7. Полтерович В.М. Проблема формирования национальной инновационной системы // Экономика и математические методы. 2009. № 2. С. 3-18.
8. Рахманов М. Электроника России: «Восстановить нельзя похоронить» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2004/05/31/159471.
9. Рогов С.М. Россия должна стать научной сверхдержавой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youngscience.ru/pages/main/analitics/3969/index.shtml.
10. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2006.
11. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2009.
12. Россия и страны мира. М.: Росстат, 2010.
13. OECD in Figures 2009. OECD Countries, 2007 Gross Domestic Expenditure on R&D.
АЛЕКСЕЕВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - аспирант кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ALEXEEV MIKHAIL YURYEVICH - post-graduate student of Economics Theory Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 338(574)
А.А. БЕЙСЕНБАЕВ
МЕХАНИЗМЫ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Ключевые слова: механизм управления, модели механизмов развития, самоуправление, рыночные отношения.
Исследованы и обоснованы методические положения формирования и использования механизмов обеспечения перспективного развития регионов.
A.A. BEYSENBAEV MECHANISMS OF LONG-TERM DEVELOPMENT OF REGIONS OF REPUBLIC OF KAZAKHSTAN Key words: mechanism of management, model of mechanisms of development, selfmanagement, market relations.
Methodical positions of formation and use of mechanisms of maintenance of perspective development of regions are investigated and proved.
Первая группа механизмов государственного управления развитием регионов Республики Казахстан включает, кроме функций прогнозирования, программирования и планирования, функции учета, контроля и регулирования пропорций между различными видами процессов на региональном уровне, разнообразными отраслями, объемами движения финансовых средств, как направляемых на национальном уровне управления в качестве разнообразных налогов, так и оставляемых на региональном уровне управления, а также в распоряжении хозяйствующего субъекта.
Вторая группа механизмов управления должна разрабатываться и реализовываться в системе самоуправления, которая также имеет право формировать свою финансовую составляющую в общей сумме бюджетных средств, выделяемых для решения задач местного самоуправления.
Третья группа - это рыночные механизмы, регулирующие развитие различных отраслей, видов деятельности, процессов в регионе на основе таких рыночных составляющих, как спрос, предложение, инвестиционная привлекательность, конъюнктура рынка, конкурентоспособность товара, уровень развития инфраструктуры, потенциал природных ресурсов, стоимость рабочей силы на региональных рынках труда, тип ценовой конкуренции, отражающий степень развития рыночных отношений на этапе перехода к развитому постиндустриальному обществу [1].
Кроме того, механизмы государственного управления можно разделить на два вида по своему целевому назначению. Так, к первому виду можно отнести все государственные механизмы, контролирующие, планирующие и активизи-
рующие деятельность всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на региональных рынках с целью развития социально-экономических процессов на территории всех регионов и каждого в отдельности. Поэтому такие механизмы можно назвать общими, подразделяемыми по уровню охвата территории на национальные и региональные. Это разделение на два вида отражает также уровень государственного управления.
Ко второму виду следует отнести механизмы государственного управления хозяйствующими субъектами, находящимися в государственной собственности. Несмотря на то, что такие хозяйствующие субъекты находятся на локальном уровне управления, их нельзя отнести к первому виду, поскольку для таких предприятий производится двойное воздействие со стороны государственных механизмов управления.
Во-первых, государственные хозяйствующие субъекты являются самостоятельным сегментом рынка производителей и потребителей товаров, что в соответствии с маркетинговой терминологией, представляет собой отдельный клиентурный рынок для остальных участников рынка - хозяйствующих субъектов с частной и иностранной формами собственности. А, во-вторых, государственные механизмы управления направлены на социально-экономическое развитие, повышение конкурентоспособности каждого отдельно взятого (относительно самостоятельного) хозяйствующего субъекта на региональном рынке производителей продукции и услуг.
Государственные механизмы управления можно объединить с механизмами системы общественного (муниципального) самоуправления по набору непосредственно создаваемых и реализуемых механизмов стратегического развития, к которым относятся нормативно-правовой, экономический и социально-психологический механизмы.
Так, нормативно-правовой механизм государственного управления формируется на общенациональном и региональном уровнях управления и представляет собой комплекс нормативно-законодательных актов, создающих нормативноправовую базу для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятиями и регулирующих уровень налогов и объемов финансовых средств, необходимых для реализации функций государственного управления как на национальном, так и на региональном уровне.
Перечень задач, решаемых национальным и региональными нормативноправовыми механизмами, зависит от законодательно установленного распределения и делегирования полномочий на региональный уровень управления. Соотношение прав и обязанностей механизма того или иного уровня определяется степенью централизации/децентрализации функций государственного контроля, регулирования, программирования и планирования развития социально-экономических процессов в регионах, воздействия на рыночные отношения [2].
Система общественного самоуправления также имеет право формировать нормативно-правовой механизм на местном (муниципальном) уровне управления с целью создания источников привлечения средств в местный бюджет для выполнения задач и функций местного самоуправления, а также деятельности унитарных муниципальных хозяйствующих субъектов.
Отличие рыночных механизмов от остальных состоит в том, что в них отсутствуют нормативно-правовые элементы - методы формирования законодательной базы. Считают, что рыночные механизмы воздействуют на государственные посредством лоббирования интересов коллективно-долевого (частного) и иностранного предпринимательства, а также крупных корпораций в органах законодательной власти и местного самоуправления.
Однако механизмы государственного управления, самоуправления и рыночные обладают таким элементом в своих составах, как экономический, который может быть представлен соответствующими методами воздействия. И если в государственном и общественном экономических механизмах основу функционирования составляет нормативно-правовая база, отражающая необходимость создания и поддержания межрегиональных, межотраслевых и иных пропорций в социально-экономическом развитии, то экономический рыночный механизм складывается под влиянием спроса и предложения на конкретные виды продукции и услуги, конъюнктуры рынка и инвестиционной привлекательности. В этом случае основными показателями, регулирующими инвестиционные вложения в различные регионы, отрасли и конкретные виды деятельности, являются уровень рентабельности капитальных вложений, сроки окупаемости инвестиций и размеры налогообложения.
Таким образом, рыночные механизмы не могут существовать отдельно от государственных и общественных, поскольку налоговая система - это экономический механизм, который действует как элемент государственного управления общественного самоуправления.
В этой связи следует отметить, что развитие рыночных отношений и активизация перехода к ним экономики требуют взаимного признания правил и условий, создаваемых государственными механизмами и механизмами общественного самоуправления в регионах, а также стихийно формируемых рыночных механизмов.
Начиная с определенного этапа развития рыночных отношений только государственные механизмы управления перспективным развитием регионов устанавливают правила и законы против мошенничества, картелей, а также определяют требования к качеству продукции и услуг, системы измерения, что в конечном итоге обеспечивает функционирование рынков. В рыночных отношениях предпринимательская инициатива принадлежит частным лицам, цены определяются под непосредственным влиянием объемов спроса и предложения на тот или иной вид товара, а результаты экономической деятельности практически не прогнозируются, тем более с высокой степенью вероятности и достоверности [3].
Однако представление рыночных процессов как простейших и примитивных, абсолютно непредсказуемых, по мнению специалистов, пропагандирующих развитие рыночных отношений в странах Европы, Азии, находящихся в транзитивном состоянии, свидетельствует о поверхностном понимании того, что составляет основу цивилизации промышленно развитых стран и обеспечивает прогресс.
В настоящее время существуют две основные наиболее распространенные модели механизмов социально-экономического развития. Первая модель -это европейская экономическая и социальная (социально-экономическая) модель. Вторая - американская модель, которую можно назвать англо-американской, поскольку кроме Соединенных Штатов Америки используется и на территории Великобритании.
Европейская социально-экономическая модель формирования и функционирования государственных механизмов регулирования рыночных отношений имеет две формы, или два варианта - французский и германский. Отличительными особенностями французской модели являются существенное вмешательство государства в экономику страны и высокий уровень государственного регулирования рыночных отношений в регионах. Однако результатом функционирования государственных механизмов служит довольно высокая эффективность французской экономики в период 1990-2006 гг.
Основным принципом перспективного развития в модели во французском варианте является статизм, под которым автор понимает стабилизацию социально-экономических процессов на каком-то определенном и неизменном в течение установленного периода уровне. С точки зрения стратегического планирования цели стабилизации не являются стратегическими, а следовательно, не могут считаться целями развития. Такая ситуация, по представлению автора, может привести к ухудшению социально-экономической ситуации.
Второй вариант европейской экономической модели формирования государственных механизмов - германский - базируется на принципе корпоратизма. Эту модель нельзя отождествлять с антикапиталистической, однако концепция капитализма по-немецки, которую называют рейнским капитализмом, предполагает ограничение конкуренции с помощью государственных механизмов, благосклонное отношение к картелям и высокий уровень государственного регулирования рыночных отношений. Такая модель также получила название социального рынка, стала основой для широкого проникновения государственных механизмов в социально-экономическую деятельность и обоснования осуществляемых высоких государственных расходов.
Основной отличительной характеристикой этого варианта модели является наличие прямо пропорциональной зависимости между степенью охвата государственными механизмами задач регулирования социально-экономического развития региона и объемами государственных расходов, которые, в свою очередь, являются результатами действия нормативно-правового и экономического механизма, в том числе и налогового.
Таким образом, применение модели социального рынка позволяет гражданам Федеративной Республики Германия получать более высокие социальные выплаты, превышающие уровень, который считается нормально приемлемым для так называемой «сетки безопасности». Под сеткой безопасности следует понимать систему социальных выплат, гарантий государства, направленную на защиту, поддержание и помощь малоимущим слоям и группам граждан. В Германии делаются попытки сокращения государственных расходов, но, в общем, продолжается сопротивление предпринимаемым мерам по ограничению расходов на социальные выплаты.
Как французский, так и германский варианты европейской экономикосоциальной модели противостоят англо-американской модели, которую внедрила Америка и в значительной мере Великобритания после 1979 г.
Отличительной характеристикой англо-американской модели формирования государственных механизмов регулирования рыночных отношений и уровня социально-экономического развития регионов является, прежде всего, высокая степень дерегулирования рынков труда. Европейская же модель, наоборот, ориентирована на создание с помощью государственных механизмов рабочих мест в административно-территориальных образованиях.
Однако исследование результатов предпринимаемых Францией и Германией социально-экономических программ и стратегических планов повышения занятости населения на основе ограничения рабочего времени занятых в процессе производства продукции и услуг показало, что, несмотря на сокращение среднего числа отработанных часов, уровень безработицы в обеих странах практически не изменился и остается очень высоким, а в некоторых регионах он даже вырос.
Литература
1. Береснев В.Л., Лавлинский С.М., Суспицын С.А. Модели индикативного планирования развития ресурсных регионов // Регион: экономика и социология. 2008. № 4. С. 15-32.
2. Будагов А.С. Особенности рационализации элементного взаимодействия системы управления инновационными и инвестиционными процессами регионов: препринт. СПб.: Диалог, 2008.
3. Кенжегузин М.Б. Казахстанская модель устойчивого экономического развития: научные основы построения и реализации // Проблемы устойчивого экономического развития в условиях глобализации. Т. 1. Алматы: ИЭ МОН РК, 2003. С. 15-51.
БЕЙСЕНБАЕВ АСКАР АСАНОВИЧ - кандидат экономических наук, докторант, Институт проблем региональной экономики Российской академии наук, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
BEYSENBAEV ASKAR ASANOVICH - candidate of economics sciences, doctoral candidate, Regional Economy Problems Institute of Russian Academy of Sciences, Russia, St. Petersburg.
УДК 338.2+338.24.01
Д.В. БОБИН, В.В. НИКИТИН
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ*
Ключевые слова: энергоэффективность, социально-экономическая система, моделирование, системно-квалиметрический подход.
Предложена социально-экономическая трактовка понятия энергоэффективности. Моделирование региональной социально-экономической системы основано на рассмотрении ее как многопараметрической целенаправленной системы. Для оценки энергоэффективности региона был использован системно-квалиметрический подход.
D.V. BOBIN, V.V. NIKITIN POWER EFFICIENCY OF THE REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS
Key words: power efficiency, regional social and economic system, modeling, systemic and quail-metric approach.
Social and economic interpretation of the power efficiency concept is offered. Modeling of the regional social and economic system is founded on it’s consideration as a multivariable goal-directed system. For estimation of the regional power efficiency was used the systemic and quail-metric approach.
Проблема повышения энергоэффективности и задача перевода экономики России на энергосберегающий путь развития входят в пятерку приоритетных направлений, обозначенных Президентом Д.А. Медведевым. Решение этой проблемы имеет важное значение для повышения конкурентоспособности и безопасности, а также для снижения энергоемкости национальной экономики, которая на сегодняшний день в несколько раз выше, чем в развитых странах.
Энергоэффективность следует рассматривать как особое комплексное свойство экономики, затрагивающее её производственную и непроизводственную сферы, характеризующее способность производить и реализовывать разнообразные конкурентоспособные ресурсы и эффективно их использовать. Повышение энергоэффективности является условием интенсивного развития экономики, тогда как рост ВВП за счет увеличения объемов потребления топливно-энергетических ресурсов является примером экстенсивного развития. В этом значении энергоэффективность называют пятым видом топлива. Её освоение может обойтись в несколько раз дешевле (по оценкам ЦЭНЭФ, в три раза [8. С. 6]) наращивания производства энергоресурсов. Реализовав потенциал повышения энергоэффективности, можно уменьшить объем используемых энергетических ресурсов примерно на 45% при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Высокая энергоэффектив-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 11-06-00066а).