Научная статья на тему 'Механизм развития российско-таджикских отношений в области трудовой миграции'

Механизм развития российско-таджикских отношений в области трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
708
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ ГРАЖДАН ТАДЖИКИСТАНА / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАЩИТА ПРАВ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИСТРАЦИЯ МИГРАНТОВ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / MIGRATION OF TAJIKISTAN CITIZENS / LABORING ACTIVITY / ADVOCACY OF RIGHTS / LEGAL REGULATION / SOCIAL SUPPORT / REGISTRATION OF MIGRANTS / PUBLIC ASSOCIATIONS / МУҳОЦИРАТИ ШАҳРВАНДОНИ ТОҷИКИСТОН / ФАЪОЛИЯТИ МЕҳНАТӣ / ҳИМОЯИ ҳУЦУЦ / ТАНЗИМИ ҳУқУқӣ / КӯМАКИ ИЦТИМОӣ / БАқАЙДГИРИИ МУҳОҷИРОН / ТАШКИЛОТҳОИ ҷАМЪИЯТӣ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алиева Р. Р.

Рассматривается таджикско-российское сотрудничество в области миграции. На основе широкого круга источников, часть из которых впервые введена в научный оборот, отражены меры, направленные на совершенствование правовой базы пребывания трудовых мигрантов в Российской Федерации. Акцентируется внимание на деятельности общественных объединений и культурных центров таджиков по защите прав и интересов трудовых мигрантов в РФ. В заключении изложен вывод, что проблемы трудовых мигрантов-выходцев из Таджикистана требуют создания оптимальных условий для их трудовой деятельности в стране пребывания, совершенствования миграционного законодательства, трансформации общественного сознания российских граждан относительно проблем миграции, а также изменения ориентиров и психологии самих мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алиева Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mechanism of Development of Russian-Tajik Relations in the Field of Labour Migration

The article dwells on the Tajik-Russian collaboration in the field of migration. Proceeding from a broad range of originals a part of which is introduced into a scientific circulation, the author speaks about the measures aimed at an improvement of a legal base concerned with laboring migrants ’ sojourn in Russian Federation. The emphasis is laid upon the activities of public associations and cultural centers of Tajiks on labour migrants ’ rights and interests advocacy in RF. The author expounds an inference running to the effect that the problems of laboring migrants from Tajikistan require creation of optimal conditions for their working activity in the country of sojourn, improvement of legislation related to the migration, transformation of social consciousness on the part of Russian citizens concerning problems of migration, changing of bearings and psychology of migrants themselves must be involved too.

Текст научной работы на тему «Механизм развития российско-таджикских отношений в области трудовой миграции»

07.00.15 ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 07.00.15 HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND FOREIGH POLICY

УДК 314 ББК 60.723.5-5

Алиева Рафоат Рашидовна,

к.и.н., доцент кафедры общественных дисциплин ИЭТ ТГУК (Таджикистан, Худжанд)

Алиева Рафоат Рашидовна,

н.и. т., дотсенти кафедраи цомеашиносии ДИС ДДТТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Aliyeva Rafoat Rashidovna,

candidate of historical sciences, Associate Professor of the department of social disciplines under the Institute of Economy and Trade attached to the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: миграция граждан Таджикистана, трудовая деятельность, защита прав, правовое регулирование, социальная поддержка, регистрация мигрантов, общественные объединения

Рассматривается таджикско-российское сотрудничество в области миграции. На основе широкого круга источников, часть из которых впервые введена в научный оборот, отражены меры, направленные на совершенствование правовой базы пребывания трудовых мигрантов в Российской Федерации. Акцентируется внимание на деятельности общественных объединений и культурных центров таджиков по защите прав и интересов трудовых мигрантов в РФ. В заключении изложен вывод, что проблемы трудовых мигрантов-выходцев из Таджикистана требуют создания оптимальных условий для их трудовой деятельности в стране пребывания, совершенствования миграционного законодательства, трансформации общественного сознания российских граждан относительно проблем миграции, а также изменения ориентиров и психологии самих мигрантов.

Калидвожа^о: мууоцирати шаурвандони Тоцикистон, фаъолияти меунати, уимояи ууцуц, танзими ууцуцй, кумаки ицтимои, бацайдгирии мууоцирон, ташкилотуои цамъияти

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

МЕХАНИЗМИ РУШДИ МУНОСИБАТХОИ СОХАИ МУХОЦИРАТИ РУСИЯВУ ТОЦИКИСТОН

THE MECHANISM OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN-TAJIK RELATIONS IN THE FIELD OF LABOUR MIGRATION

Дар мацола уамкорщои Тоцикистону Русия дар со^аи му^оцират барраси шудааст. Дар асоси манбаъуои сершумор, ки цисми ощо бори аввал ба гардиши илми ворид карда шудааст, дар мацола тадбируое пешниуод шудаанд, ки ба такмили заминаи ууцуции будубоши мууоцирони ме^нати дар Федератсияи Русия равона гардидаанд. Ба фаъолияти ташкилотуои цамъияти ва марказуои фар^ангии тоцикон оид ба уимояи цуцуц ва манфиатуои мууоцирони меунатй дар Федерацияи Русия дищати махсус дода шудааст. Муаллиф ба хулосае расидааст, ки масоили мууоцирони меунатии Тоцикистон ташкили шароити мусоиди фаъолияти меунатии мууоциронро дар кишвари будубош, такмили цонунгузории му^оциратй, тагйири тамоюл ва психологияи худи мууоциронро талаб мекунад.

Key words: migration of Tajikistan citizens, laboring activity, advocacy of rights, legal

regulation, social support, registration of migrants, public associations

The article dwells on the Tajik-Russian collaboration in the field of migration. Proceeding from a broad range of originals a part of which is introduced into a scientific circulation, the author speaks about the measures aimed at an improvement of a legal base concerned with laboring migrants' sojourn in Russian Federation. The emphasis is laid upon the activities of public associations and cultural centers of Tajiks on labour migrants' rights and interests advocacy in RF. The author expounds an inference running to the effect that the problems of laboring migrants from Tajikistan require creation of optimal conditions for their working activity in the country of sojourn, improvement of legislation related to the migration, transformation of social consciousness on the part of Russian citizens concerning problems of migration, changing of bearings and psychology of migrants themselves must be involved too.

В миграционные процессы на современном этапе вовлечены представители разных народов и национальностей, говорящие на разных языках, имеющие различную культуру, традиции и обряды, исповедующие разные религии. Трудовые мигранты - это люди, которые рискуют выехать за пределы своей страны в поисках возможностей для себя и своей семьи. Миграционные процессы всегда имели большое социальное, экономическое и даже политическое значение в истории человечества, обогащали культуру и цивилизации. Этот мировой факт очевиден, и Таджикистан не исключение.

Трудовая миграция для таджиков - явление не новое. Ещё в конце ХК-начале ХХ века представители населения Восточной Бухары и Памира из-за произвола алчных правителей, притеснения богачей, взимателей налогов выезжали на заработки, чтобы заработать на промышленных стройках Туркестана - в Коканд, Фергану, Ходжент, Самарканд, Ташкент. В те времена такая форма миграции называлась «отходничество». Именно из отходников в дальнейшем сложился костяк рабочего класса в южных и северных районах Таджикистана. Накануне Октябрьской революции они были известны как основатели рабочих династий [12, с. 99].

Одновременно шел процесс переселения людей из Центральной России в Туркестан. В городах Туркестана возникли русские поселения. Со времени завоевания края вслед за русскими солдатами сюда приехали служащие, чиновники, рабочие. За 50 лет, с 1867 по 1917 гг., в Средней Азии было образовано 269 русских поселков с 15 486 дворами, в которых жили 86 495 человек [5, с. 43].

Возникновение русских поселков в Средней Азии имело прогрессивное значение, которое проявлялось в трех измерениях: экономическом, политическом и культурном. Переселенцы из России сыграли важную роль в развитии производительных сил, освоении целинных и залежных земель, строительстве оросительных каналов. Они передавали местным земледельцам свой опыт землепользования и прогрессивные приемы агротехники, распространяли новые виды технологических культур (картофель, сахарную свеклу, подсолнечник, табак). При русских здесь получили более широкое распространение пчеловодство и культура овса. Появились новые виды овощей: помидоры, укроп, сахарная свекла, новые улучшенные сорта яблок, груш, вишни, черешни, новые породы лошадей, коров, коз, собак.

В первые годы Советской власти и вплоть до 50-х годов ХХ в. наблюдалась миграция из России в Таджикистан в основном русскоязычного населения из центральных районов СССР. Во все последующие годы эту проблему пытались решить целевым набором рабочих на предприятия и стройки союзных республик. В связи с высокой рождаемостью и интенсивным ростом населения во времена существования СССР в Республике Таджикистан был накоплен огромный трудовой потенциал, и наша республика стала мощным источником трудовых ресурсов.

В Таджикистане, как и в других странах Центральной Азии, в последней четверти ХХ -начале ХХ1 века произошли глубокие изменения в масштабах, структуре и причинах миграции населения. Процесс суверенизации Таджикистана и последовавшая затем гражданская война 1992-1993 гг. и продолжавшийся до 1997 г. период политической нестабильности привели к глубокой трансформации нашего общества. Миграцию населения стали определять совершенно иные факторы, чем те, которые доминировали в последние десятилетия существования СССР.

Кардинальные изменения в социальной, экономической и политической сферах обусловили новые тенденции в миграционных процессах, где выделяются две составляющие: отток русскоязычного населения и рост внешней трудовой миграции местного населения, которая приобрела значительные масштабы. Переход к рыночным отношениям и появившаяся возможность выезда в другие страны в сочетании с экономическим кризисом, массовой потерей работы и резким падением доходов сыграли роль мощного толчка в развитии трудовой миграции.

Сотни тысяч бывших рабочих, колхозников, большое количество специалистов народного хозяйства, в том числе учителей, врачей, инженеров-строителей, работников сферы культуры умножили ряды людей, лишенных средств производства, ставших работниками, живущими продажей рабочей силы. Таджикистан, известный как одна из беднейших стран мира, богат самой дешевой рабочей силой. Этот массовый социальный недуг способствовал усилению миграции населения.

Хотя трудовая миграция является не новым явлением и мировое сообщество имеет большой опыт работы в этой сфере, тем не менее, ее развитие сегодня идет крайне противоречиво и многообразно. Обостряются противоречия между принимающими и посылающими странами, остро ощущается недостаток эффективного и конструктивного сотрудничества между этими странами. Для Республики Таджикистан, которая ранее не сталкивалась с массовым выездом граждан с целью трудоустройства в другие страны, понимание миграционных процессов с точки зрения государственного управления представляется исключительно актуальной задачей. Республика Таджикистан вступила в

глобальные миграционные процессы без какой-либо формы государственного регулирования.

Трудовая миграция является заметным штрихом в российско-таджикских отношениях, так как именно в России в основном сосредоточены трудовые мигранты из Республики Таджикистан. По официальным данным, которые приводит таджикский ученый З.М. Ярашев, на конец 2006 года в трудовой миграции в России находились около миллиона таджикистанцев [19, с. 84]. Исследования, выполненные по Согдийской области в апреле 2007 г., показали, что из общего числа внешних трудовых мигрантов 92% стремились в Российскую Федерацию, 8% - в Казахстан, 5% - в другие страны ближнего зарубежья, и 2% - в другие страны мира. Российская Федерация в силу экономических и социально-политических возможностей, которые соответствовали бы интересам граждан Таджикистана, была и остается притягательной для них [16, с. 69]. Сконцентрированы они преимущественно в российских мегаполисах, таких как Москва (25,7%), Санкт-Петербург (4,8%), Екатеринбург (4,5%), Новосибирск (4,1%), Самара (2,8%), Казань (2,6%), Иркутск (2,5%) [14, ^42] и др. Приведённые данные свидетельствуют о том, что развитые промышленные регионы Европейской части России отличаются повышенной привлекательностью для иностранной рабочей силы, более широкими возможностями для получения работы и социальных благ. Здесь сосредоточены 70,8% всех внешних трудовых мигрантов, работающих в России на легальной основе.

В Таджикистане внешняя миграция составляет одну из главных характеристик социально-экономического и политического развития в современных условиях. Если в начале и середине 90—х годов ХХ в. из Таджикистана выезжали на постоянное место жительства в основном русские, украинцы, белорусы, армяне и другие этнические группы, то в последние годы основное количество выезжающих составляют таджики, которые направляются на заработки. Трудовая миграция населения в современных условиях Таджикистана выполняет исключительно важную роль: она позволяет значительной части населения республики заметно поправить экономическое положение, а в годы гражданской войны даже сформировала альтернативную сферу занятости населения. Помимо этого, миграция создает возможность приобщиться к культуре других стран и народов, овладеть иностранными языками, перенять производственный опыт и новые технологии, устанавливать новые человеческие контакты.

Основным положительным эффектом внешней миграции выступают денежные переводы трудовых мигрантов в страну происхождения. Таджикский ученый, профессор Российско-таджикского университета (РТСУ) Р. Ульмасов, который очень много пишет о проблемах трудовой миграции и путях их решения, отмечает, что денежные переводы трудовых мигрантов играют гораздо большую роль в решении социальных проблем, чем бюджетные средства, поскольку ежегодные финансовые поступления от них являются ощутимой поддержкой для национальной экономики Таджикистана, поскольку до трети государственного бюджета Таджикистана пополняется за счет поступлений от трудовых мигрантов из Российской Федерации. Они становятся вполне сопоставимыми с объемами ВВП. Эта сумма денежных переводов оценивается от 700 млн до 4 мрд долл. США, что в 2004 г. по сравнению с государственным бюджетом страны оказалось больше в 5,8 раза [13]. Если в 2002 году они составляли 16,2% от общей суммы ВВП, то в 2006 году - до 73,2% [17, с. 69].

По данным исследования, именно эти деньги составили финансовую основу для создания более чем 100 тыс. рабочих мест в розничной торговле и 65 тыс. рабочих мест в системе пассажирского транспорта и связи. Значительная часть средств, зарабатываемых мигрантами, идет на широкое жилищное строительство в сельской местности [13]. Анализ структуры использования денежных переводов показывает, что из всего объема годовых денежных переводов от внешних трудовых мигрантов 55% средств используется на удовлетворение повседневных потребностей, остальное - на строительство жилья, организацию малого бизнеса, приобретение автомашин; на проведение свадеб и религиозных обрядов затрачиваются 11,5% [14, с. 166].

Однако, на наш взгляд, не следует упрощать проблемы, существующие в области миграционной политики. Они, безусловно, есть и постоянно находятся в поле зрения политического руководства России и Таджикистана. Сотни тысяч таджиков ежегодно выезжают в Россию в качестве трудовых мигрантов. Таджикские мигранты, как и их коллеги из других азиатских стран, сталкиваются с целым рядом сложных проблем, начиная от притеснений отдельных сотрудников правоохранительных органов России и заканчивая погромами и нападениями различных группировок неофашистского и националистического толка. К большому сожалению, мигранты воспринимаются коренным российским населением как потенциальная угроза. В массовом сознании россиян весьма распространен образ мигранта, приехавшего «воспользоваться» местными ресурсами, чтобы вытеснить на рынке труда местных торговцев. Некоторые российские политики, бизнесмены и журналисты составили себе искаженное представление о Таджикистане. Этому способствовали и некоторые СМИ, распространявшие с конца 90-х годов необъективную информацию о Таджикистане. Депутаты Госдумы и различные чиновники неоднократно поднимали в СМИ вопрос о введении визового режима и депортации таджикских мигрантов, что стало «козырной картой» в отношениях России с нашей страной. Отожествление Таджикистана со страной наркотиков, утверждения о том, что таджикские трудовые мигранты практически вытеснили россиян из отдельных секторов рынка труда и это-де представляет реальную угрозу для национальной безопасности страны, стали привычными для некоторых депутатов Государственной Думы России. Существенным образом они сказались и на настроении людей, проживающих в России [11, с. 307].

Стало очевидно, что возросшие масштабы трудовой миграции и возникшие в этой связи проблемы с обеспечением условий жизни и труда и защитой прав граждан в странах пребывания требовали разработки и принятия мер, которые позволили бы создать эффективную систему государственного регулирования миграционных процессов. Это, в частности, формирование стройной и сбалансированной государственной системы, пользующейся поддержкой государственных и негосударственных институтов, а также общественных и международных организаций, включая таджикские общественные организации и диаспоры.

В 2003 году было принято и ратифицировано законодательными органами двух стран Межправительственное соглашение, которое заложило правовую основу для деятельности сторон, направленное на создание правовой системы и механизмов регулирования проблем внешней трудовой миграции [1, с. 125].

Начиная с 2003 года в ходе реализации вышеуказанного соглашения были достигнуты важные договоренности между заинтересованными министерствами, ведомствами и другими хозяйствующими субъектами Республики Таджикистан и Российской Федерации.

Знаменательно, что благодаря встрече президентов Российской Федерации В.В. Путина и Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на саммите в Сочи (июнь 2004 г.) политика в отношении мигрантов к началу 2005 года коренным образом изменилась. Отныне в свете сочинских решений вопрос о введении въездных виз для таджикистанцев был снят. Наметился позитивный вклад, который был внесён представителями законодательной и исполнительной власти обеих стран в решение проблем трудовых мигрантов из Таджикистана.

В целях правового регулирования проблем внешней трудовой миграции и создания благоприятных условий для работы граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации в октябре 2004 года было подписано Межправительственное соглашение «О трудовой деятельности и защите прав граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан». Согласно одному из протоколов заседаний этой группы, с 1 февраля 2008 г. началось признание соответствующими органами Российской Федерации медицинских сертификатов, выданных уполномоченными органами РТ. Одновременно для осуществления этой задачи в г. Душанбе и областях страны были открыты специальные медицинские центры, которые приступили к своей деятельности с февраля 2008 г. [17, с. 70].

В строгом соответствии с законодательством была значительно упрощена регистрация мигрантов, обеспечена их разносторонняя социальная поддержка. Основными компонентами таджикско - российских отношений в ближайшие годы стали защита прав и интересов граждан Таджикистана в России, создание условий для их объединения в культурных Центрах, возможность получения образования на родном языке и языке страны проживания, а также совместная работа по созданию положительного имиджа, популяризации языка и культуры наших народов. К числу мер, направленных на государственное регулирование процессов миграции и защиту прав и интересов трудовых мигрантов, относится создание Миграционной службы Министерства внутренних дел страны и Государственного агентства по социальной защите, занятости населения и миграции Министерства труда и социальной защиты населения [2, с. 192].

Итогом многолетней работы двух государств в области трудовой миграции стали изменения, внесенные в Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 года «О правовом положении иностранных граждан». Они способствовали созданию благоприятного миграционного климата, еще большему повышению авторитета Российской Федерации в вопросах гуманизации законодательства, ибо принятые Госдумой и одобренные Федеральным Собранием России изменения отличаются прагматичностью и гибкостью в вопросах трудовой миграции.

Отныне основные проблемы граждан РТ в России - многочисленные факты устройства на работу без разрешения миграционной службы, мизерная заработная плата и кабальные условия существования как следствие отсутствия ответственности работодателей -должны были решаться работниками Представительства Минтруда РТ на месте пребывания трудовых мигрантов [15].

Учитывая масштабы трудовой миграции, в составе посольства РТ в Российской Федерации был образован отдел по работе с трудовыми мигрантами. Постановлением

Правительства было создано представительство Министерства внутренних дел Республики Таджикистан в Российской Федерации, которое непосредственно занимается вопросами трудовой миграции и защитой законных прав мигрантов [16]. В рамках сотрудничества двух министерств решением МВД Республики Таджикистан и МВД Российской Федерации в рамках реализации положений Соглашения было принято совместное решение о паспортизации трудящихся мигрантов - граждан Республики Таджикистан на территории страны пребывания. В соответствии с ним в пяти крупнейших городах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Новосибирск, Екатеринбург) были открыты консульства РТ, при которых созданы рабочие группы из числа сотрудников МВД обеих стран. По состоянию на август 2008 г. 25 тысяч граждан РТ смогли получить общегражданские заграничные паспорта, тем самым легализовав свое пребывание на территории РФ, что является уникальным опытом среди стран СНГ по выдаче подобного документа, удостоверяющего личность [6, с. 14].

Результатом сотрудничества министерств, согласно межведомственному соглашению, стала работа, проведенная Федеральной миграционной службой России в 2005 - 2006 годах по ускоренной легализации трудовых мигрантов, что оказало положительное воздействие на трудоустройство и последующую легализацию трудовых мигрантов из Республики Таджикистан. К примеру, если в 2004 году было легализовано 23 тыс. 282 человека, то в 2005 году благодаря мероприятиям ФМС России их число достигло 52 тыс. 602 человек [2, с. 191]. Согласно материалам вышеуказанного источника, наблюдается тенденция к увеличению числа трудовых мигрантов, изъявивших желание получить разрешение на временное проживание (2 801 человек в 2004 году, 6 720 - в 2005 году). С учетом сложной миграционной ситуации в России, связанной с демографическими проблемами, наметилось стремление властей России к удовлетворению просьбы таджикских граждан об их постоянном проживании в регионах Российской Федерации [7, с. 48].

Как показывает практика, в целях регулирования внешней трудовой миграции на национальном уровне должны применяться согласованные стратегии сторон. Такого соглашения легче достичь на двустороннем или многостороннем уровнях путем заключения межправительственных соглашений о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся - мигрантов, создании современных структур по комплексному обслуживанию трудовых мигрантов с учетом развития интеграционных процессов и глобализации экономики. Исходя из этого, по инициативе правительства Республики Таджикистан 15-17 сентября 2007 г. в Москве и Оренбурге был проведен Межпарламентский Форум «Таджикистан - Россия: потенциал межрегионального сотрудничества», посвящённый проблемам трудовой миграции, с участием представителей законодательных и исполнительных органов России и Таджикистана. [9; 10]. В этом направлении положительные результаты достигнуты и во взаимоотношениях между Правительством Республики Таджикистан и правительствами Астраханской, Свердловской, Пензенской, Саратовской, Ленинградской областей и Краснодарского края, благодаря которым на взаимовыгодных условиях определены рынки труда, обозначены направления и параметры эффективного использования трудовых мигрантов, их легализации на территории этих регионов России и Таджикистана [15].

Мероприятия Дней культуры Согдийской области в Воронежской области Российской Федерации, которые состоялись в июне 2006 года, подробно освещались городскими и областными СМИ [4]. Очень хорошее впечатление произвел на зрительскую аудиторию

документальный фильм о Согдийской области, который позволил поближе познакомить жителей этого региона с историей нашего государства и современным Таджикистаном. Он вызвал особый интерес у руководителей администрации Воронежа и одноименной области в плане налаживания делового партнерства. Во время встреч выяснилось, что жители Воронежской области с большим уважением относятся к нашим соотечественникам, а некоторые из них сами являются выходцами из Таджикистана. По данным миграционной службы Воронежа, только за девять месяцев 2005 года более 100 таджикских трудовых мигрантов получили здесь вид на жительство [16].

Одна из главных проблем таджикских трудовых мигрантов в РФ - вопрос об их легализации. Прежнее законодательство РФ в области миграции предоставляло возможность зарубежным мигрантам проживать на территории этой страны без регистрации. В связи с чем большинство трудовых мигрантов, не имевших регистрации, предпочитали не легализовываться, что и породило их многочисленные проблемы, связанные с правоохранительными органами Российской Федерации. Результатом сотрудничества России и Таджикистана в сфере трудовой миграции стала ратификация Соглашения о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации, так называемая «дорожная карта», подписанная в ходе визита Президента России В.В. Путина в Таджикистан в октябре 2012 г. [8]. Документ устанавливает срок постановки таджикских граждан на учет в соответствующих органах регистрации в течение 15 дней, тогда как прежде он составлял 7 дней. Согласно Протоколу данного соглашения, увеличивается срок выдаваемого гражданам Таджикистана разрешения на работу. Теперь он будет составлять 3 года вместо прежнего срока в один год. Продлевать срок действия разрешения на работу граждане Таджикистана смогут без выезда за пределы страны. Реализуется Межправительственное соглашение об организованном наборе граждан Таджикистана на работу в Российской Федерации.

Таким образом, необходимо отметить, что в результате огромной работы двух государств к 2015 году была сформирована развитая нормативно-правовая база, регулирующая миграцию, которая отвечает международным стандартам в этой сфере и национальным интересам России и Таджикистана.

Таджикские мигранты с каждым годом становятся все более законопослушными. Было введено квотирование миграции рабочей силы, более четко сформированы требования, предъявляемые к мигрантам, выстроены механизмы их реализации. И одновременно ужесточился контроль над соблюдением норм миграционного законодательства российскими предпринимателями, в несколько раз увеличены штрафные санкции за их нарушение, том числе за нарушение обязательств по условиям труда и быта, заработной платы в отношении мигрантов, за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности. По состоянию на начало 2014 года в России действуют 298 курсов по изучению русского языка, 99 из них работают на безвозмездной основе.

Для оказания помощи и поддержки трудовых мигрантов, защиты их прав в большинстве городов проживания наших соотечественников и граждан создано множество общественных объединений и культурных центров таджиков. Так, сегодня почти во всех городах и областях Российской Федерации действуют национально-культурные общества таджиков. Количество таких организаций в 2009 году достигло 67, и они работают в 34 административных образованиях этой страны [18].

Вместе с официальными представителями соответствующих государственных органов Республики Таджикистан в Российской Федерации эти организации принимают необходимые меры по защите прав и интересов, а также повышению чувства патриотизма наших соотечественников, пропаганде идей единства и сплоченности, культурных ценностей таджикской нации, дружбы и взаимного уважения между нациями.

Хотя указанные организации и общества, в соответствии с их уставными задачами, носят культурно-общественный характер, они, в тесном сотрудничестве с дипломатическими представительствами и консульствами, проводят значительную работу по защите прав и интересов трудовых мигрантов и регулированию их деятельности на основе действующего законодательства обеих стран. Большинство из них, объединив вокруг себя тысячи наших соотечественников, обеспечивают им нормальную деятельность и снискали большой авторитет в глазах государственных органов страны проживания и самих мигрантов.

В ряде областей Российской Федерации организованы и успешно работают общественные организации, членами которых являются таджики-резиденты и нерезиденты (т.е. трудовые мигранты) - выходцы из Таджикистана. Так, в Пермском крае действует «Общественный центр таджиков Перми», который способствует разрешению конфликтных ситуаций в отношениях между мигрантами, работодателями, миграционными службами, органами внутренних дел, организует воспитательные и культурно-массовые мероприятия и т.д. При краевой библиотеке действует организованная этим центром «Школа мигранта», где выходцы из Таджикистана проходят краткие курсы по изучению прав и обязанностей трудовых мигрантов, а также основ экономики, истории и культуры Российской Федерации, и Пермского края в частности [9].

Региональный общественный фонд «Таджикистан», которым руководит наша соотечественница Гавхар Джураева, и общественная организация поддержки беженцев и мигрантов из Таджикистана «Инсон» [3] оказывают мигрантам помощь в защите их прав, в сборе документов для выезда из спецприемников в Таджикистан, занимаются разрешением трудовых споров о невыплате зарплаты, поиском людей, разбирательством по фактам задержания и возбуждения (а также фабрикации) уголовных дел на граждан РТ. Помимо этого, эти организации оказывают определенную помощь тяжелобольным, принимают участие в отправке тел погибших на родину и т.д. Для решения возникающих вопросов фонд «Таджикистан» активно сотрудничает с посольством и консульством РТ, другими властными структурами, российскими НПО, международными организациями, общественными организациями таджиков в Москве и по всей России, таджикскими землячествами, а также другими национально-культурными объединениями.

Правительство Таджикистана проводит значительную работу по упорядочению процесса трудовой миграции. Уместно заметить, что Президент РТ Эмомали Рахмон использует каждую встречу во время своих визитов в те страны, где временно или постоянно проживают соотечественники, для встреч и бесед с ними. После этих встреч зачастую принимаются эффективные меры для реализации имеющихся у них проблем и защиты их прав и свобод. Одним из результатов таких встреч и постоянной заботы главы государства является создание общественного объединения «Союз таджикистанцев России», который был создан 5 ноября 2007 года на Первом форуме общественных организаций таджиков, проживающих в Российской Федерации. Создание этого форума является важным историческим событием в деле защиты прав таджиков и наших

соотечественников, своевременного решения их проблем на территории Российской Федерации.

Таким образом, можно заключить, что стремление к диалогу и сотрудничеству, которое демонстрируют в последнее время правительства Республики Таджикистан и Российской Федерации, свидетельствует об осознании того, что проблемы трудовой миграции в регионе не могут быть решены отдельными странами, действующими в изоляции или на односторонней основе. Только взаимодействие с государственными органами Российской Федерации по урегулированию проблем внешней трудовой миграции позволяет и позволит в дальнейшем положительно решать проблемы трудовых мигрантов и их легализации на территории страны пребывания.

Проблема трудовой миграции населения Таджикистана требует, помимо создания миграционного законодательства, создания оптимальных условий для трудовой деятельности мигрантов в стране пребывания, трансформации общественного сознания российских граждан относительно проблемы миграции, изменения ориентиров и психологии самих мигрантов, а также интеграции различных народов, культур и традиций, их сближения и взаимообогащения.

Список использованной литературы:

1. Азимов А.Д. Взаимодействие рынков труда Таджикистана и России в условиях трансформации демографических процессов// Вестник ТГУПБП.- № 1/10. - 2014.-С.124-130.

2. Бабаджанова М.М. Проблемы внешней трудовой миграции и механизмы её изучения//Вестник университета. —Душанбе: РТСУ, 2012. - №1. - 2012.— С.189-200.

3. За таджикских мигрантов есть кому заступитъся//Бизнес и политика.— 2006.—4 декабря.

4. Камбари Г. От Москвы до самых до окраин//Ленинабадская правда.—2004.— 28 июля.

5. Касымов Н. Прогрессивное значение образования русских поселков в Ходжентском уезде. —Душанбе: Дониш,1968. —146 с.

6. Мирзоев О.Х. Концепция государственной миграционной политики Республики Таджикистан//Вестник ТГПУ. - №3. - 2006. - С.12-16.

7. Николаева Л.Д. Социально-политические проблемы миграции населения Таджикистана // Таджикистан и современный мир. -№4 (8). - 2005. - С.47-51.

8 Пауза парламентских контактов России и Таджикистана закончилась...// Народная газета. - 2014.-12 марта.

9. Рахмон Э. Речь Президента на встрече с представителями таджикской диаспоры в Москве//Народная газета. -2008. -28 февраля.

10. Ромодановский К. Иностранцы строят пол-России, а мы гордимся её преображением//Бизнес и политика.— 2008.—11 июня.

11. Саидов З., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене. - Душанбе: Деваштич, 2005. - 432 с.

12. Султанов Ш.М. К истории возникновения миграции таджиков на территории России в начале ХХ столетия //Вестник ТГУПБП. - №4 (40).- Октябрь-декабрь 2009. - С. 98102.

13. Ульмасов Р. Денежные переводы внешних трудовых мигрантов // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе. - 2004.- №4- С. 196-207; С.203-204;

его же. Миграция требует отечественной поддержки //Бизнес и политика. - 2010. - 25 ноября; его же. Наступило время действовать. Семнадцать шагов к решению проблем трудовых мигрантов //Азия Плюс -№56. —2011. — 21 декабря.

14. Ульмасов Р., Парфенцева О. Миграция и рынок труда России и Таджикистана: проблемы и перспективы. -Душанбе, 2010.- 256 с.

15. У мигрантов будет меньше проблем // Чавонони Точикистон. — 2008.— 27 февраля.

16. Хасанов М. Состояние российско - таджикского сотрудничества в области трудовой миграции // Бизнес и политика. — 2006 . — 24 августа.

17. Шарипова А.Г. Некоторые особенности внешней трудовой миграции в Республике Таджикистан и её влияние на социально-экономическое положение страны // Проблемы трудовой миграции: трудности и перспективы. - Душанбе, 2013. - С. 65-73.

18. Эмомали Рахмон встретился с соотечественниками// Народная газета. — 2009. — 17 июня.

19. Ярашев З.М. Тенденции развития процессов трудовой миграции в Таджикистане //Вестник Университета (РТСУ). — №1(27). - 2010.— С.81-88.

Reference literature:

1. Azimov A.D. Interaction of Labour Markets of Tajikistan and Russia under the Conditions of Demographic Processes Transformation// Bulletin of TSULBP. 2014, №1 (10) -pp. 124-130

2. Bobojonova M.M. Problems of Outward Labour Migration and Mechanisms of its Studies // University Bulletin .- Dushanbe : RTSU (Russian-Tajik Slavonic University), 2012, №1. -pp. 189-200.

3. There Are those Ones who Can Plead for Tajik Migrants // Business and Politics, 2006, December 4

4. Kambari G. From Moscow to its Farthest Provinces // Leninabadskaya Pravda (The True Survey of Events ofLeninabad Region ) , 2004, July 28

5. Kasymov N. Progressive Significance of the Formation of Russian Settlements in Khodzent Uyezd (the smallest administrative - territorial unit in pre-revolutionary Russia) -Dushanbe: Knowledge, 1968. -146pp.

6. Mirzoyev O.Kh. Conception of Statal Migrational Policy of Tajikistan Republic // Bulletin of TSULPB, 2006 № 3. -pp. 12-16.

7. Nikolayeva L.D. Social-Political Problems of Tajikistan Population 's Migration // Tajikistan and Contemporary World, 2005, № 4 (8). - pp. 47-51.

8. The Pause of Parliamentary Contacts between Russia and Tajikistan Having Been Finished// Narodnaya Gazeta (People s Newspaper). -2014, March 12.

9. Rakhmon E. President's Speech at the Meeting with Representatives of Tajik Diaspora in Moscow // Narodnaya Gazeta (People's Newspaper), 2008, February 28

10.Romodanovsky K. Foreigners Have Been Building Half of Russia and we Are Proud of its Aesthetical Transformation // Business and Politics. 2008, June 11.

11. Saidov Z., Saburov A. Tajikistan at the Junction ofMillenia: Realization of National Interests on International Arena. - Dushanbe: Devashtich, 2005.- 432 pp.

12.Sultanov Sh.M. To the History of Tajik's Migration Inception on the Territory of Russia at the Beginning of the XX-th Century // Bulletin of TSU LPB. October-December of 2009, №4 (40).-pp. 98-102.

13. Ulmasov R. Monetary Transfers of Outward Labouring Migrants // Economy of Tajikistan: Development Strategy. Dushanbe, 2004,№ 4 -pp. 196-207; 203-204; ( of the same author) Migration Requires Home Support // Business and Politics , 2010, November 25; (of the same author). The Time to Act Has Come. Seventeen Steps to the Settlement of Labouring Migrants ' Problems // Asia+ Plus, 2011, December 21, № 56

14.Ulmasov R., Parfentseva O. Migration and Labour Market of Russia and Tajikistan: Problems and Perspectives. -Dushanbe. 2010. - 256pp.

15.Migrants will Have Less Problems // Djavononi Tojikiston (The Youth of Tajikistan) , 2008, February 27

16.Khasanov M. The State of Russian-Tajik Collaboration in the Field of Labour Migration . // Business and Politics , 2006, August 24

17. Sharipova A. G. Some Peculiarities of Outward Labour Migration in Tajikistan Republic and its Sway over Social-Economic State of the Country // Problems of Labour Migration: Difficulties and Perspectives. Dushanbe , 2013.- pp. 65-73

18.Emomali Rakhmon Met with Compatriots // Narodnaya Gazeta (People's Newspaper), 2009, June 17.

19.Yarashev Z.M. Tendencies of Development of Labour Migration Processes in Tajikistan // University Bulletin (RTSU) . 2010, № 1 (27). - pp. 81-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.