нокосные угодья. Однако в своем естественном состоянии они не удовлетворяют современным требованиям интенсивного ведения животноводства. Из-за низкой урожайности животные не могут потребить необходимое количество пастбищного корма. Поэтому необходимо осуществлять мероприятия по интенсификации лугопастбипщого хозяйства, к числу которых относятся мероприятия по поверхностному и коренному улучшению и созданию сеяных культурных пастбищ.
Для эффективного ведения мясного скотоводства в республике необходимо осуществить следующее:
— создать сеть племенных репродукторных хозяйств по разведению скота мясных пород. Это позволит обеспечить республику необходимым количеством племенного молодняка для организации товарных мясных ферм по воспроизводству животных для откорма. Следует провоить также выращивание быков для использования их в промышленном скрещивании с молочными породами КРС;
— особое внимание уделить разведению имеющихся франко-итальянских и британских пород мясного скота интенсивного типа;
— создать племенные фермы на основе вы-ранжированных коров и телок в племенных репродукторах;
— создать товарные мясные фермы на основе помесных телок, полученных от промышленного скрещивания маточного поголовья молочных коров с быками мясных пород, а также выранжированных коров и сверхремонтных телок молочных пород;
— широко использовать возможности фермерских и личных хозяйств, расположенных в отдаленных районах республики, по выращиванию скота мясного направления продуктивности;
— в связи с тем, что вкусовые качества мяса скота мясного направления значительно выше, следует ввести дифференциацию закупочных цен на говядину.
Все эти направления должны развиваться одновременно, чтобы обеспечить ускоренное развитие отрасли.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Трегубое В. А. Анализ и прогноз состояния животноводства / В. А. Трегубов / / Экономика сельского хозяйства. 2006. № 8. С. 58 — 62.
2. Хусаинов В. Пути снижения потерь мясо-молочной продукции / В. Хусаинов / / Молочное и мяс ное скотоводство. 2005. № 2. С. 20 — 23.
Поступила 08.12.06.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК»
Т. М. Полушкина, кандидат экономических наук
Агропромышленный комплекс страны это важная составляющая часть российской экономики, со всеми проблемами, которые характерны для нынешнего этапа ее развития, только эти проблемы здесь выражены более остро. Серьезность этих проблем, требующих безотлагательного решения, и важность агар-
ного сектора для отечественной экономики обусловили тот факт, что впервые за после-
национальную
мическую
развитие АПК вошли как приоритет. Приоритетные Национальные проекты были предложены Президентом РФ 5 сентября 2005 г.
© Т. М. Полушкина, 2007
В своем выступлении Президент сформулировал три важнейших принципа:
— рассматривать аграрный сектор экономики России не только как важнейший эконо-
Для справки: в странах с высокоразвитым сельским хозяйством на долю животноводства приходится большая часть сельхозпроизвод-ства, в Германии, например, 52 %. Животновод-мический сектор, но и как важнейший уклад ство выступает своеобразным локомотивом жизни страны;
— сельское хозяйство сегодня представляет многоукладную сферу, многоукладную хозяйственную деятельность, поэтому необходимо таким образом строить бюджетную поли-
развития всей аграрной отрасли, потребляя значительные объемы растениеводческой продукции.
Более того, потенциал роста производства сельскохозяйственной продукции в РФ, как
тику, другие виды поддержки, чтобы они были показывают расчеты, при увеличении объемов доступны всем участникам;
— необходим комплексный подход к бюд-
производства в животноводстве значительно выше, чем в случае наращивания экспорта зерна. Во многом именно из-за отрицательной динамики производства продукции животно-ности за ценовые пропорции и целому ряду на- водческой отраслью, как показывает анализ,
происходит замедление темпов экономическо-
жетнои политике, налоговому и таможенно-та-рифному регулированию, вопросам ответствен-
правлении, осуществляемых государством.
Главная цель проекта — повышение качества жизни российских граждан как в городе, так и на селе.
Ответственными за реализацию проект являются: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
ускоренное развитие животноводства
Поставлена задача увеличения производства мяса и молока, поскольку именно по этим, наиболее ценным продуктам питания, за годы реформ среднедушевое потребление сократилось в 1,5 раза. Доля животноводства в общем объеме
го роста в сельском хозяйстве современной России в целом.
В тоже время рынок мяса и мясопродуктов
U
Первое направление
сельхозпроизводства на протяжении последних лет имеет тенденцию к снижению: в 2004 году она составила 45 % по сравнению с 47 % в 2001 году и 60 % в 1991 г.
является чрезвычайно перспективным и социально-значимым, и необходимо вовремя отреагировать на сигналы рынка, помочь сориентироваться бизнесу относительно перспектив развития данного сектора. Потребление мяса на душу населения в современной России составляет 53 кг, в то время как в развитых странах — 80 — 100 кг. Потребление мяса будет постоянно расти по мере увеличения доходов населения.
Поэтому первым мероприятием в плане реализации Проекта являются меры по расширению доступности кредитных ресурсов для ускоренного развития животноводства, в том числе долгосрочных на льготных условиях. Суть данного мероприятия заключается в том,
Таблица 1
Основные направления и целевые показатели приоритетного
национального проекта «Развитие АПК*
| Направления Цели
[Ускоренное развитие животноводства Увеличение производства мяса на 7 %, молока — на 4,5 % при стабилизации поголовья крупного рогатого скота на уровне не ниже 2005 г.
Поставка по лизингу 100 тыс.голов племенного скота
Поставка оборудования для создания 130 тыс. скотомест.
[Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6 %.
Модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов — 2 550. ______
[Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их |семей) на селе Ввод 1 392,9 тыс. кв. м. жилья и улучшение жилищных условии не менее 31,64 тыс. молодых специалистов (или их семей) на селе.
что процентная ставка по кредитам, полученным сроком до 8 лет на строительст&о и модернизацию животноводческих комплексов, будет на 2/3 субсидироваться из федерального бюджета.
Порядок выделения субсидий и требования к выдаваемым на эти цели кредитам определены постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2006 г. № 69 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2006 г. сельскохозяйственными .товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм)».
На реализацию данного мероприятия планируется выделить 6 млрд 600 млн руб., в том числе 3 млрд 450 млн руб. в 2006 г., что позволит привлечь на техническое перевооружение около 40 млрд руб. коммерческих кредитов.
Основная задача второго мероприятия — повышение генетического потенциала животных разводимых в России пород и улучшение
Федерации об отмене ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Вторым направлением проекта является «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».
На долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств в последние годы приходятся значительные объемы производства, велика социальная значимость данного сектора. Однако из-за отсутствия у КФХ и ЛПХ необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения их доступ на рынки переработки и потребления ограничен.
В этой связи первое мероприятие направлено на расширение доступности кредитных ресурсов для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В этих целях предполагается осуществлять 100 % субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам: 95 % ставки субсидируется из федерального бюджета и 5 % — из бюджета субъекта РФ, в котором располо-
U
жено хозяйство.
О
условии их содержания.
Сегодня в России надои на 1 корову составляют 3 250 кг, что в 2,5 раза меньше, чем в США и Западной Европе, где этот показатель составляет 8 000 кг. На сегодняшний
Размер кредита для ЛПХ предлагается установить в размере до 300 тыс. руб., КФХ — до 3 млн, создаваемых ЛПХ и КФХ сельскохозяйственных потребительских кооперати-
вов
до 10 млн руб.
На реализацию этого мероприятия будет выделено 6 млрд 570 млн руб.: 2,9 млрд в 2006 г.
день из имеющихся в наличии 10,5 млн голов и 3,67 млрд в 2007 г. Порядок и условия предо-коров только 500 тыс., или 5 %, отвечают со- ставления субсидий в 2006 г. регулируются Повременным генетическим требованиям. Для становлением Правительства РФ от 4 февраля
создания же высокопродуктивного поголовья скота требуется в 2 — 3 раза больше.
Решение проблемы повышения генетического потенциала животных предусматривается осуществлять через закупку племенного скота и современного технологического оборудования по системе государственного лизинга. Лизинговые поставки предполагается обеспечивать увеличением уставного капитала ОАО
2006 г. № 72 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006 г. на срок до пяти лет».
Реализация данного мероприятия позволит только в 2006 г. воспользоваться льготной фор-
«Росагролизинг» на 8 млрд руб.: по 4 млрд мой кредитования около 200 тыс. ЛПХ и поряд-ежегодно. ка 6 тыс. КФХ, привлечь до 20 млрд руб. креди-
Третьим мероприятием для обеспечения ускоренного развития животноводства и повышения его конкурентоспособности является принятие решения Правительства Российской
тов для развития товарного производства.
Реализация второго мероприятия будет направлена на стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур,
развитие кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой ЛПХ и КФХ.
Для обеспечения развития сети потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции ЛПХ и КФХ предусматривается выдача Россельхоз-банком льготных кредитов. Для этих целей уставный капитал Банка будет увеличен на 9,4 млрд руб. Условия кредитования определены в Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденной министром сельского хозяйства РФ А. В. Гордеевым 29.03.2006 г.
Реализация мероприятия должна обеспечить создание до 1 550 кооперативов, из них 1 000 заготовительных и снабженческо-сбыто-вых, 550 перерабатывающих.
На развитие и финансовую поддержку системы сельской кредитной кооперации будут направлены финансовые средства для форми-
щих на селе, либо изъявивших желание переехать в сельскую местность и работать там.
В рамках проекта предполагается выделять средства федерального (не более 30 %), региональных (не более 40 %) и местных бюджетов, средств работодателя и собственных средств получателя жилья (не менее 30 % расчетной стоимости жилья) на строительство или приобретение жилья молодым специалистам на селе.
Нормативно-правовая база по реализации данного направления приоритетного национального проекта «Развитие АПК» определена:
— постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г, № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 г.», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 190 «О внесении измене-
рования складочных капиталов кредитных ко- ний в постановление Правительства Российс-
оперативов.
Создание системы сельской кредитной кооперации будет происходить в соответствии с Концепцией развития системы сельской кредитной кооперации от 23.03.2006 г. В 2006 — 2007 гг. планируется обеспечить развитие и
кой Федерации от 3 декабря 2002 г., К? 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 г.»;
постановлением Правительства Российской Федерации «О правилах предоставления за счет средств федерального бюджета субси-
создание до 1 000 сельских кредитных коопе- дий бюджетам субъектов Российской Федера-ративов.
Приоритетным Национальным проектом
предусматривается создание системы земель-но-ипотечного кредитования. Развитие системы земельной ипотеки позволит использовать залог земли для получения кредита 5 000 хозяйств.
Мероприятия приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по разработке нормативной правовой базы министерством
ции на проведение мероприятии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. № 250 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской
завершены 28 апреля 2006 г. с выходом по- местности»;
становления Правительства Российской Федерации № 250.
Третье направление приоритетного национального проекта «Развитие АПК» — «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
В задачи ПНП включено не только развитие сельскохозяйственного производства, но и (возможно, это главное) позитивное изменение качества жизни людей на селе, в том числе через обеспечение доступным жильем мо-
методикой распределения субсидий по субъектам Российской Федерации, утвержденной приказом Минсельхоза России, от 3 апреля 2006 г. № 102, зарегистрированным 15 мая
2006 г. в Минюсте России под № 7813.
На реализацию данного мероприятия Проекта в 2006 г. планируется направить всего 6,86 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета — 2,0 млрд рублей, средства субъектов Российской Федерации — 2,7 млрд руб., внебюджетные источники (вклю-
лодых специалистов, проживающих и работаю- чая средства работодателей, муниципальных об-
разований и самих участников этих мероприятий) — 2,16 млрд рублей. Предусматривается построить (приобрести) на селе по Российской Федерации 769,3 тыс. кв. м жилья для 16,206 тыс. молодых специалистов и их семей.
Все разработанные мероприятия приоритетного национального проекта «Развитие АПК» сведены в единый план реализации проекта.
Итого: на реализацию Проекта предусматривается выделение средств федерального бюджета в размере 30,9 млрд руб. Из них по направлению «Ускоренное развитие животноводства» — 14 млрд 630 млн руб., по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» — 15 млрд 970 млн руб. По годам: 2006 г. — 14,2, 2007 г. — 16,7 млрд руб.
Реализация национального проекта «Развитие АПК» позволит увеличить к 2008 г.: производство молока на 4,5 % и мяса на 7 %; объемы реализации продукции, производимой ЛПХ, КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, на 5 — 7 %; закупить по лизингу 100 тыс. голов скота, оборудовать 130 тыс. ското-мест, создать 2 550 сельских потребительских кооперативов.
Это приведет к повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности животноводства; увеличению потребления основных продуктов питания на душу населения; росту вклада АПК в решение задачи по удвоению ВВП.
С момента озвучания приоритетного национального проекта «Развитие АПК» прошло 10 месяцев. Проделана большая работа по его реализации.
— Создана достаточно обширная норматив-но-методологическая база для реализации. Принято 11 постановлений Правительства Российской Федерации, 4 приказа Минсельхо-за, 2 концепции и 3 методики.
— Заключены соглашения о сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по реализации приоритетного национального проекта «Развитие
АПК».
Регионы приняли обязательства по целевым показателям реализации проекта, которые в сумме соответствуют целевым показателям нацпроекта. Причем все плановые объе-
мы субсидий по проекту были доведены до субъектов Российской Федерации уже в феврале-марте 2006 г.
Проект заработал в регионах и уже дает положительные результаты.
Так, например, в реализацию первого — «Ускоренное развитие животноводства» включились 76 субъектов РФ. За первые 8 месяцев реализации ПНП выросло производство скота и птицы в живой массе на убой в хозяйствах всех категорий на 4 %, и особенно важно то, что в сельхозпредприятиях (это товарный сектор) рост составил 8,2 процента.
— Производство молока увеличилось на 1,5 %, значительно выросла продуктивность коров, и по итогам 2006 г. она составит 3 500 — 3 600 кг на одну корову. Это показатель хорошей экономики и, соответственно, качества племенного скота. Продуктивность коров увеличилась практически во всех субъектах Российской Федерации.
— Выросла доступность кредитных ресур-
U
сов для товаропроизводителей агропромышленного комплекса.
На сегодня 1 381 объект животноводства принят к кредитованию при государственной поддержке. Заключено 1 198 кредитных договоров с объемом привлеченных кредитов в сумме более 107,0 млрд руб.
Для обновления основных фондов в животноводстве, повышения генетического потенциала животных и улучшения условий их содержания проектом предусмотрена закупка современного технологического оборудования и племенного скота на условиях финансового лизинга. На эти цели предусмотрено увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» за 2 года на 8 млрд рублей, по 4 млрд руб. ежегодно.
На 1 сентября ОАО «Росагролизинг» закупил 50 тыс. голов племенных животных. Из них поставлено в хозяйства 18,4 тыс. голов племенного скота. С учетом запросов из регионов, дополнительно закуплено 10 тыс.голов свиней (из них 6 тыс. по импорту) и 30 тыс. голов овец.
В целом по Российской Федерации создано 1 546 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 629 кредитных.
Наиболее активно проводят работу по созданию кооперативов Республика Мордовия (70), Белгородская область (103), Оренбургская область (164), Республика Саха (Якутия) (102).
Значительно выросли объемы кредитования. За восемь месяцев этого года объем кредитования составил 24,6 млрд руб., а за 2005 г. — всего 3,4 млрд руб. Количество заемщиков в этом году уже превысило 100 тыс., а в прошлом году составило всего 2,5 тыс. Особенно заметно вырос спрос на кредитные ресурсы среди мелких производителей — личных подсобных хозяйств.
Третье направление проекта «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
На реализацию данных мероприятий планируется направить в 2006 г. 6,8 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета — 2,0 млрд руб. За год предстоит построить (приобрести) 713,4 тыс. кв. м жилья для 16,2 тыс. молодых семей и молодых специалистов на селе. На 1 сентября построено и приобретено 36,31 тыс. кв. м жилья для 622 молодых семей
и молодых специалистов, в том числе для 164 работников социальной сферы.
Фактическое выполнение работ по строительству и приобретению жилья за счет всех источников финансирования составляет 1 356,7 млн руб., в том числе 374,6 млн руб. за счет средств федерального бюджета. В субъекты Российской Федерации направлены субсидии в объеме 251,5 млн руб. В настоящее время в стадии строительства находятся 11,7 тыс. домов и проведена работа по подбору и оформлению документов на приобретение жилья на вторичном рынке (более 10 тыс. домов).
Активнее всего участвуют в реализации мероприятий данного направления Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Калужская, Курганская, Орловская, Липецкая, Новосибирская, Пермская области, Республики Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Дагестан, Саха (Якутия).
Поступила 10. П.06.
РОЛЬ КООПЕРАЦИИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО АГРОПРОИЗВОДСТВА
Л. Н. Потапова, кандидат экономических наук, С. В. Потапов, кандидат экономических наук
Национальным проектом «Развитие АПК» (фермерских) и личных подсобных хозяйств
предусмотрена государственная поддержка малых форм хозяйствования путем выделения им различных кредитов на развитие производства продукции, особенно молока и мяса. Благодаря такой политике крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства станут активными участниками многоукладной аграр-
U
ной экономики, их вклад в решение продовольственной проблемы значительно возрастет. В этой связи особую важность приобретают направления дальнейшего их развития.
Одно из перспективных направлений решения проблем хозяйствования в малом агропро-изводстве заложено в развитии различных форм кооперации и интеграции крестьянских
между собой, с сельскохозяйственными и обслуживающими предприятиями, торгово-заго-товительными и сбытовыми организациями на условиях равноправного партнерства.
Кооперация — это тот организационный механизм, который обеспечивает поддержание паритета и эквивалентности обмена между предприятиями АПК по всей технологической цепочке от поля до потребителя.
Кооперация (от латинского cooperation сотрудничество) имеет два разных значения: 1) форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда; 2) совокуп-
© Л. Н. Потапова, С. В. Потапов, 2007