Научная статья на тему 'Механизмы формирования аддективного поведения в молодежной среде'

Механизмы формирования аддективного поведения в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
681
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования аддективного поведения в молодежной среде»

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Гришко И.В. г. Краснодар

Для того чтобы охарактеризовать особенности аддиктивного поведения молодежи, рассмотрим одно из перспективных отечественных направлений современных исследований проблемы зависимого поведения, в котором психическая зависимость рассматривается как устремление (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров), т.е. самоценная форма активности, заключающая в себе возможности неограниченного самовоспроизводства (В.А. Петровский). Переживание иллюзорной избыточности собственных возможностей формирует эмоциональное влечение к наркотику1. Если после употребления наркотика личность пережила состояние избыточности возможностей в преодолении внутренних и внешних факторов, препятствующих удовлетворению потребностей, то возникает предрасположенность к наркомании.

Молодежный возраст характеризуется высоким уровнем фрустрации значимых потребностей при частичной или полной неосознаваемости, субъективным переживанием ограниченности возможностей собственной реализации в кругу значимых других, что порождает генерализованную неудовлетворенность (С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров), которая является источником развития в подростковом возрасте, а при соответствующих условиях лежит в основе формирования зависимости.

Приняв за основу модель развивающейся личности при переходе от детства к взрослости В.А. Петровского и основные положения теории идентичности Э. Эриксона2, исследователи предлагают следующую модель формирования зависимого поведения молодых людей (на примере наркомании).

По словам Эдуарда Шпрангера (1920): «Ни в каком возрасте человек не нуждается так в понимании, как в годы юности. Создается впечатление, будто глубокое понимание другими -необходимое условие формирования личности. И, тем не менее, всегда находятся разнообразные обстоятельства, затрудняющие или вовсе исключающие подобное понимание»3. В подростковом возрасте усиливается «потребность быть личностью» (В.А. Петровский). Понять, что «Я - Личность» подросток может только через других людей. Развитием личности движет потребность «Быть значимым другим для значимого другого». Существующие противоречия между «Я - наличное» (гипотетическое собственное Я в глазах другого) и «Я потенциальное» (Я в собственных глазах) затрудняют процесс персонализации (идеальной представленности в другом человеке). Разрешение этого противоречия (конфликта неперсонализированности) может способствовать как разрешению кризиса и обретению идентичности (Э.Эриксон), так и вести к формированию спутанной идентичности.

В поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое должно теперь включать половую зрелость, подростки вновь пытаются решить конфликты прошлых лет, прежде чем создать для себя окончательные идеалы. От самой первой стадии (потребность в доверии себе и другим), согласно теории Э.Эриксона, подросток ищет людей, которым можно было бы верить, и люди должны доказать, что им можно верить. С другой стороны, он боится быть обманутым и может выражать эту потребность в циничном недоверии. Подросток стремится быть не просто взрослым, а похожим на того, с кем считаются взрослые. При этом не важно негативное или позитивное это будет лицо. От второй стадии подросток получает чувство «свободно желать». В ситуации выбора подросток будет вести себя вызывающе по отношению к взрослому, чтобы не быть «опозоренным» принуждением в собственных глазах и глазах сверстников. Подросток готов доверять тем сверстникам, или тем направляющим (или же вводящим в заблуждение) старшим, которые зададут образцы, иллюзорные границы его устремлений. Подросток стремится к выбору профессии, которая приносила бы удовлетворение, не обращая внимание на перспективу карьеры и заработную плату.

Таким образом, главную цель периода взросления можно определить как разрешение личностью конфликта неперсонализированности, т.е. достижение конгруэнтности образов «Я в глазах другого» и

1 Назаров Е.А. Наркотическая зависимость и созависимость личности в семье. Автореф. на соис. уч. ст. канд. псих. наук. Самара, 2000. С. 11.

2 Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не - зависимости. Самара, 2003. С. 57.

3 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. С. 102.

51

«Я в собственных глазах».

Средства достижения желаемой цели, удовлетворения ведущих потребностей субъекта. Если молодой человек может идентифицировать себя с новыми ролями, предполагающими компетентность и творчество, если были положительно разрешены кризисы предшествующей идентичности, то этот период проходит более спокойно, чем у тех, кто не способен найти свое место в жизни. В основе этого лежат предшествующие сильные сомнения в своей этнической, сексуальной или ролевой идентичности, которые соединяются с застарелым чувством безнадежности. Отчуждением этой стадии является спутанность идентичности.

По мнению Л.И. Божович, «побуждение к действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит ее удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности»1. А.Н.Леонтьев определяет развитие потребностей как результат изменения и расширения объектов, с помощью которых они удовлетворяется2.

Потребность «быть личностью» в подростковом возрасте может реализоваться через развитие устремлений личности (когнитивных, эмоциональных, волевых), и это будет способствовать обретению истинной идентичности. Однако средством, расширяющим границы возможностей и дающим иллюзорное удовлетворение потребностей может стать и употребление наркотических веществ, которое лишь будет компенсировать недостатки и вести к последующей деформации личностного развития. Таким образом, эффективная социализация в социуме и преодоление оппозиции «Я собственное» и «Я глазами другого» достигнуто не будет. Конфликт неперсонализированности останется неразрешенным, и у подростка может формироваться психологическая зависимость от наркотика, характеризующаяся субъективной ценностью и самовоспроизводимостью (употребление наркотика дает временное ослабление существующему внутриличностному напряжению, и подросток не имеет другого средства, чтобы с ним справляться)3.

Формирующаяся зависимость также является устремлением, так как при помощи внешнего средства (наркотика) подросток получает ощущение «Я могу!», которое переживается как расширение возможностей. Возможность воспроизводить и длить это состояние произвольно (принимая новые дозы наркотика) делает его (состояние) ненасыщаемым. Употребление наркотика самоценно, т.к. требует проявления надситуативной активности, связанной с нарушением запрета взрослых.

Результатом развития в молодом возрасте (и одновременно источником развития следующей фазы) является «обретение личностью собственной идентичности - самоидентичности». Источником идентичности может выступать референтная группа, значимые другие, мир природы.

Кратко опишем модель конструктивного и деструктивного развития личности молодого человека. В результате развития в младшем подростковом возрасте личность начинает переживать так называемую генерализованную неудовлетворенность, которая проявляется во всех сферах жизнедеятельности подростков. Генерализованная неудовлетворенность выступает как источник развития личности в старшем подростковом возрасте. Основная цель развития личности - преодоление генерализованной неудовлетворенности через разрешение конфликта неперсонализированности. В качестве средства достижения самоидентичности рассматривается неадаптивная активность.

В случае конструктивного развития личность подходит к следующему этапу с обретенной самоидентичностью, способная эффективно адаптироваться к условиям социума, используя при этом ресурсы собственной личности. Неадаптивная активность, обуславливающая достижение идентичности выражается через развитие устремлений личности. При деструктивном развитии неадаптивная активность может выражаться в формировании зависимости, которую можно также рассматривать как устремление. В этом случае конфликт не разрешается, ослабление напряжения носит вмененный характер, и личность вынуждена прибегать к употреблению наркотика снова и снова. При таком развитии личность подходит к последующему возрастному этапу со спутанной идентичностью, разрешая трудности с использованием внешних средств (наркотика).

Каждый возрастной этап ставит перед личностью свои специфические задачи взросления, от решения которых зависит развитие на последующем возрастном этапе. Нерешенные психологические задачи ведут к накоплению внутреннего напряжения из-за неразрешенных конфликтов. Личность, которая не может справляться с генерализованной неудовлетворенностью, используя внутренние

1 Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д.И. Фельдшейна. М., 1995. С. 27.

2 Там же. С. 30.

3 Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология не - зависимости. Самара, 2003. С. 60.

52

ЮВЕНИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ресурсы (актуализация устремлений), снимает неудовлетворенность внешними средствами (наркотик). Таким образом, нерешенные задачи взросления создают условия для развития психологической зависимости личности.

Отсюда вытекает необходимость учитывать социопсихологические и физиологические особенности данной группы, которые закладываются еще в подростковый период и являются факторами развития аддиктивного поведения молодежи.

Среди подростков, имеющих риск возникновения негативных зависимостей, связанных с переживанием психологического кризиса, часто встречаются следующие категории: подростки, перенесшие насилие; подростки, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, в различных бытовых ситуациях; подростки, перенесшие психические травмы в связи со смертью родителей, с потерей близких людей и т.п.; подростки, тяжело переживающие развод родителей; подростки, перенесшие попытки самоубийства, а также высказывающие намерения покончить с собой; застенчивые подростки; подростки, перенесшие аборт и другие серьезные медицинские вмешательства; одаренные дети, имеющие проблемы с приспособлением к окружающему миру; подростки, попавшие в иные кризисные ситуации, повлекшие за собой расстройства социальной адаптации1.

В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями и формирующимся сексуальным влечением. Подобные реакции могут оказаться факторами как способствующими злоупотреблению наркотиками и токсическими веществами, так и препятствующими ему2. Рассмотрим значение подростковых поведенческих реакций в формировании аддиктивного поведения.

Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, учителей, всех старших по возрасту, вообще от установленных ими порядков, правил, законов, от всего, что взрослыми уважается и ценится. Обостренным проявлением реакции эмансипации служит особая форма поведения, названная «отравлением свободой». Это происходит, как правило, когда подросток вырывается из-под подавляющей семейной опеки или при выпуске из учебных заведений, при побеге из интернатов, при освобождении из воспитательно-трудовых колоний и т. д., когда строго регламентированный распорядок жизни у подростка сразу сменяется полной свободой, а постоянная опека в повседневной жизни - самостоятельностью. При «отравлении свободой» поведение подростка становится противоположным тому, что требовалось от него раньше. Привлекает то, что раньше не дозволялось. Употребление наркотиков и токсических веществ бывают вызваны желанием вкусить «запретный плод». Данное психологическое состояние особенно благоприятствует «первичному поисковому наркотизму», т. е. стремлению все попробовать, на себе испытать действие наркотиков и токсических веществ, которые доступны или которые можно раздобыть.

Реакция увлечения, наоборот, как правило, является мощным фактором, противодействующим аддиктивному поведению. Исключения составляет особый вид хобби, названный информативнокоммуникативным. Такие подростки все время отдают бездумному общению со сверстниками, поглощению и обмену малозначимой и не требующей никакой интеллектуальной переработки информации. Отсюда следует непрестанное тяготение к асоциальным компаниям сверстников. Такое поведение легко сочетается с употреблением наркотиков и токсических веществ.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, могут в определенной мере влиять на развитие аддиктивного поведения, в частности, влиять на выбор токсических веществ или наркотиков и даже способствовать злоупотреблению ими. Например, некоторые из ингалянтов, особенно содержащие эфир, а иногда и бензин, способствуют визуализации представлений («что захочу, то и увижу»), в том числе сексуального содержания. Подобная сексуальная мотивация злоупотребления ингалянтами бывает свойственна подросткам младшего и среднего возраста (12-16 лет).

Рассмотрим реакцию группирования со сверстниками как ведущий социо-психологический фактор в развитии аддиктивного поведения. А. Е. Личко выделяет следующие типы подростковых

1 Исаев Д.С. Социально - психологическая помощь в кризисных состояниях как профилактика негативных зависимостей // Проблемы профилактики негативных зависимостей среди молодежи. Сборник материалов конференции. Самара, 2001. С. 67.

2 Верминенко Ю.В., Келасьев В.Н. Профилактика наркомании в подростковой среде. СПб., 2001. С. 14

53

групп: территориальные, делинквентные, наркоманические и неформальные1. Территориальные группы объединяют сверстников по месту учебы или по месту жительства и являются группой риска для развития аддиктивного поведения. Ничего, кроме принадлежности к «своим», такую группу не объединяет. Обычно имеются излюбленные места сборищ во дворе или на улице, в подъездах, подвалах и т. д. Кроме драк и побоищ с другими территориальными группами отмечается пустое времяпрепровождение (информационно-коммуникативное хобби), азартные игры, делинквентные поступки, выпивки и если появится подходящий случай или соблазнитель, то пробуются различные токсические вещества и наркотики. Так, 70% случаев злоупотребления гашишом и ингалянтами происходит в территориальных группах подростков. В делинквентных и неформальных группировках злоупотребление наркотиками и токсическими веществами в некоторых случаях также имеет место. Однако не во всех группировках делинквентного и неформального типов у подростков развивается аддиктивное поведение. И есть даже такие неформальные группировки (например, люберы, панки, неофашисты, рокеры и т. д.), где употребление наркотиков не только не приветствуется, но в ряде случаев и наказывается. Если же употребление наркотиков и токсических веществ принимает стабильный характер, то перечисленные выше группировки становятся наркоманическими группами подростков.

Среди основных мотивов начала наркотизации в подростковом и юношеском возрасте, которые можно объяснить социально-психологическими особенностями пубертантного периода, А. Е. Личко выделил следующие: любопытство, стремление к подражанию, к получению острых ощущений, желание не отстать от друзей2. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые другие авторы3. Также в литературе упоминается и такой мотив, как «скука»4.

1 ЛичкоА. Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство. Л., 1991.

2 ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.

3 Авраменко А.И., Зильберблат Г.М., Черняховский И.А., Коротоножкин В.Г. Некоторые социальнопсихологические факторы, влияющие на распространение наркомании // Врачебное дело. 1988. № 1. С. 89-90.; Битенский В.С., Херсонский Б.Г. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами // Психологические исследования в наркологии. Л., 1989. С. 83-87.

4 Левин Б.М., Левин М.Б. Не отступись. М., 1988.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.