s о
te со О
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.1.054-062
КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В СФЕРЕ ЖКХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИЙ
НЕДЕЛИН МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ,
ассистент кафедры Экономики и менеджмента, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается процесс модернизации и экологизации предпринимательской активности, требующий в условиях особенностей динамики развития российских регионов, осуществления мероприятий, направленных в сторону современных преобразований, связанных с муниципальной инфраструктурой региона, которая позволяет трансформировать процессы реформирования на различные объекты достижения благополучия в российских регионах с позиции интересов государства, бизнеса и гражданского
со ■н
см общества. Эффективным направлением для осуществления модернизации системы обеспечения социально-экономического развития региона является создание предложенного нами механизма кластерного взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований.
Поэтому в данном исследовании проведен анализ направлений государственной поддержки развития кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований, направленного на достижения мультипликативного эффекта, при осуществлении предпринимательской деятельности в социально значимых для региона направлениях, в частности - в благоустройстве и озеленении территорий.
о
н
о
<п Ключевые слова: кластерное взаимодействие; государственные и предпринимательские
структуры; жилищно-коммунальное хозяйство; муниципальное образование; благоустройство.
§ CLUSTER INTERACTION OF ENTERPRISE STRUCTURES
I N H OU SI N G SECTOR OF M U N I CI PALI TI ES I N
CD
CL g
I ENSURING IMPROVEMENT OF TERRITORIES
o
S
g NEDELIN MIKHAIL, D.,
Assistant of the Department of Economy and Management, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, ^ e-mail: [email protected]
o
^ The process of modernization and greening of business activity is considered in the paper. This
^ process requires in terms of the development dynamics of Russian regions, the implementation of
ft activities directed towards the modern transformation of the municipal infrastructure in the region,
O which allows to transform the reform processes on different objects to achieve well-being in the
<C Russian regions from the perspective of state interests, business and civil society. The effective
cc _
О © Неделин M. Д., 2016
direction for the modernization of the system to ensure the regional social-economic development is the creation of our proposed mechanism of cluster interaction of state and business structures in the sphere of housing and communal services of municipalities.
Therefore, in this study, an analysis of the directions of state support for the development of cluster cooperation in the sphere of housing and communal services of municipalities, aimed at achieving a multiplier effect, in the exercise of entrepreneurial activity in the region socially significant areas, in particular - in the landscaping and planting areas is carried out.
Keywords: cluster interaction; government and enterprise institutions; housing and communal services; municipality; improvement.
JEL: L97, L98, O18, P25.
CD
Одним из приоритетных направлений совершенствования территориальной организации региональной экономики, активно развивающихся в российских рыночных структурах, являются процессы кластеризации. В регионах РФ активно развиваются и поддерживаются государством процессы объединения предприятий и организаций в территориально-производственный кластер, используя механизмы государственно-частного партнерства, создания ассоциаций с последующим преобразованием в саморегулируемые организации и др.
В настоящее время государственно-частное партнерство должно ^ представлять собой набор форм среднего и долгосрочного взаимодействия бизнеса, 041 власти и гражданского общества для решения социально-экономических задач на взаимно выгодных условиях. .
Для создания долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества государства, э бизнеса и гражданского общества, а также внедрения крупных общественных ° проектов региональные органы власти принимают собственные рабочие программы • государственно-частного партнерства. Большинство экспертов полагает, что ^ механизм ГЧП позволяет не только поднимать фонды до внедрения социально * значимых проектов для города, но также и находить самые современные 5 технические решения и эффективно управлять созданными объектами. §
В нашем регионе разработан и принят областной закон о государственно- т частном партнерстве, который имеет рамочный характер и нуждается в доработке ^
Для того чтобы оценить экономическую эффективность достижения целей, в рамках общей экологической стратегии необходимо построить схему повышения эффективности взаимодействия гражданского общества государства и частного бизнеса в сфере экологизации ЖКХ (см. рис. 1).
На наш взгляд, решение проблемы оптимизации системы муниципального жилищно-коммунального комплекса Ростовской области состоит в создании и развитии кластерного взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований. Создание такой структуры т позволит начинать на основе системного подхода решение многочисленных проблем в сфере организационного и технологического управления ЖКХ, в первую очередь начинать развитие и реализацию эффективной модели организационных и ^ экономических механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса ^ муниципалитетов (жилье МО и коммунальные услуги), развитие и расширение эффективных бизнес-моделей деятельности предприятий жилищно-коммунальной о сферы, автоматизированных систем управления жильем МО и коммунальными ^ сервисными предприятиями и т.д. ^
Другими словами, создание механизма кластерного взаимодействия ^ государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований позволит сформировать систему направлений создания благоустроенных регионов, отражающую все стадии процесса предоставления
о
о
_j <
СП
1 См.: Областной закон от 24.12.2012 N 1015-зс, НГР:ги61000201201081. О
со ■н о см
О
о
х
О
т
го ш
о ^
< ф
с^
15 о О с^ с
о т
о ш сп о
о о ш
о <
жилищно-коммунальных услуг населению (физическим и юридическим лицам): организации, обладающие муниципальными ресурсами (предприятия теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения), обслуживающие структуры (жилищно-эксплуатационные, ремонтно-строительные, саночистки, предприятия по коммунально-бытовому, транспортному и сервисному обслуживанию и т.д.) управляющие организации в жилищно-коммунальном секторе - УК ЖКХ, ТСЖ, ЖСК и также предприятия и организации, с которыми они сотрудничают: банки и кредитные организации, залоговые и гарантийные фонды и т.д., страховые компании, вузы, информационные центры инновационных технологий, научно-исследовательские центры, центры повышения квалификации персонала и т.д. При осуществлении своей деятельности предпринимательский кластер ЖКХ должен тесно сотрудничать с законодательными и исполнительными властями.
Рис. 1. Схема повышения эффективности взаимодействия гражданского общества, государства и частного бизнеса в сфере экологизации Источник: составлено автором по результатам исследования.
Цель статьи
Цель статьи - выявление особенностей формирования институциональных предпосылок, ресурсов и экономического механизма объединения предпринимательских структур в процессах кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований. Обоснование экономической целесообразности формирования и развития кластерного взаимодействия предприятий и организаций, предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных
образований, которое будет способствовать повышению социально-экономического и экологического благополучия населения. При этом будет достигаться мультипликативный эффект за счёт объединения предприятий и организаций, участвующих в кластерном взаимодействии в сфере ЖКХ, для комфортного проживания жителей муниципальных образований и достижения высокого уровня благоустройства и озеленения территорий. Развитие кластерного взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований должно осуществляться в рамках институциональных, проектных и программных мероприятий, реализующих социально значимые пункты стратегии социально-экономического развития региона и учитывающих состояние, тенденции и динамику развития сферы ЖКХ в условиях обеспечения устойчивого развития перспективных моделей формирования кластера.
Результаты исследования и их обсуждение
Если кластер рассматривать как группу взаимодействующих компаний и родственных организаций, работающих в определенных сферах и дополняющих друг друга, то весь кластер может быть представлен как схема взаимовыгодного сотрудничества. На рис. 2 показана взаимосвязь кластеров и подкластеров между собой, которая происходит с подкластерами посредством инновационных элементов инфраструктуры региона. Чтобы подкластеры эффективно сотрудничали друг с другом, необходимо создать перекрестный элемент инфраструктуры, который обеспечит создание необходимого диалога между ними, и, таким образом, синергетический эффект будет создан (см. рис. 2).
со ■н о см
О
О х О
т
го ш
о <
Ь ф с^
15 о О с^ с
о т
Рис. 2. Структурная схема кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований Источник: составлено автором по результатам исследования.
Создание кластерного взаимодействия предприятий и организаций, предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований должно привести к повышению инновационной активности всего кластера, что отразится на инновационной активности остальных подкластеров и их администраций.
Связующими звеньями могут выступать инновационные инфраструктурные элементы, обеспечивающие взаимосвязи и эффективное функционирование основных субъектов инновационной деятельности в регионе, таким образом уменьшая дефицит знаний в части управления инновациями и также удовлетворяя потребности в обслуживании процесса управления инновационными проектами (Тяглов и Колычева, 2013).
о £
з о ш СП
о
о о ш
о <
Механизмом партнерского взаимодействия и координации субъектов инновационной деятельности в регионе, предлагающим лучшую форму сотрудничества государства, бизнеса и науки, является обобщение технико-экономических проблем организаций посредством встречного движения требований инновационно-активных предприятий и предложений со стороны университетов и инновационного малого и среднего бизнеса посредством активного включения в эту деятельность элементов инфраструктуры поддержки инновационного малого и среднего бизнеса, инструменты которого позволят обеспечить формирование уравновешенного инновационного пространства региона (Тяглов, 2011).
При реализации эффективной модели бизнеса часто используется процессный подход к управлению, который позволяет решать проблематику модернизации предпринимательских структур, адаптированных к частым изменениям институциональной среды.
Это особенно эффективно для рынка ЖКХ, так как считается, что одним из основных принципов процессно-ориентированного подхода является максимальная ориентация на удовлетворение потребностей клиента, сформулированная в стандартах ISO 9000:2000. Этот принцип, очевидно, находится во взаимопонимании с целью преобразовать систему ЖКХ, добиться этого — означает высококачественное изменение в обслуживании населения предприятиями системы ЖКХ.
Сущность процессного подхода к управлению состоит в распределении в организации сети процессов и управлении этими процессами для достижения максимальной производительности организаций.
Реализация этого принципа должна быть основана на современных методах, средствах проектирования социальных экономических систем.
Таким образом, целесообразно сформулировать основные стадии проектирования кластерного взаимодействия жилищно-коммунальной сферы на основе процессного подхода к управлению: # • осуществление инновационной деятельности предприятиями и формирование ^ их в отдельную группу, которая выступает центром потенциального
^ кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований, и
Щ оптимизация главного бизнес-процесса кластера;
о • использование аутсорсинга как инструмента осуществления бизнес-процессов о кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований;
| • оптимизация интегрированных моделей бизнес-процессов кластерного го взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований;
В. • создание главной организационной модели кластерного взаимодействия в < сфере ЖКХ муниципальных образований, соответствующей моделям бизнес-
ф процесса;
5 • введение информационных систем поддержки управления бизнес-процессами о кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований на
с
о
со ■н о см
5 О
основе архитектуры для обслуживания широкого круга запросов. £. Если рассмотреть влияние предпринимательского кластера жилищно-
коммунального хозяйства крупных городов региона с экологической точки зрения, в первую очередь необходимо говорить о сфере улучшения и озеленения территорий. Любые проекты улучшения территорий должны быть начаты с определения ее и назначения. Так, парки и зоны отдыха требуют тонкого отношения к среде
ш
ее обитания, в которой лучше заменить асфальтирование каменным наложением — блоков, на проекты по улучшению школьных территорий, которые должны о обеспечить достаточный уровень освещения, отсутствие потенциально опасных объектов и существования детских садов, спортивных детских площадок. Важно исследовать внимательно зону, которая подлежит улучшению, чтобы выявить ее главные особенности, определить цели и затем запланировать работу. Так, в большинстве случаев улучшение территорий дворов становится многоуровневой задачей, во время решения которой необходимо осуществить вывоз мусора, асфальтирование дорог, озеленение зданий, примыкающих к территории, или укладку тротуарной плитки (Тяглов, 2014).
о о ш
Ll_
О
_J <
Ключевые проекты по благоустройству территорий города или улучшению территорий меньшего масштаба являются сложными комплексными проектами. Одной из целей таких проектов выступает достижение экологического благополучного состояния городов и муниципальных образований. Администрация города стремится выполнить не только строительство новых дорог и асфальтирование платформ, но также и озеленение городских районов и установку достаточного количества игровых детских уличных площадок, то есть создать комфортные условия проживания граждан. Важной задачей является привлечение населения конкретной территории к индивидуальному озеленению и благоустройству территории своего дома. Поэтому создание и развитие предпринимательского кластера должно основываться на формировании совершенной и экологически ориентированной инфраструктуры ЖКХ (см. рис. 3).
Рис. 3. Схема формирования кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований в направлении ее экологизации Источник: составлено автором по результатам исследования.
Экологически благополучное состояние городов и муниципальных образований является основой для формирования условий комфортного проживания населения.
Исходя из этого, решая проблемы жилищно-коммунального хозяйства, необходимо реализовать политику, которая строится на объединении различных уровней власти, предполагающую региональное и межмуниципальное партнерство, учитывающую интересы государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Из бюджета города Ростова-на-Дону на производство работ по посадке зеленых насаждений было выделено 55 862,135 тыс. руб. в 2014 году, на выполнение работ по посадке выделено 60 239,405 тыс. рублей. Объем выделенного финансирования превышает показатель 2013 года на 6,8%.
Это доказывает лишь одно, что такие программы должны являться основой для модернизации жилищно-коммунального хозяйства и выполнение конкретных мероприятий. Данные мероприятия, на наш взгляд, должны отвечать на следующие
со ■н о см
О
О х О
т
го ш
о <
Ь ф с^
15 о О с^ с
о т
о £
з О ш СП
о
о о ш
о <
основные вопросы: «Какова роль предпринимательских структур в обеспечении социально-экономического развития региона?»; «Как задействовать институты ГЧП в мероприятиях по благоустройству территорий?»; «Как реализация этих мероприятий повлияет на регион?».
Таблица 1
Плановые мероприятия по благоустройству города Ростова-на-Дону на 2014-2018 гг.
Этапы Вид работ Стоимость работ
I Ремонт подпорной стенки вдоль пр. Сиверса 6 500 тыс. руб.
II Капитальный ремонт фонтана «Театральный» 68 970, 4 тыс. руб.
III Капитальный ремонт смотровой площадки в скв. Седова 5 418,856 тыс. руб.
IV Реконструкция и эксплуатация Набережной р. Дон в рамках концессионного соглашения, заключенного сроком на 32 года 330 000,0 тыс. руб.
V Работы по проведению 2-й очереди реконструкции Кумженского мемориала 10000,0 тыс. руб.
со ■н о см
5 О
о
х О
т
пз со
о <
ф
15 о О
с
о m
о §
з О ш СП
о
о о ш
LL
о
_J <
Источник: составлено автором по материалам Администрации
города Ростова-на-Дону.
Таким образом, нами обоснована целесообразность формирования кластерного взаимодействия предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований в направлении ее экологизации в части решения вопросов благоустройства и озеленения территорий, что позволит обеспечить рост предпринимательской активности предприятий кластера и повысить эффективность функционирования региональных хозяйственных систем.
При этом нами доказано, что идея формирования кластерного взаимодействия в сфере ЖКХ муниципальных образований экономически выгодна, поскольку предприятия сферы ЖКХ в подобных объединениях позволят сформировать макет для дальнейшего развития кластерной структуры региона и получить желаемый мультипликативный эффект от новых кластерных форм взаимодействия хозяйственных субъектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аналитическая записка по итогам Форсайта «Малый и средний бизнес 2020— 2040 гг.» Опора России.
Аналитический доклад «Международный опыт формирования региональных промышленных кластеров». Екатеринбург: УрГУ, 2010.
Билль об Уполномоченном по делам малого бизнеса, 2013. (http:// www.comlaw.gov.au/Details/ C2013B00026 - Дата обращения: 15.01.2016).
Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюд-жетной политике в 2014—2016 годах от 13.06.2013 г. (http://www.kremlin.ru/acts/18332 — Дата обращения: 15.01.2016).
Вакулина Е. А. (2010). Методологические аспекты государственной поддержки малого бизнеса // Учетные записки Российской Академии предпринимательства, № 22, с. 216-228.
Ведение бизнеса в России — 2012 (Doing Business in Russia 2012) // Субнациональное исследование «Ведение бизнеса», 2012.
Данилец А. (2010). Малый бизнес. (http://otrru.ru/Lekzii/LitlePred.htm — Дата обращения: 19.12.2015).
www
Данилина Н. Н. (2010). Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса // Вестник Института экономики РАН, № 1, с. 130—139.
Заседание Госсовета по вопросу о повышении инвестиционной привлекательности регионов. (http://state.kremlin.ru/state_council/17232 — Дата обращения: 19.12.2015).
Зеленцов Л. Б. и Рыльков В. И. (2012). Аспекты создания организационно-экономического механизма управления многоквартирными домами в системе ЖКХ // Электронный научно-инновационный журнал «Инженерный вестник Дона», № 4.
Информационно-аналитические материалы по результатам социологического опроса о проблемах и перспективах развития предпринимательства в Ростовской области», НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства». Ростов н/Д, 2010.
Информационно-аналитический отчет о результатах социо-логического опроса по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)». Ростов н/Д, 2012.
Конти Т. (2013). Система заинтересованных сторон: стратегическая ценность. (http://quality.eup.ru - Дата обращения: 19.12.2015).
Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015-2020 года // Официальный портал Правительства ростовской области. ^
Постановление Правительства Ростовской области от 17.05.2012 № 394 о «Отчет о ходе работ по Областной долгосрочной целевой программе «Модернизация ^ объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011—2014 годы» ^ по результатам за 2011 год». (http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=110689 -Дата обращения: 14.02.2016).
Тяглов С. Г. (2011). Современные подходы к решению проблем модернизации ф региональной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, № 36. ^
Тяглов С. Г.(2014). Принцип многоуровневого управления устойчивым | развитием региональной экономики в части обеспечения эколого-экономических о императивов // ТЕRRА ECONOMICUS, Т. 12, № 2, Ч. 3. §
Тяглов С. Г. и Колычева Ж. Я. (2013). Пути инновационного развития малого £ бизнеса в системе региональной экономики. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие—XXI х век», 64 а 95
Тяглов С. Г., Колычева Ж. Я. и Гарибова Е. А. (2015). Организация действия властных и предпринимательских ст бизнеса. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие—ХХ! век», 276 с.
Тяглов С. Г. и Пономарева М. А. (2012). Совершенствование деятельности
REFERENCES
о
о с
взаимодействия властных и предпринимательских структур малого и среднего ^
Ой
.
15 о
региональных органов управления по улучшению инвестиционной привлекательности муниципальных образований Ростовской области // ТЕRRА о ECONOMICUS, Т. 10, № 4, Ч. 2.
о
Analytical Note on the results of Foresight "Small and Medium-Sized Enterprises 2020-2040". Support of Russia. (In Russian). ^
Analytical Report "International Experience of Formation of Regional Industrial cc Clusters". Ekaterinburg, Ural State University, 2010. (In Russian).
Bill on the Commissioner for the Small Business Administration, 2013. (http:// q www.comlaw.gov.au/Details/ C2013B00026 - Access Date: 15.01.2016). (In Russian).
Budget Message of the President of the Russian Federation on the Budget Policy in 2014-2016 of 13.06.2013. (http://www.kremlin.ru/acts/18332 - Access Date: 15.01.2016). (In Russian).
Vakulina E. A. (2010). Methodological aspects of the state pod-derzhki Small Business Accounting. Notes of the Russian Academy of Entrepreneurship, no. 22, pp. 216228. (In Russian).
o о ш
Ll_
О
_J <
z СП ZD О
62
HeAeAMH M. A.
Doing Business in Russia — 2012. Subnational Study "Doing Business" 2012. (In Russian).
Danilets A. (2010). Small business. (http://otrru.ru/Lekzii/LitlePred.htm - Access Date: 19.12.2015). (In Russian).
Danilin N. N. (2010). Foreign experience of state support of small business development. Herald of the Institute of Economics, no. 1, pp. 130-139. (In Russian).
The Meeting of the State Council on the Issue of Increasing the Investment Attractiveness of Regions. (http://state.kremlin.ru/state_council/17232 - Access Date: 19.12.2015). (In Russian).
Zelencov L. B. and Ryl'kov V. I. (2012). Aspects of the creation of the organizational-economic mechanism of management of multifamily housing in the housing system. Electronic Journal of Research and Innovation "Engineering Don Gazette», no. 4. (In Russian).
Informational and Analytical Mmaterials on the Results of the Sociological Survey of the Problems and Prospects of Development of Bbusiness in the Rostov Region", SP "Rostov Regional Business Support Agency". Rostov-on-Don, 2010. (In Russian).
Informational and Analytical Report on the Results of Sociological Survey on the Development of Small and Medium-Sized Business. "South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute)". Rostov-on-Don, 2012. (In Russian). ^ Conti T. (2013). Stakeholder system: strategic value. (http://quality.eup.ru -
0 Access Date: 19.12.2015). (In Russian).
„_¡ Rostov Region Cluster Development Concept on 2015-2020 years // The Official
z: Portal of the Rostov Region Government. (In Russian).
Resolution of the Government of the Rostov Region 17.05.2012 N 394 "Report on q Progress in the Long-Term regional Target Program" Modernization of the Rostov ¡^ Region Utilities Infrastructure for 2011-2014" on the 2011 Results". (http://
www.donland.ru/Default.aspx?pageid=110689 - Access Date: 14.02.2016). (In Russian). ^ Tyaglov S. G. (2011). Current approaches to solving the problems of
1 modernization of the regional economy. National Interests Priorities and Safety, no. 36. ° (In Russian).
° Tyaglov S. G. (2014). The principle multilevel management of sustainable
cc development of the regional economy in terms of ensuring environmental and economic i imperatives. Terra Economicus, vol. 12, no. 2, part 3. (In Russian).
g Tyaglov S. G. and Kolycheva J. J. (2013). Ways to innovative development of
^ small business in system of regional economy. Rostov-on-Don, Publ. House "Assistance -^ XXI Century", 64 p. (In Russian).
o. Tyaglov S. G., Kolycheva J. J. and Garibova E. A. (2015). Organization of
g interaction of imperious and enterprise structures of small and medium-sized o. businesses. Rostov-on-Don, Publ. House "Assistance - XXI Century", 276 p. (In Russian). o Tyaglov S. G. and Ponomareva M. A. (2012). Improving the activities of the
^ regional governments to improve the investment attractiveness of municipalities of o Rostov region. Terra Economicus, vol. 10, no. 4, part 2. (In Russian).
o
LLl
cc o
o o
LU LL
O
_J <