МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН)
Рассмотрены меры по проведению реструктуризации горнопромышленной отрасли Республики Таджикистан. Роль государства и ее вмешательство в регулировании процесса реструктуризации, сопоставлено опыт России и Европы. Показаны недостатки, которые препятствуют развитию и тормозят процесс подготовки реструктуризации в горнопромышленной отрасли.
Ключевые слова: горнопромышленный комплекс, государственное регулирование, реформирования, реструктуризации, Республика Таджикистан.
Государственная промышленная политика как комплекс мер воздействия государства на условия функционирования хозяйствующих субъектов, направленных на совершенствование структуры отечественного производства, являются важнейшим элементов экономической политики любого государства.
Глубокий социально-экономический кризис (2008) поставил и без того сложную экономическую систему Республики Таджикистан перед необходимостью глубинных структурных преобразований в отраслях производства. Формирование взглядов и подходов структурных преобразований в таких условиях оказалось сложным и не всегда однозначным процессом, протекавшим на фоне реальных негативных явлений в экономике. Трансформация и выработка новых подходов к формированию государственной промышленной политики продолжается и в настоящее время. В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть основные этапы формирования промышленной политики и современные взгляды на формы и методы воздействия государства на процессы реструктуризации горнопромышленных предприятий.
Становиться очевидным, что работа по реализации структурной перестройки будет сопровождаться техническим перевооружением, сужением и ликвидацией нерентабельных производств, конверсий производства и другими подобными явлениями, связанными с колоссальным высвобождением и перераспределением трудовых ресурсов. Поэтому формирование рынка труда является необходимым условием и одним из гарантов систематической и последовательной реализации значительных структурных сдвигов в экономике на протяжении длительного времени.
По оценкам института экономика РАН РТ за годы реформ (1998—2005) резко снизился технологический уровень промышленного производства. Одновременно усиливается тенденция падению эффективности технологических процессов. Для большинства горнопромышленных отраслей технологическая деградация стала практически необратимой.
Следует отметить, что с принятием Программы Правительства РТ1, проведение структурных преобразований в горнопромышленной отрасли становиться важным направлением промышленной политики, а повышение эффективности и конкурентоспособности отечественных горнопромышленной предприятий — основной целью всей экономической политики.
Правительством были утверждены концептуальные положения реформирования предприятий и иных коммерческих организациях и ряд других документов. Отмечалось, что под реформой предприятий понимается изменение принципов их действия, направленные на их реструктуризацию способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово — экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений.
Следует отметить, что принятием указанных документов развернулась активная дискуссия об основных направления и
1 Национальная стратегия развития республики Таджикистан на период до 2015 года), было одобрено Правительством 2007 году.
методах проведения реструктуризации предприятиями различных форм собственности, и были разработаны основные методические подходы реструктуризации.
В качестве набора инструментов промышленной политики предлагается госзаказы, льготные налоги и субсидии, меры по поддержке экспорта, таможенные пошлины, стимулы для формирования конкурентоспособной финансово- производственной структуры притока в страну иностранных инвестиций.
Заслуживает внимания опыт России по проведению реструктуризации для Таджикистана. Важно учитывать те трудности, которые свое время сталкивались российские предприятия при проведении реструктуризации. На наш взгляд особое внимание надо придавать следующим вопросам:
• усовершенствование законодательной базы;
• объективная оценка рыночной стоимости объектов (активов предприятий).
Реструктуризация ГПК является одной из основных задач государства. А важнейшая задача реструктурирования, это повышение инвестиционной привлекательности ГПК, для чего необходимо следующее:
• обеспечение открытости, доступности и достоверности сведений о состоянии предприятий для потенциальных инвесторов, ужесточения ответственности за злоупотребления внутренней информацией;
• защита прав собственности акционеров и других владельцев предприятий (собственников);
• повышения качества работы и ответственности высших менеджеров предприятий, внедрение передовых технологий менеджмента, ускорения перехода предприятия на международные стандарты бухучета и финансы менеджмента.
В условиях дефицита бюджета средств государства не может придать этим процессам достаточно мощный импульс.
Предоставление технической помощи предприятиям для проведения реструктуризации с участием внешних консультантов является также основным условий ускорения процесса. В случае активной поддержки властями реструктуруемых пред-
Таблица
Основные причины и формы участия государства в процессах реструктуризации предприятий
Причины Формы участия
Консерватизм руководителей предприятий в отношении консультационных услуг Отсутствие законодательной и институциональной базы для реализации собственниками своих прав и влияние на принятие решений по реструктуризации. Дефицит денежных ресурсов у заинтересованных предприятий для привлечения внешней профессиональной помощи в проведении реструктуризации. Государственное участие в переподготовке управленческих кадров силами внешних консультантов Активация государственной защиты прав собственников. Государственная финансовая поддержка (в форме целевых льготных кредитов)
приятий этот процесс будет идти значительно быстрее и успешнее. Суть такого взаимодействия заключается в экономической поддержке реструктуризации со стороны государственных органов управления и повышении эффективности осуществления реструктуризации предприятий при участии внешних консультантов. В результате, обеспечиваются текущие платежи в бюджеты всех уровней, повышается инвестиционная привлекательность предприятия.
Во-первых, мировой опыт свидетельствует о том, что независимо от типа экономики нормальное функционирование горнопромышленного комплекса возможно лишь при активной регулирующей роли государства, которое обязано проводить обоснованную промышленную и инвестиционную политику в базовых отраслях экономики. Во всем мире горная промышленность пользуется льготами: дешевыми кредитами, страхованием инвестиционных рисков, налоговыми послаблениями, инфраструктурным обустройством с помощью государства и т.д.
Во-вторых, в Республике Таджикистан должна быть определенно скорректирована проблема взаимоотношений между госу-
дарством — собственником недр и владельцем горного предприятия. В настоящее время многие горнодобывающие предприятия пока что не имеют эффективного собственника, заинтересованного в развитии горного производства. Без осмысленной реструктуризации собственности, нормальное воспроизводство в горнодобывающей промышленности невозможно.
В-третьих, существенным ограничителем экономического развития горнопромышленных территорий является крайне низкая предпринимательская активность населения, что было вполне естественным в условиях плановой экономики, когда диверсификации производства и развитию сферы услуг не уделялось должного внимания. В рыночных условиях, в ходе реструктуризации отдельных градообразующих предприятий, диверсификации производства, структурных преобразований экономики в целом, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса — приоритетная задача органов власти всех уровней.
В-четвертых, структурная перестройка экономики горнопромышленных территорий должна повлечь перераспределение структуры занятости за счет увеличения рабочих мест в отраслях обслуживающей инфраструктуры, других сферах диверсифицируемой экономики.
Значимость этих важных условий повышения эффективности структурных преобразований подтверждается мировой практикой. За последние 20—30 лет горнодобывающие отрасли во многих странах пережили болезненный процесс, структурных преобразований. Их основной целью было достижение конкурентоспособности в системе мировой экономики с учетом тех фундаментальных изменений, которые происходят в мировой системе.
Во-первых, упало значение сырьевых отраслей. Промышленное производство становится все менее материалоемким, снижается количество сырья, требуемое для производства единицы промышленной продукции, что приводит к снижению спроса практически на все виды сырья.
Во-вторых, в развитых странах рост промышленного производства происходит в условиях снижения занятости лиц физического труда. Затраты труда становятся все менее важным
элементом сравнительных издержек и все менее существенным фактором конкурентной борьбы. Ускоряется тенденция замены физического труда капиталом и знаниями.
Задача реструктуризации горной промышленности регионов актуальна не только для Таджикистана. Многие индустриальные регионы испытывают структурный кризис. Этой проблематике выделяют особое внимание в таких государствах с социально ориентированной рыночной экономикой как Швеция, Великобритания, Канада, Германия. Активно обсуждается она и в мировой региональной экономической науке.
Дальнейшее развитие территории горнопромышленной специализации должно осуществляться только, на основе всесторонне обоснованной и четко сформулированной концепции, в которой определены основные решения социальной, экологической, финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журнал. Экономика Таджикистана: стратегия развития. — № 3. — Таджикистан, 2009.
2. Программа «Национальная стратегия развития республики Таджикистан на период до 2015 года». Одобрена постановлением Правительства РТ от 3 апреля 2007 года № 166.
3. Программа государственных инвестиций, грантов и технической помощи на 2007—2009 гг.
4. Рожков Ф.Ф. «Механизмы регулирования социально-экономических последствий реструктуризации угольной отрасли». — Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2004.
5. Белых Л.П., Федотова М.А. «Реструктуризация предприятия». — М., 2001.