Исходные данные
Месяц 2004 2005 2006 2007
Январь 1 708 948 2 076 007 1 231 694 2 693 154
Февраль 1 728 481 2 459 420 846 623 3 231 865
Март 1 849 992 2 477 204 1 690 235 2 978 308
Апрель 1 758 829 1 910 765 1 376 684 3 293 298
Май 1 499 963 2 921 238 1 879 502 2 949 560
Июнь 1 427 282 2 585 433 1 512 825 3 278 025
Июль 1 394 902 2 132 191 2 344 140 3 051 877
Август 1 310 242 2 333 428 1 443 117 3 429 709
Сентябрь 1 546 974 2 359 101 2 351 188 3 317147
Октябрь 1 461 098 2 701 702 2 281 840 3 480 835
Ноябрь 1 423 545 2 730 066 2 654 730 3 251 933
Декабрь 1 770 500 2 093 905 2 665 092 2 693 154
Расчетные значения (тыс. руб.)
Месяц 2004 2005 2006 2007 2008
Январь 1 580 234 1 730 432 2 227 484 2 873 621 3 355 711
Февраль 1 497 448 1 834 444 1 154 151 3 177 507 3 166 930
Март 2 124 125 2 799 990 1 141 338 3 132 586 3 583 956
Апрель 1 773 505 2 453 943 1 371 093 3 316 738 3 453 060
Май 2 039 349 2 272 728 1 552 478 3 139 624 3 733 612
Июнь 1 378 209 2 676 939 1 564 730 3 078 413 3 547 949
Июль 1 462 075 2 718 702 1 507 938 3 079 870 3 638 072
Август 1 175 405 2 060 993 2 022 626 3 499 087 3 449 290
Сентябрь 1 658 105 2 675 708 1 896 260 3 329 761 3 866 316
Октябрь 1 399 199 2 280 848 2 119 360 3 619 951 3 735 420
Ноябрь 1 678 058 2 922 467 2 524 623 3 327 800 4 015 972
Декабрь 1 241 625 2 599 650 2 447 947 2 873 621 3 830 309
Данные для построения графика на рис. 5 (тыс. руб.).
Исходные данные
Месяц 2004 2005 2006 2007
Январь 1 708 948 2 076 007 1 231 694 2 693 154
Февраль 1 728 481 2 459 420 846 623 3 231 865
Март 1 849 992 2 477 204 1 690 235 2 978 308
Апрель 1 758 829 1 910 765 1 376 684 3 293 298
Май 1 499 963 2 921 238 1 879 502 2 949 560
Июнь 1 427 282 2 585 433 1 512 825 3 278 025
Июль 1 394 902 2 132 191 2 344 140 3 051 877
Август 1 310 242 2 333 428 1 443 117 3 429 709
Сентябрь 1 546 974 2 359 101 2 351 188 3 317 147
Октябрь 1 461 098 2 701 702 2 281 840 3 480835
Ноябрь 1 423 545 2 730 066 2 654 730 3 251 933
Декабрь 1 770 500 2 093 905 2 665 092 2 693 154
Расчетные значения (тыс. руб.)
Месяц 2004 2005 2006 2007 2008
Январь 1 777 962 1 708 693 2 224 655 2 621 325 5 947 234
Февраль 980 915 1 780 379 2 078 329 2 452 205 3 485 183
Март 2 292 408 2 379 347 1 564 615 3 262 459 6 037 885
Апрель 1 776 210 2 375 780 1 566 173 3 627 245 4 881 671
Май 2145 913 2197 596 1 545 159 4 028 079 5 958 279
Июнь 1 578 325 2714171 1 163 116 4 077 393 4 446 413
Июль 1 911 420 2 875 332 802 967 4 379 631 6 662 166
Август 1 335 295 2 677 715 1 578 559 3 252 033 4 200 115
Сентябрь 1 623 216 2519125 2 317 343 4 597 194 6 752 816
Октябрь 1 425 719 2 063 752 2 189 398 4 348 863 5 596 603
Ноябрь 1 421 922 2 968 045 2 652 668 5 050 095 6 673 210
Декабрь 1 351 338 2 600 638 2 221 362 4 424 475 5 161 345
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основной задачей органов власти любого уровня остается создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод гражданина конкретной страны. Для достижения этой цели необходимо построение эффективной системы управления и хозяйствования, отвечающей всем современным требованиям.
Объективно существуют проблемы, решить которые возможно лишь на общегосударственном уровне. Среди них обеспечение территориальной целостности и независимости, создание единой правовой базы и т. д. Однако задачи, связанные с обеспечением определенного уровня жизни населения и благоприятных условий проживания, в масштабах государства решить невозможно в связи с их индивидуальностью для каждой отдельной территории. Такие вопросы должны решаться в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях1. Именно поэтому начиная с 1990-х гг. государство уделяет столь пристальное внимание проблемам развития местного самоуправления в Российской Федерации и усилению его роли в развитии общества в целом.
В новое тысячелетие Россия вошла с необходимостью социально-экономического развития в довольно сжатые сроки, начинать которое логичнее с нижних уровней управления - системы местного самоуправления. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования отнесено к полномочиям органов местного самоуправления2. Оно должно представлять собой управляемый процесс изменений в различных областях жизни, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования. При этом ущерб для природных ресурсов должен быть минимальным, а уровень удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства - максимально высоким
Современное же состояние большинства муниципальных образований, особенно вследствие происходящих кризисных процессов в экономике страны в целом, не позволяет осуществлять такое развитие. Кроме того, неспособность того или иного муниципального образования в настоящее время самостоятельно осуществлять комплексное социально-экономическое развитие объясняется еще и тем, что за прошедший период сверхцентрализованной государственной экономики не была создана экономическая база для само-
развития соответствующего муниципального образования. Однако это не должно стать причиной отказа от местного самоуправления и возвращения к централизованному государственному руководству социально-экономическими процессами развития. Муниципальные образования должны обрести статус органов местного самоуправления не только по юридическим признакам -управлению муниципальной собственностью, наличию муниципального бюджета и иным предусмотренным законом, но и по социально-экономическим признакам, к которым можно отнести:
1) экономическую самодостаточность территории;
2) участие в системе общественного разделения труда;
3) значительную долю активного населения, способного самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения;
4) заинтересованность региональных властей в существовании экономически устойчивых и активных территориальных поселений3.
На наш взгляд, наиболее значимым из перечисленных признаков, исходя из основных направлений проводимой реформы системы местного самоуправления, остается достижение экономической самодостаточности территории муниципального образования, которая заключается в наличии определенного числа хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль. Такими субъектами могут быть как крупные промышленные предприятия -основные источники налоговых поступлений в местный бюджет, так и сами органы местного самоуправления, которые в соответствии с новым гражданским законодательством приравнены (за некоторым исключением) к субъектам рыночных отношений. Учитывая сложное материально-финансовое положение большинства предприятий и организаций, еще более усугубившееся в связи с мировым финансовым кризисом, органы местного самоуправления должны активизировать свой предпринимательский потенциал.
В то же время действовать на рынке органам местного самоуправления необходимо с повышенной степенью осторожности, не допуская высоких рисков и избегая по возможности тех направлений деятельности, которые могут привести к ухудшению материально-финансового состояния муниципального образования. Предпринимательская активность органов местного самоуправления имеет свои естественные пределы, связанные с тем, что конечной целью их коммерческой деятельности не является достижение сверхприбылей, а лишь получение недостающих для развития средств. Также необходимо учитывать сложный характер экономической деятельности муниципалитетов. Она имеет как чисто предпринимательские свойства, так и общественные, заключающиеся в необходимости органов местного самоуправления удовлетворять общественные потребности. Удовлетворение этих потребностей населения муниципального образования осуществляется через предоставление общественно значимых товаров и услуг, которые по-разному соотносятся с рыночным механизмом. Так, некоторые из них имеют исключительно общественное
значение, в том числе обеспечение внутренней безопасности, процесса управления и т. п. Поэтому выделить для них конкретного потребителя невозможно. Другая группа товаров - социальные услуги, к которым относятся образование, здравоохранение, культура и т. п. - подпадает под действие рыночного механизма, но рынок не может обеспечить равный доступ к этим услугам всех групп населения. Эти две группы товаров и услуг вряд ли можно отнести к сферам, в которых целесообразно развивать предпринимательскую деятельность органов местного самоуправления, так как усилия муниципалитетов здесь направлены в основном на оптимизацию расходов, а не получение прибыли.
Таким образом, практически единственным направлением для развития муниципального предпринимательства остается производство товаров и услуг в сфере естественных монополий - в энергетике, связи, на общественном транспорте и т. п. Данная группа товаров хотя и относится к общественным, однако вполне вписывается в систему рыночных отношений. При грамотной организации их производства муниципалитет сможет получать определенную (пусть и незначительную) прибыль. Учитывая текущее состояние большинства предприятий указанных отраслей, для начала органам местного самоуправления потребуются крупные финансовые вливания для модернизации этих предприятий. Естественно, большинство муниципальных образований осуществить такие инвестиционные проекты за свой счет не сможет. Для этого законодательство Российской Федерации наделяет органы местного самоуправления правом осуществлять некоторые чисто рыночные операции - создание муниципальных банков, получение и выдачу кредитов, продажу и сдачу в аренду муниципального имущества, размещение муниципальных заказов4. Потенциально каждая из перечисленных операций может стать источником укрепления экономической базы местного самоуправления. Более критичный анализ с учетом особенностей нынешнего состояния муниципального хозяйства позволяет выявить существующий здесь ряд недостатков.
Во-первых, создание муниципальных банков - процедура сложная и законодательно плохо проработанная. Кроме того, для создания любого финансово-кредитного учреждения необходимо обеспечение в виде денежных средств или имущества. Между тем бюджеты большинства муниципальных образований дефицитны, доля собственных доходов невелика, а имущество неликвидно. Поэтому создать собственный банк может позволить себе только крупное муниципальное образование, преимущественно городской округ с численностью более 500 тыс. человек.
Во-вторых, главной целью существующей системы муниципальных заимствований является покрытие муниципального долга и возникающих в процессе исполнения бюджета кассовых разрывов, а не инвестиционная деятельность.
В-третьих, большинство существующих муниципальных предприятий убыточны из-за неэффективной системы управления и нецелесообразности
направлений их деятельности. С поставленными перед ними задачами лучше могли бы справиться частные предприятия, конкуренция между которыми привела бы к повышению качества товаров и услуг.
Подводя итог сказанному, можно сказать, что для наиболее полного удовлетворения растущих потребностей населения органы местного самоуправления должны пристальное внимание обратить на комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований. Кроме повышения качества жизни как главной цели развития, второй, не менее значимой, может и должно стать достижение экономической самодостаточности муниципального образования. Наиболее эффективными механизмами для достижения этой цели, на наш взгляд, могут стать:
1) развитие муниципально-частного партнерства через участие в качестве соучредителей при создании предприятий с долевой собственностью или привлечение частных инвестиций при реализации муниципальных проектов;
2) сдача в аренду неиспользуемого муниципального имущества, а также приватизация и продажа убыточных объектов муниципальной собственности;
3) разработка и внедрение инвестиционно-заемной системы, когда муниципальные заимствования осуществляются под реализацию конкретного инвестиционного проекта на продолжительный период, а сама эта деятельность носит систематический характер.
Также существует ряд механизмов, однако их внедрение будет возможно при условии стабилизации экономической ситуации в стране, включая выпуск муниципальных ценных бумаг и привлечение крупных коммерческих связанных кредитов.
Внедрение хотя бы части этих механизмов в зависимости от специфики конкретного муниципального образования может и должно стать, на наш взгляд, основой для достижения самодостаточности территории.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Экономика муниципальных образований: Учеб. пособие / под общей ред. В.Г. Игнатова. М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.
2 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации см.: Федер. закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ (с изм. от 8 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
3 См.: Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве / А.Г. Кобилев, А.Д Кирнев, В.В. Рудой. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4 О финансовых основах местного самоуправления см.: Федер. закон РФ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4464.
СОВРЕМЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
С усилением ориентации на микроэкономические принципы хозяйствования расширились экономические функции местных органов самоуправления. Центр тяжести сместился на нижние уровни бюджетной системы. Упор на удовлетворение социальных потребностей требует качественных изменений в механизме воздействия на территориальное развитие и повышение роли экономических методов управления. Широкие возможности для использования бюджетных рычагов и методов обеспечения комплексного развития территорий в условиях развития рыночных отношений превращают местные бюджеты в важное, социально значимое звено бюджетной системы.
В условиях активного формирования органов местного самоуправления возложение на них решения жизненно важных проблем приобретает особый характер реализации на практике основополагающего принципа формирования местных бюджетов - принципа самостоятельности. Однако финансовое обеспечение местного самоуправления не соответствует той роли, которую органы местного самоуправления призваны играть в жизни населения, и тем обязанностям, которые на них возложены Конституцией Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2007 г. на территории страны действовало 24 210 муниципальных образований, из них 19 904 - в сельских поселениях, 552-в городских округах, 1747-в городских поселениях, 1801-в муниципальных районах и 236 - во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения
В 2006-2007 гг. в результате положительной динамики роста экономических показателей в регионах и муниципальных образований отмечался рост доходов местных бюджетов по стране в целом. Если в 2006 г. собственные доходы местных бюджетов (без учета субвенций) составили 1084,2 млрд руб., которые выросли по сравнению с 2005 г. на 23 5,4 млрд руб. (27,7%), то в 2007 г. их объем составил 1387,2 млрд руб., а прирост к уровню 2006 г. - 303,0 млрд руб. (27,9%). В 55 субъектах РФ рост собственных доходов местных бюджетов превысил средний уровень по стране. Так, наибольший темп прироста отмечался в местных бюджетах Сахалинской области (95,4%), Астраханской области (86,7%), Кабардино-Балкарской Республики (79,2%), Республики Калмыкия (61,5%), Ненецкого автономного округа (61,2%), Волгоградской области (54,7%), Курской области (53,7%), Тульской области (50,7%). Незначительное снижение темпов роста собственных доходов местных бюджетов отмечается лишь в четырех субъектах РФ2.
В структуре собственных доходов местных бюджетов в среднем по РФ 41,8% (579,5 млрд руб.) приходится на налоговые доходы. В 36 субъектах РФ их