УДК 369.011
Павлюкова Оксана Вячеславовна
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва1
Ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление»
Кандидат Экономических наук E-Mail: [email protected]
Ходжаева Ирина Григорьевна
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва
Студентка 2-го курса, член Научного Студенческого Общества факультета «Государственное и муниципальное управление»
Бакалавр
E-Mail:[email protected] Дорошина Ирина Павловна
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва
Студент 2-го курса, член Научного Студенческого Общества факультета
«Государственное и муниципальное управление»
Бакалавр E-Mail: [email protected]
Механизм построения социальной политики в современной России
1 Россия, Московская область, Красногорский район, п. Нахабино, 143433, Школьная улица, д. 5, корп. 2, кв. 87.
Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в том, что в ней проведен анализ построения современного механизма государственного управления в сфере социальной политики России. Определена сущность социальной политики, раскрыты главные задачи государства в социальной политике, выявлены основные направления социально политики, рассмотрены эффективные методы государственного управления социальной сферой. Авторами анализируется эффективность проводимой социальной политики и оценивается степень участия государства в управлении социальной сферой.
В статье рассматривается механизм, в основе которого лежат принципы социальной справедливости, социальной солидарности, социального равенства. Охарактеризованы основные методы построения эффективной социальной политики, которые направлены на долгосрочную перспективу экономического развития государства.
В ходе изучения данной темы выявлены основные недостатки в построении социальной политики, а также определено отношение населения относительно вопроса, касающегося роли государства в социальной сфере. На основе статистических данных проанализировано мнение граждан Российской Федерации по вопросу оптимизации социальной политики.
Определены основные задачи и цели государства в области устранения недостатков в функционировании социальной сферы, а именно в решении проблемы перераспределения доходов и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.
Результаты исследования могут быть использованы органами власти при разработке государственной социальной политики.
Ключевые слова: социальная политика; уровень жизни; социальная защита; занятость населения; пенсионная система; социальное страхование; целевые программы; социальные стандарты; минимальный потребительский бюджет; прожиточный минимум.
Идентификационный номер статьи в журнале 143ЕУЫ314
Социальная политика - это совокупность скоординированных мер политического, экономического, организационного и правового характера, проводимых государством в области социального развития, социальной поддержки и защищенности населения, которая направлена на создание нормальных условий для существования и благоприятных возможностей социального развития всех членов общества.
Под социальной политикой государства понимается сознательная модификация общественных структур и институтов для достижения целей государственного регулирования экономики. Важной социальной проблемой является поиск способов повышения благосостояния населения в меру увеличения эффективности экономики. Уровень экономического развития страны и эффективность функционирования реального сектора экономики определяет результативность деятельности государства в социальной сфере, масштабы и финансовые возможности реализации социальной политики.
Значение социальной помощи населению возросло в период возникновения капиталистической системы хозяйствования, который характеризуется высокими темпами урбанизации и распадом патриархальных семей. В связи с упразднением социальных институтов, которые оказывали помощь престарелым и инвалидам, возникла потребность в государственной поддержке этих слоёв населения. Активное участие государства в социальной сфере вызвано также экономическими кризисами, безработицей, условиями системы частного предпринимательства, которые вынудили государство оказывать поддержку наименее защищённым слоям населения - инвалидам, детям, пожилым людям и безработным.
Социальная политика осуществляет следующие функции:
1. Стабилизационная функция (обеспечивает приведение социальных отношений и социального положения всех групп населения к устойчивому состоянию).
2. Стимулирующая функция (связана со стимулированием экономической и социальной активности населения и её поддержанием в дальнейшем).
3. Гарантирующая функция (устанавливает нижнюю планку уровня материальных благ, которые позволяют осуществлять нормальную жизнедеятельность).
4. Защитная функция (подразумевает оказание помощи незащищённым, уязвимым социальным группам).
В основе построения социальной политики лежат определённые принципы. Принцип социального равенства членов данного общества подразумевает равенство перед законом, а также равенство в национальных и религиозных вопросах. Принцип социальной солидарности означает объединённую поддержку всем гражданам страны, опирающуюся на общность основных жизненных интересов и целей населения. 2
При осуществлении социальной политики государство должно ориентироваться на принцип социальной справедливости, который предполагает обеспечение работой каждого трудоспособного члена общества, получение достойной заработной платы работниками, предоставление социального обеспечения инвалидам, детям без родителей, доступность образования, здравоохранения, спорта, культуры для всего населения страны. Поскольку возможность реализации данного принципа на практике определяется фактическим состоянием экономики, в каждой стране на различных этапах ее развития она неодинакова. Достижение социальной справедливости может быть обеспечено лишь при достаточно
Бурджалов Ф.Э. Экономическая роль социальной деятельности государства. - М.: ИМЭМО РАН, 2009
высоких и стабильных темпах эффективного экономического роста, когда государство имеет дополнительные финансовые возможности для решения социальных проблем.
Управление социальной сферой предполагает обеспечение занятости, регулирование доходов населения, предоставление социальных гарантий, обеспечение социальной защиты, защиты здоровья, а также экологической безопасности населения.
Важнейшей задачей государства является перераспределение доходов и богатства среди населения и поддержка беднейших социальных слоев. Государство может выполнить её, либо непосредственно вмешиваясь в первичное распределение денежных доходов, либо принимая косвенные меры по снижению дифференциации доходов. Непосредственное распределение доходов осуществляется путём защиты денежных доходов населения от инфляционного обесценения при помощи индексации, установления гарантированного минимума заработной платы или регулирования верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции. Косвенные меры предполагают перераспределение с помощью налогообложения доходов и имущества и предоставления социальных трансфертов, т.е. денежных сумм, передаваемых государством беднейшим гражданам для повышения их уровня жизни и формируемых за счёт средств, полученных государством с помощью системы налогообложения.3 Эти мероприятия предполагают изъятие в форме налогов части доходов у населения и последующие выплаты пособий нуждающимся и безработным. Социальная поддержка конкретных групп населения со стороны государства и оптимизация соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан способствует смягчению социального неравенства.
Основными показателями результативности социальной политики являются уровень жизни населения и индекс человеческого развития. Уровень жизни характеризует материальное благополучие, которое определяется объемом реальных доходов на душу населения, а также объемом потребляемых человеком жизненных благ, условиями жизни людей и их трудовой деятельности.
Анализ уровня жизни населения производится с учетом принятых в обществе стандартов качества жизни посредством оценки доходов, потребления и расходов населения, объёма денежных сбережений, накопленного имущества, обеспеченности населения объектами торговли, просвещения, культуры, искусства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, сферы бытового обслуживания, состояния защиты социально уязвимых групп населения, уровня потребления непродовольственных товаров. Уровень жизни определяется степенью удовлетворения потребностей людей в материальных и духовных благах. 4
Важнейшими факторами социально-экономического развития является образование, наука, здравоохранение. Благополучие человека рассматривается в качестве цели экономического развития, поэтому необходимо принимать во внимание такую характеристику, как качество жизни. Она включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт. Качество жизни характеризует индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который является расчетным статистическим показателем, учитывающим не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для
3 Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. - М.: ВИТА-ПРЕСС,2011
4 Шаров Ф.Л. Государственное регулирование экономики и экономическая политика - М.: МИЭП, 2008
развития человека, которые обеспечиваются системами здравоохранения и образования. Данный индекс измеряет достижения государства с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан по трем основным направлениям:
1. Здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
2. Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата населения образованием.
3. Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).5
Эффективность социальной политики государства зависит от того, насколько качественно удовлетворяются социальные потребности людей. Характер и особенность развития общества, его социальная устойчивость и благополучие определяет успешность государственного управления социальной сферой.
На основе сделанных выводов можно заключить, что социальную политику в России необходимо формировать, соблюдая три наиболее важных принципа:
1) расставление приоритетов над проблемами социальной защищенности населения;
2) увеличение роли личного трудового дохода для того, чтобы люди могли удовлетворять свои социально - культурные и бытовые нужды;
3) создание нового механизма финансирования социальной сферы.
Можно заметить, что для социальной защищенности населения разграничивают социальную поддержку по уровню дохода, степени трудоспособности, а также по принципу занятости. Некоторые слои населения (пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи) нуждаются в специальных социальных программах, которые помогут им обеспечить себя всем самым необходимым.
Финансирование социальных программ должно осуществляться не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, финансовых средств предприятий, организаций, населения, которые тоже должны принимать участие в повешении эффективности государственных социальных программ. Кроме того, социальная политика не должна исключать систему социального страхования.
Из приведенных данных можно заключить, что важнейшим показателем экономического роста страны является уровень жизни населения, который является в данном случае важнейшим показателем. Снижение уровня благосостояния населения приводит к ухудшению эффективности экономической деятельности. В этом случае, социальные гарантии являются главным фактором, который помогает сохранить социальную стабильность в стране.
В области управления социальной сферой перед государством стоит ряд задач: удовлетворять социальные потребности населения, поддерживать достойный уровень жизни, корректировать резкие отличия в доходах и потреблении населения, а также предоставлять населению социальные услуги и социальные гарантии, закрепленные в основном законе страны. Это направление государственной политики составляет одну из важнейших сфер его
5 Центр гуманитарных технологий: www.gtmarket.ru
деятельности и является одним из инструментов управления социально-экономическим развитием общества.6
Повышение эффективности социальной политики является главным условием ее развития. Н.Е.Тихонова, заместитель директора Института комплексных социальных исследований РАН, доктор социологических наук, выделяет четыре наиболее реальных «сверхзадачи»:
1) гарантированность социально - политической стабильности;
2) адресная помощь малоимущим, являющаяся гуманитарной функцией социальной политики;
3) обеспечение конкурентоспособности страны на международной арене на основе происходящей мировой глобализации;
4) интегрирование общества, развитие солидарности и единства общества.
7
Чтобы понять эффективность нынешней социальной политики, необходимо проанализировать мнения россиян по вопросу оптимальной социальной политики в России из исследований ИКСИ РАН последних лет.
«Ответы россиян на вопрос: «Как Вы думаете, кто должен в первую очередь заботиться
о решении следующих проблем, в %?»8
Предприни- матель Профсоюзы Государство Работники
Трудовая занятость 10,8 7,1 65,2 16,9
Достойная оплата труда 29 9 56,5 5,5
Предоставление отпуска 23,4 27,7 45,6 3,3
Условия и охрана труда 20,5 33 44,1 2,4
Профессиональный рост 17,3 6,4 24,1 52,3
Медицинское страхование 11,6 12,6 72,8 3,1
Пенсионное обеспечение 5,8 6,9 84,9 2,4
Жилищная проблема 5,8 4,8 76,1 13,3
Соблюдение трудовых прав и социальных гарантий 12 25,9 59 3,2
Основываясь на данных, приведённых в таблице, можно заключить, что граждане России поручают государству быть ответственным во всех сферах, исключением являются лишь вопросы о профессиональном росте и различных аспектах прав работников. Россияне полагают, что, если государство должно отвечать за какую-либо сферу, то в случае сбоев или
6 Бутова Т.В.,Дунаева А.И.,Удачин Н.О. Взаимодействие власти и бизнеса в решении социальных проблем на местном уровнне//Муниципальная академия. - 2012. №2.
7 Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, Социальная модель государства: выбор современной России// 2006 г., №6 (294)
8 Социальная модель государства: выбор современной России и опыт стран Европы//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 6 (294), 2010
возникших проблем, виновником является «Центр». Важно отметить, что в этом случае государство устанавливает свои «правила игры» и контролирует их соблюдение.
Подобное массовое ожидание увеличения роли государства в социальной сфере может означать проявление особенностей специфики российской социокультурной модели взаимоотношений государства, общества и личности. Более того, социальная структура России такова, что независимо от мировоззрения, большинство населения возлагает ответственность именно на государство.
Как известно, в России доля социально незащищенных групп достаточно велика. Эти группы остаются совершенно неконкурентоспособными на рынке труда, а их доходы напрямую зависят от государства. В связи с этим им приходится надеяться на увеличение роли государства в социальных вопросах и рассчитывать на его помощь.
Главной задачей социальной политики государства является не раздача благ, а обеспечение условий для благоприятной самодеятельности индивидов, которые в дальнейшем будут способны создавать эти блага и заботить как о себе, так и о своем окружении. Необходимо развивать условия для получения образования, профессии, рабочего места, а также стимулировать людей к сбережениям и обзаведению собственностью. Именно эти условия и являются важнейшими направлениями политики социального государства.
«Какой должна быть роль государства в социальной сфере, в % ?» 9
Варианты ответов %
Государство не должно вмешиваться в жизнь граждан, каждый рассчитывает только на себя 2,6
Государство должно помогать только слабым и беспомощным 11
Государство должно обеспечить всем гражданам определенный минимум, а кто хочет получить больше, должен добиваться этого самостоятельно 53
Государство должно обеспечить полное равенство всех граждан (имущественное, правовое, политическое) 34
Затруднились ответить 0,6
На основании опроса, проведённого в рамках исследований ИКСИ РАН последних лет, выявлена роль государства в социальной сфере для россиян. Можно утверждать, что население России выступает не за либеральные модели социальной политики (1 и 2 варианты ответов) и не за уравнительную модель (4 вариант), а именно за такой вариант, который укладывается в концепцию социального государства. Это предполагает, что государство обязано обеспечить населению необходимый минимум, а если гражданам этого недостаточно, они имеют все возможности добиваться этого самостоятельно. В этом случае возникает особо острый вопрос: каков же на самом деле тот минимум, который должен быть обеспечен государством?
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что для эффективного построения механизма социальной политики, в первую очередь необходимо создавать эффективную концепцию управления социальным развитием России, которая впоследствии определит состояние общественного устройства как социального государства. Однако нельзя не заметить, что все существующие социальные мероприятия действующих программ необходимо проверить на предмет их соответствия модели социального государства.
9 Социальная модель государства: выбор современной России и опыт стран Европы//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 6 (294), 2010
Очевидно, что Россия должна повышать эффективность и стабильность социальной политики, однако государству для полного решения многих социальных вопросов требуется время. Такие проблемы, как обеспеченность населения жильем, социальной защиты, здравоохранения, образования и ряда других вопросов, которые входят в современное понятие "качество жизни", периодически обостряются. Это связано не только с неэффективной ресурсной обеспеченностью социальной политики, но и с недостатками в ее практическом осуществлении. В настоящее время социальная политика, включая федеральный и региональный уровни, далеко не всегда реализуется как единое целое. Например, часть населения в России находится на грани бедности из-за сложных экономических обстоятельств. Государство стремиться вести борьбу с бедностью с помощью назначения различных социальных пособий и выплат малоимущим, поощрений трудовой деятельности, укрепления законодательства о социальной защите. Однако бедность по-прежнему остается важной проблемой. Из этого следует, что для искоренения данной проблемы необходимо создать единую социальную политику, которая распространяется на все сферы жизни общества.
Многие эксперты считают, что темпы развития социальной сферы не соответствуют потребностям общества. Об этом явлении В.В. Путин в ранее упомянутой статье пишет, что за 10-12 лет у российских граждан изменились потребности, а социальная сфера не успела к этому адаптироваться. Он отмечает, что образованные и хорошо зарабатывающие люди в общей своей массе остаются неудовлетворенными сегодняшним уровнем социальных услуг и что «их неудовлетворенность справедлива», поскольку задачи по обеспечению комфортной среды проживания еще очень далеки от решения, поэтому «в условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов».
Таким образом, для того, чтобы современный механизм построения социальной политики в России был эффективен, государство должно основываться на поддержке всех «социальных блоков». Сегодня качество жизни населения выходит на первый план в системе факторов (именно они определяют международную конкурентоспособность национальной экономики). Поэтому главной целью последних десятилетий является процесс "социализации" экономики, который предполагает перенос акцента на социальную сферу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти: Учебное пособие. М.: РАГС, 2010.
2. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, Социальная модель государства: выбор современной России// 2006, №6 (294).
3. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, Социальное развитие регионов России: проблемы и пути их решения // 2007, №21 (338).
4. Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.
5. Бурджалов Ф.Э. Экономическая роль социальной деятельности государства. -М.: ИМЭМО РАН, 2009.
6. Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Взаимодействие власти и бизнеса в решении социальных проблем на местном уровне//Муниципальная академия. 2012. №2.
7. Вестник НИИ труда и социального страхования. // Под общ. ред. Федина В. В. -М., 2010. - №1 (2).
8. Гонтмахер Е.Ш. Социальные реформы. Что завтра? - Москва. -2010.
9. Государственной регулирование экономики» под ред. Морозовой Т.Г. -М: ЮНИТИ. -2009.
10. Доклад ООН: «Human Development Report 2013 (англ.). United Nations Development Programme (2013) ». - New York, USA.
11. Домчёва Е. Российская газета. В России растёт экономическое неравенство. 2011. №13;
12. Калашников С.В. Очерки теории социального государства. М.: «Экономика», 2006.
13. Кокшаров А. Журнал «Эксперт». Как считать бедность. 2010.№49.
14. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономики и социальных процессов. - М: Экономика. - 2011.
15. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. - М.: ВИТА-ПРЕСС,2011.
16. Олейникова С.С. Правовая политика и правовая жизнь Социальная функция государства: история и современность. 2011. № 4.
17. Романов В.Н. «Исследование социально-экономических процессов в современной России». - Ульяновск. -2009.
18. Симонова С.С., Олейникова Е.Г. Философия социальных коммуникаций. Социальные приоритеты в программах политических партий России. 2012. № 4.
19. Социальное государство: концепции и сущность. - М.: ИЕ РАН, 2004, №138.
20. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Колесова В.П. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Права человека, 2008.
21. Шаров Ф.Л. Государственное регулирование экономики и экономическая политика - М.: МИЭП, 2008.
Рецензент: Филатова Татьяна Васильевна, Декан факультета «Государственное и муниципальное управление», к.э.н., профессор кафедры «Корпоративные финансы» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Oksana Pavlukova
the Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Irina Khodzhaeva
the Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Irina Doroshina
the Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Constructing mechanism of social policy in modern Russia
Abstract. The relevance of this article concludes in conducting the analysis of constructing mechanism of the modern state government in the sphere of social policy in Russia. The essence of social policy is determined, the main tasks of the state connected with social policy are disclosed, the key areas of social policy are identified, the effective methods of state government of social sphere are considered. The authors analyze the effectiveness of the social policy and assesses the degree of state participation in the management of social sphere.
This article reveals the mechanism, which is based on principles of social justice, social solidarity, social equality. It describes the main methods of building effective social policy directed towards long-term prospects of economic development.
While making a research in this branch the main drawbacks of a functional element of the mechanism of the construction of social policy are disclosed, and the attitude of the people to the question relating to the role of the state in the social sphere is determined. On the basis of statistical data the opinion of Russian citizens concerning with optimization of social policy is analyzed.
The main goals and objectives of the state in the fieldo of deficiencies in the functioning of the social sphere, namely in solving the problem of income redistribution and social protection for the most vulnerable social groups.
The results can be used in construction of state social policy by the state authorities.
Keywords: social policy; standard of living; social security; employment; pension system; social insurance; targeted programs; social standards; minimum consumer budget; subsistence
minimum.
Identification number of article 143EVN314
REFERENCES
1. «State Regulation of Economy», ed. Morozova T.G. - M: UNITY. - 2009.
2. Analytical Bulletin of the Federation Council , Social Development of Regions of Russia : problems and solutions / / 2007 , № 21 ( 338 ).
3. Analytical Bulletin of the Federation Council , the State Social model : selection of contemporary Russian / / 2006 , № 6 (294 ).
4. Averin A.N. Social policy of the federal authorities: Textbook. - M: RAGS , 2010.
5. Bulletin of the Research Institute of Labour and Social Security. / / Fedin V.V. - M, 2010. - № 1 (2).
6. Burdzhalov F.E. The economic role of the social activities of the state. - M.: IMEMO,
2009.
7. Butova T.V., Dunaeva A.I., Udachin N.O. Interaction between business and government in solving social problems at the local level // Municipal Academy. 2012. № 2.
8. Domcheva E. Russian magazine. Economic inequality is growing up in Russia. 2011, № 1;
9. Gontmacher E. Social reforms. What about tomorrow? -M., 2010.
10. Human development: a new dimension to social and economic progress: Textbook / Society. Ed. prof. Kolesov V.P. 2nd ed., Ext. and rev. M: Human Rights, 2008.
11. Kalashnikov S.V. Essays on the theory of the welfare state. - M.: "Economy", 2006.
12. Koksharov A. "Expert". How to calculate poverty. 2010. № 49.
13. Kuchukov R.A. Theory and practice of state regulation of the economy and social processes. -M: Economy. - 2011;
14. Lipsits I.V. Economy. Basic Course. -M.: VITA-PRESS, 2011.
15. Nonsense G.A., Kalashnikov S.V. Social policy: Textbook. - Moscow: INFRA-M,
2010.
16. Oleinikova S.S. Legal policy and legal life social function of the state: history and modernity. 2011, № 4.
17. Romanov V.N. The study of socio-economic processes in modern Russia. -Ulyanovsk. - 2009.
18. Sharov F.L. State regulation of the economy and economic policy. - M. MIEP 2008.
19. Simonova S.S., Oleinikova E.G. Philosophy of Social Communications. Social priorities in the programs of political parties in Russia. 2012, № 4.
20. UN Report: «Human Development Report 2013 (English). United Nations Development Programme (2013) . - New York, USA.
21. Welfare state: concepts and essence. - M.: IE RAS, 2004, № 138.