Научная статья на тему 'Концептуализация понятия «аддиктивное поведение»'

Концептуализация понятия «аддиктивное поведение» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1544
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуализация понятия «аддиктивное поведение»»

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Гришко И.В. г. Краснодар

В современной научной литературе употребление наркотиков и токсических веществ без зависимости от них наркоманией или токсикоманией не считается. Для обозначения злоупотребления без зависимости предлагается несколько понятий: «токсиманическое поведение», «эпизодическое злоупотребление» и др. Не меньшее число терминов встречается и в зарубежной литературе, например, в англоязычной: drug use, drug misue, drag abuse, в отличие от drug dependence, когда зависимость уже сформировалась.

В отечественной и зарубежной научной литературе для анализа данного явления используется термин «аддиктивное поведение». Addiction - по-английски пагубная привычка, страсть к чему-либо, порочная склонность. Аддиктивным поведением (addictive behavior) стали называть злоупотребление различными веществами, включая алкоголь и курение табака, изменяющими психическое состояние человека до того, как от них сформировалась физическая зависимость. А.Е. Личко распространил этот термин и на случаи без индивидуальной психической зависимости. Термин «аддиктивное поведение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Лечение в этих случаях может быть направлено на дезинтоксикацию, если в этом имеется надобность. Психотерапевтические приемы используются в целях психопрофилактики. Главное же при аддиктивном поведении - не медицинские, а воспитательные меры1.

Об аддикции говорят тогда, когда у употребляющих наркотические средства помимо психологической зависимости имеются признаки физической зависимости. Под аддиктивным поведением в отечественной литературе понимают одну из форм деструктивного поведения, выражающуюся в уходе от реальности посредством изменения психического состояния, что может быть достигнуто разными способами2.

Однако анализ аддиктивного поведения в социальном контексте требует привлечения социологического знания. Понятие «поведение» пришло в социологический тезаурус из психологии. В справочной литературе поведение личности понимается как внешне наблюдаемый процесс взаимодействия личности с окружающей средой, опосредованный ее активностью, проявляющийся в отдельных поступках и действиях, взятых в их определенной последователь-ности3. Необходимо различать «поведение», «действие», «активность» и «деятельность».

Под «действием» понимается рационально обоснованный поступок, который имеет ясную цель, осознанные методы и средства. Деятельность, в свою очередь, представляет собой совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях организации обществ, направленную на достижение определенной социальной цели и использующую соответствующие социальные средства4.

Философы признают, что деятельность человека сформировалась на основе биологического поведения, но с появлением сознания и целеполагания поведение превращается в деятельность. Любое проявление активности, сопровождаемое сознанием, представляет собой деятельность5. В социологии понятие «деятельность» появилось благодаря работе американского социолога Дж. Хоманса «Социальное поведение», где деятельность относится к тому, что люди делают в данной ситуации6.

Активность человека выполняет две важные функции: 1) воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, она служит средством удовлетворения потребностей индивида; 2) она является

1 Верминенко Ю.В., Келасьев В.Н. Профилактика наркомании в подростковой среде. СПб., 2001. С. 4.

2 Ураков Г. Наркомания: мифы и действительность М.: Медицина,1990. С. 13.

3 Герасимов Г.И. Поведение личности // Социология: краткий тематический словарь / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2001. С. 238.

4 Герасимов Г.И. Деятельность социальная // Социология: краткий тематический словарь / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2001. С. 234.

5 Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 15.

6 Харчева В. Основы социологии. М., 1997. С. 110.

34

средством выражения и развития знаний, умений, способностей личности. Эти функции слиты воедино в каждом акте человеческой деятельности. Первую из названных функций активности выполняет деятельность, вторую - поведение. Они являются двумя сторонами единой активности человека1.

Итак, в отличие от деятельности поведение не целенаправленно, оно ситуативно. Важнейшая особенность поведения по сравнению с деятельностью заключается в том, что оно носит личностный характер. Именно в поведении проявляется личность человека. Поведение - это осознанная или неосознанная реакция на внешние и внутренние изменения, оно не тождественно деятельности, так как является лишь внешне фиксируемой стороной деятельности, которая предполагает возможность свободного целеполагания2.

Социальное поведение представляет собой фундаментальную категорию социологической теории, используемую при изучении внешне выраженного взаимодействия индивида, группы индивидов, общества в целом с окружающей природной и социальной средой3. Это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей, возникающих в порядке реакции на окружающую социальную среду4.

Концепция социального поведения начала формироваться в 20-х гг. XX в. и развивалась в рамках позитивистской социологической ориентации. Данная концепция относится к эмпирическому направлению в социологии , которое стремиться создать научно точную социологию через выделение социального поведения как особого рода общественное явление, при этом под социальным поведением подразумевается определенная сторона деятельности и взаимодействия индивидов и социальных групп5. На основе парадигмы социального поведения развиваются концепции психологического редукционизма (социальное поведение сводится к психологическому) и теории обмена (социальный бихевиоризм и теория социального действия). Т. Парсонс, один из разработчиков концепции социального действия, рассматривал социальное поведение как неизбежно включающее ориентацию на ценности, подчеркивая нормативный аспект общественной жизни.

Функционализм и социальный бихевиоризм по-разному интерпретируют социальное поведение. Представители функционализма объясняют поведение как феномен, детерминированный социальной (и, в частности, ролевой) структурой общества. Американский социолог Р. Линтон определяет социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, как социальную роль. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса», то есть системы ролевых ожиданий, которые определяются данным статусом6. Н. Камерон, представитель социального бихевиоризма, требовавшего строить исследования поведенческих процессов на базе достижений психологии, попытался обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, считая психическое заболевание неправильным исполнением своих социальных ролей7.

В научной литературе выделяют следующие уровни социального поведения субъекта: поведенческие акты - это реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, специфические и быстро меняющиеся воздействия окружающей реальности;

привычные действия и поступки, основанием которых выступает достижение соответствия между социальной потребностью субъекта и социальной ситуацией. Действие - процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Поступок - это действие, которое воспринимается и сознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение субъекта к другим субъектам, человека к человеку, человека к группе;

системная последовательность действий и поступков в той или иной сфере жизнедеятельности, направленных на достижение не ситуативных, а отдаленных, проективных целей;

уровень целостного поведения личности, связанный с реализацией жизненных целей. Четвертый уровень полагается как высший, ориентированный на отыскание механизмов превращения идеального

1 Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 16.

2 Швырев В.С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 19.

3 Социологическая энциклопедия / Рук. ГЮ. Семигин. М., 2003. Т. 2. С. 197.

4 Волков Ю.Г Социология. Ростов н/Д, 2004. С. 198.

5 Харчева В. Основы социологии. М., 1997. С. 110.

6 Волков Ю.Г Социология. Ростов н/Д, 2004. С. 199.

7 Там же. С. 200.

35

в реальное1.

В научной литературе описано огромное количество путей развития аддиктивного или зависимого поведения, каждый из которых имеет определенные этапы. Так, например, эти пути при злоупотреблении подростками наркотическими и другими токсическими веществами (в том числе, алкоголя) были прослежены В.С. Битенским2.

Первый путь можно назвать пожсубстантным аддиктивным поведением. Молодые люди пробуют на себе действие различных токсических веществ, среди которых может быть выбрано наиболее привлекательное. Но злоупотребление может прекратиться и до такого выбора.

Второй путь - моносубстантное аддиктивное поведение. Молодые люди злоупотребляют только одним веществом. Чаще всего это обусловлено тем, что только к нему имеется доступ, но иногда они намеренно отказываются от других.

Этап первых проб служит началом аддиктивного поведения. Впервые пробуют какое-либо средство в компании или под влиянием приятеля. В большинстве случаев первым выбирается алкоголь, иногда курение гашиша или ингалянта, реже - препараты опия, стимуляторы или галлюциногены. Затем может последовать отказ от злоупотребления или повторная проба - нередко со все большей частотой или в определенном ритме. Причиной отказа могут служить неприятные ощущения, вызванные интоксикацией, или страх пристраститься к данному веществу, или угроза суровых наказаний.

Этап поискового «полинаркотизма» наступает именно тогда, когда вслед за первыми пробами следуют повторные. Попеременно употребляются то алкоголь, то токсические вещества, включая доступные наркотики. Обычно это происходит в компаниях, которые собираются не только для совместного их употребления. Психоактивные вещества в этих компаниях используются «для веселья», обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности и т. п. Предпочитается то из средств, которое обеспечивает бездумную коммуникацию. За пределами компании токсические вещества не употребляются.

Этап выбора предпочитаемого вещества завершает поиски. Подросток останавливается на одном из нескольких веществ и предпочитает только его. Но зависимости от предпочитаемого вещества еще нет. На данном этапе выявляется гедонистическая установка - желание получить определенные приятные ощущения.

Этап групповой психической зависимости может быть добавлен к предыдущим этапам. На этом этапе потребность в употреблении токсических или наркотических веществ возникает автоматически, как только собирается «своя» компания. Индивидуальная психическая зависимость еще отсутствует.

При моносубстантном аддиктивном поведении (второй путь развития аддиктивного поведения) молодой человек злоупотребляет только одним веществом. От первых случайных проб переходит к эпизодическому злоупотреблению. Постепенно формируется групповая психическая зависимость. В дальнейшем другие вещества используются как заменители избранного или для усиления его действия. Риск перехода аддиктивного поведения в болезнь (наркоманию, алкоголизм или токсикоманию) зависит от ряда факторов.

Другие исследователи3 рассматривают аддиктивное поведение наряду с беспризорностью, бродяжничеством, и деликвентным поведением (совершение проступков или мелких правонарушений, не влекущих за собой привлечения к уголовной ответственности) и относят его к отклоняющемуся или девиантному поведению.

1 Герасимов Г.И. Поведение личности социальное // Социология: краткий тематический словарь / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2001. С. 242.

2 ЛичкоА. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: Руководство. Л., 1991.

3 Лисецкий К.С., Литягина Е.В. Психология независимости. Самара, 2003. С. 7-8.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.