Научная статья на тему 'Механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности в республике Беларусь'

Механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности в республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степаненко Дмитрий Михайлович

Статья посвящена вопросам налоговой поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь. Автором предлагаются механизмы стимулирования указанной деятельности в Беларуси посредством льготного обложения налогами на прибыль и на недвижимость предприятий, проявляющих инновационную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clause is devoted to questions of tax support of innovative activity in Byelorussia. The author offers mechanisms of stimulation of the specified activity in Belarus by means of preferential taxation by profit taxes and on the real estate of the enterprises showing innovative activity.

Текст научной работы на тему «Механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности в республике Беларусь»

Механизмы

налогового стимулирования инновационной

деятельности в Республике Беларусь

Д. М. Степаненко, \ ^ 1

ассистент кафедры экономики Белорусско-Российского университета

Статья посвящена вопросам налоговой поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь. Автором предлагаются механизмы стимулирования указанной деятельности в Беларуси посредством льготного обложения налогами на прибыль и на недвижимость предприятий, проявляющих инновационную активность.

По данным статистической отчетности, в качестве инновационно-активных в промышленности Беларуси в 2005 г. были определены 318 предприятий, или 13,6% от их общего количества. Это несколько больше уровней 2004 и 2003-го гг., когда количество отмеченных организаций составляло, соответственно, 292 и 314, однако меньше уровня

2002 г., когда инновационно активными являлись 325 субъектов хозяйствования [1-4].

Самую значительную часть среди источников финансирования новаторской деятельности в настоящее время занимают собственные средства белорусских предприятий. В 2002 г. их доля среди всех источников финансирования составила 77,18%, в

2003 г. — 63,84%, в 2004 г. — 74,88%, а в 2005 г. — 77,87%. При этом в 2005 г. 1119 субъектов хозяйствования из числа представивших в Министерство статистики и анализа республики данные по форме № 1-инновация определили недостаток собственных средств как основной фактор, препятствующий инновациям, 444 — как значительный.

В указанной ситуации инновационная политика белорусского государства должна быть объективно ориентирована на то, чтобы увеличить объем собственных средств субъектов хозяйствования, играющих роль финансового обеспечения внедрения инноваций. Этого можно добиться посредством соответствующего налогового стимулирования новаторской деятельности за счет предоставления налоговых льгот предприятиям, осуществляющим внедрение и использование новаторских технологий, производство и реализацию инновационной продукции.

В контексте осуществления инновационной политики немаловажное значение имеют существующие в государстве особенности налогообложения прибыли субъектов хозяйствования. Это связано с тем, что прибыль выступает в роли цели, финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и одного из основных источников ее финансирования. Из этого, в свою очередь, логически вытекает следующее: чем больше размер прибыли субъектов хозяйствования, тем больше возможностей у них

Clause is devoted to questions of tax support of innovative activity in Яшт

Byelorussia. The author offers mechanisms of stimulation of the specified activity in Belarus by means of preferential taxation by profit taxes and on the real estate of the enterprises showing innovative activity.

для финансового обеспечения осуществления инноваций.

Действующий в Республике Беларусь закон «О налогах на доходы и прибыль» до конца 2004 г. предусматривал, что облагаемая налогом прибыль уменьшается [5]:

► на прибыль, фактически использованную на мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с республиканской программой;

► прибыль, фактически использованную на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

При этом общая сумма льготируемой прибыли,

использованной на обозначенные мероприятия, не должна была превышать 50% балансовой прибыли.

В отмеченном случае речь шла о стимулировании в республике инновационной активности посредством освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование осуществляемых белорусскими предприятиями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, являющихся важными составляющими инновационного процесса. Однако Законом Республики Беларусь № 338-3 от 18.11.2004 г., которым были внесены изменения и дополнения в закон «О налогах на доходы и прибыль», обозначенная налоговая льгота в отношении указанных работ была отменена.

Законом «О налогах на доходы и прибыль» установлено, что Совет Министров Республики Беларусь вправе снизить (но не более чем в два раза) ставки налога на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности) предприятиями, включенными в Перечень высокотехнологичных предприятий, утверждаемый Правительством страны.

Таким образом, предприятиям, включенным в указанный Перечень, в республике установлена максимальная льгота по снижению ставки налога на прибыль в размере 50%.

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

Всего по состоянию на 01 января 2005 г. такого рода льгота была предоставлена 24 белорусским субъектам хозяйствования по 27 инвестиционным проектам. Объектами государственной поддержки в большинстве своем являются государственные предприятия (12 предприятий) и открытые акционерные общества (9 открытых акционерных обществ). Помимо них, налоговые льготы предоставлены одному совместному предприятию и двум иностранным. Все проекты направлены на развитие реального сектора экономики, технологическое переоснащение производства, выпуск новой продукции.

Вместе с тем, объемы соответствующих льгот по налогам невелики, их доля в общей сумме налоговых отчислений также незначительна. В 2003-2004 гг. только по 6 проектам предприятия воспользовались льготами по налогообложению. В целом сумма налоговых преференций по всем проектам, реализация которых предусматривала снижение налоговой нагрузки, за период 2000-2004 гг. колеблется в диапазоне 82,5945,9 млн руб. в текущих ценах (без учета объемов льгот по проекту «Строительство высокотехнологичного комплекса каталитического крекинга», сумма которых в 2002-2003 гг. составила более 13 млрд руб. в каждом году), то есть мизерна по отношению к масштабам реализуемых инновационных проектов.

Недостаточная стимулирующая роль налоговых льгот для инвестиционных проектов по производству продукции с использованием новых и высоких технологий обусловлена действием следующих факторов:

► действующая многошаговая итеративная процедура отбора инновационных проектов, механизм предоставления льгот в привязке к конкретной номенклатуре выпускаемой продукции не обеспечивают необходимую динамику и значительно отстают от потребностей рынка;

► ориентируясь на конкретных потребителей, предприятия зачастую вынуждены корректировать ассортиментную программу выпуска продукции, снижая объемы производства продукции, включенной в утвержденный перечень;

► сложности выделения результатов конкретного инновационного проекта и отдельного учета его результатов не позволяют получить от предприятий детальную и достоверную информацию по объемам выпускаемой по проекту продукции и суммам предоставленных льгот.

Несмотря на малые объемы, снижение налоговых выплат позволило предприятиям несколько увеличить внутренние инвестиции. Существенным является то, что, как правило, вся сумма налоговых льгот реинвестируется в развитие производства.

В то же время очевидно, что даже при условии 100%-ного реинвестирования средств, остающихся в распоряжении предприятий в случае предоставления налоговых льгот, их абсолютная сумма и доля в общих инвестициях в развитие предприятия настолько малы, что не способны оказывать какое-либо ощутимое влияние на диверсификацию источников инвестиций в производство.

Таким образом, государственная поддержка предприятиям и производствам, основанным на новых и

высоких технологиях, не является комплексной. Осуществляемое льготирование прибыли недостаточно эффективно в силу усложненности, громоздкости и продолжительности процедуры получения льгот, а также незначительности сумм экономии на снижении налога на прибыль. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О налоге на недвижимость» указанным налогом облагается стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам зданий и строений.

Следует отметить, что до 01 января 2004 г. от обложения налогом на недвижимость были освобождены специальное лабораторное оборудование, приборы, испытательные стенды, полигоны государственных научно-исследовательских и конструкторско-технологических организаций. Данная мера была ориентирована на поддержку в республике научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, являющихся важными составляющими инновационного процесса. Однако в соответствии с Законом Республики Беларусь № 260-3 от 01.01.2004 г., которым были внесены изменения и дополнения в закон «О налоге на недвижимость», обозначенная льгота была ликвидирована, что, несомненно, не содействует активизации новаторской деятельности в стране.

Негативно следует оценить устанавливаемое национальным законом «О налоге на недвижимость» положение, в рамках которого при сдаче в аренду (иное возмездное и безвозмездное пользование) объектов основных средств, освобожденных от обложения налогом, указанные средства подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. [6]. Так, в частности, данная норма напрямую противодействует инновационной деятельности в случае образования инновационных структур при высших учебных заведениях.

В качестве наиболее существенных недостатков действующего в республике закона «О налоге на недвижимость» в целом представляется целесообразным отметить следующие:

► то, что им в принципе не предусматривается какой-либо льготный порядок обложения обозначенным налогом для предприятий, использующих инновационное оборудование. Напротив, такого рода субъекты хозяйствования фактически вынуждены платить данный налог в больших размерах, так как новое оборудование является, как правило, наиболее дорогостоящим;

► то, что он не стимулирует белорусские предприятия к замене полностью самортизированного старого оборудования, заведомо непригодного для производства конкурентоспособной продукции. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в Беларуси должно предстать в виде совокупности индивидуальных подходов к организации взимания на ее территории каждого конкретного налога, предусмотренного соответствующим законодательством, общей чертой которых призвана выступать их ярко выраженная ориентация на всяческую поддержку и стимулирование любых проявлений инновационной активности на белорусских предприятиях.

В республике представляется целесообразным задействовать механизмы стимулирования инновационной деятельности посредством льготного обложения налогами на прибыль и на недвижимость в специально оговоренных случаях. В качестве достаточного условия применения соответствующих налоговых льгот следует предусмотреть внедрение субъектами хозяйствования инноваций в процессе своей деятельности.

Настоятельно необходимым представляется переход от утверждения Советом Министров перечня субъектов хозяйствования, в отношении которых производится снижение ставки налога на прибыль, к закреплению потенциальных объектов воздействия данной налоговой льготы непосредственно в законодательстве страны, в законе «О налогах на доходы и прибыль».

В целях достижения в стране существенного увеличения масштабов инновационной деятельности видится необходимым значительное расширение базовых условий для снижения предприятиям-новаторам ставки налога на прибыль, которые на сегодняшний день сводятся к реализации инновационной продукции (работ, услуг) собственного производства. Весьма важным в данном плане представляется предусмотреть в качестве указанных базовых условий внедрение и использование национальными субъектами хозяйствования инновационных технологических процессов, а также осуществление ими организационных и управленческих нововведений, направленных на повышение эффективности своего функционирования.

В качестве наиболее общего принципа предлагаемого подхода к снижению предприятиям Беларуси ставки налога на прибыль в инновационных целях целесообразным представляется обозначить соответствие величины отмеченной налоговой льготы масштабам проявления новаторской активности и глубине, революционности внедряемых хозяйствующими субъектами прогрессивных нововведений. Это предполагает, в свою очередь, дифференцированный подход со стороны государства к организациям, внедряющим инновации.

В рамках предлагаемого подхода в Беларуси следует выделить ряд групп предприятий, качественно отличающихся друг от друга с позиции критерия революционности реализуемых ими инноваций:

► субъекты хозяйствования, производящие и реализующие инновационную продукцию, не имеющую аналогов на мировом рынке, и (или) осуществляющие производство продукции с помощью революционных новаторских технологий, не имеющих аналогов в мировом масштабе. Наиболее адекватным вариантом действий в отношении обозначенной группы является предоставление предприятиям, входящим в нее, 100%-ной скидки с суммы налога на прибыль в отношении прибыли, полученной ими в результате реализации указанных инноваций, сроком на три года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение специально уполномоченным органом;

► предприятия, производящие и реализующие инновационную продукцию, обладающую высоким уровнем конкурентоспособности на мировом рынке, и (или) осуществляющие производство продук-

ции с помощью новаторских технологий, обладающих высокой степенью новизны в мировом масштабе. В отношении прибыли, полученной такого рода субъектами хозяйствования от осуществления новаторских мероприятий, следует предусмотреть снижение ставки налогообложения на 75% по сравнению с действующей в стране основной ставкой налога на прибыль сроком на три года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение специально уполномоченным органом;

► субъекты хозяйствования, производящие и реализующие инновационную продукцию, обладающую высокой степенью новизны и уровнем конкурентоспособности на внутреннем рынке и рынках стран СНГ и потенциально способную стать конкурентоспособной на мировом рынке, и (или) осуществляющие производство продукции с помощью новаторских технологий, обладающих высокой степенью новизны в масштабах Республики Беларусь и государств Содружества. В отношении предприятий данной группы следует задействовать предоставление 50%-ной скидки с суммы налога на прибыль в отношении прибыли, полученной ими в результате реализации указанных инноваций, сроком на три года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение специально уполномоченным органом;

► предприятия, производящие и реализующие инновационную продукцию, обладающую новизной и высоким уровнем конкурентоспособности внутри Беларуси, но не обладающую указанными характеристиками за ее пределами, и (или) осуществляющие производство продукции с помощью технологий, новых применительно к республике. Ставку налога на прибыль в отношении обозначенных субъектов хозяйствования применительно к прибыли, полученной ими в результате реализации инноваций, целесообразно снизить по сравнению с действующей в стране основной ставкой данного налога на 25% сроком на два года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение специально уполномоченным органом;

► субъекты хозяйствования, производящие и реализующие инновационную продукцию, обладающую новизной лишь применительно к конкретному предприятию и конкурентоспособную на территории республики, и (или) осуществляющие производство продукции с помощью технологий, новых по отношению к данному предприятию. Применительно к организациям обозначенной группы следует задействовать снижение на 10% сроком на один год с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение специально уполномоченным органом, ставки налога на прибыль по сравнению с действующей в республике основной ставкой отмеченного налога в отношении прибыли, полученной ими в результате осуществления прогрессивных нововведений.

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

Весьма важным представляется также вопрос о том, кто будет устанавливать, насколько инновационной является выпускаемая предприятием продукция или используемая им технология. Очевидно, что ответ на этот вопрос может быть получен только по результатам соответствующего экспертного заключения специально уполномоченной структуры. В связи с этим видится целесообразным создание при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям Комиссии по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности, на которую и следует возложить обязанность принимать решение о соответствии производимой тем или иным субъектом хозяйствования продукции или внедренной технологии требованиям, установленным для получения льготы.

Полномочия указанной Комиссии должны носить межведомственный характер. Речь в данном случае идет о том, что ее решения должны носить нормативный характер, беспрекословно приниматься к исполнению налоговыми органами республики.

Соответствующее решение Комиссии по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям должно автоматически выступать в качестве гаранта правомерности применения предприятием налоговой льготы, стимулирующей производство инновационной продукции или внедрение инновационных технологий.

Схема взаимодействия между субъектом хозяйствования, желающим задействовать налоговую льготу по производству инновационной продукции или внедрению инновационной технологии, и Комиссией по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям может быть представлена в виде совокупности ряда последовательных этапов:

► предприятие предоставляет в Комиссию по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям заявку на предоставление налоговой льготы со ссылкой на соответствующую норму законодательства. В своей заявке субъект хозяйствования должен обозначить существенные качественные характеристики производимой продукции или внедренной технологии, позволяющие квалифицировать их как инновационные. Заявка также должна содержать информацию о степени новизны соответствующей продукции или технологии, то есть о том, являются они новыми в мире, в рамках СНГ, в республике либо обладают качеством новизны лишь применительно к данному конкретному предприятию;

► Комиссия по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям экспертным путем проверяет информацию, содержащуюся в заявке субъекта хозяйствования на предоставление налоговой льготы, и в зависимости от результатов такой проверки принимает решение о ее удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении;

► в трехдневный срок после принятия соответствующего решения Комиссия по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям уведомляет о нем предприятие, подавшее заявку на предоставление налоговой льготы. В случае принятия по указанной заявке положительного решения обозначенная Комиссия в трехдневный срок уведомляет о нем также Министерство Республики Беларусь по налогам и сборам;

► если принятое решение Комиссии по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям по заявке субъекта хозяйствования на предоставление налоговой льготы носит положительный характер, то с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было принято, предприятие, заявка которого удовлетворена, начинает применять на практике соответствующую налоговую льготу.

В Беларуси следует предусмотреть льготный порядок обложения налогом на недвижимость применительно к предприятиям республики, использующим инновационное оборудование. Такого рода порядок призван устранить имеющую место в настоящий момент ситуацию, при которой отечественные субъекты хозяйствования вынуждены в случае использования ими нового оборудования из-за его, как правило, достаточно высокой стоимости уплачивать указанный налог в достаточно больших размерах.

При этом является важным обеспечить дифференцированный подход, определяющий степень стимулирующего воздействия в рамках предлагаемого порядка обложения налогом на недвижимость в зависимости от степени новизны используемого оборудования. В то же время в качестве общего принципа, присущего механизму стимулирования инновационной деятельности посредством льготного обложения налогом на недвижимость, может быть обозначено положение, в соответствии с которым будет иметь место освобождение подпадающего под его действие инновационного оборудования хозяйствующих субъектов от обложения рассматриваемым налогом в течение определенного периода времени. Наиболее адекватным видится подход, при котором отмеченный период времени определяется как часть срока полезного использования объектов основных средств, то есть как часть срока начисления амортизации на оборудование. В рамках предлагаемого механизма стимулирования использования нового оборудования объекты активной части основных средств, подпадающие под его действие, могут быть распределены на следующие группы:

► оборудование, являющееся на момент начала его использования новым в мировом масштабе. Применительно к таким объектам основных средств представляется целесообразным освобождение их от обложения налогом на недвижимость в течение 50% срока амортизации;

► оборудование, являющееся на момент начала его использования новым в масштабах республики. В отношении данных объектов основных средств

следует задействовать освобождение их от обложения налогом на недвижимость в течение 25% срока амортизации;

► оборудование, являющееся на момент начала его использования новым лишь применительно к конкретному предприятию. В данном случае речь может идти об освобождении таких объектов основных средств от обложения налогом на недвижимость в течение 10% срока их амортизации. Как и в случае с механизмом стимулирования инновационной деятельности посредством льготного обложения налогом на прибыль, обязанность давать ответ на вопрос о том, насколько инновационным является внедряемое или используемое тем или иным субъектом хозяйствования оборудование, следует возложить на Комиссию по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям.

По аналогии с представленной выше может быть обозначена и схема взаимодействия между субъектом хозяйствования, желающим задействовать налоговую льготу по внедрению и использованию инновационного оборудования, и указанной Комиссией. Этапами реализации данной схемы будут являться:

► подача предприятием в Комиссию по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям до начала использования нового оборудования заявки на предоставление налоговой льготы со ссылкой на соответствующую норму законодательства. В своей заявке субъект хозяйствования должен обозначить существенные качественные характеристики оборудования, которое будет им внедряться и использоваться, позволяющие квалифицировать его как инновационное. Заявка также должна содержать информацию о степени новизны соответствующего оборудования, то есть о том, является оно новым в мире, в республике либо обладает качеством новизны лишь применительно к данному конкретному предприятию;

► проверка Комиссией по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям экспертным путем информации, содержащейся в заявке субъекта хозяйствования на предоставление налоговой льготы, и, в зависимости от результатов такой проверки, принятие решения об удовлетворении заявки либо об отказе в ее удовлетворении;

► уведомление Комиссией по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям о принятом ей решении в трехдневный срок после его принятия предприятия, подавшего заявку на предоставление налоговой льготы. В случае принятия по указанной заявке положительного решения обозначенная Комиссия в трехдневный срок должна уведомить о нем также Министерство Республики Беларусь по налогам и сборам;

► применение предприятием на практике соответствующей налоговой льготы с момента начала использования инновационного оборудования в том случае, если принятое решение Комиссии по вопросам налогового стимулирования инновационной деятельности при Государственном комитете Республики Беларусь по науке и технологиям по заявке субъекта хозяйствования на ее предоставление носит положительный характер.

После истечения периода предоставления предлагаемой льготы исчисление налога на недвижимость должно производиться исходя из остаточной стоимости оборудования. Таким образом, обозначенный стимулирующий механизм предполагает содействие внедрению белорусскими предприятиями инновационного оборудования посредством отказа государства от части сумм, которые должны были бы поступить в бюджет в случае отсутствия данной льготы.

Нельзя не принимать во внимание, что в случае достижения в Беларуси высоких масштабов внедрения инноваций со стороны действующих на ее территории субъектов хозяйствования практическая реализация совокупности предлагаемых мер потенциально способна привести к значительным недопоступлениям средств в бюджет. Однако при этом следует учитывать, что данные меры предлагаются исходя из нынешних масштабов новаторской активности в стране.

В современных условиях, когда указанная активность предприятий республики находится на достаточно низком уровне, когда инновационно активными являются лишь 13,6% национальных субъектов хозяйствования, на повестке дня стоит не задача достижения оптимального соотношения между уровнем поступлений в бюджет и масштабами осуществления новаторской деятельности в стране, а задача существенного увеличения инновационной активности в рамках национальной экономики как ключевого фактора ее прогрессивного устойчивого развития. Задействование предлагаемых мер, касающихся налогового стимулирования внедрения инноваций, в нынешней ситуации не способно привести к сколь-нибудь значительным потерям для бюджета в силу недостаточных масштабов осуществления новаторской деятельности. Вместе с тем, с течением времени, по мере достижения более высокого уровня инновационной активности, может объективно возникнуть необходимость корректировки предпринимаемых государством мер в сфере налогообложения, касающихся поддержки новаторской деятельности, для достижения оптимального соотношения между уровнем указанной поддержки и величиной поступлений средств в бюджет.

Литература

1. Отчет об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2002 г. Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2003.

2. Отчет об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2003 г. Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2004.

3. Отчет об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2004 г. Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2005.

4. Отчет об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2005 г. Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2006.

5. Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и при-быль»//Вестник Министерства по налогам и сборам РБ, № 5, 2002.

6. Закон Республики Беларусь «О налоге на недвижимость»// Вестник Министерства по налогам и сборам РБ, № 5, 2002.

ИННОВАЦИИ № 9 (107), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.