и
сп
< со
О
Беларуси
Резюме. В статье рассматриваются налоговые преференции, применяемые в Республике Беларусь в отношении субъектов инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры. Анализируются источники финансирования научных исследований и разработок, а также объемы предоставленных льгот. Выделены основные недостатки налогового стимулирования. Даны рекомендации по повышению эффективности фискального механизма.
Ключевые слова: налоговая политика, стимулирование инновационной деятельности, налоговые льготы.
УДК 336.22
Многолетняя мировая и отечественная практика налогового регулирования подтверждает вывод, что степень влияния фискальных рычагов на экономический рост и конкурентоспособность национальной экономики остается достаточно значительной и имеет тенденцию к увеличению. Это, несомненно, вызывает необходимость поиска новых способов налогообложения и инструментов их реализации.
1м|
5 Л
Елена Киреева,
заведующая кафедрой налогов и налогообложения Белорусского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор
Фискальная политика становится не только косвенным механизмом финансирования научно-технологической и инновационной сферы, но и необходимым условием построения Национальной инновационной системы (НИС). Она является базовой составляющей государственного регулирования экономической деятельности, важнейшим методом воздействия на деловую среду в целом и субъектов НИС в частности.
Налоговые инструменты и программы должны приме-
няться на практике. Имеется достаточно обширный опыт использования механизмов налогового стимулирования инновационных процессов, который может быть взят на вооружение странами, находящимися на стадии формирования НИС.
В кризисные годы в нашей республике складывалась негативная тенденция уменьшения финансирования внутренних затрат на НИОКР за счет собственных средств, однако в последнее время она стала выравниваться (табл. 1).
Увеличение собственных источников произошло на фоне сокращения бюджетного финансирования и применения более широкого спектра налоговых льгот. К положительным трендам также можно отнести существенный приток иностранных капиталовложений (включая кредиты и займы) на эти цели.
Приведенные данные подтверждают тезис о том, что увеличение собственных источников в условиях дефицита бюджетных ресурсов может быть обеспечено за счет снижения налоговой нагрузки на потенциальных инвесторов.
В контексте осуществления инновационной политики немаловажное значение имеют существующие в государстве особенности налогообложения при-
были субъектов хозяйствования. Это связано с тем, что прибыль представляет собой одновременно и цель финансового результата деятельности компании, и основной источник ее материального обеспечения. Более высокие финансовые показатели предприятия выступают в качестве предпосылок для возрастания масштабов инновационных процессов, обусловливая тем самым дальнейшее прогрессивное развитие. В связи этим именно налоговые послабления в области прибыли представляют собой наиболее действенный механизм стимулирования создания нововведений.
Налоговым кодексом Республики Беларусь установлено, что центры трансфера технологий, научно-технологические парки и их резиденты уплачивают налог на прибыль 10% (стандартная ставка - 18%) при условии, что их деятельность соответствует установленным требованиям и является инновационной. Основание для получения льготы - подтверждение, представляемое в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь и ГКНТ, в инспекцию Министерства по налогам и сборам [3].
Вместе с тем указанная процедура имеет недостаток. Он заключается в отсутствии автоматизма действия соответствующей нормы закона, что характерно для стран Запада и уже доказало свою эффективность. В Беларуси же снижение налоговой ставки основывается не на критериях характера используемых субъектами хозяйствования технологий и уровня инновационности производимой ими продукции, а определяется субъективными решениями высшего органа власти, имеющими частный характер, относящимися к каждой конкретной единичной ситуации.
Внутренние затраты
на научные исследования 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
и разработки (100)
собственные средства 27,4 12,7 12,8 27,6 26,6 21,8
бюджет 52,9 61,8 57,8 45,0 43,6 47,6
ресурсы внебюджетных фондов 1,1 1,2 1,5 0,5 0,3 0,7
средства прочих организаций 13,1 15,8 14,3 18,1 20,0 22,0
Таблица 1. Основные источники финансирования внутренних затрат на НИОКР в Республике Беларусь
в 2008-2013 гг. (%) Источник: [6]
иностранные источники
5,5 8,5 13,6 8,8 9,5 7,9
Следует отметить, что изучение действующих преференций инновационной деятельности затруднено по ряду причин:
■ отсутствует понятие «инновационные налоговые льготы», в связи с чем определить общий объем «косвенного» финансирования генерирования нововведений не представляется возможным;
■ отдельные преференции
в области налогообложения, как, например, пониженные ставки налога, не учитываются в налоговой статистике и не отражаются в составе льгот;
■ не осуществляется мониторинг эффективности используемых фискальных льгот.
Перечисленные факторы приводят к субъективному учету налоговых стимуляторов. Так, в аналитическом докладе «О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2013 г.» к налоговым льготам для стимулирования инновационной деятельности отнесены следующие позиции (табл. 2).
Часть налоговых льгот действует на основании отдельных указов, предусматривающих стимулирующие мероприятия в области инновационной деятельности. В первую очередь это касается специально созданных структур, имеющих преференциальный режим налогообложения - Парка высоких технологий (ПВТ) и Инфопарка. Так, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь
от 22.09.2005 г. №12 «О Парке высоких технологий» резиденты ПВТ освобождаются от уплаты:
■ налога на прибыль и НДС;
■ земельного налога на участках в границах ПВТ на период строительства на них резидентами Парка (но не более чем
на 3 года) зданий и сооружений, предназначенных для осуществления их деятельности;
■ налога на недвижимость в отношении основных средств
и объектов незавершенного строительства членов ПВТ, расположенных на территории Парка;
■ офшорных сборов в отношении выплаты резидентами ПВТ дивидендов их учредителям (участникам);
■ таможенных пошлин
и НДС при ввозе товаров на территорию Беларуси для осуществления заявленной деятельности;
■ обязательной продажи иностранной валюты от реализации товаров, работ, услуг, связанных
с работой в ПВТ [1].
Общая сумма полученных льгот резидентами ПВТ в 2013 г. по всем основаниям составила 462 867,9 млн руб.
Также этим режимом предусмотрены налоговые преференции для бизнес-проектов. Юрли-ца, не являющиеся резидентами ПВТ, ведущие работы в сфере новых и высоких технологий (в том числе не связанных с видами деятельности по направлениям Парка), зарегистрировавшие свои проекты, освобождаются от налогов на прибыль и добавленную стоимость.
Инновации и инвестиции
Таблица 2. Информация о налоговых льготах,
предоставленных организациям для стимулирования инновационной деятельности, 2013 г.
Источник: [7]
Виды налогов Правовой акт Освобождения и льготы Сумма налоговых льгот, млн руб. В% к общему объему
В соответствии с п. 1.13-2 ст. 140 от налога на прибыль освобождается прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными согласно перечню, определенному Советом Министров Республики Беларусь 17,2 -
Налог на прибыль Налоговый кодекс Республики Беларусь В соответствии с п. 1.13-3 ст. 140 от налога на прибыль освобождается прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными согласно перечню, определенному Советом Министров Республики Беларусь, в случае, если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет более 50% общей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (финансовую аренду (лизинг) имущества 66 269,6 -
В соответствии с п. 6 ст. 142 научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты научно-технологических парков уплачивают налог на прибыль по ставке 10% (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента) 334,3 -
В соответствии с п. 7 ст. 142 прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, облагается налогом на прибыль по ставке 10% 930,3 -
Итого Налог на прибыль 67 551,4 14,1
Земельный налог Налоговый кодекс Республики Беларусь В соответствии с п. 1.31 ст. 194 до 01.01. 2016 г. освобождаются от земельного налога земельные участки научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий 23 281, 5 -
Итого Земельный налог 23 281,5 4,8
Налоговый Согласно п. 1.23 ст. 94 освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Беларуси НИОКР, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь 365 061,5 -
НДС кодекс Республики Согласно п. 1.32 ст. 94 освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Беларуси имущественных прав на объекты промышленной собственности 4072,0 -
Беларусь Согласно п. 1.14 ст. 96 освобождаются от НДС при ввозе в нашу страну оборудование, приборы, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения НИОКР в порядке и на условиях, установленных Президентом 20 474, 8 -
Итого НДС 389 608,3** 81,1
Всего налоговых льгот 480 441,2 100
* Без учета льгот, предоставляемых ПВТ и ассоциации «Инфопарк»
** Льготы определены расчетным путем от необлагаемой базы
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 03.05.2001 г. №234 «О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий» членам научно-технологической ассоциации «Инфопарк» разрешается не выплачивать сборы и иные обязательные платежи в республиканский бюджет и в государственные внебюджетные фонды в части выручки от реализации ИТ и услуг по их разработке, кроме отчислений в ФСЗН и налога на прибыль. Последний уплачивается в части указанной выручки по ставке 5% [8]. Общая сумма полученных льгот участниками данной структуры в 2013 г. по всем основаниям составила 17 053 млн руб.
Изучение действующих льгот, представленных в табл. 2, показывает, что значительная их часть приходится на освобождение от НДС (более 80%). Доля преференций по налогу на прибыль существенно ниже (13,2%). Это объясняется небольшим количеством субъектов, имеющих на них право, ведь данные льготы в первую очередь касаются прибыли организаций, полученной от реализации инновационных товаров собственного производства. Проблема, на наш взгляд, заключается не в налоговом стимулировании, а в недостатке заинтересованности и возможностей у компаний для генерирования нововведений.
Следует отметить, что представленный анализ «косвенного финансирования» инноваций достаточно условный. Например, в табл. 2 не включены такие налоговые преференции, как уменьшение ставки налога на прибыль для фирм, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, доля которой не менее 50%, освобождение от уплаты НДС в области космической деятельности, от налога на прибыль венчурных структур, на недвижимость зданий и сооружений научных организаций.
Отсутствие понятия налоговых льгот инновационного характера и учета налоговых расходов по всем основаниям (пониженные ставки, увеличение
затрат) не позволяет определить объем расходов государства на осуществляемые мероприятия и, как следствие, оценить их эффективность. Таким образом, анализ существующих механизмов налогового стимулирования инновационной деятельности показал:
■ недостаточно быструю «отдачу» от применения налоговых послаблений для предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию. Это связано как с объективным фактором -эффектом запаздывания от фискальных нововведений, так
и со сложностью в администрировании самой льготы;
■ преобладание налоговых преференций в части косвенного стимулирования - НДС. Их использование не может в полной мере гарантировать формирование у научных и инновационных организаций дополнительных источников материального обеспечения своей деятельности;
■ неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки отдельных элементов инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства и самостоятельных инновационных проектов, страхования инвестиций, фондового рынка для наукоемких компаний и др.;
■ недостаточность применения стимулирующих налоговых мер для малых инновационных предприятий (МИП) и субъектов инновационной инфраструктуры;
■ более широкое использование налоговых стимуляторов для отдельных специально созданных преференциальных зон - «Инфо-парка» и ПВТ.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что, несмотря на существенные нововведения в области предоставления налоговых льгот для субъектов инновационной и научной деятельности, отсутствует комплексный подход к стимулированию этих процес-
сов, основанный на детальном анализе применяемых фискальных механизмов, с учетом влияния общеэкономической ситуации и практики прямого бюджетного финансирования науки. Налоговые послабления в основном направлены на отдельные стадии инновационного процесса и, прежде всего, на поддержку научных исследований в бюджетной сфере. Значительная часть льгот не предусматривает автоматического механизма их использования и имеет определенные ограничения для применения. К тому же сохраняется высокий уровень сборов и платежей в отрасли «Наука и научное обслуживание», обусловленный, в первую очередь, высокими ставками налогообложения труда, что особенно отрицательно сказывается на развитии МИП.
Таким образом, учитывая стратегическую значимость развития НИС для Республики Беларусь, фискальный механизм должен стать составной частью государственной системы стимулирования инновационного развития. Предоставление налоговых льгот для создания нововведений необходимо рассматривать с точки зрения государственного субсидирования этой сферы с расчетом на возвратность. То есть каждая преференция должна предусматривать социальный и экономический эффекты от ее внедрения.
Комплексный подход к разработке механизма реализации фискальной политики в целях инновационного развития должен предусматривать следующие направления:
■ планирование и прогнозирование на основе научно разработанной системы оценки налоговых льгот;
■ регулирование последовательно каждой стадии инновационного процесса;
■ контроль за введением
и применением налоговых стимулов на уровне законодательных и исполнительных органов;
■ мотивацию к осуществлению инновационной деятельности и ее финансовому обеспечению из различных источников и при помощи разных стимулов и преференций.
Движение отечественной экономики по инновационному пути определяет новые приоритеты формирования фискальной политики как текущего момента, так и на долгосрочную перспективу. Создание благоприятного налогового климата, привлечение инвестиций и поддержка науки позволят активизировать инновационную деятельность не только в государственной, но и частной сфере. СИ
See: http://innosfera.by/2015/06/Tax_incentives
Литература
1. Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий» (в ред. от 03.11.2014 г. № 224-З).Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Электронный ресурс: www.ncpi.gov.by.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19.12.2002 г. № 166-З (в ред. от 30.12.2014 г. № 224-З). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Электронный ресурс: www.ncpi.gov.by.
3.Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 г. № 71-З // (в ред. от 30.12.2014 г. № 224-З) Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Электронный ресурс: www.ncpi.gov.by.
4. Киреева Е.Ф., Алешкевич И.Н., Лукьянова И.А. Теоретические подходы и практика налогового регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. - Мн., 2010.
5. Киреева Е.Ф., Лукьянова И.А., Егунов Д.И., Шкляро-ва М.А.Актуальные вопросы налогообложения научной, научно-технической и инновационной деятельности в контексте реализации стратегии развития Национальной инновационной системы Республики Беларусь. - Мн., 2012.
6.Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь, 2014: Стат. сб. - Мн., 2014.
7. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2013 года: Аналитический доклад / под ред. А.Г. Шумилина, В.Г. Гусакова. - Мн., 2014.
8. Указ Президента Республики Беларусь от 03.05.2001 г. № 234 «О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий» (в ред. от 25.07.2011 г. № 326). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Электронный ресурс: www.ncpi.gov.by.