TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
ГЛАДКАЯ С.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления, Высшая школа бизнеса Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
В настоящее время процесс привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику характеризуется высокими темпами динамики, увеличением их объемов и позитивными изменениями их видовой структуры. Одновременно с этим происходит возрастание роли в финансировании экономики России стран, которые не являются традиционными экспортерами капитала, к тому же происхождение значительной части прямых иностранных инвестиций связано с вывезенными ранее из нашей страны капиталами. Также реализуется ряд структурных реформ и преобразований, направленных на улучшение инвестиционного климата государства. Вместе с тем сохраняются и традиционные для российской экономики препятствия для привлечения ПИИ, к которым можно отнести коррупцию, отсутствие четко установленных требований и ограничений, необходимость вступления в неформальные отношения с региональными и местными властями. Решение этих проблем требует осуществления ряда стратегических задач государственного регулирования инвестиционного развития России по формированию инструментального обеспечения действенных механизмов привлечения ПИИ на федеральном и региональном уровне. Традиционный подход к анализу и оценке инвестиционной привлекательности регионов основывается либо на построении рейтинга (балльных оценок), либо на анализе динамики абсолютных показателей. По нашему мнению, такой подход необходимо дополнять статистическим анализом структуры инвестиционной привлекательности и составляющих ее элементов (обобщающие показатели структуры, структурно-динамический анализ, анализ структурных различий и др.). При этом в рамках изучения территориальных различий важно выделять основные центры поляризации в исследовании каждого элемента инвестиционной привлекательности региона (инвестиционный потенциал и риск).
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции; инвестиционный климат; инвестиционная привлекательность региона.
MECHANISMS TO INCREASE THE REGION'S INVESTMENT ATTRACTIVENESS
GLADKAYA S.V.,
Candidate of Economics (PhD), Associate Professor, Department of Management, Higher School of Business of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
Attraction of direct foreign investments (DFI) in the Russian economy is characterized by high rates of dynamics, increase in their volumes and positive changes of their specific structure. At the same, the role of the countries which aren t traditional exporters of the capital for Russia increases. Besides, considerable share of direct foreign investments is connected with the capitals earlier taken out from our country. A number of structural reforms and the transformations to improve the investment climate of the state are realized. But at the same time, there are obstacles traditional for the Russian economy for attraction of PPI: corruption, absence of accurately established requirements and restrictions, need of the introduction in the informal relations with regional and local authorities. Existing techniques of the analysis and assessment of investment attractiveness of regions are based on creation of a rating (mark estimates), or on the analysis of dynamics of absolute measures. In our opinion, such approach needs to be supplemented with the statistical analysis of structure of investment appeal and elements making it (generalizing indicators of structure, the structural and dynamic analysis, the analysis of structural distinctions, etc.). Thus within studying of territorial distinctions
© С.В. Гладкая, 2013
it is important to allocate the main centers of polarization in research of each element of investment appeal of the region (investmentpotential and risk).
Keywords: direct foreign investments; investment climate; investment attractiveness of the region.
JEL classification: F23, F21, F36, R1.
В 2011 г. в российскую экономику поступило более 190,6 млрд долл. иностранных инвестиций, что в 3,4 раза превысило их объемы в 2009 г. В 2012 г. наблюдалось снижение уровня накопленных иностранных инвестиций в экономике России до 154,6 млрд долл. (рис. 1). Наибольший удельный вес в поступивших в российскую экономику иностранных инвестициях в 2012 г. занимали прочие, осуществляемые на возвратной основе инвестиции - 86,7%.
Рис. 1. Поступление иностранных инвестиций в российскую экономику, млн долл.
В структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2012 г. преобладали инвестиции в обрабатывающие производства - 31,9%, финансовую деятельность - 28,1% и в оптовую и розничную торговлю - 16,4% (табл. 1).
Таблица 1
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности
Иностранные инвестиции 2005 г. 2010 г. 2011 г. | 2012 г.
Млн долл. США В процентах к итогу Млн долл. США В процентах к итогу Млн долл. США В процентах к итогу Млн долл. США В процентах к итогу
Всего 53 651 100 114 746 100 190 643 100 154 570 100
в том числе по видам экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 156 0,2 466 0,4 638 0,3 624 0,4
рыболовство, рыбоводство 22 0,0 16 0,0 25 0,0 65 0,0
добыча полезных ископаемых 6 003 11,2 13 858 12,1 18 634 9,8 18 150 11,7
обрабатывающие производства 17 987 33,5 33 157 28,9 41 086 21,6 49 230 31,9
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 328 0,6 543 0,5 1 425 0,7 1 821 1,2
строительство 228 0,4 1 136 1,0 1 958 1,0 850 0,6
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 20 461 38,2 13 334 11,6 24 456 12,8 25 379 16,4
гостиницы и рестораны 52 0,1 229 0,2 99 0,1 76 0,0
транспорт и связь 3 840 7,2 6 576 5,7 5 943 3,1 4 622 3,0
финансовая деятельность 1 813 3,4 37 913 33,1 86 885 45,6 43 395 28,1
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2 602 4,9 7 341 6,4 9 237 4,9 10 035 6,5
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 0,0 0,0 25 0,0 25 0,0 - -
образование 0,1 0,0 1 0,0 2 0,0 2 0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 15 0,0 13 0,0 42 0,0 177 0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 144 0,3 138 0,1 188 0,1 144 0,1
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
По странам-инвесторам лидирующую позицию в поступлении иностранных инвестиций в экономику России в 2012 г. занимали Нидерланды - 13,7%, Кипр - 10,6% и Великобритания - 8,7% (рис. 2). Из стран СНГ в российскую экономику поступило 2,7 млрд долл., их них из Белоруссии - 34,9%, Казахстана - 41,1%, Украины - 10,1%.
Региональная структура иностранных инвестиций, поступивших в экономику России, свидетельствует о значительных различиях инвестиционного климата в стране. Так, с точки зрения инвестиционной привлекательности, все российские регионы можно подразделить на 3 группы.
К первой группе относятся регионы, которые составляют инвестиционное ядро России, сырьевые регионы и индустриальные центры: г. Москва (52,8%), г. Санкт-Петербург (7,0%), Сахалинская область (6,9%), Тюменская область (5,1%).
Во вторую группу входят субъекты РФ, которые характеризуются средним уровнем инвестиционной привлекательности: Свердловская область (3,4%), Московская область (3%), Вологодская область (2,3%), Ямало-Ненецкий автономный округ (2,3%), Челябинская область (1,8%), Самарская область (1,5%), Ростовская область (1,4%), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (1,1%), Республика Саха (1,0%).
К третьей группе относятся все остальные регионы, которые практически не привлекают иностранных инвестиций.
Распределение по федеральным округам свидетельствует о том, что в 2012 г. большая часть иностранных инвестиций поступила в Центральный федеральный округ (59,4%) (рис. 2).
■ Центральный
■ Северо-Западный
■ Южный
■ Северо-Кавказский
■ Приволжский
54,9
■ Уральский
■ Сибирский
■ Дальневосточный
Рш. 2. Распределение иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику, по федеральным округам 2012 г., млрд долл. (Российский статистический ежегодник, 2013)
Приведенные выше данные показывают, что большая часть иностранных инвестиций сконцентрирована в регионах, отличающихся развитой торговлей, транспортной и информационной инфраструктурой, высоким уровнем потребительского спроса, а также характеризующихся повышенной плотностью экспортно-ориентированных компаний топливно-энергетического комплекса.
Можно выделить следующие причины проблем с привлечением и эффективным использованием иностранных инвестиций в российскую экономику: отсутствие стабильной законодательной базы, что затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов; нестабильное материальное положение большей части населения, вызывающее увеличение социальной напряженности; высокий уровень коррупции и криминализации отдельных сфер предпринимательской деятельности; неразвитость инфраструктуры, в том числе транспорта, связи, системы телекоммуникаций, гостиничного сервиса; высокий уровень внешнеторговых пошлин и налогообложения.
Однако, несмотря на перечисленные трудности, у российской экономики есть определенный потенциал, способный заинтересовать иностранных инвесторов (Архипов, 2010. С. 26). К нему можно отнести: наличие богатых и сравнительно недорогих природных ресурсов, огромного внутреннего рынка, кадров с достаточно высоким уровнем базового образования, способных к восприятию новых технологий в производстве и управлении; относительно дешевую квалифицированную рабочую силу; низкий уровень конкуренции со стороны отечественных производителей; возможности получения быстрой сверхприбыли.
С учетом мирового опыта и специфики экономики России, можно выделить ключевые задачи, связанные с увеличением объемов привлечения иностранного капитала: стабилизация финансового положения; развитие высокотехнологичных производств; повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов экономики; борьба с монополизмом и формирование конкурентной рыночной среды.
Одной из важнейших предпосылок к вложению средств иностранными инвесторами в акции российских предприятий является возможность покупки потенциально прибыльных предприятий по низкой цене. Необходимо заметить, что даже те российские предприятия, которые могли бы производить конкурентоспособную продукцию, сталкиваются с отсутствием эффективной системы сбыта, низким уровнем корпоративного управления и неумением находить иностранных партнеров и работать с ними, что не может не сказаться на финансовом положении данных предприятий и приводит к низкой стоимости их акций.
Иностранные инвесторы после покупки контрольного пакета акций могут добиться улучшения финансового положения компании, используя ограниченный объем инвестиций, нацеленных на создание системы сбыта и формирование финансового обеспечения ее деятельности. Причем иностранные компании могут использовать собственный накопленный опыт работы на зарубежных рынках, уже существующие каналы сбыта и финансовую систему обеспечения, основанную, например, на предоставлении гарантий и векселей при осуществлении расчетов.
Если обобщить методы, применяемые иностранными инвесторами при размещении средств, то можно выделить основные цели иностранного капитала: контроль за использованием вложенных средств с возможностью застраховать их от недружественных действий российских партнеров; обеспечение независимости инвестиционного проекта от экономического состояния российской компании-партнера; перевод отношений со структурой, которая управляет вложенным капиталом, на международные стандарты; сведение к минимуму неудобств российской налоговой и финансовой систем.
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику того или иного региона зависит от существующего в ней инвестиционного климата. В условиях рыночной экономики под инвестиционным климатом подразумевают совокупность присущих той или иной стране или региону политических, экономических, социальных, финансовых, организационно-правовых, социокультурных и географических факторов, побуждающих или отталкивающих потенциальных инвесторов. Вследствие этого инвестиционная политика и разрабатываемые как на федеральном, так и на региональном уровне инвестиционные программы должны учитывать реальные возможности привлечения иностранного капитала в различные сектора экономики (Ворошилова, 2007. С. 55).
При разработке инвестиционной политики регионов необходимо также очень серьезно просчитывать условия и последствия привлечения крупных инвесторов. При остром дефиците инвестиций неселективные меры по их привлечению могут привести к серьезным негативным последствиям экономического и политического характера. Международная инвестиционная практика показывает, что процесс глобализации экономики ведет к существенному снижению входных барьеров и рисков именно для крупных инвесторов, которые имеют возможности полномасштабного лоббирования своих интересов, как на экономическом, так и на политическом уровне. Крупные инвесторы при вхождении на тот или иной рынок преследуют долговременные интересы, которые слабо коррелируются с краткосрочными инвестиционными льготами.
В связи с вышеназванными основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере, в области создания благоприятного инвестиционного климата должны стать ведущими следующие мероприятия (рис. 3).
Механизмы повышения инвестиционной привлекательности региона
В области нормативно-правового регулирования
л
усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики
"Г"
введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования
создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию
совершенствование антимонопольной политики: декриминализация оптовой и розничной торговли, устранение информационных и других барьеров по внутренней торговле, прекращение злоупотреблений со стороны естественных монополий, обеспечение других условий для действия механизмов конкуренции и повышения деловой активности
осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов г
устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов
либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и .реализации (принцип «одного окна»)
“Т"
упрощение системы регистрации юридических лиц, упорядочение системы государственного контроля, сокращение лицензируемых видов деятельности, упорядочение и упрощение единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации
В области формирования эффективной рыночной инфраструктуры
обеспечение возможности получения инвесторами достойной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия)
реформа бухгалтерского учета, разработка российских стандатов учета, максимально приближенных к западным
содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала
формирование в Российской Федерации цивилизованного рынка ценных бумаг
выравнивание условий конкуренции, реформирование банковской системы, развитие фондового рынка и инвестиционных институтов, рынка страховых услуг, биржевого товарного рынка, улучшение информационного обеспечения бизнеса
совершенствование корпоративного управления. Корпоративное право должно быть дополнено нормами, регламентирующими процедуры слияния и поглощения, процедуры выделения и разделения хозяйственных обществ в тех случаях, когда в результате этого формируются юридические лица с доминирующим собственником, механизмы интеграции (создания холдингов, финансово-промышленных групп и иных интегрированных бизнес-групп)
Рис. 3. Механизмы повышения инвестиционной привлекательности региона
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
Важно отметить и положение в Ростовской области. Так, согласно областной долгосрочной целевой программе «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 гг.» (Областная программа...), к основным целям региональной инвестиционной политики области относится привлечение инвестиций в наиболее конкурентоспособные и эффективные производства и виды деятельности, которые могут обеспечить формирование стабильного инвестиционного потенциала и содействовать ускоренной адаптации других производств и отраслей к меняющимся рыночным условиям.
В настоящее время система управления притоком ПИИ в Ростовской области направлена на решение следующих сложившихся проблем: существующий налоговый режим, низкий уровень административной поддержки инвестора, качество коммунального хозяйства. Также хочется отметить, что, в соответствии со стратегией развития ЮФО, выделены следующие отраслевые приоритеты: туризм, строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность и инфраструктура. Однако, и это необходимо отметить, в долгосрочной перспективе данные сектора не могут обеспечить высокой добавленной стоимости и потенциал их роста ограничен. Вследствие этого, после развития базовых отраслей следует сконцентрировать внимание на тех отраслях промышленности, где можно создавать конечный продукт с высокой добавленной стоимостью, к ним относятся: глубокая переработка сырья, химическая промышленность, металлургия, лесной комплекс, машиностроение, легкая промышленность.
Таким образом, для преодоления экономического отставания региона необходим повышенный приток инвестиций и ускоренное промышленное развитие. Можно отметить, что в общем объеме привлекаемых ПИИ в России доля Южного федерального округа, и Ростовской области в частности, невелика. Это объясняется тем, что в экономике округа практически не представлены экспортно-ориентированные отрасли, привлекательные для инвесторов, а также наблюдается недостаточное качество инвестиционных проектов и отсутствие у потенциальных зарубежных инвесторов доступной информации об инвестиционных возможностях области и о преимуществах и выгодах, которые можно извлечь при вложениях в предприятия области.
ЛИТЕРАТУРА
Архипов А.Ю. (2010). Модернизация российской экономики после кризиса: императивы, институты, инновации // TerraEconomicus. № 4. C. 32-40.
Областная долгосрочная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы» // Доступно на: http://www.ipa-don.ru/idata/docs/19/file_oblprogr.pdf.
Российский статистический ежегодник 2013 // Доступно на: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078.
Хорошилова О.Е. (2007). Прямые иностранные инвестиции в России: ограничения и возможности // Инвестиции в России. № 11. C. 54-61.
REFERENCES
ArhipovA.Yu. (2010). Modernization of the Russian economy after crisis: imperatives, institutes, innovations. Terra Economicus, no. 4, pp. 32-40. (In Russian.)
Regional long-term target program «Creating Favorable Conditions for Attraction of Investments into the Rostov Region for 2012-2015». Available at: http://www.ipa-don.ru/idata/docs/19/file_oblprogr.pdf. (In Russian.)
Russian statistical yearbook. 2013. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1135087342078. (In Russian.)
Horoshilova O.E. (2007). Direct foreign investments in Russia: restrictions and opportunities. Investments in Russia, no. 11, pp. 54-61. (In Russian.)