Научная статья на тему 'Механизмы подготовки и отбора будущих конкурентоспособных специалистов технического профиля'

Механизмы подготовки и отбора будущих конкурентоспособных специалистов технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENGINEERS' TRAINING / FUTURE COMPETITIVE SPECIALISTS' SELECTION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ОТБОР БУДУЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / РЕСУРСНАЯ И РЕЗЕРВНАЯ ГРУППЫ СТУДЕНТОВ / COMPETITIVE SPECIALIST / EDUCATION AND MANUFACTURE INTEGRATION / RESOURCE AND RESERVE GROUPS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдуллина А. Р., Иваненко Н. А.

Статья посвящена механизмам подготовки, поиска и отбора будущих конкурентоспособных специалистов технического профиля. Авторами разработано поэтапное содержание деятельности учреждений профессионального образования и базовых предприятий в подготовке будущих конкурентоспособных специалистов технического профиля, а также механизм их отбора работодателями начиная с вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE COMPETITIVE ENGINEERS TRAINING AND SELECTION MECHANISMS

The article is devoted to the future competitive engineers' training, searching and selection mechanisms. Professional Educational Institutions' and basic enterprises' activities' stage content in future competitive engineers' training and the mechanism of their selection from high school to employers are worked out by the authors.

Текст научной работы на тему «Механизмы подготовки и отбора будущих конкурентоспособных специалистов технического профиля»

УДК / UDC 378 А. Р. Шайдуллина,

доктор педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков, Альметьевский государственный нефтяной институт, Россия, Татарстан, Альметьевск, [email protected] Н. А. Иваненко,

аспирант УРАО «Институт педагогики и психологии профессионального образования», преподаватель иностранных языков, Технический колледж при Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А. Н. Туполева - КАИ, Россия, Казань, [email protected]

Albina Shaidullina,

doctor of pedagogical science, foreign languages’ department chief, Almetyevsk State Petroleum Institute, Russia, Tatarstan, Almetyevsk, [email protected] Nina Ivanenko,

post-graduator of the Institution of Russian Academy of Education «The Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education», foreign languages teacher at the Technical college at Kazan National Research University after A.N. Tupolev - KAI, Russia, Kazan, [email protected]

МЕХАНИЗМЫ ПОДГОТОВКИ И ОТБОРА БУДУЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

FUTURE COMPETITIVE ENGINEERS TRAINING AND SELECTION MECHANISMS

Статья посвящена механизмам подготовки, поиска и отбора будущих конкурентоспособных специалистов технического профиля. Авторами разработано поэтапное содержание деятельности учреждений профессионального образования и базовых предприятий в подготовке будущих конкурентоспособных специалистов технического профиля, а также механизм их отбора работодателями начиная с вуза.

The article is devoted to the future competitive engineers’ training, searching and selection mechanisms. Professional Educational Institutions’ and basic enterprises’ activities’ stage content in future competitive engineers’ training and the mechanism of their selection from high school to employers are worked out by the authors.

Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, интеграция образования и производства, подготовка специалистов технического профиля, отбор будущих конкурентоспособных специалистов, ресурсная и резервная группы студентов.

Kew words: competitive specialist, education and manufacture integration, engineers’ training, future competitive specialists’ selection, resource and reserve groups of students.

В большинстве регионов России функционирует торгово-промышленные палаты, выполняющие комплекс разнообразных услуг,

содействующих решению проблем поиска и подбора персонала, где создаются отделы, кадровые агентства, реализующие проекты по развитию рынка труда, направленные на решение проблем нехватки квалифицированных кадров; создаются и поддерживаются информационные базы вакансий. Агентства по подбору персонала в большинстве своем применяют широкий спектр методов поиска работников через СМИ, Интернет, в собственной базе данных, использование технологии прямого поиска специалистов с разнообразными методиками отбора кандидатов: в диапазоне от оценочных тестов до процедур содержательного анализа.

Руководители предприятий предпочитают пользоваться внешними источниками поиска персонала, где большую долю занимают средства массовой информации. Это лишний раз доказывает, что руководители предприятий не слишком доверяют специалистам по данному вопросу, что в принципе оправдано, если принять во внимание, что направление центров по поиску персонала в основном сводится к таким методам, как Headhunting и Assessment center, суть которых заключается в том, что группа участников проходит через серию самых разнообразных испытаний: деловые и ролевые игры, профессиональные и психологические тесты, самопрезентации, дискуссии, упражнения, письменные работы. Обычная продолжительность оценочной сессии составляет один-два

дня. Вся полученная информация затем внимательно изучается и на каждого участника готовится заключение с оценкой его деловых и личностных качеств, прогнозом профессиональной деятельности и рекомендациями по профессиональному и личностному развитию [1].

Мы согласны с тем, что отбором и наймом персонала должен заниматься специалист, однако в современных условиях демографической ситуации и без тесной связи образовательных учреждений с производством и эти специалисты могут остаться без работы, так как выбирать будет не из кого. Следовательно,

его необходимо заменить на более совершенный метод подбора перспективных кадров, чтобы свести к минимуму ошибки при поиске конкурентоспособных специалистов.

В связи с этим нами были разработаны содержание и технологии партнерства учебных заведений профессионального образования с базовыми предприятиями в подготовке будущих конкурентоспособных специалистов технического профиля, направленные на стимулирование их профессиональных интересов и выбор индивидуальной образовательной и карьерной траектории.

Таблица 1

Поэтапное содержание деятельности учреждений профессионального образования и базовых предприятий в подготовке будущих конкурентоспособных специалистов технического профиля

Этапы Содержание деятельности предприятий региона Содержание деятельности учреждений профессионального образования

Подготовительный - Формирует прогноз вакантных рабочих мест - создает экспертную комиссию для работы со студентами колледжей, ссузов и вузов региона - знакомит со спецификой образовательной деятельности вуза (курсы повышения квалификации) - осуществляет выбор методик диагностики профессиональной готовности студентов к будущей проф. деятельности - организует экскурсии на предприятия и профессиональные консультации для студентов по избранной специальности - организует стажировку ППС на предприятии и информирует о нововведениях на производстве и др. - Организует курсы повышения квалификации для специалистов предприятия для ознакомления со спецификой образовательной деятельности - разрабатывает учебные и внеучебные мероприятия, направленные на формирование компетенций выпускников - разрабатывает методики диагностики профессиональной готовности студентов к будущей проф. деятельности - организует стажировку на предприятии с целью ознакомления с нововведениями на производстве - привлекает работодателей в учебно-воспитательный процесс ссуза, вуза - вносит коррективы в рабочие программы по дисциплинам в соответствии с нововведениями на производстве

Экстенсивный - Внедряет в вузы региона программно-технический комплекс оперативного управления единым информационным пространством - осуществляет тестирование студентов по каждой дисциплине и присутствует на экзаменах начиная с первого курса - присутствует на студенческих конференциях, семинарах с целью оценки студенческих научных работ; - приглашает студентов, из числа отличившихся, на конференции, проводимые на предприятии - организует ресурсную и резервную группы студентов - Создает условия работодателям для проведения компьютерного тестирования студентов по каждой дисциплине - приглашает работодателей на экзамены, студенческие конференции, семинары с целью оценки их работ и выявления наиболее отличившихся студентов - организует подготовку студентов на конференцию, проводимую на предприятии - предлагает студенту паттерны образовательной траектории (возможность обучения на факультете дополнительного образования по курсам «Инженерная педагогика», «Переводчик в профессиональной сфере», «Менеджмент» и др.

Интенсивный - Знакомит студентов с интернет-проектом «Корпоративный университет» - осуществляет реорганизацию ресурсной и резервной групп студентов по результатам успеваемости в учебной и внеучебной деятельности - организует распределение отобранных студентов на производственно-профессиональную и преддипломную виды практик - формирует список руководителей дипломных проектов от предприятия - создает базу с личными данными отобранных студентов - Организует распределение студентов в ресурсную и резервную группы - выявляет из числа студентов будущий кадровый потенциал для работы в системе профессионального образования с целью сохранения преемственности поколений в научнотехнической школе - выявляет студентов, способных к осуществлению научноисследовательской деятельности для продолжения учебы в аспирантуре с целью обеспечения кадровым потенциалом отраслевые НИИ - формирует список научных руководителей из числа преподавателей вуза (консультантов)

Заключительный - Открывает доступ к справочно-информационному разделу предприятия - организует практикумы в режиме on-line с руководителями дипломных проектов и главными специалистами предприятия - участвует на защитах дипломных проектов - вносит коррективы в дальнейшее решение совместных задач - Предоставляет работодателям возможность пользования УМК для эффективного консультирования и руководства дипломными проектами - организует защиты дипломных проектов с приглашением представителей производства - вносит коррективы в дальнейшее решение совместных задач

Работодателями ОАО «Татнефть» и Казанского авиационно-производственного объединения им. С. П. Горбунова было предложено после третьего курса по результатам успеваемости и тестирования провести отбор студентов в количестве 50 % от их общего числа для распределения на преддипломную практику в структурные подразделения предприятий. В связи с этим нами разработаны содержание и технологии образовательно-производственного партнерства в профессиональной подготовке студентов, направленные на предоставление студентам возможностей выбора индивидуальной образовательной и карьерной траектории с целью их дальнейшего трудоустройства. Одним из подэтапов его алгоритма является формирование ресурсной и резервной групп студентов представителями предприятий и профессорско-преподавательским составом вузов региона. Формирование ресурсной и резервной групп с гибкой системой перехода из одной группы в другую побуждает студентов регулировать собственную образовательную и карьерную траекторию, которая предполагает их участие также и в научно-исследовательской деятельности.

Представленный механизм подготовки и отбора конкурентоспособных специалистов технического профиля, заключающийся в совместной деятельности студентов, преподавателей и представителей предприятий, направлен не только на поиск, но и на взращивание, то есть «производство талантов». Уже в первый год обучения студентам показывают связь предлагаемого учебного материала с их будущей профессиональной деятельностью, перспективами технического, технологического, экономического и социального развития общества.

Симбиоз сегментов образования и производства позволяет студентам быть информированными о производственной сфере, а погружение их в условия естественной конкуренции дают им дополнительные точки роста и активизируют их адаптационные способности [2]. Каждый приходит на производство с решением актуальной проблемы для производства -с темой дипломного проекта, который входил в перечень заказов с производства.

В качестве условий эффективного сотрудничества учреждений профессионального образования и предприятий региона нами выделены следующие: содействие внедрению современных методов и технологий обучения в учреждениях профессионального образования на основе новых информационных технологий,

учебно-лабораторных и учебно-производственных комплексов с применением инновационных техник и технологий; привлечение лучших инженерно-педагогических кадров для повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов; обеспечение защиты интересов обучающихся учреждений среднего и высшего профессионального образования в ходе обучения и прохождения производственной практики; укрепление и развитие сотрудничества в области подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и специалистов, отвечающих потребностям инновационной экономики республики, повышению качества профессионального образования и др.

Среди преимуществ представленного механизма подготовки и отбора конкурентоспособных специалистов технического профиля можно выделить следующие.

- Возможность при малом резонансном воздействии подтолкнуть обучаемого на один из собственных и благоприятных для него путей развития и обеспечить его самоуправляемое и самоподдерживающее развитие.

- Наличие интерактивного обучения - организация практикумов в режиме on-line с руководителями дипломных проектов и главными специалистами предприятия.

- Формирование ресурсной и резервной групп как тренинга, направленного на развитие выживаемости, так как на каждой ступени образования необходимо так перестраивать образовательный процесс, чтобы у учащихся, студентов не только формировались конкретные знания и умения, но и развивались определенные качества личности, которые позволят им в процессе жизни достаточно быстро осваивать любое новое содержание деятельности (не только генерация знаний, но и генерация поведения). Наилучший прогноз того, что может и будет делать человек в условиях неструктурированной ситуации, это то, как он вел себя в похожих ситуациях раньше, следовательно, надо создать ему соответствующую экстремальность сейчас.

- Включение студентов в ресурсную группу, служащее большим стимулирующим фактором (например, в Японии существует Национальный реестр инженеров, попасть в который для специалиста считается очень престижным делом).

- Наличие условий когерентности, когда личность вживается в активную преобразующую деятельность, то есть она взаимодействует с профессиональной средой как часть единого целого в этой среде и адаптируется (структу-

рируется) в макросистеме, так как уже информирована о состоянии системы, создавая тем самым ресурс для преобразования данной системы.

- Глубокое проникновение студентов в реальные производственные проблемы, способствующее осознанию ими необходимости и актуальности приобретаемых для решения этих проблем знаний, умений и способностей. Они приобретают статус научного исследователя, проектировщика, конструктора, изобретателя и др.

- Наличие механизма защиты «награды» (материальные и моральные стимулирования] от бесперспективных претендентов на нее.

- Решение проблемы устаревания информации еще до завершения образовательного цикла. Накапливается опыт использования учебной информации как средства своей деятельности, все больше приобретающий профессиональные черты.

Результаты наших исследований позволили сделать вывод о том, что уровень знаний и практических навыков студентов, прошедших отбор в ресурсную группу, по мнению работодателей, был невысоким. Отобранные 50 % лучших студентов во время тестирования показали максимально хороший результат - 75 % правильных ответов. 35 % всех студентов справились с заданиями на хорошем уровне (от 60 до 75 %), 17 % выполнили половину тестовых заданий (от 45 до 60 %). Из этих студентов организовали ресурсную группу, которая в дальнейшем проходила производственную практику на предприятиях.

Отборочные мероприятия среди студентов с участием работодателей, такие как тестирование, собеседование, экзамены, конференции, проводились дважды в год. На экзаменах присутствовали представители базовых предприятий, которые активно участвовали в процессе проверки знаний и оценивании.

Одним из критериев перехода студентов из резервной в ресурсную группу послужило их участие в научно-практических конференциях, где работодатели заполняли на каждого участника оценочный лист доклада в трех экземплярах: работодателю, студенту в портфолио и в архив выпускающей кафедры. Выпускники при устройстве на работу предъявляли портфолио с имеющимися оценками работодателей.

Лист оценки дипломных проектов за-

полнялся при проведении ГАК. На основе заполненных листов был проведен ранговый корреляционный анализ, который показал расхождения в оценочных мнениях работодателей и преподавателей. Наибольшее расхождение выявилось по критериям оригинальности решения задач проектирования, перспективности развития направления, что свидетельствует о недостаточной осведомленности преподавательского состава о требованиях предприятий. В то же время максимальное совпадение было между мнениями работодателей и самооценкой студентов.

Таким образом, представленные содержание и технологии партнерства учебных заведений профессионального образования и базовых предприятий в подготовке будущих конкурентоспособных специалистов технического профиля способствуют выбору студентами их собственной образовательной и карьерной траектории; самоопределению студентов за счет развития устойчивой мотивации и установок на непрерывное самообразование, самоопределение, саморазвитие, самопрезентацию на рынке труда, что в значительной мере повышает их конкурентоспособность; активизации адаптивных способностей студентов за счет их включения в максимально приближенную к реальным условиям систему производственных отношений; включению в содержание обучения нововведений производства благодаря постоянным контактам с ведущими специалистами производства; вовлечению студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования, обеспечивая развитой средой «генерации знаний» сектор исследований и разработок в промышленности; воспитанию нового поколения специалистов технического профиля, ориентированных на потребности инновационной экономики и сохранению преемственности научно-технических школ.

1. Мухаметзянова Г. В. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова, А. Р. Шайдуллина. - Казань: «Идель-Пресс», 2011. - 232 с.

2. Панина Т. С. Интеграция учреждений профессионального образования в образовательные учреждения и комплексы непрерывного многоуровневого профессионального образования / Т. С. Панина, Л. П. Вашлаева, С. А. Дочкин, А. Ю. Казаков, Ю. В. Клецов, А. В. Фаломкин. -Кемерово:ГОУ «КРИРПО», 2007. - 181 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.