УДК 336.1:334(470 + 571) Заболоцкая Виктория Викторовна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры мировой экономики и менеджмента
Кубанского государственного университета
Хут Нафсет Абубочировна
экономист финансового отдела администрации муниципального образования «Теучежский район»
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Zabolotskaya Victoria Viktorovna
PhD in Economics, Assistant Professor, International Economics and Management Department,
Kuban State University
Khut Nafset Abubochirovna
Economist of Financial Department, Administration of Teuchezhsk District
THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA AND ABROAD
Аннотация:
В статье приведена характеристика особенностей и мер государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в развитых странах, определены приоритетные направления совершенствования государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации с учетом зарубежного опыта.
Ключевые слова:
государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, меры и инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, направления развития малого и среднего бизнеса.
Summary:
The article describes the main features and modes of the state support of small and medium-sized businesses in the developed countries. The authors discuss the priority areas of the state policy improvement in the field of small and medium business development in the Russian Federation taking into account the international experience.
Keywords:
government support of small and medium-sized enterprises, measures and instruments to support small and medium-sized enterprises, directions of small and medium business development.
В условиях дестабилизации экономики России после введения экономических санкций существенно обострилась проблема повышения эффективности государственных механизмов и инструментов поддержки. Одним из наиболее популярных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, занимающих значительную долю в структуре бюджета, является финансовая поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ).
Приведем статистику состояния малого и среднего предпринимательства в развитых странах с наибольшей долей МСБ в ВВП и данные по финансовой поддержке МСБ (табл. 1).
Таблица 1 - Государственная политика поддержки МСБ в части повышения доступности финансирования (составлено авторами по [1; 2])_
Меры государственной поддержки МСБ Государство
Увеличение объемов поддержки в виде гарантий по кредитам МСБ Канада, Чили, Дания, Финляндия, Венгрия, Италия, Корея, Нидерланды, Словакия, Словения, Испания, Швейцария, Таиланд, США, Великобритания
Предоставление особых условий по гарантиям для стартап-бизнеса Канада, Дания, Нидерланды
Увеличение государственных гарантий по экспортным операциям Канада, Дания, Финляндия, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция, Швейцария, Испания, Великобритания
Увеличение доли прямого финансирования Канада, Чили, Венгрия, Корея, Сербия, Словения, Испания
Субсидирование процентных ставок Венгрия, Португалия, Россия, Испания, Турция, Великобритания
Налоговые льготы, отсрочка платежей Франция, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Испания, Великобритания, Россия
Объединение банков, специализирующихся на кредитовании МСБ, в том числе кредитующих МСБ с отрицательной процентной ставкой Ирландия, Дания
Фондирование Центральным банком кредитных организаций Великобритания
К сожалению, РФ существенно отстает от развитых экономик мира (табл. 2). Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП в России составляет около 21 %, тогда как в развитых странах данный показатель составляет более 50-60 %. Аналогичная ситуация наблюдается с долей занятого населения, приходящейся на сектор МСП: в России малый и средний бизнес обеспечивает около 27 % постоянных рабочих мест, в развитых странах - 50-80 % [3; 4]. Несмотря на сопоставимый уровень численности субъектов МСП в расчете на численность населения, занятость в России в большей степени обеспечивается крупными предприятиями с численностью работников от 250 чел., тогда как на небольших предприятиях численность работников составляет менее 50 чел.
Согласно данным таблицы 2 наиболее популярная мера государственной поддержки малого и среднего предпринимательства практически во всех странах - предоставление государственных гарантий по кредитам МСБ. Все страны, указанные в таблице 1 (за исключением Ирландии и Новой Зеландии), имеют свои государственные гарантийные программы. В качестве иных мер поддержки сектора МСБ в приведенных странах используются целевые кредиты (например, на развитие инноваций) с льготными условиями (Россия, Швейцария и т. д.), микрофинансирование, гарантии по экспортным операциям, налоговые льготы.
Развитию предпринимательства в Канаде способствует упрощенная разрешительная система, а также низкая стоимость электроэнергии, одна из самых низких в мире на сегодняшний день. В стране созданы самые благоприятные условия для привлечения инвестиций [5, с. 11]:
- доступность рискового капитала (venture capital) (показатель на душу населения в Канаде более чем в два раза превышает данный показатель в США);
- развитие наукоемких технологий;
- разветвленная институциональная экспортная поддержка;
- большое количество различных государственных (федеральных и провинциальных) программ поддержки и развития предпринимательства. Некоторые товары и услуги облагаются налогом формально, то есть по нулевой ставке: молоко, хлеб и овощи; домашний скот фермерских хозяйств; медицинские препараты, связанные с бесплатным или льготным обслуживанием. Так, например, в Канаде выделяемая ссуда на 10 лет не превышает 250 тыс. долл. сШа под 23 % годовых. В других случаях, частично компенсируя любые потери по займам, федеральное правительство облегчает малому бизнесу получение ссуд [10].
Таблица 2 - Доля МСП в экономиках развитых стран
и данные по его финансовой поддержке в 2013 г., % (составлена по [6; 7; 8; 9])
Показатель США Канада Япония Германия Франция Италия Великобритания Россия
Доля МСБ в ВВП страны 54 43 51,6 57 49,8 55 52 21
Доля общей занятости 54 47 69,5 69,3 56,6 71 56 27
Доля МСБ в количестве предприятий 97,6 99,8 99,2 99,3 97,6 99,2 99,1 42,5 [11]
Объемы финансовой поддержки МСБ (млрд долл. США)
инфраструктура 0,8 0,45 1,64 1,8 1,5 5,05 1,37 0,059*
кредиты 21,6 22,8 39,9 61,9 9,2 15,2 6,3 -
гарантии 1,67 3,36 н/д н/д 4,7 н/д 6,3 -
*По данным 2012 г. на создание инфраструктуры выделено 1,8 млрд руб. (официальный курс доллара США на 31 декабря 2013 г. составил 30,37 руб. за 1 долл. США).
В Корее государственные средства для поддержки МСБ расходуются по трем направлениям: предоставление льготных кредитов (срок до 8 лет и процентная ставка на 2,5-3 % ниже банковской), разработка и внедрение новых технологий, пополнение оборотных средств. Вопросы регулирования малого бизнеса разрешают 15 организаций, большая часть из них - правительственные. Кроме того, учреждены два банка и два фонда, ориентированных на малый бизнес. Следует отметить, что стимулированием экспорта продукции малых предприятий занимаются крупные внешнеторговые структуры. Они осуществляют мониторинг рынка, информируют предпринимателей, помогают выйти на мировой рынок, инициируют мероприятия по снижению налогов, таможенных тарифов и ставок льготных кредитов.
Сингапур - государство, которое занимает первое место в рейтинге Doing Business по привлекательности ведения бизнеса в мире [12, с. 3]. В Сингапуре при получении кредита сроком до
4 лет действует ставка 5 % годовых, а при получении долгосрочного кредита - 6,5 %. Специальное льготное кредитование предусмотрено для микрофирм, численность персонала которых не превышает 10 чел.
Таким образом, анализ международной практики государственной поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах позволяет детерминировать следующие тенденции.
1. Правительства большинства стран мира рассматривают содействие развитию МСБ как основу государственной экономической политики, ежегодно инициируя многочисленные государственные программы стоимостью в десятки миллиардов долларов.
2. Ключевыми инструментами поддержки выступают финансовая и инфраструктурная, консалтинговая, информационная поддержка, содействие экспорту.
3. Приоритетными целями программ поддержки МСБ являются создание новых предприятий, поддержка инноваций и использование новых технологий, повышение конкурентоспособности продукции, особенно на мировых рынках, создание новых рабочих мест, развитие отдельных регионов и отраслей.
4. Законодательство во многих странах направлено на снижение административных барьеров, правовое регулирование осуществляется преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не подзаконных актах, проводится активная антимонопольная политика, принимаются меры по ограничению недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям.
5. В странах культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем последние взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
6. В большинстве анализируемых стран поддержка МСП направлена в первую очередь не на прямое субсидирование или обеспечение финансовыми ресурсами, а на создание благоприятных условий для оптимального функционирования субъектов МСП, а также облегчение доступа МСП к заемным ресурсам (прежде всего посредством реализации гарантийных программ). В качестве специфических мер поддержки сектора МСБ используются целевые кредиты (например, на развитие инноваций) с льготными условиями.
7. В странах с наиболее развитым сегментом МСБ (к примеру, в Швейцарии) регулятивные практики сводятся к минимуму. При этом налоговая политика в отношении малых и средних предприятий отличается особой лояльностью.
Как показало исследование, Россия, к сожалению, существенно отстает от развитых экономик мира. Правительство РФ концентрирует усилия на оказании поддержки МСП и поддержке финансово-хозяйственной деятельности с субъектами МСП, но на сегодняшний момент система поддержки фрагментарна и нетранспарентна.
Большая часть государственных программ финансирования МСП в России находится на стадии разработки или становления, в связи с чем возникла угроза со стороны международных и иностранных финансовых учреждений, которые оказывают значительное влияние на экономику за счет увеличения финансовых услуг, оказываемых сектору МСП [13, с. 43].
Для дальнейшего развития отечественной государственной модели поддержки и стимулирования МСБ особую актуальность приобретают:
- совершенствование законодательства в области форм финансовой поддержки и интеллектуальной собственности и в сфере венчурного финансирования и бизнес-ангелов;
- систематические усилия по налаживанию и укреплению взаимного сотрудничества и кооперации между властью, наукой, образованием и бизнесом, особенно на уровне субъектов РФ [14];
- регулярное изучение и внедрение передового международного опыта, преимущественно в области информационных, инжиниринговых, 1Т-, био- и нанотехнологий, что позволит формировать комплексные программы коммерциализации инновационных продуктов (услуг) и трансфера технологий на базе развития наукоградов и технопарков [15];
- создание государственных программ и схем страхования рисков кредитования инновационных МСП, в которых объем страховых премий будет совместно распределяться между правительством и малым инновационным предприятием, что особенно актуально в условиях современного кризиса и санкций со стороны ряда стран.
В целом успешная практика зарубежных стран по организации программ и процессов государственно-частной инфраструктурной, финансовой, информационно-консультационной поддержки и ускоренной коммерциализации новых разработок малых и средних предприятий настойчиво свидетельствует о необходимости формализации и внедрения в Российской Федерации системного государственного подхода во всех процессах, касающихся стимулирования деятельности малых и средних предприятий.
Ссылки:
1. Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международно-го опыта. Аналитические материалы ОАО «МСП БАНК». 2014.
2. Заболоцкая В.В. Современные зарубежные модели финансовой поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства // Экономика: теория и практика. 2015. № 1 (37). С. 53-60.
3. Развитие малого и среднего предпринимательства ...
4. Заболоцкая В.В., Пацар З.Г. Совершенствование механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России // Сибирская финансовая школа. 2011. № 1. С. 50-55.
5. Исследование форм поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и Томской области : аналит. обзор. Исследование рынка. Томск, 2013. 503 с.
6. Заболоцкая В.В., Пацар З.Г. Указ. соч.
7. Развитие малого и среднего предпринимательства .
8. Исследование форм поддержки .
9. Small and Medium Entrepreneurship in Russia. European Investment Bank. 2013. November. 58 p.
10. Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития МСП зарубежных стран [Электронный ресурс] : материалы X Всерос. конф. URL: http://www.giac.ru/analytics/?id=14 (дата обращения: 23.03.2015).
11. Там же.
12. Doing Business 2014. Undertaking Regulations for Small and Medium-sized Enterprises / International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. 2013. 306 p.
13. Small and Medium Entrepreneurship in Russia ...
14. Заболоцкая В.В. Указ. соч.
15. Там же.