УДК 331.5.024.54 Б01: 10.12737/212011
Механизмы государственного регулирования занятости населения
Белохвостова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук,
доцент кафедры организации бизнес-процессов в сфере туризма и сервиса,
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В работе определены цели и задачи государственной политики занятости на современном этапе развития экономики, характеризующемся кризисными явлениями. Автором представлены основные типы государственной политики занятости, определены характеристики и содержание активного, пассивного и умеренно-пассивного типов политики, а также проведена систематизация деятельности органов государственного управления в сфере занятости и выделены основные направления государственной политики занятости. В статье показаны особенности распределения полномочий и функций в области занятости между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления. Механизм государственного регулирования занятости населения охарактеризован с точки зрения применения различных методов регулирования. Экономические, организационные и административно-законодательные методы регулирования занятости должны в условиях кризиса адаптироваться к новым требованиям. Потребность в совершенствовании существующих механизмов по регулированию рынка труда и разработке новых, соответствующих постоянно изменяющимся условиям. Участие государства должно выражаться в расширении инструментов активной политики содействия занятости. Особое внимание следует уделить разработке региональных целевых программ по поддержке промышленности, социальной защите населения в области противодействия массовым высвобождениям и обеспечения рационального регулирования процессов переобучения, борьбы с долговременной безработицей, повышения размера выплат по безработице, и, конечно, по поддержке малого предпринимательства. В работе приведены данные по динамике безработицы и выделении бюджетных средств на регулирование занятости в 2015 году, которые позволяют сделать вывод о недостаточности финансировании данного направления деятельности государства и о необходимости выявлять скрытые резервы в повышении эффективности применения механизма управления занятостью населения.
Ключевые слова: занятость населения, рынок труда, политика занятости, конкурентоспособность, трудоспособность, бюджетные расходы
Проблема занятости, оказывающая существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, в наши дни становится неотъемлемой частью современной жизни российских граждан. Занятость населения представляет собой важнейшее направление социально-экономического развития общества, соединяющее в себе социальные и экономические результаты функционирования всей
экономической системы. Помимо этого, занятость является своеобразным индикатором, который позволяет судить о благополучии страны, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения [1].
В условиях кризиса в числе приоритетов государственного регулирования выступает занятость населения. Политику занятости в данных условиях можно рассматривать как комплекс мер, направленных на обеспечение социально-экономической стабильности в обществе в целом и на повышение социальной защищённости в сфере занятости каждого гражданина посредством прямого и косвенного воздействия на рынок труда и на трудовую сферу [12].
Государственная политика занятости в РФ осуществляется с помощью мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. Эти меры направлены, в первую очередь, на рациональное размещение производительных сил в стране, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение гибких режимов труда, создание новых технологий и др. мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест39' К числу основных задач в политике занятости можно отнести:
1) создание условий для повышения благосостояния граждан (увеличения доходов);
2) обеспечение рациональной занятости граждан, регулирование баланса спроса и предложения;
3) повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы (содействие непрерывному образованию - современная тенденция).
Государственная политика занятости является неотъемлемой частью социальной политики, проводимой государством на всех уровнях. Основные направления государственной политики в области содействия занятости представлены на рисунке 1.
На федеральном уровне формируются главные направления политики занятости, определяются её цели и решаются основополагающие задачи по согласованию политики занятости с демографической, финансовой, миграционной, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой государства. На этом уровне вырабатывается общая политика трудоустройства и меры поддержки безработных [4].
39Федеральный закон от 20 апреля 1996 года № З6-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями на 9 марта 2016 года). URL: http://base.garant.ru/10164585/ (дата обращения: 10.06.2016)
Направления государственной политики в области содействия занятости
населения
Обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости
Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека
Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду
Осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы
Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года)
безработицы
Объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения
Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ. соблюдение международных трудовых норм
Координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
Рисунок 1 - Направления государственной политики в области занятости населения
На уровне регионов идет учёт основных направлений и приоритетов государственной политики занятости, выработанных и установленных на федеральном уровне. Следует отметить, что на данном уровне некоторые меры, например, по поддержке малого бизнеса и развитию фермерства (что напрямую влияет на стимулирование самозанятости населения) носят более эффективный характер. В интересах политики занятости региональное правительство может осуществлять программы по содействию жилищному, дорожному строительству и т.д. Таким образом, эти программы могут обеспечить дополнительные необходимые рабочие места, что особенно важно во время кризисов, помимо прочего активизируя другие
предприятия в регионе, которые бы занимались изготовлением, поставкой сырья для этих видов работ.
На местном уровне осуществляется непосредственная работа с населением и практическая реализация положений о политике занятости в области трудоустройства, обучения (переобучения) граждан, ведётся выплата пособий безработным. Законодательно установлено, что органы местного самоуправления имеют право принимать участие в финансировании и организации ряда мероприятий, направленных на содействие занятости населения, среди которых организация общественных работ, временного трудоустройства подростков (в свободное от учёбы время), а также проведение ярмарок-вакансий, дней абитуриента, оказание помощи в трудоустройстве впервые ищущим работу.
Необходимо упомянуть и о видах политики занятости. Выделяют два основных вида политики занятости - активная и пассивная.
Активная политика занятости - это совокупность организационных, экономических, правовых мер, осуществляемых государством с целью добиться снижения безработицы до её естественного (минимального) уровня. Она включает в себя стимулирование предпринимательских инициатив посредством курсов и семинаров по открытию собственного дела; профориентацию, переобучение, повышение квалификации; организацию специализированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Особенностью этого вида политики занятости является попытка «играть на опережение», стремление не допустить кризиса. Поэтому в активную политику также входят меры по профилактике массовых высвобождений работников, перепрофилирование неэффективных рабочих мест в соответствии с потребностями экономики и рынка труда и многое другое. Активная политика занятости наиболее выгодна государству, поскольку меры, лежащие в её основе, подразумевают окупаемость и возвратность средств, вложенных в неё.
Пассивная политика занятости представляет собой совокупность государственных мер, направленных, в первую очередь, на сглаживание последствий безработицы. Сюда относится материальная поддержка граждан, признанных безработными, в виде выплаты пособий по безработице, а также сохранение рабочих мест. Существуют и доплаты на иждивенцев. Особенность данной политики занятости заключается в том, что она ограничивается исключительно помощью безработным.
Иногда выделяют так называемую умеренно-пассивную политику занятости. Она тоже предусматривает материальную помощь безработным, однако предоставляет
более широкий и разнообразный спектр услуг по поиску и подбору рабочих мест для потерявших работу.
Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, наиболее эффективным методом регулирования занятости населения оказалось сочетание механизмов государственного регулирования рынка труда и саморегулирования. Основные направления регулирования занятости более подробно представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Направления регулирования занятости населения
В системе государственного регулирования занятости населения, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, выделяются следующие методы:
-экономические, воздействующие через прибыль и стимулирующие экономические интересы субъектов хозяйствования, где среди механизмов выделяются в качестве наиболее эффективных налогообложение, льготное кредитование, инструменты тарифной политики, а также бюджетной политики, нацеленные на
создание и сохранение рабочих мест, профессиональное обучение кадров, поддержку инновационных отраслей;
-организационные, среди которых, безусловно, главная роль принадлежит созданию государственных и негосударственных центров занятости населения, информационного обеспечения рынка труда как для предпринимателей, так и наёмных работников, центров консультационных, юридических услуг в сфере труда, систем профессиональной ориентации для молодёжи, обучающих центров в системе профессионального образования [3];
-административные, воздействующие через систему нормативно-правовых актов, регулирующую трудовые отношения в государстве, начиная с права на труд, продолжительности рабочего дня, установления периода трудовой жизни гражданина, защиты прав трудящихся и заканчивая нормативами, стандартами, ограничениями, методическими рекомендациями и порядками в конкретных узких сферах трудовых отношений (это касается и системы найма работников, заключения трудовых договоров, определения квот на мигрантов, создание благоприятных условий их трудовой деятельности и жизни, обязательных отчислений в фонды поддержки занятости населения, нормативов социальных гарантий и др.).
Практика вмешательства государства в регулирование занятости населения и борьба с «провалами рынка» демонстрируют необходимость изменения инструментов политики на рынке труда в сторону расширения использования мер активной политики по содействию занятости населения. Однако сохраняется потребность в совершенствовании существующих механизмов по регулированию рынка труда и разработке новых, соответствующих постоянно изменяющимся условиям. Особое внимание следует уделить программно-целевому методу как наиболее действенному в управлении занятостью населения, который способен действовать комплексно. В регулировании занятости могут быть задействованы следующие программы:
-специальные программы в области, например, промышленного развития (они бы обеспечили одновременно и экономический рост, и рост занятости);
-программы, нацеленные на обеспечение доступности всем нуждающимся в дополнительном профессиональном обучении или переподготовке;
-специальные программы по содействию в развитии малого предпринимательства (индивидуальные частные и семейные предприятия) [13].
Наибольший эффект от действия программ можно получить лишь с помощью их оперативного регулирования и адаптации к меняющейся социально-экономической ситуации в регионе и преимущественной ориентации на повышение конкурентоспособности товаров и услуг40.
В 2015 году в связи с кризисом ситуация на рынке труда резко обострилась, безработица за год увеличилась на 7,4% и достигла 4,3 млн. чел. По прогнозам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2016 году она вырастет ещё на 6%, несмотря на то что на поддержку занятости в этом году будет израсходовано 5 млрд. руб. В 2015 году было истрачено на поддержку занятости 3,9 млрд. руб., хотя потребности определялись в сумму 52,2 млрд. руб. За год в связи с сокращениями и ликвидацией предприятий было уволено более 633 тыс. человек. С неполной занятостью по инициативе работодателей работало более 2 200 предприятий.
Таким образом, можно заключить, что в данных условиях дефицита бюджетного финансирования, обострения ситуации на рынке труда скрытые резервы и дополнительные ресурсы следует искать в повышении эффективности использования
41
механизмов государственного регулирования рынка труда .
Литература
1. Биткина И.В. Молодые специалисты в науке: вопросы привлечения и закрепления кадров // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 15. С. 174-182.
2. Барменкова Н.А., Красюкова Н.Л. Совершенствование государственного управления миграционными процессами в Российской Федерации (на примере г. Москвы) / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной науч.-практ. конф. от 25 ноября 2014 года. М.: Юстицинформ, 2015. С. 61-64.
3. Буторин А.М. Направления совершенствования регулирования занятости населения в регионе // Вестник экономической интеграции. 2010. № 5. С. 137-141.
4. Галкин А.И. Основные направления повышения эффективности и результативности деятельности органов государственной власти в Российской Федерации / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного
40 Методические рекомендации по разработке региональных программ демографического развития, утв. Министерством труда и социального развития РФ от 24 октября 2012 г. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70157176/ (дата обращения: 10.06.2016)
41 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 №о 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». URL: http://base.garant.ru/70852914/ (дата обращения: 10.06.2016)
управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной науч.-практ. конф. от 23 ноября
2013 г. / под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. М.: Юстицинформ, 2014.
5. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
6. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е.С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. 503 с.
7. Сибиряев А.С. Приоритетные направления инновационной политики в наукоградах // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 7. С. 237-241.
8. Сибиряев А.С. Региональная инновационная политика в зарубежных странах // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 16. С. 237-241.
9. Система государственного и муниципального управления : учебник для академического бакалавриата /Ю.Н. Шедько, Ю.Б. Миндлин, И.С. Цыпин [и др.] 2-е изд., доп. / под общ. ред. Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2016.
10. Сулягина Ю.О. Приоритеты государственной политики в сфере трудовой миграции на современном этапе развития России // Социальная политика и социология. 2013. Т.1, № 3. С. 127-138.
11. Шедько Ю.Н. Программно-целевой метод как инструмент повышения эффективности территориальных социоэкономических систем // Региональная экономика: теория и практика. 2010 № 44. С. 24-30.
12. Шубцова Л.В., Белохвостова Н.В. Разработка программ содействия занятости населения как направление современной антикризисной политики // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т.9, № 2(58). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2015_2 (дата обращения: укажите)
13. Шубцова Л. В. Государственное антикризисное управление: системный подход // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 5. С. 11-19.
14. Шубцова Л. В. Современные проблемы управления социальной сферой и пути их решения / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной науч.-практ. конф. от 25 ноября
2014 года. М.: Юстицинформ, 2015. С. 381-384.
THE STATE EMPLOYMENT REGULATION MECHANISMS
Belohvostova Natalia, PhD in Economic sciences, Associate Professor, e-mail: bnv-
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The work defines goals and objectives of state employment policy at the present stage of economic development characterized by crisis phenomena. The author presents main types of state employment policy and identifies main characteristics and the content of active, passive and moderately passive policy types. The author also carries out the systematization of bodies' activity of state employment management and highlights the main directions of state employment policy. The article shows the features of the distribution of powers and functions among the employment bodies at Federal, regional and municipal levels. The state employment regulation mechanism is characterized from the point of view of application of different management methods. Economic, organizational, administrative and legislative methods to regulate the employment in a crisis have to adapt to the new conditions. There is a need for improving existing regulatory mechanisms of the labour market and for the development of new ones that meet constantly changing conditions. State involvement should be reflected in the extension of the tools of active employment promotion policy. Special attention should be given to the development of regional target programs to support industry, social protection of the population in the sphere of counteraction to mass redundancies and to ensure sound management of the processes of re-training, reduction of long-term unemployment, the increasing unemployment payouts, and, of course, support small business. This article presents the dynamics of unemployment and the budgetary appropriation for the employment regulation in 2015, which allows to make a conclusion about insufficiency of financing of this direction of state activity and the need to identify hidden reserves to increase the efficiency of the employment management mechanism.
Keywords: employment, labour market, employment policy, competitiveness, working ability, budget expenditures
References
1. Bitkina I.V. Young professionals in science: Issues of attracting and retaining staff // Science. Innovation. Education [Nauka. Innovacii. Obrazovanie]. 2014. № 15. Pp. 174-182
2. Barmenkova N.A., Krasjukova N.L. Improvement of public administration in migration processes of the Russian Federation (Moscow as an example)// Actual problems and prospects of public administration development [Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija gosudarstvennogo upravlenija]: Coll. scientific. articles based on the annual Intern. scientific-practical. conf. from November 25, 2014. Moscow.: Yustitsinform, 2015. Pp. 61-64.
3. Butorin A.M. Directions of improving employment regulation in the region // Journal of Economic Integration [Vestnik ekonomicheskoi integracii]. 2010. № 5. Pp. 137-141.
4. Galkin A.I. The main directions of improving the effectiveness and efficiency of public authorities in the Russian Federation// Actual problems and prospects of public administration development [Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija gosudarstvennogo upravlenija]: Coll. scientific. articles based on the annual Intern. scientific-practical. conf. from November 23, 2013 / ed. by S.E. Prokofiev, O.V. Panina, S.G. Eremin. Moscow: Yustitsinform 2014.
5. State regulation of the economy: Guidance for students of higher educational institutions studying economics / ed. by T.G. Morozova. Moscow .: UNITY-DANA 2001.
6. Regional management and territory planning: a textbook and workshop manual for bachelor degree course/ ed.by J.N. Shedko. - M.: Publishing House Jurajt, 2015. 503 pp.
7. Sibirjaev A.S. Priority directions of innovation policy in science cities// University Bulletin (State University of Management) [Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija)]. 2014. № 7. Pp. 237-241.
8. Sibirjaev A.S. Regional innovation policy in foreign countries// University Bulletin (State University of Management) [Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija)]. 2014. № 16. Pp. 237-241.
9. The state and municipal management system: a textbook and workshop manual for bachelor degree course/ under general editorship of J.N. Shedko. - M.: Publishing House Jurajt, 2016.
10. Suljagina Ju.O. The state policy priorities in labor migration at the present development stage of Russia// Social Policy and Sociology [Social'naja politika i sociologija]. 2013. Vol.1, № 3. Pp. 127-138.
11. Shedko J.N. Program-target method as a tool to improve the efficiency of regional socio-economic systems// Regional Economics: Theory and Practice [Regional'naja jekonomika: teorija i praktika]. 2010 № 44. Pp. 24-30.
12. Shubcova L.V., Belohvostova N.V. Development of programs for promoting population employment as the direction of current anti-crisis policy// Services in Russia and Abroad [Servis v Rossii i za rubezhom]. 2015. Vol.9, № 2(58).
13. Shubcova L.V. Public antirecessionary management: A systematic approach // National Interests: Priorities and Security [Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost']. 2011. № 5. Pp. 11-19.
14. Shubcova L.V. Management of the social sphere: Modern problems and their solutions // Actual problems and prospects of public administration development [Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija gosudarstvennogo upravlenija]: Coll. scientific. articles based on the annual Intern. scientific-practical. conf. from November 25, 2014. Moscow.: Yustitsinform, 2015. Pp. 381-384.