УДК 316.444.3::378
Петьков Валерий Анатольевич
Petkov Valery Anatolyevich
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы и социального права
Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета
Филоненко Виктория Александровна
D.Phil. in Education Science, Professor, Social Work and Social Law Subdepartment, Armavir Instisute of Social Education (branch) of the Russian Social State University
Filonenko Victoria Aleksandrovna
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Государственного морского университета им. Ф.Ф. Ушакова
МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
PhD in Education Science, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Admiral Ushakov Maritime State University
MECHANISMS OF SOCIAL MOBILITY OPERATION IN UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE
Аннотация:
В статье определяется содержание проблемы социальных лифтов в жизни современной российской молодежи, которая обусловлена реалиями глобальных социально-экономических изменений в российском социуме. Авторами раскрыты понятия «социальный лифт», «образовательное про-странство», детально охарактеризованы механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве, а именно: информационное обеспечение, мониторинг динамики профессионального роста студентов, самоорганизация учебной деятельности студента.
Ключевые слова:
социальная политика, образовательное пространство вуза, социальный лифт, механизмы функционирования социальных лифтов, информационное обеспечение, профессиональный рост, самоорганизация учебной деятельности, профессиональная компетенция.
Summary:
The article deals with a problem of social mobility in life of modern Russian youth, which is caused by realities of global social and economic changes in the Russian society. The concepts of “means of social mobility" and “educational space" are defined. The authors describe in detail the mechanisms of social mobility, functioning in the educational space, namely: information support, monitoring of students’ professional growth dynamics, self-organization of learning activities by students.
Keywords:
social policy, educational space of higher education institution, social mobility means, mechanisms of functioning of social mobility, information support, professional growth, self-organization of educational activity, professional competence.
Социальная политика государства должна стремиться к идеальному воплощению справедливости и представляет собой непрерывный процесс, который происходит как в сфере реальной экономики, реальной политики и реальной социальной структуры, так и в сфере социальной психологии, коллективных представлений людей, их персональных идей о справедливости и о своих правах и обязанностях [1].
Изменения в социальной политике России в сфере занятости и образования молодежи актуализировали инновационные процессы, приоритетом которых стали качество образования, компетентность и конкурентоспособность специалистов. Эффективность социальной политики обеспечивается работой социальных лифтов, которые позволяют стимулировать активность и мобильность граждан, раскрывают перспективы профессиональной реализации, являются стратегическими помощниками и навигаторами для жизненной самореализации молодежи. Как показывают современные исследования, слабое развитие системы вертикальной социальной мобильности мешает развитию и ведет к застою [2; 3]. Примером высокой социальной мобильности могут служить Соединенные Штаты Америки, низкой - Индия.
Среди наиболее проблемных направлений социальной политики следует отметить обеспечение работы социальных лифтов. Понятие «социальные лифты» подразумевает систему социальных механизмов, обеспечивающих вертикальную мобильность граждан, их «подъем» от
одного уровня общественной иерархии к другому, более высокому, независимо от их социального происхождения, когда при равных возможностях продвижение специалистов по службе зависит от их профессиональных способностей и активности.
Существует множество видов социальных лифтов, которые используются разными слоями общества. Они стали инструментами продвижения людей, представляющих отдельные группы. В такой системе любой человек сталкивается с ситуацией, когда он не имеет возможности реализовать свой имеющийся внутренний потенциал. «Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную зарплату и развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончили вузы» [4].
Реформирование российской системы образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и направлено на развитие личности, способной быть субъектом собственной жизнедеятельности. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г. перед системой образования ставятся задачи подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности; обеспечения организационно-педагогических условий для самоопределения и самореализации личности [5].
Актуальность проблемы социальных лифтов в жизни современной российской молодежи обусловлена реалиями глобальной экономики (вступление России в ВТО, развитие ЕВРАЗЭС), необходимостью модернизации страны, что лежит в основе запроса «на «умный» и квалифицированный труд, а также особенностями цивилизации страны, ее менталитета и социокультурных традиций, необходимостью перехода к технологическому укладу жизни и связанной с ним новой парадигмой развития. Социальные лифты позволяют студенческой молодежи установить связь между собственными усилиями по получению образования, успешностью овладения профессией, самоотдачей и получаемыми общественными благами.
Система образования как «социальный лифт» направлена на выравнивание стартовых возможностей на протяжении всего периода обучения и является инструментом формирования и поддержки социального и культурного статуса личности. Следовательно, необходимо рассматривать образование в качестве эффективного механизма «запуска» социальных лифтов для молодежи, способствующих развитию креативного потенциала человека, кумулированию его позитивной энергии, без чего страна обречена на стагнацию с последующим саморазрушением социальной системы.
Анализ работ современных авторов [6; 7] позволил определить образовательное пространство как социально-культурный феномен, отражающий различные аспекты организации деятельности образовательных систем, обеспечивающий формирование у будущих специалистов общекультурных и профессиональных компетенций на основе развития полифункциональных профессиональных знаний в единстве с практическим опытом; порождающий множество отношений и связей в сфере профессиональной деятельности; способствующий осознанию субъектами разнообразных образовательных предложений и профессионально значимого социального опыта, задаваемого образовательным окружением.
Проведенный нами анализ специальной литературы и опыта практической деятельности ведущих вузов России позволил определить основные механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза. Они включают в себя информационное обеспечение, мониторинг динамики профессионального роста студента, самоорганизация учебной деятельности студента. Раскроем содержание каждого из них.
Информационное обеспечение функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза является одним из условий, способствующих профессиональному росту и реализации потенциала студента. Так, выстраивание профессиональной карьеры эффективно при информационной поддержке и мониторинге динамики профессионального роста, готовности к получению и обновлению знаний, повышения квалификации, применения современных информационных технологий в обучении профессии.
Использование информационных технологий в образовательном процессе вуза обеспечивает доступ к различным видам информационных ресурсов, открывает новые направления и траектории в проектировании жизненного пути, самоопределении молодежи, организации профессионального развития, то есть является информационным базисом и одним из механизмов эффективного функционирования социального лифта.
Мониторинг динамики профессионального роста студентов как один из механизмов эффективного функционирования социального лифта позволяет сделать квалификацию будущего спе-
циалиста видимой, различимой для работодателей и создать открытую базу данных членов профессиональных ассоциаций и сообществ, что увеличивает конкурентные возможности работников на рынке труда, повышает их мобильность и востребованность.
Полноценное функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза основывается на механизмах самоорганизации, которые реализуются посредством стимулирования разнообразных самопроцессов, среди которых особое место принадлежит процессу самоорганизации учебной деятельности студента как необходимого условия профессионального развития и востребованности специалиста.
Интерес к исследованиям процессов самоорганизации связан прежде всего с условиями социальных, экономических, культурных преобразований современного общества. При этом самоорганизация остается достаточно сложным, многоаспектным, до конца не изученным, во многом дискуссионным процессом, который прямо или косвенно пронизывает все социальные сферы деятельности человека.
Самоорганизация учебной деятельности личности студента является способностью, проявляющейся в умении осознанно и целенаправленно использовать и совершенствовать значимые составляющие структуры личности в деятельности, направленной на разрешение учебных, профессиональных и личностно значимых задач.
Если учесть, что профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач; а умения профессиональной самоорганизации - это освоенные человеком способы рационального выполнения действий, направленных на решение профессиональных и личностно значимых задач, в которых человек выступает субъектом деятельности и профессионального саморазвития, то система высшего образования может быть рассмотрена как технология формирования профессиональных компетенций, в совокупности обеспечивающих успешность карьерного роста и продвижения человека по социальной лестнице.
Как показывает теория и практика высшего образования, эффективность профессиональной самоорганизации достигается применением следующих организационно-педагогических условий: организация позитивного взаимодействия всех субъектов профессионального обучения и воспитания; реализация преемственности в профессиональной подготовке будущего специалиста; материальное, кадровое и информационно-методическое обеспечение процесса профессиональной самоорганизации; сотрудничество и продуктивное взаимодействие вуза с другими социальными институтами; организация мониторинга готовности специалиста к профессиональной деятельности [8].
Очевидно, что деятельность будущего специалиста должна реализовываться на основе социально-психологического сопровождения, проектируемого с учетом профессиональной направленности и социально значимых факторов, обеспечивающих продуктивный процесс профессиональной самоорганизации. Эта задача может быть решена посредством интегративно-контекстного подхода, предполагающего воссоздание в учебном процессе вуза не только предметного, но и социально-психологического контекстов профессиональной деятельности специалиста [9].
Таким образом, предпринятая авторами статьи попытка определения основных механизмов функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза раскрывает сущность и содержание социальных лифтов, демонстрирует возможности проектирования траекторий и маршрутов жизненного пути, позволяет прослеживать эффективность развития профессионального и социального роста студентов, обеспечивает стабильность и уверенность сегодняшних студентов в завтрашнем дне.
Ссылки:
1. Копцева Н. Социальная политика государства: человек - не средство, а цель [Электронный ресурс] // NewsLab.ru : интернет-газета. 11^: http://newslab.ru/article/458231 (дата обращения: 06.08.2014).
2. Просольченко С.А. Социальная мобильность как объект социального управления : дис. ... канд. соц. наук. Пятигорск, 2010. 258 с.
3. Посухова О.Ю. Неинституциализированные каналы профессиональной мобильности в современной России : авто-реф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д., 2003. 24 с.
4. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февр.
5. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. С. 53-58.
6. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Феномен образовательного пространства // Известия 1УЮАО. Стратегии и тенденции развития образования: прошлое и настоящее. 2004. № 2. С. 35-38.
7. Щевелева Г.М. Образовательное пространство. Современный взгляд. Подходы к формированию : монография. Воронеж, 2001. 103 с.
8. Филоненко В.А. Основы профессиональной самоорганизации студентов педагогического колледжа : монография. Армавир, 2013. 174 с.
9. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 47 с.