УДК 338.246.2; 330.341.2
МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Малачева В., аспирант, НОУВПО «Санкт-Петербургскийуниверситет управления и экономики», тел.: +7 (921) 557 68 78,
e-mail: [email protected]
В статье исследуется современная институциональная система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне в России. Автор концентрирует внимание на специализированных институтах поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, а так же на услугах, которые они предоставляют. На основе произведенного анализа автором предложен собственный вариант функционирующей институциональной системы государственной поддержки в России.
Ключевые слова: предприниматель, малое и среднее предпринимательство, институциональная система государственной поддержки, государственные институты развития малого и среднего предпринимательства.
MECHANISMS OF SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN
RUSSIA
Malacheva V., the post-graduate student, NSEIHPE «Saint-Petersburg University of Management and Economics», tel.: +7 (921) 557 68 78,
e-mail: [email protected]
In this article there is analyzed a contemporary institutional system of state support of small and medium-sized enterprises in Russia on federal level. The main attention is focused on specialized institutes of support and development of small and medium-sized enterprises as well as on services provided by them. Based on analysis, carried out in the article, the author puts forward his own version of the institutional system of state support operating in Russia.
Keywords: entrepreneur, small and medium-sized enterprises, institutional system of state support, state institutes of development of small and medium-sized enterprises.
Зарождение, становление, развитие, функционирование и расширение сектора малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) невозможно без государственного участия как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях. Это связано с выполнением со стороны государства посредством государственных органов (институтов) возложенных на него особых властных полномочий по вопросам регулирования, развития, поддержки и контроля в области МСП. Это взаимодействие должно строиться на основе развитой системы законодательства и иметь легитимный характер. Предполагаемый и желаемый результат таких отношений будет выражаться в окончательном укреплении и дальнейшем развитии (например, в направлении инновативности) МСП как одного из институтов, способного улучшить экономику страны, региона в целом.
Актуальность поддержки и развития государством сектора МСП заключается в том, что малый и средний бизнес1 способен выполнять целый ряд народнохозяйственных функций, жизненно важных для России [1, с.7]. Перечисление таких функций, присущих МСП, определяет роль малого и среднего бизнеса в экономике и встречается в работах таких ученых как А.В. Виленский [1, с. 3859], А. Золотов и М. Муханов [2, с.84], С.В. Шишин [3, с. 59-68], О.В. Артемова [4, с.11], И.П. Бойко и М. Мессенгиссер [5, с. 48], И.С. Глебова и Р.Р. Садыртдинов [6, с. 29-34], Н.А. Джобава [7, с. 8-9], В.А. Рубе [8, с. 58-60].
Необходимо отметить, что формирование институциональной системы государственной поддержки МСП оказывает благоприятное воздействие на следующие субъекты:
- МСП, вследствие повышения эффективности функционирования и развития;
- государство, благодаря решению общегосударственных задач через воздействие на эффективность функционирования МСП;
- потребитель товаров и услуг сектора МСП, например, посредством большего выбора более качественной продукции.
Современная институциональная система государственной поддержки МСП строится на традиционных основных институтах-представителях различных систем макросреды (налоговой, финансовой, правовой и так далее) федерального уровня. Институты-представители макросреды федерального значения своей деятельностью могут вносить прямой или косвенный вклад в функционирующую систему государственной поддержки МСП, а значит влиять на условия деятельности представителей субъектов
этой сферы, создавать препятствия и возможности. Такие институты федерального уровня (министерства, ведомства, агентства, службы), которые регулируют и влияют на подвластные им сферы деятельности, участниками которых могут выступать субъекты МСП и составляют одну базовую институциональную систему (перечень институтов-представителей макросреды представлен на рисунке 1).
Дополнительной специализированной надстройкой этой базовой институциональной системы или же вторым уровнем этой системы, на наш взгляд, является система государственных институтов (институтов развития2), осуществляющих поддержку МСП на федеральном и в некоторых случаях региональном уровне, полномочия которых и сферы деятельности, с одной стороны, у каждого свои, а с другой стороны, компетенции и области деятельности переплетаются друг с другом в попытке способствовать улучшению условий деятельности для сектора МСП.
Отличие такой системы, состоящей из институтов развития, от базовой институциональной системы заключается в том, что институты развития основной целью своей деятельности, задачей и смыслом своего создания, существования ставят именно поддержку МСП различными способами или же имеют в своем арсенале специальные программы поддержки именно этого сектора экономики.
Институты развития сферы МСП представлены в таблице 1.
Таким образом, на данный момент времени существует около тринадцати государственных институтов развития и поддержки МСП в России, однако, существует еще несколько неназванных институтов, которые реализуют политику инноваций, не обозначая напрямую своей задачей поддержку МСП, но, на наш взгляд, они также способны осуществлять различную поддержку субъектов МСП, что будет являться, по-нашему мнению, третьим уровнем описанной институциональной системы.
К таким институтам мы считаем возможным отнести Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково», реализующий Инновационный Центр «Сколко-во»), ОАО «РОСНАНО», федеральное госудаственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития», Фонд инфраструктурных и образовательных программ.
Также необходимо упомянуть, что государство стремиться оказывать поддержку экспортноориентированному бизнесу (также относится к третьему уровню системы), предоставляя государственные гарантии и кредиты экспортерам промышленной продукции
1 Здесь и далее термины «предпринимательство» и «бизнес» применяются как синонимы, однако ряд авторов предпочитает разграни-
чивать эти понятия и в каждое из них вкладывать определенный смысл.
(Российский экспортно-импортный банк), оказывая услуги по страхованию экспортных кредитов, гарантий в первую очередь высокотехнологичной и инновационной продукции (Российское агенство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций).
Функции по оказанию поддержки МСП этими тринадцатью институтами сводятся к реализации таких мер, как: предоставление займов, гарантий, кредитов, субсидий; лизинг средств производства; оказание информационной, финансовой, иной помощи субъектам МСП; привлечение инвестиций; выработка государственной политики по вопросам МСП; обеспечение инфраструктуры; реализацию консультационной, правовой, методической помощи региональным институтам поддержки МСП; реализация федеральных и региональных программ поддержки и развития; создание возможностей для внесения на рассмотрение бизнес-проектов в режиме он-лайн и получение всяческой поддержки; гранты, конкурсы, форумы.
Кроме того, следует указать, что также существует международное сотрудничество в сфере МСП (четвертый дополнительный уровень институциональной системы - международный), например: Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ; взаимодействие с иностранными органами власти в рамках двухсторонних меморандумов (например, заключены меморандумы с министерством развития, промышленности и внешней торговли Федеративной Республике Бразилия, государственной службой по поддержке малого и среднего бизнеса Республики Корея); многосторонние сотрудничество в области МСП благодаря участию в ОЭСР, ШОС, ЧЭС, международных форумах АТЭС, СВМДА; центры поддержки экспорта и региональные интегрированные центры Российского представительства Европейской сети поддержки предпринимательства.
Заключительным пятым уровнем разработанной и представ-
Таблица 1 - Институты развития МСП в России (составлено автором)
Институт развития МСП Предоставляемые услуги МСП
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Через своего агента «МСП Банк» предоставляет займы и гарантии МСП в первую очередь внедряющим инновации, осуществляющим проекты энергоэффективности, реализующие социально-значимые проекты и проекты кластерного развития.
ОАО «МСП Лизинг» Осуществляет лизинг производственного и технологического оборудования МСП, представляющим неторговый сектор экономики, заинтересованным в создании новых или модернизации действующих производств, реализации инновационных, энергоэффективных и ресурсосберегающих проектов, а также проектов по импортозамещению и развитию экспорта несырьевой продукции.
ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» Предоставляет кредиты на цели пополнения оборотных средств; кредиты на инвестиционные цели; кредиты под залог приобретаемого имущества. Осуществляет кредитование микробизнеса и беззалоговое кредитование, рефинансирование кредитов, предоставленных сторонними кредитными организациями.
ОАО «Росагролизинг» Передает отечественным сельхозпроизводителям на доступных условиях лизинга современные средства производства (сельхозтехника, племенные животные, технологическое и перерабатывающее оборудование).
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Формирует благоприятную среду для предпринимательской деятельности через проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства; привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства.
ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» Предоставляет прямые гарантии для получения банковских кредитов и позволяет воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточном залоговом обеспечении.
Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ Вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере развития МСП. Осуществляет мероприятия по распределению и предоставлению субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на господдержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Разрабатывает предложения по основным финансовым, экономическим, социальным и иным показателям развития МСП и инфраструктуры поддержки субъектов МСП на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития РФ.
ОАО «Российская венчурная компания» Стимулирует создание в РФ индустрии венчурного инвестирования и финансовой поддержки высокотехнологичного сектора.
Некоммерческое партнерство «Институты развития малого и среднего бизнеса» Методическая поддержка всех элементов инфраструктуры государственной поддержки МСП через реализацию консультационной, правовой, методической помощи региональным институтам поддержки МСП, участие в реализации федеральных и региональных программ поддержки и развития, повышение эффективности взаимодействия между предпринимателями и региональными институтами.
Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Создаст возможности для самореализации предприимчивых людей на основе поддержки инициатив, ликвидации административных барьеров, изменения нормативно-правовой базы, поддержки молодых коллективов, что улучшает предпринимательский климат, содействует развитию профессиональных компетенций, продвигает проекты и инициативы бизнеса.
Россйиский центр содействия молодежному предпринимательству Собирает и размещает актуальную информацию о мерах государственной поддержки, грантах и конкурсах, бизнес-тренингах, мероприятиях.
Федеральное агенство по делам молодежи Обеспечивает условия для самореализации молодого поколения благодаря таким проектам, как «Russian Startup Tour» (проект по поиску инновационных проектов и развитию компетенций начинающих команд в сфере высоких технологий), всероссийский инновационный конвент (ежегодный форум для молодых инноваторов с премиями и грантами), федеральная программа «Ты - предприниматель».
Рынок Инноваций и Инвестиций Московской Биржи Привлечение инвестиций, прежде всего, в развитие МСП инновационного сектора экономики.
2 Такой термин используется на официальном сайте Минэкономразвития России и подразумевает один из инструментов государственной политики, благодаря которому создаются условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающий доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики (к этой сфере отнесена поддержка МСП) к необходимым финансовым и информационным ресурсам) [9].
ленной институциональной системы является вспомогательный негосударственный уровень, состоящий из негосударственных институтов, которые также занимаются вопросами МСП на постоянной или временной основе.
Среди таких институтов мы считаем необходимым выделить следующие: Торгово-промышленная палата РФ, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Российский Микрофинансовый Центр, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация венчурного инвестирования, Общероссийская общественная организация «Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» и другие.
Таким образом, современная институциональная система состоит из пяти различных уровней, которые представлены на рисунке 1.
Резюмируя полученную информацию, можно говорить о том,
что недостаточная развитость МСП в России, а также существенные причины необходимости его дальнейшего развития являются первоочередными факторами, формирующими государственную институциональную систему поддержки субъектов МСП, которая, по-нашему мнению, состоит из пяти уровней.
Помимо этого, результаты проведенного исследования позволяют отметить особое внимание со стороны государства, уделяемое поддержке и развитию инновационного бизнеса, высокотехнологичного бизнеса, научно-технических бизнес-разработок, сельскохозяйственного и агропромышленного бизнеса, молодежного предпринимательства, начинающих предпринимателей. Собственно, соответствие одной из этих сфер предпринимательства и является одним из критериев для возможности получения государственной поддержки. Так, на наш взгляд, можно констатировать факт того, что государство в приоритете ставит для себя развитие потенциала у молодых, начинающих предпринимателей, преимущественно занятых в сфере сельскохозяйства или высоких технологий, что в полной мере соответствует конечным целям «Концепции долгосроч-
Рис. 1. Современная институциональная система поддержки МСП на федеральном уровне (составлено автором)
ного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [10], которая составила основу для разработки «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [11].
Литература:
1. Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. - М.: Наука, 2007. - 237 с.
2. Золотов А., Муханов М. Позитивная реинтеграция как способ развития малого и среднего предпринимательства // Вопросы экономики. - 2012. - № 6. - С. 83-88.
3. Шишин С.В. Малое предпринимательство: сущность, место и роль в национальной экономике. - М.: ОЛМА-Пресс, 2003. - 351 с.
4. Артемова О.В., Осипова Т.Н. Малый и средний бизнес: ограничения, возможности и перспективы: монография. - Челябинск: Сити Принт, 2010. - 238 с.
5. Бойко И.П., Мессенгиссер М. Российские малые предприятия: история, тенденции, перспективы. - М.: Наука, 2005. - 238 с.
6. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. - 326 с.
7. Джобава Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства. - СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. - 111 с.
8. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. - М.: ТЕИС, 2000. - 231 с.
9. Официальный сайт Министерства экономического развития России URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/ institute/indexdocs (дата обращения:08.03.2015)
10. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).
11. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.