Научная статья на тему 'Механизмы государственного управления рынком труда и миграцией населения в условиях рыночной экономики'

Механизмы государственного управления рынком труда и миграцией населения в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА МИГРАНТОВ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ТРУД / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ / MIGRATION POLICY / LABOUR MIGRATION / STATE REGULATION / MIGRANTS’ LABOUR MARKET / DEMAND FOR LABOUR AND ITS SUPPLY / MECHANISM OF LABOUR MIGRATION REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаева Адолатчон Толибджоновна

Анализируется современное состояние рынка труда в Республике Таджикистан с точки зрения тенденций и проблем миграции рабочей силы из страны за рубеж. Определены оптимальные способы государственного регулирования миграции рабочей силы и государственной миграционной политики. Отмечается, что рынок труда мигрантов в наименьшей мере подвержен воздействию государственных инструментов и в наибольшей мере регулируется рыночными механизмами, что обусловлено его формированием за счет привлечения ресурсов двух государств. В связи с этим, для наиболее эффективного государственного воздействия необходимо формировать миграционную политику таким образом, чтобы она не противоречила объективным процессам, протекающим на рынке труда мигрантов. Делается заключение о том, что необходимо не просто согласовывать миграционную политику с государствами-партнерами, а формировать единую миграционную политику для всех государств с общим рынком труда мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the contemporary state of labour market in Tajikistan Republic from the point of view of tendencies and problems concerned with labour force migration from the country abroad. She has determined optimal ways of state regulation concerned with labour force migration; state migration policy being considered as well. It is marked that migrants’ labour market is to the least extent subjected to the affect of state instruments and to the largest extent it is regulated with market mechanisms; that being preconditioned with its conformation at the expense of attraction of the resources of two states. In this connection for mostly effective statal affect it is necessary to form migration policy in the way that wouldn’t contradict objective processes going on at migrants’ labour market. The author comes to the conclusion that it is necessary not simply to coordinate migration policy with states-partners, but to form unified migration policy for all states with common migrants labour market.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственного управления рынком труда и миграцией населения в условиях рыночной экономики»

УДК 331 ББК 65.240.7

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА И МИГРАЦИЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

МЕХАНИЗМИ ИДОРАИ ДАВЛАТИИ БОЗОРИ МЕХДАТ ВА МУХОЦИРАТИ МЕХДАТЙ ДАР ШАРОИТИ ИКТИСОДИ

БОЗОРЙ

MECHANISMS OF STATE MANAGEMENT WITH LABOUR MARKET AND POPULATION'S MIGRATION UNDER THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

Абдуллаева Адолатчон Толибджоновна,

старший преподаватель кафедры мировой экономики ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Addynnoeea Adonam^oH Tonud^HoeHa,

capMyamuMau Ka^edpau u^mucodu цa%онuu ffffX^ECT (Тоцикисmон, Xy^Hd)

Abdullayeva Adolatjohn Tolibjohnovna,

senior lecturer of the department of world economy under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand)

e-mail: adolatchon. abdulloeva@mail. ru

Ключевые слова: миграционная политика, трудовая миграция, государственное регулирование, рынок труда мигрантов, спрос и предложение на труд, механизм регулирования миграции

Анализируется современное состояние рынка труда в Республике Таджикистан с точки зрения тенденций и проблем миграции рабочей силы из страны за рубеж. Определены оптимальные способы государственного регулирования миграции рабочей силы и государственной миграционной политики. Отмечается, что рынок труда мигрантов в наименьшей мере подвержен воздействию государственных инструментов и в наибольшей мере регулируется рыночными механизмами, что обусловлено его формированием за счет привлечения ресурсов двух государств. В связи с этим, для наиболее эффективного государственного воздействия необходимо формировать миграционную политику таким образом, чтобы она не противоречила объективным процессам, протекающим на рынке труда мигрантов. Делается заключение о том, что необходимо не просто согласовывать миграционную политику с государствами-партнерами, а формировать единую миграционную политику для всех государств с общим рынком труда мигрантов.

Калидвожахр: сиёсати муцоциратй, муцоцирати мецнати, танзими давлати, бозори мецнат, бозори мецнати муцоцирон, талабот ва пешнщод ба мецнат, механизми танзими муцоцирати мецнати

Дар мацола вазъи муосири бозори меунати Цумуурии Тоцикистон аз нуцтаи назари тамоюл ва масоили мууоцирати цувваи кории Цущурии Тоцикистон ба кишваруои хорица мавриди тащил царор дода шудааст. Тарзу усулуои мусоиди танзими давлатии мууо-цирати цувваи кори ва сиёсати мууоциратии давлат муайян карда шудаанд. Таъкид мегардад, ки фишангуои давлати ба бозори меунати мууоцирон таъсири уадди ацалл мерасонад ва уамзамон танзими уадди аксари бозори мазкур тавассути механизмуои бозори сурат мегирад, ки сабабаш аз уисоби цалби захирауои ду давлат ташаккул ёфтани он, яъне бозори меунати мууоцирон мебошад. Аз ин лщоз, барои таъмини таъсири самарабахши давлат сиёсати мууоциратиро тавре ба роу мондан зарур аст, ки он ба равандуои объективии бозори меунати мууоцирон мухолиф набошад. Дар иртибот бо гуфтауои боло зарурати натануо мувофица кардани сиёсати мууоцирати байни давлатуои шарик, балки ташаккули сиёсати ягонаи мууоциратии уамаи давлатуои дорои бозори умумии меунатии мууоцирон таъкид шудааст.

Key words: migration policy, labour migration, state regulation, migrants' labour market,

demand for labour and its supply, mechanism of labour migration regulation

The author analyzes the contemporary state of labour market in Tajikistan Republic from the point of view of tendencies and problems concerned with labour force migration from the country abroad. She has determined optimal ways of state regulation concerned with labour force migration; state migration policy being considered as well. It is marked that migrants' labour market is to the least extent subjected to the affect of state instruments and to the largest extent it is regulated with market mechanisms; that being preconditioned with its conformation at the expense of attraction of the resources of two states. In this connection for mostly effective statal affect it is necessary to form migration policy in the way that wouldn't contradict objective processes going on at migrants' labour market. The author comes to the conclusion that it is necessary not simply to coordinate migration policy with states-partners, but to form unified migration policy for all states with common migrants labour market.

Современная наука, учитывая важность рынка труда и миграции для современного государства, предлагает различные способы регулирования данного рынка, основываясь на условиях и характерных чертах различных экономик. Однако все их можно свести к нескольким группам:

- административные - направленные на формирование новых рабочих мест и регулирование трудовых отношений;

- экономические - охватывающие основные направления экономической политики государства в сфере труда (бюджетную, денежно-кредитную, налоговую);

- организационные - включающие разработку и реализацию целевых программ, направленных на регулирование рынка труда;

- законодательные - предполагающие создание законодательной базы в сфере трудовых отношений;

- информационные - нацеленные на информирование безработных и работодателей об имеющихся возможностях [1].

Вместе с тем проблема регулирования трудовой миграции ставит нас перед фактом, что большая часть этих методов оказывается недейственной. Таким образом, можно выявить

одну крайне интересную и, на наш взгляд, характерную для рынка труда мигрантов черту - он регулируется в большей мере рыночными механизмами, нежели механизмами государственного регулирования рынка труда того или иного государства. Безусловно, принимающее государство имеет больше возможностей оказывать воздействие на некоторые аспекты трудовой деятельности мигрантов. Так, в частности, у него есть возможность для некоторых количественных ограничений, а также для законодательного регулирования деятельности трудящихся-иностранцев. Вместе с тем рыночные механизмы начинают оказывать противодействие государственным в тех случаях, когда государственное воздействие вступает в противоречие с интересами рынка.

К примеру, рыночные механизмы создают определенные преимущества при применении трудовых ресурсов Таджикистана в странах с более развитой экономикой, в частности в России, где средняя заработная плата в 2015 году составляла 490 долл. США по сравнению с 120 долл. США в нашей стране [4]. Это преимущество состоит в более низком уровне средней заработной платы в Таджикистане, что позволяет работодателям привлекать большее число рабочих (согласных на более низкую оплату труда) из нашей страны, снижая таким образом свои издержки и увеличивая прибыль. В соответствии с основными принципами микроэкономики работодатели будут увеличивать количество более низко оплачиваемых наемных рабочих до тех пор, пока выручка превышает издержки, то есть «пока предельный продукт труда (в денежном выражении) не сравняется с предельными издержками, то есть с зарплатой» [2, с. 282].

В этом случае количественные ограничения не могут служить надежным регулятором, поскольку рынок требует большего объема рабочей силы по данной цене. Следовательно, выгода для потенциальных работников намного превышает возможные риски, связанные с депортацией, и количество нелегальных трудовых мигрантов в соответствии с законом спроса и предложения будет возрастать.

Из данного примера следует вывод, что рынок труда мигрантов в наименьшей степени подвержен возможности государственного регулирования. Следовательно, государство при формировании миграционной политики, во-первых, должно убедиться, что принимаемые им меры не противоречат основным законам рынка, так как в этом случае усилия государства по большей мере будут сводиться к минимуму, как это наглядно продемонстрировал приведенный пример. Во-вторых, государство получает возможность не вмешиваться в рыночную систему, поскольку это неэффективно, а подтолкнуть сам рыночный механизм в нужном направлении, безусловно, если это возможно в создавшихся условиях. Для определения наиболее перспективных направлений государственной политики в сфере регулирования внешних миграционных потоков и внутреннего рынка труда, прежде всего, необходимо определить цели такого регулирования. В условиях Республики Таджикистан, на наш взгляд, наиболее значимыми с этой точки зрения являются две цели:

- обеспечение экономики республики необходимыми кадрами;

- решение проблемы безработицы за счет создания оптимальных условий для трудовой миграции невостребованной части рабочей силы.

Данные цели на первый взгляд могут показаться очевидными. Однако проблема состоит в том, как создать условия, чтобы, с одной стороны, остановить отток высококвалифицированных специалистов, в которых мы сами остро нуждаемся. При этом, с

другой стороны, необходимо обеспечить привлекательность той части рабочей силы, которая остается невостребованной и чья квалификация далеко не всегда соответствует стандартам принимающей стороны.

Таким образом, данная цель является комплексной и требует согласования мер не только в рамках социальной политики, но и целенаправленного взаимодействия инвестиционной, финансово-кредитной, внешнеэкономической и структурной политики.

Помимо этого, при регулировании миграции необходимо четко осознавать две вещи:

- миграция трудового населения в большей части случаев - явление негативное, так как на заработки в другую страну способны отправиться наиболее успешные и способные рабочие;

- миграция - явление постоянное, ибо любой работник стремится найти лучшие условия для работы, что чаще всего достигается при работе в стране с более высоким уровнем жизни.

Из вышесказанного следует, что рынок труда мигрантов, подчиняясь рыночным законам, в целом несет угрозу как для экономики принимающей страны (снижение уровня заработной платы, а вместе с ним - и уровня жизни), так и отправляющей страны (отток лучших работников всех направлений). Поэтому в выработке эффективных механизмов его регулирования заинтересованы все стороны. Здесь следует отметить, что прежде, чем делать попытку определения инструментов, способных оказать необходимое воздействие на рынок труда мигрантов, следует выявить векторы интересов принимающей и отправляющей сторон с целью определения их общих точек, то есть необходимо определить, насколько совпадают интересы страны, принимающей трудящихся-мигрантов, и страны, являющейся источником рабочей силы.

Традиционно принято считать, что такие интересы в большинстве случаев диаметрально противоположны. Однако более глубокий анализ, материалом для которого служит практика Таджикистана и России, показывает, что:

1) обе страны заинтересованы в защите прав трудящихся-мигрантов и уменьшении количества преступлений, совершаемых против мигрантов;

2) для обеих стран уменьшение потока мигрантов можно считать целесообразным;

3) и Таджикистан, и Россия заинтересованы в повышении качества рабочей силы.

Таким образом, имеются точки соприкосновения, позволяющие выработать

совместную миграционную политику. При этом мы настаиваем, что такая миграционная политика должна быть именно общей, а не просто согласованной. Это, с одной стороны, позволит оказывать более глубокое влияние на проходящие процессы, а с другой, -охватить проблему целиком, не замедляя её решения из-за границ между государствами.

Определенные шаги по согласованию политики и выработке совместных действий по первому из выявленных направлений интересов уже сделаны. Второе из них не столь однозначно, поскольку в данном случае принимающая сторона заинтересована в уменьшении числа неквалифицированных рабочих, в то время как направляющая - в приостановке оттока квалифицированных кадров. В данном случае совместные действия возможны, только если они будут направлены на общее снижение численности мигрантов без особых изменений в качестве предоставляемой рабочей силы.

Третье направление интересов - также общее для обеих стран. В данном случае проблема заключается в том, где и как должна осуществляться переподготовка рабочих,

поскольку затраты на данный процесс довольно велики. В этих условиях отношение принимающей стороны чаще всего становится чисто потребительским: она готова пользоваться полученными навыками рабочих, но не заинтересована в трате дополнительных средств для улучшения этих навыков. Подобное отношения вполне естественно и объективно с точки зрения экономической теории, так как средства государства следует в первую очередь тратить на улучшение положения собственных граждан, а не тех, кто может работать на благо принимающей страны всего несколько сезонов.

Вместе с тем Таджикистан как направляющая страна, во-первых, уже потерял свои наиболее квалифицированные кадры и, во-вторых, не имеет достаточно средств, чтобы создать условия для экспорта квалифицированной рабочей силы. В этих условиях тем большее значение приобретает выявленная нами особенность рынка труда мигрантов, состоящая в сильном влиянии рыночных механизмов, так как анализ факторов, воздействующих на спрос и предложение на данном рынке труда, позволит лучше понять происходящие процессы и выработать адекватные меры государственной миграционной политики. В частности, можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение (таблица 1).

Таблица 1. Факторы, влияющие на рынок труда

Фактор Содержание фактора

Предложение Демографические факторы Естественное изменение численности населения

Мотивация Размер оплаты труда и пособий по безработице; психологическая обстановка и т.д.

Факторы, воздействующие на число людей, ищущих работу Эффективность биржи труда; условия самозанятости и т.д.

Спрос Общая экономическая ситуация Производительность труда, инвестиционный климат и т.д.

Изменение потребности в рабочей силе Фазы экономического цикла

Мотивация работодателя Оплата труда

Составлено автором по: Хицкова Ю.В. Корреляционно-регрессионный анализ регулирования рынка труда

// Вестник Воронежского государственного технического университета. -2009. —№ 12(5). -С.59-64 [5].

Как демонстрируют данные таблицы, одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на предложение рабочей силы, остается демографическая ситуация. Сегодня в Республике Таджикистан ситуация на рынке труда складывается следующим образом (табл. 2).

Таблица 2. Динамика трудовых ресурсов в Республике Таджикистан

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Трудовые ресурсы 4 530 4 664 4 796 4 859 4 983 5 111

Прирост трудовых ресурсов, в % к 2,14 2,96 2,83 1,31 2,55 2,57

предыдущему году

Занятое население 2 233 2 249 2 291 2 307 2 325 2 380

Прирост занятого населения, в % к 0,63 0,72 1,87 0,70 0,78 2,36

предыдущему году

Рассчитано автором по данным: Таджикистан: 25 лет государственной независимости (статистический сборник). — Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. — 2016. — 522 с. [3].

Приведенные в таблице данные наглядно демонстрируют, что за последние пять лет численность трудовых ресурсов увеличивается в 2-3 раза быстрее, чем численность занятого населения. Из этого следует, что ежегодно более половины вступающей в работоспособный возраст молодежи не имеет возможности найти работу на территории Таджикистана и отправится на заработки за границу. Таким образом, анализ показывает, что предложение рабочей силы на рынке труда мигрантов нашей страны ежегодно будет увеличиваться, по крайней мере, на 1 %, поскольку предположение, что все экономически неактивное население нашей страны не занято никакой деятельностью, представляется нам абсурдным. В связи с этим мы уже сегодня должны четко понимать, что рынок труда для мигрантов Таджикистана требует расширения. Если сейчас большая часть трудовых мигрантов отправляется на заработки в Россию, то через несколько лет вполне возможна ситуация, когда спрос на ее рынке труда не будет превышать предложение нашей рабочей силы (учитывая рост числа мигрантов в Россию и из других стран СНГ). Поэтому сейчас чрезвычайно важно выявить способы переориентации потоков миграции в другие страны (Казахстан, Китай и т.д.) с формированием совместной с этими государствами миграционной политики.

Здесь немаловажное значение приобретает второй из приведенных выше факторов -мотивация работника. Выше мы уже отметили, что заработная плата в Таджикистане, оставаясь на довольно низком уровне, стимулирует стремление работающего найти более выгодные условия в другой стране. В связи с этим интерес представляет возможность сравнения среднего уровня оплаты труда в Республике Таджикистан и в ряде государств мира (таблица 3).

Таблица 3. Средняя заработная плата в некоторых странах СНГ на 2015 г.

Страны Средняя заработная плата в долл. США

Азербайджан 530

Беларусь 450

Грузия 470

Казахстан 660

Кыргызстан 160

Россия 490

Таджикистан 120

Украина 220

Источник: Средняя заработная плата в России (по регионам) и других странах мира в 2015 году. URL: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/srednyaya2015.html (Дата обращения: 08.02.2016) [4].

В Таджикистане в данное время оплата труда остается на более низком уровне, чем даже у наших ближайших соседей в Кыргызстане, также имеющих существенные проблемы в сфере занятости и довольно высокий уровень бедности. В этих условиях, как уже отмечалось, не следует ожидать сокращения числа трудоспособных людей, стремящихся найти работу за пределами нашей страны.

Последний из выделенных факторов, воздействующих на предложение рабочей силы, непосредственно определяет количество занятых в экономике Республики Таджикистан. В данной сфере, однако, воздействие не столь однозначно направлено на увеличение предложения. С одной стороны, работа биржи труда в республике далека от совершенства.

К тому же количество создаваемых рабочих мест явно меньше количества требующихся рабочих мест для обеспечения полной занятости с учетом естественного уровня безработицы. В связи с этим, сохраняется тенденция к расширению поиска отечественными трудящимися работы за рубежом.

С другой стороны, предпринимательская активность у населения Таджикистана достаточно высока. Это свидетельствует о том, что в какой-то мере увеличение предложения рабочей силы в будущем окажется не столь масштабным.

Вместе с тем анализ также показывает, что в ближайшие годы снижения числа трудящихся-мигрантов не предвидится. Следовательно, политика государства в области миграции должна принимать во внимание данный факт и учитывать возможные изменения ситуации.

Для лучшего понимания перспектив развития миграционных процессов трудящихся Таджикистана необходимо также рассмотреть возможные направления воздействия факторов, влияющих на спрос на рабочую силу на рынках принимающих государств. Поскольку основным государством, формирующим спрос на труд наших мигрантов, является Российская Федерация, мы рассмотрим изменения спроса на труд именно в этой стране. Для экономики России сегодня можно с большой долей уверенности отметить следующее:

- экономика России переживает спад, усиливающийся за счет негативного внешнего воздействия;

- увеличение спроса на труд в ближайшее время невозможно, так как сохраняется тенденция к его снижению;

- способность экономики России принимать трудовых мигрантов также снижается под воздействием как экономического спада в целом, так и под воздействием снижения спроса на труд.

В результате общая перспектива складывается следующим образом. В краткосрочной перспективе предполагается снижение спроса на труд мигрантов при увеличении его предложения. При этом модель спроса и предложения на рынке труда позволяет нам выделить три возможных варианта развития событий, сопровождающихся снижением уровня оплаты труда наших трудовых мигрантов:

1. Увеличение предложения превысит снижение спроса - в этом случае появляется возможность несколько расширить поток мигрантов при снижении их средней заработной платы.

2. Предложение увеличится настолько же, насколько уменьшится спрос - это приведет к установлению новой точки равновесия на рынке труда, соответствующей тому же количеству принимаемой рабочей силы при снижении заработной платы.

3. Снижение спроса превысит увеличение предложения, что приведет как к уменьшению сегмента трудовых мигрантов на рынке труда принимающей страны, так и к снижению заработной платы.

Наиболее неблагоприятной для нашей страны представляется третья ситуация. Вместе с тем в любом случае снижение уровня оплаты труда для наших работников будет достаточно ощутимым. Потому что, во-первых, в абсолютном большинстве случаев их защиту не обеспечивают профсоюзы; во-вторых, работа трудовых мигрантов является по большей части сдельной и оплата труда оговаривается в каждом отдельном случае, что

делает уровень заработной платы крайне чувствительным к воздействию и эндогенных, и экзогенных факторов. В-третьих, существенные затраты, связанные с отправкой работника за рубеж на заработки, часто вынуждают мигрантов соглашаться практически на любые условия оплаты, способные, по крайней мере, компенсировать понесенные издержки.

Все вышесказанное позволяет предположить, что в краткосрочном периоде на рынке труда мигрантов могут возникнуть серьезные проблемы, следствием которых для нашей страны явится следующее:

- снижение уровня жизни ввиду снижения уровня доходов;

- увеличение нагрузки на внутренний рынок труда, рост предложения труда на внутреннем рынке, возможное снижение уровня заработной платы;

- рост уровня безработицы, увеличение доли теневой экономики, рост числа преступлений, в том числе экономических.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это делает жизненно важным определение механизмов, которые могли бы в данной ситуации воздействовать на внутренний и внешний рынки труда и, по крайней мере, уменьшить остроту проблемы. Учитывая возможные инструменты регулирования миграционных потоков, можно предложить следующий механизм управления рынком труда мигрантов в складывающихся условиях (см. рисунок 1).

Особо следует подчеркнуть, что изменение минимального уровня оплаты труда в данной ситуации не окажет положительного эффекта, поскольку не отразится на реальном размере оплаты труда, складывающемся в нашей стране на основе реальной платежеспособности работодателей.

Так, в 2015 году размер минимальной заработной платы составлял 250 сомони, в то же время работники сельского хозяйства получали в среднем 213,26 сомони [3]. Воздействие подобных мер на внешний (зарубежный) рынок труда также не представляется возможным.

В связи с этим оптимальными направлениями воздействия нам представляются те направления, что выделены на рисунке 1. В данном случае государственное регулирование позволяет влиять, насколько это возможно, на все элементы, определяющие ситуацию на рынке труда мигрантов. При этом влияние оказывается одновременно на:

- спрос и предложение труда мигрантов на внешнем рынке (на рынке труда принимающей страны);

- спрос и предложение труда на внутреннем рынке;

- направление и объем миграционных потоков.

Данный механизм действует следующим образом. Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса обеспечит создание новых рабочих мест, что позволит повысить спрос на рабочую силу на территории Республики Таджикистан и снизит необходимость поиска заработков в других государствах, то есть уменьшит в какой-то мере миграционный поток.

При этом целенаправленная миграционная политика, регулируя численность населения, также регулирует число трудоспособных граждан. Постепенно снижая темпы роста численности населения, мы получим возможность ограничить предложение на труд, что также приведет к уменьшению миграционных потоков.

Безусловно, данные меры не способны оказать полномасштабного воздействия в краткосрочном периоде, когда ситуация складывается наиболее проблемно. Вместе с тем в

комплексе с прочими мерами воздействия эти инструменты, на наш взгляд, способны привести к планируемому результату.

Рисунок 1. Механизм государственного регулирования миграции и направления его воздействия на миграционные потоки в Республике Таджикистан

В краткосрочном периоде большее значение приобретают повышение квалификации и переподготовка кадров. В сложившихся условиях этот процесс является, на наш взгляд, достаточно действенным способом регулирования миграционных потоков. Сегодня широкое распространение получили краткосрочные курсы изучения языка и работы на компьютере. Это служит хорошей основой для расширения деятельности по подготовке кадров.

Изменение квалификации рабочих повысит спрос на их труд на внешних рынках. Это особенно важно в условиях снижения спроса и позволит уменьшить остроту или полностью ликвидировать проблему.

Кроме того, изменения в структуре предложения рабочей силы позволят перенаправить часть потока мигрантов в другие страны, в том числе и в страны Европы.

Определенное влияние на количество мигрантов могут оказать разработанные совместно с принимающей стороной нормативные акты, лимитирующие число мигрантов или вводящие дополнительные требования к их пребыванию.

И, наконец, система международных соглашений в области миграции трудовых ресурсов и целенаправленная миграционная политика также способны содействовать регулированию потока мигрантов и спроса и предложения на рынке труда принимающей страны. Две последние меры имеют характер скорее ограничительный и чаще всего бывают направлены на защиту интересов принимающей стороны. В связи с этим необходимо выработать общий подход к проблеме на основе принятия компромиссных решений, что позволит сохранить баланс интересов.

В целом механизм государственного регулирования миграции должен представлять собой единую систему. В связи с этим наиболее оптимальным вариантом повышения эффективности механизма государственного регулирования миграции за счет обеспечения общности и взаимосвязи всех его элементов является объединение системы информирования и программ по повышению квалификации и переподготовке трудовых мигрантов. Это позволит наиболее эффективно распределять ресурсы и осуществлять целенаправленную подготовку специалистов в соответствии с особенностями спроса на труд в принимающей стране.

В целом функционирование подобного механизма опирается на меры государственной экономической политики и в полной мере зависит от направленности и эффективности последней.

Список использованной литературы:

1. Горбачева Г.П. Государственный механизм регулирования рынка труда// Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2013. - № 27. - С. 84-92.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - 2-е изд., изм. -М.: Норма, 2005. - 576 с.

3. Таджикистан: 25 лет государственной независимости (статистический сборник). -Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. -2016. - 522 с.

4. Средняя заработная плата в России (по регионам) и других странах мира в 2015 году. URL: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/srednyaya2015.html (Дата обращения: 08.02.2016)

5. Хицкова Ю.В. Корреляционно-регрессионный анализ регулирования рынка труда// Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2009. - № 12, том 5. - С. 59-64.

Reference Literature:

1. Gozbachyova G.P. State Mechanism of Labour Market Regulation // Economics and Modern Management: Theory and Practice. 2013, № 27. - pp. 84-92.

2. Nureyev R.M. The Course of Microeconomics : manual for higher schools. - the 2-nd edition, revised. - M. : Norm. 2005. - 576pp.

3. Tajikistan: 25 Years of State Independence (Statistical collection). - Dushanbe: Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President. - 2016. - 522 pp.

4. Average Wages in Russia (along the regions) and other World Countries in 2015. URL: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/srednyaya2015.html (Date of request: 08.02.2016)

5. Khitskova Yu. V. Correlational-Regressive Analysis of Labour Market Regulation // Bulletin of Voronezh State Engineering University. - 2009, № 12, V.5. - pp. 59-64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.