цели, самостоятельно организовывать их достижение. Также оценивалось, в какой мере безработные осознают свою социальную ответственность перед партнерами, потребителями и государством за ведение будущего бизнеса. Выявлялось наличие опыта и социальных связей у будущих предпринимателей.
Была выдвинута гипотеза о том, что для успешной самозанятости нужна оценка социально-психологической готовности граждан: степень их деловой активности, ответственности за собственное благополучие, зависимости от помощи государства в разных сферах жизни. Для оценки влияния социально-психологической готовности были применены следующие показатели: самооценка респондентами уровня стрессоустойчивости, осознание ими препятствий для открытия своего дела. Также выявлялись ценности, значимые для безработного гражданина (семья, свободное время). Для объективной оценки применения организационного механизма содействия самозанятости, включая финансовую поддержку, в анкету включался вопрос о том, достаточно ли государственных средств для финансовой помощи безработным. Также выявлялась степень доверия будущих предпринимателей к экономической политике правительства и налоговому климату.
Была выдвинута гипотеза о том, что если у респондентов есть высокий уровень недоверия к экономической и налоговой политике как подсистем публичного управления, то они не будут планировать самозанятость. Респондентам предлагалось оценить результативность организационного механизма в части технической поддержки самозанятости в регионе и муниципальном образовании. Также в опросе оценивалось влияние на самозанятость граждан внутренних и внешних факторов (исторических, социокультурных и географических). К факторам, отрицательно влияющим на развитие самозанятости, авторы исследования отнесли коррупцию и криминальные поборы.
Состав респондентов был следующий: молодежь составила 27,6%; люди среднего возраста 42,2%; старшего возраста 30,2%; мужчин 49,2%; женщин 50,8%. По уровню образования выборка респондентов следующая: 37% имеют неполное среднее образование; общее среднее 47,4%; начальное профессиональное 12,3%; среднее профессиональное 25%; высшее образование 9,3%. По результатам исследования выявлено, что качество образовательных услуг, полученное респондентами, достаточно высокое. По мнению респондентов, для открытия собственного дела им пригодятся знания, полученные при обучении по праву, бухгалтерскому учету, маркетингу. Но для того чтобы заниматься высокотехнологичным, наукоемким бизнесом, этих компетенций недостаточно, по мнению 45,6% респондентов. Полученные знания по маркетингу позволяют респондентам критически оценить возможности для будущей деятельности. Около четверти (22,3%) респондентов указывают на высокий уровень конкуренции в том секторе рынка, где они планируют работать. 11,6% понимают, что на тот вид деятельности, которым они планируют заниматься, существует недо-
статочный спрос. 42,8% респондентов осознают, что у них мало предпринимательских способностей для открытия собственного дела. Лишь у 13,5% респондентов есть такие предпринимательские способности, как умение ставить цели и достигать их без внешнего контроля. Почти у пятой части опрошенных (24,2%) нет опыта и связей для успешного ведения собственного дела. Лишь 25,1% опрошенных осознают социальную ответственность за ведение будущего бизнеса перед партнерами, потребителями и государством. У 74% безработных, планирующих самозанятость, выявлен высокий уровень стрессоустойчивости, вместе с тем 70% респондентов отмечают внутренние проблемы, которые могут быть препятствием для открытия своего дела: страхи и опасения; неуверенность в себе; проблемы в отношениях с окружающими и близкими людьми; подавленность; низкая самооценка, замкнутость. Но при этом большинство опрошенных не рассматривают отрицательное влияние этих социально-психологических характеристик на будущую самозанятость. Хотя мировая практика свидетельствует об обратном. По результатам опроса выявлено, что почти 80% опрошенных отмечают недостаточность финансовых средств, выделяемых государством для поддержки. К сожалению, 40,5% респондентов высказывают недоверие к экономической политике правительства, 39,1% негативно оценивают налоговый климат в стране. 53,0% опрошенных невысоко оценивают техническую поддержку самозанятости в регионе и муниципальном образовании. Также 48,4% респондентов указывают на факторы, отрицательно влияющие на развитие самозанятости: это коррупция и связанное с ней вымогательство. По результатам опроса проранжированы причины, отрицательно влияющие на содействие и развитие самозанятости безработных, по степени их убывания (табл. 3).
Таблица 3. Причины, отрицательно влияющие на содействие и развитие самозанятости безработных
№ п/п Причины, ранжированные по значимости %
1 Недостаточно финансовых средств, предлагаемых государством 78,1
2 Недостаточно развита инновационная и информационная система, инфраструктура региона и муниципального образования 53,0
3 Есть риск столкнуться с коррупцией, вымогательством 48,4
4 Компетенции, полученные при обучении, не позволяют заняться высокотехнологичным, наукоемким инновационным бизнесом 45,6
5 Недостаточно предпринимательских способностей для открытия собственного дела 42,8
6 Недоверие к экономической политике правительства 40,5
7 Неблагоприятный налоговый климат 39,1
8 Осознание ответственности за ведение бизнеса перед партнерами, потребителями, государством 25,1
9 Отсутствие опыта и связей для успешного ведения собственного дела 24,2
10 Высокая конкуренция в секторе рынка, где планируется собственное дело 22,3
11 Недостаточно осознается выгода (прибыль), есть риск разорения 21,9
№ п/п Причины, ранжированные по значимости %
12 Не хочу, не могу управлять людьми 15,8
13 Не могу самостоятельно и эффективно работать, ставить цели и достигать их (без внешнего контроля) 13,5
14 Недостаточный спрос на планируемый вид деятельности 11,6
15 Перспектива высокой занятости делом в ущерб времени, которое нужно для семьи, отдыха, спорта, здорового образа жизни. Это может привести к потере семьи и здоровья 11,6
16 Не знаю, как организовать и оформить собственное дело 6,5
17 Риск криминальных поборов 4,7
18 Другие причины 3,7
В ходе исследования выявлена группа потенциальных предпринимателей - респондентов, выразивших намерение открыть свое дело. Обобщенный социально-демографический портрет потенциальных самозанятых граждан следующий: это преимущественно молодые мужчины и женщины в возрасте от 25 до 34 лет; они имеют высшее или незаконченное высшее образование, среди них люди, которые занимали должности руководителей среднего звена и специалистов; доход на одного члена семьи в месяц составляет от 15,0 до 25,0 тыс. руб.
Выводы
Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы. В настоящее время Российской Федерацией применяются все основные механизмы содействия самозанятости безработных граждан, которые в определенной степени адаптируются. Но есть недоработки по результативности применения такого механизма, как организационный, особенно в части финансовой поддержки. Возникает закономерный вопрос: что делать в такой ситуации? Ответ основан на изучении международного опыта: совершенствовать процедуры финансирования, а именно совместить патентную систему налогообложения, предусмотренную для лиц, уже зарегистрированных как индивидуальные предприниматели, с упрощенной процедурой регистрации для самозанятых граждан, не привлекающих наемных рабочих. Для получения статуса «самозанятый индивидуальный предприниматель» должна быть предусмотрена несложная процедура регистрации, которая должна включать единый платеж с налогами и страховыми взносами.
Развитию самозанятости может способствовать совершенствование организационного механизма в части усиления финансовой поддержки в форме кредитов, прежде всего самозанятых граждан в инновационных отраслях, способствующих экономическому росту регионов и международному сотрудничеству.
Применение нормативно-правового механизма должно быть направлено в первую очередь на развитие, так как законодательная основа для содействия самозанятости уже создана. Развитие социального механизма, по
мнению авторов, используется далеко не в полной мере, что предполагает повышение степени доверия граждан к экономической, налоговой и антикоррупционной политике государства и органов публичного управления. Это формирование позитивного имиджа в целом самозанятых граждан, успешных и уверенных в себе и государстве. Только комплексное развитие механизмов публичного управления, направленных как на содействие, так и на развитие самозанятости граждан, будет способствовать в целом занятости населения, экономическому росту регионов и доверию граждан государству.
Литература
1. Jansen G. Farewell to the rightist self-employed? 'New self-employment' and political alignments // Acta Politica. 2017. Vol. 52, is. 3. P. 306-338. URL: https://link.springer.com/article/10.1057%2Fs41269-016-0030-0 (Springer)
2. Vecernik J. Self-employment in the czech republic and cee countries: Persons and households // Post-Communist Economies. 2011. № 23(3). P. 359-376. URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14631377.2011.595128(Taylor&Fransis)
3. Lisi G. Homeownership and new entrepreneurs: first empirical evidence of a bidirectional interaction // Applied Economics. 2017. Vol. 49, is. 60. P. 598-599. URL: http://ezproxy.urfu.ru:2127/doi/abs/10.1080/00036846.2017.1368996?journalCode=raec20
4. Boutsiouki S. Policy transformations and institutional interventions regarding VET in an employment-oriented European Union // Review of European Studies. 2014. Vol. 6, № 1. P. 201-217. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/res/article/view/33314/19829
5. Соколова Г.Н. Структура занятости и безработица: Проблемы и тенденции // Экономика и жизнь. 2013. № 1.
6. Caraher K. Vulnerability of the 'Entrepreneurial Self: Analysing the interplay between labour markets and social policy // Social Policy and Society. 2017. Vol. 16, is. 3. P. 483-496. URL: http://ezproxy.urfu.ru:2127/doi/abs/10.1080/00343404.2016.1184753?journ
7. Ханс де Брюйн. Управление по результатам в государственном секторе. М., 2005.
8. Добролюбова Е.И. Внедрение принципов и процедур управления по результатам в РФ: промежуточные итоги и направления развития // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. С. 133-165.
9. Ушаков В.А. Проблемы и перспективы для реализации бюджетирования, ориентированного на результат в практике управления государственными и муниципальными финансами // Вопросы управления. 2008. № 1 (2). URL: http://vestnik.uapa.ru/en/ issue/2008/01/06/ (дата обращения: 09.06.2014).
10. Мохов В.П. Управление по результатам: ограничения переходного периода // Вопросы теории и практики. 2012. № 4, ч. 1. С. 129-132.
11. Понкин И.В. Теория публичного управления : учеб. для магистратуры и программ Master of Public Administration / предисл. А.Б. Зеленцова. М. : Буки Веди, 2017.
12. Мусостова Д.Ш., Бисаева Д.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Китае // Экономика и менеджмент инновационных технологий. URL: http://ekonomika.snauka.ru (дата обращения: 20.12.2016).
13. Мидянка А.И. Особенности развития малого бизнеса РФ и Канады. URL: http://projects.fa.ru/MMFF2012/data/s1/Midyanka.pdf (дата обращения: 20.12.2016).
14. Ko H. Revisiting the effectiveness of the employment-oriented welfare state: Considering the quality of employment achievement // Asian Social Work and Policy Review. 2017. Vol. 11, is. 2, P. 158-167. URL: http://ezproxy.urfu.ru:2198/doi/10.1111/aswp.12122/full. (Wiley)
15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд. М. : Аз, 1996.
16. Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России) от 16 июня 2008 г. № 281н, г. Москва). URL: https://rg.ru/2008/07/11/reglament-samozanyatost-dok.html
17. Певцова Е.А. Правовое регулирование труда и занятости молодежи : учеб. пособие. 2-е изд., испр. М. : ИЦ Академия, 2013.
18. Как живет и работает малый бизнес в Германии. URL: https://rg.ru/2013/12/24/germania.html (дата обращения: 15.12.2016).
19. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства стран дальнего и ближнего зарубежья. URL: http://oldsmb.economy.gov.ru/content/resources/ supfeatures/ (дата обращения: 15.12.2016).
20. Малый бизнес в Соединенных Штатах Америки. URL: https://ru.exrus.eu/Maly-biznes-v-Soyedinennykh-Shtatakh-Ameriki-id4e6e12e76ccc194c3c002c1c (дата обращения:
15.12.2016).
21. Максимович Л.В. Самозанятость населения в российской экономике: формирование и регулирование. URL: http://economy-lib.com/samozanyatost-naseleniya-v-rossiyskoy-ekonomike-formirovanie-i-regulirovanie#ixzz54wXASFvt (дата обращения:
25.12.2017).
22. Дудар Т.Е. Личность предпринимателя в контексте культуры: историко-философский аспект // European social science journal. 2014. № 5-1 (44). С. 562-569.
23. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Мониторинг возможностей развития самозанятости в Новосибирской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ monitoring-vozmozhnostey-razvitiya-samozanyatosti-novosibirskoy-oblasti (дата обращения: 16.12.2017).
24. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 03.07.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 12.01.2018).
25. Список профессий, попадающих под законопроект об освобождении самозанятых граждан от уплаты налога в 2017 году. URL: https://informatio.ru/news/ socie-ty/job/spisok_professiy_samozanyatykh_grazhdan/ (дата обращения: 12.01.2018).
26. Бурлак А.В. К вопросу о понятии «самозанятые граждане» // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 4 (49). С. 173-177. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-samozanyatye-grazhdane (дата обра- | щения: 12.01.2018).
27. Патент для самозанятых граждан: будет ли толк? URL: https://www.regberry.ru/ news/patent-dlya-samozanyatyh-grazhdan-budet-li-tolk (дата обращения: 08.09.2016).
28. Уральским предпринимателям презентован уникальный интернет ресурс: Бизнес-навигатор МСП. URL: http://mashsouz-so.ru/home/1-latest-news/267-2017-03-24-20-46-01.html (дата обращения: 13.01.2018).
29. Мой выбор, моя профессия. URL: http://szn.gossaas.egov66.ru/uploads/document/ 369/moj-vybor-moya-professiya—8.pdf (дата обращения: 15.01.2018).
30. Официальный сайт портала малого и среднего бизнеса Свердловской области. URL: http://66msp.ru/ (дата обращения: 18.12.2017).
31. Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в первом полугодии 2017 года). URL: https://szn-ural.ru/content/ %D0%B0%D0%BD%D0%B0% D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 09.08.2018).
VoroniM L.I., Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: voroni-na_612@outlook.com
Kasyanova T.I., Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: kasyanova.t@gmail. com
MECHANISMS FOR PROMOTING AND DEVELOPMENT OF SELF-EMPLOYMENT OF UNEMPLOYED CITIZENS: A COMPARATIVE ANALYSIS OF FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE
Keywords: self-employment, unemployed citizens, promotion and development of self-employment, self-employment, public services, financial support.
The article deals with the actual problem of assistance and development of self-employment of unemployed citizens, comparative analysis of foreign and Russian experience is given. The analysis of various mechanisms to promote the development of self-employment is presented: state programs, statutory regulation, the existence and activity of organizational and administrative structures responsible for the administration of activities in this field, the development of coordination, financial and material resources, and the provision of training and counseling services for the unemployed. The results of a sociological study among the unemployed that made it possible to identify the causes that adversely affect the promotion and development of the self-employment of the unemployed are presented. The study made it possible to suggest the main directions for improving the self-employment of citizens: strengthening financial support in the form of loans, increasing the degree of citizens' trust in the economic, tax and anti-corruption policies of the state and public administration bodies and creating a positive image of self-employed citizens as a whole.
References
1. Jansen G. Farewell to the rightist self-employed? 'New self-employment' and political alignments // Acta Politica. 2017. V.52, Issue 3. P. 306-338. Rezhim dostupa: https://link.springer.com/article/10.1057%2Fs41269-016-0030-0 (Springer)
2. Vecernik, J. Self-employment in the czech republic and cee countries: Persons and households // Post-Communist Economies. 2011. № 23(3). P. 359-376. Rezhim dostupa: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14631377.2011.595128(Taylor&Fransis)
3. Lisi G..Homeownership and new entrepreneurs: first empirical evidence of a bidirectional interaction // Applied Economics. 2017. V. 49, Issue 60. P. 5983-599. Rezhim dostupa: http://ezproxy.urfu.ru:2127/doi/abs/10.1080/00036846.2017.1368996?journalCode=raec20
4. Boutsiouki S. Policy transformations and institutional interventions regarding VET in an employment-oriented European Union // Review of European Studies. 2014. Vol. 6, No. 1. P. 201-217. Rezhim dostupa: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/res/article/view/ 33314/19829
5. Sokolova G. N. Struktura zanyatosti i bezrabotica: Problemy i tendencii // EHkonomika i zhizn'. 2013, №1. s. 21
6. Caraher K. Vulnerability of the 'Entrepreneurial Self: Analysing the interplay between labour markets and social policy // Social Policy and Society. 2017. V. 16, Issue 3. P. 483496. Rezhim dostupa: http://ezproxy.urfu.ru:2127/doi/abs/10.1080/00343404.2016. 1184753?journ. (Oxford University Press)
7. Hans de Bryujn. Upravlenie po rezul'tatam v gosudarstvennom sektore. M.: 2005, S.192
8. Dobrolyubova E.I. Vnedrenie principov i procedur upravleniya po rezul't,atam v RF: promezhutochnye itogi i napravleniya razvitiya. / E. I. Dobrolyubova // Voprosy gosudarst-vennogo i municipal'nogo upravleniya. 2008. № 3. S. 133-165
9. Ushakov V.A. Problemy i perspektivy dlya realizacii byudzhetirovaniya, orientiro-vannogo na rezul'tat v praktike upravleniya gosudarstvennymi i municipal'nymi finansami /
V.A.Ushakov // Voprosy upravleniya. 2008. № 1(2). [EHlektron. resurs] Rezhim dostupa: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2008/01/06/(data obrashcheniya: 09.06.2014)
10. Mohov V.P. Upravlenie po rezul'tatam: ogranicheniya perekhodnogo perioda / V.P. Mohov // Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2012. № 4. CH. 1. S. 129-132.
11. Ponkin I.V. Teoriya publichnogo upravleniya: Uchebnik dlya magistratury i programm Master of Public Administration / Predislovie d.yu.n., prof. A.B. Zelencova / Institut gosudarst-vennoj sluzhby i upravleniya RANHiGS pri Prezidente RF. M.: Buki Vedi, 2017. S. 44.
12. Musostova D.SH., Bisaeva D.I. Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego bi-znesa v Kitae // EHkonomika i menedzhment innovacionnyh tekhnologij. EHlektronnyj dostup: http://ekonomika.snauka.ru (data obrashcheniya: 20.12.16)
13. Midyanka A.I. Osobennosti razvitiya malogo biznesa RF i Kanady // EHlektronnyj dostup http://projects.fa.ru/MMFF2012/data/s1/Midyanka.pdf (data obrashcheniya: 20.12.16)
14. Ko H. Revisiting the effectiveness of the employment-oriented welfare state: Considering the quality of employment achievement // Asian Social Work and Policy Review. 2017. V. 11, Issue 2, P. 158-167. Rezhim dostupa: http://ezproxy.urfu.ru:2198/doi/10.1111/ aswp.12122/full. (Wiley)
15. Ozhegov S.I., SHvedova N.YU. Tolkovyj slovar' russkogo Izdatel'stvo: M.: Az; Iz-danie 3-e, 1996.
16. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta predostavleniya gosudarstvennoj uslugi po sodejstviyu samozanyatosti bezrabotnyh grazhdan: Prikaz Ministerstva zdra-voohraneniya i social'nogo razvitiya Rossijskoj Federacii (Minzdravsocrazvitiya Rossii) ot 16 iyunya 2008 g. № 281n, g. Moskva) // https://rg.ru/2008/07/11/reglament-samozanyatost-dok.html
17. Pevcova E.A. Pravovoe regulirovanie truda i zanyatosti molodezhi: Uchebnoe posobie - 2-e izd., ispr - / Pevcova E.A. - M.: IC Akademiya, 2013. - s. 142
18.Kak zhivet i rabotaet malyj biznes v Germanii // EHlektronnyj dostup: https://rg.ru/2013/12/24/germania.html (data obrashcheniya: 15.12.16)
19. Osobennosti podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva stran dal'nego i blizhnego zarubezh'ya // EHlektronnyj dostup: http://oldsmb.economy.gov.ru/content/ re-sources/supfeatures/ (data obrashcheniya: 15.12.16)
20. Malyj biznes v Soedinennyh SHtatah Ameriki // EHlektronnyj dostup: https://ru.exrus.eu/Maly-biznes-v-Soyedinennykh-Shtatakh-Ameriki-id4e6e12e76ccc194c3c002c1c (data obrashcheniya: 15.12.16)
21. Maksimovich L.V. Samozanyatost' naseleniya v rossijskoj ehkonomike: formirovanie i regulirovanie // EHlektronnyj dostup: http://economy-lib.com/samozanyatost-naseleniya-v-rossiyskoy-ekonomike-formirovanie-i-regulirovanie#ixzz54wXASFvt (data obrashcheniya: 25.12.17)
22. Dudar T.E. Lichnost' predprinimatelya v kontekste kul'tury: istoriko-filosofskij aspekt // European social science journal. 2014. № 5-1 (44). S. 562-569
23. Volovskaya N.M., Plyusnina L.K., Rusina A.V. Monitoring vozmozhnostej razvitiya samozanyatosti v Novosibirskoj oblasti // EHkonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz, 4 (46) 2016 // EHlektronnyj dostup: https://cyberleninka.ru/article/n/ mon-itoring-vozmozhnostey-razvitiya-samozanyatosti-v-novosibirskoy-oblasti (data obrashcheni-ya: 16.12.17)
24. O zanyatosti naseleniya v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon RF ot 19.04.1991 № 1032-1 (red. ot 03.07.2018 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ data obrashcheniya: 12.01.2018)
25. Spisok professij, popadayushchih pod zakonoproekt ob osvobozhdenii samozanyatyh grazhdan ot uplaty naloga v 2017 godu // Rezhim dostupa: https://informatio.ru/news/ socie-ty/job/spisok_professiy_samozanyatykh_grazhdan/ (data obrashcheniya: 12.01.2018)
26. Burlak A.V. K voprosu o ponyatii «samozanyatye grazhdane» // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». 2016. 4 (49). S. 173-177 // Rezhim dostupa:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-samozanyatye-grazhdane (data obrash-cheniya: 09.01.2017).
27. Patent dlya samozanyatyh grazhdan - budet li tolk? // Ehlektronnyj dostup: https://www.regberry.ru/news/patent-dlya-samozanyatyh-grazhdan-budet-li-tolk (data obrash-cheniya: 08.09.16)
28. Ural'skim predprinimatelyam prezentovan unikal'nyj internet - resurs: Biznes-navigator MSP // EHlektronnyj resurs: http://mashsouz-so.ru/home/1-latest-news/267-2017-03-24-20-46-01.html (data obrashcheniya: 13.01.2018)
29. Moj vybor, moya professiya // Ehlektronnyj resurs: http://szn.gossaas.egov66.ru/ up-loads/document/369/moj-vybor-moya-professiya—8.pdf (data obrashcheniya: 15.01.2018)
30. Oficial'nyj sajt portala malogo i srednego biznesa Sverdlovskoj oblasti [Ehlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://66msp.ru/ (data obrashcheniya: 18.12.2017).
31. Monitoring i ocenka kachestva i dostupnosti gosudarstvennyh uslug v oblasti sodejst-viya zanyatosti naseleniya (po itogam deyatel'nosti organov sluzhby zanyatosti v pervom polugodii 2017 goda. https://sznural.ru/content/ %D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0% BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (data obrashcheniya: 09.08.18)
For referencing:
VoronÏM L.I., Kasyanova T.I Mekhanizmy sodejstviya i razvitiya samozanyatosti bez-rabotnyh grazhdan: sravnitel'nyj analiz zarubezhnogo opyta i Rossii [Mechanisms for promoting and development of self-employment of unemployed citizens: a comparative analysis of foreign and Russian experience] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2018, no 44, pp. 264-282.