ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
251
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ГАРИБОВА Е.А.,
ассистент кафедры «Социальные технологии», Ростовский государственный университет путей сообщения,
e-mail: [email protected]
MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS
GARIBOVA E.A.,
Assistant of the department of «Social technologies», The Rostov State Transport University,
Данная статья посвящена исследованию существующих проблем, связанных с осо- ^
бенностями взаимодействия государства, бизнес-структур и социальных институтов о
в системе управления сферой высшего профессионального образования. Разработаны рекомендации по совершенствованию механизмов государственно-частного партнерства в высшем образовании, даны предложения по вопросам управления высшим образованием с 2
учётом уровня конкуренции на рынке образовательных услуг региона.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; система высшего професси- £
онального образования; образовательный кластер; конкуренция на рынке образовательных услуг.
о см
со 3
О О
e-mail: [email protected] O
LU
This article is devoted to the study of the problems associated with the peculiarities of interaction <
between government, business organizations and social institutions in the management of higher en
vocational education. Recommendations to improve the mechanisms of public-private partnerships in l_
higher education, present a proposal for the management of higher education, taking into account the level of competition in the market of educational services in the region.
Keywords: public-private partnership; the system of higher education; the education cluster; competition in the market of educational services.
JEL classification: L32, L33.
Необходимость реформирования системы высшего образования обусловлена процессами, происходящими в настоящее время в обществе, что требует максимально быстрого и достоверного обмена информацией между всеми субъектами, имеющими отношение к сфере высшего образования и образовательной политике. Следует отметить, что в последнее время постоянно происходят существенные изменения требований государства и бизнеса к тем компетенциям и уровню квалификации, которые приобретают выпускники высших
© Гарибова Е.А., 2014
учебных заведений. Очень важным является вопрос выбора абитуриентами непосредственно самого образовательного учреждения, предоставляющего им наиболее оптимальные образовательные программы. Максимальная информационная прозрачность позволяет оперативно реагировать на возможные изменения предъявляемых требований к будущим специалистам.
Модернизация системы высшего образования должна быть ориентирована на целый ряд факторов, учитывающих, в первую очередь, достаточно часто меняющиеся требования национальной экономики, носящей инновационный характер (Тяглов, Ячник, 2013. С. 510). Помимо этого, необходимо учитывать потребности социума и, непосредственно, самой личности в нем; низкий уровень качества предоставляемых образовательных услуг; слабую обеспеченность доступности образования; постоянство применения в течение длительного периода времени одних и тех же методов и механизмов управления системой высшего профессионального образования (ВПО) и на сегодняшний день их полное несоответствие изменившейся модели образования, а также практически отсутствие влияния общества на политику образования.
В настоящее время сохраняется тенденция сокращения государственного финансирования образовательной сферы. В этих условиях осуществляется государственно-общественное управление. Для обеспечения т наиболее эффективного функционирования рынка образовательных услуг необходимо соблюдение определенных условий.
т Во-первых, должна быть максимальная открытость информации о сфере ВПО.
О Во-вторых, необходимо обеспечить равные конкурентные условия для государственных учреждений об-
2 разования и негосударственных.
М В-третьих, очень важным является развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) и инновацион-
с ной привлекательности организации сферы образования с целью привлечения дополнительных источников финансирования (Тяглов, 2013. С.235).
Помимо этого необходимо расширять использование контрактной системы в процессе предоставления 7 образовательных услуг. Использование контрактов позволит закреплять требования к уровню качества процесса обучения и к качеству непосредственно самих услуг. Обязательным условием эффективного развития
0 рынка образовательных услуг является экономическая безопасность образовательных учреждений и обязательное влияние общества на принятие тех или иных управленческих решений, что, в конечном итоге, будет способствовать дальнейшему совершенствованию процесса государственно-общественного управления.
7 Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое количество новых коммуника-
ционных и информационных технологий, позволяющих гражданам иметь доступ к совершенно разнообраз-° ной информации, а также дающих возможность осуществлять участие в принятии решений, контролировать
1 результаты их исполнения, не только принимать, но и самим предоставлять информацию различного рода. ю Эффективное функционирование рынка образовательных услуг, его целостность невозможны без обмена со-
2 ответствующей информацией.
2 Любой потенциальный работодатель крайне заинтересован в минимальных сроках адаптации молодого специалиста к конкретным требованиям и условиям функционирования своей организации. Безусловно, в
а этой ситуации в полной мере должна быть обеспечена абсолютная информационная открытость системы ВПО, о призванная способствовать развитию механизмов ГЧП, позволяющая формировать и реализовывать образовательные программы с учётом интересов работодателей. А также существующих потребностей рынка труда
3
в регионе.
ГЧП в сфере образования представляет собой тесное взаимодействие государства и бизнес-структур, базируется на объединении всех видов ресурсов, влияет на уровень качества образовательной деятельности. В конечном итоге такое сотрудничество приводит к весьма ощутимому синергетическому эффекту, который достигается в результате снижения государственных издержек и различных рисков, устранения возможных противоречий с работодателем, обоснованного разделения ответственности и ресурсов. Помимо этого ГЧП в большинстве случаев носит концептуальный долгосрочный характер и на его основе достигается единство научных и производственных интересов (Ячник, 2012. С .245).
Следует отметить, что очень важным остается вопрос обеспечения равных конкурентных условий функционирования государственных учреждений образования и частного сектора на региональном рынке образовательных услуг. Основной причиной достаточно большого количества проблем и противоречий в сфере ВПО является отсутствие таких условий. Примером могут служить абсолютно неравные конкурентные условия функционирования государственных и негосударственных учреждений ВПО.
Как показывает практика, основное управляющее воздействие со стороны государства направлено на государственные образовательные учреждения, хотя деятельность как их, так и негосударственных образовательных учреждений регулируется одними и теми же нормами законодательства, закрепленными в ФЗ «Об образовании в РФ». Это приводит к тому, что формирование механизмов модернизации деятельности учреж-
дений ВПО негосударственного сектора идет значительно медленнее, чем того требуют современные реалии, что в целом негативно сказывается на процессе реализации государственной политики в сфере образования. В этой связи, необходимо скорейшее создание равных конкурентных условий деятельности государственных и частных секторов в области ВПО, что поможет решить проблему структурной деформации, которая наблюдается вследствие подготовки огромного количества специалистов гуманитарных направлений, тогда как инновационный путь развития и потребности инновационной экономики требуют большего количества грамотных технических и технологических специалистов.
Информационно-коммуникативные процессы в образовательной сфере предполагают создание различных ассоциаций высших учебных заведений. В основу формирования которых положен отраслевой принцип, а также объединение негосударственных образовательных учреждений, попечительских, наблюдательных, управляющих и других советов. Всё это является отличительными чертами конкуренции на рынке образовательных услуг в сочетании с подобного рода сотрудничеством (Тяглов, Ячник, 2013, С. 106).
Исследуя механизмы ГЧП в сфере ВПО следует учитывать финансовую, организационную и управленческую составляющие их функционирования.
Важное значение в системе государственно-общесвенного управления образовательной деятельностью 00 имеет совершенствование механизма финансирования и общественного контроля целевого использования ¡5 средств бюджетов учреждений образования. Эффективная реализация механизмов ГЧП, направленных на о модернизацию системы ВПО, требует вложения средств как от предпринимательских структур, являющихся потенциальными работодателями, так и от самих учреждений ВПО. 2
Важнейшим аспектом является наличие инвестиционной привлекательности высших учебных заведений ^ для бизнес-структур. Для этого необходимо их участие в процессе формирования и реализации инновационных профессиональных образовательных стандартов, базирующихся на внедрении образовательных программ в реальный производственный процесс, используя, в частности, оказание определенной части образовательных о услуг наиболее крупными профильными организациями. Это позволит заменить часть процесса получения профессиональных компетенций реальной производственной работой, предоставит возможность участвовать в раз- ^ личного рода исследованиях, а также позволит обучающимся познакомиться с действующими технологиями.
Для успешной реализации модернизации системы ВПО требуется активное привлечение интеллектуаль- ^г ных ресурсов со стороны предпринимательских структур и потенциальных работодателей (Тяглов, Колычева, Ячник, 2013. С. 254). Ключевым моментом в этом процессе является их прямая заинтересованность в разработке стандартов ВПО, формировании требуемых компетенций у обучающихся, а также создании эффективной -<> системы контроля профессиональных навыков применительно к определенным сферам деятельности.
Очень важным является вопрос отлаженного функционирования механизмов независимого присвоения ^ квалификаций будущим специалистам. Для успешной реализации этой цели следует использовать принципы У ГЧП, предполагающие формирование пакета профессиональных стандартов и системы контроля знаний, на ко- 0 торые не оказывают воздействие государственные органы управления. Следует особо акцентировать внимание ^ на том, что такая система предполагает непрерывный мониторинг и обновление программ образования. о
Необходимо подчеркнуть, что инновационную инфраструктуру учреждений ВПО возможно создать лишь при совместном взаимодействии с бизнес-структурами. Это условие должно найти отражение в их участии в разработке и совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы, формировании образовательных профессиональных стандартов и непосредственном участии в процедурах контроля уровня качества, предоставляемых образовательных услуг. Все эти моменты, несомненно, должны быть учтены в положениях государственной образовательной политики (Ячник, 2013. С. 65).
Эффективные механизмы финансирования системы управления образовательной деятельностью имеют немаловажное значение в подготовке высококвалифицированных кадров для различных сфер национальной экономики.
Учитывая достаточно часто происходящие изменения различных технологий, целесообразным в подготовке квалифицированных специалистов широкого профиля является использование венчурного финансирования.
Следует отметить, что, к сожалению, далеко не для всех категорий граждан доступно получение ВПО, среди которых есть немало талантливых и способных молодых людей. В связи с этим, возникает необходимость активно развивать фандрайзинговую деятельность, которая обеспечит поддержку этим гражданам.
Одной из форм социального взаимодействия является ГЧП, которое может быть представлено следующими секторами (рис. 1).
Необходимо отметить, что успешная реализация ГЧП оказывает значительное воздействие на функционирование механизмов саморегулирования деятельности в сфере высшего образования. Под саморегулированием деятельности в сфере ВПО понимается соответствующая по всем параметрам реальным условиям инновационного развития технология государственно-общественного управления.
С а а
Рис. 1. ГЧП как форма межсекторного социального взаимодействия
ТО
70 >
т
О
о о
о
с
со
>
м о
л а о
сг 3
Объединение на условиях равноправия и доброй воли государственных и негосударственных образовательных учреждений, предпринимательских структур и других общественных организаций предполагает создание и развитие организаций саморегулирования.
Использование механизмов ГЧП в процессе формирования сложных управленческих структур, в том числе и в сфере ВПО, ориентировано одновременно на социальную сферу, а также на рынки образовательных услуг и труда.
Саморегулирование деятельности в сфере высшего образования будет означать для государства необходимость делегирования определенной части государственных функций на рынок образовательных услуг и активное привлечение широкого круга заинтересованных лиц к процессу управления образовательной деятельностью (Тяглов, Ячник, 2014, С. 99).
Привлечение предпринимательских структур в процесс управления и контроля деятельности учреждений ВПО позволит повысить инвестиционную привлекательность образовательной сферы, своевременно формировать требования к содержательной части образовательных программ, а также их максимально быстрой адаптации применительно к достаточно часто меняющимся требованиям и потребностям рынка труда и квалификации будущих специалистов. Это даст возможность осуществлять независимую оценку качества образовательных услуг со стороны потенциальных работодателей, а также сформировать систему независимых рейтингов деятельности учреждений ВПО.
Особое значение имеет государственный целевой заказ на подготовку специалистов для государственных и муниципальных нужд. В этих условиях важнейшей является открытость и доступность системы гарантий качества подготовки таких специалистов, которая предполагает высочайший уровень качества образовательной услуги, её доступность, демократичную цену. Вся информация об оказании такой услуги должна быть реальной и соответствовать потребностям определенного сегмента рынка труда.
Следует отметить, что обязательным условием должна быть прогнозируемость спроса рынка труда на определенный период, а также эластичность предложения от рынка образовательных услуг. Актуальность участия предпринимательских структур в управлении системой высшего образования подтверждает то обстоятельство, что на уровень спроса влияет не столько положение в экономике в целом, сколько экономическая ситуация, сложившаяся в конкретной отрасли и в конкретном регионе.
В настоящее время управление региональным развитием России осуществляется в целом с использованием механизмов перераспределения, что влечет за собой недостаточно эффективное использование различных ресурсов и замедляет темпы экономического развития. В основе управления территориями лежит кластерный подход. В нашей стране активно формируется региональная кластерная политика и инструменты её осуществления (Тяглов, Колычева, 2011. С.117).
Процесс формирования и развития кластеров предполагает стимулирование и мобилизацию имеющихся у регионов ресурсов экономического роста, что является боле эффективным по сравнению с экономическим выравниванием диспропорций регионов.
В этом процессе особое значение имеют образовательные кластеры, которые имеют реальные возможности стать фундаментом инновационного развития региона. Образовательный кластер следует рассматривать как объединение региональных образовательных учреждений, способный увеличить интеллектуальный потенциал, во много раз превышающий потенциалы отдельных образовательных учреждений. При этом в границах кластера достигается сбалансированность предоставления услуг образования, инноваций, инвестиций, информационных связей, профессиональных компетенций, а также происходит снижение затрат и уровня риска.
Для образовательных кластеров наиболее характерен его региональный тип, который определяется как система взаимосвязанных организаций образования, предоставляющих услуги образования различного характера, расположенных на определенной территории и играющих значительную практическую роль в региональной экономике.
На сегодняшний день для уже сложившихся условий государственного управления сферой образования в РФ наиболее актуальным является создание определенных стимулов для развития механизмов ГЧП, что обеспечивается формированием региональных образовательных кластеров и направлено на создание конкурентных преимуществ и перехода сферы ВПО к новому качественному развитию.
Таким образом, кластерный принцип организации региональной экономики позволит решить ряд проблем в управлении сферой высшего образования на региональном уровне, а их решение позволит развивать механизмы ГЧП, повысит уровень инвестиционной привлекательности образовательных учреждений для инвесторов региона, поможет решить проблемы занятости посредством определения потребности в тех или иных специалистах для нужд экономики региона, совершенствовать структуры ВПО, активизировать инновационную и образовательную деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
со
.п ¡~
О О т
Тяглов С.Г. (2013). Проблемы устойчивого развития экономики региона - ретроспективы и перспективы решения конкретных задач в рамках научных школ Юга России // Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект», Ростов н/Д, ^ с. 233-238. 2
Тяглов С.Г., Колычева Ж.Я. (2011). Модернизация государственной поддержки малого предприниматель- см ства в системе региональной экономики. Монография, с. 316. ^
Тяглов С.Г., Колычева Ж.Я., Ячник Е.А. (2013). Интеллектуальные ресурсы как основа повышения эффек- £ тивности деятельности организации // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Управление интеллектуальной собственностью как фактор повышения эффективности развития организаций», Казань, с. 251-260.
Тяглов С.Г., Колычева Ж.Я., Ячник Е.А. (2013). Институт государственно-частного партнерства в системе ? эффективной реализации инновационного потенциала российских регионов // Материалы международной см научно-практической конференции «Инновационный потенциал модернизации экономики: инструменты логистики и маркетинга», Ростов н/Д, т. 1, с. 118-125.
Тяглов С.Г., Ячник Е.А. (2014). Актуальные аспекты управления интеллектуальным капиталом образовательной организации // Имущественные отношения в Российской Федерации, № 10(157), с. 96-100.
Тяглов С.Г., Ячник Е.А. (2013). Алгоритмизация перспективных направлений повышения эффективности развития социально-экономической инфраструктуры региона // Вестник Российского экономического уни- О верситета им. Г.В. Плеханова, № 1(55), с. 107-114. q
Тяглов С.Г., Ячник Е.А. (2013). Модернизация трехкомпонентной системы «Образование-Власть-Бизнес // Ц Фундаментальные исследования, № 1, с. 509-513. <-
Ячник Е.А. (2013). Проблема повышения эффективности использования интеллектуальных ресурсов в ££ интересах развития организации // Terra Economicus, т. 11, № 3, с. 64-68. i—
Ячник Е.А. (2012). Совершенствование системы управления взаимодействием региональных институтов государства, бизнеса и научно-образовательных структур // Terra Economicus, т. 10, № 4, с. 242-246.
Ячник Е.А. (2013). Модернизация схем взаимодействия власти и бизнес-структур как фактор управления социально-экономическим развитием региона // Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация экономики России: отраслевой и региональный аспект», Ростов н/Д, с. 243-248.
О
REFERENCES
Tyaglov S.G. (2013). The problems of sustainable development of the regional economy - retrospect and prospect specific tasks within the scientific schools of the South of Russia. The proceedings of the international scientific-practical conference «The modernization of the Russian economy: industry and regional dimension», Rostov-on-Don, pp. 233-238. (In Russian.)
Tyaglov S.G., Kolycheva Z.Y. (2011). The modernization of the state support of small business in the regional economy. Monograph, pp. 1-316. (In Russian.)
Tyaglov S.G., Kolycheva Z.Y., Yachnik E.A. (2013). The intellectual resources as a basis for improving organizational effectiveness. Proceedings of the international scientific-practical conference «The management of intellectual property as a factor in increasing the efficiency of development organizations», Kazan, pp. 251-260. (In Russian.)
256
rAPI/IBOBA E.A.
Tyaglov S.G., Kolycheva Z.Y., Yachnik E.A. (2013). The institute of Public-Private Partnership in the effective implementation of the innovation potential of Russian regions. The proceedings of the international scientific-practical conference «Innovation potential of modernization of the economy: logistics and marketing instruments», Rostov-on-Don, vol. 1, pp. 118-125. (In Russian.)
Tyaglov S.G., Yachnik E.A. (2014). The actual aspects of intellectual capital management educational organization. The property relations in the Russian Federation, no. 10(157), pp. 96-100. (In Russian.)
Tyaglov S.G., Yachnik E.A. (2013). The algorithmization promising ways of increasing the effectiveness of social and economic infrastructure of the region. The bulletin of the Russian Economic University by G.V. Plekhanov, no. 1(55), pp. 107-114. (In Russian.)
Tyaglov S.G., Yachnik E.A. (2013). The modernization of the ternary system «Education-Power-Business». The basic Research, no. 1, pp. 509-513. (In Russian.)
Yachnik E.A. (2013). The problem of efficient use of intellectual resources for the development of the organization. Terra Economicus, vol. 11, no. 3, pp. 64-68. (In Russian.)
Yachnik E.A. (2012). The improvement of the interaction of regional institutions of government, business, m scientific and educational institutions. Terra Economicus, vol. 10, no. 4, pp. 242-246. (In Russian.) A Yachnik E.A. (2013). The modernization of the interaction between government and business structures as a
c factor in management of socio-economic development of the region. The proceedings of the international scientific-CD practical conference «The Modernization of the Russian economy: industry and regional dimension», Rostov-on-Don,
0 pp. 243-248. (In Russian.)
1
O cz co
O
JZ Q O —t cr
3