Железняков С. С., Рисин И.Е.1
МЕХАНИЗМЫ И ИНДИКАТОРЫ СНИЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АСИММЕТРИИ В СТРАТЕГИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: механизмы, индикаторы, пространственная социально-экономическая асимметрия, стратегии развития регионов.
Keywords: mechanisms, indicators, spatial socio-economic asymmetry, regional development strategies.
В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2 в субъектах РФ осуществляется актуализация действующих стратегий. Разработанные программные документы будут отличаться иным горизонтом планирования - до 2030 (2035) года и содержанием.
В соответствии с методическими указаниями по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132 в структурной композиции названного программного документа предусмотрен в качестве самостоятельного раздел «Основные направления пространственного развития субъекта Российской Федерации3.
Анализ его содержания позволяет составить представление о подходах к планированию снижения социально-экономической асимметрии, реализуемых органами государственной власти субъектов РФ.
Для получения оценки сложившейся практики стратегического планирования снижения пространственной социально-экономической асимметрии нами проведен сравнительный анализ стратегий развития регионов. В их числе: Вологодская4, Воронежская5, Иркутская6, Костромская7, Московская8, Тамбовская9 области, Камчатский10, Красноярский11 и Хабаровский12 края, Республика Башкортостан13.
Проведенный нами анализ сфокусирован на выявлении состава механизмов, посредством которых органы власти намерены достигать поставленных целей; показателей, используемых в оценке сложившегося и планируемого уровней пространственной социально-экономической асимметрии.
I Железняков Сергей Сергеевич - к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики, политики и менеджмента Юго-Западного государственного университета.
Рисин Игорь Ефимович - д.э.н., профессор, зав. кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет. E-mail: [email protected]
Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - www.consultant.ru
3 Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации. Утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132. - www.consultant.ru
4 Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года. -http://economy.gov.ru
5 Проект Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. -http://econom.govvrn.ru
6 Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года. -
http://economy.gov.ru
7
Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Камчатского края на период до 2030 года. -http://economy.gov.ru
8 Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года. -http://economy.gov.ru
9 Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2030 года. -http://economy.gov.ru
10 Проект Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года. -http://mosoblduma.ru
II Проект Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года. -http://economy.gov.ru
12 Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года. -http://economy.gov.ru
13 Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года. -http://economy.gov.ru
Систематизация информации, отражающей общее и особенное в механизмах, призванных обеспечить снижение пространственной социально-экономической асимметрии, представлена в табл. 1.
Таблица 1
Механизмы снижения пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ
Субъекты РФ Составляющие механизма снижения социально-экономической асимметрии
1 2
Вологодская область - формирование и развитие агломераций; - создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах
Воронежская область - развитие действующих и формирование новых субрегиональных центров; - формирование и развитие опорных центров; - развитие действующих и формирование новых агропромышленных кластеров, использующих ресурсы ряда муниципальных образований; - развитие действующих и формирование новых индустриальных парков; - создание особой экономической зоны; - формирование туристско-рекреационных зон; - формирование и развитие агломерации; - создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах
Иркутская область - формирование и развитие агломераций; - создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах; - формирование и развитие агропромышленного кластера
Камчатский край - формирование и развитие агломерации; - создание и развитие особых экономических зон; - создание зон территориального развития; - формирование и развитие кластеров; - маркетинговая и имиджевая поддержка муниципальных образований и отдельных территорий хозяйствования
Костромская область - агломерирование территорий (муниципалитетов, объединенных не только в пространстве, но и обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями); - создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах
Красноярский край - формирование и развитие агломерации; - формирование и развитие кластеров
Московская область - создание и развитие стратегических полюсов роста; - комплексное развитие опорных точек роста; - реализация сетевых проектов, формирующих инфраструктуру сбалансированного регионального развития; - индустриальные и технологические парки; - центры прототипирования; - центры кластерного развития; - многофункциональные центры прикладных квалификаций; - транспортно-логистические центры с возможностью мультимодальных операций между автомобильным и железнодорожным транспортом
Тамбовская область - введение в областные программы и проекты разделов по развитию муниципальных районов и городских округов; - формирование зон опережающего развития; - формирование кластеров; - заключение соглашений между органами местного самоуправления и предприятиями по вопросам содержания объектов социальной инфраструктуры; - государственная поддержка хозяйствующих субъектов, создающих новые рабочие места в сельской местности; - реализация региональных и муниципальных программ по поддержке занятости сельского населения, развития несельскохозяйственной занятости, развития малого бизнеса, личных подсобных хозяйств и иных видов самозанятости населения; - финансовое поощрение муниципальных образований, ориентированных на выявление и распространение наиболее эффективной муниципальной практики в области проведения социально-экономических реформ
Республика Башкортостан - формирование центров развития; - формирование и развитие опорных территорий; - создание территорий опережающего социально-экономического развития; - разработка и реализация государственной программы «Развитие монопрофильных муниципальных образований в Республике Башкортостан»; - реализация портфеля проектов «Диверсификация экономики моногородов и монотерриторий»; - реализация портфеля проектов «Сбалансированное развитие территорий Республики Башкортостан». - реализация межмуниципальных проектов; - кооперация территорий на основе развития транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и социальной инфраструктуры
1 2
- создание центров роста;
- создание территории опережающего социально-экономического развития;
- создание промышленных парков;
- создание смарт-зоны;
- развитие промышленных зон;
- создание транспортно-логистического комплекса;
Хабаровский край - распространение и реализация режима Свободного порта Владивосток на территориях двух муниципальных районов; - формирование кластеров; - создание туристско-рекреационных зон; - создание центров компетенций; - создание технопарка; - создание инжинирингового центра
Анализ информации, представленной в табл. 1, позволяет сделать ряд выводов.
1. Заметно появление новых механизмов, способных обеспечить снижение пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ. В их составе механизмы развития агломераций; формирования территорий опережающего социально-экономического развития: создания центров компетенций, прикладных квалификаций, прототипирования, смарт-зон; реализации сетевых проектов, формирующих инфраструктуру сбалансированного регионального развития.
2. При достаточно высоком уровне разнообразия механизмов в большинстве региональных Стратегий они обеспечивают точечную фокусировку ресурсов и действий акторов экономического развития. Единичным является пример, когда механизм кластеризации социально-экономического пространства субъекта РФ призван обеспечить мобилизацию ресурсов (трудовых, природных, инвестиционных), находящихся на территориях разных муниципальных образований (Воронежская область).
Систематизация информации по показателям, используемым в оценке пространственной социально-экономической асимметрии, представлена в табл. 2.
Таблица 2
Показатели, используемые в оценке уровня пространственной социально-экономической
асимметрии в субъектах РФ
Субъекты РФ Показатели, используемые в оценке уровня пространственной социально-экономической асимметрии в субъектах РФ
Вологодская область Коэффициенты вариации муниципальных районов и городских округов области по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате и уровню занятости населения
Воронежская область Коэффициенты межмуниципальных различий по общей площади жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя; инвестициям в основной капитал на душу населения; естественному и миграционному приростам населения; среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников организаций; уровню безработицы
Иркутская область Коэффициент межмуниципальных различий, рассчитываемый как среднее арифметическое коэффициентов вариации по показателям: выручка от реализации продукции, работ, услуг в расчете на 1 жителя; оборот розничной торговли в расчете на 1 жителя; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя; коэффициент прироста (убыли) населения; удельный вес учащихся дневных общеобразовательных школ, занимавшихся во вторую смену, в общей численности учащихся (%); обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей); обеспеченность жилищным фондом (кв. м/чел.); уровень безработицы (%)
Камчатский край Отсутствуют
Костромская область Отсутствуют
Красноярский край Отсутствуют
Московская область Отсутствуют
Тамбовская область Отсутствуют
Республика Башкортостан Коэффициенты межмуниципальных различий по объему отгруженной продукции в расчете на 1 жителя, объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета на 1 человека, среднемесячной начисленной заработной плате, уровню зарегистрированной безработицы, естественному приросту населения. По моногородам: количество городских округов и городских поселений, относящихся к монопрофильным; доля работающих на градообразующих предприятиях в общей численности экономически активного населения в монопрофильных городских округах и городских поселениях; количество созданных рабочих мест в монопрофильных городских округах и городских поселениях, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий; объем привлеченных инвестиций в монопрофильные городские округа и городские поселения
Хабаровский край Отсутствуют
Анализ информации, представленной в табл. 2, позволяет сделать ряд выводов.
1. Заметно, что только в 4 субъектах РФ снижение пространственной социально-экономической асимметрии имеет не только векторы (направления), но и сопровождается оценками ее существующего и ожидаемого (планируе-
мого) уровней. Это означает, что в большинстве случаев невозможен мониторинг состояния и результатов этого процесса.
2. Состав показателей, используемых в оценке уровня пространственной социально-экономической асимметрии, существенно варьирует по субъектам РФ. Так, в Вологодской области, мониторинг процесса ее снижения предусмотрено проводить по 2 показателям, в Воронежской области - по 6, в Иркутской области - по 8, в Республике Башкортостан - по 9 показателям.
3. Приведенные в Стратегиях развития Вологодской, Воронежской, Иркутской областей, Республики Башкортостан фактические и плановые значения показателей, по которым оцениваются межмуниципальные различия, дают принципиально значимую информацию, характеризующую существующий «размах» колебаний значений социально-экономических показателей в разрезе муниципальных образований, а также планируемый темп снижения пространственной асимметрии. Так, например, в Иркутской области значение интегрального показателя межмуниципальных различий за период 2018-2035 гг. планируется уменьшить в 1,43 раза, в Воронежской области - в 2,85 раза, в Республике Башкортостан «разрыв» по объему отгруженной продукции в расчете на одного жителя сократится в 3,95 раза, уровню безработицы - в 2,86 раза, среднемесячной заработной плате - в 1,47 раза.
Полагаем, что выявленные нами «сильные» и «слабые» стороны современной практики стратегического планирования снижения социально-экономической асимметрии в субъектах РФ должны быть учтены при осуществляемой ныне разработке новых стратегий регионального развития в соответствие с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».