Цукерман В.А.
к.т.н., доцент, зав. отделом промышленной и инновационной политики Института экономических проблем
Кольского НЦ РАН
Селин В. С.
д.э.н., профессор, зав. отделом экономической политики и хозяйственной деятельности в Арктике и районах
Крайнего Севера ИЭП КНЦ РАН
Горячевская Е.С.
н.с. ИЭП КНЦ РАН
МЕХАНИЗМЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ1
Ключевые слова: наука, инновации, механизм, инструментарий, государственная политика, Север, инновационные системы.
Keywords: science, innovation, mechanism, tools, public policy, the North, innovation systems.
В современном мире темпы и направления научно-технологического развития являются важнейшим средством борьбы за социально-экономическое процветание, достижение конкурентных преимуществ на национальных и международных рынках, обеспечение национальной безопасности. По оценкам зарубежных экономистов, использование научно-технических достижений на 60-90% определяет возможности экономического роста развитых стран на современном этапе2. В этом плане механизмы научно-технологической политики в территориальных системах играют особую роль в обеспечении устойчивости экономического роста.
Необходимым и определяющим направлением деятельности государства и бизнеса в деле создания и распространения новшеств является активная государственная научно-технологическая политика. Она должна быть направлена на ускорение технологического развития и повышение конкурентоспособности промышленности и услуг путем содействия улучшению внутреннего инвестиционного климата, формирования системы многоканального финансирования инновационной деятельности, совершенствования информационно-коммуникационных систем в сфере инновационной деятельности. Чрезвычайно важным элементом механизма научно-технологической политики является создание соответствующей законодательной базы.
В развитых странах инструментарий научно-технической политики многообразен и включает в себя следующие
3
основные составляющие :
- законодательные меры;
- меры по стимулированию капиталовложений в технически передовые отрасли;
- государственное финансирование НИОКР (что прямо или косвенно содействует установлению национальных приоритетов в научно-техническом развитии);
- контрактная система, посредством которой не только осуществляется финансирование государством НИОКР, создание новой техники и технологий, но и обеспечивается гарантированный рынок сбыта для промышленных корпораций;
- дотации и субсидии частным и государственным предприятиям, выделяемые из средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
- кредиты, субсидируемые государством или предоставляемые под низкий процент;
- налоговая и амортизационная политика;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- экспортные субсидии;
- развитие систем распространения научно-технической информации.
При этом региональная составляющая государственной научно-технической политики приобрела в последние десятилетия большое значение во многих развитых странах мира. Эта тенденция объективно обусловлена существенными различиями территорий в структуре и концентрации экономического, промышленного и научно-технического потенциалов, природных и демографических ресурсов, в характере и остроте социально-экономических проблем, по-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ № 17-02-00248 «Инновационные факторы в освоении арктического шельфа и проблемы импортозамещения».
Волостнов Б.И., Кузьмицкий А.А., Поляков В.В. Современная научно-техническая и инновационная политика: структура, приоритеты, характеристики // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2011. - № 2. - С. 3-37. - https://elibrary.ru/item.asp? 1а=16548319
з
Бендиков М.А., Фролов И.Э., Хрусталев О.Э. Научно-технологическое развитие как средство обеспечения устойчивости экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2014. - № 34. - С. 2-15
рождающих в свою очередь экономическую и социальную напряженность как внутри регионов, так и между ними, а зачастую являющихся истинной причиной политических противоречий и межрегиональных конфликтов.
Региональная политика, осуществляемая государством и направленная на развитие собственного инновационного потенциала регионов, создание в них инфраструктуры инновационной деятельности, поддержку инновационного процесса на их территории является одним из механизмов, позволяющих снизить действие негативных факторов. Таким образом, механизм государственной научно-технической политики будет более успешным, если при ее формировании и реализации найдут отражение проблемы конкретных территорий.
Основными принципами и условиями обеспечения научно-технологического развития Российской Федерации, в т.ч. северного макрорегиона, являются:
- тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки;
- обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;
- прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности;
- ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на международные стандарты;
- координация и взаимоувязка бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач научно-технологического и инновационного развития;
- развитие крупных высокотехнологических финансово-устойчивых компаний мирового уровня;
- решение проблемы вовлечения в рыночный оборот интеллектуальной собственности;
- формирование стратегических целей инновационного развития и позитивного общественного мнения.
Формирование научно-технологической политики в территориальных системах Севера обусловлено множеством факторов, в том числе:
- географическим положением;
- структурой экономики;
- отсутствием системного комплекса «наука - образование - инновации»;
- состоянием основных фондов и степенью износа технологического оборудования;
- низкой эффективностью государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности;
- недостаточной ориентированностью образовательной системы на запросы реального сектора экономики и потребности рынка труда;
- исторически сложившимися хозяйственными связями;
- демографической структурой.
Одним из элементов механизма научно-технологической политики является финансирование модернизации и инновационной деятельности. В Российской Федерации основными источниками этой деятельности являются:
- федеральные целевые программы («Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации до 2020 года и дальнейшую перспективу»);
- региональные целевые инновационные программы;
- инновационный центр «Сколково»;
- программы фонда содействия развитию малого предпринимательства;
- АО «Российская венчурная компания» (РВК), Фонд посевных инвестиций РВК;
- АО «Роснано»;
- кредитные средства Внешэкономбанка и других банков;
- собственные средства предприятий.
По данным Росстата в северных регионах почти 40 % инвестиций в основной капитал по источникам финансирования приходится на собственные средства (табл. 1).
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в % к итогу (2015 год)
Собств. ср-ва Привлеч. ср-ва в том числе
Бюдж. ср-ва Заем. ср-ва др. орг-ций Инв-ции из-за рубежа Кредиты банков Средства внебюд. фондов
Ненецкий АО 65,5 34,5 1,0 16,6 0,0 9,8 0,0
Мурманская область 43,4 56,6 40,1 5,5 9,2 0,4 0,1
Ямало-Ненецкий АО 34,7 65,3 23,0 19,7 0,0 8,0 0,0
Республика Саха (Якутия) 56,3 43,7 13,7 4,2 0,0 35,7 0,1
Камчатский край 50,3 49,7 44,9 0,0 0,0 1,0 0,5
Магаданская область 17,9 82,1 10,2 70,6 0,0 0,6 0,2
Чукотский АО 45,2 54,8 29,6 16,2 4,2 0,4 0,1
Север 40,8 59,2 20,8 18,1 0,8 11,0 0,0
Российская Федерация 50,2 49,8 18,3 6,7 1,1 9,8 0,3
Северные промышленные предприятия для научно-инновационного развития могут использовать в основном собственные средства. В работе приведено исследование финансового обеспечения основных северных промышлен-
ных предприятий, по которым представлена бухгалтерская отчетность в открытом доступе1. Основная методическая база - работа Н.Л. Грачевой и А.Ю. Анисимова2. По результатам расчетов рассмотренных предприятий только АО «Кольская ГМК» имеет необходимое финансовое обеспечение для реализации стратегии инновационного развития.
В соответствии с Указом Президента от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП к 2018 году в России относительно уровня 2011 года должна увеличиться в 1,3 раза. Пока эта тенденция не соблюдается (табл. 2).
Таблица 2
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном
продукте северных регионов3, %
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Ненецкий АО 3,3 4,5 4,7 4,7 4,2
Мурманская область 17,1 18,6 17,9 18,6 17,3
Ямало-Ненецкий АО 6,2 5,3 4,8 4,4 4,0
Республика Саха (Якутия) 12,7 12,6 14,7 14,5 13,5
Камчатский край 18,5 18,2 20,9 21,4 19,9
Магаданская область 15,3 17,0 18,1 18,3 15,1
Чукотский АО 13,5 14,1 18,1 15,2 13,4
Север 12,4 12,9 14,2 13,9 12,5
Российская Федерация 19,1 19,4 19,4 19,6 20,4
Следует отметить, что регионы Севера отстают от среднероссийских показателей по доле продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП почти в 2 раза.
Среди основных направлений научно-технологической политики в современных исследованиях выделяют сле-
4
дующие :
- расширение состава и масштаба использования новых прогрессивных технологий на всех стадиях технологического цикла с последовательным перенесением основной части инвестиционных затрат на срединные и завершающие стадии;
- ресурсосбережение (сырья, энергии, труда, капитала) путем усовершенствования действующих и применения новых технологий на основе инноваций, сопряженных с предыдущими и последующими технологиями;
- создание наиболее благоприятного климата и инвестиционной привлекательности для срединных и завершающих стадий технологического цикла.
Наряду с национальной инновационной системы для северных регионов имеет особую значимость создание и развитие региональных инновационных систем, включающих организацию благоприятных условий для осуществления инвестиций в инновации, фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок; поддержку малого и среднего бизнеса инновационной направленности; развитие различных форм образовательной деятельности5. Важнейшим компонентом формирования региональной инновационной системы является развитие инновационной инфраструктуры. В северных регионах созданы только отдельные элементы региональной инновационной инфраструктуры (табл. 3).
Недостаточное и неравномерное развитие региональной инновационной инфраструктуры не позволяет регионам Севера осуществить переход к современному инновационному обществу. По количеству элементов инновационной инфраструктуры лидирует Мурманская область. Так, в Мурманской области действуют ГОБУ «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор»6. Кроме того, в г. Апатиты функционирует НП «Технопарк - Апатиты», основными целями которого являются содействие развитию малых инновационных предприятий Мурманской области, продвижение новых инновационных проектов на инвестиционный рынок, внедрение завершенных разработок институтов КНЦ РАН7.
1 Горячевская Е.С., Цукерман В.А. Экономическая оценка деятельности основных горнодобывающих предприятий Арктической зоны Российской Федерации // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. -
№ 9. - С. 236-245.
2
Грачева Н.Л., Анисимов А.Ю. Оценка способности организаций обрабатывающих производств к инновационному развитию (на примере организаций машиностроения Курской области) // Экономический анализ: теория и практика. 2009. - № 10. -С. 39-45.
3 Единая межведомственная информационно-статистическая система - https://www.fedstat.ru/indicator/43525
4 Авдонин Б.Н., Хрусталёв Е.Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. - М.: Наука, 2010. - 367 с. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. - М.: Наука, 2007. - 584 с.; Хрусталев Е.Ю., Ларин С.Н. Новые тенденции в организации партнерских отношений государства и бизнеса в инновационной сфере // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. -№ 34. - С. 2-10.
5 Горячевская Е.С., Цукерман В.А. Инфраструктура региональных инновационных систем как основа социально-экономического развития Севера // Региональные инновационные системы: анализ и прогнозирование динамики: Материалы Шестнадцатых Друкеровских чтений. Под ред. Р.М. Нижегородцева. - Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2013. - С. 108-116.
6 Мурманский региональный бизнес-инкубатор. - http://www.gou-mribi.ru/
7 Некоммерческое Партнерство «Технопарк - Апатиты». - http://www.fasie.ru/apatity/
Таблица 3
Организации инновационной инфраструктуры северных регионов
Инновационно-технол. центры, центры трансфера технологий Технопарки, бизнес-инкубаторы Финансовые компании Центры научно-технической информации
Мурманская область 4 2 - 4
Ямало-Ненецкий АО - - 1 -
Республика Саха (Якутия) 1 3 - 4
Камчатский край - - - 2
Магаданская область - - - 2
Российская Федерация 332 224 237 320
Следует отметить, что в рамках инновационной инфраструктуры только в Ямало-Ненецком АО имеется финансовый институт, в той или иной степени осуществляющий финансирование инновационной деятельности. В АЗРФ отсутствуют специализированные институты венчурного финансирования, с помощью которых можно было бы более эффективно решать проблемы, чем при использовании других венчурных фондов, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации1.
Важным элементом инновационной инфраструктуры являются центры подготовки и переподготовки менеджеров и специалистов для инновационной деятельности. Ни в одном из северных регионов такие специализированные центры до сих пор не созданы2.
Отсутствие связи между социально-экономической и инновационной политикой отчетливо проявляется, например, в том, что при создании объектов инновационной инфраструктуры мало используется имеющийся в конкретном регионе научно-технологический потенциал и слабо учитываются потребности его промышленного комплекса3. Особую озабоченность вызывает тот факт, что инновационные возможности инновационных комплексов практически не учитываются при решении актуальных для России и ее регионов задач модернизации базовых отраслей экономики4.
Значительно тормозит развитие эффективной инфраструктуры неразработанность правовой базы в сфере инновационной деятельности. В действующем законодательстве отсутствует ясное видение целей, перспектив, приоритетов и этапов инновационно-технологического развития. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года5 и других правительственных документах не отражена роль инновационной инфраструктуры как ключевого инструмента реализации государственной инновационной политики, не определен статус основных субъектов инновационной деятельности, не закреплены экономические и иные меры государственной поддержки инновационных процессов6. Федеральный закон об инновационной политике не принят.
Требуется разработка мер по обеспечению скоординированной работы созданных объектов инновационной инфраструктуры, предприятий, организаций, правительства и властных структур арктических территорий, формирование нормативной основы и организационного механизма для инновационного развития экономики Арктики, значительное расширение спектра консультационных и информационных услуг, разработка механизмов поддержки деятельности объектов инфраструктуры инновационной деятельности, включая финансовые.
Разработка механизма научно-технологической политики, обеспечивающей рост промышленного комплекса, требует проведения комплексных исследований, базирующихся на долгосрочных прогнозах социально-экономического развития регионов и следующих основных принципах:
- инвентаризация интеллектуальной собственности;
- проведение анализа и структурирование интеллектуальной собственности;
- создание базы данных технологий и проблематики предприятий.
Механизм научно-технологической политики северных регионов позволяет обосновывать финансовое обеспечение инновационной деятельности и формировать программные мероприятия по разделу «Наука и инновации»:
- создание и развитие инновационной инфраструктуры;
- создание информационных сетей поддержки организации работы и управления различных сфер деятельности;
- разработка и формирование национального резерва стратегических материалов;
- разработка новых технологий производства товаров и услуг;
1 Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Инновационное промышленное развитие как основа экономического роста северных регионов // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера - 2014: Материалы Четвертого Всероссийского научного семинара (24-26 сентября 2014 г., Сыктывкар): в 2 ч. - Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2014. - Ч. 2. - С. 274-280.
2 Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Система подготовки и переподготовки управленческих кадров для комплексного развития Арктической зоны Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. - Т. 6, № 4-1 (24). - С. 35-42
3 Хрусталев Е.Ю., Соколов Н.А. Интеллектуальное, технологическое и научно-техническое развитие как основа экономического роста // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. - № 11. - С. 10-22.
4 Golova I.M., Suhovey A.F. The problems and threats of innovative development of Russian regions // Экономика региона. 2014. -№ 1. - С. 155-164.
5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
6 Суховей А.Ф. Инновационная инфраструктура как драйвер социально-экономического развития: мировой и отечественный опыт // Экономический анализ: теория и практика. 2014. - № 45 (396). - С. 11-19. - https://elibrary.ru/item.asp?id=22565409
- разработка технологий рационального использования природных ресурсов;
- разработка адаптивных технологий восстановления природной среды;
- расширение научных исследований Севера и Арктики;
- научно-методическое сопровождение и оценка влияния природных явлений на социально-экономическое развитие территорий;
- совершенствование системы подготовки кадров для работы в северных условиях.