Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ'

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная защита инвалидов / реабилитация инвалидов / механизмы государственной поддержки / пенсионное обеспечение инвалидов / занятость лиц с ограниченными возможностями / social protection of the disabled / rehabilitation of the disabled / state support mechanisms / pensions for the disabled / employment of persons with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафонов А. Л., Филимонова И. В., Некипелова Д. В., Долженкова Ю. В.

Статья посвящена анализу механизмов государственной поддержки реабилитации инвалидов. Учитывая ограничение функционального состояния людей с ограниченными возможностями, предоставление им услуг по реабилитации является важной составляющей поддержания и предотвращения ухудшения их физического состояния и здоровья. Кроме того, принимая во внимание ограниченные возможности к труду, реабилитация и меры социальной поддержки являются важной частью материального обеспечения инвалидов и важной мерой по предотвращению бедности среди них со стороны государства. В статье рассмотрены основные составляющие механизма реабилитации инвалидов в России, исследовано влияние принимаемых мер и программ на разные стороны жизни инвалидов. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что действующая система организации реабилитации инвалидов требует совершенствования с учетом повышения внимания к качеству оказания таких услуг и расширения самого понятия «реабилитация» за счет включения в него профессионального, психологического и социально-бытового компонента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF STATE SUPPORT FOR THE REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE: PROBLEMS AND DIRECTIONS FOR THEIR SOLUTION

The article is devoted to the analysis of the mechanisms of state support for the rehabilitation of disabled people. Given the limitation of the functional state of people with disabilities, providing them with rehabilitation services is an important component of maintaining and preventing the deterioration of their physical condition and health. In addition, taking into account the limited opportunities for work, rehabilitation and social support measures are an important part of the material support of the disabled and an important measure to prevent poverty among them by the state. The article discusses the main components of the mechanism for the rehabilitation of people with disabilities in Russia, explores the impact of the measures and programs taken on various aspects of the life of people with disabilities. The study led to the conclusion that the current system of organizing the rehabilitation of people with disabilities needs to be improved, taking into account increased attention to the quality of the provision of such services and expanding the very concept of «rehabilitation» by including a professional, psychological and social component in it

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ»

Economic, managerial and legal aspects of healthcare and medicine

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2023 УДК 364.04

Сафонов А. Л., Филимонова И. В., Некипелова Д. В., Долженкова Ю. В.

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 125993, Москва, Россия

Статья посвящена анализу механизмов государственной поддержки реабилитации инвалидов. Учитывая ограничение функционального состояния людей с ограниченными возможностями, предоставление им услуг по реабилитации является важной составляющей поддержания и предотвращения ухудшения их физического состояния и здоровья. Кроме того, принимая во внимание ограниченные возможности к труду, реабилитация и меры социальной поддержки являются важной частью материального обеспечения инвалидов и важной мерой по предотвращению бедности среди них со стороны государства. В статье рассмотрены основные составляющие механизма реабилитации инвалидов в России, исследовано влияние принимаемых мер и программ на разные стороны жизни инвалидов.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что действующая система организации реабилитации инвалидов требует совершенствования с учетом повышения внимания к качеству оказания таких услуг и расширения самого понятия «реабилитация» за счет включения в него профессионального, психологического и социально-бытового компонента.

Ключевые слова: социальная защита инвалидов; реабилитация инвалидов; механизмы государственной поддержки; пенсионное обеспечение инвалидов, занятость лиц с ограниченными возможностями

Для цитирования: Сафонов А. Л., Филимонова И. В., Некипелова Д. В., Долженкова Ю. В. Механизмы государственной поддержки реабилитации инвалидов: проблемы и направления их решения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(спецвыпуск 1):820—827. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-S1-820-827

Для корреспонденции: Филимонова Инна Витальевна; e-mail: [email protected]

Safonov А. £., Filimonoval. V., Nekipelova D. V., Dolzhenkova Y. V. MECHANISMS OF STATE SUPPORT FOR THE REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE: PROBLEMS AND DIRECTIONS FOR THEIR SOLUTION

Financial University under the Government of the Russian Federation, 125993, Moscow, Russia

The article is devoted to the analysis of the mechanisms of state support for the rehabilitation of disabled people. Given the limitation of the functional state of people with disabilities, providing them with rehabilitation services is an important component of maintaining and preventing the deterioration of their physical condition and health. In addition, taking into account the limited opportunities for work, rehabilitation and social support measures are an important part of the material support of the disabled and an important measure to prevent poverty among them by the state. The article discusses the main components of the mechanism for the rehabilitation of people with disabilities in Russia, explores the impact of the measures and programs taken on various aspects of the life of people with disabilities. The study led to the conclusion that the current system of organizing the rehabilitation of people with disabilities needs to be improved, taking into account increased attention to the quality of the provision of such services and expanding the very concept of «rehabilitation» by including a professional, psychological and social component in it. Keywords: social protection of the disabled; rehabilitation of the disabled; state support mechanisms; pensions for the disabled, employment of persons with disabilities.

For citation: Safonov A. L., Filimonova I. V., Nekipelova D. V., Dolzhenkova Y. V. Mechanisms of state support for the rehabilitation of disabled people: problems and directions for their solution. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii medttsini. 2023;31(Special Issue l):820-827 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-sl-820-827 For correspondence: Inna V. Filimonova; e-mail: [email protected]

Source of funding. The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University.

Conflict of interest. The authors declare no apparent or potential conflicts of interest related to the publication of this article.

Received 27.02.2023 Accepted 28.04.2023

Введение

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает меры социальной защиты инвалидов, целью которых является обеспечение равных возможностей всем членам российского общества в соответствии с Конституцией.

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении механизмов государственной поддержки реабилитации и абилитации инвалидов и нахождения

возможных путей их совершенствования, чтобы способствовать успешной интеграции инвалидов в жизнь общества.

Материал и методы

Анализ механизмов государственной поддержки реабилитации и абилитации инвалидов проведен по статистическим материалам ФГИС «Федеральный реестр инвалидов», данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, результатам опроса экспертов реабилитаци-

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023; 31 (si) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-sl-820-827

Экономические, управленческие и правовые аспекты здравоохранения и медицины

онных центров и непосредственных получателей услуг. Методы исследования: факторный анализ, сводка и группировка, метод сравнения и экстраполяции.

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

2016

Результаты

В России, по данным Росстата1, численность инвалидов составляла по итогам I квартала 2023 года 10,9 млн человек (рис. 1), из них число лиц, которые потенциально могли бы осуществлять трудовую деятельность, со- _

ставляет не менее 4,5—5,0 млн человек (численность инвалидов трудоспособного возраста на 01.01.2023 — 3,2 _

млн человек).

Учитывая задачи государства по преодолению бедности среди социальных уязвимых групп, необходимо рассматривать различные подходы, которые включают не только индексацию пенсий и пособий, но и возможность организации трудовой деятельности инвалидов для повышения их уровня доходов за счет включенности в рынок труда. В этом плане особое значение имеют качество и своевременность реализации программ по реабилитации инвалидов.

В статье 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» перечислены обязанности по разработке индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов. Приказом Минтруда от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» утвержден порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА). ИПРА формируется по результатам медико-социальной экспертизы и включает в себя технические средства, товары и услуги, которые призваны компенсировать утраченные способности, а также перечень реабилитационных и абилитационных мероприятий, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств самого инвалида либо других лиц и организаций, и даже части средств материнского капитала. Как известно, инвалидность в России для I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год соответственно, и ИПРА инвалида должна быть рассчитана на этот период и не превышать срока установленной группы инвалидности. Прохождение реабилитации в реабилитационном центре предусмотрено для инвалидов ежегодно, 1 раз в год, сроком на

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Всего инвалидов, тыс. человек—в том числе:

I группы II группы

[II группы ^—дети-инвалиды

Рис. 1. Динамика численности инвалидов в России.

21 день. Зачастую инвалиду не предоставляется право самостоятельно определить время для реабилитации, он вынужден ждать звонка из отдела госпитализации реабилитационного центра с известием о возможности пройти реабилитацию, что является очевидной проблемой, затрудняющей планирование жизнедеятельности инвалида. К тому же указанная проблема усугубляется тем, что при невозможности инвалидом принять приглашение приехать на реабилитацию в кратчайшие сроки (как правило, 1—3 дня), инвалид получает отказ от проведения реабилитации в текущем году, что вынуждает его проходить реабилитацию, положенную по плану ИПРА за счет федерального бюджета, за свои собственные средства либо отказаться от планового прохождения реабилитации. Такое положение негативно сказывается на его здоровье, возможности вести активный образ жизни и находиться в состоянии осуществлять трудовые обязанности или искать подходящую работу.

Средняя стоимость 1 дня реабилитации инвалида может варьироваться от ИПРА инвалида. К примеру, стоимость 1 койко-дня в одноместной палате в «Лечебно-реабилитационном центре» Минздрава РФ равна 3800 руб.2 без учета лечения, что за 21 день составит 79 800 руб. Стоимость 1 дня реабилитации в ООО «Реабилитационный центр «Три сестры» с лечением при одноместном размещении составит от 29 6003, за 21 день — 621 600 руб.

При этом необходимо обратить внимание, что реализация реабилитации за счет личных средств инвалидов и членов его семьи крайне ограничена из-за невысокого уровня доходов семей, что выражается в динамике расходов домохозяйств на платные медицинские и реабилитационные услуги

1 Официальный сайт Росстата. Общая численность инвалидов по группам инвалидности. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/PI_l. 1 .docx

2 Прейскурант на услуги «Лечебно-реабилитационном центре» Министерства здравоохранения РФ. URL: https://med-rf.ru/prices/ (дата обращения: 28.04.2023).

'Прейскурант на услуги РЦ «Три сестры». URL: https://three-sisters.ru/price (дата обращения: 28.04.2023).

800000 700000 €00000 500000 400000 300000 200000 100000 0

Economic, managerial and legal aspects of healthcare and medicine

III- 1 m

0 III. g 2853В

2005

2010

2015

2018

2019

2020

медицинские

■ специализированных коллективных средств размещения

■ из них санаторно-курортных организаций

■ физической культуры и спорта

■ услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам

Рис. 2. Динамика платных услуг населению (млн руб.).

Источник: Официальный сайт Росстата. Объем и структура платных услуг населению. URL: https://gks.ru/bgd/regl/

Ь2 l_34/IssWWW.exe/Stg/07—21 .docx

(рис. 2). Как видно из представленных данных, объем расходов на платные услуги в пиковый период

2019 г. на санаторно-курортное лечение составил всего 28,38 млрд руб., а в 2020 г. — 28,5 млрд руб.

При этом, если проанализировать объем расходов на платные медицинские услуги и санаторно-оз-доровительные услуги в зависимости от группы до-мохозяйств по располагаемым доходам (рис. 3), мы увидим, что на члена домохозяйства расходы в

2020 г. на медицинские услуги составили 365,3 руб., на санаторно-оздоровительные услуги — 1,7 руб. (!), на услуги по организации отдыха и культурных мероприятий — 938 руб.4

Ограничения в части личных расходов ставит вопрос о потенциале оказания данных услуг в государственной системе.

Рассмотрим потенциал госпиталей для ветеранов войны. После 2015 г. число таких учреждений стало сокращаться (в 2015 г. — 64 госпиталя в 2020 г. — 62 госпиталя), причем это касается и отделений в областных больницах (рис. 4). Также мы видим сокращение числа лечившихся в санаторно-курортных организациях после 2019 г. — с 7,2 млн человек в 2019 г. до 4,48 млн человек в 2020 г. (рис. 5). Отчасти это объясняется пандемийными ограничениями, но вызывает тревогу обозначившаяся с 2005 г. тенденция на сокращение числа лиц, воспользовавшихся услугами санаториев (почти в 3 раза в 2020 г. по отношению к 2005 г.): 1418 тыс. и 541 тыс. пациентов5. При этом данная тенденция в первую очередь связана с сокращением мощностей организаций, оказывающих услуги в данной области.

4 Официальный сайт Росстата. Здравоохранение в России 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf

5 Официальный сайт Росстата. Здравоохранение в России 2021.

URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_34/IssWWW.exe/Stg/03-28.docx

В период с 2005 по 2020 г. происходило сокращение числа санаторно-курортных организаций в России (рис. 6). Если в 2005 г. их насчитывалось 2173, то в 2020 г. — только 1756. Число санаториев-профилакториев в рассматриваемый период сократилось, по данным Росстата, с 851 до 421. Небольшая положительная динамика наблюдалась в отношении санаториев: в 2005 г. их было 1297, а в 2020 г. — 13056.

Сокращение мощностей для реализации реабилитационных услуг происходило и в рамках коечного фонда в санаториях-профилакториях (рис. 7). Особое значение имеет и вопрос транспортной доступности. Сокращение числа организаций отрицательно влияет на возможность инвалидов добраться до места получения услуги.

Оценим ресурсную возможность инвалида провести положенную ему реабилитацию в реабилитационном центре за счет средств, выделяемых государством (страховая, социальная пенсия). Материальное обеспечение инвалида складывается из выплачиваемой ему пенсии по инвалидности и полагающихся единой денежной выплаты и набора социальных услуг. Пенсия по инвалидности выплачивается по системе государственного социального страхования, ее размер складывается из фиксированной части, установленной законодательно (по состоянию на 01.01.2023 ее размер к страховой пенсии по инвалидности I группы составляет 15 134 руб. 66 коп., II группы — 7567 руб. 33 коп., III группы — 3783 руб. 67 коп. в месяц) и переменной части, которая зависит от продолжительности страхового трудового стажа. Если у инвалида отсутствует необходимый трудовой стаж для назначения страховой

6 Официальный сайт Росстата. Здравоохранение в России 2021. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b2 l_34/IssWWW.exe/Stg/03—27.docx

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023; 31(51)

Б01: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-sl-820-827 823

Экономические, управленческие и правовые аспекты здравоохранения и медицины

располагаемыми ресурсами) пятая (с наибольшими четвертая третья вторая

располагаемыми ресурсами) первая (с наименьшими об еле дуе мого н а сел ен и я: по 20-процентным группам домашние хозяйства 2 и более детей 1 ребенка

домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет:

из них:

Все домашние хозяйства

50000

100000

150000

■ Расходы на оплату услуг - всего

■ из них на медицинские услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ из них на санэторно-оздоровительные услуги из них на услуги в области физкультуры и спорта

■ из них на услуги по организации отдыха и культурных мероприятий

Рис. 3. Структура денежных расходов (в среднем на одного члена домашнего хозяйства, руб.) домашних хозяйств различных социально-экономических категорий на платные услуги в области здравоохранения и отдыха в 2020 г.

Источник: Официальный сайт Росстата. Здравоохранение в России 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/

mediaban k/Zdravoohran-2021. pdf

пенсии, то ему назначается социальная пенсия по инвалидности, размер которой не может быть ниже величины прожиточного минимума. Данная мера является важной в предотвращении бедности среди инвалидов. Согласно данным Росстата об уровне и структуре денежных доходов домохозяйств, состоящих из инвалидов, в структуре доходов преобладают трансферты в виде социальных выплат, на их долю приходится почти 90% полученного дохода, при этом еще около 10% составляет доход от трудовой деятельности. Так, мы видим, что основным источником дохода таких домохозяйств являются не доходы от занятости, а выплаты социального характера в виде пенсий и пособий. Средний доход на одного члена домохозяйства, состоящего из инвалидов, составляет (по данным за 2020 г.) 28 877 руб. 40 коп. Исходя из приведенной ранее в статье стоимости реабилитации в различных организациях, становится очевидным, что оплатить ее самостоятельно является невыполнимой задачей для людей со статусом инвалидности.

На официальном портале Мэра и Правительства Москвы указаны 24 учреждения, с которыми Пра-

вительство Москвы заключило договоры на оказание услуг в стационарной (и нестационарной) форме по реабилитации инвалидов-жителей города Москвы с постоянной регистрацией. Среди них 16 учреждений, оказывающих реабилитационные услуги: АО «Реабилитационный центр для инвалидов "Преодоление"», ЛПУ «Санаторий Правда» и др., а также 8 учреждений для проведения комплексной реабилитации москвичей-инвалидов, расположенные за пределами Москвы (4 из них находятся в Республике Крым)1. На базе этих учреждений инвалиды могут пройти курс реабилитации 1 раз в год за счет бюджетных средств.

Для оценки нагрузки на учреждения по проведению реабилитации проанализируем статистические данные с портала Федерального реестра инвалидов 8. Согласно статистическим данным на март

7 Портал Мэра Москвы. Дополнительные услуги по комплексной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности. URL: https://dszn.ru/deyatelnost/Socialnaya-integraciya-invalidov/ Dopolnitelnye-uslugi-po-kompleksnoy-reabilitacii-lic-s-ogranicheniyami-zhiznedeyatelnosti/Reabilitaciya-invalidovdetey-invalidov (дата обращения: 27.04.2023).

Economic, managerial and legal aspects of healthcare and medicine

70

60

SO

40

30

20

10

Jim lllli

Число госпиталей для ветеранов войн

Всего отделений Из общего числа Из общего числа Из общего числа

для инвалидов, отделении- отделении -

участников и отделения в отделения в ветеранов войн больницах больницах областных городски*

■ 2005 ■ 2010 и 2015 2018 И201Э ■ 2020

Рис. 4. Число госпиталей для ветеранов войн.

отделении -отделения в больницах больницах сельских районов

Источник: Официальный сайт Росстата. Здравоохранение в России 2021. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_34/

IssWWW.exe/Stg/03—O8.docx

2023 г. в Москве проживает 887 020 инвалидов (без учета детей-инвалидов). Распределение инвалидов по группам:

• I группа — 97 506 человек;

• II группа — 410 048 человек;

• III группа — 379 466 человек.

Как правило, услуги по реабилитации в реабилитационных центрах предоставляют инвалидам I и II групп. К указанным группам в Москве относятся 507 554 человека. Из них 97 506 человек определены к I группе инвалидности, что означает, что они имеют тяжелые осложнения по здоровью без возможности его значительного улучшения, которые требуют системного подхода к реабилитации долгосрочного (многолетнего) характера, что позволяет спрогнозировать количество ежегодно реабилитируе-

8 Численность инвалидов в разрезе субъектов. URL: https://sfri.ru/ analitika/chislennost/chislennost/chislennost-po-polu (дата обращения: 27.04.2023).

мых и спланировать его временные отрезки. И 410 084 человека средней тяжести, состояние некоторого числа которых может быть улучшено за счет реабилитационных мероприятий, и группа инвалидности может повыситься до III группы или быть снята в случае выздоровления, планирование реабилитации этой группы инвалидности имеет краткосрочный характер в рамках 1 года.

Таким образом мы можем провести грубый расчет, что нагрузка на 24 московских центра реабилитации составляет 21 148 человек в год: (507 554 инвалида I и II групп, нуждающихся в реабилитации/ 24 реабилитационных центра), или 1762 человека в месяц. К примеру, в РЦ «Преодоление», открытом в 2007 г. при участии Правительства Москвы, стационар центра рассчитан на единовременное круглосуточное пребывание 70 пациентов. Российские санатории рассчитаны в среднем на реабилитацию 5000 больных в год, или 416 человек в месяц. Исходя из приведенных расчетов, можно сделать вывод, что

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023; 31 (si) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-sl-820-827

Экономические, управленческие и правовые аспекты здравоохранения и медицины

8000

7000

6000

5000

4000

3000

2000

1000

6348

1418

It

2005

реабилитационные центры сильно перегружены, о чем также свидетельствует проведенный нами опрос пациентов реабилитационных центров, по данным которого расписание реабилитации составлено настолько плотно, что перерыв между процедурами может составлять до 10 мин. Такая нагрузка на работников центров может влиять как на качество предоставляемых услуг из-за их перегруженности, так и на результаты самой реабилитации вследствие вынужденного сокращения времени на проведение реабилитационных мероприятий. Очевидно, что необходимо рассмотреть возможность увеличения количества центров, предоставляющих услуги реабилитации за счет федерального бюджета, учитывая, что целью реабилитации может ставиться предотвращение инвалиди-зации гражданина и, как следствие, сохранение его самостоятельности в рабочей среде, и независимости от государственной социальной помощи в дальнейшем.

Обсуждение

Такой подход к реабилитации инвалидов демонстрирует Германия. По состоянию на конец 2021 г. в Германии проживало около 7,8 млн людей с тяжелыми формами инвалидности, что составляет 9,4% жителей Германии; 50,3% тяжелобольных составляли мужчины, 49,7% — женщины9. «Реабилитация и участие людей с ограниченными возможностями» —

6880

7231

6476

6049

1229

III

1085

II

4479

970

Ii

541

2010

2015

2018

2019

2020

■ Всего ■ в санаториях ■ детей ■ в санаториях-профилакториях

Рис. 5. Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных организациях

(тыс. человек).

Источник: Официальный сайт Росстата. Здравоохранение в России 2021. URL: https://gks.ru/bgd/ regl/b2 l_34/IssWWW.exe/Stg/03—28.docx

название девятого раздела Социального кодекса Германии (8о/ла^с8с1/,ЬисЬс8 IX; 8СВ IX)10. Раздел посвящен 3 основным темам: реабилитация; помощь в интеграции; закон для людей с тяжелыми формами инвалидности. В то время как в обычном понятии термин «реабилитация» используется только для лечения после болезни или несчастного случая или амбулаторных услуг, таких как физиотерапия (лекарства), восстановительный спорт или функциональная тренировка, понятие реабилитации согласно 8СВ IX очень обширно и включает в себя:

• медицинскую реабилитацию (§§ 42 1Т. 8СВ IX), которая содержит мероприятия, направлен-

' Федеральное бюро статистики Рермании. URL: https:// www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/Gesundheit/ Behinderte-Menschen/jnhalt.html

10 Книга девятая Социального кодекса — Реабилитация и участие инвалидов — (ст. 1 Закона от 23.12.2016. «Вестник федерального законодательства» I стр. 3234). URL: https://www.gesetze-im-internet.de/sgb_9_2018/ (дата обращения: 26.04.2023).

2500

2000

1500

1000

500

Число санаторно-курортных организаций

санатории

Iiiiii lllui

из них санатории для санатории-профилактории детей

■ 2005 * 2010 Ш2015 I 2018 ■ 2019 i 2020 Рис. 6. Динамика санаторно-курортных организаций.

Источник: Официальный сайт Росстата. Здравоохранение в России 2021. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_34/

IssWWW.exe/Stg/03—27.docx

Economic, managerial and legal aspects of healthcare and medicine

BOO 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

Общее число мест (коек), тыс.

Число мест в санаториях

Число мест для детей в санаториях

lililí

Число мест в санаториях-профилакториях

■ 2005 ■ 2010 12015 12018 12019 Я2020

Рис. 7. Коечный фонд санаторно-курортных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Официальный сайт Росстата. Здравоохранение в России 2021. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_34/IssWWW.exe/

Stg/03-27.docx

ные на сохранение или улучшение состояния здоровья гражданина. Медицинская реабилитация проводится амбулаторно или стационарно, причем амбулаторная помощь обычно имеет приоритет. Как правило, между 2 мерами должен быть период ожидания 4 года. Целями медицинской реабилитации — предотвращение развития инвалидности, в том числе хронических заболеваний, предотвращение потребности в уходе и зависимости от социальных пособий;

профессиональную реабилитацию (§§ 49 ££ 8СВ IX), предполагающую помощь в сохранении или получении работы или самозанятости. Люди с инвалидностью или приближающейся инвалидностью, которые уже имеют работу или работают не по найму, имеют право на такую помощь. Цель такой реабилитации — чтобы люди не потеряли работу из-за своей инвалидности;

дополнительные пособия на реабилитацию (§§ 64 и далее 8СВ IX), такие как оплата транспортных расходов, расходов по уходу за ребенком или отчислений на социальное обеспечение во время медицинской или профессиональной реабилитации;

участие в образовании (§ 75 8СВ IX) предполагает выделение средств на услуги, связанные с образованием: школьное сопровождение; ассистент; помощь в переводе языка жестов; средства связи, такие как говорящий (речевой компьютер); вспомогательные средства Брай-ля (например, дисплей Брайля) для слепых; пособия для участия в общественной жизни (§§ 76 ££ 8СВ IX) — услуги по жилому пространству, например, помощь в приобретении, переоборудовании, меблировке и обслужива-

нии жилого помещения для инвалида. Или вспомогательные услуги, например, помощь родителям, помощь по дому, планирование жизни, проведение досуга и участие в общественной и культурной жизни. Какие льготы конкретно и в каком объеме они предоставляются, не регламентируется законом, это определяется в каждом отдельном случае в процедуре плана участия.

Таким образом, под реабилитацией в Германии 8СВ IX подразумевает широкий спектр услуг для людей с инвалидностью и людей, которым грозит инвалидность. Услуги существуют как для обеспечения того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли участвовать в жизни общества на основе самоопределения, так и для обеспечения того, чтобы инвалидность вообще не возникала.

Если инвалиды и люди с риском инвалидности нуждаются в нескольких различных услугах по реабилитации и/или участию от одного или нескольких поставщиков услуг, то с уже 01.01.2018 было достаточно одного заявления на реабилитацию в соответствии с Федеральным законом об участии Вип-desteilhabegesetz (ВТНС). ВТНС обязывает поставщиков реабилитационных мер (таких как Федеральное агентство занятости или государственное пенсионное страхование) распознавать неизбежную инвалидность на ранней стадии и обеспечивать целенаправленную профилактику еще до начала реабилитации. Цель состоит в том, чтобы противодействовать возникновению хронического заболевания или инвалидности с помощью соответствующих профилактических мер и поддерживать трудоспособность гражданина.

Интересной особенностью закона ВТНС, которая могла бы в российских реалиях сильно облегчить работу представителям ТЦСО по взаимодей-

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023; 31 (si) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-sl-820-827

Экономические, управленческие и правовые аспекты здравоохранения и медицины

Расходы на реабилитацию и участие (201—2021 гг.), млн евро

Расходы

2020 г.

2021 г.

% изменении 2020—2021

Льготы на медицинскую реабилитацию 48 84 76,9 Амбулаторное лечение и протезирование 1726 1748 1,3 Пособие по травме и специальная помощь 842 865 2,8 Прочие расходы на лечение 1068 1094 2,5 Личный бюджет* 14 14 1,2

Примечание. "Личный бюджет в статье расходов на реабилитацию — интересная особенность финансирования реабилитации инвалидов Германии. Вместо фиксированных товаров и услуг люди с инвалидностью получают деньги и могут сами решать, когда, как, где и какая услуга им будет оказана. Это дает инвалиду свободу в принятии решений относительно своей реабилитации.

Источник: Статистика расходов BAR. URL: https://www.bar-frankfurt.de/service/reha-info-und-newsletter/reha-info-2023/reha-info-012023/traegeruebergreifende-ausgabenstatistik-2023.html (дата обращения: 28.04.2023).

ствию с инвалидами и повысить осведомленность последних об их правах, — это помощь в ориентации, планировании и принятии решений по вопросам реабилитации и участия, благодаря финансируемой из федерального бюджета сети консультационных услуг для людей с неизбежной инвалидностью и их родственников, которая не зависит от поставщиков услуг. По всей Германии были созданы такие независимые консультационные центры, чтобы предоставить людям с ограниченными возможностями и людям с риском инвалидности легкий доступ к независимым консультациям по всем их вопросам. По возможности для консультирования привлекаются люди, которые также имеют инвалидность (так называемое консультирование равных), поскольку они могут предоставить важную информацию, основанную на их опыте.

Так называемый провайдер, например агентство по трудоустройству, координирует все меры в процедуре плана участия. В результате при необходимости несколько услуг предоставляются как бы из одного источника, и учитывается индивидуальная ситуация каждого заявителя.

В таблице приведены некоторые данные о финансировании реабилитации инвалидов в Германии в 2020—2021 гг. В целом расходы на реабилитацию

увеличились с 30,7 млрд евро в 2012 г. до 42,0 млрд евро в 2021 г. — на 37,0%.

Заключение

Полученные в исследовании результаты говорят о необходимости совершенствования системы государственной поддержки и реабилитации инвалидов. Действующий сегодня в России механизм не позволяет обеспечить полноценный доступ к программам реабилитации, финансируемым как за счет государства, так и за счет собственных средств, что в свою очередь сказывается не лучшим образом на общем состоянии людей с уже и так ограниченными возможностями, а также ведет к потере их трудоспособности и затрудняет их включение в рынок труда. При этом материальное положение инвалидов в целом можно охарактеризовать как уязвимое, поскольку основную долю в структуре их доходов составляют социальные выплаты от государства, а стоимость услуг реабилитации достаточно высока. Дополнительным негативным фактором, влияющим на сферу реабилитации в стране, является сокращение численности учреждений, предоставляющих услуги по реабилитации и санаторно-курортно-му лечению.

Важным направлением в реализации социальной программы является не только реабилитация, но и принятие превентивных мер по предупреждению развития инвалидности среди населения, что и демонстрирует нам международный опыт, например, Германии. В целом, для повышения эффективности реабилитации инвалидов, по мнению авторов, необходимо расширить это понятие, включив в него не только меры по поддержанию их физического состояния и медицинского обеспечения, но и меры, направленные на предупреждение развития инвалидности, меры профессиональной, психологической и социально-бытовой реабилитации, а также развивать меры по повышению информированности инвалидов о полагающейся им помощи посредством консультационных услуг.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финунивер-ситета.

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Поступила 27.02.2023 Принята в печать 28.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.