Научная статья на тему 'Предпринимательство и безработица: результаты социологического исследования'

Предпринимательство и безработица: результаты социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
349
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / САМОЗАНЯТОСТЬ / SELF-EMPLOYMENT / БЕЗРАБОТНЫЕ ГРАЖДАНЕ / UNEMPLOYED POPULATION / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / EMPLOYMENT SERVICE / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воловская Нина Михайловна

В статье представлены результаты опроса предпринимателей, открывших свое дело, будучи безработными. Опросом охвачено три направления развития предпринимательской деятельности: индивидуальное предпринимательство, фермерство и самостоятельная занятость в условиях личного подсобного хозяйства. Показана роль и поддержка службы занятости в регионе. Рассмотрены сферы и виды предпринимательской деятельности, условия ее осуществления. Особый акцент сделан на социологических аспектах самозанятости безработных: мотивации, потребности в обучении, изменение социально-психологического состояния, материального положения в условиях предпринимательской деятельности, поддержка семьи и т.д. Выявлены проблемы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в селах, районах и городах НСО (проблемы аренды помещений, финансовые проблемы, высокие процентные ставки и т.д.), административные барьеры, с которыми столкнулись безработные граждане при открытии и ведении собственного дела, и определены эффективные виды государственной поддержки безработных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воловская Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP IN TERMS OF UNEMPLOYMENT: SOCIOLOGICAL ASPECT

The report presents the results of a survey of entrepreneurs who have started their own business being unemployed. The survey covers three areas of entrepreneurship: individual entrepreneurship, farming and self-employment in the conditions of private farming. The role and support of the employment service in the region is shown. The scope and types of entrepreneurial activity, conditions of its implementation are reviewed. Particular emphasis is placed on the sociological aspects of self-employment: motivation, training needs, change in the socio-psychological state, financial situation in the entrepreneural environment, family support, etc. The problems hindering the development of entrepreneurship in villages, districts and cities of the Novosibirsk region are identified: difficulties with rent, financial problems, high interest rates on loans, administrative barriers unemployed citizens faced when opening and running their own business. The effective types of state support for the unemployed are defined.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство и безработица: результаты социологического исследования»

СОЦИОЛОГИЯ

УКД 331 (075.8)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БЕЗРАБОТИЦА: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Н.М. Воловская

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: n.m.volovskaya@nsaem.ru

В статье представлены результаты опроса предпринимателей, открывших свое дело, будучи безработными. Опросом охвачено три направления развития предпринимательской деятельности: индивидуальное предпринимательство, фермерство и самостоятельная занятость в условиях личного подсобного хозяйства. Показана роль и поддержка службы занятости в регионе. Рассмотрены сферы и виды предпринимательской деятельности, условия ее осуществления. Особый акцент сделан на социологических аспектах самозанятости безработных: мотивации, потребности в обучении, изменение социально-психологического состояния, материального положения в условиях предпринимательской деятельности, поддержка семьи и т.д. Выявлены проблемы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в селах, районах и городах НСО (проблемы аренды помещений, финансовые проблемы, высокие процентные ставки и т.д.), административные барьеры, с которыми столкнулись безработные граждане при открытии и ведении собственного дела, и определены эффективные виды государственной поддержки безработных.

Ключевые слова: предпринимательство, самозанятость, безработные граждане, служба занятости, проблемы, государственная поддержка.

ENTREPRENEURSHIP IN TERMS OF UNEMPLOYMENT: SOCIOLOGICAL ASPECT

N.M. Volovskaya

Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: n.m.volovskaya@nsaem.ru

The report presents the results of a survey of entrepreneurs who have started their own business being unemployed. The survey covers three areas of entrepreneurship: individual entrepreneurship, farming and self-employment in the conditions of private farming. The role and support of the employment service in the region is shown. The scope and types of entrepreneurial activity, conditions of its implementation are reviewed. Particular emphasis is placed on the sociological aspects of self-employment: motivation, training needs, change in the socio-psychological state, financial situation in the entrepreneural environment, family support, etc. The problems hindering the development of entrepreneur-

© Воловская Н.М., 2017

ship in villages, districts and cities of the Novosibirsk region are identified: difficulties with rent, financial problems, high interest rates on loans, administrative barriers unemployed citizens faced when opening and running their own business. The effective types of state support for the unemployed are defined.

Keywords: entrepreneurship, self-employment, unemployed population, the employment service, problems, state support.

В России со времен перестройки взят курс на развитие предпринимательства как неотъемлемого элемента рыночной экономики. Оно необходимо для нормального развития и существования общества в целом как основной базы для формирования среднего класса, создания необходимой атмосферы конкуренции, быстрой реакции на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнения ниш в удовлетворении потребностей людей, создания гибкой экономики, стимулирования занятости и создания новых рабочих мест и т.д. Особое значение имеет малое предпринимательство и его скорейшее развитие, так как оно является сильнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики. Однако перестройка привнесла в развитие российского общества безработицу, оказывающую негативное влияние как на развитие общества, так и отдельного индивида. Российское государство для сглаживания негативных последствий переходного периода, помощи безработным гражданам присоединилось к активной политике содействия занятости населения [3, c. 1429] и взяло на себя обязательства по созданию условий, связанных с обеспечением работой незанятых граждан, и обозначило ряд направлений активной политики. Самозанятость выступает специфическим направлением, характеризующимся тем, что она предполагает изъявления желания, инициативности человека в поиске занятий и тем самым призвана подтолкнуть безработных к активным действиям на рынке труда, к занятию предпринимательством.

Самозанятость неразрывно связана с предпринимательством, так как она основа зарождения предпринимательства, его фундамент. Не вдаваясь в подробный анализ указанных понятий, отметим, что главным в понимании предпринимательства является область функционирования и вид занятия, а в самостоятельной занятости - направленность и отношение человека к труду, его характер. Предпринимательство не мыслимо без активности, инициативности, самостоятельности, риска, творчества, а это основные свойства самозанятости, поэтому она первична. Человек вначале выбирает вид занятости, а уже потом определенную форму деятельности. И если он хочет самостоятельно осуществлять свою деятельность, ни от кого не зависеть, то он выбирает самозанятость, например, в форме малого или индивидуального предпринимательства.

Предпринимательством могут заняться как люди, ощущающие внутреннюю потребность в такой деятельности, наемные работники, неудовлетворенные содержанием выполняемой работы, возможностью построить карьеру, отсутствием условий для реализации своих творческих потребностей, самовыражения, амбиций и т.д., так и граждане, потерявшие работу. Объектом данной статьи являются незанятые люди, потерявшие работу, проживающие в сельской местности, для которых переход к предпринимательской деятельности является практически единственной воз-

можностью занять себя самостоятельно из-за отсутствия наемной работы, обеспечить себя и свою семью материально, изменить свой социальный статус и перейти от статуса безработного к статусу самостоятельно занятого человека.

Одновременно с этим надо принять во внимание, что осуществлять предпринимательскую деятельность могут не все безработные люди. Подобная деятельность требует людей со специфическими качествами: активностью, инициативностью, организационными способностями, умением рисковать. Также надо принять во внимание то положение, что для многих безработных переход к предпринимательской деятельности - это вынужденный шаг в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах. Предпринимательство для них, по сути, - средство выживания, это «предпринимательство поневоле».

Проведение активной политики занятости и содействие незанятому населению по их переходу на предпринимательскую деятельность в России возложено на государственные департаменты занятости, а также на областные, районные и сельские администрации. Департаменты занятости должны осуществлять работу по ориентации безработных незанятых граждан на осуществление предпринимательской деятельности по отдельным формам (ИТД, самозанятость в ЛПХ, создание предприятий малого бизнеса). Они занимаются тестированием граждан, используя специальные методики, делают упор на выявление деловых и предпринимательских качеств. В их обязанности входит предоставление консультационных услуг, помощь по разработке бизнес-плана, ознакомление граждан с набором необходимых документов по открытию своего дела, обучение граждан основам предпринимательства, оказание реальной помощи в аренде помещений, получении льгот и т.д.

Однако активная позиция служб занятости должна быть подкреплена реальной информацией о желании незанятых людей перейти к предпринимательской деятельности, о формах самостоятельной занятости, о необходимой помощи и т.д. В связи с этим следует проводить социологические опросы. В Новосибирской области министерство труда, занятости и трудовых ресурсов совместно с Новосибирским государственным университетом с 1995 г. проводит подобные исследования возможностей развития самозанятости среди незанятого населения и в последующем оказывает незанятым граждан помощь в переходе к предпринимательской деятельности. Результаты получили неоднократное освещение во многих наших работах [1, 2]. Однако необходима обратная связь и получение ответов на ряд вопросов. Как работается незанятым гражданам на ниве предпринимательства? В каких сферах деятельности они работают, чем занимаются? Каковы их проблемы и перспективы деятельности? Для получения ответов на указанные и другие вопросы в 2015 г. нами совместно с министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области был проведен телефонный опрос граждан, решивших заняться предпринимательской деятельностью под патронажем служб занятости.

Предпринимательская деятельность незанятых граждан возможна в следующих направлениях: создание малого предприятия, фермерского хозяйства, индивидуальная трудовая деятельность (ИТД), работа в личном

подсобном хозяйстве и т.д. Поэтому было выбрано три направления опроса: опрос предпринимателей, самозанятых в личном подсобном хозяйстве и фермеров. В одной статье невозможно рассмотреть все результаты проведенного исследования, поэтому остановимся на исследовании предпринимателей, открывших собственное дело в 2014, 2015 гг. при содействии министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. Всего было опрошено 150 человек.

Обратимся к результатам исследования. Мотивация имеет огромное значение для перехода к предпринимательской деятельности. Состояние безработицы способствует повышению мотивации осуществлять самозанятость, так как она становится главной (если не единственной) возможностью обрести себя в труде и выйти из унизительного состояния безработицы. В результате безработицы ухудшается материальное положение и, как следствие, снижается качество жизни и трансформируется привычный образ жизни. Безработица для многих граждан служит толчком перехода к бедности, а самозанятость позволит увеличить доходы граждан. Также мотивационная составляющая предпринимательской деятельности может существенно влиять на результаты, на готовность людей к конкуренции на рынке и в целом на успешность предпринимательства.

Исследование показало, что основной мотив перехода незанятых граждан к предпринимательской деятельности - «обеспечить нормальную жизнь себе и своей семье» (72,9 % граждан, открывших свое дело в 2014 г., и 68,3 % - в 2015 г.), за ним следует мотив «возможность реализовать свои способности», при этом его отмечали всего 48,6 % граждан, открывших свое дело в 2014 г., и 39,3 % - в 2015 г.

Данный мотив имеет большое значение при осуществлении предпринимательства, так как часть граждан, открывших свое дело по материальным мотивам, при создании новых рабочих мест в местах их проживания возможно «уйдет» в работу по найму. Однако останется часть граждан, для которых предпринимательство вместо вынужденной формы занятости станет внутренней потребностью.

Рассмотрим, в каких отраслях и сферах деятельности незанятые граждане практикуют самозанятость в форме предпринимательской деятельности.

Больше всего респондентов среди предпринимателей, открывших свое дело, работает в отрасли «Бытовое обслуживание населения» (27,6 %), далее идет отрасль «Оптовая и розничная торговля» (18,8 %), а также «Сельское хозяйство» (15,1 %). По 4,3 % респондентов открыли свое дело в строительстве, промышленном производстве и других отраслях.

С точки зрения респондентов, вышеназванные отрасли наиболее подходят для организации своего дела в местах их проживания по следующим причинам: отсутствуют проблемы сбыта продукции (25,1 %), есть доступная сырьевая база (14 %), в этой сфере никто не предлагает услуг (11,2 %), есть специалисты в этой области (6,7 %) и т.д.

Осуществляя индивидуальную трудовую деятельность, респонденты занимаются торговлей товарами народного потребления (12,6 %), парикмахерскими услугами (7,1 %), шитьем одежды (4,4 %), оказанием фотоуслуг (2,7 %) и т.д.

Что касается организации собственного дела, то 90 % респондентов сами возглавляют свое дела, а 9,7 % - совместно с 2-3 другими предпринимателями.

Оценка респондентами условий осуществления ИТД представлена в табл. 1.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете условия существования ИТД

в Вашем городе/районе?»

Вариант ответа В % к опрошенным

2014 г. 2015 г.

1. Созданы все условия для развития бизнеса, предприниматели чувствуют себя комфортно 16,4 25,8

2. Условия для развития бизнеса средние 58,9 50,6

3. Условия для развития бизнеса неблагоприятные 24,7 23,7

Приведенные данные показывают, что четверть опрошенных предпринимателей считают, что в местах их проживания созданы все условия для развития бизнеса, предприниматели чувствуют себя комфортно, половина респондентов оценивают эти условия как средние, а чуть меньше четверти респондентов оценили условия для развития бизнеса как неблагоприятные. Анализируя динамику, можно отметить, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. возросло число респондентов, оценивающих условия как благоприятные.

Самооценка играет существенную роль в жизни человека, так как для нее характерно предрешать успешность человека в той или иной сфере деятельности, а особенно в предпринимательстве. Самооценка предопределяет как уверенность в этой сложной деятельности, так и неуверенность в ней. От самооценки в бизнесе во многом зависит его дальнейшее развитие. Самооценка результатов развития собственного дела представлена в табл. 2.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Выберите определение, лучше всего подходящее

к Вашему бизнесу»

Вариант ответа В % к опрошенным

открыли свое дело в 2014 г. открыли свое дело в 2015 г.

1. Процветающий 8,2 5,9

2. Конкурентоспособный 9,6 14

3. Развивающийся 31,5 41,9

4. Выживающий 27,4 24,7

5. Угасающий 17,8 4,8

Данные табл. 2 показывают, что большинство респондентов оценивают свой бизнес как развивающийся, примерно четверть респондентов считает, что их бизнес выживающий. Оценка предпринимателями, открывшими свой бизнес в 2015 г. по сравнению с оценками 2014 г., более позитивная:

увеличивается число респондентов, оценивающих свой бизнес как конкурентоспособный, и уменьшается число респондентов, оценивающих свой бизнес как угасающий. Также возрастает число респондентов, оценивающих свой бизнес как конкурентоспособный. В то же время нельзя не отметить, что снижается число респондентов, оценивающих свой бизнес как процветающий. Это тревожный звонок.

Опрос показал, что открытие своего дела для 41 % опрошенных предпринимателей способствовало улучшению их материального положения. Но в то же время у каждого пятого респондента, по их мнению, материальное положение ухудшилось, а у 38,2 % респондентов - не изменилось. Доходы, которые получают незанятые граждане, открывшие свое дело, невысоки: 60,3 % респондентов получают годовой доход от их предпринимательской деятельности до 100 тыс. руб., 23,3 % - свыше 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб., 8,6 % - свыше 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб., 3,4 % - свыше 300 тыс. руб. до 400 тыс. руб., 0,9 % - свыше 400 тыс. руб. до 500 тыс. руб., 3,4 % респондентов - свыше 500 тыс. руб.

Не секрет, что переход из состояния занятости в состояние безработицы способствует ухудшению материального положения. Люди вынуждены ограничивать свои потребности, отказываясь от приобретения ряда привычных покупок и сосредотачиваясь на обеспечении своего хотя бы нормального существования. Каково материальное положение начинающих предпринимателей? Оценка респондентами состояния своего материального положения представлена в табл. 3.

Таблица 3

Оценка респондентами своего материального положения

Вариант ответа В % к опрошенным

2014 г. 2015 г.

1. Получаемых денег недостаточно на нормальное существование 11,8 12,2

2. Получаемых денег достаточно на приобретение еды и предметов первой необходимости 47,1 45,9

3. Получаемых денег достаточно, в том числе и на приобретение бытовой техники 33,8 37

4. Получаемых денег достаточно, в том числе и на приобретение дорогих покупок (автомобиль, квартира) 7,4 4,4

5. Я вообще не имею материальных проблем 0 0,6

Из данных табл. 3 видно, что примерно для половины предпринимателей денег достаточно, чтобы приобретать еду и предметы первой необходимости. Каждый третий респондент может себе позволить приобрести бытовую технику. Всего лишь 4,4 % опрошенных указывают, что им хватает на приобретение дорогих покупок, и менее одного процента респондентов не имеет материальных проблем. Но вместе с тем, учитывая тот факт, что это начинающие предприниматели, можно сделать вывод о том, что развитие бизнеса способно повысить материальное благосостояние у 61 % респондентов, определяющих свой бизнес как процветающий, развивающийся и

конкурентоспособный (см. табл. 2). Что касается динамики, то особых и существенных различий в оценке своего положения предпринимателями, открывшими свое дело в 2014 и 2015 гг., не прослеживается.

Для развития предпринимательства большое значение имеет психологическое состояние. Исследование показало, что переход к предпринимательской деятельности способствовал улучшению психологического состояния респондентов. Так, у 31 % респондентов повысилась самооценка, у 27 % усилилась активность, 19 % стали ощущать свою полезность семье и обществу, 10 % говорят об улучшении условий жизни (питания, отдыха), 6 % перестали ощущать незащищенность и нестабильность. В то же время 7% респондентов указали, что стало еще хуже, так как их бизнес развалился, 36 % отмечают, что ничего не изменилось.

Между тем безработным людям, вступившим на нелегкую стезю предпринимательства, требуется помощь. С одной стороны, у них есть надежный «тыл» - семья. Большинство респондентов уверены в поддержке семьи. Так, 83,4 % респондентов, отрывших свое дело, указывают на то, что их поддерживает семья, дети, родственники в ведении собственного дела. Однако следует отметить, что одной только семейной поддержки недостаточно, без помощи государственных органов незанятым гражданам (служб занятости, местных администраций) очень трудно осуществить переход к совершенно новой для них предпринимательской деятельности. Оценивая помощь различных служб, респонденты отдают пальму первенства службам занятости. Так, 36,8 % указывают, что служба занятости их активно поддерживает, 16,8 % - скорее поддерживает, 23,2 % говорят о минимальной поддержке. В то же время большая часть респондентов (69 %) отмечает, что администрации сел, поселков и районов их практически не поддерживают.

Как можно помочь безработным гражданам? Что им необходимо для осуществления предпринимательской деятельности (табл. 4)?

Таблица 4

Необходимая помощь для перехода к предпринимательской деятельности

Вариант ответа В % к опрошенным

2014 г. 2015 г.

Получение денежных кредитов 33,9 33,8

Предоставление налоговых льгот 24,2 38,3

Обучение основам предпринимательства 17,7 21,7

Оказание психологической поддержки окружающих 4,8 2,2

Кооперации с другими предпринимателями 3,2 1,7

Предоставление возможности переработки продукции и ее хранения 3,2 1,7

Оказание поддержки государственными и муниципальными органами села, района 24,2 37,2

Мы видим, что опрошенным гражданам для осуществления предпринимательской деятельности необходимо, прежде всего, получение денежных кредитов, предоставление налоговых льгот, обучение основам предпринимательства [4], оказание помощи со стороны государственных органов.

Кроме того, начинающие предприниматели говорят о высокой арендной плате (23,3 %), об административных барьерах (12 %), о конкуренции на рынке (22,2 %) и т.д. Людей, ставших на этот нелегкий путь, необходимо поддержать. Тем более что 78 % планируют активно развиваться, и лишь 2,2 % респондентов говорят, что «это не мое, буду искать работу по найму».

Из года в год предприниматели пишут и говорят о высоких налогах и сборах, больших отчислениях в специальные фонды. Действительно, уровень налогов с фонда заработной платы и отчислений в различные фонды для предпринимателей во многих случаях превышает их возможности оплаты. Думается, что малый бизнес на первоначальном этапе его развития необходимо рассматривать не в качестве одного из каналов поступлений налогов в бюджет и отчислений в фонды, а как социальное явление, которое обеспечивает самостоятельную и трудовую занятость граждан, снижающее напряжение и остроту в общественных отношениях.

В заключение хотелось бы подчеркнуть (мы писали об этом ранее), что к главному достоинству предпринимательской деятельности относится ее социальная ценность. Предпринимательская деятельность позволяет преодолеть выжидательные и иждивенческие настроения в социуме, повышает самооценку людей и уверенность в своих силах. Благоденствие и социальная устойчивость общества возможны лишь при расширении сферы предпринимательства и малого бизнеса. Проведение активной политики занятости влияет на развитие предпринимательства и борьбу с безработицей. В связи с этим за таким направлением активной политики занятости, как развитие предпринимательства и самозанятости, - будущее.

Литература

1. Воловская Н.М., Удальцова М.В., ПлюснинаЛ.К., Русина А.В. Управление самостоятельной занятостью в регионе // Регион: экономика и социология. 2005. № 4. С. 67-76.

2. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В., Иноземцева А.В. Незанятое население и самозанятость в сибирском регионе // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 52-60.

3. Конвенции и рекомендации МОТ (1957-1990): В 2 т. / Международное бюро труда. Женева, 1991. 2045 с.

4. Шукшина З.А. Человек взрослый: обучение в условиях непрерывных изменений социального контекста // Омский научный вестник. 2009. № 4 (79). С. 78-81.

Bibliography

1. Volovskaja N.M., Udal'cova M.V., Pljusnina L.K., Rusina A.V. Upravlenie samo-stojatel'noj zanjatost'ju v regione // Region: jekonomika i sociologija. 2005. № 4. P 67-76.

2. Volovskaja N.M., Pljusnina L.K., Rusina A.V., Inozemceva A.V. Nezanjatoe naselenie i samozanjatost' v sibirskom regione // Sociologicheskie issledovanija. 2015. № 5. P 52-60.

3. Konvencii i rekomendacii MOT (1957-1990): V 2 t. / Mezhdunarodnoe bjuro truda. Zheneva, 1991. 2045 p.

4. Shukshina Z.A. Chelovek vzroslyj: obuchenie v uslovijah nepreryvnyh izmenenij social'nogo konteksta // Omskij nauchnyj vestnik. 2009. № 4 (79). P 78-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.